Когда наступило время его кончины; созвав всю братию, он опять повторял им наставление о важности послушания и покаяния. Он с миром отошел ко Господу и положен был с честью в той же пещере, где подвизался. После своей кончины известил он чудесами о своем блаженстве. Брат Вавила, много лет страдавший ногами, исцелился при мощах его. Однажды лежал я, говорил он братии, и кричал от сильной боли. Внезапно вошел ко мне блаженный Афанасий и сказал: «приди ко мне, и я исцелю тебя». Я хотел спросить его: как и когда пришел он? Но он стал невидим. Однако я поверил явившемуся и постарался о том, чтобы принесли меня к его мощам и вот я исцелился». Блаженный Симон прибавляет, что он «слышал об этом от исцеленного Вавилы». Потому надобно положить, что блаженный Афанасий почил около 1176 г.; так определяет время кончины его и м. Сильвестр. 825 Блаж. Симон оканчивает свою повесть о пр. Афанасии так: «если кажется тебе невероятным написанное здесь: прочти житие Антония и Феодосия, начальников русского монашества и тогда веруй. А если и после того останешься сомневающимся: я не виноват в том. Пусть сбудется притча, сказанная Господом: «изыде сеяй сеяти семени своего, ово паде при пути, а другое посреде терния» ( Лук.8:5:7 ). О таких пророк говорит: «одебеле сердце людей сих» ( Ис.6:10 ). Нет, не следуй таким, сын и брат мой! Не для них я и пишу о сем, но, чтобы тебя приобрести для Христа. – Советую тебе, – утвердись благочестием в святом монастыре Печерском; не домогайся ни власти, ни игуменства, ни епископства; довольно будет для тебя, если скончаешься в обители. Ты знаешь сам, что я мог бы привести тебе подобное из других книг: но для меня и для тебя лучше, что кое-что передаю тебе из дел, совершившихся в святом Печерском монастыре». Мощи пр. Афанасия затворника, называемого у Кальнофойского чудотворцем, почивают в Антониевой пещере. Препод. Савва звенигородский «Добрым растением пустыни явился ты, преподобный: в юности избрав жизнь чистую, последовал духовному учителю и по его наставлению устремил весь ум свой к небу. И умным ты был наставником стада своего. Потому и Христос обогатил тебя чудесами, как прилично быть светлому светильнику. Савво отче наш! моли спастись душам нашим». 826 Так поет церковь преп. Савве! В молодых летах расставшись с миром, блаженный Савва пришел в пустыню к дивному Сергию и здесь принял монашество. Под руководством великого наставника обучался он послушанию, смирению, чистоте мыслей и тела, строгому посту. Он избегал бесед с другими и любил беседу с Господом; старался не оставаться праздным, но то участвовал в церковном пении, то занимался рукоделием и какою-либо работою. Он казался простым в глазах людей, но приобретал мудрость духовную; часто плакал о нищете души своей и трепетал пред строгостью суда Божия. 827 Такими подвигами возрастал он в жизни духовной и даже «в монастыре Сергия был духовником всему братству, старцем почтенным и весьма учительным». 828

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Выдающийся памятник архитектуры " мазепинского " барокко конца XVII в. Сооружена на месте первой деревянной церкви " Ветхого " Печерского монастыря на Дальних пещерах (ул. Лаврская, 15). По Патерику и " Повести временных лет " , первую наземную деревянную церковь, посвященную Успению Богородицы, соорудил в " Ветхом " монастыре первый печерский игумен Варлаам перед 1062 г. После постройки Успенского собора этот храм стал играть роль кладбищенского — в нем отпевали умерших монахов. О более поздних перестройках этого храма ничего неизвестно до первой половины XVII в. На то время он уже был посвящен Рождеству Богородицы. По Афанасию Кальнофойскому, деревянная церковь на месте предыдущих сооружена в 1635 г. На плане 1638 г. церковь изображена трехкупольной, окруженной опасаньем(?). Рисунок Абрагама ван Вестерфельда (1651) изображает церковь крестообразной, с пятью куполами. Такой же мы ее видим и на плане Ушакова 1695 г. Каменная церковь построена в 1696 г. на средства киевского полковника Константина Мокиевского при архимандрите Мелетии Вуяхевиче. К сожалению, неизвестно имя мастера, который ее возводил. Церковь Рождества Богородицы уникальна по композиции и является настоящим шедевром украинской архитектуры XVII в. Храм с самого начала был семикупольным — к трехчастному трехкупольному объему примыкали четыре угловые пристройки в виде часовен, завершенных куполами (распространенное в литературе мнение, что упомянутые пристройки появились в 1767 г., является ошибочным: церковь изображена семиглавой на гравюре Леонтия Тарасевича 1701 г.). Уже в начале XVIII в. интерьер был украшен стенописью. В северно-западной пристройке сохранилась надпись о капитальной реставрации, законченной в сентябре 1752 г., во время которой крыша была покрыта белым железом, а купола позолочены. Тогда же обновлен иконостас и настенная роспись. Следующий ремонт осуществлен в 1767 г. Новый иконостас в стиле рококо сооружен в 1784 г. Он имел чеканные серебряные царские врата работы мастера Григория Чижевского, которые сейчас хранятся в Лос-Анджелесском музее искусств. В 1817 г. стены церкви были заново расписаны киевским художником Иваном Квятковским в стиле академизма. Эта роспись также не сохранилась.

http://sobory.ru/article/?object=05649

Первоначально греч. мастера были погребены в Успенском соборе, освященном в 1089 году ( " суть положени в своем притворе, суть же и ныне свиты их на полатах и книгы их греческыя блюдомы в память таковаго чюдеси " ). Свиты (вид верхней одежды) и греч. книги мастеров долгое время сохранялись на хорах Успенского собора, об этих реликвиях упоминает митр. Сильвестр (Коссов) в изданном им в 1635 году Патерике. Мощи двенадцати греческих мастеров в Ближних пещерах Киево-Печерской лавры Ныне мощи двенадцати греческих мастеров, лежащие под одним покровом, почивают в Ближних пещерах Киево-Печерской лавры . Туда они были перенесены не позднее первой трети XVII века, как о том свидетельствует упоминание нетленных останков строителей Печерской церкви в описании Ближних пещер в «Тератургиме» Афанасия Кальнофойского (1638). Возможно, перенос мощей состоялся в связи с ремонтом Успенского собора после землетрясения 1230 года . Празднование Собору преподобных отцов Киево-Печерских, в Ближних пещерах почивающих , установлено в 1684-1690 годах, при архим. Варлааме (Ясинском) . Общецерковное почитание установлено указами Святейшего Синода 1762, 1775 и 1784 годов, согласно которым было разрешено печатать службы Печерским преподобным и вносить их имена в общецерковные месяцесловы. Празднование дня памяти двенадцати грекам установлено во второй половине XIX века, память под 14 февраля выбрана, вероятно, потому, что на этот день приходится празднование прп. Исаакию Затворнику, мощи которого почивают рядом. В середине XIX века были записаны украинские народные легенды о 12 греках - братьях-строителях. Легенды рассказывают о том, что возводимые днем мастерами церковные стены ночью уходили под землю и только после водружения золотого креста на верху церкви вся она вышла наружу. 11 братьев не пожелали никакой награды за свои труды, только быть положенными после кончины в лаврских пещерах. 12-й брат захотел богатства. Пожив в миру и растратив его, он пришел к братьям, чтобы быть похороненным с ними в пещерах. С трудом втиснувшись между ними, он не смог протянуть ногу и почил с согнутой ногой, " как и ныне лежит " . Представление о 12 греках как о братьях впервые зафиксировано в плане монастырских пещер 1744/1769 гг. .

http://drevo-info.ru/articles/13678996.h...

И именно благодаря архивным материалам Киево-Печерской лавры мы хотя бы приблизительно знаем даты жизни всенародно любимого ратника. В 1638 году в типографии лавры была напечатана книга «Тератургима» монаха Киево-Печерского монастыря Афанасия Кальнофойского. Автор, описывая жития святых лаврских угодников, уделяет несколько строк и Илье, уточняя, что богатырь жил за 450 лет до написания книги, то есть в 1188 году. События тех далеких лет крайне драматичны. В 1157-1169 годах Киев стал ареной междоусобных конфликтов за право великого княжения. Только за указанный период на киевском престоле сменилось 8 князей, в 1169 году стольный град был разорен Андреем Боголюбским (кстати, увезшим из Софии Киевской икону, известную сейчас как икона Владимирской Богоматери), а с 1169 по 1181 год Киевом правили 18 князей, некоторые из них даже по несколько раз. Вдобавок, в борьбу за великокняжескую власть вмешались половцы, совершившие в 1173 и 1190 годах опустошительные набеги на Киевские земли. И при обследовании тела Ильи Муромца специалистами судебной медицины выяснилось, что былинный герой стал жертвой одного из таких набегов. По версии Сергея Хведчени (журнал «Вокруг света», 1 за 1994 год), произошло это печальное событие в 1203 году во время опустошительного набега на Киев объединенных войск Рюрика и половцев. Город тогда взяли приступом, Киево-Печерский монастырь и Софийский собор разграбили, большую часть столицы сожгли дотла. По свидетельству летописцев, «такого разорения в Киеве дотоле не бывало». К тому году богатырь на склоне лет принял монашество в Киево-Печерском монастыре, так что, вероятно, там и стал Илья по прозвищу «Муромец» при постриге – истинное его имя в церковных хрониках не сохранилось. И естественно бывший воин не мог оставаться в стороне, защищая символ древнерусского православия и свою обитель. Проведенная уже в ХХ веке медицинская экспертиза мумифицированных останков героя показала, что, судя по его ранениям, он не стал легкой добычей врагов. На теле Ильи Муромца было обнаружено несколько ран, из которых серьезной оказалась лишь одна – на руке от копья, а роковой – тоже копейная, но в области сердца. Отсутствуют лишь обе ступни ног. Кроме глубокой округлой раны на левой руке видно такое же значительное повреждение в левой области груди. Создается впечатление, что герой прикрыл грудь рукой, и ударом копья она была пригвождена к сердцу. Мощи облачены в монашескую одежду. Над гробницей находится образ святого Ильи Муромца.

http://azbyka.ru/ilya-muromec

Поставленный в К-поле митрополитом, Д. в 1384 г. прибыл в Киев, где был арестован киевским кн. Владимиром (Василием) Ольгердовичем , обвинившим святителя в том, что тот поехал в К-поль «без повеления» литов. князей. К этому времени Ягайло разорвал соглашение с Димитрием Донским, утратила силу и договоренность о занятии митрополичьей кафедры Д. Святитель скончался в заключении, был похоронен в Антониевых пещерах Киево-Печерского мон-ря. Почитание Свт. Дионисий в темнице. Роспись Вознесенского собора Печерского мон-ря в Н. Новгороде. 2003 г. Свт. Дионисий в темнице. Роспись Вознесенского собора Печерского мон-ря в Н. Новгороде. 2003 г. В сообщении «Рогожского летописца» 40-х гг. XV в. о смерти Д. отмечено, что «есть тело его и доныне цело и нетленно» (ПСРЛ. Т. 15. Вып. 1. Стб. 151). Эта запись, читавшаяся уже в летописном своде нач. XV в., отразившемся в московской Троицкой летописи, свидетельствует о рано начавшемся почитании Д. Б. Н. Флоря По-видимому, спустя нек-рое время мощи святителя были перенесены из Киево-Печерского мон-ря в Н. Новгород. Об этом, а также о нетленности св. мощей сообщает Симон (Азарьин) в составленном им Месяцеслове, где отмечена память Д. как «преподобного отца нашего», к-рый «в Киеве в заточении душу свою Господеви предал, а оттуду по неколицех летех мощи его перенесены в Нижней целы и нетленны благодатию Божиею» (РГБ. МДА. 201. Л. 321 об., сер. 50-х гг. XVII в.). По-видимому, Д. был погребен в нижегородском Печерском мон-ре, в таком случае его мощи были утрачены в результате оползня, разрушившего мон-рь на первоначальном месте 18 июня 1597 г. В XVII в. останков Д. уже не было в киевских пещерах, упоминание о них отсутствует в «Тератургиме» Афанасия Кальнофойского (К., 1638). Запись об основателе нижегородского Печерского мон-ря архиеп. Дионисии в монастырском синодике. XVII в. (ЦАНО) Запись об основателе нижегородского Печерского мон-ря архиеп. Дионисии в монастырском синодике. XVII в. (ЦАНО) С сер. XVI в. известно о почитании Д. в Н. Новгороде. В синодике 1552 г. нижегородского Печерского мон-ря говорится, что он написан в обители «преподобного чудотворца Деонисиа» ( Макарий (Миролюбов). С. 364). В Похвальном слове рус. святым Григория Суздальского (2-я пол. XVI в.) о Д. сказано сразу после Киево-Печерских святых. Он прославляется как устроитель многолюдного («аки град») пещерного мон-ря, наставник монахов («емуже и ученик множество бе, числом и до 500 в ангельском чине причитаются»), духовный отец мн. тысяч мирян («толикы тысуща приведе Господеви, толикых душь попечение име»), архиерей, имевший «разсуждение от Святаго Духа во обоих в образех же и вещех: во иноческих же и миръских» ( Макарий (Веретенников), архим. Эпоха новых чудотворцев: (Похвальное слово новым рус. святым инока Григория Суздальского)//АиО. 1997. 2(13). С. 136-137). В офиц. общерус. летописании XVI в. о почитании Д. свидетельств нет, кроме указания на нетленность его мощей, взятого из более ранних сводов.

http://pravenc.ru/text/178313.html

Софии). Киевская митрополичья кафедра, частично освободившись от влияния казачества и опираясь на поддержку православной шляхты, стремилась получить независимость от вмешательства светских патронов. При митр. Петре усилилось значение митрополичьих наместников и протопопов. Петр (Могила) ввел практику регулярных объездов протопопами приходов и наблюдения за состоянием духовенства и церквей, протопопы также ведали сбором податей в пользу митрополита. Служение протопопов контролировали визитаторы, назначавшиеся из монахов Киево-Печерского мон-ря. Наместником в белорусско-литов. части Западнорусской митрополии являлся Самуил (Шитик-Залесский), представителем митрополита на укр. землях в составе короны польской - Леонтий (Шитик-Залесский), игум. Овручского мон-ря. Власти митрополита подчинили Киевское братство, «фундатором» к-рого был митрополит, и Виленское братство, во главе которого стоял митрополичий наместник. Митрополит совершал объезды митрополичьей области, в частности весной-летом 1635 г. он посетил Вильно, Минск, Оршу и Кутейно. Митр. Петр начал масштабное восстановление киевских храмов. Реставрационные работы прошли в соборе Св. Софии, были устроены новый иконостас и неск. реликвариев. В украшении собора принимали участие рус. мастера, в благодарность митр. Петр послал царю часть незадолго до этого обретенных останков равноап. кн. Владимира. Были возобновлены Десятинная и Васильевская (Трехсвятительская) церкви, храм Спаса на Берестове, Михайловская ц. Выдубицкого мон-ря и др. Благодаря усилиям свт. Петра укрепилось почитание Киево-Печерского мон-ря. Этой цели послужило издание на польск. языке Киево-Печерского патерика Сильвестра (Косова) (Paterikon, albo Zywoty ss. ojcyw Pieczerskich) (1635), «Тератургимы» Афанасия Кальнофойского (1638) с описанием новых чудес печерских святых. В 1643 г. митрополит канонизировал всех печерских угодников, тогда же была составлена молитва с обращением к «святым, в Малой России просиявшим». В результате деятельности митр. Петра (Могилы) и его сподвижников возросла образованность и пастырская активность духовенства, этому способствовала практика регулярного созыва священников на Соборы епископами и митрополитом.

http://pravenc.ru/text/1684527.html

В связи с этим память его установлена на 30 сентября, а также на 15 июня – день преставления. Ранее память его отмечалась также 2 сентября, вместе с прпп. Антонием и Феодосием Печерскими . Мощи его почивают в Великой Соборной Печерской церкви открыто. Когда свт. Михаил причтен к лику угодников, неизвестно, предположительно, с самого перенесения его мощей в пещеры, ибо он значится в списке преподобных Антониевой пещеры в сочинении инока Киево-Печерского монастыря Афанасия Кальнофойского «Тератургима, или чудеса, совершившиеся, как в самом Печерском монастыре, так в обеих его пещерах» в 1638 году; в книге Акафистов с канонами, напечатанной в печерской типографии в 1677 году, а именно в 9 песни, 1 стихе «П равила преподобных отцов печерских» поставлено его имя. Но в общих месяцесловах его не было, как и прочих преподобных Печерских. Уже указами Св. Синода 15 июня 1762 года, 18 мая 1775 года и 31 октября 1784 года дозволено печатать службы преподобным Михаилу, Антонию, Феодосию и прочим чудотворцам Печерским в книгах, издаваемых Лаврской типографией, а указом Св. Синода от 6 августа 1795 года поведено было сочинить и обстоятельное жизнеописание святителя Михаила для помещения в Четьих Минеях. Святитель Михаил почитается первым киевским митрополитом. Некоторые летописи называют его вторым, а первым грека Леонтия, или Леова; в Новгородском же летописце роспись митрополитов начинается с Феопемпта (1037 год). До XIII века митрополиты жили постоянно в Киеве. Опустошение этого города заставило их перенести престол митрополии во Владимир на Клязьму, а потом, в начале XIV века, в Москву, где и правили они Русской Православной Церковью до установления патриаршества (1589 год). Митрополиты всероссийские именовались поначалу Киевскими и всея России. По установлению патриаршества, киевские митрополиты по причислению их к российской иерархии занимали первое место после патриархов. Русская Православная Церковь сохранила память о заслугах первосвятителя Михаила, митрополита Киевского, в синодиках новгородского и киевского Софийских соборов, где он по праву именуется первоначальником.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Для посетителей открыты Дальние и Ближние пещеры. Отреставрированы корпуса 53 и 56, где находятся паломнические гостиницы. На цокольном этаже корпуса 53 расположена паломническая трапезная, в корпусе 39 - монастырское экскурсионное бюро. На территории К.-П. л. действуют Киевские ДС и ДА, находятся адм. здания Киевской митрополии, резиденция Предстоятеля УПЦ, митрополита Киевского и всея Украины. В доме настоятеля лавры на Ближних пещерах на цокольном этаже расположен свечной завод. Остальные постройки используются в качестве общежития для братии и под хозяйственные нужды. К нач. 2013 г. в К.-П. л. проживало ок. 180 чел. братии. В. В. Воронин Скиты и подворья В ведении К.-П. л. в различные периоды находилось не менее 14 приписных скитов или подворий с храмами (не считая отдельных приписных мон-рей или приходских храмов). Первое из подворий, упоминаемое в летописи под 1096 г., существовало в Суздале (ПСРЛ. Т. 2. Стб. 228); впосл. преобразовано в суздальский во имя вмч. Димитрия Солунского муж. мон-рь . В 1631 г. был основан скит в Голосеевском лесу близ Киева (см. Голосеевский в честь Покрова Пресв. Богородицы муж. мон-рь ). Видимо, с сер. XVII в. в Ст. Киеве у Нижнего вала существовало подворье в честь Покрова Пресв. Богородицы. В сер. XVIII в. Покровский храм подворья был обращен в приходский, к 1784 г. он обветшал, был упразднен, а приход приписан к Верхне-Местской ц. святителей Василия Великого, Иоанна Златоуста и Григория Богослова ( Берлинский М. История г. Киева//Киïвська старовина. 1992. 1(292). С. 99). В люстрации Киевского замка за 1552 г. упоминается подворье на территории Замковой горы (горы Киселёвка), а также церковь, вероятно относившаяся к подворью (АрхЮЗР. 1886. Ч. 7. Т. 1. С. 107). Правосл. храм на Замковой горе отмечен и на плане Киева, приложенном к кн. «Тератургима» (1638) мон. Афанасия (Кальнофойского). В 1651 г. Киевский замок был сожжен казаками Б. Хмельницкого, храм с подворьем разрушены. С XVI в. известно подворье с храмами во имя прор. Илии и свт. Николая Чудотворца в с. Городок (Гродек, Грудек) Луцкого у. Первое известие о с. Городок как о лаврском имении датировано 6 марта 1516 г. (в этот день кн. Константин Иванович Острожский, женатый на дочери кнг. Анастасии Гольшанской Татьяне, подтвердил завещание тещи о передаче Городка обители). О проживании монахов в Городке известно из документа Луцкого суда от 22 мая 1562 г., в к-ром упоминается иером. Иларий, урядник подворья (Опись актовой книги Киевского Центрального Архива. 2036/Сост.: О. И. Левицкий. [Офиц. изд. архива]. К., 1883. С. 18). В янв. 1593 г. в скиту скончался еп. Владимирско-Брестский Мелетий (Хребтович-Богуринский). В 1702 г. подворье было обращено в загородную резиденцию Луцких униат. епископов.

http://pravenc.ru/text/Киево-Печерская ...

10.  АМВРОСИЙ Подобедов , Орденов Св. Андрея, Св. Александра Невского, Св. равноапостольного Князя Владимира 1 степени, Св. Анны 1 Класса и Св. Иоанна Иерусалимского большого Креста Кавалер, переведён на Санкт-Петербургскую Епархию в 1799 году, Октября 16, из Архиепископов Казанских Архиепископом же. В 1800 году, Декабря 19, пожалован вместе и Новгородским Архиепископом; а в 1801 году, Марта 10, Митрополитом Новгородским, Санкт-Петербургским, Эстляндским и Финляндским, и находится доныне. 54  Заимствовано из Краткого исторического описания Киево-Печерской Лавры, изданного в 1805 году в Киевской Академической Типографии. 55  В описании Киево-Печерской Лавры, напечатанном в Киеве, поставлен год 1531; но сие быть не могло; потому что в самом Остроге Типография заведена Князем Константином не прежде 1580 года; а в 1531 году Князь Константин ещё не был и Острожским. Может быть, сия ошибка выведена из книги Тератургимы Афанасия Кальнофойского, который на стр. 33 в надписи Константину Князю Острожскому означил кончину его в 1533 году несправедливо; ибо сей Князь скончался в Киеве в 1608 году. 56  В описании Киево-Печерской Лавры здесь опять ошибка в летосчислении, якобы с 1533 года началось в Киеве печатание книг; ибо известно, что первая книга из Киево-Печерской Типографии вышла Трефолой в 1618 году. 57  Глава сия обретена Преосвященным Петром Могилой , Митрополитом Киевским, в 1636 году следующим случаем: Митрополит сей имел обыкновение каждую субботу посещать Киевские святые храмы. В одно время по сему обыкновению своему пошёл в церковь Святителя Николая, оставшуюся по разорению Батыеву от великой, называемой Десятинной, церкви. По выходу из оной, обозревая окружности её, усмотрел в недальнем от неё расстоянии небольшую в земле яму, и из любопытства приказал оную глубже рыть. Когда дорылись до известной глубины, то нашли два мраморных гроба, в которых, по свидетельству положенных на них надписей, лежали кости Святого Князя Владимира Святославича и супруги его, Греческой Царицы Анны. По открытию гроба Святого Владимира, помянутый Митрополит взял в воспоминание будущим родам главу Святого Великого Князя, которую сперва положил в церкви Преображения Господня, им же, Святым Владимиром, по свидетельству летописцев, сооружённой, находящейся ныне внутри крепости Печерской близ северных врат Лаврских; потом того же года для безопаснейшего её хранения, положил в великой Киево-Печерской церкви, где и доныне оная хранится.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

13 Труд Киево-Печерского монаха Афанасия Кальнофойского, изданный в 1638 г., также на польском языке. Трудолюбивый собиратель исчисляет до 64-х чудес, ему современных (1594–1638), и приводит клятвенное свидетельство, что требовалось от каждого сообщающего о чуде, с ним свершившегося. Описание Киево-Печерской Лавры стр. 95, 96. 15 По сообщениям, распространявшимся до половины XVII века, из римской коллегии вышли следующие униатские митрополиты: Велямин Руцкий (1613–1637), Рафаил Корсак (1637–1641), Антоний Селява ( с 1642 г.), Киприан Жоховский (с 1674); архиепископы: смоленские – Лаврентий Кревша, Андрей Злотый и полоцкий Николай Лосоцкий; епископы: владимирский на Волыни – Иероним Гроховский, луцкий – Иеремия Почаповский, пинский – Пахомий Оранский, туровский – Алексей Дубович и коадъютор виленский Маркиаи Тризна. Allat. de Eccles. occident. et orient. perpetua consensione p. 987 et sequ. 16 Описание Киево- Софийского собора стр. 153. – Кассиан Сакович в своем сочинении «О заблуждениях Русской Церкви». Впрочем, вскоре эта семинария пришла в упадок, – как свидетельствует тот же Сакович, – от того, что учителя не хотели трудиться, каждый спешил занять какое-нибудь место повыгоднее и почетнее. А вероятной причиной упадка можно полагать и то, что сумма, собранная на семинарию, во время войны 1630 г. с казаками была ими перехвачена, как о том свидетельствует Галицкая Летопись. Русский исторический сборник III стр. 246. 17 Гаврил Домецкий пишет: «Послал Петр Могила со всей коллегии киевской в Царьград к святому патриарху, просить у него благословения открыть школы в Киеве латинских и польских училищ, и прежде избрав монахов угодных, отправил в разные государства для изучения наук, среди которых был покойный Иннокентий Гизель». Письмо к новгородскому митрополиту Иову, в конце XVII в. 18 См. четыре записи, относящиеся к этому делу, в «приложениях к Описанию Киево-Печерской Лавры» стр. 15–31. Из первой, заключенной 15 июня 1631 г. в городе Львове, в братской церкви «пред престолом Господним», видно, что в число ученого лаврского братства тогда были приняты: иеромонах Исаия Трофимович и монах Сильвестр Коссов.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Gors...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010