Л. Е. Кулаженко Иконография Прав. Иулиания, кнж. Ольшанская. Роспись галереи рус. святых ц. прп. Иова Почаевского в Почаевской Успенской лавре. Кон. 60-х — 70-е гг. XIX в. Мастера иеродиаконы Паисий и Анатолий Прав. Иулиания, кнж. Ольшанская. Роспись галереи рус. святых ц. прп. Иова Почаевского в Почаевской Успенской лавре. Кон. 60-х — 70-е гг. XIX в. Мастера иеродиаконы Паисий и Анатолий На иконографию И. повлияла Повесть об обретении мощей святой (Сказание о обретении честных мощей сея святыя богоугодныя княжны Юлианы. К., в к-рой сообщается, что обнаруженные нетленные мощи юной княжны были облачены в богатые одежды и украшены драгоценностями. Сведения об облике И. приводятся в иконописных подлинниках с повторением описания ее облачения: «Аки Варвара, приволока лазорева, порфира камка бакан, власы по плечам, на главе венец царский» (БАН. Строг. 66. Л. 316 - «левыя страны» 16-я; кон. XVIII в.); «На главе венец, в ожерелье, в серьгах и в зарукавье, шуба бакан, испод голубцовой и камка» (РНБ. Погод. 1931. Л. 179 об., под 6 июля; 20-е гг. XIX в.); «Аки Ольга» (ИРЛИ. (ПД). Перетц. 524. Л. 58 об., под 14 сент.; 30-е гг. XIX в.; см. также: Филимонов. Иконописный подлинник. С. 33). Подробное описание облика И. составлено В. Д. Фартусовым в пособии для иконописцев, изданном в 1910 г.: «Типа русского, молода, 15 лет, лицом бела и очень миловидна; одежды шелковые: сарафан с вышитыми серебром и золотом узорами и каймами, на шее богатое ожерелье, золотые гривны с разнообразными украшениями бисером, на руках золотые зарукавья (браслеты), на пальцах драгоценные с камнями перстни, на голове венец девический, вроде узкого кокошника, золотой с разноцветными камнями и бисером, в ушах серьги золотые, украшенные драгоценными камнями и жемчугом» ( Фартусов. Руководство к писанию икон. С. 337). В сер.- 2-й пол. XIX в. на раке святой в Ближних пещерах Киево-Печерской лавры было помещено ее изображение, воспроизводящее вид мощей: И. представлена с закрытыми глазами, облачена в светлое одеяние, на голове венец, густые волнистые русые волосы лежат на плечах, в сложенных на груди руках крест. Над ракой находится поясная икона 40-х гг. XIX в. работы иером. Иринарха с учениками из мастерской Киево-Печерской лавры. Святая облачена в княжеские, украшенные камнями одежды голубого и красного цветов, на голове венец, пряди волос ниспадают на плечи, в правой руке длинный крест с Распятием, левая прижата к груди. Подчеркнуты юность и красота княжны; у нее большие голубые глаза, полные губы, длинный правильной формы нос, на щеках румянец. Нимб очерчен тонкой линией, вверху надпись: «    i  i  i      ».

http://pravenc.ru/text/1237853.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АФАНАСИЙ [Стахий] († до 1690, Ростов), блж., Христа ради юродивый, Ростовский (пам. 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых). Упоминается в «Описании о российских святых» (списки кон. XVII-XVIII в.), в рукописном каноннике XVIII в., происходящем из Ростова (собр. А. А. Титова), в к-ром сообщаются краткие сведения о ростовских святых. Житие А. не было составлено, отдельные сведения о блаженном сохранились в устном предании среди жителей Ростова, где его почитание было велико. А. (по нек-рым рукописям, Стахий) жил в Авраамиевом ростовском в честь Богоявления Господня мон-ре , когда Ростовским митрополитом был Иона (Сысоевич) ; 1652-1690). А. был очень любим и почитаем митр. Ионой, часто присутствовал за трапезой архиерея. Однажды митрополит, занимавшийся постройкой церквей и зданий Ростовского кремля, был очень расстроен тем, что работы по его указанию не выполнили, на что А. сказал: «Ах Иона, Иона! Что ты хлопочешь? В твоих постройках и церквах по времени одни воробьи будут жить!» Действительно, в XIX в. Ростовский кремль находился в сильном запустении, от полного разрушения его храмы были спасены благодаря начавшимся в 1890 г. реставрационным работам. Погребение блаженного совершил митр. Иона (этим определяется время кончины А.). А. был похоронен за алтарем Богоявленского монастырского собора, рядом с могилой прп. Пимена верижника, затворника Богоявленского мон-ря († после 1618). В иконописном подлиннике кон. XVIII в. (БАН. Строг. 66. Л. 139об.) под 26 авг. указано, что А. и прп. Пимен лежат рядом «в Ростове, в Богоявленском монастыре, за олтарем в полатке» (сведения, приводимые в нек-рых списках «Описания о российских святых», о том, что А. погребен «у Вознесения Господня, где Исидор проживый», ошибочны). Над могилами А. и прп. Пимена была устроена деревянная часовня. В кон. XVIII в. первый ростовский городской голова Н. А. Хлебников построил каменную часовню в благодарность за свое исцеление от тяжелой болезни после панихиды, совершенной на месте погребения подвижников. С 24 июля 1855 г. в часовне начали постоянно служить панихиды, на внутренней зап. стене часовни были написаны изображения А. и прп. Пимена. В часовне хранились 2 кувшинообразные железные гири, весом ок. 65 кг каждая, и железный камзол, весом ок. 24 кг, принадлежавшие, по преданию, подвижникам. Богомольцы, посещавшие часовню, брали в руки гирю или надевали на себя железный камзол и трижды обходили часовню, молясь А. и прп. Пимену. Местная канонизация А. совершилась в 1964 г. в Соборе Ростово-Ярославских святых.

http://pravenc.ru/text/76866.html

Иконописные подлинники XVIII-XIX вв. под 24 февр. предписывают изображать Е. т. о.: «Подобием сед, брада аки Николина, попростее или покороче Сергиевой и поуже, ризы преподобническия, на главе схима, в руках четки, то есть лестовка» ( Филимонов. Иконописный подлинник. С. 279; кр. вариант - ИРЛИ (ПД). Перетц. 524. Л. 126 об., 30-е гг. XIX в.; Большаков. Подлинник иконописный. С. 75). Встречается описание внешнего облика Е. в клобуке, без схимы, «руце простерты» (РНБ. Погод. 1931. Л. 115 об., 20-е гг. XIX в.). Др. вариант отражает иконографию Е. в составе Собора Киево-Печерских святых: «Рус, брада Козмина, на главе клабук черн, риза преподобническая дичь, испод празелень, правая рука молебна, левою взял за край ризы левой страны» (БАН. Строг. 66. Л. 313 об., «правая страна», 42-й, кон. XVIII в.). В руководстве для иконописцев 1910 г. Е. «типом русский, стар, сед, с небольшою продолговатою бородой; одежды монашеския, на голове куколь. Ему можно писать хартию с надписью: Пойму тя чиста к себе, возлюбившаго благолепие дому Моего» ( Фартусов. Руководство к писанию икон. С. 192). Сохранилась икона XIX в. с ростовыми изображениями Е. и вмч. Георгия Победоносца (НКПИКЗ). Преподобный в клобуке, коричневой рясе и мантии, левая рука с четками прижата к груди, в правой руке книга. Большая композиция явления болящему Е. Божией Матери с Младенцем (в окружении ангельских сил и монахов) и преподобных Антония и Феодосия встречается в росписи братской трапезной Оптиной пуст. (кон. 50-х - нач. 70-х гг. XIX в., худож. В. П. Петров). В стенописи галереи рус. святых в Почаевской Успенской лавре он включен в группу подвижников XII в. (живопись в академическом стиле кон. 60-х - 70-х гг. XIX в. работы иеродиаконов Паисия и Анатолия, поновлена в 70-х гг. XX в.). В росписи 70-х гг. XIX в. интерьера храма Христа Спасителя образ Е. находился в юго-зап. части возле композиции «Крещение киевлян равноап. вел. кн. Владимиром» (худож. Д. Н. Мартынов, см.: Мостовский М. С. Храм Христа Спасителя/[Сост. заключ. ч.: Б. Споров]. М., 1996п. С. 85).

http://pravenc.ru/text/190115.html

Лит.: СИСПРЦ. 1836. С. 175; [Евгений (Болховитинов), митр.]. Описание Киево-Печерской лавры. К., 18473. С. 110, 293; Барсуков. Источники агиографии. Стб. 345; Леонид (Кавелин). Св. Русь. С. 18-19; Димитрий (Самбикин). Месяцеслов. 1896. Янв. С. 143-144; Филарет (Гумилевский). РСв. 2008. С. 40. М. В. П. Иконография Описание облика М. есть в Строгановском толковом иконописном подлиннике (т. н. Клинцовском подлиннике) кон. XVIII в. (без указания памяти, в Соборе Киево-Печерских святых): «Сед, плешив аки Никола, на плечах клобук черной, руки у сердца, длани вверх, ризы преподобническия, узлом связаны, испод бакан, правою ногою стоит впрям» (кон. XVIII в.; БАН. Строг. 66. Л. 313 об.- «правая страна», 43-й). Над ракой со св. мощами М. в Ближних пещерах Киево-Печерской лавры находится икона, созданная в лаврской иконописной мастерской под рук. иером. Иринарха в 40-х гг. XIX в. (под записью кон. ХХ в.). Святой представлен в мантии, с куколем на голове. У него темно-каштановая окладистая средней длины борода. Ладонь левой руки прижата к груди, на запястье - четки; ладонь правой руки лежит поверх левой. В композиции «Собор Киево-Печерских чудотворцев» образ святого находится в левой группе преподобных Ближних (Антониевых) пещер. Оглавное или оплечное (реже) изображение М. помещалось в 12-м снизу ряду левой группы преподобных, 2-м от края. Это расположение, как и типологические черты образа М., изображаемого с непокрытой головой, седым, является постоянным для данной композиции. Причем окружение святого может меняться. Так, на ранних памятниках М. представлен между преподобными Варлаамом Трудолюбивым и Еразмом: напр., на гравюрах И. Гошемского (работал в типографии Почаевской лавры, 2-я треть XVIII в.), М. Н. Нехорошевского (сер. XVIII в.), И. Кончаковского (1771, 1774), В. Белецкого (1751; 1756, РГБ) - волосы седые, слегка вьющиеся, лоб с залысинами, ладонь правой руки обращена к центру. На литографии 1893 г., выполненной в типографии Киево-Печерской лавры (ГЛМ), М. изображен так же и в том же ряду, но между преподобными Анатолием и Еразмом.

http://pravenc.ru/text/2561298.html

(напр.: «Сед, в схиме, брада Власиевы велми доле, уска, на концы раздвоилась, правая половина доле, а левая короче, около главы власы легонки, столп празелень, другая половина с вохрою, празелень збела» - ИЛРИ (ПД). Отд. поступления. Оп. 23. 294. Л. 167, 40-е гг. XIX в.; «Сед, клабук на главе лазорев со кресты, брада доле Власиевы, на концы раздвоилась… ризы преподобнически, столп не велик празелень, не покрыт. Святой Никита стоит на нем, якоже и Симеон» - БАН. Строг. 66. Л. 109 об., кон. XVIII в.; см. также: Большаков. Подлинник иконописный. С. 101). Академик В. Д. Фартусов при составлении опубликованного в 1910 г. руководства для иконописцев отказался от «формулы подобий» святых, и с учетом известных автору памятников (в 1-ю очередь Жития, с привлечением подлинников и изобразительного материала) об образе Н. у него сказано: «…типа русскаго, телосложением сильный, но очень худой с большою седою бородой, на левой стороне прядь почти до пояса; одежды монашеския, убогия, на голове схима; он подвизался на деревянном столпе и был обременен тяжелыми веригами, которыя видны были снаружи и на которых было два креста. Можно ему писать хартию по житию: Тако глаголет Господь: измыйтеся, и чисти будете, отимите лукавствия от душ ваших. Или: Спаси душу погибающую» (см.: Фартусов. Руководство к писанию икон. С. 293). Иконография Н. складывалась параллельно с развитием его почитания. Первые сведения об изображении святого относятся к кон. XV в. В описи Успенского собора Московского Кремля XVII в. указано, что в иконостасе 1481 г. находилась ростовая икона Н. (Описи моск. Успенского собора. 1876. Т. 3. Стб. 409, 413-414. Примеч. 1). В Житии преподобного в сказании о чуде с диак. Евстафием, произошедшем ок. 1515 г., упоминается надгробная икона Н. ( Ильинский. 2005. С. 34). Вероятно, тогда же сложился наиболее распространенный и в наше время поясной вариант изображения святого, близкий к описанию в подлиннике сводной редакции нач. XVIII в. по списку Филимонова. Ранним образцом этой иконографии является небольшая икона кон.

http://pravenc.ru/text/2565364.html

Преподобные Сергий Радонежский и Пахомий Нерехтский. Икона. Кон. XIX в. (ц. Воздвиженни Креста в Нерехте) Преподобные Сергий Радонежский и Пахомий Нерехтский. Икона. Кон. XIX в. (ц. Воздвиженни Креста в Нерехте) До закрытия Троицкой ц. в с. Сыпанова Слобода (Троица) в ней хранилось еще неск. икон П. В ц. Успения Пресв. Богородицы в с. Тетеринском Нерехтского р-на (совр. Успенская Тетеринская жен. пуст.) имеется икона П. (судя по надписи, скорее прп. Пахомия Великого) и свт. Алексия, митр. Московского кон. XIX - нач. XX в. (на чеканном золотом фоне), попавшая сюда, как полагают, из Троицкой ц. после ее закрытия. В четверике этого храма в нише на юж. стене помещен большой ростовой образ П. (XVIII в. (?) под поздними записями, в т. ч. XX в.; написан в темперной технике), по размерам и иконографии близкий к нагробной иконе. Основные подробности рисунка схожи с деталями репродукции 1896 г. и иконы из Сыпанова мон-ря (какой из образов был написан раньше, без специального исследования установить невозможно). Известно, что в 1876 г. была «усердием старосты Яичкова написана точная копия с иконы преп. Пахомия, лежащей на мощах, сделана на нее риза, подлинник подправлен» ( Новосельский Н. А., свящ. Сыпаново: Ист. описание его в бытность мон-рем и после - приходскою Троицкою ц.//Костромские ЕВ. 1897. Ч. неофиц. 3. С. 62). В нач. XX в. нагробный образ П. воспроизводили в хромолитографиях (напр., экземпляр с цензурным разрешением 1904 г.- поколенный тип изображения). Прп. Пахомий Нерехтский. Роспись Владимирского собора Сретенского мон-ря в Москве. 1707 г. Прп. Пахомий Нерехтский. Роспись Владимирского собора Сретенского мон-ря в Москве. 1707 г. В иконописных подлинниках кон. XVIII - 1-й трети XIX в. под 9 июля и 21 марта даны краткие описания внешности П.: «…сед, брада покороче Власиевы, в схиме, ризы преподобнические» (ИРЛИ (ПД). Перетц. 524. Л. 183; см. также: РНБ. Погод. 1931. Л. 128 об.; БАН. Строг. 66. Л. 122 об., добавлено: «…схима на плечах»; Филимонов. Иконописный подлинник. С. 62). В Житии П. из сб. Синодальной б-ки о его облике сказано: «Преподобный Пахомий Костромской чюдотворец Сыпанова монастыря пишется леты стар, возрастом средний, телом сух, мало возлыс, брада аки у Иоанна Богослова бела вся, риза преподобническая и схима есть; в руце держит свиток, в свитце пишет: «Братие, терпите находящая на ны скорби на сем месте, да обрящем благодать Божию». Яко писать стоящего то над главою его Святая Троица аки у Павла Обнорского десная рука выспрь крестообразна, в шуице свиток, а когда молящегося то Троица на дцке во угле аки у Александра Свирского» (Житие прп. Пахомия Нерехотского//Тр. IV обл. ист.-археол. съезда в г. Костроме, в июне 1909 г. Кострома, 1914. С. 17).

http://pravenc.ru/text/2579832.html

Сведения об облике О. представлены в Строгановском толковом иконописном подлиннике кон. XVIII в., где содержатся описания Собора Киево-Печерских святых (имена 130 преподобных, все без указания дней памяти): «Сед, брада Сергиева (прп. Сергия Радонежского.- Авт.), на главе кавтырь или клабук черной, риза преподобническая, испод вохра, руце у сердца сложены вместе» (БАН. Строг. 66. Л. 311 об.- «правая страна», 19-й, назван пустынником; то же в т. н. Клинцовском подлиннике - РНБ. Тит. 4765, кон. XVIII в.). Согласно этому, зафиксированному в подлиннике варианту «соборной» иконографии Киево-Печерских чудотворцев, фигура О. находится в левой группе святых, почивающих в Ближних пещерах, к-рую возглавляет прп. Антоний Печерский, и замыкает «пятерицу» с образами преподобных (Сисоя Затворника, Феофана Постника, Нестора Летописца (диакона) и Анастасия Затворника) в 7-м ряду снизу. Такое местоположение О. остается действительным для всех традиц. станковых композиций Собора Киево-Печерских святых, в т. ч. для самых ранних гравюр с этим изображением - кон. XVII в. (грубой работы, на нижнем поле следы счищенных надписей) и 1-й пол. XVIII в. (без монограммы гравера) ( Ровинский . Народные картинки. Кн. 3. С. 623. 1506, 1507). В составе «пятерицы» святых, куда входит образ О., могут быть разночтения (напр., Симон Затворник (см.: Там же. С. 622) вместо Сисоя Затворника). Характерной чертой образа О. является максимальный разворот его фигуры, к-рая представлена в профиль и обращена вправо, к центру; голова покрыта куколем, взор направлен вверх. К памятникам, воспроизводящим данный вариант иконографии, относится ряд гравюр (почаевского мастера 2-й пол. XVIII в. Иосифа Гочемского (Там же. С. 621. 1505); Мартина Нехорошевского, сер. XVIII в. (Там же. 1509); Иоанна Кончаковского, 1771 (1774?) (Там же. 1510); Герасима Проценко, 1821 (Там же. С. 623. 1511) и мн. др. (Там же. 1512-1518; Кн. 4. С. 761. 1505а; С. 761-763. 1517)); икон (напр., из Киево-Печерской лавры, 2-я пол. XVIII в., НКПИКЗ; из мастерской Киево-Печерской лавры, сер. XIX в., Троицкий собор Успенского жен. мон-ря в Александрове; иконописца из посада Клинцы Суражского у. Черниговской губ. (ныне город в Брянской обл.), 2-я пол. XIX в., собрание Ф. Р. Комарова, и мн. др.); литографий (напр., 1893 г., ГЛМ; на хромолитографии кон. XIX - нач. XX в., Почаевская Успенская лавра) и мн. др. В большинстве случаев в нимбе при имени содержится указание на пустыннический подвиг святого, как, напр., на иконе 1-й трети XIX в. (КБМЗ): «П. Онисимъ Пустын.».

http://pravenc.ru/text/2578417.html

Местная канонизация М. совершена при архим. Варлааме (Ясинском) , настоятеле Киево-Печерской лавры в 1684-1690 гг. (впосл. митрополит Киевский), когда было установлено празднование Собору преподобных отцов Дальних пещер. Общецерковное почитание М. введено указами Синода 1762, 1775 и 1784 гг., которыми было разрешено печатать службы Печерским преподобным и вносить их имена (в т. ч. М.) в общецерковные месяцесловы. В 1843 г. установлено празднование Собору всех Киево-Печерских святых и Собору всех святых, в Малой России просиявших. День памяти М., как и мн. др. св. отцам Дальних пещер, был установлен между 1868 и 1875 гг. (впервые указан в «Полном христианском месяцеслове» (К., 1875)). Лит.: [Евгений (Болховитинов), митр.] Описание Киево-печерской лавры. К., 18473. С. 111, 294; Модест (Стрельбицкий), архиеп. Краткие сказания о жизни и подвигах св. отцев Дальних пещер Киево-Печерской Лавры. К., 1885. С. 9; Леонид (Кавелин). Св. Русь. С. 22; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 261; Дива печер лаврських. К., 1997 (по указ.); Карпов А. Ю. Рус. Церковь X-XIII вв.: Биогр. словарь. М., 2016. С. 305. М. В. П. Иконография Описание облика М. представлено в Строгановском толковом иконописном подлиннике кон. XVIII в. в составе Собора Киево-Печерских святых (все без указания дней памяти): «Сед, брада и власы Сергиевы (прп. Сергия Радонежского.- Э. Ш.), схима на плечах, риза преподобническая, испод празелень» (кон. XVIII в.; БАН. Строг. 66. Л. 316 - «левыя страны», 23-й; см.: Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 2. С. 174. 374; То же в рукописи клинцовского иконописца И. Г. Кулакова - РНБ. Титов. 4765, кон. XVIII в.; см.: Там же. С. 260. Примеч. 3). В Дальних пещерах, над ракой с мощами преподобного, находится написанная маслом на металлической пластине икона М., к-рая была создана наряду с др. единоличными образами святых, почивающих в Ближних и Дальних пещерах, после 1842 г. (с прописями кон. XX в.) в мастерской Киево-Печерской лавры (иером. Иринарх с учениками). Полуфигура святого представлена в легком повороте вправо; М. показан мужем средних лет с рыжеватой бородой средней длины; облачен в мантию, на голове округлой формы клобук с наметкой; кисть правой руки - у груди, левой он придерживает за корешок внизу книгу. Этой иконе близок образ святого, представленный на большом живописном полотне «Собор преподобных отцов, нетленно почивающих в пещере прп. Феодосия» (1890), созданном в мастерской Киево-Печерской лавры и находящемся при нижнем входе в Дальние пещеры: М. изображен в развороте вправо со слегка склоненной головой, в молитвенном сосредоточении, что подчеркивают четки в левой прижатой к груди руке; длинная без проседи каштановая борода незначительно сужается книзу; на голове клобук округлой формы. В нимбе надпись: «  ()      ».

http://pravenc.ru/text/2563960.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВАСИЛИЙ СУХОЙ († до 1392?, Троице-Сергиев мон-рь), прп. (пам. 1 янв. и 6 июля - в Соборе Радонежских святых). В. С. упоминается в Житии прп. Сергия Радонежского , составленном в 1418 г. Епифанием Премудрым . В. С., ранее живший в верховьях р. Дубны, был в числе первых 12 учеников, поселившихся с преподобным Сергием на Маковецком холме («старец Василий, рекомый Сухи, иже бе в пръвых от страны пришедый от връх Дубны»). Житие прп. Сергия сообщает, что поначалу, когда кто-то из братии умирал («сице живяху тогда и по два лета, и по три»), брали нового монаха, чтобы число братии 12 оставалось неизменным, поэтому принято считать, что первые ученики прп. Сергия († 1392) скончались еще при жизни основателя Троицкого мон-ря. Время местной канонизации В. С. неизвестно. Его память отмечена в «Описании о российских святых» (кон. XVII-XVIII в.) и под 1 янв. в Кайдаловских святцах (кон. XVII в.(?) или 1868 г.). В Строгановском иконописном подлиннике (кон. XVIII в.) В. С. назван среди Радонежских святых, но без указания дня памяти (БАН. Строг. 66. Л. 155 об.). Святой изображен на иконах «Собор Радонежских святых» из ТСЛ (XIX в.). Местная канонизация В. С. подтверждена включением его имени в Собор Радонежских святых, установленный в 1981 г. по инициативе наместника ТСЛ архим. Иеронима (Зиновьева) . Стихира на стиховне службы Собору Радонежских святых воспевает «первенца пришельца Василия Сухаго». Ист.: Описание о российских святых. С. 79; Клосс Б. М. Избр. труды. М., 1998. Т. 1: Житие Сергия Радонежского. С. 321; Минея (МП). Июль. Ч. 1. С. 341. Лит.: Барсуков. Источники агиографии. Стб. 94; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 3. С. 553; Голубинский. Канонизация святых. С. 350; он же. Прп. Сергий Радонежский и созданная им Троицкая лавра. М., 1909. С. 93; Троицкий патерик. Серг. П., 1896, 1992р. С. 4; Тихомиров М. Н. Город Дмитров от основания города до пол. XIX в.//Тр. Музея Дмитровского края. Дмитров, 1925. Вып. 2. С. 11; Попов Г. В. Худож. жизнь Дмитрова в XV-XVI вв. М., 1973. С. 14; Маркелов. Святые Древней Руси. Т. 2. С. 73.

http://pravenc.ru/text/149779.html

Изображения А. как юного мученика, с крестом в руке, в рост или полуфигурно, широко распространены на фресках Каппадокии: капеллы 1 (Аль-Назар), 9, 11 (ц. св. Евстафия) в Гёреме, кон. X в.; в Тавшанлы-килисе, 950-960 гг.; капелла 4, 913-920 гг., и Айвалы-килисе в Гюлю-Дере; в Хуазинтен-килисе в Ихларе, нач. X в.; в Белли-килисе I в Соганлы, кон. X в.; в ц. вмц. Варвары в Соганлы, 1021 г. Если в большинстве указанных храмов А. изображен в типе мученика, облаченного в плащ с таблионом и с крестом в руке, то на фреске в капелле 23 (Каранлык-килисе) в Гёреме, 1210 г., А. представлен в рост в воинских доспехах, с копьем в руке. В настенных минологиях в ц. вмч. Георгия в Старо-Нагоричино (Македония), 1317-1318 гг., и нартексе ц. Благовещения мон-ря Грачаница (Югославия, Косово и Метохия), 1321-1322 гг., изображено мученичество - усекновение мечом А. и с ним пострадавших; на рус. минейной иконе (на март) кон. XVI в. из Вологды (ВГИАХМЗ), в настенном минологии ц. свт. Николая в Пелинове, 1717-1718 гг., представлен только А. «Ерминия» Дионисия Фурноаграфиота , нач. XVIII в., называет усеченными вместе с А. святых Пуплия, Ромила, Тимолая, двух Александров и Дионисиев; там же есть указание на то, что мучеников А. и Пуплия следует изображать старцами, остальных - юношами (Ч. 3. § 22. Март 15). Строгановский иконописный подлинник, посл. треть XVIII в. (БАН. Строг. 67.1) предлагает изображать А. вдвоем с мч. Александром, напр. на рус. минейной иконе сер. XVII в. из собрания музея в Реклингхаузене. А. посвящен сев. придел в московском храме Св. Троицы в Троице-Голенищеве, XVII в., где находится совр. икона А. и пострадавших с ним. Ист.: BHG, N 1193; Euseb. De mart. Palaest. 3; ActaSS. Mart. T. 3. P. 476-477; SynCP. P. 537, 558; ЖСв. Март. С. 315-316. Лит.: Δουκκης. ΜΣ. Μρτιος. Σ. 225; Σωφρνιος (Εστρατιδης). Αγιολγιον. Σ. 8. Иконогр.: Ерминия ДФ. С. 209; Сорок сороков. М., 1995. Т. 4. С. 89-92. 23; В. Календар у старом живопису српском: (Фреске с. у Старом Нагоричину)//Старинар. 3-я сер. Београд, 1923. N 1. C. 6; Restle. Bd. 2. N 128; Lechner M.//LCI. Bd. 5. Sp. 44; Менолог. С. 277, 295, 386; Abb. 20, 146, 230, 388, 436.

http://pravenc.ru/text/63108.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010