500 Архим. Иннокентий в письме от 2 марта 1674 г. к Гербинию (Herbinio. Kiowia subterranea) писал: «лет за 60 пещеры от землетрясения в некоторых местах обвалились». При сличении пещер Кальнофойского с видом их у Гербиния, полученным от архим. Иннокентия, видим следующее: а) и после 1640 г. и прежде 1674 г. в Антониевой пещере открыты мощи прп. Георгия иконописца – в пещерной трапезе; прп. Онисима, прп. Еразма, прп. Матфея прозорливого – на западной линии; св. Меркурия епископа Смоленского на северо-восточной линии; прпп. Иоанна и Феофила на средней линии; б) в то же время мощи многих преподобных, почивавшие при Кальнофойском на западной линии, в том числе прпп. Перия и Феофила, перенесены на другие места; в) тогда же построена церковь Креста Господня и из алтаря ее устроен ход к алтарям двух пещерных церквей. 502 «Св. Меркурий, епископ Смоленский, убит Батыем в 1247 г. и память его 24 ноября» ( Евгений (Болховитинов) , митр. Описание Киево-Печерской Лавры). Но здесь смешан Смоленский епископ Меркурий со Смоленским мучеником, воином Меркурием, которого память 24 ноября. Впрочем, не сомневаемся, что св. епископ Смоленский Меркурий был тот самый епископ Смоленский, о котором упоминается в летописях при нашествии Батыевом 1238 г. без имени его. Считать же его преемником епископа Симеона ( Амвросий (Орнатский) , архим. История Российской иерархии. Ч. I), упоминаемого в 1197 г. (Собр. л. 1, 150, 151), не дозволяет житие прп. Авраамия Смоленского, где преемниками Симеона оказываются Игнатий и Лазарь. 505 Мощей прпп. Сисоя и Алексия еще нет ни у Кальнофойского, ни у Гербиния, тогда как у последнего видим прп. Онисима, которого еще нет у Кальнофойского. Ныне нзвестны два канона преподобным Антониевой пещеры: один Мелетия Сирига, например в Акафистнике (Киев, 1674), другой – неизвестного, например в Службах преподобным Печерским (Киев, 1855). Так как прп. Сисоя, воспеваемого в последнем каноне, не видно у Гербиния, то это дает видеть, что этот канон вписан после 1675 г. Песни преподобным Антониевой пещеры как Сиригом, так и неизвестным, составлены, без сомнения, по надписям досок, закрывавших пещеры почивших. Немногие из таких досок, закрывавших устья пещер в Феодосиевой пещере, известны и ныне.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

445 Калькофойский говорит об Илье Муромце в каталоге святых Антиниевой neщepы: S. zakonnik Iliia, tego darmo lud pospolity Czobotkiein zowe, m. e. святой инок Илия, которого простой народ напрасно зовет Сапожком, – каталог на стр. 13 – 18. каталога 12. Что Кальнофойский полагает Илию жившим лет за 450 до его времени, этого мы сами не читали в Тератургиме и берем у митр. Евгения из его Описания Киевопечерской Лавры, – гл. XIV, каталога святых Антониевой пещеры 51, 3-го изд. стр. 110 fin. Герой народных былин Илья Муромец, по местным Муромским преданиям, погребен под часовней, которая стоить на дороге из города Мурома в составляющее родину его и находящееся в 2-х верстах от последнего вверх во Оке село Карачарово, См. в Отечественных Записках 1857-го года, в Майской книжке, статью Я. Соловьева: «Памятники и предания Владимирской губернии», стр. 522. 446 У Кальнофойского под 4-м каталога святых Антониевой neщepы: Swiemy Symeon (sic) Memropolim Suztlalski. 447 Относительно половины XVII века см. то описание Владимирского Успенского собора, о котором мы говорим в примечании к домонгольскому 11-му – л. 3; относительно нынешнего времени – Доброхотов, Памятники древности во Владимире Кляземском, стр. 57, в иеромон. Иоасафа Церковно-историческое «писание Владимирских достопамятностей, стр. 96. 449 В требнике половины XVI века, принадлежавшем Смоленской кафедре, см. Опис. Синодд. ркпп. Горск. и Невостр. 377, л. 226 об., стр. 224. 450 См. у Филарета в Русских святых под 21-м Сентября, прим. 201. У Кальнофойского в каталоге святых Феодосиевой пещеры (стр. 5–8) под Меркурий зanucah: Swiemy staruszek Merkuri. т. е. святый старец Меркурий. 451 Собр. лem. III, 183 и 243, cfr npeocb. Макария Археологическое описание церковных древностей в Новгороде, I. 76. по источникам сведений которого Феофил также погребен в Новгородском Софийском соборе. У Кальнофойского в каталоге святых Феодосиевой пещеры под 32 Феофил зanucah: Swiemy Episkop Theophil,mial ten swoi Diaccezia w Moskwie, dla mego y Moskiewskim zowiemy, т. е. святый епископ Феофил, он имел свою епархию в Москве (на Москве, в Московской Руси), поэтому мы и зовем его Московским.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

После того как составилась легенда, могло случиться и то, чтобы одни из безымянных мощей, находившихся в пещерах, начали слыть и быть принимаемы за мощи Симоновы... (У Кальнофойского в его Тератургиме 1638 года нет ещё Симона Владимирского, а есть обращённый потом в Симона Swiety Symeon Memropolim,Cbяmoй Симеон митрополит! А когда митрополит Евгений, давая в своём Описании Киево-Печерской Лавры списки святых, почивающих в пещерах, читаемые у Кальнофойского, вместо стоящего у последнего под Ближних пещер: «Swiety Symeon Metropolit» ставит: «Св. Симон Епископ Суздальский»: то поступает, конечно, вовсе не похвальным образом). К сноске 1403 . Каша, о приношении которой учениками мастерам по изучению первыми каждой службы говорит архиепископ Геннадий в своём послании, – Акты Истории т. I, стр. 148 col. 1, в Малороссии оставалась до не особенно давнего времени, см. у Н. В. Закревского во второй книге Старосветского бандуриста, в словаре сл. Кашник, стр. 358 fin., и у А. В. Никитенки в его Записках и дневнике, т. I, стр. 20 (у последнего и о частных малорусских школах начала прошлого столетия). К сноске 1426 . Статья г. Д. Абрамовича : «К вопросу об источниках Несторова жития преподобного Феодосия Печерского » – в Известиях Отделения русского языка и словесности Академии Наук 1898 года, выпуск I, 243. Автор считает не подлежащим сомнению, что Нестор, составляя житие преподобного Феодосия, пользовался, как одним из источников, житием Саввы Освященного, принадлежащим Кириллу Скифопольскому , и именно древнеславянским переводом (а не греческим оригиналом) последнего жития (о статье в V1 т. Византийского Временника, отд. II, стр. 230 fin.).– В Чтениях Общества Истории и Древностей Российских 1890г., в кн. II, напечатано архимандритом Леонидом: «Нестора мниха монастыря Печерского слово о пренесении мощей святого преподобного отца нашего Феодосия Печерского ». Но слово это представляет собой поддельное позднейшее усвоение Нестору рассказа летописца (который не есть Нестор) об откопании им, летописцем, мощей преподобного Феодосия по поручению игумена монастыря (читаемого в летописи под 1091годом). К сноске 1429 . Вопросу о житии преподобного Антония посвящена статья г. Шахматова: «Житие Антония и Печерская летопись», напечатанная в 316 части (в Мартовской книжке 1898 года) Журнала Министерства Народного Просвещения, стр. 105–149. (Со взглядами автора или с его представлением дела мы со своей стороны не согласны. Но речь идёт о предмете тёмном и спорном, дающем место разным предположениям и нескольким ответам на вопрос). К сноске 1430 . Одна из позднейших редакций житий св. Леонтия Ростовского напечатана А. А. Титовым в IV книге Чтений Общества Истории и Древностей Российских 1893 года.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

«Преп. Пафнутий затворник», по древнему известью, «заставши законником (иноком), беспрестанно плакал, воспоминаючи себе, иж придет час, когда душа с телом разлучатися будет: где станут ангелы? Кому душа достанется? И який декрет (решение) Христос учинит? Где мает душа достатися, чи до неба, чи до пекла? В котором плачу, содержась аж до смерти, а умирании видел хоры ангелов, которые по его душу пришли и в небо запроводили». Преп. Пиору тропарь: «затворивыйся, богоблаженне Пиоре, в месте темне и отнюдь света сего и всяких плищий (тревог) в нем сущих зрети не хотевый, света же днесь невечернего яко сподобился, моли и нам светом тем же озаритеся». У Кальнофойского замечено: «мощи преп. старца и отца нашего Пиора; только ноги видны, а прочее тело засыпала земля». Преп. Софроний затворник, по древнему известью, каждый день прочитывал псалтырь, всегда носил власяницу и еще носил на теле железный пояс. Постники: Вениамин, Захария, Зинон, Иосиф; схимники: Силуан и Сисой, у Кальнофойского старцы: Евлогий и Даниил. По древнему известью преп. Вениамин «был купцом великим. – Той единого часу в церкви слухаючи пильно (внимательно) набоженства (благочестие) церковного, почул оное слово с псалма: погубиши вся глаголющия лжу, взял себе тое в память, мовячи: если Господь Бог погубит глаголющия лжу, то и купцов, бо купечество без лжи не может ся обойти; а потом почувши слово, яко не удобь богатии внидут в царствие небесное, раздал все имение нищим и на церкви и зостал иноком, угождаючи Господу Богу в постах и молитвах аж до смерти». Кальнофойский пишет: «святой отец Вениамин лежит в осмоленной колоде». 1072 «Преп. Захария, постник, постановил «себе до смерти ничего печеного, а ни вареного, не исти, тылько суровие ярены (зерны ярового хлеба) и то раз в день, мало, по заходе солнца, едал, и так був страшный бесам, же имя его гды кто спомнил боялось: той и ангели часто видал». «Преп. 3инон, постник и трудолюбец, многими добродетельного иноческого жития подвиги, постом, молитвами, смирением, послушанием благоугоди Богови».

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

До нас не дошло деяние сего собора, но вероятно на нем рассуждаемо было также и о Мелетии Смотрицком. Униатский митрополит Велямин-Рутский между тем, не в силах будучи преодолеть восставленной и утверждавшейся уже православной иерархии, умолял также о помощи Папу, который посему грамотами к королю, епископам своим и магнатам повелевал ловить и истреблять неунитов. Но все было тщетно. Наконец, митрополит Рутский упросил короля созвать 28 октября 1629 г. во Львове униатских и неуниатских епископов для переговоров. Неуниатские туда не явились, а прислали только своих наместников. Но был там и Смотрицкий, представивший съезду сему свой напечатанный уже протест. Из переговоров сих ничего решительного не произошло, и каждая сторона осталась при своем мнении; потому что православные не согласились отступить от послушания Константинопольскому патриарху, а на коронном сейме 1631 г., после многих споров подтверждено обоих исповеданий духовным и мирянам сохранять мир и покой; за насильство же и наезды на владения, православному духовенству принадлежащие, обидчикам положен штраф три тысячи гривен. Владислав при вступлении на престол в 1632 г. объявил также всем свободу вероисповедания. Но свобода сия и после была везде стесняема. Митрополит Иов Борецкий скончался 1631 года марта 2 в среду второй недели Великого Поста, по свидетельству Кальнофойского в книге его Тератургим, стр. 46. Но несправедливо в Помяннике Златоверхомихайловского монастыря кончина записана 1630 г. Погребен он в том же монастыре. У Кальнофойского в помянутой книге напечатана и надгробная ему надпись. Сей преосвященный завел при дворе своем через типографа Спиридона Соболя особую митрополичью типографию, в коей в 1628 г. напечатал Лимонарь, или Цветник Софрония патриарха Иерусалимского. 49 . ИСАИЯ Копинский, архиепископ Смоленский и Черниговский и всего Севера, архимандрит монастырей Заднепровских (так он сам подписался на Киевском соборе 1628 г., бывшем против Мелетия Смотрицкого), обучался в Волынских училищах, пострижен в Киево-Печерской Лавре, где до 1614 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

354 Ркп. святцы: «преп. отец иерей Дамиан целебник преставился мес. окт. в 3 д.», опис. лавры 104. 290. 292. 356 Опис. киев. лавры стр. 105. 290. 292. Ркп. святцы: «преподобный Иеремия прозорливый, память его – мес. окт. в 5 д.». 357 Наружный вид, приписываемый бесу по луде, показывает, что луду носили ляхи, это была одежда, в которой бес походил на ляха. Нестор: «и Якун ту (на сражении) отбеже (лишился) луды златые». Выше чтение летописи о Якуне должно быть следующее: «и бе Якун с леп, луда бе у него золотом исткана», и был сей Якун прекрасен (статен), луда у него была выткана золотом. Смысл – ясный, простой, согласный и с буквою и с связью мыслей. – Потому напрасно из статного Якуна делали слепого Якуна. «Луда, говорит Сенковский, носилась на груди и на спине, это род польского панциря». «Библиот. для чт. 1 отд. 3, 7. 6), у нас лудить значит покрывать. 358 Бередников читает в др. летописи: «взимая изло на лепок», и замечает: «изло, может быть, узел». Но тут не видно смысла. Просто и ясно чтение др. сп. «взимая из лона лепок»; а в Никоновой лет. это пояснено так: «взимая из припола лепок». 361 Описание киев. лавры 105. 290. 292. Ркп. святцы, пр. Матфей прозорливый; память его м. октябр. в 6 д.» Ныне 5 окт. 362 Ркп. святцы: «святая княжна инокиня Харитина, иже в девичьем (Отен. Петровском) монастыре, бысть в л. 6000 мес. окт. в 5 д.». По поздней надписи на раке она – «княжна чехиня» и вместе «из рода королей литовских» (Макария древн. 1:556), явная несообразность. 363 По ркп. святцам показано время ее 6000 л. (пр. 61), а на раке преподобной – «7000 л. окт. 5 д.». 368 Опис. к. лавры 110. 289. 292. Ркп. святцы: «препод. отец Сергий постник». У Кальнофойского: «пр. отец Сергий»; в каноне «Сергий единонравный Нектарию послушливому». 369 Ркп. житие пр. Сергия, описанное многословно иноком Ионою в 1584 г. – У Царского 154 и 487. Послесловие: «написано бысть житие се святого, – преосвященному митрополиту тогда бывшу Дионисию и епископу Варлааму вологодскому, в лето 7092 (1584). Написа же житие се чудотворца Сергия инок Иона, иже бысть в та лета у покрова пречистые обители Дионисия чудотворца, иже на Глушице, игумен». Житие составлено по запискам обнорского игумена Протасия, открывавшего мощи пр. Павла в 1546 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

В селе Стриголове, Минской губернии, за пять миль от Мозыря 28 «на реке Бчиче, нагнали они его совсем неожиданно. Они увели в свою землю бывших с ним и одних убили, других побрали в плен. Много волостей и мест ограбили и выжгли они и, взяв в полон множество людей, возвратились в своё место. Так Бог попустил по нашим грехам. Грешники мы от ног до головы. Но уповаем на Господа Бога. – Такая смерть с архиереем Божиим случилась для того, чтобы более награждён он был. Он отправился в Киев, желая помочь Софии церкви Божией, разорённой прежде того теми же нечестивцами... Ужасно, братия: если так случилось с архиереем Божиим, по попущению Божию, то мы как избежим гнева Божия за наши дела? Перед кончиной его, за 8 дней, некто открыл ему близкое разлучение души его с телом: но он, как человек, несколько усомнился. С самого того времени, как приняли мы крещение, никогда не случалось на земле Русской того, что случилось с этим архиереем Божиим. В суд и позор обратились мы за грехи наши» 29 . Так писал современник. И не напрасно утешался он за блаж. Макария при мысли о кончине его. Святое тело его прославлено нетлением. Оно покоится ныне в Софийском соборе открыто. Там же покоилось оно и при Кальнофойском, который описывал и два чуда, совершившиеся при мощах святителя в 1625 и 1634 г. 30 . В том же соборе хранится кипарисный крест святителя 31 . † Преставление преп. Герасима Болдинского Родясь в Переяславле Залесском, преп. Герасим, в мире Григорий, ещё в юных летах усердно ходил в храм Божий 32 ; святая жизнь преп. Даниила особенно увлекала его душу за собой и на 13-м году он уже со слезами просил св. старца принять его к себе. Даниил принял его к себе послушником; это было ещё тогда, как преподобный жил в Горицком монастыре. Герасим был «кожешвец» – сапожник и по воле старца усердно служил ремеслом своим бедной братии божедомья. На время оставлял он старца, чтобы слушать наставления подвижников и, по их совету возвратясь к Даниилу, принял пострижение от рук его. Это было тогда, как Даниил начал жить в Троицкой обители 33 .

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Владыка Афанасий был истинным воплощением смирения В православной аскетической традиции смирение называется матерью всех добродетелей. В то время как мы в большинстве своем не воспитываем в себе смирение и даже порой не можем дать ему точное определение, владыка Афанасий был его истинным воплощением. Каждый, кто хоть раз видел Его Преосвященство, может засвидетельствовать, что он всегда ставил других выше себя (иногда к моему сожалению). При первой нашей встрече с ним епископ Афанасий повез меня, чтобы показать одну из своих миссий. Владыка посадил меня на переднее сиденье своей машины, а сам, сильно сгорбившись, еле-еле втиснулся с тремя другими людьми и козой на заднее сиденье. Кем бы вы ни были, вы точно знали, что владыка Афанасий в прямом смысле положил свою жизнь за свою любимую паству. Фото: Orthodox Africa Истина православного христианства распространяется через любовь и жертву – так было и так будет всегда. И каждый раз, когда вспоминаю жизнь преосвященного Афанасия, я вспоминаю любовь и жертву, изливавшиеся из поистине смиренного сердца. Недавно вышел документальный фильм о Православной Церкви в Конго, в котором были приведены последние слова одного из выдающихся православных миссионеров на африканском континенте недавнего времени, отца Харитона (очевидно, имеется в виду архимандрит Харитон (Пневматикакис). – Д.Л. ): «Непрестанно “звоните” в “колокола” православного христианства в каждом уголке Африки» . Епископ Афанасий, как истинный миссионер, внял этому завещанию и громко «звонил в колокола» Православия во многих местах по всей территории «Черного континента», а особенно в епархии, в создании которой Господь призвал его принять участие. Он громко «звонил в колокола» Православия по всей территории «Черного континента» Благодаря его трудам и усилиям тех, кто трудились до него, сегодня безмерное число тронутых его любовью и жертвенностью людей по-новому «зазвонят в колокола Православия» на африканской земле. Что касается меня, я не сомневаюсь, что Его Преосвященство сможет сказать вместе с апостолом Павлом: «Подвигом добрым я подвизался, течение совершил, веру сохранил; а теперь готовится мне венец правды, который даст мне Господь, праведный Судия, в день оный; и не только мне, но и всем, возлюбившим явление Его» (2 Тим. 4: 7–8).

http://pravoslavie.ru/118648.html

Псалом 12 В конец, псалом Давиду. С Евр.: «Начальнику хора. Псалом Давида». «И сей псалом, – говорит бл. Феодорит, – изрек великий Давид о себе самом, но не Саулом гонимый, а преследуемый Авессаломом. Гонение Саулово было прежде Авессаломова, а потому Давид говорил тогда со всяким дерзновением; а восстание Авессаломово было после греха, а потому слова Давидовы срастворены плачем и воздыханием». «Сей псалом, – говорит св. Афанасий, – воспевает Давид, принося покаяние во грехе и вместе благовествуя о нашем спасении» 79 . 2 . Доколе Господи забудеши мя до конца? «Замедление в помощи, – гов. бл. Феод., – пророк назвал забвением; умоляет же не предавать забвению до конца, т.е. не лишать совершенно Божия промышления». Но, справедливо замечает здесь св. Златоуст, что самое оставление Богом грешника самому себе, дабы он, искушенный опытом, лучше познал свою слабость, и, омытый слезами покаяния, достойнее сделался милости Божией, – самое такое оставление есть действие великого попечения Божия о нас с целию сильнее привлечь нас к Себе, есть доказательство благосердого промышления Божия о грешнике. А потому и Давид в словах: доколе Господи забудеши мя до конца? выражает не отчаяние, а надежду, ибо говорит: доколе, а не навсегда, выражая свою веру, что Господь рано или поздно прекратит его страдания – что и выражает в 7 стихе. Доколе отвращаеши лице Твое от Мене? Образ выражения взят с разгневанных, которые не хотят и видеть сделавших им неприятное. Т.е. доколе, Господи, будешь негодовать на меня, лишать меня Своей милости? С Евр.: «Доколе, Господи, будешь забывать меня в конец, доколе будешь скрывать лице Твое от меня»? 3 . Доколе положу советы 80 в души моей, болезни в сердце моем день и нощь 81 ? Т.е. доколе душу мою будут обуревать мрачные помыслы, горестные мысли? Доколе заботы, беспокойства, сокрушение, скорбь будут волновать мою душу? (Злат.). «Скорблю, помышляя в душе о том, чтобы не умереть в грехе, и это всего более причиняет болезни сердцу моему день и ночь» (Св. Афанасий). Доколе вознесется враг мой на мя? Враг мой, т.е. диавол. «Унижение человеков, – говорит св. Афанасий, – возвышение сатане. Как о Боге говорится, что возносится Он спасением нашим, так – о диаволе, что превозносится он нашею погибелию». Некоторые под врагом разумеют Саула, другие – Авессалома. С Евр.: «Доколе мне слагать советы в душе моей, скорбь в сердце моем день (и ночь)? Доколе врагу моему возноситься надо мною»?

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

Псалом 11 В конец, о осмей, псалом Давиду. С Евр.: «Начальнику хора. На осмиструнном. Псалом Давида» 71 . В сем псалме, говорит бл. Феод., «пророк жалуется на поступающих двоедушно, которые обещают дружбу, и выдают его врагу Саулу, извещают, где живет он. Надписание имеет псалом: о осмей, как упоминающий о праведном суде Божием, каковый праведный Судия произведет, как предварительно говорили мы, после седмицы времен. Поэтому и псалом надписывается: в конец, так как предречение исполнится на последок времен». Св. Афанасий разумеет в сем псалме тот лукавый род, о котором говорит Спаситель ( Мф. 12:41 ). 1 . Спаси мя, Господи, яко оскуде 72 преподобный: яко умалишася истины от сынов человеческих. Когда умаляется число благочестивых людей, и истины умалились, т.е. по Злат., низвратились, помрачились и отвергнуты сынами человеческими, – людьми, возлюбившими ложь, тогда горе живущим на земле, а особенно благочестивым. Тогда спасение – у единого Господа. Таковы были время и положение Давида, гонимого врагами и окруженного лживыми людьми. Св. Афанасий здесь и далее разумеет Иудеев, которые, оставя истину, выставляли противу Христа на вид одну ложь. С Евр.: «Спаси меня, Господи; ибо не стало праведного, ибо нет верных между сынами человеческими». Это нечестие порочных яснее и частнее изображается далее – ст. 3: каждый говорит ложь, у каждого лесть на языке, а в сердце притворство, зло, – и в следующем стихе. 5 . Язык наш возвеличим, устны наша при нас суть: кто нам Господь есть? С Евр.: – «Тех, которые говорят: языком нашим пересилим, уста наши с нами; кто нам господин»? Это говорят люди нечестивые, которые надеются на свой дерзкий язык и думают властвовать над другими посредством злоречия и клеветы, – и при сем осмеливаются говорить: мы будем сильнее всех своим языком, кто нам воспрепятствует, кто нам господин? Таких нечестивцев Господь потребит – накажет, истребит. 6 . Страсти 73 ради нищих, и воздыхания убогих, ныне воскресну, глаголет Господь: положуся 74 во спасение, не обинюся 75 о нем. С Еврейск.: «Ради страдания нищих и воздыхания бедных, ныне восстану, говорит Господь, поставлю в безопасности того, кого уловить хотят». Т.е. видя страдания бедных и стенания убогих, Я восстану, говорит Господь, положу их во спасении, спасу, и соделаю это для всех явно, торжественно; «видимым и блистательным образом соделаю их спасение; ибо так, гов. бл. Феод., перевел Симмах слова: не обинюся о нем – устрою явное спасение». «Смело, открыто и явно буду защищать их так, чтобы все узнали» (Злат.). Св. Афанасий, относя к спасаемым верою, нищим и убогим по духу, говорит: положуся во спасение – т.е. для всех соделаю явным спасительное учение; так устрою, что оно будет всюду слышимо».

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010