Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Прп. Владимир Белопесоцкий. Икона. Кон. XX в. (Василий; ок. 1450, Ржев - ок. 1522), прп. (пам. 15 июля и в воскресенье перед 26 авг.- в Соборе Московских святых), основатель и первый игумен Белопесоцкого во имя Св. Троицы мон-ря . Согласно монастырской «Летописи 1868 г.» (составлена на основе документов из ТСЛ, ныне хранится в архиве Белопесоцкого мон-ря), В. Б. происходил из детей боярских, служил воеводой, монашеский постриг принял в Варлаамиевом Хутынском в честь Преображения Господня мон-ре . В кон. XV в. на берегу Оки, в 50 км от Серпухова, преподобный основал мон-рь. Впервые Белопесоцкая обитель и ее основатель упоминаются в жалованной грамоте служилого татарского кн. Магмет-Амина 16 нояб. 1498 г. (ААЭ. Т. 1. С. 101-102. 135). В февр. 1507 г. вел. кн. Василий III Иоаннович дал В. Б. тарханную и несудимую грамоту на починки Ступинский, Крутовражский, Воргосовский в Туровской вол. и дер. Мальцово в Растовской вол. Каширского у. (АРГ, 1505-1526. 29. С. 35-36), а в июле 1511 г.- жалованную и несудимую грамоту на деревни в Туровской и в Растовской волостях Каширского у. (Там же. 86. С. 91-92). 28 февр. 1512 г. датируется жалованная несудимая грамота мон-рю Абдыл-Летифа (Там же. 100. С. 104-105), бывш. казанского хана, получившего в удел Каширу, по-видимому во 2-й пол. 1511 г. 7 янв. 1515 г. Василий III дал в обитель еще неск. починков в Каширском у. (Там же. 118. С. 118-119), 20 янв. 1516 г. кн. П. В. Великим-Шестуновым игумену Белопесоцкого мон-ря были даны вкладом деревни в Каширском у. (Там же. 131. С. 128-129). Последняя жалованная грамота, выданная В. Б., датируется янв. 1522 г. «Летопись 1868 г.» сообщает, что жития святому «было 72 года». При жизни преподобного в Белопесоцком мон-ре были построены деревянная ц. во имя Св. Троицы и кельи. Согласно Описной книге Каширского у. 1578-1579 гг., «печальник и строитель старец Володимир» был погребен «у Троицы под папертью». В монастырском синодике (частное собр.), составленном в 1645 г., переписан «род начальника обители сея преподобного игумена Владимира», насчитывающий 88 имен.

http://pravenc.ru/text/159098.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ВИКТОРИН МАРИЙ [Гай Марий Викторин; лат. Gajus Marius Victorinus] (между 281 и 291, Сев. Африка - между 382 и 386, Рим), богослов, философ и ритор. В. М. род. в рим. пров. Африка, где получил хорошее риторическое образование, начал преподавательскую деятельность и женился. Ок. 340-350 гг. переселился в Италию, сначала, вероятно, в Медиолан (совр. Милан), затем в Рим, где преподавал риторику и др. «свободные искусства» (см. Artes liberales), стал наставником знатных сенаторов и в 354 г. за свою ученость удостоился статуи на рим. форуме. В это время В. М. был ревностным язычником. Позже он внимательно изучал Свящ. Писание и нек-рые христ. сочинения, но вступление в Церковь откладывал, ссылаясь на то, что он христианин в душе. Будучи уже в преклонном возрасте, ок. 355 г., после краткого оглашения он принял св. Крещение. Его открытое исповедание веры стало всеобщим торжеством рим. христиан над язычниками. В. М. еще нек-рое время продолжал преподавать риторику, но все свободное время посвящал полемике с арианством и защите правосл. веры в единосущие Отца и Сына. В период между 358 и 362 гг. он написал основные догматико-полемические трактаты. Эти сочинения базируются на обширных знаниях автором грамматики, риторики, логики и философии: В. М. стал первым в истории лат. богословия метафизиком, попытавшимся разрешить сложнейшие богословские проблемы, опираясь не только на христ. традицию, но и на лучшие достижения античной мысли. После издания в 362 г. эдикта имп. Юлиана Отступника о запрете христианам получать классическое образование В. М. оставил преподавание и посвятил остаток жизни толкованию Посланий ап. Павла. Сведения о жизни В. М. представлены в свидетельствах блаженных Иеронима Стридонского ( Hieron. De vir. illustr. 101) и Августина ( Aug. Confess. VIII 2. 3-5). Сочинения В. М.- автор более 20 сочинений, написанных как до его обращения в христианство, так и после. Они отличаются тематическим и жанровым разнообразием: переводы, комментарии, самостоятельные трактаты, религ. гимны; часть сочинений не сохранилась. Тематически сочинения делятся на 4 группы: грамматико-риторические, логические, философские и богословские. Последние состоят из догматико-полемических и экзегетических. Грамматико-риторические

http://pravenc.ru/text/158588.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ВИЛЕНСКОЕ ПРАВОСЛАВНОЕ СВЯТО-ДУХОВСКОЕ БРАТСТВО учреждено для защиты Православия на территории Литовского великого княжества в условиях активной экспансии протестантизма и посттридентского католицизма (о религ. ситуации на украинско-белорус. землях в кон. XVI в. см.: Флоря Б. Н. Западнорусская митрополия. 1458-1686 гг.//ПЭ. Т. РПЦ. С. 101-104). Кон. XVI-XVIII в. Создание В. б., первоначально именовавшегося Свято-Троицким, было связано с передачей в мае 1584 г. королевской грамотой виленского во имя Св. Троицы муж. мон-ря , находившегося под управлением Киевского митр. Онисифора (Девочки) , под опеку правосл. членов виленской городской рады (совета). В 1587 г. митр. Онисифор благословил «братство церковное иметь» при ц. Св. Троицы, разрешил напечатать устав братства и учредить при нем школу; братчикам принадлежал Сретенский придел Троицкого храма. В уставе («Чине») В. б. его главными целями помимо поддержки правосл. храмов были записаны содержание уч-ща и типографии, воспитание юношества в Православии, издание необходимых Церкви книг. В июне 1588 г. Вильно посетил К-польский Патриарх Иеремия II , в юрисдикции к-рого состояла Западнорусская митрополия . Патриарх одобрил и скрепил собственной печатью «Чин» братства, в выданной Патриархом грамоте братчикам предписывалось иметь типографию и школу с изучением греч., лат. и рус. языков. В 1589 г. польск. кор. Сигизмунд III Ваза утвердил корпорацию братчиков и предоставил ей право самоуправления, в 1592 г. освободил от уплаты городских повинностей и налогов. Первоначально большую часть братчиков составляли ремесленники, после Брестского Собора 1591 г., подтвердившего ставропигиальный статус братства, в В. б. также входили дворяне («вельможные паны»). По «Реестру» 1584 г., в В. б. состоял 371 чел. Высшим органом братства являлись общие собрания («сходки»). Для ведения текущих дел избирались годовые старосты («рочные справцы»), они же представляли интересы братства в гос. учреждениях. Заведование хозяйством и казной поручалось 4 выборным ключникам.

http://pravenc.ru/text/158638.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ЖУАР [Йотренский мон-рь; франц. Jouarre; лат. monasterium Jotrense], бенедиктинский мон-рь во имя Богоматери и святых апостолов Петра и Павла в еп-стве Мо (деп. Сена и Марна, Франция); основан в VII в. В Житии св. Агила, 1-го настоятеля (с 636) мон-ря Ресбак (ныне Ребе, близ Парижа), сообщается, что прп. Колумбан из-за вражды франкского кор. Бургундии Теодориха II и его бабки Брунгильды был вынужден покинуть мон-рь Луксовий (ныне Люксёй-ле-Бен), найдя убежище в имении некоего франка Аутария на правом берегу р. Матроны (ныне Марна), недалеко от г. Мельды (ныне Мо) (ActaSS. Aug. Т. 6. P. 577). В благодарность Колумбан благословил хозяина и 2 его сыновей Дадона и Адона, призывая юношей посвятить жизнь служению Богу. Впосл. оба достигли видного положения при дворе франк. кор. Дагоберта I , но, помня о совете прп. Колумбана, оставили королевскую службу. Дадон (известный как Авдуен) основал мон-рь Ресбак, где 1-м настоятелем стал ученик Колумбана Агил, а Адон в др. фамильном имении основал Ж. (ок. 630-634). Ж. был двойным, т. е. муж. и жен., мон-рем. От построенной Адоном ц. св. Павла Фивейского сохранилась крипта, в к-рой впосл. были захоронены он (каменный саркофаг VII в., простой в исполнении, без изображений) и др. святые, подвизавшиеся в Ж.: св. Теодехильда, 1-я настоятельница жен. общины, ее преемницы св. Агильберта и св. Бальда, мать кор. вост. англов Эальдвульфа прп. Гересвита (почитается в Ж. под именем св. Озанны, впосл. монахиня в Ж.), а также свт. Агильберт, родной брат Теодехильды и двоюродный брат Адона, епископ г. Паризии (ныне Париж). Самые ранние сведения о монастырской жизни в Ж. встречаются в сочинении Ионы из Боббио (Vita S. Columbani//MGH. Scr. Mer. T. 4. P. 100), а также в Житиях св. Бертилы (Vita Bertilae abbatissae Calensis//Ibid. T. 6. P. 101-109) и св. Бальтхильды (Vita S. Balthildis//Ibid. T. 2. P. 482-508). Расцвет мон-ря пришелся на 2-ю пол. VII в. При Теодехильде († ок. 668) община в Ж. стала одним из центров жен. монашества в Нейстрии. После восстановления в 657-659 гг. мон-ря Кала (ныне Шель) по приглашению кор. св. Бальтхильды туда прибыли монахини из Ж. во главе с Бертилой. Монахинь принял в основанный им мон-рь Богоматери в г. Свессиона (ныне Суасон) майордом Нейстрии Эброин. Беда Достопочтенный сообщает о посещении «в Кале» прп. Гересвиты ее сестрой св. Хильдой, основательницей мон-ря Стренескальк (ныне Уитби, Англия) ( Beda. Hist. eccl. IV 23). Вероятно, Беда спутал мон-рь Кала с Ж., поскольку в это время Калы еще не существовало, а захоронение Гересвиты находится в Ж. В кон. VII в. в Ж. скончался свт. Эбрегизил, епископ г. Мельды, брат св. Агильберты. Для его захоронения к крипте св. Павла была сделана пристройка, получившая имя Эбрегизила (VIII в.).

http://pravenc.ru/text/182343.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИЕРОНИМ СТРИДОНСКИЙ [лат. Hieronymus Stridonensis], или Евсевий Иероним [лат. Eusebius Hieronymus] (ок. 347, Стридон - 30.09.419/20, Вифлеем), блж. (пам. 15 июня, пам. зап. 30 сент.), пресвитер, библеист, экзегет, переводчик Свящ. Писания, один из 4 великих учителей Зап. Церкви. Жизнь Источники. Основные сведения о жизни И. С. содержатся в его сочинениях. Первостепенную важность имеют его письма (Ep. 7. 11-12; 15. 1-5; 16. 1-2; 22. 30; 46. 10-12; 66. 14; 108. 6-29; 123. 10; 143. 1-2), а также предисловия к различным сочинениям (см.: Cavallera. 1922. T. 1. P. VI). Особое место занимает трактат «О знаменитых мужах», в 135-й автобиографической главе к-рого И. С. кратко говорит о своем происхождении и описывает свою лит. деятельность ( Hieron. De vir. illustr. 135). Ряд биографических сведений содержится в «Хронике» И. С., а также в «Апологии против книг Руфина». Др. источником являются свидетельства совр. И. С. церковных писателей. Это прежде всего письма, адресованные И. С. Римскими папами св. Дамасом I (Ep. 19, 35) и Иннокентием I (Ep. 136), блж. Августином Гиппонским (Ep. 56, 67, 101, 104, 110, 116, 131, 132), еп. Феофилом Александрийским (Ep. 87, 89, 90, 113), свт. Епифанием Кипрским (Ep. 51, 91), друзьями И. С.- Паммахием и Океаном (Ep. 83). Особую ценность имеют сочинения Руфина Аквилейского «Апология против Иеронима», «Апология» к Римскому папе св. Анастасию I и предисловие к переводу трактата Оригена «О началах». Сульпиций Север в «Диалогах» приводит со слов аквитанского мон. Постумиана, лично знавшего И. С., сведения о вифлеемском периоде жизни последнего ( Sulp. Sev. Dial. I 7-9). Палладий , еп. Еленопольский, в «Лавсаике» пишет о И. С. со слов враждебно настроенных к нему лиц (Руфина Аквилейского, Посидония Фиваидского) ( Pallad. Hist. Laus. 36. 6-7; 41. 1-2). В «Хронике» Проспера Аквитанского содержатся сведения о времени рождения, вифлеемском периоде жизни и о смерти И.

http://pravenc.ru/text/Иероним ...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИКОНОПИСЬ Иконопись [иконопись], вид живописи, задачей к-рого является создание священных образов - икон. Несмотря на то что в восточнохрист. традиции греч. слово εκν (изображение, подобие, образ) является общим наименованием священных изображений (см. статьи Монументальная живопись , Фреска , Мозаика , Миниатюра ), в качестве произведений И. обычно рассматривают написанную на доске икону как моленный образ. О развитии стилей И. см. соответствующие разделы статей «Русское искусство X-XXI вв.», «Искусство Украины и Белоруссии. XVI-XVIII вв.» (ПЭ. Т.: РПЦ), а также статьи Албанская Православная Церковь , Болгарская Православная Церковь , Византийская империя , Греция , Грузинская Православная Церковь , Румынская Православная Церковь , Сербская Православная Церковь и др. Метод в И. Икона, существующая почти 2 тысячелетия, долговечностью во многом обязана консерватизму живописной техники, бережно сохраняемой иконописцами вплоть до наст. времени. Для понимания специфики иконописной техники важно, что разнообразие приемов и богатство индивидуальных почерков художников - артистической манеры каждого из мастеров - сочетаются с постоянством метода послойной живописи, являющегося показателем стабильности живописной системы. Известный с глубокой древности послойный метод живописи используется для работы в любых красочных техниках (темпера, масло, фреска, акварель). В качестве т. н. средневек. метода он служит средством выражения в особой системе живописи, для к-рой характерна обратная перспектива, учитывающая только искажения «близкого переднего плана», при этом не применяли моделирующую светотень и цветовую перспективу, цветовой контраст предпочитали тоновому, а плавные переходы цвета не всегда считали выразительными, использовали дифференциацию цветов, выбирали цветовые доминанты при общем локальном колорите. Послойному методу противоположен метод смешения свежих, незастывших красок на живописной поверхности, что ведет к стушевыванию границ между цветовыми полями. Так, желая передать своеобразие визант. техники живописи в сравнении с ренессансной, Р. Байрон и Д. Талбот Райс отмечали, что «византийцы наслаивали, а итальянцы моделировали» ( Byron R., Talbot Rice D. The Birth of Western Painting. L., 1930. Р. 101). При наслаивании красок должно соблюдаться непреложное условие - каждый последующий слой наносят после полного высыхания предыдущего, не позволяя т. о. свежим, незастывшим краскам смешиваться на поверхности иконы. Красочные слои отличаются плотностью в зависимости от рецептуры приготовления смесей, в к-рых варьируются соотношение связующего и количество пигмента. Величина частиц последнего могла быть как очень крупной, так и мелкой. От умения приготовить красочные смеси и наносить их зависела фактура красочной поверхности. Пастозные и плотные слои чередовались в определенной последовательности с полупрозрачными и лессировочными.

http://pravenc.ru/text/389066.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИОАНН I († 24.01.1529, Казань), мч. (пам. 24 янв., 4 окт.- в Соборе Казанских святых), Казанский. Житие И. было составлено ранее нояб. 1552 г., когда оно было включено в Великие Четьи-Минеи митр. свт. Макария («В лето 7037 месяца генваря 24 мучение святого Ивана»; нач.: «В граде Казани бе некый полонянин у дядки царева»; см.: Иосиф, архим. Оглавление ВМЧ. Стб. 412). 50-ми гг. XVI в. датируется список Жития И. в сборнике РНБ. Q.XVII.64 («О святем мученице Иване, иже за Христа мучен во граде Казани»; см.: Послания Иосифа Волоцкого /Подгот. текста: А. А. Зимин, Я. С. Лурье. М.; Л., 1959. С. 101-102, 104), происходящем из Иосифова Волоколамского в честь Успения Пресвятой Богородицы монастыря. Сборник был переписан архим. Нифонтом (Кормилицыным) , в 1543-1554 гг. управлявшим Новоспасским московским в честь Преображения Господня монастырем . В записи архим. Нифонт завещает отдать сборник в Иосифо-Волоколамский мон-рь, где ранее он был игуменом. По предположению Р. П. Дмитриевой , архим. Нифонт мог быть составителем первоначального краткого рассказа о мученичестве И. Нифонт мог узнать об И. во время похода рус. войск на Казань в 1550 г., в котором он принимал участие. К сборнику архим. Нифонта восходит список Жития И. 2-й пол. XVI в. в волоколамском сборнике Мартина (Рыкова) РГБ. Волок. 520; известны также др. списки памятника. Под 24 янв. рассказ о мученичестве И. был включен в Чудовские (1600) и Тулуповские (1627-1632) Четьи-Минеи. Биография Нижегородец (или житель Нижегородского у.) И. был захвачен в плен казанскими татарами во время нападения на Н. Новгород хана Мухаммед-Эмина в 1505 г. (о походе см.: ПСРЛ. М., 2001. Т. 6. С. 249-252), в ходе к-рого город не был взят. Встречающиеся в лит-ре утверждения о том, что И. был воином, недостоверны. В Казани И. находился в рабстве («в услужении») у вельможи Алей-Шпура (Алей-Шнура, Алейшунура, Али Шукуря), «царева дядьки», т. е. воспитателя казанского хана Мухаммед-Эмина (хозяина И., по всей видимости, звали Аллашукур, это имя до сих пор распространено у турок и крымских татар). «Али Шукуров сын» упоминается в рус. летописях 2-й четв. XVI в. под 1531 г. как убитый казанцами наряду с «иными князьями» в ходе восстания против хана Сафа-Гирея, инспирированного грамотой Московского вел. кн. Василия III Иоанновича (ПСРЛ. Т. 8. С. 277; Т. 13. С. 57).

http://pravenc.ru/text/469724.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИОАНН († 2-я четв. XIV в.?), блгв. кн. путивльский, мч. (пам. в Неделю 2-ю по Пятидесятнице - в Соборе всех святых, в земле Российской просиявших). В большинстве списков Любецкого синодика, содержащего как самостоятельный отдел поминание черниговских князей (текст, известный в списках 2-й пол. XVII-XVIII в., восходит к 1-й четв. XV в.), есть память «князя Ивана Путивльского, страстотерпца и чудотворца, убитого от татар за христианы» (НКПИКЗ. 907. Л. 14-14 об., 2-я пол. XVII в.; см. также: Зотов. 1892. С. 27-28; Синодик. 1902. Л. 9 об.). В наиболее раннем списке Любецкого синодика, сохранившемся в составе синодика ц. Введения во храм Пресв. Богородицы Киево-Печерской лавры (НКПИКЗ. 907), И. назван после путивльского кн. Ивана Романовича († 1-я четв. XIV в.; о датировке жизни Ивана Романовича см.: Кузьмин. 2005), ранее киевского кн. Владимира Ивановича. Введение в научный оборот указанного списка Любецкого помянника позволяет отказаться от предложенного ранее отождествления И. с кн. Владимиром Ивановичем (см.: Кузьмин А. В. Владимир (Иоанн) Иоаннович, кн. киевский и путивльский//ПЭ. Т. 8. М., 2004. С. 725-726; в данной статье автор опирался на известные тогда списки Любецкого синодика, к-рые содержат неполный текст). прежде введения в научный оборот списка НКПИКЗ. 907 время жизни И. на основе свидетельств дефектных списков Любецкого синодика ошибочно относили к XIII в. или к рубежу XIII и XIV вв. В ряде случаев И. отождествляли с его возможным отцом - путивльским кн. Иваном Романовичем, в к-ром ошибочно видели сына северского кн. Романа Игоревича (см.: Филарет (Гумилевский). РСв. С. 101. Примеч. 193; Зотов. 1892. С. 115-116, 120, 164, 206-207, 241-242 и др.; правильнее считать, что Иван Романович принадлежал к старшей (брянской) линии черниговских Ольговичей и был потомком св. кн. Святослава (Николая) Ярославича ). Учитывая время жизни предполагаемого отца И., можно думать, что И. жил в 1-й пол. XIV в.

http://pravenc.ru/text/468969.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИОВ [евр.  ,  араб.  ; греч. Ιβ], ветхозаветный праотец, о к-ром повествует ветхозаветная каноническая книга, названная его именем (см. Иова книга ). Память И. в Иерусалимском уставе отмечалась 22 мая, но основным днем его памяти стало 6 мая. В Армянской Церкви память И. празднуется 6 мая, 26 дек. (в числе ветхозаветных праведников) и в 3-й четверг после Успения Пресв. Богородицы (в воскресенье, ближайшее к 15 авг.), в Коптской и Эфиопской Церквах - 2 пашонса/генбота (27 апр.; в нек-рых копт. Минологиях также 1 тоута (29 авг.), иногда с уточнением, что это память исцеления И.). В сиро-яковитских Минологиях VII-XIV вв. отмечена память И. 9 авг., к-рую в более поздних календарях вытеснила визант. память 6 мая (Un Martyrologe et douze Ménologes syriaques/Éd. F. Nau. P., 1912. P. 34, 44, 77, 101, 112. (PO; T. 10. Fasc. 1)). В католич. Церкви - 10 мая. Этимология имени В науке возобладало мнение, что   - древнее западносемит., возможно аморрейское, имя ( Knudsen. 1999). Это имя зафиксировано в источниках II тыс. до Р. Х., найденных в Египте (в текстах проклятий, в письмах из Амарны), Месопотамии (Мари) и Сирии (Алалах, Угарит). Реконструкция этого имени ayya-abum или ayya-abi позволяет истолковать его значение как «Где (Бог-)Отец?» ( Janzen. 1985) или «Где мой (Бог-)Отец?» ( Clines. 1989). Такое имя, вероятно, понималось как обращение к Богу за помощью; менее вероятно, как считает Д. Клайнс, оно давалось детям, чей отец умер до их рождения (Ibid.). Другая этимология этого имени, впервые выдвинутая, возможно, Г. Эвальдом, основана на сопоставлении с араб.   (возвращаться) и с его именным производным   (кающийся) (так И. назван в Коране 38. 44). Не исключено, что древнее западносемит. имя было переосмыслено в древнееврейском; оно может быть понято как производное от евр. корня  ,   (ненавидеть) либо с пассивным значением «ненавидимый, притесняемый» (ср.   - рожденный), либо с активным значением «ненавидящий, враждебный» (ср.   - сильный). Как предполагает Дж. Янзен, древнеевр. читатель видел в имени Иов игру слов, к-рая перекликается с содержанием книги: ее благочестивый герой («Где (Бог-)Отец?») терпит страдания («ненавидимый, притесняемый»). Клайнз, напротив, полагает, что в древнеевр. тексте имя  утратило древнее западносемит. значение.

http://pravenc.ru/text/578142.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КАССИОДОР Флавий Магн Аврелий Сенатор [лат. Flavius Magnus Aurelius Cassiodorus Senator] (между 485 и 490, Скилакий (ныне Скуиллаче, Калабрия, Италия) - ок. 580, там же), рим. философ, богослов и политический деятель. Жизнь Важнейшими источниками сведений о жизни К. являются гл. обр. его письма ( Cassiod. Varia. I 1; I 3; I 4; III 28; IX 24; IX 25 и др.), «Хроника» ( Idem. Chron.) и предисловия к нек-рым сочинениям. Особенную ценность в этом отношении имеет предисловие к соч. «Об орфографии» ( Idem. De orth. Praef.), написанному К. в возрасте 93 лет, где автор суммирует свою лит. деятельность. Важная информация содержится также во фрагменте небольшого сочинения, написанного К. между 527 и 533 гг. ( O " Donnell. 1979. P. 265) и имеющего заголовок «История рода Кассиодоров» ( Cassiod. Ordo generis Cassiodororum//CCSL. 1973. Vol. 96. P. V-VI (далее - Ordo gen.)), где описываются родственные связи К. и перечисляются занимавшиеся им гос. посты, его почетные звания и нек-рые лит. труды. Наконец, в отдельных рукописях сб. «Variae» и «Хроники» также сохранился список должностей и почетных званий К. (см.: Mommsen. 1894. P. IX). Помимо этого имеются весьма скудные и не всегда достоверные сведения о К. его современников и последующих церковных писателей: Иордана ( Iord. Get. Prol. 1//MGH. AA. T. 5/1. P. 53), прп. Беды Достопочтенного ( Beda. De templo Salomonis 16//PL. 91. Col. 775A; Idem. In Esdram et Nehemiam Prophetas allegorica Expositio. II 7//PL. 91. Col. 849C), Павла Диакона ( Paul. Diac. Hist. Langobard. I 25), Алкуина ( Alcuin. Ep. ad Carolum Magnum. Adversus Felicem Urgelitanum. V 9, VI 3//PL. 101. Col. 197A, 202C), Гинкмара Реймсского ( Hincmar. De divers. et mult. anim. rat. 2//PL. 125. Col. 936A), Германа Расслабленного ( Hermannus Contractus. Chronicon//PL. 143. Col. 108A), Сигиберта из Жамблу ( Sigebertus Gemblacensis. Chronicon//PL. 160. Col. 100A; Idem. De scriptoribus ecclesiasticis. 40//PL. 160. Col. 556A-B), Иоганна Тритемия ( Ioannes Trithemius. De viris illustribus Ordinis Sancti Benedicti. II 3//Opera pia et sriritualia. Moguntiae, 1605. P. 30) и нек-рых др.

http://pravenc.ru/text/1681287.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010