Письма митрополита Московского Филарета к покойному архиепископу Тверскому Алексию. 1843–1847. М. 1883. Письма Филарета, митрополита Московского и Коломенского к высочайшим особам и разным другим лицам (1820–1867)/Собр. и изд. Саввою, архиепископом Тверским и Кашинским. – Тверь, 1888. Письмо митрополита Филарета преосвященному Алексию, епископу Дмитровскому, в ответ на приветствие от московского духовенства с совершившимся тридцатилетием служения его Высокопреосвященства на Московской пастве (3 июля 1856 года)//Чтения в Обществе любителей духовного просвещения. М. Сергиев Посад. 1863–1894; 1868. Кн. 4, стр. 69–70. Письмо Московского митрополита Филарета к эконому Санкт-Петербургского Троицкого подворья, соборному иеромонаху Амвросию (1831)//Душеполезное чтение. М. 1879, ч. 1, стр. 260. Письма митрополита Московского Филарета к наместнику Свято-Троицкой Сергиевой лавры архимандриту Антонию (1831–1867): в 4 ч. М. 1877–1884 и 27 мая 1832 г.//Душеполезное чтение. М. 1879. Ч. 1, стр. 260. Письма митрополита Московского Филарета к наместнику Троице-Сергиевой лавры, архимандриту Афанасию (1821–1831). М. 1886//Православное обозрение. М. 1878, т. 3, стр. 370 (выписки из книг стр. 6–56). Письма к Афанасию, епископу Новочеркасскому и Георгиевскому//Душеполезное чтение. М. 1892, 2, июль, стр. 467. Письма к преосвященному Виталию, епископу Дмитровскому, викарию Московской епархии (1827–1842). М. 1887//Православное обозрение. М. 1887, февраль, март. Письмо к наказному атаману Донского войска генералу от кавалерии Максиму Григорьевичу Власову (31 января 1846 года)//Душеполезное чтение. М. 1895, ч. 1, стр. 95. Письма к господину управляющему московскою палатою государственных имуществ. ст. сов. Степану Гавриловичу Вишневскому (25 октября 1855)//Душеполезное чтение. М. 1890, ч. 1, стр. 245–246. Письма к Гавриилу, архиепископу Рязанскому. М. 1868 и см. также//Чтения в Обществе истории и древностей российских. М. 1868. Кн. 2, стр. 114–207. Письма в Бозе почившего святителя Филарета, митрополита Московского к Гавриилу, архиепископу Тверскому//Душеполезное чтение. М. 1869, ч. 3, стр. 201–204.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

В прежние времена в подобных случаях я совещался с митрополитом Серафимом; но в сие время не мог по слабости его здоровья. И так сообщал мое мнение митрополиту Киевскому и нынешнему Новгородскому 206 ; воспользовался их замечаниями; получил их согласие и представил мое мнение Св. Синоду. Последствий не было, а это значило, что никто на мое мнение не возражал и что предположение графа Протасова оставлено без действия» 207 . И так далее. Все это возбуждало в графе чувство неприязни к святителю Московскому и желание унизить его при каждом удобном случае. К последнему графа усердно склоняли и его советники, которых также и за то же не жаловал Филарет. Из них ректор С.-Петербургской академии архимандрит Афанасий (Дроздов) 208 особенно сильно желали унижения Филарета за ту беспощадную критику, какую встретила от Филарета составленная им в духе направления времени обер-прокурорства графа Протасова Герменевтика 209 . В этой Герменевтике Афанасий, следуя помянутому направлению, «высказал порицание еврейскому тексту Библии, требовал канонизации перевода LXX, говорил о недостаточности Св. Писания для знания истин веры и пр.» 210 . Филарет Московский , единственно из стремления к «охранению учения от уклонений, благонамеренных по цели охранить предание, но не безопасных по мыслям, унижающим достоинство Священного Писания» 211 , строго разобрал герменевтику Афанасия, и ей не было дано хода 212 . А между тем составитель герменевтики (подражая своему сиятельному покровителю) принял такой случай за личное оскорбление. Он хотел привлечь Филарета за такую критику его герменевтики даже к суду вселенских патриархов 213 . Дело с герменевтикою, начавшись осенью 1841 года, затянулось и на целое полугодие 1842 года 214 . Это время было вершиною тех унижений для святителя Московского, о которых мы сказали выше и которые начались еще ранее, хотя в сущности они были не столько унижением, сколько возвышением достоинств святителя Московского, как великого иерарха. Ужо в 1838–1839 годах делом о Катехизисе Филарета (пространном) обер-прокурор дал почувствовать последнему свою власть 215 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

Апрель 1829 года Нет ли в братии некоторого смущения вследствие ваших распрей? Один слушает Афанасия и возмущается против Арсения; другой слушает Арсения и возмущается против Афанасия. Не подобает сим тако бывати. Смотрите за собою, не подаете ли братии причин к справедливому неудовольствию; и смотрите, не возбуждается ли неудовольствие немирными речами других. Берегитесь самонадеяния, берегитесь поступать по первым движениям собственной воли; рассуждайте о всяком деле со вниманием; очень мало дел, которые бы безопасно было делать как случится; советуйтесь часто со старшими и благонамереннейшими из братии; любите слушать правду и умейте не гневаться за правду грубую. […] 24 августа 1829 года Мир Вам, отец наместник, и братии. А понеже дни покаяния наступают, то прощения от всех вас прошу себе и Вам прощение подаю, благодатию Господа нашего Иисуса Христа, Единого имущего власть отпущати грехи. Да упокоит Бог душу о[тца] Иринея. А за то благодарность преставльшемуся, что и нам с Вами смертный час привел на память. Да. Надобно бодрствовать и быть в готовности, особенно в такое время, когда дремота, объемлющая всех, от буиих до мудрых, не знаю, со многими ли исключениями, есть худо примечаемое предвестие внезапной опасности. […] 11 февраля 1830 года Я отложил путь в Петербург, чтобы умирать с своими 696 . […] 20 сентября 1830 года Письма к архимандриту Иоанникию 697 Богомольцев надобно назидать, а не смущать; что молитвенное послушание исполнять должно ради Бога и ради пользы ближнего, а не по корыстным расчетам; что усердный богомолец не останется беспомощным, а жадный к деньгам всегда будет голоднее бескорыстного. […] 11 апреля 1837 года С участием узнаю о случившихся с Вами, отец наместник, болезненных припадках. Советов врачебных от врача и просить надобно, и принимать от врача основательного и опытного, потому что болезнь тонка. Правду сказали Вам, что употребление портера может служить для укрепления; но для Вашей болезни не думаю, чтобы он мог быть лекарством. Слабость у Вас не в мускулах.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Этим объясняется раннее не по возрасту поступление А.В-ча в нашу академию. В апрельском заседании 1828 г. правление Московской академии постановило вытребовать 50 воспитанников из семинарий московского и казанского округов для составления восьмого курса, – из Костромской потребовали троих. В четырех семинариях, между прочим и в Костромской, выбор был поручен ревизорам, посланным самой академией. В Кострому отправился бакалавр академии по кафедре герменевтики иеромонах Афанасий Дроздов. Горский, бывший тогда в философском отделении, был признан наиболее способным учеником и, минуя богословские классы, прямо послан в академию один вместо троих. Достоверное предание, идущее от А. Голубинского, рассказывает, что Афанасий выбрал в студенты слишком молодого и не учившего богословия Горского, чтобы не упустить этого человека для своей академии, чтоб не перехватили его например в Питер. Следует до земли поклониться Афанасию за его выбор и догадку 2127 . —389— младшего братца, можно видеть, что А.В., уже будучи профессором, оставался покорным сыном костромской семьи. Случалось, что родительская власть сталкивалась с самостоятельными стремлениями сына и слезы матери останавливали его решение. В неизданном отрывке дневника А.В-ча читаем: «Родителям первая дань любви и почтения? А не заставляю ли мать мою проливать слезы и сокрушаться о мне? Господа, разреши этот узел. Любящим и закон естественный велит воздавать любовью и всем! А не оскорбляю ли их горячности ко мне глухим сердцем? Не ввожу ли их в неприязненные расположения, не подаю ли им повода к различным огорчениям?» – А.В. жаловался после на раздвоение в душе, на свое всеугодливое я, которое подчиняется всякому обстоятельству, уживается со всяким отвратительным существом, существует ко внешнему счастью. Это я, по его признанию, родилось в нем в лета детства может быть от воспитания. Обличает себя в «слабодушии». Здесь он разумеет недостаток смелости, привычку непротивления злу, мягкость характера, граничившую со слабостью, свою неспособность стать героем-исповедником.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Образование будущего ученого началось в семье. Велось оно по-старому. Много заставляли учить на память, не справляясь, понято ли заученное. Воспитатели Горского, как он говорит, держались того застарелого правила: „учи что тебе дано, после подумаешь о том, что выучил. Самодеятельности в нем не развивали и тяготили науками памяти. Сам А. В. чувствовал склонность к словесности, потому что она способствовала его живости и давала возможность, по крайней мере, излагать своими словами чужое. Рано обнаружились у Горского филологические дарования: при изучении языков он не любил механического зазубривания слов, а больше занимался производством их. Старая духовная школа, слишком трудная для посредственного ученика и потому славная своей камчаткой, не угашала, а воспитывала великие дарования. Но для А. В-ча при школьном обучении было еще одно благоприятное обстоятельство. Его отец, бывший ранее преподавателем семинарии, очень заботился об ученьи сына и вероятно не чужд был родительского тщеславия видеть его в числе первых учеников. Он внимательно следит за учением А. В-ча, помогает ему в занятиях, не спрашиваясь и не трогая его исправляет задачки, что было неприятно и обидно самому ученику. Александра Горского писали между первыми в списке и он был самым развитым учеником своего времени в Костромской семинарии. Этим объясняется раннее не по возрасту поступление А. В-ча в нашу академию. В апрельском заседании 1828 г. правление Московской академии постановило вытребовать 50 воспитанников из семинарии московского и казанского округов для составления восьмого курса, – из Костромской потребовали троих. В четырех семинариях между прочим и в Костромской выбор был поручен ревизорам посланным самой академией. В Кострому отправился бакалавр академии по кафедре герменевтики иеромонах Афанасий Дроздов. Горский, бывший тогда в философском отделении, был признан наиболее способным учеником и, минуя богословские классы, прямо послан в академию один вместо троих. Достоверное предание, идущее от Ф. А. Голубинского, рассказывает, что Афанасий выбрал в студенты слишком молодого и не учившего богословия Горского, чтобы не упустить этого человека для своей академии, чтоб не перехватили его, например, в Питер. Следует до земли поклониться Афанасию за его выбор и догадку 6 . II. Студенческие годы

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Smirnov...

По сему, если ищете вины и во мне, то можете искать ее в том, что я не строго осуждаю вину академии. В сем случае справедливость требовала разобрать доказательства снисходительного суждения, мною предоставленные. Но на них в «Рассуждении» не обращено внимания. А. Н. Муравьев. Неизвестный художник с оригинала. П. З. Захарова. 1838 г. «Рассуждение» начинается мыслью, что «момент таинственного преложения непостижим». Если желаем поставить твердое доказательство, то в основание должно полагать истины твердые и точные. Непостижимо Таинство, непостижимо действие пресуществления, непостижимо, как совершается преложение: это православное учение. Но иное «образ» преложения, иное «момент». Например: непостижимо, как вдуну Бог в человека душу живу, но кто скажет, что Бог вдунул в него душу живу в шестой день творения, по сотворении тела, и тем определил «момент», тот непостижимое ли скажет? И тот, кто скажет, что когда совершено благословение Святых Даров, «тогда» совершилось и преложение и таким образом определен «момент», постижимое ли скажет? «Рассуждение» говорит, что учение о времени преложения должно заимствовать из Предания. Мною же было сказано, что из Предания и Писания: чаша… юже благословляем. Или это беда? «Рассуждение» излагает всю тайнодейственную молитву. Мне кажется, это долгий путь к заключению, не увеличивающий силы заключения. В последних словах все ясно: «и сотвори убо хлеб сей». Очевидно, что в сие время священнодействующий имеет пред собою еще хлеб, который еще не сотворен Телом Христовым, которого, впрочем, освящение началось еще от проскомидии, и конечно не напрасно, и не без всякого значения. Но когда сие благословение совершено, священнодействующий земным поклонением изъявляет уже благоговение к Телу и Крови Христовой. В «Рассуждении» замечается, между прочим, что «неоконченная молитва Богу Отцу прерывается и вносится молитва Богу Сыну». Хорошо, что таким образом доказательство составляется против того, кто признает доказываемую истину. А если бы оно писано было против латинствующего, то открыло бы врагу уязвляемое место. Он мог бы указать на греческое православное сокращение догматов веры Афанасия Парийского 111 , изданное на греческом языке в Лейпциге в 1806 году, где на страницах 366 и 367 древними свитками литургий с[вятых] Василия Великого и Златоустого и контекстом молитвы сих обеих литургий доказывается, что внесение сюда трех стихов из третьего часа не принадлежит к древней литургии, в которой призывание Св[ятого] Духа заключается кратко в самом контексте тайнодейственной молитвы, без перерыва простираемой к Богу Отцу, и таким образом обвинил бы составителя доказательства в употреблении в пользу восточного учения такого Предания, которое оспаривается самими восточными богословами.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Голубинскому на его запрос: «Не знаю, не могу решить, поскольку жил доселе, о сем нимало не думая, также беззаботно, как прежде бывши студентом, в ожидании оного решения от обстоятельств... своя воля, свой выбор для меня всего опаснее». Письмо от 19 мая 1833 г., сообщенное нам Д. Ф. Голубинским . 2127 Личность Афанасия Дроздова, умершего в сане архиеп. Астраханского в 1876 г., известна исторически. Сведения о нем из времени службы в Московской академии можно найти в Истории академии С.К. Смирнова. Приведем еще из воспоминаний гр. М. Вл. Толстого. «Афанасий Дроздов, очень молодой иеромонах 4-го курса, отличался очень бойкими способностями и неутомимым трудолюбием по классу герменевтики. При необыкновенно красивой наружности он постоянно чуждался женщин и бегал от них как от заразы; впрочем и вообще не любил общества и всё время проводил за книгами». Р. Архив, 1881, I, 290291, тоже Богосл. Вестн. 1894, 4 кн. 165. – Данные о воспитании А.В. Горского заимствованы нами главным образом из Дневника его. 2128 Вот несколько воспоминаний об нашей академии того времени того же гр. М.Вл. Толстого, который слушал лекции и как увидим далее, рядом сидел на них с А.В. Горским. «Могу сказать по чистой совести, что ни от кого из них (студентов) не видал дурного примера, кроме весьма немногих, искавших иногда рассеяния в хмельных напитках. Впрочем, общих попоек никогда не бывало, кроме прощания с товарищами по окончании курса. За то как много видел я добрых примеров скромности, уважения к старшим, трудолюбия и искреннего христианского благочестия. С благодарностью воспоминаю и теперь при конце своего поприща о той нравственной пользе, которую я приобрел из этих примеров». «Музыка и пение светских песен не дозволялись в академии... Церковное пение было весьма развито» и некоторые москвичи уверяли, что академический хор не уступал синодальному и чудовскому. Р. Архив 1881. I, 301; Бог. Вестн. 1894, IV, 374. 2129 Все студенты, жившие у него, боялись его как близкого к нелюбимому инспектору Евлампию, – сообщает П.С.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

271 Философствование и в академии признавалось опасным. Филарет Гумилевский пишет об этом в письме к Горскому: «Здесь довольно шума наделал о. Афанасий (Дроздов) тем, что запретил Карпову читать философию по его запискам, а дал в руки Винклера», потом пригласил на философию проф. Фишера. В других письмах упоминая о том, что в библиотеку спб. академии не выписывают новых книг, Филарет замечает: «они боятся ереси... но так велят поступать обстоятельства...» (Приб. к Тв. св. отц; 1883. I, стр. 228, 238 и 247.) 272 Эта часть представляет сходство с тогдашним печатным руководством по психологии киевского проф. Новицкого (1840 г.), также как и разделение психологии на общую и частную. Пособиями на русском были еще: Шульце, Психическая антропология, перев. с немецкого еще в 30-х годах проф. Сидонским; Кедрова, курс психологии (1844 г.) Но вопросы о различии души и духа (по Карпову), о цели существования на земле, о бессмертии души (как у Кедрова) не введены в программу, не имея прямого отношения к опытной психологии. 274 О программе по логике можно судить по обширным извлечениям из нее, приведеннык в «Истор. пермск. семин.» архим. Иеронима, ч. Ш, стр. 74–81. 276 По словам Благовещенского, учитель математики, «дойдя кое как до логарифмов и бинома алгебры, объявил, что их можно выпустить по трудности понимания». По рассказам другого бывшего семинариста 40-х годов, алгебру ученики большею частию не понимали, так как к слушанию ее не были подготовлены, плохо зная и 4 действия арифметики, хотя преподаватель того времени (Михайлов) дело знал и относился к нему серьезно, не опуская по алгебре и статьи о логарифмах (консп. 1847 г.) 277 В отчете обер-прокур. за 1849 г. сказано: «усматривая очевидную пользу практической геометрии для воспитанников семинарий, чтобы они, поступая на священнические места, могли сами приводить в известность церковные земли, разделять их в случае надобности на участки в хозяйственном отношении, иметь понятие об исчислениях для строительных работ, и руководствовать крестьян в сих предметах, св. Синод постановил: учеников семин. сверх преподавания им геометрии в классах, непременно занимать практическими измерениями, применяясь преимущественно к нуждам сельского быта, так чтобы каждый из них был обучен составлению плана местностей, сии практические наставления возлагать на преподавателей сельского хозяйства там, где они признаны будут к тому способнее учителей геометрии; и снабжать семинарии не только книгами по части практич. Геометрии и геодезии, но и необходимыми для упражнения учеников инструментами и пособиями, на счет духовно-учебных капиталов». Кроме того предположено было составить программу и общий план практических занятий. (Извл. из отч. обер-прокур. 1849 г. стр. 47, 48.)

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

7 ноября 1822 года Гробница наместников Троице-Сергиевой лавры архимандрита Афанасия (1818–1831) и архимандрита Леонида (1877–1891) за алтарем Свято-Духовского храма Подлинно, отец наместник, за грехи наши посещает нас Бог. И что иное делать, как вопиять к Нему же: согрешихом, беззаконновахом, – но не предаждь нас до конца, отцев Боже 686 ; а при том исправлять нашу жизнь и других увещевать к исправлению? […] Я писал Вам о смехотворстве на клиросе. Пожалуйте и смотрите и советуйте, чтобы таких соблазнов не было. Долго ли нам монастырским поступать хуже мирских? Время прекращено 687 . Иного нечаянная смерть, Бог знает, готового ли застала. Кто знает, далеко ли от каждого из нас подобный случай? Между тем и общее время что-то все хмурит брови; кажется, слышится: горе живущим на земли 688 ; а живущии на земли отягчают сердца свои объядением и пиянством 689 и не думают о грядущих на вселенную 690 . Но чтобы такими мыслями не опечалить всего более, когда Вы уже и без того невеселы, напоминаю себе и Вам, что Бог нам прибежище и сила, помощник в скорбех обретших ны зело 691 , если всем сердцем взыщем Его. Да взыщем же! И да от нас взыщется, общими и взаимными молитвами помолимся. 23 февраля 1824 года Молитесь о душе императрицы Елизаветы 692 . Ее кроткое страдание было жертвою, благоугодного Богу, и, может быть, умилостивляло Его и для нас. […] 8 мая 1826 года Более и более открывается, от каких ужасов и мерзостей избавил нас Бог, укрепив государя в 14 день декабря. Молитесь, чтобы зло сие правдою и мудростью совсем уничтожено было. Но есть люди, которые после бывшего посещения Божия, о котором предварительно говорили, теперь еще говорят о таящемся на нас гневе Божием. […] 16 июня 1826 года Если мы в духовных подвигах не спешим вослед отцов наших, не надобно ли хотя [бы] другим послужить и чужим терпением, чрез сострадание, помочь нашему спасению? […] 7 ноября 1826 года Споры по делам не должны мешать миру. По должности надобно всякого побуждать к исправлению в деле: потому что сего требует правда и польза дела. Я слыхал, что Платон и Гавриил после жаркого спора в Синоде по делам прямо из Синода езжали вместе к тому или другому из них обедать: так дела не мешали тогда миру. […]

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Мир обители, вам и братии. Сентября 17-го 1840. Письмо 271 Путь мой к вам, о. наместник, должен быть из Богородска, вероятно, 23 дня. Впрочем погода и состояние дорог могут продлить его. Но не озабочивайтесь и не озабочивайте многих ожиданием. Никиту и Алексия облещи в рясофор Бог благословит. Мир вам и братии. Сентября 17-го 1840. Письмо 272 Путешествие мое, о. наместник, окончилось благополучно. Но после двух здесь праздников долго собираемая во мне простуда ожесточилась. Употребив предписанное вами лекарство и просидев двое суток в келлии, теперь облегчаюсь. Вас не зову еще потому, что времени отъезда моего определить не могу. На следующей неделе надеюсь сказать вам, какое откроется время для начатия пути. Усердие графа Шереметьева Бог да благословит. Такожде и другого вкладчика. Да поможет Преподобный болящему сыну ржевского священника. Скажите мне по времени о его состоянии. Не успокоивается мой помысл на предположении вашем о замене иеромонаха Афанасия. Предлагаемый вами иеромонах, кажется, слаб здоровьем, и это не хорошо для Петербурга, где людей немного, и где новоприбывшие и здоровые иногда не скоро мирятся с климатом. Не наименуете ли другого? Посылаю образ для кокуевского старосты. Отдайте ему с призыванием от меня благословения Божия. Мир обители, вам и братии. Октября 4-го 1840. Письмо 273 Мир вам, о. наместник, и братии. Отведав хлеба с картофелем и найдя в нем и вид и вкус хлеба, и только по небольшой солоделости примечая присутствие картофеля, я тотчас подумал, что или мало тут картофеля положено, или мало его осталось в хлебе от переработки. В таком случае, думал я, из чего биться? Не лучше ли давать за обедом просто уменьшенную порцию обыкновенного хлеба и в замен того увеличенную порцию картофеля, приготовленного свойственным ему образом? Полученное за сим письмо ваше подтверждает мои догадочные заключения. Кажется, надобно прекратить производство многодельное и малополезное. О предстоящей ценности хлеба не видится сведений твердых. В прошедшее воскресенье сказали мне, что должен быть дешевле, и доказывали сие расчетом; а в понедельник услышал я, что на торгу он стал дороже.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010