86. 1459 г. Его же послание новгородскому архиепископу Ионе об охранении паствы от наветов киевского митрополита Григория Из сборника синодальной библиотеки 562, л. 101 об.–105; издано было, по тому же списку, в I-м томе Актов Исторических под 65. Послание от митрополита Ионы, Ионе, архиепископу Великого Новгорода и Пскова, о прихожеи и Григория митрополита от Римских стран на Киевскую митрополию Благословение Ионы, митрополита всея Руси, о Святом Духе возлюбленному сыну и сослужебнику нашего смирения Ионе, архиепископу Великого Новгорода и Пскова: благодать и мир и милость от Вседержителя Бога и от пречистой Богоматери пресвятой Владычицы нашей Богородицы и приснодевы Марии, и от нашего смирения благословение и молитва . О том тебе, своему сыну, воспоминаем, а и сам испытно веси, како божественные и священные правила святых и верховных Апостолов и святых и богоносных Отцов повелевают, а запрещают нашему смирению, сущим настоятелем и окормителем и учителем, от Бога устроенным святым Божьим великим и соборным церквам, и всему православному великому христианству, комуждо нас своей паствы, каково великое смотрение и попечение нам иметь о святой православной и христианской вере, еже прияхом от семи святых вселенских соборов, и от Царствующего града, и от нашей русской земли просветителя и учителя, святого равного Апостолам великого князя Владимира, просветившего русскую землю святым крещением; како нам святое предание соблюдать и иметь крепче, неподвижно, и душу свою полагать за то, а к новине не приставать никакоже, по великого святого верховного Апостола Павла словеси: «паче преданного от него, аще и ангел благовестит, или и сам той инно что возглаголет, анафема да будет», еже есть проклят. И того, сыну, нам велми надобе… 2798 и того ради осуждены. Еще же, сыну, и о том воспоминаю тебе, каково еси, сыну, исповедание и обещание Богови дал и нашему смирению в своем поставлении на святительство, сам ведаешь, еже и латинства остерегаться: и того ради тебе о сем вкратце пишу, занеже и сами вемы, что еси рассудный человек и божественное писание веси.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Pavlov...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации 5.4. Постановления о праздниках 5.5. Понятие святости Иерей Геннадий Егоров. Священное Писание Ветхого Завета 5.4. Постановления о праздниках В книге Левит есть установление о праздниках. Какие же важнейшие праздники предписывается совершать в книге Левит? Во-первых, это праздник Пасхи. Правила этого праздника описываются сначала еще в книге Исход, затем уточнение дается в книге Левит. Эти указания, я думаю, вам должны быть хорошо известны, и символическое значение этого праздника тоже вам хорошо известно. Пасха. Пасха – это событие, связанное с Исходом, преддверие Пасхи новозаветной, воскресения Христова. Здесь можно отметить мысль, что в результате Божьего посещения погибают первенцы египетские, потому что они не Божии, а первенцы израильские, благодаря помазанию кровью благодаря тому, что они Божии, как раз при посещении Божием остаются живы именно потому, что они посвящены Богу, и Господь сохраняет то, что человек Ему посвятил. То, что отдано человеком Богу, в результате к самому человеку возвращается, – в данном случае жизнь этих первенцев, которые посвящены Богу, — она Им возвращается, и она Им сохраняется через помазание. Я думаю, что о Пасхе много говорить нет нужды: её образы вполне нам понятны. На Пасху полагалось вкушать агнца, кость которого не должна сокрушиться, и который должен быть запечен, что изображает страдание Спасителя. Кроме того, «евреи ели мясо агнца, печеное огнем, прообразовательно представляя таким вкушением великое таинство Божественного домостроительства и предварительно познавая Тело Агнца, Который неизреченно соединил в Себе огнь Божественной сущности с плотью, ныне нами вкушаемою и дарующею нам оставление грехов» ч. 1, с. 101]. Пасху следовало вкушать с горькими травами в воспоминание плена языческого и с пресными хлебами – ничего квасного не должно было в праздник опресноков оставаться. Технически это было связано с тем, что когда постановление было дано, то не было времени заквашивать тесто, поэтому тесто было изготовлено из того, что было, то есть пресное, на скорую руку, а символически это означало, что закваска, как остатки старой выпечки, изображала собой некоторое гниение – наследие греха и порока. Кстати, всякая жертва должна была сопровождаться солью, должна была посыпаться солью, – соль в данном случае была противоположностью гниению, символом твердости и вечности. Вот эти пресные хлебы как раз знаменуют здесь чистоту: ничто греховное, ничто порочное не может войти в Царство Небесное вслед за Христом.

http://sedmitza.ru/lib/text/430967/

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Доклад Высокопреосвященного Иоанна, архиепископа Белгородского и Старооскольского, председателя Миссионерского отдела Московского Патриархата Деятельность Миссионерского отдела Московского Патриархата в межсоборный период велась в соответствии с «Концепцией возрождения миссионерской деятельности Русской Православной Церкви» на ее канонической территории, принятой Священным Синодом в 1995 году, а также в соответствии с определениями миссионерских съездов 1999 и 2002 годов. I. III ВСЕЦЕРКОВНЫЙ СЪЕЗД ЕПАРХИАЛЬНЫХ МИССИОНЕРОВ По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, согласно определению Священного Синода Русской Православной Церкви, в г. Москве с 30 октября по 3 ноября 2002 года прошел III (VIII) Всецерковный съезд епархиальных миссионеров Русской Православной Церкви. В работе съезда приняли участие 267 делегатов от 101 епархии Русской Православной Церкви из 11 стран. Съезд отметил, что в Русской Православной Церкви накоплен значительный практический и научный миссионерский потенциал, который позволяет выявить проблемы, связанные с развитием православной миссии, наметить пути их решения и подготовить программы практического делания. В ходе пленарных и секционных заседаний участниками съезда были выработаны и обозначены основные направления развития миссионерского служения и рекомендации для епархиальных миссионеров. I. В направлении совершенствования методов ведения миссии съезд предложил: - обратить внимание на необходимость более широкого участия священнослужителей в насущно необходимой деятельности по точному переводу Священного Писания на языки народов, среди которых несет служение Русская Православная Церковь, а также на необходимость совершения богослужений и издания православной литературы на местных языках;

http://sedmitza.ru/lib/text/429625/

I. Краткий обзор начального этапа в истории автокефалистского раскола на Украине и предпосылки его возрождения на рубеже 1980-1990-х годов В.И. Петрушко. Автокефалисткие расколы на Украине в постсоветский период 1989-1997 В истории Православной Церкви на Украине в новейшее время имели место несколько попыток создать здесь независимую от Московского Патриархата автокефальную церковь. Основой стремления к «самостийной украинской церкви» всякий раз были сепаратистские настроения определенной части населения Украины, как правило, немногочисленной и связанной происхождением с западно-украинским регионом. Этой цели так и не удалось достичь в 1919 году, в период режима т.н. «Директории» Симона Петлюры. Однако, создание первой по счету так называемой «Украинской Автокефальнной Православной Церкви» (УАПЦ) стало возможным в 1920-1921 годах благодаря стремлению большевиков изнутри разложить единую Русскую Православную Церковь. Именно с этой целью органами НКВД были инспирированы обновленческий раскол в России и автокефалистский на Украине. В связи с тем, что никто из архиереев Русской Церкви не поддержал раскольников, последние оказались перед лицом крушения всей автокефальной авантюры. Дабы избежать его, лидеры раскола пошли на открытое и беспрецедентное попрание канонов Православия: лже-митрополит Василий Липкивский и другие лже-епископы УАПЦ 1921 года (как принято называть раскольников первой генерации) были «рукоположены» не епископами, а священниками и мирянами. Отсюда и другое название раскольников-автокефалистов Липкивского «самосвяты». Эта псевдо-церковь, в деятельности которой прослеживались многие протестантско-обновленческие тенденции, просуществовала недолго: не оправдавшая надежд НКВД, она, как неэффективное средство борьбы с Православием, была принуждена к самоликвидации в 1930 году с.87; 181, с.101]. Однако, «самосвяты» успели создать свою «епархию» в Америке. Руководимая лже-епископом Иоанном Теодоровичем, она просуществовала вплоть до окончания II Мировой войны с.15-17; 177, с.20-22].

http://sedmitza.ru/lib/text/440058/

I. Святые отцы и церковные писатели доникейского периода (I-III вв.) Раздел I. Мужи апостольские Мужами или Отцами апостольскими (pamres aposmolici) принято называть авторов древнейших (после священных книг Нового Завета) произведений церковной литературы, хотя не все они были непосредственными учениками Апостолов. До настоящего времени сохранились только немногие из таких произведений. Значительная часть их утеряна. Но и из сохранившихся памятников в нашем курсе рассматриваются далеко не все. Не подлежат изучению в курсе Патрологии апокрифические книги Ветхого и Нового Завета, другие апокрифы, произведения гностические и такие, как «Дидаскалия» (« Διδασκαλα», лат. «Didascalia») и «Постановления апостольские» (« Διαταγαι των αποστλων», лат. «Constitutiones Apostolorum»), имеющие большое значение для курсов истории Церкви, литургики и церковного права. В настоящем разделе будут рассмотрены только следующие произведения: 1 .    Послания к Коринфянам святого Климента Римского ; 2 .    Послания святого Игнатия Богоносца ; 3 .    Послание святого Поликарпа Смирнского ; 4 .    «Учение двенадцати Апостолов» («Дидахи»); 5 .    Послание Варнавы; 6 .    «Пастырь» Ерма . Между всеми этими памятниками имеется много общего: содержание и форма их определяются одинаковыми условиями жизни Церкви того периода. Бывает довольно трудно установить точно время составления того или иного памятника. В таких случаях большое значение имеют данные, содержащиеся в его тексте: они позволяют определить хронологические границы периода, в который могло быть написано произведение: terminus a quo, то есть время, раньше которого памятник не мог быть составлен, и terminus ad quem, то есть время, после которого составление его не могло иметь места. Издание этих памятников началось с XVII века. На русском языке имеется их издание в переводе священника Петра Преображенского . Святой Климент епископ Римский Житие Святой Климент, по более или менее установленным данным, – третий, после Апостолов, епископ Римский, занимал кафедру с 92-го по 101-й год. Он проповедовал Евангелие не только в Италии, но и на юге Галлии. По приказанию императора Траяна был схвачен и отправлен на тяжёлые работы в каменоломнях Крыма, где продолжал апостольские труды – строил храмы, крестил ссыльных, за что был брошен с камнем на шее в Чёрное море. Мощи его были обретены и положены в храме святых двенадцати Апостолов в Херсонесе. Просветитель славян святой Кирилл перенёс часть их в Рим, а другую часть святой митрополит Михаил и святой князь Владимир положили в Десятинной церкви в Киеве. Во время татарского нашествия 1240 года мощи святого Климента погибли при пожаре.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

John Anthony McGuckin Incarnation (of the Logos) JOHN A. MCGUCKIN The term denotes the concept of the eternal Word of God (the divine Logos) “becoming flesh” within history for the salvation of the human race. It derives from the Latin in carne and hence “incarnation,” or enfleshment. In Ortho­doxy the preferred term is significantly different, deriving from the Greek of St. Athanasius of Alexandria (as set out in his masterful 4th-century treatise Peri Enanthropeseos tou Theou Logou): the “En-Manment” or “Inhomination” of the Logos (Enanthropesis). In Orthodox under­standing, incarnation does not simply refer to the act itself (such as the conception of Jesus in the womb of the Virgin, or the event of Christmas); it stands more generi- cally for the whole nexus of events of the life, teachings, sufferings, and glorifica­tion of the Lord, considered as the earthly, embodied activity of the Word of God. As such the theological concept of incarnation is a profoundly soterio- logical term: it always has reference to the dynamic effects of God’s involvement in the cosmos. It is also an obviously Christocen­tric way of approaching the concept of salvation. As was always true in Christian history, when one approaches a theology of salva­tion through the medium of the incar­nation of the Logos, one soon finds the argument turns into the profoundly related areas of the trinitarian doctrine of God and transfigured anthropology. If we strictly applied the concept of incarnation as it derives from the Latin “in the flesh,” it would be a translation of the Greek “made flesh” (sarkothenta). This was one element (mainly 3rd and 4th century) of the overall scheme of patristic incarnational theology. It was latterly defended by Apollinaris of Laodicea, so as to lay a heavy stress on the divinity of Jesus, and the subordination of his human reality to his divine will. But many at the time (especially St. Gregory the Theologian in his Letter 101) felt that this was a serious undermining of the truly human reality of Christ’s incarnation; one that rendered it mythological, wherein the Word had merely visited humankind, not become a man himself.

http://azbyka.ru/otechnik/world/the-ency...

VII. Монастырские угодия А) Чем владел Монастырь до 1764 года Надобно полагать, что Коренная Пустынь, будучи основана в том периоде, когда уже соборным уложением было воспрещено монастырям принимать населённые имения, в 1600 году получила от Царя Бориса Федоровича на свое содержание лишь одну поместную землю на которой вскоре образовались поселы; слободы: Долгая и Служня и деревни Тазово и Жерновец. Но сказать этого утвердительно не можем, ибо в древнейшей из уцелевших до нашего времени выписей «на вотчинную поместную землю» этой обители курского Семена Иванова сына Языкова с 1615 году, то есть, после разорения Коренной Пустыни, в 1611 году, Крымскими, Ногайскими и Казанскими Татарами, когда «вотчинная поместная земля» бывшей Коренной Пустыни, перешла в вотчину новопостроенного Курского Рождественского (ныне 3наменского) монастыря, в этой выписи уже упоминается: а) Пустошь, что была Слободка Служня, и Пустошь, что была слободка Долгая и, б) Две деревни; Тазово и Жерновец, как уцелевшие после разорения. Следовательно верно лишь одно, что эти четыре посела существовали на вотчинной поместной земле Коренной Пустыни, до её разорения в 1611 году, а были ли они населены, после построения сей обители, или существовали прежде и были приданы в вотчину ей после построения, утвердительно сказать не можем, потому что в разорении Коренной Пустыни все её грамоты и выписи погорели, при том же (как видно из других актов) «и Курские старые книги, письма и меры Алексея Зиновьева с товарищи в 107 году в Московское разорение пропали». Приведем несколько разновременных актов, знакомящих нас с состоянием бывших вотчинных владений Коренной Пустыни из того периода, в который она сама, будучи возобновлена после разорения, около 1618 года, числилась приписной к большому Курскому Рождественскому монастырю, основанному ея же иконами. 1) Выпись 125 года, письма и меры купца Ивана Васильева Волынского, на поместную землю, данная Курского монастыря строителю Тихону. 2) Дело о принадлежавшей издревле Коренной Пустыне на реке Рати земля, что завладел насильством Курчанин Тит Родин с товарищи, 101 четверть.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

We Orthodox Christian hear this question quite often. In fact, it strikes a much deeper issue, namely, the issue with the Holy Tradition, which incorporates the works by the Holy Fathers. Here is a 101 on the Holy Tradition and why, according to the Church, you can’t understand the Bible without it. Is the Bible Enough? The correlation between the Holy Scripture and the Holy Tradition has been hotly contested between the Orthodox and the Protestants for centuries. It was as early as the 16 th  century that Protestants proclaimed their famous doctrine of Sola Scriptura (Latin for “only the Scripture”), claiming that the text of the Bible is enough for proper Christian living. They declared that the Bible contains just enough information for our salvation and that the Tradition was a later and useless invention, which Christians had to get rid of as quickly as possible. Orthodox theologians radically oppose this approach. The Church teaches that the Holy Tradition is the earliest way of transmission of the Divine Revelation. The Holy Tradition existed before the Holy Scripture and served as its basis. It isn’t hard to grasp it: even during our everyday lives we experience something first and then express our experiences in written form, if necessary. Aside from that, even the Bible admits that the Holy Tradition comes first. Thus, we learn from the book of Genesis that God talked with Adam, Abraham, Isaac, Jacob, and Moses directly. We see that Abel already knows how to make a sacrifice of  the firstlings of his flock and of the fat thereof  to God (Gen. 4:4). Noah knows which animals are “clean” and which are “unclean” (Gen. 7:8). Abraham knows the tradition of tithing when he gives tithes to Melchizedek, king of Salem (Gen. 14:20). It is worth pointing out that none of them read the Scripture because there weren’t any written Scriptures at those times. Old Testament characters lived without the sacred texts of the Scripture for many centuries. Likewise, early Christians did without the written New Testament because they tuned their spiritual and everyday lives in accordance with the oral Tradition of the Church.

http://pravmir.com/why-do-orthodox-chris...

XCVII. Речь при посещении съезда о. о. уездных наблюдателей, заведующих и учащих второклассных церковно-приходских школ Казанской епархии 101 . О значении школы в просвещения крестьянского население Призываю Божие благословение на вас и на ваши предстоящие труды и от всей души желаю вам придти к надлежащему решению тех вопросов, которые предлагаются на обсуждение настоящего съезда. Вы все созваны для суждения об интересах великого дела обучения и воспитания русского народа. Школа есть ближайшая союзница и помощница церкви. А православие и церковность – это великий незыблемый оплот державы российской. Православием живет искони русский народ, живет и преуспевает на благо церкви, престола и отечества. Истинно-верующий сын православной церкви всегда является верным и преданным слугой своего Государя. Истинный сын церкви – вместе и истинный сын своей родины. Он любит ее горячей любовью, для блага ее он готов отдать все, для защиты ее от врагов внешних и внутренних, которых, к сожалению, в наш мятущийся век расплодилось немало, он готов душу свою положить за родину. Враги внутренние сеют плевелы, смущают слабые души и ведут их к погибели. Но у вас есть твердая и мощная защита против всех козней наших врагов – это православие, истинная, твердая и крепкая вера в Бога и Его помощь. Где же русский человек может почерпнуть эту великую силу, великий и незыблемый оплот против своих врагов? Прежде всего и главнее всего этому учит наша св. церковь в лице ее служителей. У них есть в руках для этого надежное, верное и испытанное средство – церковная проповедь. Я при первоначальном знакомстве с Казанской епархией был немало удивлен, что некоторые священники пишут в клировых ведомостях как о некоторой заслуге, что они произнесли 3–4 проповеди в год. Слово, сказанное благовременно с церковной кафедры, действует на душу простого русского человека самым разительным образом. Это слово может отвратить многих от различных пороков, искоренить вредные и непохвальные обычаи, привести в лоно церкви погибшего от духов нечистых, т.е. искушений и соблазнов мира и сынов века сего, может уничтожить сомнения и колебания смущаемого разными лжеучителями и примирить с Богом всякую трепещущую грешную душу. Я не мыслю литургию без проповеди слова Божия, без назидания молящихся.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Bryanc...

(XVI в.), прп. (пам. 9 авг., 21 мая - в Соборе Карельских святых, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых и в Соборе Санкт-Петербургских святых), Оредежский, основатель Успенского мон-ря на р. Оредеж . Биографические сведения о М. крайне скудны, Житие святого отсутствует. Согласно записям в месяцесловах, «преподобный отец наш Макарий начальник Успенскаго монастыря иже за Ладогским езером на реце Оредеже, ученик Александра Свирскаго [† 1533], новый чудотворец...» ( Филимонов. Иконописный подлинник. С. 66). В ряде исследований Макариева Успенская Оредежская пуст. локализована в Олонецком у. (ИРИ. 1813. Ч. 5. С. 370; Ратшин. Монастыри. С. 422; Барсов. 1867. С. 19; Барсуков. Источники агиографии. Стб. 345; Голубинский. Канонизация святых. С. 334), в справочнике В. В. Зверинского - в Новгородском у. на р. Лезна ( Зверинский. Т. 2. С. 202). Составитель Олонецкого патерика архим. Никодим (Кононов), как и Зверинский, отождествлял М. с прп. Макарием Римлянином ( Никодим. 1903. С. 73-77). Совр. фин. исследовательница И. Карвонен предположила, что М. не являлся реальной исторической фигурой, его «прототипом» был основатель Ильинского мон-ря на р. Свирь с тем же именем, а традиция почитания М. оформилась только в XIX в. ( Karvonen. 2013. P. 100-101). Предположение Карвонен основано на сведениях жалованной грамоты Новгородского архиеп. Пимена, выданной в 1556 г. игум. Макарию с братией Ильинского Свирского мон-ря (в последующее время Ильинская обитель была приписана к Александрову Свирскому мон-рю и упразднена в ходе реформы 1764 г. (Мат-лы по истории Карелии. 1941. С. 185-187; Кожевникова. 2009. С. 64, 295)). Однако память М. встречается в святцах XVIII в.: РНБ. Мих. Q. 348 («Перечень новгородских святых»). Л. 15; Q. 511 (То же). Л. 170; Q. 532 (То же). Л. 192; Собр. Рус. Археол. об-ва. 31 («Книга глаголемая...»). Л. 21-21 об.; Q. I. 603 (То же). Л. 23; Q. I. 382 («Повесть о российских святых угодниках»). Л. 16 об.; Тит. 3117 (Иконописный подлинник). Л. 185-185 об. (под 9 авг.); Тит. 4765 (То же). Л. 240 (под 9 авг.); Тихан. 413 (То же). Л. 183 об. (под 9 авг.) - ЭК ИРЛИ (ПД). 30 авг.- в день памяти прп. Александра Свирского М. упомянут в перечне учеников преподобного в Месяцеслове ростовского купца Н. А. Кайдалова, составленном им в 1868 г. (РГБ. Ф. 231/V (М. П. Погодин). Карт. 2. Ед. хр. 14 - совр. шифр установлен Е. В. Романенко).

http://pravenc.ru/text/2561302.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010