Общецерковная канонизация А. Р. состоялась, по предположению Голубинского, уже ко времени Макарьевских Соборов 1547-1549 гг. (Голубинский. История канонизации. С. 82-83). Служба А. Р., составленная по подобию службы прп. Сергию Радонежскому, впервые встречается в рукописном сборнике XV в. (РГБ. Троиц. 617. Л. 33-43об.). Мощи А. Р. почивали в Богоявленском соборе Авраамиева мон-ря, при гробе хранилась «архимандричья шапка» и крест от пастырского посоха. Жезл А. Р., к-рым он, по преданию, сокрушил языческого идола, был взят из мон-ря царем Иоанном IV Васильевичем Грозным в 1553 г. Хранящийся в Ростовском музее медный крест (XIV в.) является копией-отливкой древнего креста, венчавшего этот жезл, предположительно (на основании анализа рельефных изображений) выполненного в кон. XII - нач. XIII в. слав. мастером визант. круга. Позднее крест А. Р. воспроизводился в многочисленных повторениях, особенно в XVIII-XIX вв. В 1928 г. мощи святого были переданы в Ростовский музей. В 1991 г., когда в Ростове был открыт Спасо-Яковлевский Димитриев мон-рь, мощи святого были возвращены РПЦ и помещены в этом мон-ре. Иконография Явление ап. Иоанна Богослова прп. Авраамию Ростовскому с житием прп. Авраамия. Икона. 1-я треть XVIII в. (ГМРК ) Явление ап. Иоанна Богослова прп. Авраамию Ростовскому с житием прп. Авраамия. Икона. 1-я треть XVIII в. (ГМРК ) Наиболее ранние сохранившиеся изображения А. Р. относятся к сер. XVI в. На иконографию А. Р., очевидно, оказала влияние служба святому, составленная на основе службы прп. Сергию Радонежскому; прием подобия и равночестности А. Р. прп. Сергию определяет его изображение, напр. на иконах «Преподобный Сергий Радонежский и Ростовские чудотворцы», 40-е гг. XVI в. (ГМЗРК) (фигуры прп. Сергия и А. Р. фланкируют центральную группу святителей); «Воздвижение Креста, Покров, избранные святые» мастера Д. И. Усова , 1565 г. (ГТГ); новгородской таблетке с изображением святых Иоанна (Рыльского?), А. Р. и Александра Невского, сер. XVI в. (НГОМЗ). Этот ставший традиционным тип облика А. Р. сохранялся и в более поздних памятниках, вплоть до XX в. («Богоматерь Боголюбская с избранными святыми», кон. XVI - нач. XVII в. (ГРМ); «Воскресение Христово с избранными святыми», 1729 г. (ГМЗРК) и др.). Уподобление прп. Сергию прослеживается и в описаниях А. Р. в иконописных подлинниках: «Власы наджолты, толсты, брада аки Сергиева, а ризы преподобническия, испод дичь» (БАН. Строг. 66. Л. 48об., кон. XVIII в.).

http://pravenc.ru/text/62956.html

Лит.: Димитрий (Самбикин). Месяцеслов. Вып. 2. С. 35; Вып. 12. Ч. 2. С. 177-178, 192; Голубинский. Канонизация святых. С. 202, 205; Кабанець Е. П. Icmopiя печерськоï kahohiзaцiï та cmucлi biдoмocmi про Печерськиï святих//Дива печер лаврських. К., 1997. С. 47-50. Игум . Андроник (Трубачёв) Иконография В иконописном подлиннике кон. XVIII в. об облике А. К.-П. сказано: «Сед, брада аки у Сергия, на конце поуже, на главе клабук черн, риза преподобническая, испод празелен» (БАН. Строг. 66. Л. 318; «левыя страны» 40-й). В изображениях Собора Киево-Печерских святых А. К.-П. представлен, как правило, в правой группе в монашеском одеянии, с куколем на голове, за прп. Феодосием Печерским, в ряду иноков, почивающих в Дальних пещерах. Его образ, имеющий нек-рые индивидуальные особенности (впалые щеки), помещен крайним справа в 6-м ряду на гравюре кон. XVIII - нач. XIX в. (ЦАК МДА), на иконе 1-й пол. XIX в. (ЦМиАР), предположительно из мастерской Киево-Печерской лавры . На литографии 1859 г., изданной А. Абрамовым (ЦАК МДА), раскрашенной литографии 1883 г. мастерской А. Абрамова (ГРМ) А. К.-П. помещен первым в 8-м ряду с надписью на нимбе: «Преп. Амонъ за[творник]» (выраженных индивидуальных черт не имеет). У Ровинского указаны 15 гравюр с изображением Собора Киево-Печерских святых. Лит.: Ровинский. Народные картинки. Кн. 3. С. 621-625. 1505-1518; Кн. 4. С. 761-763. 1505а, 1517; Русские монастыри: Искусство и традиции//ГРМ. Б. м., 1997. С. 169; Маркелов. Святые Древней Руси. Т. 2. С. 48. И. Б. Черномаз Рубрики: Ключевые слова: АНАТОЛИЙ ЗАТВОРНИК прп., Киево-Печерский, в Дальних пещерах почивающий (пам. 3 июля, 28 авг.- в Соборе преподобных отцов Дальних пещер, в неделю 2-ю Великого поста - в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских и в Соборе всех святых, в Малой России просиявших) АРСЕНИЙ ТРУДОЛЮБИВЫЙ (кон. XIII-XV в.?), преподобный Киево-Печерский (пам. 8 мая, 28 авг.- в Соборе преподобных отцов в Дальних пещерах почивающих, в неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских и в Соборе всех святых, в Малой России просиявших)

http://pravenc.ru/text/114534.html

Б. М. Клосс Иконография В иконописном подлиннике кон. XVIII в. об облике А. В. сказано: «Сед, брада поуже и покороче Власиевы, ризы преподобническия» (БАН. Строг. 66. Л. 155 об.). Наиболее ранние изображения святого сохранились в цикле миниатюр лицевого рукописного жития прп. Сергия Радонежского (РГБ. Ф. 304/III. 21. Л. 253об.- 255; 80-е - нач. 90-х гг. XVI в.), посвященных основанию Высоцкого мон-ря, в частности, на миниатюре «Прп. Сергий благословляет прп. Афанасия Высоцкого на игуменство»: А. В. представлен в монашеской мантии и клобуке, с остроконечной бородой средней длины. На миниатюре из вкладной книги Высоцкого мон-ря (СГИХМ. 1673. Л. 10, 1648 г.) А. В. изображен старцем с продолговатой бородой, недлинными волосами, в монашеском одеянии (мантии и схиме) с куколем на плечах, с поднятой для крестного знамения рукой, в молении Св. Троице вместе с преподобными Сергием и Никоном Радонежскими и кн. Владимиром Серпуховским (Храбрым). С теми же святыми и князем А. В. был представлен на местной иконе Св. Троицы и на хоругви «Зачатие Пресв. Богородицы - Избранные святые», к-рые вложил, соответственно в 1672 и 1673 гг., «в Дом Пречистыя Богородицы в Высоцкий монастырь по обещанию своему Светейшего Патриарха ризничей дьякон Иакинф» (Вкладная книга. Л. 83об.). Образ А. В. (с надписью «Прп(д)бны Офона(си)») помещен на иконе «Прп. Сергий Радонежский с учениками, в молении Св. Троице», кон. XVII в., из Троице-Сергиева мон-ря (СПГИАХМЗ),- в верхнем ряду слева, недалеко от учителя, между фигурами свт. Феодора Ростовского и прп. Симона Смоленского (Радонежского); также на иконе «Собор святых учеников прп. Сергия» 2-й пол. XIX в. на юго-зап. столпе ТСЛ. В кон. XVII-XIX в. в связи с ошибочным отождествлением А. В. с К-польским Патриархом Афанасием III сложилась иконография преподобного в святительском облачении. Напр., на рисунках, выполненных пером, в списке службы прп. Афанасию Высоцкому Младшему, нач. XIX в. (СГИХМ. КП 1691/СТ 11), А. В. изображен старцем с большой, слегка раздвоенной бородой, в рост, в саккосе, омофоре и митре, с благословляющей именословно десницей и жезлом в левой руке (л. 22об.); подобное поясное изображение - на заставке рукописи (л. 5).

http://pravenc.ru/text/76986.html

Время основания череповецкого Воскресенского мон-ря неизвестно, но он существовал к 1449 г., т. к. этим годом датируется грамота, данная обители белозерским кн. Михаилом Андреевичем (ИРИ. Т. 6. С. 656). В 1764 г. Воскресенский мон-рь был упразднен, а соборный храм обращен в приходскую церковь, в 1780 г.- в городской собор. В Воскресенском соборе под спудом почивают мощи А. Ч. Время местной канонизации преподобного неизвестно, она подтверждена включением его имени в Собор Вологодских святых, установленный в 1841 г. по благословению Вологодского еп. Иннокентия (Борисова), и в Собор Радонежских святых, установленный в 1981 г. по инициативе наместника ТСЛ архим. Иеронима (Зиновьева). Иконография. Имя А. Ч. встречается под 5 июля в иконописных подлинниках кон. XVIII в. (БАН. Строг. 66. Л. 116об., с добавлением: «глаголемаго Железного Посоха») и 30-х гг. XIX в. (ИРЛИ. Перетц. 524. Л. 181об.). Известно неск. икон преподобных Афанасия и Феодосия Череповецких, кон. XIX в. (ЧерМО. Воскресенский собор Череповца): святые изображены в рост, в молитвенном предстоянии иконе Троицы Новозаветной («Отечество»), на фоне пейзажа с каменным Троице-Сергиевским собором Череповца (разобран в 1929). А. Ч. облачен в схиму, с куколем на голове, имеет седую бороду средней длины, ладони сложены на груди крестообразно, в левой руке четки. В иконостасе правого придела Воскресенского собора, освященного во имя преподобных Афанасия и Феодосия Череповецких, находится образ 1900-х гг. подобной иконографии. В кон. 90-х гг. XX в. иконописцем МДА С. Л. Тарасовой была написана аналойная икона «Прп. Сергий Радонежский благословляет преподобных Афанасия и Феодосия Череповецких на основание монастыря» (Воскресенский собор Череповца). В 1992 г. на набережной Ягорбы в Череповце поставлен памятник преподобным (скульптор А. Архипов); в 1997 г. на месте разрушенного Спасо-Всеградского собора в Вологде воздвигнут памятный крест с 20 образами вологодских святых (скульптор А. В. Климков), среди к-рых представлен А. Ч.

http://pravenc.ru/text/77034.html

А. В. Назаренко Иконография Наиболее ранние сохранившиеся изображения А. Я. Н. относятся к сер. XVI в. Нек-рые исследователи ( Смирнова, Лаурина, Гордиенко. С. 229) отождествляют с А. Я. Н. всадника в доспехах и шлеме, представленного вместе с вмч. Георгием, блгв. князьями Борисом и Глебом на новгородской иконе сер. XV в. «Знамение от иконы Богородицы» («Битва новгородцев с суздальцами») (НГОМЗ), однако др. подобных изображений А. Я. Н. неизвестно. 2 варианта иконографии святого - в монашеских и княжеских одеждах - появились одновременно. В иконописи до XVIII в. А. Я. Н. изображался как преподобный: на иконе-таблетке «Преподобные Иоанн, Авраамий Ростовский, Александр Невский» сер. XVI в. из собора Св. Софии в Новгороде (НГОМЗ) он представлен в коричневой мантии, серовато-охристом хитоне, на плечах куколь схимы, короткие, слегка вьющиеся волосы и небольшая клинообразная борода тронуты сединой, в левой руке развернутый свиток с текстом: «Братие моя, Бога бойтесь и заповеди Его творите». Святой изображался также с куколем на голове: фреска сер. XVI в. из Благовещенского собора Московского Кремля (рядом с А. Я. Н. представлен вел. кн. Иоанн Калита в монашеском одеянии и с нимбом); житийная икона кон. XVI в. из собора Покрова на Рву (ГИМ); крышка ковчега-мощевика А. Я. Н. кон. XVI - нач. XVII в. (ГММК) - на свитке текст: «По[т]щимся со усердием, взыдем на гору Г[оспо]дню»; икона 1695 г. (ГЭ), являвшаяся крышкой деревянной гробницы святого; икона XVII в. из частного собрания (каталог Recklinghausen. S. 49) с надписью: «Преподобный Александр Невский»; шитые покровы XVII-XVIII вв. (ГВСМЗ, ГРМ). На покрове, происходящем, по-видимому, из собора Рождественского мон-ря во Владимире, выполненном в 70-80-х гг. XVII в. в строгановских мастерских (СПГИАХМЗ), А. Я. Н. представлен с закрытыми глазами, в схиме и мантии; в руках - развернутая хартия с текстом молитвы; короткая борода и усы исполнены темно-красным шелком, что выделяет лик на фоне серебряного и золотного шитья одежд, нимба и фона. Иконописный подлинник рекомендует изображать А. Я. Н. «в схиме, ризы преподобническия, кудерцы видеть маленько ис под схимы, сам плечист телом, риза багор, испод дичь, в руце свиток зажат» (БАН. Строг. 66. Л. 56 об.; кон. XVIII в.).

http://pravenc.ru/text/64418.html

кн. Владимира и св. князей страстотерпцев Бориса и Глеба по его сторонам; левую группу святых, почивающих в Ближних пещерах, возглавляет прп. Антоний Киево-Печерский, правую, чьи мощи покоятся в Дальних пещерах,- прп. Феодосий Киево-Печерский. Описание облика 130 святых представлено в Строгановском толковом иконописном подлиннике кон. XVIII в.: Н. В. «сед, брада доле Власиевой (сщмч. Власия Севастийского.- Авт.), на главе схима, риза преподобническая, испод киноварь разбелен» (БАН. Строг. 66. Л. 315; то же в т. н. Клинцовском подлиннике - РНБ. Тит. 4765, кон. XVIII в.). Однако приведенный в этих памятниках порядок следования преподобных (см. также: Ровинский. Народные картинки. Кн. 4. С. 762-763) не соответствует ставшей традиционной и известной по многочисленным эстампам и иконам схеме изображения Собора Киево-Печерских святых (Г. В. Маркелов предполагает, что автор описаний в подлиннике мог использовать как источник неизв. «фризовую роспись правой и левой стен в храме (?)», см.: Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 2. С. 260). Если в подлинниках о местоположении Н. В. сказано: «Левыя страны, 4-й», то в станковых композициях Собора он занимает место в левой группе святых, во 2-м ряду, стыкующиеся с образами св. князей, а именно с образом кн. Бориса, и в центре пятерицы преподобных своего ряда: позади преподобных Николая Святоши, кн. Черниговского, и архим. Поликарпа, впереди Киево-Печерских игуменов Варлаама и Авраама. Согласно Д. А. Ровинскому, самые ранние гравюры со ставшей классической схемой Собора относятся к кон. XVII в. (грубой работы, на нижнем поле следы счищенных надписей) и к 1-й пол. XVIII в. (без монограммы гравера) ( Ровинский. Народные картинки. Кн. 3. С. 623. 1506, 1507). В соответствии с приведенной в Строгановском подлиннике характеристикой, в первую очередь отличной от традиционной для единоличных изображений Н. В. или от его изображений в составе избранных святых, голова преподобного в этой композиции покрыта куколем - «на главе схима». В XVIII и XIX вв.

http://pravenc.ru/text/2577567.html

А. Ю. Карпов, Э. П. Р. Иконография В иконописном подлиннике кон. XVIII в. об облике И. сказано: «Подобием впросед, [борода] Николины доле гораздо, проста, в клобуке, ризы святительския» (БАН. Строг. 66. Л. 151, без указания дня памяти). Подобный текст помещен под 13 нояб. и в рукописи 20-х гг. XIX в. (РНБ. Погод. 1931. Л. 64). Изображения И. встречаются гл. обр. в композиции «Собор Новгородских святых» расширенного извода. В частности, он был написан во 2-м ряду на «старинной» иконе с образом Софии Премудрости Божией «в ризнице Черниговской кафедры» ( Филарет (Гумилевский). РСв. Май. С. 96-97). И. представлен также на образе «Чудотворные иконы и Новгородские святые» 1721 г. из собрания Успенских (ГЭ; см.: Косцова А. С., Побединская А. Г. Рус. иконы XVI - нач. XX в. с изображением мон-рей и их основателей: Кат. выст./ГЭ. СПб., 1996. С. 59, 136. Кат. 54) в 1-м ряду левой группы, в красноватой фелони, белом омофоре и клобуке, с окладистой седоватой бородой; на иконе небольшого размера письма новгородского свящ. Георгия Алексеева (1728, ГТГ) - полуфигура в верхнем ряду, в светлом облачении и белом клобуке, рядом с изображением свт. Ионы Новгородского; предположительно И.- на иконе XIX в. (с поновлениями XX в.) из нижнего придела ц. ап. Филиппа в Вел. Новгороде. На иконе «Новгородские чудотворцы» XVIII в. из собрания Н. М. Постникова (прорись см.: Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 1. С. 399) фигура И. в молении располагалась крайней справа в 1-м ряду святителей; И. изображен в фелони, омофоре и клобуке, с окладистой бородой, на нимбе надпись: «ioakuмъ». Необычно - средовек в митре, с потиром в деснице - И. представлен на иконе «Собор всех святых Новгородских угодников» кон. XIX - нач. XX в. из ц. ап. Филиппа в Вел. Новгороде (надпись: «св. Ioakuмъ корс u н.»). Единоличные образы И. связаны с собором Св. Софии в Новгороде: это эмалевая дробница на митре из архиерейской ризницы, известная по описи собора (Описи имущества Софийского собора 1833 г./Публ.: Э. А. Гордиенко, Г. К. Маркина//НИС. 2003. Вып. 9(19). С. 607), а также роспись в алтаре после поновления артелью Н. М. Сафонова (1893-1896). Ростовой образ И. был включен в стенопись придела блгв. кн. Александра Невского храма Христа Спасителя (70-е гг. XIX в., худож. Я. С. Башилов); в группу подвижников XI в. в росписи галереи, ведущей в пещерную ц. прп. Иова Почаевского в Почаевской Успенской лавре (работа иеродиаконов Паисия и Анатолия кон. 60-х - 70-х гг. XIX в., поновление - в 70-х гг. XX в.).

http://pravenc.ru/text/468869.html

Н. прославляется вместе с прп. Сергием Послушливым, как «единонравным» Н., в 6-м тропаре 6-й песни «Службы Собору преподобных отцов Печерских, их же нетленные мощи в Ближней пещере почивают» (Минея (МП). Сент. М., 2003. Ч. 1. С. 826). Ист.: Службы прп. отцам Печерским, ихже мощи в Ближней и Дальней пещере нетленно почивают. К., 1763. Лит.: СИСПРЦ. С. 200; [Евгений (Болховитинов), митр.]. Описание Киево-Печерской лавры. К., 18473. С. 110, 292; Полный христ. месяцеслов. К., 1875. С. 294; Барсуков. Источники агиографии. Стб. 387; Леонид (Кавелин). Св. Русь. С. 14; Димитрий (Самбикин). Месяцеслов. Нояб. С. 181-182; Дива печер лаврських. К., 1997 (по указ.); Филарет (Гумилевский). РСв. 2008. С. 677-678; Карпов А. Ю. Рус. Церковь X-XIII вв.: Биогр. слов. М., 2016. С. 307. М. В. П. Иконография Прп. Нектарий Киево-Печерский. Икона. После 1842 г. Мастерская Киево-Печерской лавры (Ближние пещеры Киево-Печерской лавры) Прп. Нектарий Киево-Печерский. Икона. После 1842 г. Мастерская Киево-Печерской лавры (Ближние пещеры Киево-Печерской лавры) Описание облика М. представлено в Строгановском толковом иконописном подлиннике кон. XVIII в. в составе 130 образов Собора Киево-Печерских святых (все без указания дня памяти): «Надсед, брада кругла, аки Николина (свт. Николая Чудотворца.- Э. Ш.), проста, на главе клобук, руки у сердца, персты вверх, ризы преподобническия, испод бакан, правая нога впрям стоит» (кон. XVIII в., БАН. Строг. 66. Л. 316 - «правая страна», 36-й). Над мощами преподобного в локуле Ближних (Антониевых) пещер в Киево-Печерской лавре находится написанная маслом на металлической пластине икона с единоличным образом Н. Она была создана в иконописной мастерской Киево-Печерской лавры (иером. Иринархом с учениками) в период масштабных работ над образами святых, почивающих в Ближних и Дальних пещерах, после 1842 г. (прописи - кон. XX в.). Н. представлен стоящим перед аналоем в глубоком развороте вправо (срез фигуры дан ниже пояса). На аналое, покрытом коричневато-охристой атласной с золотым орнаментом тканью, лежит раскрытая книга. Ладонь левой руки святого лежит на странице, правая находится перед грудью в жесте, свойственном для певч. практики отслеживания ритма, но здесь, вкупе с умиленным и в то же время внимательным взором, этот жест отражает внутреннее, духовное согласие с текстом читаемого преподобным псалма (просматривается отрывок из текста Пс 120. 1-3: «…откуда придет помощь моя. Помощь моя от Господа, сотворившего небо и землю. Не даст Он поколебаться ноге…»). Святой облачен в темные мантию и подрясник с тонким узором на манжете. Рыжеватые, слегка вьющиеся волосы оставляют открытым крупный лоб, недлинная борода мягко обрамляет лицо с тонкими чертами. По сторонам нимба в виде тонкой линии со свечением внутри очерченного ею круга надпись: «Преп  д. Нектрй». Эта икона легла в основу совр. печатных изображений Н.

http://pravenc.ru/text/2564866.html

Ист.: Службы прп. отцам Печерским, ихже мощи в Ближней и Дальней пещере нетленно почивают. К., 1763; Канон собору прп. отцов Киево-Печерских, в Дальних пещерах почивающих//Минея (МП). Авг. Ч. 3. С. 134. Лит.: [Евгений (Болховитинов), митр. ] Описание Киево-Печерской лавры. К., 18473. С. 113, 287, 294; Леонид (Кавелин). Св. Русь. С. 28-29; Димитрий (Самбикин). Месяцеслов. Вып. 8 (Апр.). С. 8; Модест (Стрельбицкий), архиеп. Краткие сказания о жизни и подвигах св. отцов Дальних пещер Киево-Печерской лавры. К., 1885. С. 15, 32, 54-55; Дива печер лаврських. К., 1997. С. 45, 65, 93, 135, 138. Е. В. Лопухина Иконография В иконописном подлиннике кон. XVIII в. об облике Г. сказано: «Млад... на плечах клобук черн, риза преподобническа, испод вохра» (БАН. Строг. 66. Л. 319 об.; «левыя страны» 64-й). На единоличной иконе 40-х гг. XIX в. над ракой святого в Дальних (Феодосиевых) пещерах Киево-Печерской лавры Г. изображен в стихаре, держащим раскрытую книгу с богослужебным текстом. Преподобный представлен в сюжете «Собор Киево-Печерских святых» преимущественно в правой группе, за прп. Феодосием Печерским, в ряду иноков, почивающих в Дальних пещерах (у Д. А. Ровинского указано 15 гравюр этого извода, в т. ч. лист почаевского мастера 2-й пол. XVIII в. И. Гошемского и копии с него). Погрудное изображение Г. как отрока помещено 3-м слева в 9-м ряду: на оттиске нач. XIX в. с медной доски кон. XVIII в. (РГБ) - вполоборота влево, в куколе, левая рука в молении на груди, голова опущена, надпись на нимбе: «п Геронтий кона[рхист]»; на гравюре кон. XVIII - нач. XIX в. (РГБ) - как средовек, без выраженных индивидуальных особенностей, с надписанием: «пре Геронтий»; на иконе Собора святых, почивающих в Феодосиевых пещерах, 1-й пол. XIX в. мастерской Киево-Печерской лавры (Дальние пещеры лавры); на иконе 2-й пол. XIX в. (собрание В. А. Бондаренко, Москва) - в 8-м ряду левой группы святых Ближних пещер, в светлой рясе и скуфье, надпись: «Героний»; на хромолитографии И. Д. Сытина 1883 г. (РГБ) - поясное изображение юноши в монашеском одеянии. Аналогичная хромолитография 1898 г., издание Киево-Печерской лавры (РГБ), представляет святого юным, с короткими светлыми волосами, в желто-синем стихаре, стоящим в верхнем ряду крайним справа.

http://pravenc.ru/text/164855.html

В иконописном подлиннике кон. XVIII в. о внешнем облике Е. сказано: «Сед, брада Николина, власы с ушей, в шапке [митре] и во амфоре [омофоре], риза мантия дичь красен, испод бакан, обема рукама держит Евангелие» (БАН. Строг. 66. Л. 310 об., «правая страна», 10-й). Иконописный подлинник XVIII в., принадлежавший Г. Д. Филимонову, упоминает под 28 янв. «Ефрема евнуха, инока Печерскаго, епископа Переяславскаго» ( Филимонов. Иконописный подлинник. С. 260). Единоличное поясное изображение Е. с округлой бородой средней величины, в архиерейском богослужебном облачении, с панагией на груди, с благословляющей десницей и жезлом с сулоком встречается на иконе 40-х гг. XIX в. работы иером. Иринарха с учениками из мастерской Киево-Печерской лавры (находится у раки святого в Ближних пещерах). Др. близкий по иконографии прямоличный образ, кон. XX в., с частицей мощей, хранится у митр. Владимира (Сабодана) (омофор Е. красного цвета). Святитель изображен на эмалевой иконе кон. XIX - нач. ХХ в. (И. Даньшин, ГМЗРК). Свт. Ефрем Переяславский. Роспись ц. преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских в Киево-Печерской лавре. Нач. XX в. Худож. И. С. Ижакевич Свт. Ефрем Переяславский. Роспись ц. преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских в Киево-Печерской лавре. Нач. XX в. Худож. И. С. Ижакевич Е. представлен в композициях «Собор Киево-Печерских святых» в группе святых Ближних пещер, как правило в 1-м ряду слева, в святительских одеждах. На Печерской иконе Божией Матери со святыми Киево-Печерского патерика 1724 г. письма игум. Корнилия (Уланова) из Ризоположенского монастыря в Суздале (ГВСМЗ) его фигура помещена слева вполоборота к центру, за спиной прп. Антония Киево-Печерского, в фелони и омофоре, с непокрытой головой и Евангелием в руках, волосы и окладистая борода с проседью, надпись: «прп(д)б. Ефремъ еп.». На иконе 1-й пол. XIX в. предположительно из мастерской Киево-Печерской лавры (ЦМиАР) русоволосый Е. находится в 1-м ряду крайним слева, рядом со свт. Меркурием Смоленским, в мантии, омофоре и митре, с наперсным крестом, десница повернута ладонью; надпись на нимбе: «Еθремъ епис».

http://pravenc.ru/text/182085.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010