и последовавшим за этим включением в царский титул Алексея Михайловича термина «Белая Русь». Мощи О времени и об обстоятельствах перенесения мощей преподобной Евфросинии из Палестины в Киев , и положении их в Дальних пещерах Киево-Печерского монастыря ничего не известно. В литературе часто встречается мнение, что перенесение мощей святой в Киев произошло в 1187 году в связи с осадой Иерусалима египетским султаном Салах-ад-Дином , разрешившим христианам покинуть город и унести свои реликвии (впрочем, Феодосиевская лавра, находившаяся на значительном расстоянии от Иерусалима, осаде не подвергалась). О мощах преподобной Евфросинии в киевских пещерах не сообщает изданная в 1638 г. «Тератургима» Афанасия Кальнофойского. Факт нахождения мощей преподобной в нише Благовещенской церкви Дальних пещер получает известность со второй половины XVII века. В XIX - нач. XX века жители Полоцка неоднократно обращались в Синод с ходатайствами о перенесении мощей преподобной Евфросинии из Киева в Полоцк. В 1832 году такое прошение направил Могилёвский и Витебский еп. Гавриил (Городков) , в 1840 году - Полоцкий и Витебский еп. Василий (Лужинский) , в 1858 году - православные жители Полоцка, в 1864 году - 13 волостей Полоцкого уезда, в 1867 году - Полоцкий и Витебский еп. Савва (Тихомиров) , которого поддержал Московский митр. св. Филарет (Дроздов) . В 1870 году по благословению Киевского и Галицкого митр. Арсения (Москвина) от мощей преподобной была отделена частица (средний перст правой руки) и передана Спасо-Евфросиниеву монастырю (находилась в Спасской церкви). В 1893 г. вновь было подано прошение о перенесении мощей преподобной Евфросинии в Полоцк, которое было отклонено с предписанием не поднимать этот вопрос в будущем. Однако Всероссийский миссионерский съезд, состоявшийся в 1908 г. в Киеве, принял резолюцию о возобновлении ходатайства. В соответствии с этим постановлением духовенство Полоцкой епархии, члены полоцкого Евфросиниевского и витебского Свято-Владимирского братств, тысячи мирян во главе с Полоцким еп.

http://drevo-info.ru/articles/13673113.h...

Около 1608 года 55 Константин Иванович, Князь Острожский Воевода Троицкий, Гетман великого Княжества Литовского, Староста Браславский и Винницкий, подарил Лавре из Острожской Типографии буквы и все орудия, к печатному делу принадлежащие, и на построение при Лавре Типографии определил многие сёла и деревни, в великом Княжестве Литовском состоящие. По доставлению оных букв и орудий, построен был, по мнению некоторых, вне Лавры против Никольского монастыря дом деревянный, и при нём церковь деревянная Святой Екатерины, в коей производилось печатание книг с 1618 56 по 1706 год; а того года Великий Государь NЁTP I, начиная строить Киево-Печерскую крепость, повелел церковь снять и дом печатный перенести внутрь Лавры, что тогда же и исполнено. Но из книжицы Афанасия Кальнофойского, под названием Тератургима, в 1638 году на Польском языке в Лавре напечатанной, явствует, что ещё с 1638 года была Типография внутри Лавры, и как приметить можно из имеющегося при той книжице плана Лавры, на том самом месте, где и нынешняя. Во время бывшего в 1718 году в Лавре пожара деревянный Типографский дом сгорел; почему выстроен на том же месте каменный дом, в коем и ныне печатание церковных книг производится. В 1787 году, во время Высочайшего пребывания в Киеве блаженной памяти Государыни Императрицы EKATEPUHЫ II, по прошению Преосвященного Митрополита Киевского и Священно-Архимандрита Киево-Печерской Лавры Самуила, Высочайшим Рескриптом об Академии Киевской, Марта 15 ему Всемилостивейше данным повелено: «завести при Академии Киевской гражданскую Типографию на разных языках и содержать оную в Киево-Печерской Лавре». Сие заведение действительно и начато 1788 года. Вышеупомянутого Князя Острожского Константина Ивановича тело, по преставлении его в 1608 году, погребено в Киево-Печерской церкви за правым клиросом, монумент же мраморный поставлен на левой стороне по входу западными вратами в церковь , и ныне в целости находится. 5 Российские Великие Монархи и Монархини, Цари, и Великие Князи и прочие знаменитые особы имели всегда к святому сему месту отменное уважение и изъявляли усердие своё различными благотворениями, как-то:

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

Первое должно быт понимаемо так, что мощи, откопанные в свое время, не были прославлены чудотворениями и поэтому снова преданы были земле, – что в XVII веке, быв случайным образом, при обвалах в пещерах, снова открыты, они при сем новом открытии были прославлены чудотворениями. В объяснение второго мы не можем сказать ничего удовлетворительного 436 . Что касается до канонизации Печерских святых или до установления празднований им, то относительно домонгольских святых, о которых находятся сказания в Патерике и в летописи, вероятно думать, что одной части их были установлены местные празднования в Печерском монастыре еще до нашествия Монголов, а другой части вскоре после нашествия Монголов. Все эти святые представляются в Патерике и в летописи великими подвижниками и чудотворцами, и чтобы Печерский монастырь не хотел воздавать им должного почитания чрез установление празднований им, это трудно предполагать. Летописец дает знать, хотя и не совершенно ясно, о существовании празднований, когда свой рассказ о нескольких подвижниках Печерского монастыря оканчивает словами: «Таци ти баша черноризци Феодосьева монастыря, иже сияют и по смерти, яко светила, и молят Бога за сде сущюю братью и за мирьскую братью и за приносящая в монастырь» (конец 1074-го года). Впрочем, древних служб или древней общей службы домонгольским Печерским святым неизвестно в настоящее время 437 . Относительно послемонгольских Печерских святых вероятно думать, что частным образом они признаваемы были за святых по мере того, как прославлялись чудотворениями, но что формальным образом они все зараз были канонизованы или что всем им зараз было установлено празднование в 1643-м году митрополитом Петром Могилою . В 1635-м году напечатан был написанный по поручению Петра Могилы Польский Патерик Сильвестра Коссова, в котором автор старался, хотя кратко, указать как подвиги, так и чудеса каждого Печерского угодника Божия 438 , а в 1638-м году было напечатано, написанное по поручению его же – Могилы и также на Польском языке, сочинение монаха Печерского монастыря Афанасия Кальнофойского:  Τερατοργημα или чудеса, совершившиеся как в самом Печерском монастыре, так и в обеих ею пещерах 439 , в котором описано до 64 чудес за последние 44 года (1594–1638), с подробным указанием обстоятельств каждого чуда 440 .

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

История св. Феодора и Василия представляет нам в опыте мысли св. писания: «те, которые хотят обогащаться, впадают в искушения и в сети и во многие безрассудные и вредные похоти, которые погружают людей в бедствие и гибель» ( 1Тим.6:9 ). «Как трудно имеющим богатство войти в царствие Божие» ( Лк.18:24 ). «Любостяжатель есть идолослужитель» ( Ефес.5:5 ). Богатых в настоящем веке увещавай, чтобы они не высоко о себе думали и уповали не на богатство ненадежное, но на Бога живого; – чтобы они благодетельствовали, обогащались добрыми делами, были щедры и общительны (Тим.6:17, 18). Св. муч. Евпла диакона Диакон в городе Катане, носил с собою евангелие и, читая народу, наставлял вере в Господа Иисуса Христа. В гонение Диоклитианово схвачен по поведению градоначальника, и как непоколебимый в своем исповедании предан пыткам, строган железными гребнями и бит железными молотками. Затем судья велел повесить книгу евангелия на шею мученика, отвести в тюрьму и не давать ему ни хлеба, ни воды. Чрез семь дней призвал его и сказал: «хоть теперь поклонись богам!» Но мученик ответил: «кто ж захочет оставить свет и ходить во тьме?» Он был осужден на смерть, перед казнию поучал народ и обезглавлен (304 года). Св. мученицы Сосанны, Гавиния пресвитера, отца ее, Гаия папы и других с ними Сострадали в Риме в 296 году. Папа Гаий (Каий), Гавиний (Габиний) и Сосанна были родственники имп. Диоклитиану, который узнав, что они христиане и распространяют эту веру, велел предать их и обращенных ими двух знатных сановников смерти. Мощи их покоятся в Риме. 80 Варяжские пещеры идут на юг от юго-западного угла Феодосиевой пещеры. См. пр. 83. и август. 28. 84 Ркп. святцы: „преподобномученики Василий иерей и Феодор пострадаша в л. 6610 мес. августа в 11 день“. О годе кончины ошибка в опис. Киев. лавры. стр. 107. и у Вершинского в месяцеслове. Не могло быть и того, чтобы Василий после Феодора жил в варяжской пещере 29 лет, о чем говорит опись лавры. 85 Печ. патерик л. 159. 160. При Кальнофойском (1632 г.) св. страдальцы почивали уже в Антониевой пещере. Землетрясением 1614 г. варяжская пещера сильно была повреждена. И едва ли не вслед за тем св. мощи перенесены были из нее в Антониеву пещеру.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Господь спасет меня; и мы во все дни жизни нашей со звуками струн моих будем воспевать песни в Доме Господнем! 265 Прочее об Езекии и о всех подвигах его, и о том, что он сделал пруд и водопровод и провел воду в город, написано в летописи царей Иудейских. И почил Езекия (54-х лет от роду) с отцами своими 266 , и похоронен был иудеями с великим почетом на лучшем месте между царскими гробницами. Святой мученицы Шушаники (Сусанны), бывшей царевны Грузинской Дочь Грузинского царя, Шушаника жестоко пострадала за веру в Иисуса Христа от нечестивого мужа своего – вероотступника Васкена, владетельного князя Ранского или Карабахского, вассального князя Грузинского царя, – и после нескольких лет разнообразного томления скончалась в 458 году, 17-го октября. Мощи ее были перенесены в Тифлис 28-го августа 586 года и положены в приделе Метехской церкви, что ныне в замке Метехском, с южной стороны алтаря 267 . Память Печерских угодников, почивающих в Феодосиевой пещере В 28 день августа Киевская Лавра совершает память о всех нетленно почивающих в пещере Феодосиевой. Ныне здесь открыто покоятся 46 нетленных мощей угодников Божиих. У Кальнофойского (1638 г.) показано в Феодосиевой пещере 33 святых; а у Гербиния (1674 г.) – 37. Малорусское известие «о житиях святых, в пещере преподобного Феодосия почивающих», говорит о 40 святых. Таким образом время от времени открывались мощи угодников Божиих 268 . Малорусское описание святых, как видно по содержанию его, писано после Гербиниева описания, около 1678 года 269 . Но и после того открыта была пещера с доскою, где покоились мощи священномученика Лукиана. По рукописным святцам Московским указываются в Киевских пещерах и такие угодники, о которых не говорит ни Малорусское известие, ни нынешнее описание пещер. Это означает, что мощи их были когда-то известны, но потом сокрыты переменами времени, как подобное открывается при обзоре мощей, указываемых Кальнофойским и Гербинием 270 . По указанным нами памятникам видим в Феодосиевой пещере: а) Святителей: Илариона Киевского , Амфилохия Владимирского, Феофила Новгородского

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

209 Святыни Киева, стр. 47. В описании лавры сказано (стр. 109), что «св. Меркурий епископ смоленский убит Батыем в 1247 г. и памят. его 24 ноября». – Но здесь смешан смоленский епископ Меркурий со смоленским муч. воином Меркурием, которого память 24 ноября. – Впрочем не сомневаемся, что св. епископ смоленский Меркурий был тот самый епископ смоленский, о котором упоминается в летописях при нашествии Батыевом 1238 г. без имени его. Считать же его, как считает ист. иер. 1, 324, преемником епископа Симеона, упоминаемого в 1197 г. (собр. л. 1, 150. 151), не дозволяет житие пр. Аврамия смоленского, где преемниками Симеона оказываются Игнатий и Лазарь. 212 Мощей преп. Сисоя и Алексия еще нет ни у Кальнофойского, ни у Гербиния, тогда как у последнего видим преп. Онисима, которого еще нет у Кальнофойского; см. пр. 208. Ныне известны два канона преподобным Антониной пещеры: один Мелетия Сирига, нап. в акафистнике К. 1674 г. другой – неизвестного, нап. в службах преподобным печерским, К. 1855 г. Так как преп. Сисоя воспеваемого в последнем каноне, не видно у Гербиния: то это дает видеть, что этот канон написан после 1675 г. Песни преподобным Антониевой пещеры кик Сиригом, так и неизвестным, составлены без сомнения по надписям досок, закрывавших пещеры почивших. Не многие из таких досок, закрывавших устья пещер в Феодосиевой пещере, известны и ныне. См. авг. 28. пр 161. 215 Христианские древности. Прохорова тет. 1. 1862 г. Сарахова о русском иконописании, Спб. 1859 г. 218 Канон преподобным, К. 1855 г. Так как ныне нет открытых мощей ни пр. Евстафия, ни Матфея и Ефрема, которых однако воспевает канон: то канон неизвестного, хотя написан после 1675 г. (прим. 212), но сочинение надобно относить к концу 17 в. 219 Об этом говорит и Гербиний. Kiovia Subterranea р. 69. 70. По виду пещеры Кальнофойского на западной линии, не вдали от трапезы, почивали очень многие преподобные – Иезуит Алонзий Кулеш в своем сочинении. Wiara prawoslawna, Warsaw 1710 признает ρ. 72–81 печерских подвижников святыми (swietemi), только как иезуит усиливается доказать всеми неправдами, что «святые печерские киевские» были в соединении с римскою церковию, – были униатами. – Сочинение г. Кулеша издано с двумя одобрениями, с одобрением Товия Арента, начальника иезуитов Литвы и виленского бискупа Константина Бржостовского.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Коссова и Тератургиму А. Кальнофойского) и 3) время первых опытов полного изложения и прагматической обработки русской истории (вторая половина XVII в., когда составлены Густынская летопись, Хроника Ф. Сафоновича и Синопсис). Автор дает в своем труде критическое обозрение важнейших памятников западнорусской историографии, отнесенных им к двум первым отделам. Разбор каждого произведения представляет обстоятельную монографию, основанную на тщательном изучении памятника, его происхождения, состава, источников, характера и значения; особенно отличается этими качествами глава III о Патерике Коссова и Тератургиме. Только о Палинодии З. Копыстенского автор ограничился общими замечаниями, сославшись на существующие в литературе специальные исследования об этом памятнике. Выясняя связь западнорусской церковной историографии XVII в. с общим направлением духовного просвещения и церковной жизни западной Руси того времени, автор обнаружил основательное знакомство с исторической литературой по этому предмету. Третий отдел (глава об историографии второй половины XVII в.) также изучен автором основательно, но представлен лишь в подробном конспекте с указанием разнообразных ученых пособий, которыми пользовался автор, и с изложением главных выводов, к которым привело его изучение. Это дает возможность, не смотря на незаконченность сочинения, признать его очень хорошим». 30 . Заслуженного ординарного профессора Петра Цветкова о сочинении студента Ринка Евграфа: «Нравственное учение Св. Амвросия Медиоланского »: «Сочинение г. Ринка расположено по следующему плану. После краткой биографии Св. Амвросия Медиоланского и краткого обзора его творений (введение) дается анализ содержания как собственно нравоучительных творений его, так и других, в которых с значительною подробностью выражены им ифические воззрения (первая глава), затем излагается учение Св. Амвросия о высшем благе, которое есть Бог (вторая глава), затем учение его о сущности добродетели и условиях ее достижения, при чем утверждается, —179— что, по Св.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

1034 Опис. лавры стр. 107. 108. 229. 293. 289. Пимен прозорливый и постник, скончавшийся в один день с Кукшею, почивает в Антониевой пещере (опис. лавры 107:108), а Пимен постник и игумен покоится в Феодосиевой пещере (опис. лавры 287. 294. 132). Потому напрасно смешивают (христ. чт. 1855 г. 1. 288) последнего с первым, – хотя они были почти современниками. 1036 При сличении вида пещеры Феодосиевой у Кальнофойского с видом Гербиния (Kiowia subterranea, Ienae 1675) открывается что линия пещеры на юго-западе, после 1638 г., несколько изменена и без сомнения вследствие землетрясения, произведшего повреждения особенно в варяжской пещере, которая шла на юг от юго-западного угла нынешней Феодосиевой пещеры. – При исправлении повреждений пещеры, мощи некоторых святых положены в других местах, – надобно прибавить, что у Гербиния на рисунке пещеры указано несколько мощей безыменных. Конечно, имена преподобных отысканы в последствии – по синодикам и другим записям. 1037 Это описание с кондаками и тропарями недавно напечатано в книжке: «краткие сказания о жизни и подвигах св. отцов дальних пещер», К. 1862 г. Издатель полагает, что «описание» составлено в одно время с кондаками и тропарями, которых сочинителем признает он Мелетия Сирига. С мыслию о его времени «описания» нельзя согласиться, как по числу описываемых святых, так и потому, что у Гербиния нет и намека на это описание. Малорусское описание важно тем, что взято с древних надписей, бывших на досках, закрывавших пещеры с мощами. Шесть из таких досок поныне целы и славянские надписи их говорят о шести пещерниках тоже, что видим в малорусском описании. Канон преподобным дальней пещеры (К. 1855 г.) написан позже тропарей и кондаков, и он менее их важен для истории. 1038 Кальнофойский показывает в Феодосиевой пещере мощи: затворника Исидора, старца Евлогия и старца Даниила, но ныне их не видно. Русский посланник св. мест 1634 г. Василий Гагара игумен «много полестичские земли прошед и грузинскую – и ефионскую – и мутьянскую и сербскую – и нигде столько не нашел святых мощей чудотворец что в Киеве в пещерах мнозии Святии во плоти опочивают нетленными, от Бога почтени, чудотворцев за 200, а инии токмо мощи лежат, и тех сказывают не одна тысяча Святых». – Сказ. русс. народа, изд. Сахарова, 2, 4, 121.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

«Самые иностранцы, пишет он тотчас после приведенных выше слов, отдали честь Нестору выписыванием из него в истории свои многих известий и применением к своим народам, не могли найти ничего достовернее. Шлецер, искусный и разборчивый историк и критик, снесши его со всеми северными летописателями, нашел его единственным и настоящим историком русским» (Ib., стр. 452–453 и 91–92). Сквозь очки Шлецера наш автор большею частию и смотрит на Нестерову летопись. Отсюда, как кажется, взгляд его, что хотя переписчики «вносили в летопись много нелепого и превратного, существенно же повествуемое Нестором оставалось видном только виде». На отыскание этого существенного A.A. Шлецер, как известно, употребил очень много времени, труда и учености, работая над своим очищенным и Евгением расхваляемым (стр. 87–88 по 2-му изданию Словаря и стр. 447–448 по 1-му изд.) «Нестором», далеко, однако, не кончив его (остановился на 988 г.), и установляя принципы научной исторической критики летописей. Но наш преосвященный историк нигде об этих принципах не говорит и кажется, не пользуется ими для того, чтобы разоблачать в летописных списках «превратное и нелепое», снимать с них принятый ими «иной вид» и приводит в вид настоящий, Несторовский, – по крайней мере, ни в одном из своих трудов он не высказывает того постоянного критерия при помощи которого можно было бы отличить в летописи ложь от истины, позднейшую вставку от оригинала перо Нестора и его продолжателей от пера их переписчиков, хотя по местам и встречается предпочтете одного летописного списка другому. Из одного письма Евгения к М. П. Погодину (от 3 январи 1835 г.) видим, что даже в самом конце своей жизни преосвященный историк не имел вполне ясного, основательного представления об основной Нестеровой (именно) летописи. «Об имени Нестора, писал Евгений, не помню я чтобы где-нибудь читал, кроме (как) в заглавии Кенигсбергского списка и в Киево-Печерском Патерике, и в Кальнофойского польском сокращении Нестора. Но не верю (только?), чтобы это имя было выдумано.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

125–174. Более сказал Евгений о архимандритов» (гл. IX; ср. стр. 119–125, по др., и совершенно вновь повел речь «О Патерике печерском» (гл. XVІ). Словом, Евгениевское «Описание лавры» много подробнее и обстоятельнее предшествующего, служившего ему пособием, и после него историку знаменитой киевской обители нет никакой нужды обращайся за справками к «Краткому историческому описанию» ее 1791, 1795, 1805 и 1817 годов. Что касается другого пособия, бывшего под руками у нашего автора, Тератургима Аф. Кальнофойского, то в некоторых случаях 399 сам же Евгений отсылает к нему своего читателя. В отношении к этому пособию он, нужно заметить, был не особенно разборчив и потому вслед за ним делал некоторые ошибки (стр. 40 и 99), исправленные впоследствии Закревским. 400 Кое-какие и под час очень важные ошибки преосв. историк делал и при пользовании первоисточниками, и первее всего грамотами. Так, он принял за подлинным грамоты Андрея 10. Боголюбского 1159 г. и константинопольского патриарха Максима 1481 г. и часто ссылался на них, особенно на первую. 401 Между тем это позднейшая фальсификация. 402 В вопросе о начале Печерского монастыря м. Евгений вовсе не разобрался, приведя лишь кучу разноречивых свидетельств о двукратном путешествии преп. Антония на Афон и год его смерти (стр. 4 и 6). Причина этого, впрочем, не в нем самом, а в известных ему позднейших списках Патерика, «во многом (между собою) разноречивых» (стр. 128), в его печатных редакциях (славянской и польской), в летописях, Синопсисе и др. источниках. Поставленный вопрос легко бы разрешился, если бы пр. Евгению были доступны древнейшие рукописные Патерики, из которых на один (XIV ст.) он сам указывает (по слухам, конечно; стр. 123) и в которых нет ни слова о первом путешествии Антония на св. гору при кн. Владимире, равно не говорится и о сорокалетнем житии его в пещере, а лишь только о многолетием. Самое рассуждение м. Евгения «О Патерике печерском» (гл. XVI), удовлетворительное в свою пору, перестало уже быть таковым с 1888 г., когда на страницах мартовского «Журнала Министерства Народного Просвещения» появилось исследование о том же предмете А.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010