Глава IX. Переход к новому времени 1. Раскол папства События бурного понтификата Бонифация VIII (1294–1303) на заре XIV столетия готовили сцену, на которой развернется история папства в позднем Средневековье. Вполне приемлемым кажется определение всего периода как «лебединой песни» средневекового папства 804 . Драматическое столкновение между папой и французским королем Филиппом IV Красивым имеет все признаки переломного момента: этот конфликт значительно подорвал авторитет и доверие к Риму. Фактически эта первая конфронтация между молодым монархическим государством и позднесредневековым папством приведет к крушению прежней григорианской системы управления. Курс папской дипломатии изменится радикально. В этом смысле происшедший конфликт обозначил разлом в истории папства. Дни «имперского» папства как важной международной силы были, так или иначе, сочтены, особенно после грубого физического насилия, учиненного над папой в Ананьи (1303). Строго говоря, это столкновение уходило корнями в предшествующую эпоху, поскольку во второй половине XIII века папство оказалось под светской властью честолюбивого Карла Анжуйского. Одним словом, задолго до событий в Ананьи римская курия попала в зависимость от французской королевской династии. (Мы уже отмечали в одной из предыдущих глав, проанжуйская политика папы в итоге окажет решающее воздействие на мертворожденную Лионскую унию.) Конечно, растущие амбиции правителей и их секулярные политические представления нельзя назвать совершенно новым явлением, однако отличие в том, что такие идеи, как светский суверенитет, статизм и антиклерикализм, впервые отчетливо были озвучены именно в XIV столетии 805 . Хотя столкновение между Филиппом IV и папой Бонифацием сравнимо по накалу с более ранним конфликтом между Григорием VII и германским императором Генрихом IV, вызвано оно было совсем другими причинами. То же можно сказать и о непосредственном поводе для раздора, – о праве короля судить духовенство и взимать с него налоги как во Франции, так и в Англии.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Mejendor...

Енё Гергей Путь пап от Авиньона до Констанца. Папство в период позднего средневековья (XIV–XV вв.) В связи с разложением средневекового общества папству пришлось отказаться от политического и идеологического универсализма над христианским миром. В рамках развивавшихся сословных монархий родился носитель национальной идеи – буржуазия, экономическое развитие которой дало о себе знать во всем обществе, а также в сфере идеологии и общественного сознания. На заре новой эпохи папство, находившееся в подчинении у французской политики, также обуржуазивается. Григорианское папство реализовывало внутрицерковный абсолютизм путем подчинения себе светской власти. Авиньонские же папы 1305–1377 годов соединили идею папства-чиновника с папством-банкиром. Источником их светской власти станет не политическая, а экономико-финансовая деятельность, которая не знает ни государственных, ни даже идейно-идеологических границ, ни тем паче религиозно-моральных препон. После Авиньона, означавшего не плен, а защиту, папство, вовсе не желающее порвать с эпохой средневековья, теряет свой универсальный характер и внутри церкви, более того – свою абсолютную власть. Папа как церковный монарх вынужден действовать в соответствии с законами сословного общества, подобно светским правителям. Возможность временно осуществить внутрицерковную сословность предоставил Великий западный церковный раскол, когда в духе конциляризма, возникшего из соединения народовластия и принципа сословности, собрание вселенской церкви было поставлено над папой. Авиньонские папы на службе французского короля После смерти Бонифация VIII в Риме вновь вспыхнула борьба между семействами Орсини и Колонна. Новый папа Бенедикт XI (1303–1304), бывший до восшествия на престол доминиканским монахом, не смог сохранить равновесие в условиях борьбы различных интересов. Он снял с Филиппа IV анафему и окончательно примкнул к Франции. Римляне, по всей вероятности, были не в восторге от нового поворота и, подстрекаемые Орсини, изгнали папу, который перенес свою резиденцию в Перуджу.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/isto...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла APPROBATIO [лат.- признание, утверждение, согласие], понятие в католич. каноническом праве, подразумевающее одобрение определенных действий, как правило утверждение церковным вышестоящим лицом действий своего подчиненного. В ср. века термин «А.» соотносился с практикой обязательного утверждения папой Римским кандидатуры избранного курфюрстами нем. короля и императора (избранный нем. король получал сан императора при коронации папой). Иннокентий III в декреталии «Venerabilem» (1202), вошедшей в офиц. свод канонического права Liber Extra (1234; см. Декреталии Григория IX ), сформулировал понятие «А.» как право понтифика проверить, достоин ли избранный король или император быть облеченным столь высоким саном. Окончательно теория о необходимости папской А. оформилась при Бонифации VIII , во 2-й пол. XIII в., в условиях ослабления центральной власти в Германии. Согласно этой теории, не признанный папой нем. король именовался «rex Alemanniae» (король Алеманнии) или «in Romanorum regem electus» (избранный королем римлян), папская же А., имевшая обязательную юридическую силу, давала ему статус «Romanorum rex» (король римлян) со всей полнотой власти в империи (до имп. коронации мог употребляться только термин «regnum» - королевство, но не империя). Однако из-за политического ослабления папства в период «Авиньонского пленения пап» в XIV в. и оппозиции герм. императоров (особенно Людвига Баварского (1314-1347)) и нем. князей эта теория не нашла практического применения: в 1338 г. курфюрсты признали за избранным королем титул «rex Romanorum» и всю полноту королевской власти без к.-л. папской А.; эти положения были подтверждены в «Золотой булле» (1356) герм. имп. Карла IV, регламентировавшей выборы нем. короля. Как утверждение к.-л. действий или документов для придания им законной силы существует А.: а) статутов и постановлений. Решения кафедрального капитула утверждаются епископом (CIC can.

http://pravenc.ru/text/75778.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АВИНЬОНСКОЕ ПЛЕНЕНИЕ ПАП (1309-1377), распространенное название периода в истории папства, восходящее к Петрарке . Почерпнутая им из Свящ. Писания метафора «вавилонского пленения» поначалу выражала недовольство патриотически настроенных итальянцев пребыванием папы во Франции, засильем французов в Римской курии , а в позднейшей историографии - негативную оценку этого периода в целом, ныне пересмотренную. Инициированное франц. кор. Филиппом IV смещение папы Бонифация VIII в 1303 г. открыло новую эпоху в истории католич. Церкви, характеризующуюся постепенным ограничением папской власти над национальными Церквами и расширением власти европ. монархов. Тем не менее переезд пап в г. Авиньон (Юж. Франция) нельзя расценивать однозначно как капитуляцию перед франц. королем. Ориентация на Францию наметилась еще ок. сер. XIII в. в ходе борьбы папства с Римско-Германской империей , когда папа Урбан IV передал корону Сицилийского (Неаполитанского) королевства (до того принадлежавшего Штауфенам ) Карлу Анжуйскому, брату франц. короля. В XIII в. во Франции учились многие куриалы и кардиналы, в т. ч. буд. папы. Большинство пап-неитальянцев происходили именно из Франции, откуда с XIII в. поступала и значительная часть папских доходов. В сфере франц. влияния, в Лионе, состоялись два из трех «вселенских» Соборов католич. Церкви XIII в. (см. Лионские Соборы ). Избранный папой в 1305 г. архиепископ Бордо (папа Климент V ) не решился ехать в Рим из соображений безопасности и без всякого принуждения со стороны короля остался во Франции, с 1309 г. находясь в Авиньоне. При нем кардиналы-итальянцы составили уже меньшинство в Римской курии. Окруженный принадлежавшим папе с 1274 г. графством Венессен и владениями дружественной папе Анжуйской династии, Авиньон имел ряд преимуществ перед Римом: в нем отсутствовали влиятельные кланы знати и богатые, юридически самостоятельные и сплоченные в общину горожане, к-рые могли бы вмешиваться в политику папы, теперь находившегося на безопасном удалении также от римско-герм. императоров. Если прежде, начиная со 2-й пол. XI в., папы ввиду внешней и внутренней угрозы нередко покидали Рим и это затрудняло работу курии, не позволяло создать эффективный адм. и финансовый аппарат, то в Авиньоне, при длительном пребывании в нем, папы сумели упрочить централизацию Церкви, сосредоточить в своих руках значительные финансовые ресурсы.

http://pravenc.ru/text/62770.html

На заседаниях A. publica, сформировавшейся к XII в. как один из отделов папской канцелярии, оглашались все исходившие из курии документы: папские постановления (constitutiones) различного характера, судебные решения и судебные вызовы A. sacri palatii и A. litterarum contradictarum, а также предварительные (до буллирования) варианты грамот (litterae), выдававшиеся курией по требованию заинтересованных лиц (в основном рескрипты, касающиеся делегирования судебных процессов, а также грамоты, подтверждающие обладание правами и привилегиями, бенефициями, имуществом или принятие под защиту понтифика крестоносцев и паломников, и т. д.). Когда у тех, кому предназначались эти грамоты, не было возражений, документы передавались в канцелярию для буллирования. Если же просителей не устраивало что-либо в содержании грамот (гл. обр. возражения выдвигались против личности делегированного судьи, места и условий проведения процесса, а также в случае нахождения просителя под отлучением или при сокрытии информации об одновременном слушании дела в др. суде и т. д.), они могли во время заседания A. publica заявить протест через своего представителя (прокуратора). Тогда грамота откладывалась и поступала на рассмотрение в A. litterarum contradictarum, к-рая возникла в ходе реформ папской канцелярии при Иннокентии III (1198-1216), выделившись из связанной с ней по роду деятельности A. publica. Спорный вопрос разбирался в присутствии прокураторов обеих сторон под председательством аудитора (auditor litterarum contradictarum). По итогам разбирательства протест мог быть отклонен как необоснованный или из-за недостаточных полномочий прокуратора, и тогда грамота в прежнем виде отдавалась на буллирование. Если же протест был принят, грамота объявлялась недействительной (кассировалась), составлялась другая с учетом требований сторон. Также, не уничтожая первоначальной грамоты, аудитор от своего имени мог выдать просителям особую грамоту (cautio или littera conventionalis), где содержались условия, выработанные на основе соглашения сторон, при выполнении к-рых первоначальная грамота вступала в силу. Подобные документы, выдававшиеся в массовом порядке и не требовавшие непосредственного участия папы (хотя могли быть и исключения), составлялись по специальным формулам. Сборники этих формул - формулярии (formularium litterarum contradictarum) приобрели законченный вид ок. 1301-1303 гг. при Бонифации VIII . Несмотря на кажущуюся узость круга рассматриваемых дел, A. litterarum contradictarum являлась одним из важных инструментов усиления папской власти в католич. Церкви.

http://pravenc.ru/text/76812.html

Человеческие жертвоприношения у древних славян Скачать epub pdf Исторические сведения о жертвоприношениях у древних славян и других языческих народов О человеческих жертвоприношениях у славян имеется довольно много сведений в разнородных источниках. В самых ранних из них говорится об умерщвлении женщин при похоронах мужчин. Об этом красочно писал ещё в VI в. Маврикий. О таком же обычае упоминал св. Бонифаций в VIII в., подробно его описывали арабские писатели IX–X вв. (Мишулин А.В., 1941, с. 253; Котляревский А.А., 1868, с. 43–60). Добровольное умерщвление славянских женщин Масуди в «Золотых лугах» объясняет тем, что «жёны пламенно желают быть сожжёнными вместе со своими мужьями, чтобы вслед за ними войти в рай» (Гаркави, 1870, с. 129). По-видимому, кроме такого желания женщин, в осуществлении этого обряда сказывалось поклонение умершему, принесение ему жертвы наряду с другими дарами, например, перечисленными Ибн Фадланом при описании похорон руса – оружием, собакой, двумя лошадьми, коровами и т.д. (1939, с. 81–82). Масуди писал, что славяне не только сжигают своих мертвецов, но и чтут их (Гаркави, 1870, с. 36). Человеческие жертвы у западных славян описаны немецкими хронистами XI–XII вв., бывшими современниками и участниками событий. В «Хронике» Титмара Мерзебургского говорится, что у славян «страшный гнев богов умилостивляется кровью людей и животных» (Фамицын А.С, 1884, с. 50). По Гельмольду, славяне «приносят богам своим жертвы волами, и овцами, а многие и людьми-христианами, кровь которых, как уверяют они, доставляет особенное наслаждение их богам». Святовиту ежегодно приносят в жертву «человека-христианина, какого укажет жребий» (Гельмольд, 1963, с. 129). Особенно увеличивалось число христиан, принесенных в жертву, при восстаниях славян, например, когда в 1066 г. ободриты принесли в жертву епископа Иоанна и многих священников (Гельмольд, 1963, с. 65–78). Помимо христиан, приносили в жертву и детей. В «Житии Оттона Бамбергского» говорится, что в Поморье «женщины предают смерти новорожденных девочек» (Котляревский А.А., 1893, с. 341). Сведения о человеческих жертвоприношениях у восточных славян также вполне определённы, повторяются в разных источниках и их вряд ли можно рассматривать как наветы и пропаганду против язычества.

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

191. БОНИФАЦИЙ VIII Римские Папы. Список 191. БОНИФАЦИЙ VIII. 1294— 1303. Бенедетто Каэтани из Ананьи. Юрист, апостольский нотариус и консисторский адвокат. Был кардиналом. Человек сильной руки, предусмотрительный, заботившийся как о своих личных интересах, так и об интересах апостольской столицы. Некоторые историки говорят, что в момент своего избрания папа был уже стариком, но осмотр его останков, произведенный во время обновления гробницы, показал, что папа Каэтани умер во цвете лет: ему было немногим более пятидесяти. Программа его деятельности охватывала упорядочение отношений в папском государстве и восстановление папских прерогатив в соответствии с принципами, провозглашенными Григорием VII и Иннокентием III. В Риме главными противниками Бонифация VIII были два кардинала — Джиакомо и Пьетро Колонна, которые обвинили папу в симонии, непотизме и деспотическом стиле правления. Применив по отношению к обвинителям простую, но эффективную политику репрессий, папа Бонифаций начал с изолирования своего предшественника, Целестина V, который в глазах народа был живым символом Евангелия бедных. Затем он проклял и отлучил от церкви обоих кардиналов, братьев Колонна, союзниками которых были радикальные монахи-францисканцы — спиритуалы. Организованный папой «крестовый поход» против Колонна, которые не признали анафему, разрушил до основания твердыню этого рода — Палестрину. Наконец, острие папской политики повернулось против спиритуалов и родственного им движения апостольских братьев. Папа отстранил от должности генерала францисканцев Раймонда Гофреда, а также приказал святейшей инквизиции истреблять всех, кто провозглашает превосходство людей, обрекающих себя добровольно на бедность, над остальным духовенством, живущим с доходных бенефициев. Бонифаций VIII не пренебрег также и политической деятельностью на арене всей христианской Европы, поскольку, как он говорил, «папа в качестве викария всемогущего бога приказывает монархам и королевствам, обладает верховной властью над всеми людьми».

http://sedmitza.ru/lib/text/442481/

В период пребывания в Монпелье А. из В. сблизился со спиритуалами и бегинами (см. Бегинки ), под влиянием к-рых создал неск. произведений в духе апокрифических и эсхатологических идей иоахимитов : «Philosophia catholica» (Католическая философия, 1302) и «Informatio Beguinorum» (Наставление бегинам; не позднее авг. 1305). По словам А. из В., бегины как ученики Христовы, каковыми они себя провозглашали, должны в своей жизни следовать 4 добродетелям: совершенной бедности («ничего не иметь и не желать иметь»), полнейшему смирению, любить Бога и сохранять целомудрие. Требование вернуться к апостольской бедности было для А. из В. прежде всего средством борьбы с католич. Церковью, ставшей, по его терминологии, «плотской», погрязшей в пороках и лицемерии. В трактатах «De tempore adventus Antichristi» (О времени пришествия Антихриста, 1297) и «Expositio super Apocalipsi» (Комментарий к Апокалипсису, ок. 1300) А. из В. предсказывал неизбежную гибель мира и появление антихриста , олицетворявшего для него те силы, к-рые противостоят католицизму. Идеи, изложенные в трактатах, дали повод обвинить А. из В. в безбожии и богохульстве как автора оскорбительных для Церкви сочинений. А. из В., прибывшего в Париж по настоянию кор. Арагона Хайме II, привлекли к судебному разбирательству, его сочинения были осуждены и преданы огню (1300). С жалобой на решение суда А. из В. обратился к папе Бонифацию VIII и был оправдан. В 1304 г. А. из В. стал личным врачом папы Бенедикта XI , а после его смерти - Климента V (с 1308). В 1309 г. неск. парижских теологов вновь выступили против таких тезисов А. из В., как предсказание неизбежной борьбы с католич. Церковью и последующего конца света, отрицание божественного происхождения (наития) папских булл и канонических установлений, к-рые А. из В. называл «сугубо человеческими произведениями». При поддержке папы и коронованных особ, пользовавшихся его медицинскими услугами, А. из В. удалось избежать обвинения. Но в 1311 г., по возвращении во Францию, его преследованием занялась инквизиция , и А. из В. был вынужден бежать на Сицилию. По дороге в Авиньон к больному папе Клименту V он заболел и умер. После его смерти трибунал в Тарасконе в резкой форме осудил его учение (1316). В эпоху Возрождения за А. из В. закрепилась слава мага, прорицателя и алхимика - ему приписывалось ок. 30 сочинений такого рода.

http://pravenc.ru/text/76146.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БЕНЕДИКТ XI (1240, Тревизо - 7.07.1304, Перуджа), папа Римский (22 окт. 1303 - 7 июля 1304). После смерти Бонифация VIII кардиналы единогласно (за исключением отлученных Джакомо и Пьетро Колонна) избрали папой Николá Боккасини, кардинала-епископа Остии, к-рый занял папский престол под именем Бенедикта (в честь мирского имени Бонифация VIII - Бенедетто). Б. род. в семье небогатого нотария; вступил в юности в доминиканский орден, изучал и преподавал теологию, составил комментарии к псалмам, Книге Иова, Евангелию от Матфея и Откровению св. Иоанна Богослова. В 1286 г. Б. был избран провинциалом Ломбардии, а затем генеральным магистром доминиканского ордена (1296). За оказанную помощь в борьбе с семейством Колонна и францисканцами- спиритуалами папа Бонифаций VIII возвел Б. в кардиналы (1298). В 1301 г. он был послан папой в Венгрию для поддержки Карла I Роберта (Карлоберта) в его претензиях на трон. Б. был рядом с Бонифацием VIII в момент нападения на него людей франц. кор. Филиппа IV Красивого в Ананьи. На папском престоле Б. стремился к всеобщему примирению. Он старался разрешить конфликт с семейством Колонна, сняв с них отлучение, частично возвратив им конфискованное его предшественником имущество и должности. Б. отменил буллу своего предшественника «Super cathedram» (1301), ограничивавшую право нищенствующих монахов проповедовать и принимать исповедь, и буллу «Clericis laicos» (1296), запрещавшую светским властям взимать налоги с духовенства без согласия Рима; продолжил гонения на францисканцев-спиритуалов. Однако основной проблемой оставались отношения с кор. Франции Филиппом Красивым, к-рый требовал созыва собора для осуждения покойного Бонифация VIII. В марте 1304 г. Б. освободил Филиппа IV от отлучения и простил всех участвовавших в нападении на Бонифация VIII в Ананьи, кроме Гийома де Ногаре и Шарра Колонна. Устранив т. о. угрозу немедленного созыва собора, Б. объявил Гийома де Ногаре и его сообщников преступниками и повелел им явиться для суда в Рим. Внезапная болезнь папы помешала осуществлению его планов: Б. умер в Перудже от острой дизентерии (по др. сведениям, был отравлен Ногаре); погребен там же в ц. Сан-Доменико. В 1773 г. причислен Климентом XII к лику блаженных (пам. 7 июля).

http://pravenc.ru/text/78046.html

193. КЛИМЕНТ V Римские Папы. Список 193. КЛИМЕНТ V. 1305—1314. Раймон Бертран де Го. Происходил из Гасконии (Франция). Был каноником в Бордо, генеральным викарием Лиона, затем папским капелланом и архиепископом Бордо. В результате резких споров между сторонниками Колонна, Орсини и других родов римской аристократии конклав, собравшийся в Перудже после смерти Бенедикта XI, продолжался 11 месяцев. Перевесили голоса французских кардиналов и поддержка Орсини. Сразу же после избрания папа удивил выборщиков, решив провести свою коронацию в Лионе в присутствии Филиппа Красивого и других французских владык. Климент V после нескольких лет колебания поселился окончательно в Авиньоне, небольшом городке, расположенном на левом берегу Роны. Здесь был построен для папы роскошный дворец. Вслед за папой в Авиньон переехала курия, насчитывавшая тогда более 4000 чиновников. Они построили для себя виллы и дворцы по обоим берегам Роны. Авиньон служил папству в качестве столицы западного христианства в течение 70 лет, которые сравниваются с 70 годами вавилонского плена. Аналогия не была удачной, поскольку папы добровольно оставили не подчинявшийся им Рим, но по-прежнему продолжали считать себя преемниками св. Петра. Между Авиньоном и Римом поддерживались свободные контакты. Папские легаты за неполную неделю доезжали до Рима через Марсель, а далее морским путем до Остии или Корнето — римских портов. В Вечном городе духовную опеку над верующими осуществляли епископы окрестных епархий. Административная власть находилась в руках раздираемого внутренними распрями сената, который редко мог совладать с хаосом и бандитизмом, терзающими как жителей города, так и многочисленных паломников, все еще приходивших к апостольским могилам. В политических делах Климент V шел на поводу у короля Франции. Он начал с отмены буллы Бонифация VIII «Unam sanctam», а затем созвал во Вьенне на Роне Вселенский собор (1311 — 1312), программа которого была сконцентрирована на трех проблемах: рассмотрение дела ордена тамплиеров, подготовка нового крестового похода и осуждение тезиса о «христианской бедности», пропагандируемого францисканскими спиритуалами.

http://sedmitza.ru/lib/text/442487/

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010