Феодосия Великого,- т. о., его чаша расположена 2-й от центра, в 5-м снизу ряду. В правой, прижатой к груди руке святого - закрытый свиток, левая - у пояса. У Н. С. клиновидная рыжеватая борода, облачен в светло-коричневую мантию, охристую рясу, темные схиму и куколь (на голове) округлой формы. Согласно надписи программного характера в среднике иконы «Богоматерь Печерская, с Киево-Печерскими святыми» (1724, ГВСМЗ; происходит из Ризоположенского мон-ря в Суздале), иконописец игум. Корнилий (Уланов) избрал для образа преподобных, «яже обретаются напечатаны в патерике киевопечерском», др. тип композиции. Ее первоисточником послужила иконография «Богоматерь Печерская», но в состав предстоящих трону Пресв. Девы святых иконописец помимо фигур преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских включил соборное изображение их 37 сподвижников. Образ Н. С. (полуфигура, в развороте влево) помещен в правой группе святых, возглавляемой прп. Феодосием Киево-Печерским, в 6-м снизу ряду, вторым за мч. Евстратием. Голова Н. С. не покрыта - куколь лежит на плече, мантия, как и на гравюрах в КПП, отсутствует - т. о., из одежд - лишь светло-охристая ряска. У преподобного вьющиеся светло-каштановые волосы с проседью, борода также кудрявая, недлинная, округлая; левая рука в молении, правая прижата к груди; в нимбе надпись: «    » (см.: Иконы Владимира и Суздаля/ГВСМЗ. М., 20082. С. 528-533. Кат. 111). На иконе «Богоматерь Печерская, с избранными Печерскими святыми» из собрания Ф. Р. Комарова (1786, Москва (?)) представлен тот же извод, но с образами 30 святых; подписи поновлены, имя Н. С. не фигурирует, однако вероятность того, что преподобный, изображенный на иконе, изначально входил в число этих святых, существует. Ближе к 80-м гг. XVII в. в мон-ре разрабатывался и развитой вариант «соборной» иконографии Киево-Печерских чудотворцев. В наст. время остается неизвестным иконографический источник поименного описания облика 130 святых Собора, включенный в Строгановский толковый иконописный подлинник кон. XVIII в. Но, несмотря на то что порядок следования имен в подлиннике не соответствует ставшей традиционной и известной по многочисленным эстампам и иконам схеме изображения Собора Киево-Печерских святых, характеристика облика большинства из них, в т. ч. Н. С., совпадает с описанной в этом памятнике (Г. В. Маркелов предполагает, что автор описаний в подлиннике мог использовать как источник неизвестную «фризовую роспись правой и левой стен в храме (?)», см.: Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 2. С. 260). Согласно этому подлиннику, Н. С. «сед, брада кругла аки Сергиева (прп. Сергия Радонежского.- Э. Ш.), на главе клабук черн, ризы преподобническия, испод празелень, руки сложил вместе, держит у сердца» (БАН. Строг. 66. Л. 312; то же в т. н. Клинцовском подлиннике - РНБ. Тит. 4765, кон. XVIII в.; см. также: Ровинский. Народные картинки. Кн. 4. С. 762-763).

http://pravenc.ru/text/2577577.html

Характерны выдвинутые против А. С. обвинения в ереси и чтении отреченных писаний («глубинныя книгы почитаеть»). Несмотря на то что среди смоленского клира у А. С. были свои сторонники (напр., свящ. Лазарь, буд. еп. Смоленский), запрещение было снято и продолжавшиеся 5 лет гонения на А. С. прекращены только после того, как по молитве преподобного в городе прекратилось «бездождье велико». В дальнейшем Ефрем подчеркивает «любовь», установившуюся между А. С. и еп. Игнатием, к-рый поручил преподобному игуменство в собственной ктиторее - Ризоположенском мон-ре, отличавшемся благодаря усилиям А. С. не только богатством убранства, но и строгостью при приеме иноков. В отличие от времени гонений годы игуменства А. С. представлены в житии бегло. Год преставления А. С. неизвестен, сообщается только, что он «подвизася лет 50». По одним сведениям, в кон. XIX в. мощи А. С. находились под спудом в Введенской ц. Авраамиева мон-ря (В. В. Зверинский , архиеп. Сергий (Спасский)). По др. сведениям, после захвата Смоленска поляками в 1611 г. мощи А. С. были сокрыты и местонахождение их неизвестно (Н. А. Мурзакевич ). Житие А. С., написанное, вероятно, в первые годы монголо-татар. нашествия, и наличие созданной примерно тогда же службы свидетельствуют о местном почитании преподобного, память праздновалась в день успения святого - 21 авг. Общерус. празднование А. С. установлено Собором 1549 г. Служба преподобному полиелейная; общецерковное празднование, предписываемое совр. Типиконом,- славословие. В текстах иконописных подлинников облик А. С. сравнивается со свт. Василием Великим или ап. Андреем Первозванным : «Подобием стар, сед исчерна, главою плешив, брада аки Василия Великаго, покороче мало и не раздвоилась, ризы преподобническия», XVIII в. (Филимонов. С. 425-426); «стар, сед, власы толсты, аки Андрея Первозванного, брада шире Власиевы, а не раздвоилась» (БАН. Строг. собр. 66. Л. 138. 21 авг., кон. XVIII в.). А. С. изображен, напр., на поле московской иконы св. Иоанна Предтечи с житием (1-й пол.

http://pravenc.ru/text/62958.html

Лит.: СИСПРЦ. С. 117; Барсуков. Источники агиографии. Стб. 243; Леонид (Кавелин). Св. Русь. С. 200; Димитрий (Самбикин). Месяцеслов. Янв. С. 174-176 [Библиогр.]; Арсений (Брянцев), архиеп. Жития святых и богоносных святителей и страстотерпцев земли Казанской. Каз., 1900; Верный месяцеслов всех рус. святых. М., 1903. С. 7; Голубинский. Канонизация святых. С. 269, 272, 327, 426, 566; Волкова Т. Ф. Казанская история//СККДР. Вып. 2. Ч. 1. С. 453; Дмитриева Р. П. Житие Иоанна Казанского//СККДР. Вып. 2. Ч. 1. С. 267-268 [Библиогр.]; она же. Иосифо-Волоколамский мон-рь как центр книжности//КЦДР: Иосифо-Волоколамский мон-рь как центр книжности. Л., 1991. С. 13; Жития святых мучеников Казанских Иоанна, Стефана и Петра. Каз., 2001; Филарет (Гумилевский). РСв. 2008. С. 52. Е. В. Липаков, Э. П. Р. Иконография Мч. Иоанн I, Казанский. Фрагмент иконы «Собор русских святых». Кон. XVIII — нач. XIX в. (МИИРК) Мч. Иоанн I, Казанский. Фрагмент иконы «Собор русских святых». Кон. XVIII — нач. XIX в. (МИИРК) В иконописных подлинниках XVIII-XIX вв. И. упоминается под 24 янв. (как правило, вместе с мучениками Петром и Стефаном Казанскими): «...млад и рус, брада невелика, риза празеленная, испод лазоревый, в руке крест» ( Филимонов. Иконописный подлинник. С. 44); «...млад, рус, аки Козьма, в руце крест» (ИРЛИ. ПД. Перетц. 524. Л. 115); «...млад, а инде рус, аки Козьма, риза киноварь, испод лазорь… в руке крест» (БАН. Строг. 66. Л. 75 об.; см. также: Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 2. С. 121-122; Большаков. Подлинник иконописный. С. 68). Изображения И. редки и связаны с местом почитания. Из дореволюционной лит-ры известно о существовании в Казани неск. икон, на к-рых присутствовал образ И. В единоверческой ц. во имя свт. Николая Чудотворца находилась икона святителей Иоанна Златоуста, Василия Великого и Григория Богослова с изображением на полях И. и свт. Епифания, архиеп. Иерусалимского. В нач. XX в. исследователи датировали этот образ нач. XVIII в. (икона передана с др. имуществом церковной общины в Гохран в нач. 30-х гг. XX в.). Некое «иконописное изображение казанских угодников» (неясно, картина или стенопись), в т. ч. И., размещалось на зап. стороне «пещёрки» за алтарем монастырского Преображенского собора в Казанском кремле (к 70-м гг. XIX в. утрачено; см.: Деятель. 1901. С. 251; Алексеев И. Е. Во имя Христа и во славу государеву: История «Казанского общества трезвости» и Казанского отдела «Русского собрания» в кр. очерках, док-тах и коммент. к ним. Каз., 2003. Ч. 1. С. 98).

http://pravenc.ru/text/469724.html

Лит.: Серебрянский Н. [И.] Очерки по истории монастырской жизни в Псковской земле. М., 1908; он же. Древнерус. княжеские жития: Обзоры редакций и тексты. М., 1915. С. 267, 276-277; Охотникова В. И. Повесть о Довмонте: Исслед. и тексты. Л., 1985. С. 41. Примеч. 68; она же. Псковская агиография XIV-XVI вв.: Исслед. и тексты: В 2 т. СПб., 2007. Т. 1. Ч. 2; Столярова Л. В. Древнерус. надписи XI-XIV вв. на пергаменных кодексах. М., 1998. С. 234-250, 316-320; она же. Свод записей писцов, художников и переплетчиков древнерус. пергаменных кодексов XI-XIV вв. М., 2000 (по указ.); Преображенский А. С. Ктиторские портреты средневек. Руси, XI - нач. XVI в. М., 2010. С. 242-247. А. В. Кузьмин Иконография В иконописных подлинниках предписывается изображать М. Д. в одеждах княгини: «На главе плат, в шубе княжеской киноварь, испод голубой, руце молебны» (РНБ. Погод. 1931. Л. 134 об., 20-е гг. XIX в.), ее образ уподобляется образу св. равноап. кнг. Ольги (БАН. Строг. 66. Л. 90, кон. XVIII в.). Другим иконографическим вариантом является изображение М. Д. как преподобной. Образы М. Д. немногочисленны, обычно она представлена в паре с супругом - кн. Довмонтом (Тимофеем) ( Преображенский А. С.//ПЭ. Т. 15. С. 524-527). Изображения М. Д., созданные ранее XVI в., не сохранились. Возможно, из Мирожского мон-ря происходит почитавшаяся там чудотворная Мирожская икона Божией Матери (2-я пол. XVI в. (1583 г.?), ныне в ПИАМ). Судя по иконографическим признакам, она является списком утраченной вотивной иконы, выполненной при жизни кн. Довмонта и М. Д. в 80-90-х гг. XIII в. и включавшей их образы; с 1567 г. древняя икона находилась в Троицком соборе, затем, по преданию, была увезена в Москву Иоанном Грозным или, согласно одной из гипотез, погибла в 1609 г. во время пожара в Пскове. На сохранившейся иконе из ПИАМ М. Д. и кн. Довмонт (оба с нимбами) изображены в небольшом масштабе по отношению к образу Пресв. Богородицы, Которой они предстоят в молении. Богородица, воздевая руки, осеняет чету и покрывает их краями мафория. М. Д. показана в 3/4-ном развороте влево, голова покрыта полосатым платом, поверх платья - шуба с меховой оторочкой. В киноварной надписи рядом с фигурой М. Д. она названа Домантовой женой и дочерью (а не внучкой) св. Александра Невского («Бл(а)говерная кн(я)гиня Мария Домант... жена дщерь великаго кн(я)зя Александра Н[ев]//скаго»). Большинство, в т. ч. поздних, изображений М. Д. представлено на списках Мирожской иконы XVI в. (напр., с фигурами кн. Довмонта и М. Д. входил в программу росписи 70-х гг. XIX в. храма Христа Спасителя в Москве, на вост. стене придела во имя св. блгв. кн. Александра Невского ( Мостовский М. С. Храм Христа Спасителя. М., 1996. С. 80) и был повторен в воссозданной в кон. XX в. росписи).

http://pravenc.ru/text/2562134.html

грани юго-зап. столпа Троицкого собора Данилова переславль-залесского мон-ря . Святой представлен в рост, фронтально, в княжеских одеждах: темно-вишневом платье, украшенном растительным орнаментом и каймой, с поясом, в плаще сине-зеленого цвета, скрепленном на груди фибулой; правая рука с раскрытой ладонью, левая - опущена вниз; у него темно-русые волосы до плеч, на прямой пробор, и короткая округлая борода. В иконописном подлиннике кон. XVIII в. (БАН. Строг. 66. Л. 48. 27 окт.) об облике А. П. сказано: «Аки Никита мученик брадою, и власы по плещам, в руке крест, в левой меч, ризы княжески». Сохранилась прорись его поясного изображения на иконе XVII в. ( Маркелов . Т. 2. С. 81). В XVIII-XIX вв., после указа 1749 г. о поминании на всех богослужениях в епархии преподобных Даниила, Никиты Переяславских и А. П., возникла традиция изображать благоверного князя вместе с переяславскими чудотворцами, облаченным в царскую одежду, шубу или мантию, украшенную горностаем, иногда со свитком в левой руке, как, напр., на иконе «Прп. Никита, столпник Переяславский, и блгв. кн. Андрей» сер. XVIII в. из местного ряда иконостаса Успенского собора переславль-залесского Горицкого мон-ря ; с крестом в правой руке и со свитком в левой, как на иконе «Преподобные Никита и Даниил Переяславские, блгв. кн. Андрей, свт. Иоанн Милостивый» 2-й пол. XIX в. (Всехсвятская ц. Данилова переславль-залесского мон-ря) - на свитке текст: «Аз есмь Андрей, един от смоленских князей»; с раскрытыми перед грудью ладонями - на иконе «Преподобные Димитрий Прилуцкий, Никита и Даниил Переяславские, блгв. кн. Андрей, прп. Корнилий Переяславский» 2-й пол. XIX в. (ПЗИХМЗ). Образ А. П. помещен на иконах «Переяславские чудотворцы» 2-й пол. XIX в. (Владимирский собор, Переславль-Залесский), кон. XIX в. (ц. Благовещения переславль-залесского Никольского мон-ря). Известны единоличные изображения А. П. с развернутым свитком в руке в основном на иконах XIX в. (ПЗИХМЗ, Благовещенская ц. Никольского мон-ря), а также на фоне пейзажа с церковью ( Сергиевский.

http://pravenc.ru/text/115302.html

Соф. 1523; опубл.: Иконописный подлинник Новгородской редакции по Софийскому списку кон. XVI в. М., 1873. С. 114-115). В подлинниках XVII-XVIII вв. П. уподобляется «Богоотцу Иоакиму» или прп. Димитрию Прилуцкому, Ф., как и многие русские св. жены,- прмц. Евдокии Илиопольской, молитвой победившей змея и оживившей укушенного им отрока, что перекликается с муромским Житием Ф., возродившей к жизни П., который был заражен кровью змея. Согласно подлиннику из Строгановского собрания, «Петр в схиме, сед, брада Димитрия Прилуцкаго, мало поменше, ризы преподобническия, в руке свиток. Феврония в схиме аки Евдокия, образом и ризами, руки к Петру молебные» (БАН. Строг. 66. Л. 118, кон. XVIII в.; то же см. в подлиннике из собр. Н. П. Лихачёва - СПбФИРИ РАН. Ф. 238. Оп. 1. 184. Л. 110, посл. четв. XVIII в.). Другой, в т. ч. композиционный, вариант предлагает подлинник посл. четв. XVII в.: «Петр брада аки Иоакимова, на плечах схима, ризы преподобнические. Феврония аки Евдокия, а за ними монастырь» (ИРЛИ. Бобк. 4. Л. 124). На рисунке в Строгановском лицевом подлиннике П. показан прямолично, в островерхом куколе, с правой рукой у груди и опущенной левой; Ф. чуть развернута к П., правая рука прижата к груди, левая скрыта одеждами; в надписи есть замечание о седине П.: «Преподобный князь Петръ моромиц сед» (Строгановский подлинник. 1869. Л. 89 об.). В подлинниках XIX в. встречаются др. примеры уподобления обликов П. и Ф.: П. «аки Сергий преподобный» (приписка в рукописи 30-х гг. XIX в.- ИРЛИ. Перетц. 524. Л. 177, 30-е гг. XIX в.) или «млад аки Стефан (первомч. архидиак. Стефан.- Авт.)» и Ф.- «аки Феодосия (прмц. Феодосия К-польская.- Авт.)» (ИРЛИ. ОП. Оп. 23. 294. Л. 198 об., 40-е гг. XIX в.). В поздних списках нередко встречается добавление «и за ними монастырь» (напр., подлинник - РНБ. Погод. 1931. Л. 174 об., 20-е гг. XIX в.). В иконописном подлиннике 1800 г., где совмещены изображения и описания, дана сводная редакция комментария к изображению П. и Ф. (для рисунка с их образом оставлено пустое место): П.

http://pravenc.ru/text/2580394.html

Э. П. Р. Иконография В иконописном подлиннике кон. XVIII в. об облике И. говорится: «Надсед, брада кругла, доле Николиной, на главе клабук черн, риза преподобническая, испод вохра» (БАН. Строг. 66. Л. 313, «правая страна», 37-й). На иконах «Собор Киево-Печерских святых» И. изображается, как правило, в левой группе предстоящих, за прп. Антонием Киево-Печерским, среди иноков, покоящихся в Ближних (Антониевых) пещерах, 3-м слева в предпоследнем ряду; облачен в монашеские одежды, голова покрыта куколем. Средовеком со склоненной вправо головой он показан на иконе посл. трети XVIII в. (1771?, ИркОХМ). У него темные усы и широкая борода без проседи; надпись на нимбе («  ()      ») ошибочно содержит букву «к». На иконе 1-й пол. XIX в. предположительно из мастерской Киево-Печерской лавры (ЦМиАР) он изображен оглавно, надпись: «      ». В образе старца с короткой седой бородой, сосредоточенного на молитве, И. представлен на палехской иконе 1-й пол. XIX в. (частное собрание - Святые образы. 2006. С. 387). На иконе 2-й пол. XIX в. из частного собрания И.- молодой подвижник в правой части композиции, за прп. Феодосием Киево-Печерским, изображен ближним к центру в 7-м ряду, погрудно, левая рука простерта в молении («И по плодам узнается древо»: Рус. иконопись XV-XX вв. из собр. В. А. Бондаренко: Альбом-кат. М., 2003. С. 497-504. Кат. Композиция «Собор Киево-Печерских святых» была также распространена в тиражной графике: напр., Д. А. Ровинскому было известно о существовании не менее 15 гравюр этой иконографии. Образ И. встречается на раскрашенной гравюре 1-й трети XIX в. (ГЛМ), на тонолитографии 1893 г. и хромолитографии 1894 г. мастерской Киево-Печерской лавры (ГЛМ, РГБ). В виде средовека с непокрытой головой И. изображен на раскрашенной литографии мастерской А. Абрамова 1883 г. (ГРМ), помещен в 7-м ряду, 2-м слева. На хромолитографии кон. XIX - нач. XX в. (Почаевская Успенская лавра) И.- старец, убеленный сединами. Вместе с нек-рыми киево-печерскими иноками святой мог быть изображен в иконографии «Собор русских святых», напр. на иконе письма мастера-старообрядца П. Тимофеева 1814 г. (ГРМ; прорись см.: Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 1. С. 452-453). Поясной образ И. помещен 4-м слева во 2-м ряду в левой части композиции, между преподобными Феодором и Прохором Киево-Печерскими. Здесь И.- средовек в монашеском облачении, схима на плечах, правая рука у груди в молении, левая простерта вниз. У него короткие волосы, высокий лоб и борода средней длины.

http://pravenc.ru/text/674808.html

А. А. Романова Иконография Прп. Мефодий Пешношский. Роспись Михеевской ц. Троице-Сергиевой лавры. 1842 г.(поновления — 1871, 1947) Прп. Мефодий Пешношский. Роспись Михеевской ц. Троице-Сергиевой лавры. 1842 г.(поновления — 1871, 1947) Иконописные подлинники уподобляют облик М. облику прп. Никона Радонежского (под 14 июня), реже - св. бессребреника Космы Асийского (?) (без указания дня памяти): «Подобием сед, брада поменьше Никона Радонежского, власы с ушей, ризы преподобнические» (в иконописных подлинниках сводной редакции XVIII в.- Филимонов. Иконописный подлинник. С. 58-59; Большаков. Подлинник иконописный. С. 107; То же//ИРЛИ. Перетц. 524. Л. 172 об., 30-е гг. XIX в.); «Надсед, брада подобием Козмины, ризы преподобническия» (БАН. Строг. 66. Л. 156 об., кон. XVIII в.). В руководстве акад. В. Д. Фартусова (1910) М. описан как «старец русского типа, с седою бородой средней величины; одежды монашеские, епитрахиль, на голове клобук» ( Фартусов. Руководство к писанию икон. С. 305). Наиболее раннее сохранившееся изображение М. представлено на иконе посл. трети XVII в. «Прп. Сергий Радонежский с учениками в молении Св. Троице», написанной в мастерской Троице-Сергиева мон-ря (СПГИАХМЗ; вклад кнг. Анны Шереметевой; см.: Прп. Сергий Радонежский в произведениях рус. искусства XV-XIX вв.: Кат. выст. [М.], 1992. С. 97. Кат. 14. Ил. 18). М. изображен в рост, вполоборота вправо. Он сравнительно молод, у него короткие русые волосы и короткая борода. Традицию изображения М. в виде средовека продолжают 2 иконы «Собор святых учеников прп. Сергия Радонежского» 2-й пол. XIX в. из Успенского собора Троице-Сергиевой лавры (находятся на вост. грани сев.-вост. и на зап. грани юго-зап. столбов). Единоличные иконы святого редки. Вероятно, их писали в Мефодиевом Пешношском во имя свт. Николая Чудотворца мон-ре, где в Сергиевой ц. под спудом почивают св. мощи М. В отличие от икон, созданных в Троице-Сергиевом мон-ре, на иконах из Пешношского мон-ря М. представлен в облике старца с седыми волосами на прямой пробор и раздвоенной бородой до середины груди. На иконе 2-й пол. XIX в. (?) (в металлическом окладе), помещенной в наст. время над ракой, святой показан в рост, прямолично, в рясе, мантии, куколь опущен на плечи, десницей именословно благословляет, в левой руке - свернутый свиток; вверху написан образ Св. Троицы, что подчеркивает связь обители с Троице-Сергиевым мон-рем. На иконе нач. ХХ в. (частное собрание), возможно восходящей к оригиналу XVIII в., М. изображен по пояс, прямолично, в схиме, с куколем на плечах, с благословляющей десницей, в левой руке - развернутый свиток с текстом: «Бpamie имите noneчehie еже Бг угодите и дргъ ко». Надпись на фоне: «Св. преп. Мефодий Пéшнош[ский]». На иконе кон. XIX - нач. XX в. (ЦАК МДА) М. изображен погрудно, правой рукой благословляет, в левой - держит развернутый свиток с надписью: «Владыка Господи Боже, сохрани стадо Свое...»

http://pravenc.ru/text/2563098.html

В XVIII-XIX вв. З. отождествляли с отроком Захарией (см. Иоанн и Захария , преподобные, Киево-Печерские), к-рый упоминается в 5-м Слове Киево-Печерского патерика , где повествуется о чуде в монастырской Успенской ц. перед иконой Божией Матери в кон. XI в. (Патерик Киевского Печерского мон-ря/Ред.: Д. И. Абрамович. СПб., 1911. С. 9-10; см.: Модест. 1885. С. 17-19). Ист.: Модест (Стрельбицкий), архиеп. Краткие сказания о жизни и подвигах святых отцев Дальних пещер Киево-Печерской лавры. К., 1885. С. 59-60, 80. Лит.: Филарет (Гумилевский). РСв. Авг. С. 123-124; Барсуков. Источники агиографии. Стб. 203; Леонид (Кавелин). Св. Русь. С. 26; Описание о российских святых. С. 28; Димитрий (Самбикин). Месяцеслов. Март. С. 140; Дива печер лаврських. К., 1997. С. 65, 66, 93, 140. Е. В. Лопухина Иконография В иконописном подлиннике кон. XVIII в. об облике З. сказано: «Сед, брада доле Сергиевой, на главе клабук, риза преподобническая багор, испод киноварь разбелной, руки у сердца, длани вверх» (БАН. Строг. 66. Л. 318, «левыя страны» 41-й). На надгробной иконе 40-х гг. XIX в. работы иером. Иринарха с учениками из мастерской Киево-Печерской лавры у раки З. в Дальних пещерах, согласно тропарю преподобному («Постническаго ради твоего жития…»), З. изображен по пояс, вполоборота влево, средовеком с правильными чертами лица, со впалыми щеками и с русой бородкой средней величины, раздвоенной на конце, облачен в схиму, на голове куколь, на прижатой к груди деснице четки, левая рука ладонью выставлена вперед; вокруг нимба надпись: «С: Пр(д)б. Зaxapiй постникъ». В композиции «Собор Киево-Печерских святых» З. представлен, как правило, в правой группе святых, за прп. Феодосием, в ряду иноков, почивающих в Дальних пещерах (известно более 15 вариантов гравюр). Его изображение как средовека с небольшой бородой в куколе помещено в 7-м ряду 1-м слева на иконе посл. трети XVIII в. (1771 г.? ИОХМ), на гравюре 1-й четв. XIX в. (РГБ; по иконографии близка к листу 1513 из собрания Д. А. Ровинского - Ровинский.

http://pravenc.ru/text/182673.html

Ист.: Описание Киево-Печерской лавры. К., 1847. С. 288; Модест (Стрельбицкий), еп. Краткие сказания о жизни и подвигах святых отцев Дальних пещер Киево-Печерской лавры. К., 19062; Барсуков. Источники агиографии. Прил. С. II. Лит.: Голубинский. Канонизация святых. С. 202-210; Димитрий (Самбикин). Месяцеслов. Воронеж, 1883. Август. С. 288; Филарет (Гумилевский). РСв. Август. С. 126-127; Кабанець. Icmopiя печерськоï kahohiзaцiï. Игум. Андроник (Трубачев), Е. В. Лопухина Иконография. В иконописном подлиннике кон. XVIII в. облик А. Т. описан следующим образом: «Сед, брада Сергиева, на главе клабук черн, ризы преподобническия дичь, испод бакан» (БАН. Строг. 66. Л. 316об.; «левыя страны» 21-й, назван «трудолником»). На иконе XIX в. у раки преподобного в Дальних пещерах Киево-Печерской лавры А. Т. изображен в монашеском одеянии и куколе, склонившимся над раскрытой книгой в руках. В композиции «Собор Киево-Печерских святых» он представлен в правой группе иноков, стоящих за прп. Феодосием Киево-Печерским (их мощи почивают в Дальних пещерах), обычно в 3-м ряду 1-м или 2-м слева. А. Т. изображен старцем в куколе на гравюрах кон. XVIII - нач. XIX в. (ЦАК МДА, РГБ) - без выраженных индивидуальных особенностей; на иконе 1-й пол. XIX в. (ЦМиАР), предположительно из мастерской Киево-Печерской лавры,- с аскетическим обликом (впалыми щеками), с надписью: «Пре Арсений Тру[жде]ник»; на хромолитографии 1884 г. изд. И. Д. Сытина в Москве (РГБ) - средовеком; на литографии 1893 г. изд. Киево-Печерской лавры (РГБ). На литографиях мастерской А. Абрамова 1859 г. (ЦАК МДА) и 1883 г. (ГРМ) образ А. Т. (как средовека) помещен в 5-м ряду 3-м слева. Лит.: Ровинский. Народные картинки. Кн. 3. С. 621-633. Т. 4. С. 761-764; Русские монастыри: Искусство и традиции/ГРМ. Б. м., 1997. С. 169; Маркелов. Святые Древней Руси. Т. 2. С. 61. И. Б. Черномаз Рубрики: Ключевые слова: АММОН КИЕВО-ПЕЧЕРСКИЙ (XIII в.), в Дальних пещерах почивающий, странник, прп. (пам. 4 окт., 28 авг..- в Соборе преподобных отцов Дальних пещер и в неделю 2-ю Великого поста - в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских и в Соборе всех святых, в Малой России просиявших)

http://pravenc.ru/text/76320.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010