—62— ным, как увидим, свидетельствам Тертуллиана о знакомстве его, как с нашим четвероевангелием, так и со всеми «общепризнаваемыми» (μολογομενα) тогда писаниями Нового Завета. 2074 М. Муретов Голубинский Е.Е. История канонизации святых в Русской Церкви: [Общее обозрение канонизации святых в Русской Церкви]//Богословский вестник 1894. Т. 4. 10. С. 67–106 (2-я пагин.). (Окончание.) —67— VI. Общее обозрение канонизации святых в Русской церкви Считаем небесполезным начать общее обозрение канонизации святых в Русской церкви ответом на вопрос: какие святые суть канонизованные или настоящие святые? Некоторые признают канонизованными или настоящими святыми только тех святых, которым установлено общее или общецерковное празднование. Другие причисляют к общецерковным святым и местных святых, однако не всех, а лишь тех, время канонизации которых известно положительным образом. Но не только первое, а и второе совершенно неосновательно. Канонизованный или настоящий святой есть всякий святой, которому установлено и совершается празднование, будет ли он общий или местный, известно или неизвестно время установления празднования ему (под ненастоящими святыми мы разумеем святых, которым не установлено празднования или которые не канонизованы, но которые признаются святыми и почитаются как таковые от народа). Святой, которому установлено общее празднование, признается церковью за большего святого; святой, которому установлено местное празднование, признается церковью за меньшего святого, как есть большие и меньшие святые и между святыми общецерковными: но затем святой, которому установлено местное празднование, есть столько же настоящий святой, сколько и святой, которому установлено общецерковное празднование. Местным святым совер- —68— шается это празднование не во всей церкви, а только в некоторых или даже весьма немногих местах; но в некоторых или немногих местах оно совершается им, как настоящим святым, – совершается точно так же, как общецерковным святым совершается во всей церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Также служили обедню и в сам день праздника – 9 июня. Накануне праздника у монахов была одна трапеза – после вечерни (Обиход Кириллова монастыря//Горский. С. 389). От ужина все возвращались в храм и служили мефимон. К полунощнице звонили во все колокола, как на великие праздники. Утреню совершали с полиелеем. Перед обедней служили молебен за государя и освящали воду, которой кропили братию и весь народ (РНБ. Кир–Бел, 60/1137. Л. 67–67 об.). Воду, освященную на праздничном молебне, и «кирилловские калачи» игумен или ктонибудь из священников обычно возили государю. Даже в 1622 году, несмотря на то, что после Смутного времени дороги были еще небезопасны, игумен Матфей со старцем Филаретом Владимирцем поехали в Москву с «чудотворцевой святыней». Между Переяславлем и Троице–Сергиевой лаврой на них напали «воровские люди», самого игумена «разбили» (избили), а слуг поранили и пограбили. 25 сентября – на память преставления преподобного Сергия Радонежского – в Троицкий монастырь приезжали царь и царица. Этот день всегда особенно красив в монастыре. Осенняя листва придает ему торжественный и праздничный вид. Пестрым ковром из листвы убраны дорожки обители, золотится на солнце купол белокаменного Троицкого собора. Накануне праздника служили две вечерни – малую и великую, три часа не смолкал трезвон колоколов. После вечерни архимандрит со священниками и братией в праздничных ризах шел к Святым вратам встречать государя. В это время благовестили в большой колокол. Архимандрит благословлял государя большим крестом и провожал его в Троицкий собор к преподобному. Диакон в храме произносил ектенью, а государь прикладывался к раке преподобного Сергия и храмовым иконам. После отпуста архимандрит подносил государю посох, и они направлялись в придел преподобного Никона Радонежского, а затем в Успенский собор. Везде диакон произносил ектеньи. Посетив святыни, государь шел в свои кельи, здесь ему подносили «питие». Далее наступало время всенощного бдения. На всенощном архимандрит раздавал всем боярам и дворянам посохи. Перед Евангелием, когда начинали петь «Хвалите имя Господне», он подносил свечи сначала государю, а потом боярам и дворянам и кадил храм. Когда пели величание, все стояли с зажженными свечами, священники держали витые монастырские свечи, а клиросные монахи – гладкие. В конце службы государь прикладывался к раке преподобного и праздничной иконе. Потом подходил под благословение к архимандриту. Тот благословлял его рукой и низко кланялся ему «челом». После первого часа и отпуста архимандрит провожал государя до келий и приглашал на монастырскую трапезу. Государь, по своему желанию, ужинал у себя или в братской трапезе.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

122 (по преж. кат. 49). Св. Григория Богослова 16 слов с толкованием Никиты Ираклийского , в лист, скорописью, конца XVII в. 633 л. Л. 1. Оглавление рукописи. Л. 2. стаг еолога вкратц събраное. Нач. Стаг чество втора градъ Л. 6 об. Тоже самое изображение св. Григория Богослова , какое и в предыдущей рукописи, только в правую сторону и расписанное красками. Л. 7. бра з завтствовати имже бдержитс равное завта. (Орр. S. Gregorii. ed. Т. 1. Appendix.). С л. 9. следуют слова в том же самом порядке, как и в предыдущей рукописи. После предисловия 1-го слова, на об. 10. л. помещено во второй раз изображение Григория Богослова , писанное красками, украшенное золотом, совершенно такое же, как и в помянутой Греческой рукописи (по катал. Маттея 67., по Синодал. 66.), на об. 4. л. Даже подклеена подпись писца другой Греческой рукописи 60., по Синод. 59., и владетеля её, пожертвовавшего её Афонскому Дионисиеву монастырю. Та и другая подпись напечатаны Маттеем в издании: Binae orationes р. 14. Между л. 447 и 451., по окончании слова 13-го, в честь св. Афанасия Александрийского , вставлены три четвертки, на которых помещены: л. 448. Послание св. Афанасия к Иовиану вр (Орр. S. Athanasii. 1627. Т. 1. р. 245.), л. 449 об. к Афанасию (Т. 2. р. 33.), л. 450. Того же Афанасия къ блгочтивйшем црю (Т. 2. р. 34.). Исправленные в предшествующем списке слова с толкованием здесь переписаны на бело, с некоторыми по местам вариантами, равно и слова 11, 12, 13 и 14 помещены в исправленном же виде с неизвестной рукописи. Список, как видно, приготовлялся для печатного издания. Некоторые дополнения в толковании сделаны вновь против списка 121, с указанием тех же самых Греческих рукописей, которые помянуты там: а) Иерусалимской л. 344. и б) Дионисиева монастыря, см. прибавл. к л. 256., 321. и 417. – Исправитель ссылается также л. 466 об. на Гречес. рукопись τν βρων, – как видно, Синодальной библиотеки по катал. Маттея 68., по Синод. 67., принадлежавшую Иверскому монастырю, с заметками Евфимия, – и на какую-то ветшайшую книгу (прибавл. к л. 32.). В разных местах сличается перевод Епифания Славинецкого.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Gors...

Начиная с л. 33 и по многим другим листам, внизу сделана была подпись позднею размашистою рукою дьяка; но впоследствии счищена. Л. 1. Оглавление первой части устава, содержащее 67 глав. Л. 4. Первая часть устава, состоящая из 67 глав, изложена в таком же виде, как и в рук. 385. Замечательна поправка. В 385 л. 3 об. было сказано: келеисаите. рекше встанте. В 386 л. 4 об. это удержано, но прибавлено к тому: рекше. по рчи, исъксъств. повелите. Против некоторых глав, на поле, выставлено монограммою имя Марка, по предположению, что они заимствованы из Марковых глав: но это не всегда верно. См. л. 16. против главы 15. А на л. 21 об. против гл. 41, где говорится о поминовении усопших (см. опис. 385 л. 19.) выставлено имя: При конце же сей главы, или перед началом 42 гл. написано монограммой: Никфор. Если это относится к гл. 41: то не указывает ли на то, что, в некоторых списках изложенное в этой главе определение, как совершать панихиды по усопших, приписывается Никифору Ксанфопулу? См. ниже 388 л. 33. Тоже имя: Никифор поставлено и при конце гл. 42-й или перед началом 43-й. Л. 41. Вторая часть излагается полнее, нежели в 385. Здесь, между прочим, помещено последование новолетия, совершаемого 1 Сентября, со всеми тропарями, антифонами и молитвами л. 42–46. Между сими молитвами есть и принадлежащая патриарху Филофею (XIV в.) л. 46. Некоторые особенности правописания в сем последовании заставляют предполагать, что оно списано с Сербского подлинника. Напр. л. 42 помни вм. помяни, им... дари намъ ги вс же къ спсени; – об. блвена слава гн; вского; – си млтв, и проч. Молитвословие соединено с крестным ходом; совершалось святителем. Всё это перешло к нам от Греков, и, как должно заключить по встречающейся здесь молитве патр. Филофея, едва ли ранее времени митрополита Киприана. В месяцеслове имён Русских святых и праздников встречается весьма мало. Нет праздника Покрова пр. Богородицы; нет памятии св. Петра (21 Дек); под 24 Августа позднее приписано пренссение его мощей; равно как, л. 59 об., имя преп. Сергия и, л. 151 об., Игнатия еп. Ростовскаго. В тексте упоминается только память преп. Феодосия 3 Мая л. 145 об., св. Владимира «апостолом равного» л. 158 об., и Бориса и Глеба л. 161. Марковы главы включены в самом месяцеслове, с указанием на поле имени Марка.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Gors...

Герман, свят. 80, 163 Герман, епископ 242, 491 Герман, преп. 132 Герман, игумен 98 Герман, иерод. 314 Герман, инок 336 Герман, «епископ» 479 Гермоген, патриарх 158, 163, 164, 165, 166, 167, 168, 169, 170, 171, 173, 175, 183, 197, 293 Гермоген, митроп. 155, 162, 231, 234 Гермоген Долганов, епископ 401, 414 Гермоген Кожин, митроп. 454 Гермоген, архиеп. 473 Гермоген, епископ 468, 469 Гермоген, иером. 234 Геронтий, митроп. 66, 67, 68, 70, 123 Геронтий, игум. 47 Геронтий, иеродиак. 121 Гион 340 Глеб, муч 28,30, 87, 116, 118, 120 Глеб Белозерский, князь 132 Глеб Владимирович, князь 13 Глеб Юрьевич, князь 127 Глембовский 356 Глинская Елена 71 Глинский Б. 283 Глотов, мещанин 368 Глубоковский Н., проф. 313, 316, 318 Гоголь Н. В. 341 Годунов Борис 84, 151, 152, 153, 157, 158, 161,165, 172, 173, 176 Голиков 368 Гонсевский 168,169 Голицын А., князь 277, 278, 320, 322, 340, 343, 359 Голицын Василий, князь 167, 221 Головин Фома 75 Головина 359 Головкин, граф 356 Голохвастов А. 165 Голубев С. 317 Голубинский Ε. Ε., проф. 5, 8, 15, 26, 67, 69, 72, 113, 120, 123, 139, 315 Голубцов А. , проф. 318 Голятовский Иоанникий 251 Гонорий III, папа 139 Горазд, еп. 8 Гордый Симеон, князь 49 Горных Димитрий, свящ. 401 Горский А., прот. 316 Горчуков Μ. Α., проф. 494 Госнер 340 Граббе М., граф 469 ГраббеП., граф 469 Гречанинов 298 Григорий IX, папа 139 Григорий, патриарх 438 Григорий Болгарин, митроп. 65, 66, 68, 143 Григорий Богослов 475 Григорий (Вонифатьев) 202, 203 Григорий Каханович, епископ 359 Григорий Мамма, патриарх, 143 Григорий Отрепьев 157, 231 Григорий Постников , митроп. 280, 336 Григорий Синаит 340 Григорий Цамблак (Самвлак) 56, 57, 89 Григорий Чуков , митроп. 412 Григорий Яцковский, архиеп. 428, 429, 437 Григорий, митроп. 202, 482, 488 Григорий, епископ 476, 491, 493 Григорий, протод. 62 Григорий, инок 118, 120 Григорий песнописец 89 Громов Иннокентий 367 Гулевичева Елизавета 246 Гурий, свят. 77,158,164, 372 Гурьев П. 379, 410 Гус Ян 57 Гучков 376 Давид Смоленский, князь 127 Давид Ярославский, князь 120

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

М. А. Маханько Гимнография В иерусалимском Лекционарии V-VIII вв., сохранившемся в груз. переводе, память М. отмечается 24 апр.; назначается общее последование апостолам: тропарь «Чудесную премудрость...», прокимен Пс 18. 5 (либо Пс 45. 2, либо Пс 95. 10), чтения Прем 3. 1-8; 1 Кор 4. 6-14; 12. 26-31; 2 Кор 2. 14 - 3. 6; Еф 4. 1-16, аллилуиарий Пс 46. 2 (либо Пс 67. 12), Евангелие Мк 6. 1-13 либо Мк 3. 13-35, тропарь на умовение рук «Призвавший вас, рыбаков...», тропарь на освящение «Славу и хвалу приношу...» ( Tarchnischvili. Grand Lectionnaire. T. 2. P. 6, 62); в день памяти 4 евангелистов (12 июня) назначаются прокимен Пс 95. 2, Апостол - Рим 10. 12-20, аллилуиарий Пс 67. 12, Евангелие - Мф 9. 35 - 10. 15 (Ibid. P. 15); также память М. отмечается 20 окт. вместе с перенесением мощей Иоанна Предтечи и памятью св. Фалалея, назначаются прокимен Пс 18. 5, Апостол - Еф 4. 1-16, Евангелие - Мк 10. 28-31 (Ibid. P. 46). В Типиконе Великой церкви , отражающем особенности кафедрального богослужения К-поля IX-XI вв., память М. отмечается 25 апр.; на Пс 50 и входе назначается тропарь 3-го гласа Απστολε γιε (    ), также прокимен Пс 18. 5, Апостол - 1 Кор 4. 9-16, аллилуиарий Пс 88. 6, Евангелие - Мк 6. 7-13, причастен Пс 32. 1 ( Mateos. Typicon. T. 1. P. 272). В Студийско-Алексиевском Типиконе 1034 г., содержащем древнейшую сохранившуюся редакцию студийского Синаксаря, память М. отмечается 25 апр. и имеет статус малого праздника; на вечерне на «Господи, воззвах» поются стихиры-подобны М. (на 6), на стиховне к стихирам Октоиха добавляется самогласен М.; назначается отпустительный тропарь     на утрене поется канон Октоиха (на 4) и канон М. (на 8), указаны седален и кондак М., также поется светилен, на стиховне утрени к стихирам Октоиха добавляется самогласен М.; на литургии указания те же, что и в Типиконе Великой ц., но причастен иной - Пс 18. 5 ( Пентковский. Типикон. С. 341-342). Такой же в целом устав службы 25 апр. и набор песнопений подтверждается и др. богослужебными книгами, относящимися к эпохе господства Студийского устава : в частности, Евергетидским Типиконом 2-й пол. XI в. (в этом Типиконе назначается дополнительный цикл подобнов М. на вечерне и указан иной Апостол - 1 Пет 5. 6-14 - см.: Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 450), афоно-италийскими редакциями Студийского устава - Георгия Мтацминдели Типиконом сер. XI в. ( Кекелидзе. Литургические груз. памятники. С. 261) и Мессинским Типиконом 1131 г. ( Arranz. Typicon. P. 147), а также рукописными слав. Минеями XII в. (напр., ГИМ. Син. 165 - см.: Горский, Невоструев. Описание. Отд. 3. Ч. 2. С. 59).

http://pravenc.ru/text/2562164.html

Но скажет кто нибудь в себе: «те святые были крепки, а мы немощны и слабы». – Если мы немощны и слабы, то, по крайней мере, отдадим Господу Богу сполна десятину, которой Сам Он требует у нас. Год состоит из трехсот шестидесяти пяти дней: и от всех этих дней в десятину Господь избрал себе сии дни поста. Сами вы разочтите: ибо хорошо это знаете, а я объясню детям и новопросвещенным. Тридцать шесть дней составляют десятую долю трех сот шестидесяти 67 . (Пост продолжается семь недель: но) из них надобно исключить дни субботние (кроме великой субботы) и недельные: потому что они суть праздники Господние, первые в память покоя Божия от дел, последние ради воскресения Господня. А чтобы не пропала десятая доля и пяти (остальных) дней года, надобно причислить к посту время (полдня) от великой субботы до воскресения Господня. Посему-то святые отцы заповедали поститься до глубокой ночи. Таким образом семь недель составляют десятину Божию. И если не отдадим ее сполна Богу, то какой дадим ответ? Как получим прощение во грехах, если всегда будем преданы объядению, пьянству, сластолюбию и прочим похотям? Невоздержание было причиною преступления заповеди, а преступление внесло в мир смерть. Адам не сохранил в чистоте поста, который заповедал ему Бог, и продан смерти по телу. А мы после толиких примеров, если не захотим соблюдать всех дней поста в чистоте, умрем смертию душевною (смерть души есть вечная мука), – как сказал Апостол Павел: вдовица питающаяся пространно жива умерла ( 1Тим.5:6 ). Сами знаете, как любезен был Богу народ израильский, который Он провел по суху чрез море Чермное, которому послал с неба манну, сотворил для него тьмы чудес и говорил о нем: сын мой первенец Израиль ( Исх.4:22 ). Но и того не пощадил Он, когда не соблюл он поста. Моисей говорил Израильтянам по повелению Божию: поститесь сорок дней. А они постились только двадцать 68 , и потом седоша ясти и пити и восташа играти ( Исх.32:6 ). Предались блужению, и пришел на них гнев Божий: погибло из них 20800 человек, а прочих попалил огнь, и за любострастие были они возненавидены Богом 69 . Что же будет нам, которые постились одну только неделю и опять заботимся о сладкой пище?

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Gors...

83 Уточнение датировки основано на палеографических данных и анализе упоминаемых в тексте Служебника имен и принадлежит А. А. Турилову. 84 Уточнение датировки, здесь и ниже основанное на палеографических данных, принадлежит А. А. Турилову. 87 Листы 4 об. – 6 об. (мирная ектения ЛИЗ) опубликованы в работе: Куприянов, 1857. С. 104; листы 1–4, 20–21 об., 28–50 об. (части ЛИЗ) опубликованы (с пропусками) в кн.: Муретов, 1895. С. 66–67, 86, 94–96. 88 А также XV в. (л. 68–70 об.), но эти листы не содержат частей формуляров ЛВВ и ЛИЗ. Уточнение датировки принадлежит А. А. Турилову. 91 Листы 1–4 об., 20–25 об. (части ЛИЗ) опубликованы (с пропусками) в кн.: Муретов, 1895. С. 75, 87–88. 95 Листы 1 об. – 14 об., 27 об. – 29 об., 31 об. – 44 (части ЛИЗ) опубликованы (с пропусками) в кн.: Муретов, 1895. С. 82–87, 96–97. 96 Листы 1 об. – 8 об., 16 об. – 18 об., 26 об. – 28 (части ЛИЗ) опубликованы (с пропусками) в кн.: Муретов, 1895. С. 74–75, 88, 99. 98 Листы 9 и 26 (части ЛИЗ) опубликованы в работе: Леонид (Кавелин) , 1879. С. 26–27; листы 9 и 15 об. – 16 об. (части ЛИЗ) – в кн.: Муретов, 1895. С. 88, 97; листы 38 об. – 39 (части ЛВВ) – в работе: Дмитриевский, 1912. С. 205–207 100 Листы 1 об. – 14, 25–27 (части ЛИЗ) опубликованы (с пропусками) в кн.: Муретов, 1895. С. 77–81, 87. 102 Отдельные фрагменты листов 1–27 (ЛИЗ) опубликованы в кн.: Горский, Невоструев, 1869. С. 20–22; листы 1 об. – 7 об., 15–15 об. (части ЛИЗ), 41–41 об. (часть ЛВВ) опубликованы (с пропусками) в кн.: Муретов, 1895. С. 67–69, 88–89 (см. также: Дмитриевский, 1912. С. 308–334 103 Отдельные фрагменты листов 1 об. – 40 об. («Диатаксис» патриарха Филофея и ЛИЗ) опубликованы в кн.: Горский, Невоструев, 1869. С. 13–15; цельный текст «Диатаксиса» (с незначительными пропусками) – в работе: Красносельцев, 1889. С. 37–79. 104 Отдельные фрагменты листов 1–72 (ЛИЗ) опубликованы в кн.: Горский, Невоструев, 1869. С. 35–36; листы 1–11 (часть ЛИЗ) опубликованы (с пропусками) в кн.: Муретов, 1895. С. 69–70. 106 Рукопись была использована как один из источников в издании: Орлов, 1909; здесь же (с. XCI) приводится фотокопия л. 28 рукописи.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Zheltov...

Описанные 172 раннеславянские рукописи хранятся в фонде 556 НИОР РГБ. Собрание Московской духовной академии/Троице-Сергиевой Лавры 64. Иосиф, иером. Опись рукописей, перенесенных из библиотеки Иосифова монастыря в библиотеку Московской духовной академии. М., 1882. 315, XIV с. Ранее изд.: ЧОИДР. 1881. Т. 118, 3. 315 ++ XIV с. Дано описание 236 славянских рукописей из Иосифо-Волоколамского монастыря, представляющих собой наиболее ценную часть монастырского собрания. В 1859г. они были переданы в библиотеку МДА (в настоящее время фонд 113 НИОР РГБ). Архив Московской духовной академии и семинарии 65. Центральный исторический архив г. Москвы (ЦИАМ). Фонд 229. [М,] б.г. (Машинопись из ЦИАМ). 66. [НИОР РГБ.] Ф. 172. МДА архив. Т. 1–6 [М.: Государственная библиотека СССР им. В.И. Ленина], б.г. (Машинопись из НИОР РГБ). 67. НИОР РГБ. Ф. 277. Папки 1–51 (Московская Славяно-греко-латинская академия). 68. НИОР РГБ. Ф. 763. Карт. 18. Ед. хр. 271 (Московская духовная семинария). Фонды профессоров МДА: 69. НИОР РГБ. Ф. 4, Папки 1–16 (Лавров А.). 70. НИОР РГБ. Ф. 26, Карт. 1–20 ( Беляев А. Д. ). 71. НИОР РГБ. Ф. 76/1–2, Карт. 1–59. Ед. хр. 1–1837 ( Голубинский Ф. А., Д.Ф.). 72. НИОР РГБ. Ф. 76/3. Т. 2. Карт. 1–21 ( Голубинский Ф. А., Д.Ф.). 73. НИОР РГБ. Ф. 78. Карт. 1–37. Ед. хр. 1–1183 (Горский А.В.). 74. НИОР РГБ. Ф. 78. Т. 2. Картоны 38–41 (Горский А.В.). 75. НИОР РГБ. Ф. 79. Рук. книги. Ед. хр. 1–56 (Горский А.В.). 76. НИОР РГБ. Ф. 115. Карт. 1–3. Ед. хр. 1–83. Листов 4287 ( Казанский П.И. ). 77. НИОР РГБ. Ф. 193. Карт. 1–14. Ед. хр. 1–217 (Невоструев А.И., Ф.И.). 78. НИОР РГБ. Ф. 194. Карт. 1–63. Ед. хр. 1–64 ( Невоструев К.И. ). 79. НИОР РГБ. Ф. 248. Карт. 1–3. Ед. хр. 1–70 (Рождественский Д.В.). 80. НИОР РГБ. Ф. 257. Карт. 1–13. Ед. хр. 1–231. 4463л. ( Рункевич С.Г. ). 81. НИОР РГБ. Ф. 262. Карт. 1–59. Ед. хр. 1–2969 ( Савва Тихомиров И.М.). 82. ННОР РГБ. Ф. 280. Карт. 1–20. Ед. хр. 1–579 ( Смирнов С. И. ). 83. НИОР РГБ. Ф. 294. Карт. 1–35. Ед. хр. 1–376 ( Субботин Н.И. ). 84. НИОР РГБ. Ф. 524. Карт. 1–5. Ед. хр. 1–117 ( Казанский П. С.).

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Shlen...

Таким образом, с благословения и при поддержке святителя Филарета протоиерей Горский стал первым в истории русской Духовной школы ректором Академии из белого духовенства. Назначение ректором протоиерея Горского было воспринято в Академии и за ее стенами не без удивления, но с большим сочувствием. На личность отца Александра все возлагали большие надежды: думали, что он в Академии поднимет авторитет ректорской должности, поддержит кафедру богословия, будет добрым начальником для студентов, станет и на страже Православия, дав обществу и Церкви новых поборников христианства. После этого важного события в жизни протоиерея Горского произошло еще одно: митрополит Филарет сделал попытку склонить его к принятию монашества. В середине января 1863 года святитель поручил наместнику Лавры архимандриту Антонию (Медведеву) переговорить с Горским о принятии им настоятельства в Московском Богоявленском монастыре, со вступлением в монашество, сохранением должности ректора Академии и обещанием скорого возведения в сан епископа. От такого предложения Горский пришел в смущение, и вот какие мысли он оставил в специальной записке, написанной по этому поводу: «Нужно ли изменение звания для настоящего моего служения? Кажется, нет. Или хотят перевести на другое поприще действования? Но разве Академия мало открывает дела усердию? Разве неполезно для церкви служение воспитателя высшего духовного училища? Разве церковь не должна иметь в Академии для себя опору, пользуясь добросовестными трудами ученой опытности ее членов? Конечно, я не могу тем похвалиться, чтоб обещать доброго делателя на этом поприще служения. Но может быть что-нибудь и даст Бог совершить, когда поглубже войду в настоящее мое положение, поближе познакомлюсь с областию моей новой науки. Разве изменят мне силы? Чувствую уже, что за такие труды надлежало бы приниматься гораздо ранее моих настоящих лет» 51 . Но на этом испытания отца Александра не закончились. В Москве за Божественной Литургией 7 февраля 1862 года протоиерей Горский сослужил митрополиту Филарету. Здесь он вновь услышал повторение того желания святителя относительно монашества, которое ему было высказано через архимандрита Антония в Лавре. Желая знать на то волю Божью, отец Александр тут же помолился и раскрыл книгу Нового Завета. Ему открылось Евангелие от Марка: «Кто хочет быть первым, будь из всех последним и всем слугою. И взяв дитя, поставил его посреди них и, обняв его, сказал им: кто примет одно из таких детей во имя Мое, тот принимает Меня; а кто Меня примет, тот не меня принимает, но Пославшего Меня» ( Мк.9:35–37 ). В этих словах Священного Писания Горский усмотрел о себе определение воли Божьей: «Не желать высшего положения в обществе, но быть последним из всех и слугой всех» 52 .

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010