Глава III. Учение Св. Предания Отдел 1. Мнимые свидетельства за второбрачие До сих пор мы выясняли учение Св. Писания о второбрачии священнослужителей исключительно на основании самого же Св. Писания, не касаясь Св. Предания. Это было необходимо потому, что защитники второбрачия, признавая, что св. Предание в общем отрицательно относится ко второбрачию, видят в этом факте лишь позднейшее узаконение церковного учения от откровенного учения Св. Писания под влиянием еретических течений, в особенности энкратизма. Поэтому все святоотеческие свидетельства в пользу выясненного нами содержания священнобрачной формулы с точки зрения защитников второбрачия не говорили бы ничего, так как о всех них сказали бы, что они явились под влиянием энкратизма, гностицизма, манихейства, монтанизма, современных обстоятельств и т. п. Так, например, поступает епископ Никодим в своем нашумевшем труде 99 . Но, как мы видели, понимание апостольской формулы в смысле запрещения второбрачия требуется уже самим Св. Писанием и, следовательно, основная точка зрения защитников второбрачия неправильна. То, что они выдают за результат еретических влияний, на самом деле есть истинное церковное предание, «с Св. Писанием и Божественным откровением согласное и, следовательно, столь же обязательное для христиан, как и само Свящ. Писание. Таком образом, выяснив учение Св. Писания на основании самого же Св. Писания, мы в противовес защитникам второбрачия установили обязательность другой точки зрения и на учение Св. Предания. Но если Св. Писание дает нам исходную точку зрения на вопрос, то Св. Предание, в свою очередь, эту точку зрения авторитетно подтверждает и всесторонне выясняет. « Церковь получила Свящ. Писания и знает их точно в качестве своего собственного достояния – по аналогии с тем, как и у нас содержание всякого частнаго письма ближе всего известно его непосредственному адресату. Ей, значит, принадлежит и исключительно безошибочное разумение» 101 . Кроме того, «в предметах, которые не в круге опытов настоящей земной жизни, не надежно полагаться на собственный философствующий разум, а надобно следовать Божественному Откровению, с объяснениям онаго данных людьми, которые более нас молились, подвязались, очищали свою внутреннюю и внешнюю жизнь, в которых потому более прояснился образ Божий и открылось чистое созерцание, которых дух и на земли ближе нашего граничил с раем» и потому нужно «поверять свое мнение с учением вселенской Церкви и в научения странна и различна не прелагаться» 102 . Но, конечно, церковное учение о второбрачии только тогда получит непререкаемый, общеобязательный авторитет, когда будет доказано, что оно есть в действительности учение церковное, т. е. не мнение лишь некоторых, быть может, даже многих и авторитетных церковных писателей, а учение, исповедуемое «semper, ubiqae et ab omnibus».

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Troicki...

Глава II. Личность основателя буддизма и его биография В Капилавасте, столице одного маленького царства того же имени, лежавшего в северной Индии, при подошве Гималайского хребта, родился за 600 лет до Рождества Христова 97 у царя этого государства Суддоданы 98 от жены его Маха-Майи сын, названный родителями Сиддартой, что значит «исполнение всякого желания» 99 .·Мать этого дитяти славилась замечательной красотой, а отец известен был своим правосудием и другими качествами, способными внушить подданным горячую любовь к царю. Ребенку не суждено было долго пользоваться нежной заботливостью и попечением своей матери. Спустя семь дней после рождения сына, она внезапно умерла, и дитя отдано было на воспитание родной его тетке 100 . Отрочество и юношеские годы жизни Сиддарты покрыты глубоким мраком, так что и легендарные сказания не дают достаточного материала для характеристики его жизни за это время. Вот все, что можно извлечь из них заслуживающего большего или меньшего вероятия. Отец старался дать будущему наследнику престола самое лучшее по тому месту и времени воспитание и образование. Дитя отличалось необычайным прилежанием и даровитостью, так что далеко опережало своих сверстников. В самые ранние годы обнаруживалась в нем сильная впечатлительность и наклонность к уединению. Вид чужого горя и чужих страданий глубоко трогал его отзывчивую и восприимчивую душу и наводил его на напряженные размышления о причинах людских страданий. Он чуждался всяких детских игр и забав и предпочитал уходить в наиболее глухие места рощ и садов, лишь только предоставлялась возможность к этому 101 . Ребенок имел болезненный нервный темперамент. В нем уже очень рано сказалась наклонность к меланхолии. С годами эта настроенность будущего наследника престола высказывалась резче и не могла не обратить на себя серьезного внимания его родителя. Однажды Сиддарта так отдался обычной своей настроенности в тени одной рощи, что совершенно позабыл о доме. После усиленных поисков, его нашли глубоко сосредоточившимся в себе.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Guse...

ГЛАВА II. МИСТЕРИОЛОГИЧЕСКАЯ И ЭККЛЕЗИОЛОГИЧЕСКАЯ ПРИРОДА ОБОЖЕНИЯ Мы рассмотрели, как возрождение человеческой природы во Христе не только освободило её от уз тления и смерти, но и через обожение и обращение к Богу Отцу возвысило ее над состоянием, в котором она находилась до грехопадения. Обретаемые во Христе возрождение и обожение человеческой природы становятся доступными всем людям через церковные таинства. С помощью таинств и благодати Святого Духа человек во Христе побеждает грех , преодолевает власть тления и смерти и входит в жизнь Тела Христова, то есть в жизнь Церкви. Главные таинства – крещение и евхаристия, в них домостроительство Сына Божия выражается наиболее полно. По своей природе и цели Церковь представляет собой истинное «причастие обожения». Таинства как средство обожения человека Таинства – это тварные средства, передающие нетварную божественную благодать. Человек, как тварное создание, нуждается в этих тварных средствах, чтобы стяжать нетварную благодать Святого Духа. Однако главное в таинствах – не их тварная сторона, а сообщаемые ими духовные дары. Поэтому, приступая к таинствам, следует помышлять не только о видимом, но и духовно созерцать «скрытое внутри божество» 101 . Источник, наполняющий таинства благодатью, – Христос. Как уже было показано, Христос возродил и обожил в Себе падшую человеческую природу, но не индивидуальные человеческие ипостаси 102 . Однако для того, чтобы благодать Христова принесла плоды, она должна быть доступна каждому человеку в отдельности. Этот процесс не совершается насильственно, механическим или магическим образом, обожение не навязывается человеку, а предлагается ему как благодатный дар от Бога. Христос не лишает человека свободной воли даже ради спасения, ибо это противоречило бы цели творения. Человек был создан свободным, и по своей воле он покинул Бога. Это значит, что он может оставаться человеком только добровольно вернувшись к Богу. Церковные таинства открывают возможность каждому человеку как личности стать причастником божественной благодати, которую Бог даровал человеческой природе, восприняв ее 103 .

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Mandza...

Глава VIII. Описи церковного и монастырского имущества XVII столетия, описание того, что уцелело в ризнице и библиотеке от XVII столетия до настоящего времени а. Из описей Патриаршего периода Воскресенской обители (1656–1666) уцелела лишь опись Казначейская, т. е., собственно монастырского имущества 1666 года, любопытная многими из своих подробностей, вводящих нас во внутренний быт обители, как, на пример, описание борошней (последей, пожитков), оставшихся после смерти старцев монастыря. б. Опись церковного и монастырского имущества 1679 года есть первая подробная, так сказать, правительственная опись, составленная по Указу Царя Феодора Алексеевича в тот год, с которого, по его Державной воле, возобновилось построение великого Соборного храма по Иерусалимскому образцу. Эта опись знакомит нас вполне с имуществом монастыря, оставшимся ему в наследство от его великого основателя, собранным его трудами и заботами в течение своего 8 летнего пребывания в излюбленной им обители. В конце описи приведен именной список братства Воскресенского монастыря 1679 года и опись монастырских зданий 101 . в. Наконец опись 1685 года знакомит нас с тем церковным имуществом обители, которое поступило в монастырь в период от 1679 по 1686 год от Царских щедрот, преимущественно же от усердия особой благодетельницы сей обители, Благоверной Царицы и Великой Княжны Татьяны Михайловны. В конце сей описи 1685 г. мы прилагаем указатель, какие именно из значащихся в ней вещей уцелели доселе, и наконец обстоятельное описание церковных вещей XVII столетия, хранящихся в ризнице Воскресенской обители, могущее служить руководством для их изучения в археологическом и художественном отношениях. А. Казначейская опись 1665 года Лета 7174 году, Декабря в 25 день (1665 года) пожаловал Великий Господин, Святейший Никон Патриарх , своего, Великого Господина, строение Нового Иерусалима Воскресенского монастыря Казначея, Иеромонаха Акакия, благословил быть в том своем строении в Воскресенском монастыре Архимандритом, а на его место пожаловал Указом быть Казначеем Иеромонаху Исайи, и во всей той монастырской казне указал им расписаться и учинить росписныя книги за их руками, и Февраля в 15 день, по Указу Великого Господина, Святейшего Никона Патриарха , Архимандрит Акакий отдал на лицо Воскресенского монастыря казну Казначею Иеромонаху Исайи, а что отдал, и то писано в сей книге статьями: I. Крайнее сушило верхнее, а в нем:

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

Глава VII. Чин, бываемый на освящении храма (Требник гл. 105). §1. Основание церкви полагается с молитвословием На основание храма. Обычай полагать основание храма с молитвословием утвержден древностию. Бароний (под 61 годом) говорит: «от храма св. Ирины к тому месту, где разрушено было идольское капище, называемое марна, учинен был ход со крестом и псалмопением; и на пространстве, назначенном от создателя Руфина, св. епископ, совершив молитву и преклонив колена, повелел народу копать основание. Тогда все единодушно и с одинаковым усердием принялись за работу, восклицая: победи, Христос! победи, Христос! – После сего епископ, собрав христолюбивый народ и совершив на месте многие молитвы и псалмопения, препоясался и сам первый начал носить и полагать основание; за ним благочестивые клирики и все мирские люди с веселием и громким гласом продолжали работу, воспевая псалмы и вознося молитвы. Построение этого храма продолжалось около пяти лет». §2. С дозволения архиерея Приходит тамо архиерей. Как церковные правила, так и гражданские древние законы, предписывают строителям полагать начало созидания храма с благословения и повеления архиерея. Матфей Властарь (под буквою Е, гл. 12) приводит следующий гражданский закон о построении храмов: «кто хочет построить молитвенный дом или церковь , тот должен подробно объяснить свое намерение местному епископу и наперед даровать все, потребное к освящению храма и к совершенно священной литургии, к содержанию его и к обеспечению служителей, принадлежащих к храму». Симеон Солунский (в гл. 101) говорит: «намеревающийся создать Божественный храм приходит к архиерею и испрашивает у него дозволение исполнить свое намерение. И не должно никому начинать строение без архиерейского повеления. Ибо богоугодные дела требуют Божественного повеления и содействия, и в делах Божественных должен быть един Бог Началовождем и Совершителем, Который есть Иисус Христос, а на престоле Христовом, по милости Его, сидит архиерей». §3. Каждение на основании храма

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Krasn...

Глава XVI. Истинный признак православной Христовой церкви и истинного священства Христова – непрерывная преемственность хиротонии I. Св. Климент Римский . «Апостолы были посланы проповедывать евангелие нам от Господа Иисуса Христа, Иисус Христос от Бога. Христос был послан от Бога, а апостолы от Христа; то н другое было в порядке по воле Божией. Итак, принявши повеление, апостолы..., проповедуя по различным странам и городам, они первенцы из верующих, по духовном испытании, поставляли в епископы и диаконы для будущих верующих. И это не новое установление; ибо много веков прежде писано было о епископах и диаконах. Так говорит Писание: «поставлю епископов их в правде и диаконов в вере». «И чему дивиться, если те, коим в Христе вверено было от Бога это дело, поставляли вышеупомянутых служителей»... Указывая далее на Божественное избрание Аарона для священнослужения и на спор по этому поводу в Израиле, разрешенный при помощи жезлов, видимого знака воли Божией, Климент продолжает: «И апостолы наши знали чрез Господа нашего Иисуса Христа, что будет раздор о епископском достоинстве. По этой самой причине они, получивши совершенное предведение, поставили вышеозначенных служителей, и потом присовокупили закон, чтобы, когда они почиют, другие испытанные мужи принимали на себя их служение. Итак, почитаем несправедливым лишать служения тех, которые поставлены самими апостолами или после них другими достоуважаемыми мужами, с согласия всей церкви..! (Писан, муж. Апост. стр. 100–101). II. Св. Ириней Лионский : а) «Все желающие видеть истину могут во всякой церкви угнать предание апостолов, открытое во всем мире; и мы можем перечислить епископов, поставленных апостолами в церквах, и преемников их до нас, которые ничего не учили и не знали такого, что эти еретики бредят... Но поскольку было бы весьма длинно в такой книге, как эта, перечислять преемства предстоятелей всех церквей, то я приведу предание, которое имеет от апостолов величайшая, древнейшая и всем известная церковь , основанная и устроенная в Риме двумя славнейшими апостолами Петром и Павлом, и возвещенную людям веру, которая чрез преемства епископов дошла до нас, и посрамлю всех тех, кто всячески незаконным образом составляет собрания или по худому самоугождению или по тщеславии, или по слепоте и превратным мнениям...

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim-Aleksa...

Глава XXXII. Право церкви изменять обряды I) В первые века христианства, по 5 пр. св. апостол, епископы могли быть и женатые, шестой же всел. соб., «прилагая попечение о преуспеянии людей на лучшее», 12 пр. постановил: «епископу не жить с женою». Вальсамон и Зонара поясняют, что св. апостолы, при начале веры, снисходительнее относились к тем, которые приступали к вере, и «епископам дозволяемо было иметь жен и после принятия епископского сана», и если бы кто захотел, хотя бы и «под видом благоговения изгнать жену, должен быть даже извержен из сана» (5 пр. св. ап. и толк.). Шестой же Всел. соб. 12 пр. изменяет, отменяет апостольское постановление и узаконополагает: «под угрозою извержения из сана воспрещает епископам жить с женою», и это установлено «не к превращению Апостольского предания, но прилагая попечение о спасении и о преуспеянии людей на лучшее» (12 пр. VI Всел. соб.). 2) 26 пр. св. апостол только чтецам и певцам, по рукоположении, т. е. по вступлении в клир, разрешает вступать в брак, а Анкирский соб. 10 пр. разрешает и диаконам, «аще при самом поставлении засвидетельствовали, что они имеют нужду женитися, и не могут без того пребыти: таковые, после сего оженившись, да пребывают в своем служении». Шестой Всел. соб. 6 пр. снова воспрещает и диакону и иподиакону, после рукоположения, вступать в брак. Матфий же Властарь говорит: «на 10-е правило Анкирского собора не обращай совсем внимания (Синтагма, буква «Г», гл. 2-я). 3) Св. Причащение И. Христос на Тайной Вечери преподал Своим ученикам отдельно, под двумя видами ( Мф.26:26–27 ), при чем Тело они приняли в руки. Но потом христиане для принятия Тела Христова стали устраивать златая приемницы на том основании, что голыми руками неудобно принимать столь великую святыню. А шестой Всел. Соб. 101 пр. узаконяет: «длани крестообразно да имат хотяй причаститися, и усты да преемлет святая; творяй же преемницу злату, или от иныя некия вещи в руки место, да отлучится». Собор в Ансидоре постановил: «мужие в руку тело Господне прияти; женам же возбраняет нагою рукою приимати, токмо в белый чистый плат» (Бароний, лето 590-е, ч. 9). Кириллова же книга: «не подобает в руку взимати; но от руки священнически яко от серафима угль горящий Божественное тело и кровь Господню, лжицею, яко клещами, от священного потира, яко от единого трисоставного Божества черпаемое, уста приимати» (л. л. 304 об.–305); – и «еретиками» навывает тех, кои «большую вину полагают на Церковь , иже св. тайны лжицею черпаем, а не голою рукою даем» (л. 79-й).

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim-Aleksa...

[греч. Κωνσταντνος Ακροπολτης] (между 1250 и 1255 - до мая 1324), визант. гос. деятель, писатель. К. А., старший сын историка Георгия Акрополита , получил блестящее образование у ритора Мануила Оловола и патриарха К-польского Григория II Кипрского . В 1275/76 г. женился на представительнице знатного рода Торников Марии Комнине Торникине, имел с ней в браке 3 дочерей и 2 сыновей. Одна из дочерей К. А., Феодора, вышла замуж за полководца Алексея Филантропена, другая - за Михаила Комнина, сына трапезундского имп. Иоанна II Великого Комнина . В отличие от отца К. А. в 1274 г., после заключения Лионской унии, занял антиуниат. позицию и был отдален от двора, хотя прежде имп. Михаил VIII Палеолог благоволил к нему. Об осуждении К. А. унии Церквей можно судить по ремаркам в Житии Иоанна Дамаскина (BHG, N 885), в к-рых автор уподобляет униатов иконоборцам VIII в. (PG. 140. Col. 837). Однако через неск. лет положение К. А. упрочилось, в 1282-1294 гг. он был логофетом геникона. Вторая опала К. А.- в сер. 90-х гг. XIII в.- связана с поддержкой восстания Алексея Филантропена. В 1305/06-1321 гг. К. А. был великим логофетом. Как и отец, он был ктитором монастыря Воскресения Христова в К-поле, пришедшего в упадок в годы латинского владычества. Важный источник для реконструкции биографии К. А.- коллекция писем, к-рая включает 196 посланий (письма 195 и 196 добавлены к основному корпусу позднее: Costantino Acropolita. Epistole. 1991. P. 101). Среди корреспондентов К. А.- патриарх Григорий II Кипрский, ученые Никифор Хумн, Георгий Пахимер, Иосиф Ракендит, Феодор Иртакин, Мануил Мосхопул, Мануил Оловол, Феодора Раулена. Письма К. А. содержат ценные сведения о лит. вкусах эпохи: в 90-м послании он жестко критиковал сатирический диалог XII в. «Тимарион» за неподобающий стиль и богохульное содержание (Ibid. P. 180-182). Изображение К. А. и его жены сохранилось на иконе Богородицы «Одигитрия», созданной по их заказу и хранящейся ныне в Гос. Третьяковской галерее в Москве ( Nicol. 1965. P. 252. Fig. 1-3).

http://pravenc.ru/text/2057058.html

Гусь-Хрустальный. Собор Георгия Победоносца. Музей хрусталя Самый известный храм типа " русская базилика " (трёхнефная базилика в сочетании с традиционными для русской архитектуры завершениями), впервые опробованного в  соборе Владимирской иконы Божией Матери (1875-1879, арх-ры Х.И. Грейфан, Д.И. Гримм) в Кронштадте. Собор в Гусь-Хрустальном с завершениями в духе годуновского и грозненского времени стал влиятельным образцом и оказал влияние на проекты ряда храмов: Карта и ближайшие объекты Георгиевский собор в г. Гусь-Хрустальный выдающееся архитектурное сооружение, выстроенное по заказу стеклозаводчика Ю.С. Нечаева-Мальцева. Проект архитектора Л.Н. Бенуа, росписи и убранство В.М. Васнецова. Внешнее решение собора в " русском " стиле поражает искусством кладки и резьбы по камню. Огромные объемы сооружения внутри поддерживают изящные лабрадоритовые колонны. Сохранились и оригинальные мозаики В.М. Васнецова - как на фасаде, изображение Георгия Победоносца, так и внутри. В настоящее время в соборе размещается музей хрусталя. Актуальная библиография: " Гусь-Хрустальный. Очерки истории Мещерского края. " - Гусь-Хрустальный.: Издательство " Мещера " . ИП Васильев С.Ю. 2006. (авт.-сост. Васильев С.Ю.//серия Малые города России) Глава 4 - Георгиевский собор (авт. Н.Т. Пак, стр.88-101) В настоящее время довольно обширный Троицкий храм стал тесен сравнительно с числом жителей, поэтому на окраине завода в 1892 г. заложен новый храм, рассчитанный на 3000 богомольцев. Храм строится по проекту академика Бенуа. В настоящее время каменные работы окончены и на главы храма подняты кресты. Иконы для иконостаса и живопись на стенах храма будут работы известного художника Васнецова. Таким образом этот фабричный городок, выросший в глухом углу Меленковского уезда, в скором времени украсится таким величественным и художественно отделанным храмом, который сделал бы честь и столице. На построение и украшение храма настоящим владельцем Гусевского (хрустального) завода Ю. Ст. Нечаевым-Мальцевым ассигновано до полумиллиона руб.

http://sobory.ru/article/?object=03571

Доклад архиепископа Белгородского и Старооскольского Иоанна, председателя Миссионерского отдела Московского Патриархата 7 червня 2008 р. 08:59 Деятельность Миссионерского отдела Московского Патриархата в межсоборный период велась в соответствии с «Концепцией возрождения миссионерской деятельности Русской Православной Церкви» на ее канонической территории, принятой Священным Синодом в 1995 году, а также в соответствии с определениями миссионерских съездов 1999 и 2002 годов.   I. III Всецерковный съезд епархиальных миссионеров По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, согласно определению Священного Синода Русской Православной Церкви, в г. Москве с 30 октября по 3 ноября 2002 года прошел III (VIII) Всецерковный съезд епархиальных миссионеров Русской Православной Церкви. В работе съезда приняли участие 267 делегатов от 101 епархии Русской Православной Церкви из 11 стран. Съезд отметил, что в Русской Православной Церкви накоплен значительный практический и научный миссионерский потенциал, который позволяет выявить проблемы, связанные с развитием православной миссии, наметить пути их решения и подготовить программы практического делания. В ходе пленарных и секционных заседаний участниками съезда были выработаны и обозначены основные направления развития миссионерского служения и рекомендации для епархиальных миссионеров. I. В направлении совершенствования методов ведения миссии съезд предложил: — обратить внимание на необходимость более широкого участия священнослужителей в насущно необходимой деятельности по точному переводу Священного Писания на языки народов, среди которых несет служение Русская Православная Церковь, а также на необходимость совершения богослужений и издания православной литературы на местных языках; — повысить роль благочиний в миссионерской деятельности, в частности, возродить миссионерские должности в каждом благочинии; — более тщательно готовить людей к Таинству Крещения, регулярно проводить огласительные беседы, издавать пособия для священников и катехизаторов по этим вопросам, а также сборники существующих программ катехизации, разработанные в епархиях Русской Православной Церкви;

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1207934...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010