Ибо если сие является так соблюдаемым касательно низших клириков и мирян, тем более, хочет Собор, чтобы сие соблюдаемо было касательно епископов. Итак, те, которые в своей епархий отлучены от общения, да не явятся восприемлемыми в общение твоею святынею, с намерением, и потому что не подобает. Подобно и бесстыдные побеги пресвитеров и следующих за ними клириков да отженет святыня твоя, как сие и достойно тебя. Ибо и не возбранено сие для Африканской Церкви никаким определением Отцов, да и определения Никейского Собора, как клириков низшей степени, так и самих епископов, явным образом обратно отсылают к собственным их Митрополитам. Разумно и праведно признал он, что какие бы ни возникли дела, они должны оканчиваемы быть в своих местах. Ибо Отцы судили, что ни для одной области не оскудевает благодать Святаго Духа, чрез которую правда иереями Христовыми и зрится разумно, и содержится твердо, и тем более, когда каждому, если появится сомнение о справедливости решения ближайших судей, позволено приступать к Соборам своей области, и даже ко Вселенскому Собору. Разве есть кто-либо, который бы поверил, что Бог наш может одному только некоему вдохнуть правоту суда, а бесчисленным иереям, сошедшимся на Собор, откажет в оном? Притом, как будет тверд заграничный суд, пред который необходимые лица свидетелей не могут представлены быть, то по немощи, или от телесного недомогания, или от старости, то по многим другим препятствиям? О том, чтобы некие, словно от ребра твоей святыни, были посылаемы, мы не обретаем определения ни одного Собора Отцов. Ибо, что прежде от вас, чрез того же соепископа нашего Фавстина, прислано было к нам, якобы из постановлений Никейского Собора, того мы никак не могли обрести в вернейших списках правил сего Собора, с подлинников снятых, которые получили мы от святейшего Кирилла, нашего соепископа Александрийской Церкви, и от досточтимого Аттика, епископа Константинопольского, и которые, еще прежде сего, чрез пресвитера Иннокентия и иподиакона Маркелла, принесших оные к нам, посланы были от нас к Вонифатию, блаженной памяти епископу, вашему предшественнику.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/kanony...

История М. м. также реконструируется фрагментарно. В 922 г. по приказу имп. Романа I Лакапина из М. м. в мон-рь Мирелейон в К-поле были перенесены 3 саркофага с останками имп. Маврикия и его родственников ( Const. Porphyr. De cerem. 1829. P. 646-647). В это время район Маманта приобрел иной облик. Согласно договорам Византии с Русью 907 и 944 гг., порт Маманта был единственным местом, где имели право жить легально рус. купцы. Отсюда им позволяли ездить на основные рынки К-поля группами не более 50 чел., без оружия, и торговать беспошлинно (ПВЛ. 1996. С. 17, 24, 153, 160-161). К кон. X в. мон-рь находился в упадке; его возрождение началось после того, как общину возглавил св. Симеон Новый Богослов . Он поступил в М. м. в кон. 70-х гг. X в., в 980 г. был здесь рукоположен во пресвитера. Спустя нек-рое время патриарх Николай II Хрисоверг (979-991) утвердил его в сане игумена М. м. Св. Симеон предпринял масштабную реконструкцию монастыря: приказал освободить храм от старых саркофагов, выстлал пол мраморными плитами, украсил новыми иконами и лампадами. Ок. 996-998 гг. группа монахов воспротивилась игуменству Симеона, жаловалась на него патриарху св. Сисинию II (996-998), но Симеон вскоре изгнал их из мон-ря. Из-за сложных отношений св. Симеона с церковными властями он вынужден был в 1009 г. покинуть М. м. Симеон умер в основанном им монастыре св. Марина в Хрисополе близ К-поля в 1022 г.; его мощи были перенесены в М. м. в 1053 г. ( Nicet. Pector. Vita Sym.//OrChr. 1928. Vol. 12). К сер. XII в. мон-рь вновь пришел в упадок, т. к. ранее был передан в частное владение неким феодалам в качестве харистикия . В 1147 г. его взял под свое покровительство придворный мистик Георгий Каппадокиец, который еще раз перестроил мон-рь, получив финансовую поддержку от патриархов Космы II Аттика (1146-1147) и Николая IV Музалона (1147-1151). Соборный храм был вновь украшен золотом и иконами. Монастырь располагал теперь большими владениями, получил независимый статус с правами самоуправления общины; игуменом стал Афанасий, прежде бывший экономом к-польского мон-ря Христа Филантропа. В конце жизни Георгий принял монашество в М. м. с именем Григорий. В 1158 г. игум. Афанасий составил Типикон, который сохранился до наст. времени. Община в то время состояла из 29 монахов, их подписи стоят под Типиконом. Он включал 48 глав и в основном опирался на Евергетидский Типикон (2-я пол. XI в.) ( Дмитриевский. 1895; Εστρατιδης. 1928). В 1164 г. Типикон получил апробацию и был одобрен комиссией имп. секретаря Иоанна Дифера, состоявшей из настоятеля Студийского монастыря Феофилакта, студийских монахов и нек-рых придворных. Вероятно, М. м. считался связанным со Студием и в ряде вопросов подчинялся этой столичной обители.

http://pravenc.ru/text/2561782.html

Еще одно раннее произведение Николая Мефонского принадлежит к агиографическому жанру: «Житие преподобного Отца нашего Мелетия, подвизавшегося на горе возле Миуполя» ( Βος το σου πατρς μ ν Μελετου το ν τ ρει τ ς Μυουπλεως σκσαντος). Одним из наиболее значительных святых XI века был святой Мелетий Новый († 1105). Сохранилось только два источника, содержащих сведения о его жизни. Первый принадлежит перу Феодора Продрома, второй – Николая Мефонского , и он был написан, по словам самого автора, через тридцать шесть лет после смерти святого, то есть в 1141 г. 520 Еще одно сочинение Мефонского епископа посвящено Евхаристии: «Слово к тем, кто сомневается в том, что освящаемый хлеб и вино не есть Тело и Кровь Господа нашего Иисуса Христа» ( Πρς τος διστζοντας κα λγοντας τι εροργουμνος ρτος κα ο νος οκ στ σ μα κα α μα το Κυρου μ ν Ιησο Χριστο) 521 . Оно пользовалось большой популярностью на Западе в период Реформации и помещено в ряде манускриптов вместе с похожими сочинениями греческих Отцов. Это был первый опубликованный труд Николая Мефонского и пока единственный, который переведен на другие языки (латинский и французский). Поводом для написания этого трактата, возможно, стала ересь богомилов, и в частности, случай в Мефоне. Упоминание о богомилах содержится еще в одном произведении Николая: «О споре по поводу поставления патриарха и об иерархии» ( Περ τ ς π τ καταστσει το πατριρχου ντιλογας κα περ εραρχας), которое епископ написал в защиту избрания Мануилом Комнином на патриарший престол Николая Музалона вместо смещенного Косьмы Аттика, якобы симпатизировавшего этим еретикам 522 . Скорее всего, трактат был написан вскоре после избрания Музалона (1147 или 1148 г.). Он содержит обращение к императору и вымышленный диалог с противниками императорской политики. В предисловии Николай подвергает критике популярную тенденцию производить «нововведения и перемены» ( καινοτομαι κα μεταβολα), особенно заостряя внимание на оппозиции Музалону, но возможно, преследуя более масштабную цель.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej-Fokin/...

Плёс. Церковь Воскресения Христова. Карта и ближайшие объекты ЦЕРКОВЬ ВОСКРЕСЕНИЯ, 1-я пол. 19 в. ул. Ленина, 2. Расположена в начале улицы на возвышении. Замыкает западную сторону старой торговой площади и является доминантой ее застройки. Возведена в 1817 г. вместо двух деревянных церквей из кирпича и побелена по кладке. В 1962 г. перестроена внутри под картинную галерею. Хороший образец местного культового зодчества; по формам близка к Никольской церкви в Приволжске и Троицкой - в Плёсе. Сохраняет традиционное объемно-пространственное построение в духе 17 в., но декорирована уже в стиле раннего классицизма. Двухъярусный высокий четверик с четырехскатной кровлей завершен пятью небольшими луковичными главками с чешуйчатым покрытием на широко расставленных граненых барабанах (центральный — световой). Центры боковых фасадов акцентированы сильно выдвинутыми входными портиками с двумя парами тосканских колонн и фронтонами. Небольшая полукруглая апсида и квадратная, равная по ширине четверику трапезная с двускатной кровлей сильно понижены. Стройная трехъярусная колокольня из четвериков с арочными проемами завершена вытянутым граненым куполом с люкарнами и маленькой главкой на барабане. Убранство фасадов состоит из пояса над высоким цоколем, парных пилястр в простенках и на флангах объемов, антаблемента в завершении алтаря, нижнего яруса четверика и трапезной, а также широкого аттика четверика, декорированного филенками с полукруглым архивольтом в центре. Прямоугольные окна храма заключены в рамочные наличники с сандриками, ушами и подоконными нишками. Более скуп декор колокольни с трехчетвертными колонками на устоях арок и фронтонами двух нижних ярусов. Основной объем и трапезная перекрыты сомкнутыми сводами (в храме - со световым кольцом барабана, в трапезной - с многочисленными распалубками над проемами). Коробовый свод апсиды переходит в конху; в нижнем ярусе колокольни свод сомкнутый. Из книги «Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Ивановская область. Часть 3». М., Наука, 2000, с. 97-98.

http://sobory.ru/article/?object=00939

Купол венчает луковичная главка на восьмигранном кирпичном световом барабане (окна в барабане расположены тоже по сторонам света). Окна на гранях восьмерика двойные, с полуциркульным верхом, оконные заполнения люкарн овальной формы с лучевым, восьмичастным остеклением. Окна в барабане с полуциркульным верхом, окна второго света - квадратные и овальные, окна первого света с криволинейным верхом, на диагональных фасах с полуциркульным верхом. Крепованные фасады, обработанные в ордерных формах, насыщены архитектурной пластикой. Развитые карнизы, наличники сочного рисунка, картуши и лепнина над окнами придают поверхностям стен почти скульптурную выразительность. В традициях барокко грани восьмерика здания оформлены плоскими пилястрами с коринфскими капителями. Оконные наличники венчают маски крылатых ангелов и криволинейные сандрики. В стиле классицизма решены фасады нижнего яруса. Окна с рустованными наличниками завершают треугольные сандрики, а парные дорические колонны по краям под треугольными фронтонами образуют портики. В окнах сохранились узорные решётки с растительным барочным узором. Расположенная неподалёку отдельно стоящая трёхъярусная колокольня возведена тоже в 1766 году. Она задумывалась архитектором К. И. Бланком как парадный вход в Спасскую церковь со стороны усадьбы Вороново. Вертикаль сооружения складывается из трёх поставленных друг на друга и постепенно убывающих четвериков, завершающихся полуярусом, который решён в виде аттика с небольшими круглыми окнами - резонаторами " звона " . Три нижних яруса прорезаны широкими арками, благодаря чему здание колокольни пронизано светом и, кажется, парит над фундаментом. На каждом ярусе использованы в качестве декоративных украшений белокаменные карнизы, фронтоны и колонны с базами и капителями. Первый, нижний ярус украшен дорическим ордером, два верхних - коринфским. Колонны первого яруса колокольни поставлены на высокое цокольное основание, на котором покоится более лёгкая и пространственная группа прорезанных арками верхних объёмов.

http://sobory.ru/article/?object=06473

Ныне глава святителя Нектария и основная часть его мощей хранятся в серебряных раках в часовне у Троицкого храма, малые же их частицы розданы как благословение многим церквам в Греции и за ее пределами 322 . Обстановка кельи святого в Свято-Троицкой обители ныне имеет следующий вид: икона Божией Матери, перед которой он постоянно молился, письменный столик, кровать; умывальник и небольшой платяной шкаф, подаренные матерью. Здесь же находится витрина с личными вещами. Среди них крест, четки, монашеская скуфья, домашние туфли и губки, привезенные ему в знак благодарности местными ловцами, которые перед своим трудным и опасным промыслом приходили к святителю за благословением или испрашивали его на расстоянии. В той же витрине выставлен университетский диплом на имя иеродиакона Нектария Кефаласа, фотографии и т. п. В другом помещении хранятся священные одежды Пентапольца. Из вещей его, подаренных игуменией Ксенией на другой день после похорон архимандриту Пантелеимону Фостинису, архиерейский посох, дикирий и трикирий были впоследствии возвращены им на Эгину, а ряса пожертвована Свято-Нектариеву монастырю, что в Гаргиттосе (Аттика). Несколько лоскутов архиерейского саккоса в 1929 году переданы Герасиму Менаясу, некогда известному химику, который в то время проводил монашескую жизнь при келлии Святого Василия на Афоне. 321 Προκειμνου ν γνουν κποιες διαρρυθμσεις. Ср. текст X. Василопулоса: «Митрополит Нектарий был похоронен, если можно так сказать, на скорую руку, потому что настоящая усыпальница еще не была готова. Через пять месяцев должны были достроить новую усыпальницу, куда собирались перенести останки святителя». Василопулос X. Святитель Нектарий Эгинский . Жизнеописание. Акафист. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2003. Стр. 50. – Перев. 322 Согласно закону, владельцами останков святого считались его родственники. Впоследствии они передали свои права на них Троицкому монастырю, что засвидетельствовано нотариальным актом. Читать далее Источник: Димитракопулос Софоклис. Нектарий Пентапольский – святой наших дней/Пер. с новогреч. яз. Ю. С. Терентьева. – Саратов: Издательство Саратовской митрополии, 2012 г., с. 415, с фотоилл.

http://azbyka.ru/otechnik/Nektarij_Egins...

Несторианский спор возник вскоре же по вступлении Нестория на Константинопольскую кафедру в 428 г. Во время Ефесского собора 431 г. обнаружилось лишь во всей своей силе разногласие между спорившими сторонами, представителями александрийского и антиохийского богословия. В 433 г. состоялось примирение между ними, которое окончательно установилось благодаря, между прочим, мерам, принятым со стороны светской власти в 435 г. После спора из–за мнений Нестория началась было полемика по вопросу об учителе Нестория Феодоре Мопсуэстийском, но в видах сохранения только что достигнутого мира вопрос этот найдено было более целесообразным оставить без окончательного решения. Когда Несторий сделался Константинопольским епископом (10 апреля 428 г.), он, по его словам, уже нашел в Константинополе спор из–за вопроса о том, как нужно называть Пресвятую Деву: Θεοτκος или νθρωποτκος. Пресвитер Нестория Анастасий, по Сократу, раньше всех стал открыто проповедовать против употребления слова Θεοτκος. В этом же смысле высказался в своих проповедях и Несторий, предложив, в целях примирения, новое наименование — Χριστοτκος. Один из сторонников мнения Нестория, Дорофей, епископ Маркианопольский (во Фракии), бывший в то время в Константинополе, провозгласил даже анафему на называющих Марию Богородицей. Учение Нестория встретило сильный протест прежде всего в самом Константинополе. Ревнителем православия из среды мирян, адвокатом Евсевием (впоследствии епископом Дорилейским), прервавшим однажды проповедь Нестория восклицанием, что Само предвечное Слово родилось вторым рождением (от Девы), написана была и распространялась от имени константинопольского клира записка (διαμαρτυρα), где учение Нестория сопоставлялось с анафематствованным за 160 лет до того учением Павла Самосатского. Полемику против Нестория вели бывшие оба кандидатами на Константинопольскую кафедру не только по смерти предшественника Нестория — Сисинния (24 декабря 427 г.), но еще и раньше, по смерти Аттика (10 октября 425 г.), Прокл, поставленный Сисиннием во епископа в Кизик, но там не принятый и проживающий в столице, и пресвитер Филипп Сидский (церковный историк). Прокл опровергал однажды Нестория в проповеди даже в его присутствии, вызвав его этим на немедленное разъяснение. Филипп выступал, по–видимому, с более резкими обличениями и сам был осужден Несторием, как «манихей», на поместном соборе. Немалую ревность обнаружили также константинопольские монахи. Несторий расправлялся при случае довольно круто со своими противниками (ср. прошение к императору диакона архимандрита Василия и др.).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=722...

Ист. Сокр. кн. 7. гл. 25), сохранилось в церковной истории Никифора (Hist eccles. 1. 16. с. 26) письмо к Кириллу (епи­скопу Александрийскому), а также два отрывка из слова на праздник Рождества Христова, на которые, как на памятник истинной веры, ссылался Кирилл в своем известном послании к императрице против Нестория. Эти отрывки бы­ли прочитаны в 1-м собрании 3-го Вселенского собора в Ефесе (Harduin. Collect. Concil. t. 1. p. 1407). Еще известен отрывок письма Аттика к Евпсихию, в котором из­лагается учение о Христе, как Сыне Божием. Этот отры­вок находится Феодорита Кирского в его 2-м диалоге (по изданию Шульца, t. IV 16 стр.). О св. Аттике: Ц. Ист. Сократа кн. 6. гл. 20, 7. 25; Созомена Церк. Ист. кн. 8. гл. 27. Бароний ad. ana. 406–41.; Hefele, статья Atticus. 1 «Пастыри и мудрые учителя, святители Христовы церкви, с преподобными вся воспоим... Митрофана священнков славу, с Нек­тарием, Аттиком, Геннадием, с вами же и Анатолия поим». (8-я песнь канона в сырн, субботу.). 2 Савватий был родом иудей. По прнятии христианской веры, он уклонялся в раскол Новациан. Новацианским епископом Маркианом посвящен был в сан Пресвитера. Савватий и по принятию христианской веры оставался привязанным к иудейским религиозн. понятиям; к тому же, по честолюбию, он имел замысел сделаться епископом и начал делать особые, отдельные от своего епископа собрания, под предлогом стремления к высшему совершенству и будто бы по скорби о некоторых, которые, по его мнению, недостаточно причащаются св. таин. Маркиан, узнав об этом, укорял себя за ошибку в рукоположении и, досадуя, говаривал: лучше бы мне тогда возложить свои руки на терние, чем возводить в сан пресвитерства Савватия. По сему случаю поста­рался созвать Собор новацианских епископов в Ангоре, торго­вой пристани близ Елеонополиса. На соборе обязали Савватия кля­твою никогда не принимать епископского сана, а совершение Пасхи в один день с иудеями признали делом безразличными. Но и после Собора, Савватий продолжал делать свои отдельные собрания и от своих приверженцев, особенно простолюдинов, прянял наименование епископа (Ц.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Sambi...

Конечно, преклонение перед прежними сочинениями Платона никогда не угасало в Академии, да, можно сказать, и во всей античной философии вплоть до ее последних столетий. Тем не менее Аристотель столкнулся в Академии не только с философско-религиозными и художественно-мифологическими проблемами, но и с самым настоящим учением о диалектике понятий. Если, однако, нам важна история духовного развития Аристотеля и его деятельность в Ликее, необходимо привлечь очень существенный в его биографии факт, который весьма решительно повлиял на философа. Дело в том, что Аристотель около 367 года встретился в Академии с одним замечательным человеком — Евдоксом Книдским , о котором — ниже. Родился Евдокс около 408 года до нашей эры (по другим сведениям, в 391 году до нашей эры) на острове Книде (побережье Малой Азии), в городе Книде, известном как один из главных центров почитания богини Афродиты, в честь которой греческий скульптор Пракситель изваял прославленную статую. Расцвет философской деятельности Евдокса приходится на 368–365 годы до нашей эры, то есть на время его вторичного появления в Афинах. Умер он около 355 года до нашей эры, 53 лет от роду. В первый раз Евдокс появился в Афинах в возрасте 23 лет, то есть около 385 года. Возможно, что уже в это время он начал слушать Платона. Добавим к этому, что источники гласят о его ученичестве у пифагорейца Архита, который наставлял его в астрономии и геометрии; кроме того, он еще учился медицине у тогдашних известных врачей. Имеются сведения о том, что Евдокс примерно в 381/80 году посетил Египет. Страбон приводит даже версию, что Евдокс поехал в Египет вместе с Платоном и провел там целых тринадцать лет, с трудом добиваясь сведений о тайных учениях египетских жрецов. Проведя после этого несколько лет в Кизике и Пергаме (Малая Азия), он, как мы уже сказали, вторично приехал в Афины, но на этот раз уже с целой школой своих учеников, так что Диоген Лаэрций говорит даже об известной конкуренции Евдокса с Платоном. Это едва ли было так, поскольку есть твердые данные, говорящие о платонизме Евдокса. Во всяком случае, во время второй поездки Платона в Сицилию (367–365) Евдокс замещал его в качестве главы Академии. Это и неудивительно, ведь Платон и Евдокс были старыми друзьями по совместному пребыванию в Египте. Через некоторое время (приблизительно через 6–7 лет). Евдокс вернулся в Книд, где народ облек его законодательными полномочиями.

http://predanie.ru/book/219678-platon-ar...

10 . Руководители конструкторских бюро ведут самостоятельную переписку с НКСП к НКВ и соответствующими КБ в СССР, при обязательной копии переписки старшему уполномоченному и ОВЗ НКВМФ. АП РФ. Ф. З. Оп. 64. Д. 668. Лл. 105–128. Машинопись, автограф. Имеются пометы. 10. Телеграмма Наркома иностранных дел СССР В. М. Молотова полпредам СССР в Литве, Латвии, Эстонии и Финляндии 14 июня 1940 г. Излагаю отношение Советского правительства к современной деятельности Балтийской Антанты: После подписания Эстонией, Латвией и Литвой пактов взаимопомощи с СССР 7 Балтийская Антанта, члены которой, Латвия и Эстония, были еще раньше связаны военным союзом против СССР, не только не ликвидировалась, но усилила враждебную СССР и заключенным с ним пактам деятельность, включив в военный союз и Литву, а также стала подготавливать включение в него Финляндии. До пактов Балтийская Антанта не собиралась почти год. После подписания пактов она имела две конференции лишь на отрезке трех месяцев (декабрь 1939 г., март 1940 г.). На этих, проводившихся фактически за спиной СССР конференциях секретно намечались способы борьбы против растущего влияния СССР в Прибалтике, и против пактов взаимопомощи в частности. Последнее обстоятельство подтверждается согласованным подходом всех трех государств к вопросам, связанным с осуществлением пактов – затяжки с подписанием отдельных соглашений, попытки уменьшить вооруженный контингент сов. войск и т. п. Вообще, начиная с декабря 1939 года, Антанта развила исключительную, никогда в прошлом не наблюдавшуюся активность, причем во всех возможных направлениях – военном, политическом, экономическом, культурном, печати, туризма и пр. Все эти мероприятия, как в крупных, так и второстепенных областях, носили, и носят на деле антисоветский характер. В Балтийской Антанте за последние месяцы усилились секретно от СССР согласованные меры военного характера в Эстонии, Латвии и Литве. Эстония назначила военного атташе в Литву, а Литва – в Эстонию. В ноябре-декабре 1939 года состоялись встречные поездки начштабов Литвы и Латвии. В декабре 1939 года три литовских генерала в сопровождении чиновника МИДа ездили в Эстонию и Латвию. С февраля 1940 года в Таллине стал выходить печатный орган Балтийской Антанты – «Ревью Балтик» на английском, французском и немецком языках, причем, например, в первом его номере литовский премьер Меркис ни слова не сказал о Советском Союзе и пакте взаимопомощи, но зато подчеркнул, что отпали все политические препятствия для полного сотрудничества (значит, и военного) трех прибалтийских государств и т. д.

http://azbyka.ru/otechnik/6/1941-god-v-d...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010