Киев. Успенская Киево-Печерская лавра. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы. Церковь. Действует.   Престолы: Рождества Пресвятой Богородицы Год постройки:1696. Адрес: Киев, ул. Лаврская, 25. Координаты: 50.431998, 30.562632 Изменить описание Добавить фотографии Автор: Андрей из Киева Снято: 25 июля 2010 Добавлено: 25 сентября 2010 Условия использования фотографии нужно согласовать с автором. Карта и ближайшие объекты Добавить статью Церковь Рождества Богородицы Киево-Печерской лавры, 1696 г. Расположена на верхней террасе территории Дальних пещер. Построена на месте деревянной церкви, которая в свою очередь была возведена на месте несколько раз перестраивающихся и строящихся заново деревянных церквей, ведущих свое существование со времени основания монастыря. По свидетельству Афанасия Кальнофойского первоначально на этом месте была деревянная Успенская церковь XII в.— первая наземная церковь монастыря. Церковь Рождества уникальна тем, что сразу же была задумана как семиглавая, и к основному объему, увенчанному тремя световыми куполами, примыкают четыре с севера и юга пристройки в виде часовен с декоративными главками. В 1780 г. установлен трехъярусный резной иконостас в стиле рококо с царскими вратами работы мастера Г. Чижевского. В начале XVIII в. интерьер был расписан. В 1752 р. роспись реставрирована. В 1817 г. киевский худож. И. Квятковский заново расписал интерьер. В 1894 г. с западной, южной и северной сторон пространство между пристройками было застроено по проекту академика архитектуры В. Н. Николаева. Одновременно площадку, на которой стоит церковь, замостили коростышевским гранитом серого цвета. В 1965—1968 гг. реставрирована. При реставрации разобраны тамбуры, раскрыт портал главного входа, частично заменена конструкция крыши, полностью заменена кровля. Главы покрыты медью, главки позолочены. Церковь играет важную роль в комплексе зданий заповедника, являясь композиционным центром ансамбля Дальних пещер. Из книги «Памятники градостроительства и архитектуры Украинской ССР», том 1, стр. 62

http://sobory.ru/article/?object=05649

И еще один аргумент — это возраст захоронения, датирующийся XI или XII веком. С учетом всех этих параметров мы вполне можем считать, что эти мощи действительно принадлежат Илье Муромцу». Профессор Михайличенко вспоминает, что сам процесс исследования произвел на него тогда неизгладимое впечатление: «Это был уникальный научный материал, никому не приходилось работать с подобным. Кроме того, всегда считалось, что эти мощи — фальсификация, но оказалось, что былины были основаны на реальных событиях». Другой важной особенностью исследований он называет слаженную работу коллектива ученых: «Мы приходили в лавру два раза в неделю. Работалось очень легко и с воодушевлением, можно даже сказать с удовольствием», — вспоминает он. — Думаю, что лаврские монахи сказали бы, что Печерские святые помогают вам в этом исследовании своими молитвами, — замечаю я Борису Михайловичу. — Может быть, — отвечает он. Что правда, а что ложь? Но даже если научно доказано, что данные останки из лавры принадлежат древнему русскому воину, откуда мы знаем, что это именно былинный Илья Муромец? И даже если это он, то, может, Церковь просто использовала популярность этого народного героя, чтобы увеличить собственный авторитет? С точки зрения науки главным аргументом прежде всего являются исторические упоминания о том, что в Печерском монастыре хранятся мощи Ильи Муромца. Первые такие свидетельства относятся к рубежу XVI–XVII веков. Так, в изданной в 1638 году книге инока Афанасия Кальнофойского «Тератургима» среди святых Печерской обители упоминается «святой монах Илья, которого напрасно люд простой Чоботком зовет». А в путевом дневнике немецкого дипломата Эриха Лясоты, который в 1594 году посещал Киев, встречаем два других интересных замечания. Одно — о Софийском соборе: «С внешней стороны церкви была гробница Ильи Моровлина. Он был знатный герой, или, как говорят, богатырь. Рассказывают о нем много басен. Гробница эта ныне разрушена». Другое — о мощах в подземельях Печерского монастыря: «Есть также один великан или богатырь, называемый Чоботка. Говорят, что на него напало однажды много неприятелей в то время, когда он надевал сапог. И так как второпях он не мог схватить никакого другого оружия, то начал защищаться другим сапогом, которого еще не надел, и им одолел всех, от чего и получил такое прозвище». Интересно, что «настоящего великана» видел в той же пещере десятью годами ранее Лясоты купец Мартин Груневег… Причину, по которой, в отличие от Лясоты, инок Афанасий отрицает тождество Ильи и Чоботка, историки видят либо в путанице у самого Лясоты, либо в возможном перенесении мощей богатыря из Софийского собора в Печерский монастырь. Мощи святого Илии Муромского, хранимые в Ближних пещерах Киево-Печерской Лавры. Фото иеродиакона Василия (Новикова)

http://foma.ru/prepodobnyij-iliya-muroms...

При игум. Никоне (1078-1088) в Печерский мон-рь прибыли греч. мастера-иконописцы, к-рые привезли «мусию», т. е. смальту для мозаик, пошедшую, согласно Сказанию, на украшение алтаря собора (согласно совр. археологическим исследованиям, смальта изготавливалась и на территории мон-ря; см.: Раппопорт П. А. Зодчество Древней Руси. М., 1986. С. 37-38). По патериковому рассказу, иконописцы были наняты неизвестными им преподобными Антонием и Феодосием (к тому времени уже почившими). Приплыв по Днепру к Каневу, греки увидели на высоте Печерский храм. Рассердившись на то, что храм больше, чем они предполагали, иконописцы решили вернуться на родину. Однако этому воспрепятствовала разразившаяся на реке буря, после к-рой их ладья оказалась выше по течению, у Треполя. Предприняв еще одну попытку уклониться от работы в Печерском мон-ре, они пытались грести на юг, но ладья чудесным образом двигалась вверх, против течения, и через нек-рое время причалила под обителью. Здесь им явилась «наместная» икона Божией Матери и раздался голос Пресв. Богородицы, предрекшей, что иконописцы не покинут больше мон-рь, примут здесь постриг и скончаются. И действительно, греки стали иноками Печерского мон-ря, «и тако обои живот свой скончаша в Печерском монастыри, мастери же и писци, в мнишеском житии» ( Абрамович. С. 11). Первоначально греч. мастера были погребены в Успенском соборе, освященном в 1089 г. («суть положени в своем притворе, суть же и ныне свиты их на полатах и книгы их греческыя блюдомы в память таковаго чюдеси» - Там же). Свиты (вид верхней одежды) и греч. книги мастеров долгое время сохранялись на хорах Успенского собора, об этих реликвиях упоминает митр. Сильвестр (Коссов) в изданном им в 1635 г. Патерике. Ныне мощи Д. г., лежащие под одним покровом, почивают в Ближних пещерах Киево-Печерской лавры. Туда они были перенесены не позднее 1-й трети XVII в., как о том свидетельствует упоминание нетленных останков строителей Печерской ц. в описании Ближних пещер в «Тератургиме» Афанасия Кальнофойского (1638). Возможно, перенос мощей состоялся в связи с ремонтом Успенского собора после землетрясения 1230 г. (ПСРЛ. Т. 1. Стб. 454).

http://pravenc.ru/text/171474.html

С К. связывают Купшин мон-рь в Киеве, на р. Сетомли, к-рый упомянут в Проложном сказании о перенесении перста св. Иоанна Крестителя из К-поля в Киев при Владимире Мономахе (ок. 1121) ( Никольский Н. К. Мат-лы для истории древнерус. духовной письменности//СбОРЯС. 1907. Т. 82. 4. С. 56-57; Лосева. 2009. С. 340-341). Возможно, обитель получила свое название потому, что являлась местом хранения мощей святого, выкупленных у язычников. По др. версиям, К. мог основать этот мон-рь или какое-то время подвизаться в нем. Мощи, почитавшиеся как останки К., находились в Ближних пещерах Киево-Печерской лавры по крайней мере с 1-й пол. XVII в.- они отмечены в сочинении мон. Афанасия Кальнофойского «Тератургима» (К., 1638), а также на плане 1825 г. ( Евгений (Болховитинов). 1847. С. 289, 292). В кон. 80-х гг. XX в. эти мощи были исследованы межведомственной комиссией под рук. д-ра медицинских наук, проф. И. А. Концевич, которая установила, что причиной смерти стал удар рубящим предметом в область правой теменной кости. Возраст на время смерти был установлен в пределах 30-35 лет. Ок. 1643 г. по благословению Киевского митр. св. Петра (Могилы) протосинкелл и экзарх К-польского патриарха Мелетий Сириг составил Канон преподобным отцам Печерским. К. прославляется в 1-м тропаре 8-й песни Канона: «О Кукшо мучениче, священником правило, постником и преподобным украшение, иже в проповеди Евангелиа с учеником ти честным конец приим яко апостол, молитвами си и мене на путь спасения настави» (Дива Печер. 1997. С. 148). В 1684-1690 гг., при киево-печерском архим. Варлааме (Ясинском ; впосл. митрополит Киевский), было установлено празднование преподобным отцам Ближних пещер в 1-ю субботу по отдании праздника Воздвижения Креста Господня, тогда же была составлена служба Собору; с 1886 г. по благословению митр. Киевского Платона (Городецкого) празднование Собору совершается 28 сент. Существует также общая с Октоихом служба К. и прп. Пимену постнику (Минея (МП). Авг. Ч. 3. С. 109-118; с указанием имени ученика К.- Никон).

http://pravenc.ru/text/2462223.html

Сначала число их простиралось не более двенадцати человек. Они распространили пещеру Иларионову; для жития своего сделали в ней многие земляные кельи и церковь для общего славословия Богу. Все сии местопребывания их существуют доныне и известны под названием дальних пещер. Но Преподобный Антоний, любя более уединённое безмолвие, оставил там свою братию, и, назначив им Игуменом вышеупомянутого Боярского сына Варлаама, переселился на другой холм и там себе ископал другую пещеру, именуемую ныне ближней, в коей жил даже до кончины своей. По отшествию Святого Антония и другую пещеру, когда умножилось число братии столько, что все помещаться не могли уже в Иларионовой пещере, тогда, по благословению его же, сооружена вне, над пещерой, сперва малая деревянная церковь во имя Успения Пресвятой Богородицы, о коей ниже упомянуто будет; а потом, с возрастанием числа братии, на назначенном от Великого Князя Изяслава Ярославича месте, немного повыше Иларионовой пещеры, воздвигнута большая деревянная церковь и украшена иконами, а вокруг церкви построены кельи и ограждены деревянной стеной; и сие было первым основанием Киево-Печерского монастыря, положенное (как свидетельствует Патерик Печерский в житии Преподобного Феодосия) 1062 года при Игумене Феодосии, а по мнению Афанасия Кальнофойского в книге его Тератургиме, напечатанной на Польском языке в Лавре в 1638 году, было то в 1058 году, при Игумене Варлааме, что сходствует и с летописью Преподобного Нестора. Тогда братия, пребывавшая прежде в подземных пещерах, выйдя из оных вместе с Игуменом, начали жить уже на поверхности в кельях монастырских. Преемник Варлаамов, Игумен Феодосий вскоре по принятию начальства над монастырём, сам для большего союза братолюбия и для единообразного во всём порядка учредил между братией чин общежительства, по уставу Студийской обители, который объяснил ему один монах Студийского монастыря, именем Михаил. А дабы совершеннее завести сей порядок, то он с Киевским Митрополитом Георгием послал одного из братии своей в Константинополь к Ефрему Евнуху, (который странствовал там для обозрения Святых мест), прося его нарочно сходить в Студийский монастырь, и списав весь устав оного, принести к нему. Это Преподобный Ефрем и исполнил. Как скоро принесён был к Преподобному Феодосию список Студийского устава, то он повелел пронести его перед всей братией, которая с удовольствием и приняла весь оный. С того времени наблюдается и поныне в Киево-Печерской Лавре устав обители Студийский. А от сей Лавры и все прочие в России монастыри приняли оный со всем чином церковного чтения, пения, трапезы и других обрядов; и по этой-то причине Киево-Печерская Лавра с самого начала её первейшей между всеми монастырями в России почтена была.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

Свт. Михаил, митр. Киевский, и прп. Сергий Радонежский. Икона. Кон. XIX — нач. ХХ в. (ЦАК МДА) Согласно церковному преданию, ок. 1103 г. произошло обретение нетленных мощей святителя и перенесение их в Ближние пещеры Киево-Печерского мон-ря при игумене обители прп. Феоктисте . По представлению печерского архим. Романа (Копы) и по указу имп. Анны Иоанновны от 23 июля 1730 г. мощи торжественно поставили 1 окт. того же года в Великую соборную Печерскую церковь. Об этом, а также о жизни М. с 988 по 992 г. сообщала надпись золотыми буквами на медной дощечке, укрепленной за левым клиросом, над дверной решеткой у стены над ракой. Мощи открыто почивали в серебряной раке у левой стены, перед иконостасом, до 3 нояб. 1941 г., когда соборная церковь была взорвана. Дата канонизации М. неизвестна. Очевидно, это произошло в момент принесения мощей в Киево-Печерский мон-рь, и прославление носило сугубо местный характер. К 1638 г., по сведению Афанасия Кальнофойского, его имя значилось в списке преподобных, почивающих в Ближних пещерах, упоминалось в правиле преподобным Печерским (Акафисты всеседмичные, с стихиры и каноны. К., 1677). В 1643 г. по благословению митр. Киевского св. Петра (Могилы) протосинкелл и Экзарх К-польского патриарха Мелетий Сириг составил канон преподобным отцам Печерским, М. прославляется среди др. святителей, связанных с Киево-Печерским монастырем, в 1-м тропаре 9-й песни канона (Дива печер. 1997. С. 148). Подтверждением тому, что до кон. XVIII в. почитание М. носило локальный характер, служит отсутствие в Минеях-Четьих свт. Ростовского Димитрия (Савича (Туптало)) отдельного упоминания о 1-м Киевском митрополите. Сведения о его участии в Крещении Руси изложены в Житии св. кн. Владимира в день его преставления под 15 июля. Перенесение мощей святителя в 1730 г. стало признанием его святости и его канонизацией. По инициативе последнего выборного архимандрита Киево-Печерской лавры Зосимы (Валькевича) (1762-1786) указами Синода от 15 июня 1762 г., 18 мая 1775 г. и 31 окт. 1784 г. разрешалось печатать службы преподобным Печерским, в т. ч. и М. (30 сент.), как отдельно, так и в Минеях.

http://pravenc.ru/text/2563462.html

монаст., потом в Кременце 1638 г., при книжке: «Собор Луцкий», далее в Кутеине 1653 г., в Киеве 1657 г., в Чернигове 1716 г. «Посмотри на книжку о седми сакраментах славного в Бозе его милости отца епископа Мстиславского, а потом на русском языке напечатанную с именем его милости отца владыки Луцкого»: так писал Могила в книжке своей: Камень, изданной 1644 г. Подпись Сильвестра в Альбоме Погодина. М. 1853 г. 173. Афанасий Кальнофойский , инок Пещерного монастыря, сочинил на польском языке «Тератургима или чудеса, как в самом Печерском монастыре, так и в обеих св. пещерах», с историч. замечаниями о монастыре. Набожный повествователь исчисляет до 64 чудес современных ему (1594–1638), присовокупляя клятвенное свидетельство от каждого объявлявшего о чуде, совершившемся над ним. Все это описание предпринято и совершено было с тем, чтобы опровергнуть злонамеренные клеветы униатов и иезуитов, будто в православной церкви нет более чудес. С тем же намерением, вместе с сочинением Кальнофойского, изданным в Киеве 1638 г., напечатано сочинение Илариона Денисовича , игумена Купятицкого: Описание чудес Купятицкой иконы Божией Матери. 174. Игнатия Оксеновича-Старушича , ректора и игумена Киевского братского монастыря, известно надгробное слово кн. Илье Четвертинскому, изд. в Киеве 1841 г. (Библ. Черткова). Первая часть слова показывает в непрерывной линии происхождение князей Четвертинских из глубокой древности; вторая говорит о воинских подвигах кн. Илии, третья о христианских добродетелях его. Во Львове в тоже время написана Летопись 1498–1648 г., сначала краткая, потом со многими любопытными известиями очевидца. Под 1621 г. сочинитель заметил: «Того ж року отец мой умер. Я з школи занес в дом хоробу горячку и вси хорели в дому». Летоп. изд. в 111 т. Ист. сборн. М. 1838 г. 175. Мелетий Сириг , родом из Крита, учившийся на западе, учитель и протосинкелл Констант. церкви, приобретший себе шумную известность критикою Исповедания веры, изданного с именем патр. Кирилла Лукариса. Эта критика известна и в современном славянском переводе: «Мелетия Сирига противоглаголание на изложенное исповедание веры» (Царского 246). На соборе Ясском 1643 г. Мелетий в качестве патриаршего полномочного рассматривал «Исповедание веры Россов», присланное митрополитом Петром Могилою ; Исповедание было поправлено и, одобренное, отослано к патриарху; а Мелетий в 1643 г. прибыл в Киев и потом был в Москве. В библиотеке Новоиерусалимского монастыря сохраняются сочинения Мелетия Критского, писанные в 1643 г.: а) «сказание о св. иконе Портаитской, како прииде в обитель Иверскую»; б) о св. обители Иверской; в) сказание о св. горе Афонской; г) «память преп. отец наших в пещере Киевской подвизавшихся». Канон его Печерским отцам, кое где поправленный, доселе печатается в Киеве. В Синодальной библиотеке, кроме сей службы, есть Мелетиева служба положению хитона Спасителева.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

По общему признанию исследователей, Н. удалось создать монументальную картину истории славянства, ввести рус. историю в контекст мировой, показать величие Русской земли и ее первых правителей. Как отмечал Д. С. Лихачёв, «патриотическая возвышенность рассказа, широта политического горизонта, живое чувство народа и единства Руси составляют исключительную особенность создания Нестора» ( Лихачёв. 1996. С. 343). Год преставления Н. неизвестен. Шахматов полагал, что смерть могла быть одной из причин того, что Н. довел ПВЛ только до 6618 (1110) г. Согласно результатам медико-антропологических исследований мощей, проводившихся в 1982 и 1988-1990 гг., Н. преставился в возрасте 60-65 лет ( Колпакова В. М., Кабанець Є . П. Koмnлekchi мeдuko-ahmponoлoriчhi дocлiджehhя святих мощей Киево-Печерськоп лаври//Дива печер лаврських. К., 1997. С. 92). По мнению московского эксперта-криминалиста С. А. Никитина, воссоздавшего в 1985 г. скульптурный портрет Н. по методу М. М. Герасимова, на момент кончины ему было 70-80 лет ( Карпов. 2016. С. 312). В древних месяцесловах и Прологах имя Н. не встречается. Н. упоминается в «Тератургиме» мон. Афанасия Кальнофойского (К., 1638), в перечне святых, чьи мощи находятся в Ближних пещерах (см.: Евгений (Болховитинов). 1847. С. 290), в составленном по благословению митрополита Киевского св. Петра (Могилы) ок. 1643 г. «Каноне преподобным отцам Печерским», автором которого считается протосинкелл и экзарх К-польского патриарха Мелетий Сириг , Н. прославляется как богомудрый автор Житий святых во 2-м тропаре 8-й песни Канона. Житие Н. вошло в первое славянское печатное издание Киево-Печерского патерика (1661). Рака с мощами прп. Нестора Летописца в Ближних пещерах Киево-Печерской лавры. Фотография. 2013 г. Рака с мощами прп. Нестора Летописца в Ближних пещерах Киево-Печерской лавры. Фотография. 2013 г. В 1684-1690 гг. при киево-печерском архим. Варлааме (Ясинском ; впосл. митрополит Киевский) установлено празднование преподобным отцам Ближних пещер в 1-ю субботу по отдании праздника Воздвижения Креста Господня, тогда же была составлена служба Собору; с 1886 г.

http://pravenc.ru/text/2565114.html

Медный позолоченный иконостас в ц. Рождества Христова установлен в 1803 г. По мнению Шиденко, его создателем был золотых и серебряных дел мастер Алексей Иосифович Туманский (Там же. С. 154). В местном ряду справа от царских врат помещены икона Спасителя и храмовый образ «Рождество Христово», слева - Пресв. Богородица с Младенцем Христом. Над царскими вратами - Св. Троица («Новозаветная»), по сторонам от нее - горизонтального формата 2 иконы с чинами апостолов и пророков. В цокольном ряду - 3 иконы с изображениями аллегорического характера на прообразовательные тексты ВЗ. На диаконских вратах - первомч. Стефан. Согласно описи 1893 г., при храме Рождества Христова сохранялась частица мощей св. Вифлеемского младенца в ковчеге (в наст. время при храме прп. Феодосия, на его кенотафе) на специально устроенном пьедестале с изображением на металлической доске «Избиение младенцев в Вифлееме», датированным 1811 г. (ныне в НКПИКЗ). Опись упоминает находившееся около киота на стене «и другое, по-видимому давнее, живописное изображение избиения младенцев» - на деревянной доске (Опись 1893. Л. 49 об. Ч. 173. Гл. 12). Иконостас ц. Рождества Христова в Дальних пещерах. Фотография. 2013 г. Иконостас ц. Рождества Христова в Дальних пещерах. Фотография. 2013 г. В Благовещенской ц. в 1989-1990 гг. был создан иконостас в виде каменной алтарной преграды; на рубеже XX и XXI вв. для него были выполнены мозаичные иконы в визант. стиле. В «Тератургиме» Афанасия Кальнофойского 1638 г. на планах пещер со схематичным изображением иконостасов отмечен деревянный иконостас Благовещенской ц., состоявший из 3 рядов: цокольный (видимо, имел декоративный характер и не содержал икон), местный (2 иконы слева и 3 справа от царских врат) и праздничный, наверху - Распятие. В 1805 г. блюститель Дальних пещер соборный старец иером. Трифиллий заключил контракт с мастером Григорием Чижевским на изготовление медного позолоченного иконостаса. В мае 1807 г. он был установлен. Согласно описанию 1893 г. (Опись 1893 г. Л. 32 об.- 37 об.), в иконостасе было 3 ряда: цокольный, местный и апостольский. В местном ряду размещались 4 иконы: Спасителя, Богоматери с Младенцем, Благовещения и Введения во храм Пресв. Богородицы. В апостольском ярусе - 3 иконы: «Св. Троица» - в центре, лики апостолов - слева и справа от нее. В цокольном ряду - «Иисус Христос Добрый Пастырь», «Прор. Моисей перед Неопалимой Купиной», «Праведные Иоаким и Анна с Богородицей», «Встреча Марии и Елисаветы». В 1915 г. иконостас вместе с др. ценностями мон-ря был эвакуирован в Тамбов (впосл. утрачен).

http://pravenc.ru/text/Киево-Печерская ...

Cлabhoзbiche мicmo Киïв/Перекл. та коментар: Я. Icaєbuч//Bcecbim. К., 1981. 5. С. 210-211). Судя по описаниям путешественников XVI в. и лаврским гравюрам 20-х гг. XVII в., особым благоустройством и красотой пещеры и постройки, расположенные над ними, не отличались. Значительные строительные работы велись при архим. Елисее (Плетенецком), к-рый, как писал в 1618 г. Александр Митура в панегирике, «дивно обновил славный Печерский монастырь и отлично украсил соборную церковь…» ( Титов. 1916. С. 68). При архим. Елисее было построено здание типографии. Напечатанные здесь книги иллюстрировались гравюрами, нередко с изображением Успенского собора. Первые достоверные виды собора запечатлены на гравюрах из «Анфологиона» (1619) и кн. «Беседы свт. Иоанна Златоуста на 14 посланий ап. Павла» (1623). На обеих гравюрах изображение собора, показанного с зап. фасада, условно, но позволяет составить определенное представление об облике этого здания. Собор одноглавый, еще одна глава поднимается над приделом св. Иоанна Предтечи, который кажется объединенным с основным объемом храма. С юж. стороны к зап. фасаду примыкает невысокая пристройка с фронтоном, на вершине к-рой укреплен крест. По сторонам центрального прясла устроены ступенчатые контрфорсы. Такой же контрфорс помещен у юго-зап. угла. Покрытие на соборе и приделе св. Иоанна Предтечи выполнено не по закомарам, а по щипцам. Успенский собор в 1-й четв. XVII в. Вид с запада. Фрагмент гравюры на титульном листе в кн. «Беседы свт. Иоанна Златоуста на 14 Посланий ап. Павла». К., 1623 Успенский собор в 1-й четв. XVII в. Вид с запада. Фрагмент гравюры на титульном листе в кн. «Беседы свт. Иоанна Златоуста на 14 Посланий ап. Павла». К., 1623 Много сделал для мон-ря митр. Киевский Петр (Могила), уделявший особое внимание благоустройству пещер. При нем по маршруту паломников в пещерах были устроены ниши-аркосолии, в которых установили раки с мощами печерских угодников. В созданную по инициативе митрополита «Тератургиму» мон. Афанасия Кальнофойского (1638) вошел план, отображающий застройку территории мон-ря этого времени.

http://pravenc.ru/text/Киево-Печерская ...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010