Сщмч. Ермоген среди избранных святых. Икона. 10-е гг. ХХ в. (частное собрание) Е. как исповедника началось при его жизни. В грамоте Первого ополчения от апр. 1611 г. патриарх назван «новым исповедником», «вторым великим Златоустом», «истины обличителем» (СГГД. Ч. 2. 251). О Е. как о «твердом адаманте и непоколебимом столпе» писал в грамоте прп. Дионисий (Зобниновский) в июне 1611 г. (ААЭ. Т. 2. 190). В тех же и схожих выражениях Е. характеризуется в «Новой повести о преславном Российском царстве», созданной в кон. дек. 1610 или в февр.-марте 1611 г. (БЛДР. Т. 14. С. 158, 160, 162, 166, 168). Самый неблагоприятный среди рус. источников отзыв о Е. содержится в Хронографе 1617 г. (по мнению Кедрова, автором части Хронографа 1617 г., в к-рой говорится о Е., был протопоп Благовещенского собора Терентий, автор посланий Лжедмитрию I и патриарху Игнатию, а также «Повести о видении некоему мужу духовну», лишенный Е. своей должности и получивший ее обратно в нояб. 1610 по указу кор. Сигизмунда III). В этом сочинении о патриархе сообщается, что он был «нравом груб и бывающим в запрещениях косен к разрешениям», «к злым же и благим не быстро распрозрителен», «ко лстивым паче и лукавым прилежа и слуховерствователен бысть». В Хронографе 1617 г. упоминается о неприязни Е. к царю Василию Шуйскому, что кажется невероятным при сопоставлении этого сообщения с многочисленными свидетельствами поддержки, к-рую Е. неизменно оказывал царю Василию, с высокой оценкой патриархом Шуйского, отразившейся в грамотах, к-рые были написаны не только тогда, когда последний был царем, но и после его свержения. Современники не доверяли сведениям Хронографа 1617 г. о патриархе-мученике. П. Г. Васенко обнаружил в одном из списков Степенной книги (ркп. датируется 20-30-ми гг. XVII в.) текст с заголовком «О Ермогене патриархе. Се списание малое некто от мятежник написа, хулу и ложь сказуя в истории сей о нем... Во многих се неправое писание распростреся, но несть истине». Текст является возражением на характеристику, данную Е. в Хронографе 1617; по мнению Васенко, автор хорошо знал патриарха или писал со слов людей, знавших Первосвятителя. Книжник высоко оценивает душевные и духовные качества патриарха, как главные добродетели отмечает милосердие к страждущим, к-рых было немало в Смутное время, строгость к себе и к пастве: «Бе же ему и обычай, яко прикрут в словесех и в возрениих, но в делех и в милостех ко всем един нрав благосерд имея, и питая всех на трапезе своей часто, и доброхотный злодея своя, добре изобилуя пищею и питием, и неоскудно им подаваше многу милостыню, и нищим и ратным людем и одежда и обуви многим ограбленным, творя по вся часы, и на раны им и на исцеление много злата и сребра». Патриарх часто звал к себе на обед «некоих бо от неосвещенных, иже заутра лающих его» и оставался глух «противу лаяния их» ( Васенко. 1901. С. 138-145).

http://pravenc.ru/text/190175.html

С. 155-156). Особое внимание П. Л. уделил строительной деятельности святителя, подробно рассказал о событиях последнего года жизни архиеп. Евфимия II и о его кончине. Первоначальная Пахомиевская редакция Жития содержала характерное для П. Л. предисловие, основную часть, 5 посмертных Чудес и заканчивалась Похвалой святителю, за к-рой в одном из списков размещалось послесловие автора (РНБ. Погод. 851. Л. 358 об., по указанию Яблонского). Вскоре после создания Жития др. книжником к нему было добавлено еще одно посмертное Чудо, причем его автор сообщал о П. Л. как о своем современнике, т. е. последний к работе над текстом более не возвращался (см.: Ключевский. 1871. С. 153-154; Яблонский. 1908. С. 80-83). Житие в варианте с дополнительным Чудом было включено в ВМЧ; в XVI в. к этому тексту были добавлены еще 5 посмертных Чудес. На основе сочинения П. Л. создавались др. редакции: 2-я, по классификации Яблонского (составлена с привлечением летописного материала и не имеет описания Чудес), и проложные. Списки Пахомиевской редакции Жития немногочисленны, списков XV в. не выявлено (см. перечень: Яблонский. 1908. С. 83. Примеч. 3). Житие прп. Кирилла Белозерского Для создания Жития преподобного П. Л. по поручению вел. кн. Василия II Васильевича и благословению митр. Феодосия (1461-1464) побывал в Кирилловом Белозерском монастыре, о чем сообщает в предисловии. Заказ на создание Жития, как предполагают исследователи, объяснялся благодарностью вел. князя за оказанную ему в мон-ре поддержку, к-рую он получил в 40-х гг. XV в., когда был лишен Дмитрием Шемякой великого княжения и сослан в Вологду (см.: БЛДР. 1999. Т. 7. С. 508). П. Л. указал также, что Житие создавалось по настоянию прп. Кассиана, бывшего тогда игуменом Кириллова мон-ря. В связи с тем что значительную часть текста занимают монастырский устав и обсуждение вопроса монастырского землевладения, еще одной причиной создания Жития называют стремление братии зафиксировать уклад жизни монашеской общины, установленный прп. Кириллом.

http://pravenc.ru/text/Пахомием ...

Принятые сокращения БЛДР Библиотека литературы Древней Руси Библейская энциклопедия Всемирная история Великие Минеи-Четьи Государственный исторический музей Иудейская война Иудейские древности Избранные жития святых Известия Отделения русского языка и словесности Летопись занятий постоянной Историко-археографической комиссии Академии наук Многоценная жемчужина Мифы народов мира Минея праздничная Минея служебная Общество любителей древней письменности Повесть временных лет Памятники древней письменности. Памятники древней письменности и искусства Памятники древней христианской письменности Памятники литературы Древней Руси Полное собрание русских летописей Российский государственный гуманитарный университет Российская государственная библиотека Русская историческая библиотека Российская национальная библиотека Русский филологический вестник Славянские древности Словарь древнерусского языка Словарь книжников и книжности Древней Руси СлРЯ XI-XVII вв. Словарь русского языка XI-XVII вв. Славянская Синодальная Библия Сборник Отделения русского языка и словесности АН Советская этнография Толковая Библия Требник Триодь Цветная Труды Отдела древнерусской литературы Тр.КДА Труды Киевской Духовной Академии Успенский сборник Философский энциклопедический словарь «Хроника» Георгия Амартола The Septuagint with Apocryphä greek and english. Sir Lancelot C. L. Brenton. Michigan, 1982. Paylys Real-Encyclopädie der classischen altertumswissenschaft. Unter mitwirkung zahlreicher fachgenossen herausgegeben von Georg Wissowa. Stuttgart, 1894-. Biblia sacra Vulgata. Stuttgart, 1983. Читать далее Источник: Палея толковая/Москва: Согласие, 2002. - 648 с. ISBN 5-86884-100-X Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/paleja-...

Стб. 68), послав «злато къ патриарху въ Ц()с(а)рьградъ» ( Лосева. 2009. С. 423) - очевидно, для посмертного поминовения. Вскоре после постройки Десятинной церкви Киевский кн. Владимир Святославич перенес туда тело О., «въложь въ раку дрвяную» (Там же. С. 423), к-рая в дальнейшем была заменена на «гробъ каменъ малъ» ( Шахматов. 2014. С. 344). Где именно помещался «гробъ», в крипте или в основном объеме храма, как рака св. кн. Владимира Святославича, не уточняется. Почитание Сложение церковного почитания О. прослеживается в течение XI-XIV вв., хотя определенная дата прославления неизвестна. Уже древнейший летописный рассказ о крещении и кончине О. (в дошедшем до нас виде сложился не позднее кон. XI в., а в основном, вероятно, еще на рубеже X и XI вв.) носит ярко выраженные агиографические черты: О. ублажается как «предътекущия кр(ьс)тьяньсти земли, аки деньница предъ с(ъ)лнц(е)мь», с элементами акафиста : «...мы же рцмъ к неи: рад(у)ися Руское познанье къ Б(ог)у… си первое вниде в ц()с(а)р(ьс)тво н(е)б(е)сное от Руси, сию бо хвалят Рустие с(ы)н(о)ве аки началницю, ибо по см(ь)рти моляше Б(ог)а за Русь», мощи О. прославлены нетлением: «се бо вси чл(о)в()ци прославляють видяще лежащю в тл на многа лт(а)» (ПСРЛ. Т. 1. Стб. 68; НПЛ. С. 120). Гроб был нарочно устроен для поклонения верующих: «...на верху гроба оконце сътворено да ту видти тло блаженыя Олгы лежаще цло… и дивя ся чюду таковому, толико лт во гроб лежащю тлу не раздрушиму ся» ( Шахматов. 2014. С. 344). Уже в похвале кн. Владимиру митр. Илариона (40-е гг. XI в.) появилась богословски важная тема, объединяющая деятельность О.- «новой Елены», и св. кн. Владимира Святославича - «нового Константина»: Константин «съ материю своею Еленою кресть от Иерусалима принесъша и по всему миру своему раславъша, вру утвердиста, ты же с бабою твоею Ольгою принесъша крестъ от новааго Иерусалима, Константина града, и сего по всеи земли своеи поставиша, утвердиста вру» (Слово о законе и благодати митр. Илариона//БЛДР.

http://pravenc.ru/text/2578361.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009