С XIII в. источники позволяют проследить формирование агиографического предания о К. как об основателе Нантской епископской кафедры. В ординале (чиновнике) Илии, кантора кафедрального собора в Нанте (1263), сообщается, что К. был направлен в Галлию папой Римским (имя не названо) для проповеди христианства. Святой привез с собой один из гвоздей из креста ап. Петра. По свидетельству Илии, память К. торжественно отмечалась в кафедральном соборе, хотя посвященного ему оффиция не было (совершалась общая служба епископу-исповеднику) ( La Borderie. 1884. P. 3-4). Особый оффиций в день памяти К. содержится в Нантском бревиарии 1-й пол. XV в. ( Leroquais V. Les Bréviaires manuscrits des bibliothèques publiques de France. P., 1934. Vol. 2. P. 278-281; см. также: Duine. 1906. P. 79). В чтениях оффиция приведены дополнительные сведения о К., к-рый был якобы учеником апостолов (sanctorum apostolorum consorcia consecutus), основал христ. общину в Намнетах и построил базилику во имя Пресв. Девы Марии и св. апостолов Петра и Павла; в церкви он поместил гвоздь из креста апостола и др. привезенные реликвии (BHL, N 1824; изд.: Cahour. 1883. P. 58-62; Richard. 1885. P. 31-34). Эти чтения (по-видимому, в них представлена лишь начальная часть предания о К.) сохранились также в др. богослужебных книгах XV в.: в лекционарии-легендарии еп-ства Трегье (Paris. lat. 1148) и в бревиарии аббатства св. Альбина (Angers. Bibl. municip. 108). В чтениях оффиция св. Феликсу (8 янв.) из Нантского бревиария упоминается помощник К., диак. Деодат (Адеодат), а также говорится о том, что ни К., ни его преемники из-за притеснений язычников не могли построить церковь внутри городских стен; только после обращения в христианство имп. Константина I в Намнетах был сооружен храм во имя св. апостолов Петра и Павла ( Cahour. 1883. P. 63; La Borderie. 1884. P. 4-7). Пьер Ле Бо в «Истории Бретани» (редакция 1505 г.) также утверждал, что К. был учеником апостолов и отправился для проповеди христианства в Арморику (Бретань). Он основал епископскую кафедру в вымышленном г. Лексовия и назначил на нее Дреннала ( Le Baud P. Histoire de Bretagne, avec les chroniques des maisons de Vitré et de Laval. P., 1638. P. 108).

http://pravenc.ru/text/1841245.html

Скачать epub pdf ИСТИНА «Я есмь путь и истина и жизнь» (Ин. 14, 6) Истина есть Господь наш Иисус Христос, как Он засвидетельствовал о Себе: «Я есмь путь и истина и жизнь» ( Ин. 14:6 ). Истина есть Слово Божие: «слово Твое есть истина» ( Ин. 17:17 ) ( 111, 165 ). Истина есть слово Божие – Евангелие, Истина есть Христос. Познание Истины вводит в душу божественную правду, изгнав из души падшую и оскверненную грехом правду человеческую: вхождение свое в душу божественная правда свидетельствует Христовым миром ( 109, 223–224 ). Истина есть Господь наш Иисус Христос. Усвоимся этой истине верою в Нее, возопием молитвой к этой Истине – и Она извлечет нас из пропасти самообольщения и обольщения демонами ( 108, 230 ). Истина имеет свойственный Себе Дух. Этот Дух именуется Духом Истины. Он – Дух, от Отца исходящий. Он – Дух Святой Божий. Он – Дух Сына, как неотступно соприсутствующий Сыну, как составляющий с Отцом и Сыном единое нераздельное и неслитое Божеское Существо ( 111, 166 ). Принятие Истины есть вместе принятие Святого Духа... Равным образом: где действует Святой Дух, там бывает обильнейшее явление Истины ( 111, 166 ). Истинные служители Истинного Бога поклоняются Ему Духом и Истиною... Бог ищет, то есть желает иметь таких поклонников ( 111, 165 ). Познавшие и принявшие Святую Истину вступили под влияние, водительство Святого Духа, они – часть Господня, жребий Его ( 111, 462 ). Человек, исповедав себя рабом и созданием Божиим... немедленно вступает всем существом своим в область святой истины... Взошедший в область Истины, подчинившийся Истине получает нравственную и духовную свободу, получает нравственное и духовное счастье ( 109, 96 ). Надо, чтобы наш образ мыслей был проникнут Истиной. Кроме Христа, не понимаю и не знаю другой Истины. И не слепцы ли те, кто бы они ни были, которые в то время, когда предстоит им Христос в страшном величии смирения, вопрошают: «Что есть Истина?» ( 111, 508–509 ). Падшее человечество приступает к святой истине верою, Другого пути к ней нет ( 108, 119 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/e...

Скачать epub pdf МИР (1) «Царствие Божие... мир и радость во Святом Духе» (Рим. 14, 17) Мир превосходит всякое чувство и охраняет сердца и ум святых. Это ясность и спокойствие мирной души, удаляющие ее от всех тревог и смятений. К такой ясности ведут любовь с верой, которую также подают Бог Отец и Сын, чтобы мы от всего сердца любили Бога и ближних, как самих себя, и молились за врагов своих. Такой мир и такую любовь, которые апостол молитвенно посылает верующим, имеют только те, кто вправе называться братьями: «Мир братиям и любовь с верою» ( Еф. 6, 23 ). Блаженный Иероним.Творения, ч. 17, Киев, 1903, с. 388–389. Мир Божий есть и начало, и непосредственное следствие смирения, он – действие смирения и причина этого действия ( 108, 306 ). Мир Христов есть некий тонкий духовный хлад – когда он разольется в душе, она пребывает в высоком молчании, в священной мертвости ( 111, 520 ). Мир Божий есть духовное место Божие, духовное Небо. Восшедшие в это Небо люди становятся равноангельными. Святитель Игнатий (Брянчанинов) ( 108, 275 ). «И да владычествует в сердцах ваших мир Божий» ( Кол. 3, 15 ). Мир вам! О слово сладчайшее! О слово приятнейшее! О драгоценный союз рода человеческого и основания благополучия его! Без него никакое добро ни быть, ни утвердиться не может. Где нет мира, там нет ничего доброго, там замешательство. И потому Церковь при всех своих молениях и действиях считает его необходимым. Во-первых, этот мир бывает, когда люди друг с другом живут в любви, и такое любовное обхождение между людьми называется дружбой. Друг – это как бы «другой я», и друзья – это две Души, живущие в единстве. И о таких-то друзьях сказал Христос: Слово «мир» имеет три основных значения: 1) мир – согласие, покой; 2) мир – совокупность творения Божия (греч. – космос); 3) аскетическое понятие того же греческого слова «космос». В теме «Мир (1)» слово «мир» Рассматривается в значении согласия, покоя, благого духовно-нравственного состояния. – Ред. «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» ( Ин. 15, 13 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/e...

Скачать epub pdf МОЛИТВА Молитва – причина спасения и бессмертия души ( 36, 843 ). Молитва есть умерщвление мысли о похотениях плотского жития. Прилежно молящийся равен умерщвляющемуся для мира. Ибо отречься от себя – значит терпеливо пребывать в молитве. Из этого следует, что любовь Божия обретается в отречении от души своей. Преподобный Исаак Сирин ( 82, 279 ). Следствие молитвы то, что мы бываем с Богом. А кто с Богом, тот далек от Его противника. Святитель Григорий Нисский ( 17, 384 ). Думай и постоянно держи в памяти, что Бог есть твой Бог, Творец, Господь, Царь и Промыслитель; хотя и всех Он есть Бог и хотя всем равно повелевает уклониться от зла и творить благое, но принимай это повеление, как бы касающееся одного тебя. Тогда с помощью Его породится в тебе новое движение и новый дух; и чем чаще будешь поучаться в этом размышлении и поучении, тем день ото дня большее усердие почувствуешь внутри себя к богопочитанию и благочестию. Но везде нужна молитва: мы без Бога размышлять о Боге по-надлежащему не можем. Святитель Тихон Задонский ( 82, 363 ). При господстве Ветхого Завета человек обращался к Богу, Которого он еще не знал определенно. При наступлении господства иного в Новом Завете человеку, в преизобильное дополнение к прежнему обращению, предоставляется обращаться к Богочеловеку, как Ходатаю между Богом и людьми... в Котором соединено Божество с человечеством ( 111, 30–31 ). Не Богу нужны наши молитвы! Он знает и прежде прошения нашего, в чем мы нуждаемся... молитва необходима нам: она усвояет человека Богу ( 108, 141 ). Перед начинанием всякого дела принося молитву Богу, ею привлекай благословение Божие на дела твои и ею суди дела твои: помышления о молитве останавливают от дел, противных заповедям Божиим. Святитель Игнатий (Брянчанинов) ( 108, 150 ). Сила молитвы «Молитва своей силой побеждает естество», – говорит [святитель] Иоанн Златоуст . Молитва без оружия побеждает врагов видимых и невидимых. Молитва удерживает руку даже Самого Всесильного, заносящего ее на отмщение грешникам.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/e...

Станки. Церковь Георгия Победоносца. Георгиевская церковь Церковь. Действует.   Престолы: Благовещения Пресвятой Богородицы , Георгия Победоносца , Николая Чудотворца Архитектурный стиль: Екатерининский классицизм Год постройки:1796. Ссылки:   Адрес: Московская обл., Талдомский р-н, д. Станки Координаты: 56.811017, 37.774838 Проезд: ст. Талдом Савеловского направления, далее авт. 27 (6 в день) до ост. " Станки " , 1 км пешком на юг на автомобиле: из Москвы по Дмитровскому шоссе. В Дмитрове по указателям на Талдом и Сергиев Посад (через город или по объездной дороге). По Ковригинскому шоссе (А-108) прямо до Жестылево. В Жестыл ... нажмите чтобы увидеть полное описание проезда ст. Талдом Савеловского направления, далее авт. 27 (6 в день) до ост. " Станки " , 1 км пешком на юг на автомобиле: из Москвы по Дмитровскому шоссе. В Дмитрове по указателям на Талдом и Сергиев Посад (через город или по объездной дороге). По Ковригинскому шоссе (А-108) прямо до Жестылево. В Жестылево по указателю на " Гелиопарк " поворот налево - до Талдома. В Талдоме на светофоре направо, далее по указателю на Спас Угол, Кимры. Прямо до Квашонок. В Квашонках поворот на Спас Угол - направо. После Дьяконово и поворотов на Храброво (направо) и Кошелево (налево), перед мостом через реку Хотча (обозначена) - поворот направо, далее через кладбище до церкви Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Кирпичная церковь Георгия Великого. Строилась с 1796г. на средства О.М.Салтыковой (матери М.Е.Салтыкова-Щедрина) в стиле раннего классицизма. Освящена в 1807г. Осквернена и занята производством в 1930-е гг. Источник: Колмовской А.А. Памятники архитектуры Подмосковья. Северное направление. М., 1999 Георгиевский погост на реке Хотче упоминается уже в Дмитровской переписной книге за 1627-29 года «погост на реке на Хотче, а на погосте церковь Георгия страстотерпца древяна клецки» (1, 2). В 1722 году «по челобитью полковника Кирилла (фамилия не указана) велено ему на погосте, что на Хотче вместо ветхой Георгиевской построить вновь церковь во имя тот же престол».

http://sobory.ru/article/?object=08170

108. Слово В день обретения мощей Преподобнаго Сергия 531 (Напечатано отдельно и в собраниях 1844 и 1848 г.) 1834 год Чадо, аще приступаеши работати Господеви Богу, уготови душу твою во искушение: управи сердце твое, и потерпи, и не скор буди во время наведения: прилепися ему, и не отступи, да возрастеши напоследок твой. ( Cup. II. 1–3 ). Собравшиеся здесь к Мужу, который прилежно поработал Господеви Богу во время свое, и приял от Него вечное воздаяние, столь обильное, что вот уже несколько веков от избытка онаго неистощимо уделяет всякому, истинно нуждающемуся и непритворно просящему, – собрались, без сомнения, для того, чтобы найти себе у него помощь и наставление в работании Господеви Богу, дабы получить воздаяние спасения и блаженства. Тех, которые успешно прошед начальные подвиги служения Богу, «ведутся» уже «на совершение», мы предоставляем непосредственному тайному наставлению и руководству сего Богомудраго Наставника, глаголющаго духом к духу, «и помазанию» общаго для него и для них Духа Божия, которое «учит» их «о всем» ( 1Uoah. II. 27 ). Поелику же и на нашу немощь возложен долг служения слову истины: то, приняв благословение от сего Сильнаго делом и словом, сообразно с нашею мерою, обратим мы малую беседу к тем, которые, подобно нам, коснят еще в «слове начала Христова» ( Ebp. VI. 1 ); не столько «работают» Богу, сколько «приступают» к сему; давно, может быть, начинают, но все не находят себя «уготованными» к спасительному деланию. И сим предложим не нашего мудрствования ненадежное изобретение, но готовое поучение опытнаго мудреца. «Чадо, аще приступаеши работати Господеви Богу, уготови душу твою во искушение». Поучение для иных недовольно ожиданное, и еще менее приятное! Я думал, скажет иной, что приступающий работать Богу должен готовиться к подвигам, хотя не малым, но не трудным, более же – к утешению, к радости, к блаженству: потому что Бог всемогущий и всеблагий не только видит работающих Ему, но и приближается к ним, помогает им, утешает их, награждает. – Да, это все так; надежда сия верна; и должно держаться ея: но надлежит знать и то, что на пути к награде и блаженству, среди поприща подвигов, и при самом вступлении в оное, нередко, и притом иногда неминуемо, встречается искушение; а потому надобно готову быть и к сей встрече. «Аще приступаеши работати Господеви Богу, уготови душу твою во искушение».

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

108. Слово при освящении храма 255 Сегодня у вас, братие, светлое духовное торжество по случаю освящения нового дома Божия. Как отрадно бывает на душе человека, когда он после долгих трудов и забот может, наконец, из прежнего тесного, неудобного дома перейти в новый, поместительный, со всеми удобствами для жизни! А ведь храм есть тоже дом Божий, в котором хозяином является невидимо обитающий там Бог, а священнослужители храма – «домостроителями тайн Божиих» ( 1Кор. 4, 1 ), и самое спасение души часто уподобляется созиданию дома духовного ( 1Пет. 2, 5 ). Как в добром хозяйстве все собрано, что необходимо для жизни, так все, необходимое для жизни души, можно найти в доме Божием. Нужна для души пища и храм Божий обильно дает ее. Здесь непрестанно слышится слово Божие, которым утоляется голод и жажда души, самые молитвы и песнопения церковные подобны разнообразным, приятным яствам, из которых душа может выбирать все, что ей наиболее привлекательно. Даже когда не слышно в храме никакого чтения и пения, сколько в нем можно найти духовной пищи! Куда бы ни обратился взор, всюду он встречает духовное назидание: посмотрим ли на святые иконы, и без слов воспоминаем всю жизнь Господа и святых Божиих; взглянем ли на дым кадильный, возносящийся к небесам, и хочется возносить молитву к небу, как жертву благоуханную Господу; видим ли множество возжженных свечей и лампад, вспоминаем, как необходимо и в душе теплиться свету Христову, гореть елею любви Божественной; обратим ли взоры свои вверх, видим купол, часто усеянный звездами, и мысль несется в небеса, где обитает Бог, Ангелы и святые. Все назидает и питает душу. Нужно для тела одеяние, и опять в храме Божием дается оно для души. Едва человек явится на свет Божий, его несут в храм Божий для того, чтобы облечься в самого Христа, одеться одеждою Христовых добродетелей. И человек уже не чувствует себя нагим и неприкрытым, как некогда Адам, согрешив, почувствовал, что он наг. В «снегосветлой» одежде крещения человеку не стыдно явиться пред самое лице Господа и святых Его. На самом Страшном Суде Господа он безбоязненно может предстать, и ему отворят двери чертога Христова, и никто не спросит: «Друг! как ты вошел сюда не в брачной одежде?» Не будет он молчать и ожидать страшного приговора: «Связав ему руки и ноги, возьмите его и бросьте во тьму внешнюю; там будет плач и скрежет зубов» ( Мф. 22, 11–13 ). Если же и будет запятнана и осквернена одежда, данная в Святом Крещении, если человеку сохраниться от пятен и греха так же трудно, как сохранить одежду незапятнанною от пыли, дождя, грязи, то и тогда святая Церковь , как заботливая Матерь, дает человеку в таинстве святого покаяния омыть и очистить одежду души своей слезами, так что она снова становится «паче снега чистейша» 256 .

http://azbyka.ru/otechnik/Faddej_Uspensk...

108. Час уже нам от сна востати! Во всем году нет такого благоприятного времени для покаяния и исправления нашей жизни, как святой и Великий Пост. Душа человека – по природе христианка: она тоскует о небесном Отечестве даже тогда, когда о нем и не думает. Грех противен ее природе, как яд, принятый внутрь: душа чувствует потребность извергнуть его вон. Отсюда неутолимая тоска, тяжесть на сердце, томление духа, никакими так называемыми развлечениями не облегчаемое. И если это можно сказать о всякой душе человеческой, о душе во Христа верующей, бессознательно ко Христу влекомой самою природою духа, то тем паче должно сказать о душе православной, душе русской. Русская душа неспособна входить в какие- либо сделки с совестью, как это, к сожалению, бывает в других исповеданиях, коих учение построено на началах юридических: в католичестве – на учении об оправдании добрыми делами, а в лютеранстве и других, ему сродных ересях – на оправдании верою без дел, – православная душа не позволяет себе и думать о каких-либо своих заслугах, вера ли то, или добрые дела: она просто кается пред Богом, беспощадно себя осуждая, все добро, ею сделанное, Божией помощи и благодати усвояя, и самую веру свою стремлением к доброделанию оживляя. Она знает, что чем беспощаднее будет себя осуждать пред судом Божиим, тем скорее будет оправдана Божиим милосердием. И вот, настает Великий Пост; редкий, печальный звон колоколов, продолжительные службы, умилительные песнопения, земные поклоны с молитвою преподобного Ефрема Сирина и – строгое воздержание в пище – все это так посоветовано Церковью, что невольно душа приходит в себя, размягчается, согре­вается благодатью Божией и, так сказать, растопляет вокруг себя ледяную кору нечувствия, духовного омертвения, и оживает духом. Знают верующие эту благодатную силу Святого поста и ждать – не дождутся, когда он наступит. Казалось бы, не все ли равно, в какое бы ни было время человеку каяться, говеть, исправлять свою жизнь? Но ведь и в видимой природе растения оживают не во всякое время и не при всяких условиях: нужны свет и теплота весеннего солнца, чтоб они ожили.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rozhdest...

12. Понедельник 2-й седмицы. Прп. Феофана исп., Сигрианского. Свт. Григория Двоеслова, папы Римского. Прп. Симеона Нового Богослова. Прп. Феоктиста Сербского. Сщмч. Сергия Скворцова пресвитера . Вечерня . Подробное изложение порядка богослужения в Неделю вечера см. 4 марта. Кафизмы нет. На «Господи, воззвах» стихиры на 10: 4 стихиры покаянные Октоиха, глас 1-й (две – из стихир на стиховне вечера, две другие – из стиховных утрени), Триоди, глас 4-й и глас 6-й – 3, и прп. Феофана исп., Сигрианского (с 12 марта), глас 8-й – 3. «Слава, и ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же: «Радуйся, Света Божественнаго носило...». Вход с кадилом. «Свете Тихий». Поется великий прокимен, глас 8-й: «Дал еси достояние...», со стихами (по обычаю). На стиховне стихиры Триоди, глас 8-й. «Слава, и ныне» – Богородичен Триоди, глас тот же: «Небесная поют Тя...». Молитва прп. Ефрема Сирина читается с тремя великими поклонами (без малых). Окончание вечерни великопостное (см. 4 марта). На малом повечерии в Неделю 1-ю Великого поста, накануне понедельника 2-й седмицы, поется канон (без ирмосов) святых пророков, глас 5-й, со стихирами, глас 1-й (см. в Триоди Постной) . Примечание. Канон Богородицы (Октоиха) не поется, так как накануне совершалось всенощное бдение. Полунощница, утреня, часы с изобразительными и вечерней. Подробное изложение общего порядка богослужения см. 5 марта. На утрене – кафизмы 4-я, 5-я и 6-я. На 1-м часе – кафизмы нет; на 3-м часе – кафизма 7-я; на 6-м часе – кафизма 8-я; на 9-м часе – кафизма 9-я. На вечерне – кафизма 18-я. О чтении Евангелия на часах Великим постом Устав придает особое значение прочтению на часах в понедельник, вторник и среду Страстной седмицы всех четырех Евангелий. В этом сказывается глубокое отличие Страстной седмицы от других седмиц Великого поста, когда по Уставу в будние дни не полагается Евангельских чтений . Однако ввиду того, что положенное по Уставу чтение Евангелия всех четырех евангелистов на часах первых трех дней Страстной седмицы весьма увеличивает продолжительность и без того не кратких служб этих дней, с давних времен во многих храмах и обителях Русской Церкви установилась практика чтения Евангелия первых трех евангелистов на часах 6-й седмицы. Так было в XVI веке, например, в Сийском монастыре (ср.: Дмитриевский А. А. Богослужение в Русской Церкви в XVI веке. Ч. 1. С. 205) и в первой половине XVII века в Московском Успенском соборе (ср.: Голубцов А. П. Чиновники Московского Успенского собора. С. 108). В современной практике существует также обычай начинать чтение Евангелия на великопостных часах со 2-й седмицы Великого поста, хотя это и придает будничным великопостным службам несвойственную им по Уставу торжественность .

http://patriarchia.ru/bu/2024-03-25/

16. Четверг. Свт. Тихона, еп. Амафунтского. Перенесение мощей свт. Феофана, Затворника Вышенского (службу зри 10 января) . Прп. Тихона Калужского. Прп. Тихона Луховского, Костромского чудотворца. Аллилуия. Прп. Моисея Оптинского . По Уставу, совершается аллилуйная служба (свт. Тихона, еп. Амафунтского) (Б) . По благословению настоятеля, может совершаться служба с «Бог Господь» (служба свт. Тихона, еп. Амафунтского, не имеет праздничного знака, совершается вместе со службой Октоиха) (А) . Приводим также порядок совершения полиелейной службы свт. Феофана, Затворника Вышенского (В) , славословной службы прп. Тихона Калужского в соединении со службой Октоиха (Г) и славословной службы прп. Тихона Луховского в соединении со службой Октоиха (Д) . Примечание. Если накануне совершалась аллилуйная служба, то 9-й час не читается, а служба начинается вечерней (с «Царю Небесный...» и обычного начала). А. На вечерне кафизма 12-я. На «Господи, воззвах» стихиры на 6: Октоиха, глас 2-й – 3, и святителя, глас 8-й – 3 . «Слава, и ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же: «Огнь рождши...». Входа нет. Прокимен дня. На стиховне стихиры Октоиха, глас 2-й. «Слава, и ныне» – Богородичен Октоиха, глас тот же: «Яко плодовита маслина...». По Трисвятом – тропарь святителя, глас 1-й. «Слава, и ныне» – Богородичен по гласу тропаря, от меньших: «Заченшая неопально...». На утрене на «Бог Господь» – тропарь святителя, глас 1-й (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен по гласу тропаря, от меньших: «Заченшая неопально...». Кафизмы 13-я и 14-я. Малых ектений нет. Седальны Октоиха. Псалом 50-й. Каноны: Октоиха 1-й со ирмосом на 6 (ирмосы единожды), 2-й на 4, и святителя на 4. Библейские песни «Господеви поем...». Катавасия по 3-й, 6-й, 8-й и 9-й песнях – ирмосы канона Минеи. По 3-й песни – седален святителя, глас 4-й. «Слава, и ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же. Примечание. Типикон умалчивает о кондаке свт. Тихона Амафунтского, глас 8-й: «Иже Божественнаго Духа...». В Минее синодального периода (см.: Минея-Июнь. Киев, 1893. Л. 108) этот кондак также отсутствует.

http://patriarchia.ru/bu/2023-06-29/

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010