Иконы святого встречаются редко даже в Галичском крае. Согласно описям монастырей и храмов Галичского у. 1701-1702 гг. (РГАДА. Ф. 237. Оп. 1. Ч. 1. Д. 23), изображения П. имелись только в Паисиевой обители. Существовало неск. изводов его иконографии, отмеченных в монастырских описях 1701 и 1766 гг. (Там же. Ф. 280. Оп. 3. Д. 440). В документах упомянуты поясные образы П., его полнофигурное изображение на раке со св. мощами, извод с фигурой П. в молении Божией Матери, образ Господа Вседержителя на престоле с припадающими П. и прп. Макарием Унженским (Желтоводским) (написаны до 1701). В иконописных подлинниках XVIII-XIX вв. внешность П. описывается под 21 июля; по форме бороды он уподобляется др. местному святому - прп. Макарию Унженскому (Желтоводскому): «…подобием сед, брада аки Макария Желтоводскаго, на конец раздвоилась, курчевата; ризы монашеския» ( Филимонов. Иконописный подлинник. С. 63; аналогичные описания: ИРЛИ. (ПД). Перетц. 524. Л. 195 об., 30-е гг. XIX в.; Большаков. Подлинник иконописный. С. 122). В рукописи кон. XVIII в. текст воспроизведен с отличием (или с ошибкой): «…брада Марка (евангелиста?- Авт.) раздвоилась» (БАН. Строг. 66. Л. 199 об.). По преданию, на раке святого в Успенском соборе Паисиева мон-ря находился поясной образ кон. XVII-XVIII в., к-рый после закрытия обители перенесли в ц. Введения во храм Пресв. Богородицы в Галиче. Находящийся там в наст. время единоличный образ П. написан или полностью прописан в сер.- 3-й четв. XIX в. Святой представлен старцем с правильными мелкими чертами лица, короткими волнистыми волосами с проседью и средней величины бородой, более узкой и немного раздвоенной на конце. На преподобном - традиц. монашеское одеяние, схимнический куколь лежит на плечах, руки сложены крестообразно на груди (жест, характерный для надгробных образов). Позднее получили распространение иконы-пядницы (с др. жестом рук святого) и небольшие «скорописные» образки П., изображенного поколенно, в синей схиме и темной монашеской мантии, правая рука лежит на груди, в левой - развернутый свиток с текстом: «Не скорбите бpamiя»; у П.

http://pravenc.ru/text/2578645.html

Архим. Макарий (Веретенников),Э. П. Р. Иконография Свт. Иоасаф, митр. Московский. Фрагмент росписи алтаря ц. Явления Божией Матери прп. Сергию Радонежскому (Михеевской) в Троице-Сергиевой лавре. 1842 (?), поновление — 1871, 1947 гг. Свт. Иоасаф, митр. Московский. Фрагмент росписи алтаря ц. Явления Божией Матери прп. Сергию Радонежскому (Михеевской) в Троице-Сергиевой лавре. 1842 (?), поновление — 1871, 1947 гг. Изображения И. в сане игумена и митрополита без индивидуальных черт встречаются на мн. миниатюрах Синодального тома и Царственной книги Лицевого летописного свода (70-е гг. XVI в.; ГИМ. Син. 962, 149; см.: Лицевой летописный свод XVI в.: Методика описания и изучения разрозненного летописного комплекса. М., 2003. С. 173; Лицевой летописный свод: Факс. изд. рукописи XVI в. М., 2006. Кн. 9, 10). Описание внешности И. содержится в иконописном подлиннике кон. XVIII в. (в отдельном перечне без указания дня памяти, назван «преосвященным»): «Подобием рус, брада Василия Кесарийского, власы с ушей, в шапке и во амфоре, сак бакан, испод голубец» (БАН. Строг. 66. Л. 155; см.: Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 2. С. 129-130). В кон. XIX в. «старинный» образ И. с его гробницы (как и свт. Серапиона Новгородского и прп. Дионисия Радонежского) находился в притворе Успенской ц. Гефсиманского скита ТСЛ (Гефсиманский скит. Серг. П., 1898. С. 22). В Соборе Радонежских святых (учеников прп. Сергия) И. представлен на иконе 2-й пол. XIX в. на вост. грани сев.-вост. столпа в Успенском соборе ТСЛ - в 1-м ряду 2-м слева, вполоборота вправо, с благословляющей десницей, в архиерейской мантии и белом клобуке, борода округлая средней величины, с проседью; надпись на нимбе: «      ». На 2-рядной иконе «Распятие Христово. Явление Божией Матери прп. Сергию Радонежскому, с избранными и Радонежскими святыми» (посл. треть XIX в., мастерская Малышевых в Сергиевом Посаде) из патриарших (митрополичьих) палат ТСЛ И. изображен графично в левой группе святых, на голове - округлый клобук с крестом. Его фронтальная фигура в фиолетовой мантии, светлом омофоре и клобуке, с жезлом в левой руке помещена на запрестольном семисвечнике 1883 г. в алтаре Успенского собора (семисвечник был изготовлен в память митрополита Московского, священноархимандрита ТСЛ, Макария (Булгакова)).

http://pravenc.ru/text/578036.html

Научное исследование мощей отцов, почивающих в Дальних пещерах, произведенное в 1982 г., показало, что П. к моменту кончины было 20-25 лет, возраст М. определить не удалось (Дива печер. 1997. С. 94). Местная канонизация М. и П. совершена при архим. Варлааме (Ясинском ; впосл. митрополит Киевский), настоятеле Киево-Печерской лавры в 1684-1690 гг., когда был установлен Собор преподобных отцов, почивающих в Дальних пещерах. Тогда же, вероятно, была составлена «Служба преподобных отцов Печерских, ихже нетленные мощи в Дальней пещере почивают», в к-рой М. и П. прославляются в 6-м тропаре 3-й песни канона. Общецерковное почитание М. и П. установлено указами Синода 1762, 1775 и 1784 гг., к-рыми было разрешено печатать службы Печерским преподобным и вносить их имена (в т. ч. М. и П.) в общецерковные месяцесловы. В 1843 г. установлено празднование Собору всех Киево-Печерских святых и Собору всех святых, в Малой России просиявших. Не позднее XIX в. были составлены тропари и кондаки М. и. П. (опубл. в кн.: Модест (Стрельбицкий). 1885. С. 44-46). Дни памяти М. и П., как и мн. др. св. отцов, почивающих в Дальних пещерах, были установлены во 2-й пол. XIX в. Ист.: Службы прп. отцам Печерским, ихже мощи в Ближней и Дальней пещере нетленно почивают. К., 1763; Канон собору прп. отцов Киево-Печерских, в Дальних пещерах почивающих//Минея (МП). Авг. Ч. 3. С. 132. Лит.: [Евгений (Болховитинов), митр.]. Описание Киево-Печерской лавры. К., 18473. С. 113, 294; Барсуков. Источники агиографии. Стб. 359; Модест (Стрельбицкий), архиеп. Краткие сказания о жизни и подвигах св. отцев Дальних пещер Киево-Печерской Лавры. К., 1885. С. 8; Леонид (Кавелин). Св. Русь. С. 24-25, 26-27; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 3. С. 662; Димитрий (Самбикин). Месяцеслов. Нояб. С. 127; Дива печер лаврських. К., 1997 (по указ.); Филарет (Гумилевский), архиеп. РСв. 2008. С. 477. М. В. П. Иконография Описания облика М. и П. представлены в Строгановском толковом иконописном подлиннике (т. н. Клинцовском, кон. XVIII в.) в составе Собора Киево-Печерских святых (все без указания дня памяти): М.- «сед, брада кругла, доле Николины, проста, на главе клобук черн, ризы преподобническия дичь, испод киноварь разбелен, правая рука молебна у сердца, длань вверх, левою поднял ризу с левыя страны» (кон. XVIII в.; БАН. Строг. 66. Л. 318 об.- «левыя страны» 46-й); П.- «сед, брада Власиева (сщмч. Власия Севастийского.- Э. Ш.), власы с ушей, на плечах клабук черн, риза преподобническая, испод вохра, правую руку прижал к сердцу, левою держит ризу, поднял мало» (Там же. Л. 316 - «левыя страны» 14-й).

http://pravenc.ru/text/2563016.html

Вел. Новг., 2010. С. 198-238; Мусин А. Е. Церковная организация средневек. Новгорода в XI в.//Там же. С. 155-197; он же. Загадки дома Св. Софии. СПб., 2013. С. 24-26; Поппэ А. Новгородский епископ Лука Жидята: К вопросу о студитах на Руси//Висы дружбы: Сб. ст. в честь Т. Н. Джаксон. М., 2011. С. 357-367; он же. Студиты на Руси. К., 2011 (по указ.); Гимон Т. В. События XI - нач. XII в. в новгородских летописях и перечнях//ДГВЕ, 2010. М., 2012. С. 584-703; Фомина Т. Ю. Новгородские епископы X-XII вв.: Полномочия, деятельность//Новгородика-2012: У истоков рос. государственности. Вел. Новг., 2013. Ч. 2. С. 101-107; Дергачева И. В. Новгородский владыка Лука Жидята и его поучение//ДРВМ. 2013. 3(53). С. 46-47; Печников М. В. Лука Жидята//ДРСМ. 2014. С. 465; он же. «А се новгородскыи епископы»: Спорные вопросы ранней церковной истории Новгорода (кон. X - 70-е гг. XI в.)//ВЦИ. 2016 (в печ.). Свт. Лука (Жидята), еп. Новгородский. Фрагмент иконы «Собор Новгородских святых». 60-е гг. ХХ в. Фотография. 2000 г. (ц. ап. Филиппа в В. Новгороде) В составе Собора Новгородских святителей память Л. празднуется кроме 10 февр. еще 4 окт. и в 3-ю неделю по Пятидесятнице. Наиболее раннее известное указание на то, как изображать Л., встречается в Строгановском лицевом подлиннике в отдельном перечне, без указания дня памяти: «Подобием Иоанна Богослова, [брада] Иоанна Богослова, на конце поуже, космачки, ризы святительские, в клабуке» (БАН. Строг. 66. Л. 151, кон. XVI в.). К этому описанию близок образ Л. на иконе письма свящ. Георгия Алексеева «Новгородские святые» (1728, ГТГ), где святые различных чинов изображены по сторонам древа, поднимающегося над новгородским Детинцем. Святой представлен вверху слева, в центре ряда Новгородских святителей. Он облачен в одежды епископа (саккос, белый клобук, омофор), борода короткая и округлая. Также в Соборе Новгородских святых Л. изображен на иконе «Новгородские чудотворцы» XVIII в., опубликованной по прориси из собрания А. М. Постникова. Внутри храма (по-видимому, новгородского Софийского собора) стоят в неск.

http://pravenc.ru/text/2110778.html

Атрибутивные пометы при стихирах митр. Петру «Кыми похвалеными...» выявлены также в рукописях нач. XVII в.: «Творение царя и великого князя Ивана Васильевича всея Руси» (РНБ. Солов. 690/769. Л. 105), «Творение государя царя Ивана Васильевича» (РНБ. О1-238. Л. 146). Те же стихиры без атрибутивных помет выявлены в 10 рукописях: ГИМ. Единоверч. 37; БАН. Строг. 44; РНБ. Кир.-Бел. 586/843; РГБ. Ф. 37. 100, 148 (обе - 1-я пол. XVII в.); БАН. Собр. Каликина. 69 (1-я пол. XVII в.); ГИМ. Син. певч. 123 (1-я пол. XVII в.); ГИМ. Щук. 767 (1-я пол. XVII в.); РГБ. Ф. 379. 64 (2-я пол. XVII в.); ГИМ. Син. певч. 1252 (2-я пол. XVII в.). Стихиры митр. Петру «Отче преблаженне...» с атрибуцией И. В. содержатся (помимо упомянутого выше Стихираря из собрания ТСЛ) в рукописи РНБ. О1-238, без атрибуции - в списках БАН. Строг. 44, РНБ. Кир.-Бел. 586/843, РНБ. Погод. 380, РГБ. Ф. 37. 148, БАН. Собр. Каликина. 69, ГИМ. Син. певч. 123, РНБ. Солов. 690/769, РГБ. Ф. 304. 428, РГБ. Ф. 228. 38 (2-я пол. XVII в.), БАН. Вят. 9. Славник «Денесе собори рустии...» без указания авторства помещен в рукописях ГИМ. Единоверч. 37, БАН. Строг. 44, РНБ. Кир.-Бел. 586/843, РГБ. Ф. 37. 100, 148, БАН. Собр. Каликина. 69, ГИМ. Син. певч. 123, ГИМ. Щук. 767, РНБ. Кир.-Бел. 665/922 (1-я пол. XVII в.), РГБ. Ф. 379. 64, РГБ. Ф. 228. 38. По тексту, опубликованному Д. С. Лихачёвым , В. В. Копыловой уточнены ирмосы, по которым осуществлялся распев канона Ангелу Грозному воеводе. В стихирах на подобен определяется тот же принцип распева по образцу стихир «О дивное чюдо» (Владимирской иконе) и «Кыми похвальными...» (митр. Петру). В связи с этим в большей части произведений, атрибутируемых И. В. в нотированных рукописях XVII в., степень его авторства следует определять в контексте средневек. канона песнотворчества. При этом выделяется особая группа самогласных песнопений, в к-рых авторство как творческий акт создания напева представляется более выраженным. Муз. прочтение стихир неединообразно и выражено в 3 редакциях - знаменной, путевой и логгиновской из рукописи РГБ. Ф. 304. 428. Т. о., остается открытым вопрос о муз. редакции распева стихир И. В. За последние годы выявлены материалы для доказательства авторства напевов и других рус. царей. В отличие от атрибуции песнопений царю Алексею Михайловичу , основанной на прямом указании: «творение роспева… и положение знамени» - и на его автографе (ГИМ. Муз. 2699. Л. 20-23 - см.: Былинин, Посошенко. 1988. С. 131), а также царю Феодору Алексеевичу («Достойно есть» с указанием: «Царского роспеву» - ГИМ. Син. певч. 52. Л. 183 об.; см.: Парфентьев. 2005. С. 153), дальнейшая атрибуция распевов И. В. требует дополнительных разысканий и аргументов.

http://pravenc.ru/text/Иоанна IV ...

6 - Спасский И.Н. Русское литургическое творчество. Париж, 1951. С. 118-119. 7 - Бегунов Ю. К. Древнерусские традиции в произведениях первой четверти XVIII в. об Александре Невском//ТОДРЛ т. 26; М.; Л., 1971. С. 7-76. 8 - Мартынов И. Ф. Три редакции " Службы благодарственной о великой победе под Полтавой "http://XVIII век. Л., 1974. Сб. 9. 9 - О его жизни и творчестве см. Смирнов И. Московская академия. М., 1855; Чистович И. А.: Исправление текста славянской Библии перед изданием. 1751 г.//Православное обозр. 1860. 4; Покровский Н. А. Феофилакт Лопатинский//Православное обозрение. 1872. 12; Архангельский А. Духовное. образование и духовная литература при Петре Великом. Казань, 1883; Морошкин И. А. Феофилакт Лопатинский, архиепископ Тверской//Русская старина. 1886. 1-2; Титлинов В. Феофилакт Лопатинский//Русский биографический словарь. Т. " Яблоновский - ?омин " (1913); Лавровский А. Н. Библиотека Феофилакта Лопатинского//Труды БАН СССР и ФБОН АН СССР. Л., 1961. Т. 4; Успенский Б. А., Шишкин А. Б. Тредиаковский и янсенисты//Символ. Париж, 1990. Т. 23. 10 - О нем см. Чистович И.А. " Решиловское дело " . СПб., 1861. 11 - См. Сын отечества. 1842. Ч. 1. 1. С. 14. 12 - См. 6 песнь первого канона. 1 тропарь. " Испытуете, языцы откуду нам сила на сильнаго? Не слышите ли наперсника Господня, глаголюща: сия есть победа - побеждшая мир вера наша " . Минея. Июнь 2 часть. С. 401. 13 - См. Рункевич С.Г. Архиереи Петровской эпохи в их переписке с Петром Великим. Спб. 1905. С. 223. 14 - Характерная историческая параллель: во время кампании 1805-1806 года Священный Синод в особом послании объявил Наполеона врагом православной веры. Тем труднее было объяснять впоследствии простому народу факт Тильзитского мира. 15 - См. Феофан Прокопович. Сочинения. М., 1961. С. 34. 16 - Минея. Июнь. С. 393. 17 - Стихира на литии. Минея. Июнь. С. 392. Ср. Откровение: " И произошла на небе война: Михаил и Ангелы его воевали против дракона, и дракон и ангелы его воевали против них,но не устояли, и не нашлось уже для них места на небе. И низвержен был великий дракон, древний змий, называемый диаволом и сатаною, обольщающий всю вселенную, низвержен на землю, и ангелы его низвержены с ним. И услышал я громкий голос, говорящий на небе: ныне настало спасение и сила и царство Бога нашего и власть Христа Его, потому что низвержен клеветник братий наших, клеветавший на них пред Богом нашим день и ночь. (Откр. 12, 7-10).

http://ruskline.ru/analitika/2009/05/08/...

Согласно «Слову Афанасия Александрийского о Мелхиседеке» по Прологу XV–XV вв. (Рум. Мелхиседека, как приверженца единобожия, отец-язычник намеревался принести в жертву языческим богам. Но по молитве праведника Бог погубил отца и весь его нечестивый род, поэтому праведник остался безродным. «Слово Афанасия» читается в сборниках ГИМ. Син. РГБ. Унд. РНБ. Сол. Тот же вариант, но с дополнениями, повествует о том, как отец Мелхиседека по имени Седек (вариант Мелхил) вознамерился принести в жертву Крону одного из двух своих сыновей. Жребий пал на Мелхиседека, но мать посылает к нему с предупреждением брата, после чего участвующие в жертвоприношении родственники поглощены землёй, а Мелхиседек скрывается на горе, к которой Бог приводит для встречи Авраама (РНБ. Сол. А. И. Яцимирский выявил 52 апокрифических повествований такого рода (см.: Яцимирский–1921. С. 100–111). По другой версии, Мелхиседек родился чудесным образом от Софонимы – неплодной жены жреца Нира, брата Ноя. Мать Мелхиседека, будучи заподозренной в бесчестии, умирает от страданий, и будущий первосвященник рождается уже от мёртвой Софонимы. После появления на свет он сразу же начинает восхвалять Господа. Явившийся ангел Господень накануне потопа переносит Мелхиседека в рай. Этот вариант известен по спискам ГИМ. Барс. БАН. 45.13.4. Л. 365–366об.; РНБ. Кир.–Белоз. Л. 232об.–238об.; РНБ. Тр.–Серг. 3 793 (1639). Л. 401–402 (публикацию см.: Тихонравов–1863. 1. С. 26–31; БЛДР. Т. 3. С. 114–119). Апокрифические сведения о Мелхиседеке излагаются также в «Хождении Даниила игумена», в творчестве Максима Грека и в «Хронографе» 1599 г. (СККДР. Т. 1. С. 62–63). 673 При заключении завета Господь Бог переименовал Аврама в Авраама и Сару в Сарру, сказав: «Вот завет Мой с тобою: ты будешь отцом множества народов, и не будешь ты больше называться Аврамом, но будет тебе имя: Авраам, ибо Я сделаю тебя отцом множества народов» ( Быт. 17:4–5 ); «Сару, жену твою, не называй Сарою, но да будет имя ей: Сарра; Я благословлю её и дам тебе от неё сына; благословлю её, и произойдут от неё народы, и цари народов произойдут от неё» ( Быт.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/paleja-...

Явился Иоанн, крестя в пустыне и проповедуя крещение покаяния для прощения грехов. И выходили к нему вся страна Иудейская и Иерусалимляне, и крестились от него все в реке Иордане, исповедуя грехи свои. (Мк. 1:4, 5) Слово похвальное на зачатие св. Иоанна Предтечи. XVI в. РГБ Призыв Матери-Церкви сотворить достойный плод покаяния (Мф. 3:8) особенно ясно звучит в богослужении Святой Четыредесятницы и подготовительных к Великому посту недель. Есть у этого призыва к покаянию и иконографические парафразы; о некоторых из них рассказывается в нашей заметке. Покаяние… Наверное, для новоначального христианина нет задачи более насущной — и более сложной. В системе ценностей секуляризованного мира такого понятия попросту нет: даже если речь заходит о раскаянии в совершенных проступках, а то и преступлениях, то чаще всего это — сожаление о содеянном, а иногда — не столько о самом содеянном, сколько о том, что совершенный проступок стал достоянием гласности. Между тем в церковном понимании слово покаяние, по-гречески «metanoia», дословно означает «перемена ума», «перемена образа мыслей». Евангелие арпакос 1693 г. БАН Святой праведный Иоанн Кронштадтский называл покаяние «великим даром благости Божией человеку-грешнику, ибо через него человек, безмерно удалившийся от Бога, вновь вступает в блаженный союз с Ним. Человек, конечно, не мог бы так приблизиться к Богу, если бы Сам Бог не приблизился к нам». Почувствовать, понять это приближение к нам Бога помогают и богослужебные тексты, и священные изображения, не только иллюстрирующие, но и дополняющие тексты. Прозвучавший два тысячелетия назад в пустыне Иудейской, а затем и на берегах Иордана призыв Иоанна Предтечи покаяться, ибо приблизилось царство небесное (Мф. 3:1–2), звучит и сегодня и означает призыв к перемене всего внутреннего состояния человека, призыв к совершенно новому образу жизни, к обновленному восприятию себя и окружающего мира, к перемене и преображению души и сердца, чувств и мыслей (митрополит Амфилохий Радович). К этому преображению, шаг за шагом возводя по лествице Великого поста, наставляет Церковь своих чад. За три недели до начала Великого поста начинают звучать дивные тропари великопостные:

http://pravoslavie.ru/38123.html

«академическая Библиотека обладает только вторым во всем мире полным экземпляром всех произведений печати за XIX-XX в.» 6 . Этим своим утверждением Николай Константинович уточнил позицию Академии наук относительно значимости Библиотеки, поскольку согласно этому утверждению БАН следовало считать не третьей, а первой библиотекой страны. Однако именно то, что БАН была великой библиотекой, видимо, не слишком нравилось революционной власти. В послереволюционный период особенность фонда БАН и его комплектования трактовались в извращенном виде: «основной тенденцией в области комплектования следует признать стремление превратить БАН в третье национальное комплектование» 7 . Чтобы как-то нивелировать это обстоятельство, в 1926 г., после ухода с поста директора БАН академика Н. К. Никольского (1925 г.), было проведено обследование специальных библиотек 8 . На его основе был сделан вывод о том, что «интересы библиотек, учреждений игнорировались» и что необходимо централизованное комплектование специальных библиотек. После же ареста следующего директора БАН  – академика С.Ф. Платонова – основной тенденцией развития комплектования стал тезис об «усилении фондов специальных библиотек, даже в ущерб БАН» 9 . Это принципиальное расхождение в позиции по комплектованию дореволюционной и революционной власти Академии наук. В связи с этим напомним о дискуссии в 1902 г. между директорами II и I отделений  БАН  –   академиками К.Г. Залеманом и А.А. Шахматовым – относительно возможности передачи из I Отделения  книг  по Востоку  для  комплектования Азиатского музея. Академик К.Г. Залеман, занимая помимо поста директора II Отделения БАН еще и пост директора Азиатского музея, настаивал, что следует продолжать передавать из I Отделения во II-e книги по востоковедению, как это делал ранее прежний директор I Отделения академик А.А. Куник. Академик же А.А. Шахматов твердо стоял  на  том, что такая передача нарушает задачу I Отделения – «собирать все книги и брошюры на русском языке, хотя бы они и касались Востока» 10 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Nikols...

III. Цзюй-жень или ученый 2-й степени, кандидат наук: а) первый в списке цзе-юань; б) второй до 5-го или 6-го – цзин-гуй – букв. ученый подобный духу, знающий классические книги, разумеющий дух оных, мудрый. IV. Цзинь-ши – магистр или ученый 3-й степени: а) хуй-юань – ученый из собранных во дворце в 1-й день нового года; б) второй до 5-го или 18-го в списке, иначе – хуй-гуй. V. Дянь-ши – ученый, получивший степень магистра – цзинь-ши, и выдержавший после сего при дворце высший экзамен: а) чжуан-юань – первый доктор, optimus; б) бан-янь – второй магистр получивший доктора; в) тань-хуа – третий доктор (по испытании), г) чуань-лу – провозглашенный в списке с ученою докторскою степенью, или ган-лян; и д) чжу-сы. По получении сих докторских степеней известен тань-хуа-янь – пир в честь ученых, с сего времени они получают известность и славу – Минь-чуань, а их литературные труды – вэнь-чжан, имена их становятся народными и вывешиваются на особой доске – цзя-бан, т. е. объявление об удостоенных докторской степени. Иначе – эта доска называется цзинь-бан, т. е. златая таблица, подобная же с объявлением имени других ученых называется инь-бан (т. е. магистров), а объявление имен удостоенных степени кандидата (цзюй-жень) называется и-бан. Общее объявление о получивших ученую степень есть – чжан-бан, или вань-вэнь; составление же списков этого рода удостоенных лиц – ти-бан или тянь-бан, вывешивание сего объявления народу – фан-бан; лица хотя непризнанные достойными кандидата, но признанные обладающими некоторым знанием суть вице-кандидаты, фу-бан; студент, ученый есть вэнь-ши, отличный из них – мао; софист, оратор – бянь-ши, кандидат – цзюнь-ши, магистр – цзинь-ши или цзао-ши, доктор – и-ши; шу-цзи-ши – звание академика без должности, получаемое магистрами (цзинь-ши), чрез 3 года им бывает новый экзамен и тогда они получают должность; Дао-ши – суть ученые философы конфуциане и даосы, коих 5 родов: тянь-жень – философы, шэнь-сян – достигшие бессмертия, шань-цзюй – отшельники, чу-цзя – монахи, цзай-цзя – миряне.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Vinogr...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010