108 В конец, псалом Давиду. Настоящий псалом изображает страдания Христовы и будущие наказания Иуде и народу иудейскому. Должно же знать, что все, сказанное во псалме в виде желания, говорится пророчественно, например когда сказано: «диавол да станет, одесную его» ( Пс.108:6 ), употреблено это вместо: «станет». Ибо Псалмопевец не желает, чтобы совершилось это, а только предсказывает, что будет это, по причине злобы его. То же должно разуметь и о других подобных выражениях, каковы следующие: пусть и у них будут клеветники, и не отступят от них. А если будут судиться, да будут ими осуждены ( Пс.108:7 ). Даже, если призовут Тебя во время нужды, да вменится им это в грех по воспоминанию того, в чем они согрешили. «Сократи дни их» ( Пс.108:8 ), чтобы при жизни своей видели они, как другой восхитит достоинство, которого они не искупили должным образом. Потом истреби и их самих, так, чтобы несчастье перешло и на их потомство, чтоб сыны их сиротели, жена оставалась вдовою ( Пс.108:9 ), чтобы «сыны», влекомые и подвергаемые насилиям, несли наказание за отцовские преступления ( Пс.108:10–14 ). Пс.108:1 . Боже, хвалы моея не премолчи. Во всех церквах Христовых, возникающих и воссиявающих повсюду, Бог восхваляет Сына. Поэтому, говорит Христос Отцу: хотя предавший Меня Иуда думает воспрепятствовать хвале Моей, но восхвали Меня Ты, свидетельствуя о Божестве Моем, Которому не веровал Иуда, почему и предал Меня. Пс.108:2 . Яко уста грешнича и уста льстивого на Мя отверзошася. «Уста грешнича», т. е. уста диавола, потому что он поистине грешник. «Уста льстивого», т. е. Иуды, потому что оба говорили против Христа. Пс.108:4 . Вместо еже любити Мя оболгаху Мя. Пс.108:5 . и положиша на Мя злая за благая. Есть слова любви, есть слова ненависти, и слова не выражающие ни того, ни другого, Иуда льстил, как Учителю, и, по-видимому, домогался обманом предать Учителя. Пс.108:6 . Постави на него грешника. Грешник есть сам сатана, изобретатель греха. Сказано «постави» вместо «будет поставлен». На кого же «на него», как не на предателя Иуду?

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Velik...

Изъяснение псалма 108-го. «В конец, псалом Давиду». Псалом – сей предвозвещает спасительное страдание, неистовство Иудеев и предательство Иуды. К сему же разумению приводит нас и великий Петр, когда, говоря народу, объявляет предательство Иуды, и отсюда заимствует указание пророчества. И никто, слыша, что Господь дает закон благословлять гонителей, да не почитает пророчества сего противоречущим Законоположнику, потому что пророческое слово не клятву здесь изрекает, но предсказывает Иудеям и Иуде будущия их наказания. Представлено же предвещание сие в виде молитвы, как большею частию везде обычно сие божественному Писанию. Пс.108:1 .   Боже хвалы моей! не премолчи. Пс.108.2 .   Ибо отверзлись на меня уста нечестивые и уста коварные; говорят со мною языком лживым. Пс.108:3 .   Отвсюду окружают меня словами ненависти, вооружаются против меня без причины. Пс.108:4 .   За любовь мою они враждуют на меня, а я молюсь. «Боже хвалы моея не премолчи»: «Яко уста грешнича и уста льстиваго на Мя отверзошася». Владыка Христос говорит сие по человечеству; потому что молится, как человек, исполняя меры естества человеческаго; а как Бог, приемлет Он молитвы искренно молящихся. Хвалебным же песнопением называет страдание. Ибо и в божественном евангелии нарицает оное славою, и говорит: «прииде час, да прославится Сын человеческий» ( Иоан. 12, 23 ). А «устами грешника» и «устами льстиваго» наименовал Иуду; потому что тайно договаривался он с Иудеями о предательстве. «Глаголаша на Мя языком льстивым:» «И словесы ненавистными обыдоша Мя». От Иуды обращает слово на все сомнище Иудеев; потому что они, поработившись зависти, умыслили несправедливую смерть. «И брашася со Мною туне». «Вместо еже любити Мя оболгаху Мя». Ибо не только не испытали от Меня какого-либо зла, но еще пользовались тысячами благ; и будучи обязаны любить Меня за блага сии, поступили неприязненно. «Аз же моляхся». Свидетелем сего история священных евангелий; потому что Пригвожденный к крестному древу взывал: «Отче отпусти им: не ведят бо что творят» ( Лук. 23, 34 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

Псалом 108 В еврейский, греческой и латинской Библиях псалом приписывается Давиду и нет ни в содержании псалма, ни построении его и языке оснований, по которым бы могло оспариваться происхождение от указанного в надписании лица. Давид в псалме указывает на несправедливость преследования со стороны врагов и на их жестокость ( Пс.108:3–4 ); особенно же выделяет из среды их одного, который занимает видное положение надзирателя ( «епископа " – Пс.108:8 в греческой Библии и Вульгате) и на которого он молит от Бога суда. Под указанным лицом можно разуметь Доика, идумеянина, надзирателя над стадами Саула, лицо, к нему близкое, прославившееся доносами на Давида и убившего священников в Номве, где скрывался Давид ( 1Цар. 22:6–19 ), т. е. псалом написан во время гонения от Саула. Весь псалом представляет изображение Давидом тяжести своего положения, как несправедливо и жестоко преследуемого праведника, и молитву к Богу как о возмездии Доику, за его предательство и предумышленную жестокость отношений к невинным страдальцам, так и о своем спасении. Боже! Услышь мою молитву о помощи, так как отовсюду меня окружают враги коварные, неблагодарные и беспричинно восставшие (1–5). Накажи и суди моего врага по его делам: пусть жизнь его сократится, дети останутся сиротами и нищенствуют (6–10). Пусть не будет сострадающего ему и потомство его погибнет, да взыщутся с него грехи его родителей, пусть он будет лишен милости, так как сам не оказывал ее, пусть проклятие, которое он посылал другим, придет на него. Таково воздаяние от Господа всем врагам моим (11–20). Меня же, Господи, бедного, оставленного, изнемогшего от преследований, спаси, чтобы враги знали, что это Ты сделал. Пусть они будут постыжены, а праведник возрадуется и восхвалит Господа за оказанное ему спасение (21–31). Пс.108:1 .  Боже хвалы моей! не премолчи, «Боже, хвалы моея не премолчи» (слав.) – Господи, предмет моего воспевания! Не откажи мне сейчас в помощи ввиду незаслуженных, многочисленных и злостных преследований. Пс.108:6 .  Поставь над ним нечестивого, и диавол да станет одесную его.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Псалом 108 Пс.108:1 . В конец, псалом Давиду. Боже, хвалы моея не премолчи: Пс.108:2 . яко уста грешнича и уста льстиваго на мя отверзошася, глаголаша на мя языком льстивым, НАДПИСАНИЕ В Еврейском тексте: Начальнейшему певцу, песнь Давидова. СОДЕРЖАНИЕ Состоит из трех главных частей, и начинается от жалобы; потом присовокупляется исчисление многих клятв; за сим следует молитва с засвидетельствованием благодарности. Впрочем, хотя нет сомнения, что Давид жалуется здесь на причиненныя ему от врагов обиды: но понеже представлял лице Христово, то все глаголемое здесь собственно приличествует Христу, яко Главе церкви, и всем верным яко членам Его. ТОЛКОВАНИЕ Сими начальными словами свидетельствует Давид, что он не желает иметь инаго невинности своея защитника, кроме Бога, и что не возможно обрести Его где-либо инде. Ибо, нарицая Богом хвалы своея, показывает, что хотя бы был он осужден несправедливостию целаго мира, однако не престанет невинность свою Ему препоручать. Аки бы сказал: Господи, пусть люди почитают меня за человека недостойнейшаго, пусть ныне предлежу я в позор всего мира, но Ты невинности моея буди защитник, и мой похвалитель. Прилично присовокупляет и следующий вскоре за сим глагол: не премолчи, – ибо безместно было бы, чтобы Бог, невинности нашея Свидетель, в то время молчал, когда нечестивые клеветами своими нас обременяют. Потом яснее изображает, чего ради толь прилежно Божией помощи просит, жалуяся, что между людьми нет никакой справедливости. Хотя же вероятно, что Давид более от мятежников претерпевал нападение, нежели от людей льстивых: однако и на сих жалуется, говоря, что уста их были исполнены яда, и что он окружен был отвсюду языками льстивыми и коварными. Откуду явствует, что он под честным видом оклеветан был пред простыми людьми, дабы не мог избежать безчестнаго имени преступника. Пс.108:3 . и словесы ненавистными обыдоша мя, и брашася со мною туне. Здесь жалуется на то, что словами ненавистников яко сетьми отвсюду окружен был, хотя, впрочем, ничего такого не заслужил. Употребляя преносный глагол: брашася – показывает, что на языках врагов толикое множество было яда, что он горше уязвлен был ими, нежели стрелами великаго воинства, и притом без всякия своея вины. Сей образ брани, которым Бог часто сынов Своих искушает, достоин примечания. Ибо хотя сатана и явною силою вооружается на них, но как есть отец лжи, то более хитрыми клеветами очернить их тщится, так как бы они не что иное были, как уметы мира.

http://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Klement...

ПОСТАНОВИЛИ: 1. Предоставить Заявителю право использовать гриф «Допущено к распространению Издательским советом Русской Православной Церкви» при издании книги «Тайная жизнь сердца: практика Иисусовой молитвы/сост. Е. Е. Зубкова» при условии исправления недостатков согласно замечаниям. 2. Присвоить данной книге номер Издательского совета – ИС Р21-108-0181 5 .         Заявитель: Издательство Сретенского ставропигиального монастыря. СЛУШАЛИ: Сообщение эксперта об итогах экспертизы представленного Заявителем текста книги Литератора N «Как я бросил курить. Опыт борьбы с табакокурением» , предлагаемой к изданию. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Предоставить Заявителю право использовать гриф «Допущено к распространению Издательским советом Русской Православной Церкви» при издании книги Литератора N «Как я бросил курить. Опыт борьбы с табакокурением» при условии исправления недостатков согласно замечаниям. 2. Присвоить данной книге номер Издательского совета – ИС Р21-108-0182 6 .         Заявитель: Монахиня Ольга (Сельская). СЛУШАЛИ: Сообщение эксперта об итогах экспертизы представленного Заявителем макета книги монахини Ольги (Сельской) «Любовь не знает страха: роман-эссе» , предлагаемой к изданию. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Предоставить Заявителю право использовать гриф «Допущено к распространению Издательским советом Русской Православной Церкви» при издании книги монахини Ольги (Сельской) «Любовь не знает страха: роман-эссе» при условии исправления недостатков согласно замечаниям. 2. Присвоить данной книге номер Издательского совета – ИС Р21-108-0183 7 .         Заявитель: Издательство «Даниловский благовестник». СЛУШАЛИ: Сообщение эксперта об итогах экспертизы представленного Заявителем календаря В. Ю. Малягина, Н. С. Шапошниковой «Праздники и посты Православной Церкви: календарь-справочник» , предлагаемого к изданию. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Предоставить Заявителю право использовать гриф «Допущено к распространению Издательским советом Русской Православной Церкви» при издании календаря В. Ю. Малягина, Н. С. Шапошниковой «Праздники и посты Православной Церкви: календарь-справочник» при условии исправления недостатков согласно замечаниям.

http://izdatsovet.ru/catalog/references/...

Скачать epub pdf Плотское мудрование Плотское мудрование – образ мыслей падшего человека Что такое плотское мудрование? Образ мыслей, возникший из состояния, в которое люди приведены падением ( 108, 90 ). Допустившие последование своим пожеланиям и плотскому мудрованию увлеклись ими, поработились ими, забыли Бога и вечность, истратили земную жизнь напрасно, погибли навеки ( 108, 90 ). Земная мудрость – вражда на Бога: она не покоряется закону Божию и не может покоряться ( 108, 116 ). Духовный разум ... признак Воскресения. Так, напротив, плотское мудрование – невидимая смерть души ( 109, 11 ). Проводящие плотскую жизнь непременно имеют плотский образ мыслей, не помнят и не заботятся о вечности, имеют ложное отношение к земной жизни, признавая ее бесконечной и действуя единственно для нее... ( 109, 354 ). Когда веру в Бога заменят соображения человеческие, тогда человек бедствует в волнах житейского моря. Способов человеческих к выходу из затруднительных обстоятельств он не видит, а воспоминание о Боге выкрадывается непостижимым забвением ( 111, 185 ). Довольствующийся исполнением одних церковных постановлений и обрядов, при оставлении внимания к Евангельским заповедям или при недостаточном внимании к ним, низводит, по скудоумию своему. Закон с высоты духовного значения, отнимает у него для себя духовное достоинство его, всю сущность и гибнет в плотском мудровании своем и по причине плотского мудрования своего ( 111, 251 ). Свойственно мертвым не чувствовать мертвенности своей; свойственно плотскому мудрованию не понимать и не ощущать погибели человеческой. По причине несознания своей погибели оно не сознает нужды в оживлении и на основании ложного сознания жизни отвергло и отвергает Истинную Жизнь – Бога ( 111, 295 ). Запечатленных плотским мудрованием, упорно пребывающих в нем, больных неисцелимо Господь оставляет, предает их самим себе, предает гибели, принятой произвольно, удерживаемой произвольно ( 111, 295 ). Евангелие учит нас, что падением стяжали лжеименный разум, что разум падшего естества нашего, какого бы он ни был достоинства природного, как бы ни был изощрен ученостью мира, сохраняет свойство падшего, остается лжеименным разумом ( 111, 472 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/e...

ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ! Выписка из протокола заседания Коллегии по рецензированию и экспертной оценке Издательского Совета 8 от 4 мая 2011 года 1. СЛУШАЛИ: Сообщение эксперта об итогах экспертизы представленной издательством «Русский Хронографъ» книги «Женский православный календарь на 2012 год», предлагаемой к изданию. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Предоставить издательству «Русский Хронографъ» право использовать гриф «Рекомендовано к публикации Издательским Советом Русской Православной Церкви» при издании книги «Женский православный календарь на 2012 год» (М., б. г.) при условии указания составителя и изменения названия. 2. Присвоить данному календарю номер Издательского Совета – ИС 11-108-0746. 2. СЛУШАЛИ: Сообщение эксперта об итогах экспертизы представленного издательством «Русский Хронографъ» текста книги «Исповедую грех, батюшка. Православный календарь на 2012 год», предлагаемой к изданию. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Предоставить издательству «Русский Хронографъ» право использовать гриф «Рекомендовано к публикации Издательским Советом Русской Православной Церкви» при издании книги «Исповедую грех, батюшка. Православный календарь на 2012 год» при условии приведения в соответствие с действующими стандартами книгоиздания, изменения названия, указания составителя, а также исправления указанных в замечаниях недостатков. 2. Присвоить данной книге номер Издательского Совета – ИС 11-108-0747. 3. СЛУШАЛИ: Сообщение эксперта об итогах рассмотрения представленного издательством «Русский Хронографъ» текста книги «Тропинка к Богу. Детский православный календарь на 2012 год», предлагаемой к изданию. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Предоставить издательству «Русский Хронографъ» право использовать гриф «Рекомендовано к публикации Издательским Советом Русской Православной Церкви» при издании книги «Тропинка к Богу. Детский православный календарь на 2012 год» при условии приведения в соответствие с действующими стандартами книгоиздания и исправления указанного в замечаниях недостатка. 2. Присвоить данной книге номер Издательского Совета – ИС 11-108-0748.

http://izdatsovet.ru/catalog/references/...

28.11.2016 Международный фестиваль «Радонеж-2016» В Москве прошел Международный фестиваль кинофильмов и телепрограмм «Радонеж-2016». Все, кто побывали на показах, убедились: православное документальное кино переживает настоящий расцвет. В этом году на конкурс приняли 108 заявок. Членам жюри, в которое входили режиссер Владимир Хотиненко, актриса Валентина Теличкина, писатель Владимир Крупин и другие деятели культуры, было совсем непросто определить самые достойные ленты. Темы, волнующие современных кинематографистов, – это спорные вопросы русской истории, события на Украине, ад абортариев, расслоение на богатых и бедных, путь к Богу и трудности воцерковления. – За 20 лет, что существует фестиваль «Радонеж», наша работа не прошла даром, и сейчас мы пожинаем плоды: мы видим высочайший уровень журналистики и кинодокументалистики, – рассказывает президент кинофорума Евгений Никифоров. – Свои работы представили крупнейшие документалисты России, все центральные телеканалы, практически все регионы страны. 108 заявок принято в конкурс. Это уже почти неподъемное для жюри количество фильмов. Отсмотреть их на скорости, «перематывая», невозможно, потому что высокий профессиональный уровень увлекает. Сейчас религиозное кино повзрослело, ушло от прямой предметности. Если раньше в фильмах были храмы, колокола, девочка со свечкой – простые ходы для рассказа о Церкви, – то сейчас это ленты, снятые о мире, увиденном глазами христианина, православного человека. Отсюда невероятное жанровое разнообразие. Это и документальные фильмы, и телепрограммы, и мультфильмы – очень удачные в этом году, с великолепной графикой, тонкие, изящные. Это и короткометражки – на грани «маленьких шедевров». А поднимаемые темы – это всё, что волнует душу современного православного человека. Это и Украина, и сложности нашего церковного строительства, трудности нашего духовного роста. Фильмы эти заглядывают в душу человека, говорят о том, как непросто становиться настоящими христианами. Гран-при фестиваля присудили фильму «Равная величайшим битвам», режиссеры – Георгий Негашев, Андрей Титов, Павел Фаттахутдинов. Лента рассказывает о трудовом подвиге в годы войны, об эвакуации заводов из центральной части России на Урал. Это фильм о людях, не жалевших себя, трудившихся в тылу с единственной мыслью: всё для фронта, всё для Победы.   

http://new.izdatsovet.ru/news/mezhdunaro...

Анализ указов мэра Москвы от 05.03.2020 12-УМ (ред. от 18.04.2020) " О введении режима повышенной готовности " и от 11.04.2020 43-УМ (ред. от 18.04.2020) " Об утверждении порядка оформления и использования цифровых пропусков для передвижения по территории города Москвы в период действия режима повышенной готовности в городе Москве " , а также постановлений губернатора Московской области от 12.03.2020 108-ПГ (ред. от 18.04.2020) " О введении в Московской области режима повышенной готовности для органов управления и сил Московской областной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и некоторых мерах по предотвращению распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-2019) на территории Московской области " и от 11.04.2020 177-ПГ (ред. от 18.04.2020) " Об утверждении Порядка оформления и использования цифровых пропусков для передвижения по территории Московской области в период действия режима повышенной готовности для органов управления и сил Московской областной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и некоторых мерах по предотвращению распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-2019) на территории Московской области " 1 показывает, что на культовые здания (в том числе здания храмов) и сооружения, иные места и объекты, специально предназначенные для богослужений, молитвенных и религиозных собраний (по смыслу пунктов 1 и 2 статьи 16, статей 21 и 21.1 Федерального закона от 26.09.1997 125-ФЗ (ред. от 02.12.2019) " О свободе совести и о религиозных объединениях " ) не распространяется напрямую действие правовых норм указанных правовых актов, которыми было приостановлено посещение определённого круга территорий, зданий, строений и сооружений (второй абзац пункта 3.1 указа мэра Москвы от 05.03.2020 12-УМ, подпункт 2 пункта 8 и др. нормы постановления губернатора Московской области от 12.03.2020 108-ПГ. Также не подпадают культовые здания и под действие пункта 4.1 указа мэра Москвы от 05.03.2020 12-УМ, приостанавливающего " посещение гражданами территорий, зданий, строений, сооружений (помещений в них), где осуществляется деятельность организаций и индивидуальных предпринимателей, указанная в приложении 3 к настоящему указу, с учетом особенностей, установленных в нём " . При этом важно отметить, что здания религиозного назначения не подпадают под понятие " общественные места " (понимаемое по смыслу второго абзаца пункта 3.1 указа мэра Москвы от 05.03.2020 12-УМ).

http://mitropolia.spb.ru/news/monitoring...

Е.А. Авдеенко Кафизма XV На вопрос Пилата: «Царя ли вашего распну?» – «первосвященники отвечали: нет у нас царя, кроме кесаря» ( Ин.9:15 ), а народ кричал «сильно: распни, распни его» (см. Мк.15:14 ). Псалом говорит о грехах народа, которые не дали опознать Мессию. Пс.106:27             Празднуют, шатаются, как пьяный,                         и вся мудрость их – поглощена. «Празднуют» – специально для этого стиха предлагают значение «кружатся» (BDB, p.290). Однако «празднуют» вполне уместно: так обозначается торжество и беспечность. «Шатаются» – Каин «шатающийся» ( Быт.4:12 ) 503 . «Поглощена» – «поглотить» означает совершенно изъять из этого мира; так поступает Господь с враждующими на Него: «Яхве в гневе Своем поглотит их, и поест их огонь» ( Пс.21 /20:10). Как пала мудрость тех, кто был мудр когда-то, сказал Христос:       «славлю Тебя, Отче, Господи неба и земли, что Ты утаил сие от мудрых и разумных и открыл то младенцам» ( Мф.11:25 ). Псалом 108 – псалом проклятий. «Сказанное в виде желания говорится пророчественно. Псалмопевец не желает, чтобы совершилось это, а только предсказывает, что будет это по причине их злобы» (ПсСвОт). Человек враждует на Бога, а Бог на человека – нет. У Христа нет врагов, но восстающий на Мессию поднимает такой грех погибельный, который опознается как «гнев Божий» и «проклятие». Господь же никого не проклинает, хотя проклятие происходит – от Божьего миропорядка 504 . Господь ни против кого не гневается – «заушенный за род человеческий и не прогневавшийся» 505 . Господь осуждает грех не в теле другого (в таком случае мы бы все погибли). Он осуждает грех в Своей собственной Плоти 506 . Такова главная тема Псалма проклятий – «ужаснись, человече». Пс.108:1             Руководителю [хора]. Давида псалом.                         Боже хвалы моей, не умолчи. «Руководителю» хора – такое надписание для псалма проклятий имеет отдельное значение: общество должно услышать и прослушать, каким страшным будет богоотступничество. «Боже хвалы моей» – кратчайшая форма исповедания веры: я знал и произносил истинную хвалу (техила) Тебе 507 . «Не умолчи» – именно потому, что я право верую и исповедую 508 .

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/vragi-...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010