В ее составе были и епископы, изгнанные из восточных диоцезов. По прика­зу Аркадия от посланников папы потребовали признания Аттика законным предстоятелем церкви Нового Рима. Они отказались это сделать, после чего западных отправили назад, а восточных арестовали и сослали в отдаленные места. Папа в ответ на учинен­ное насилие разорвал общение со всеми, кто признавал Аттика, и таким образом каноническое общение между церквами Запа­да и Востока было прервано. Созванный папой в Риме по делу Иоанна Златоуста собор западных епископов признал осуждение Иоанна и самый собор недействительными. В сложившейся ситуации властями в Константинополе реше­но было ужесточить режим содержания Златоуста. В Кукуз при­шел приказ перевести его в расположенный на дальней границе империи, в современной Абхазии, Питиунт (Пицунду). Перед эта­пом святитель был прикован болезнью к постели. Несмотря на это, его, в сопровождении конвоя, повезли по тряским горным дорогам, везли в дождь и жару, не давая отдыха. Прибыв в селе­ние Команы, он окончательно занемог. Его буквально принесли в ближайшую церковь Мученика Василиска, и, причастившись в ней Святых Таин, угодник Божий со словами «Слава Богу за всё!» отошел ко Господу. Кончина святителя Иоанна последова­ла 14 сентября 407 г. В Команах его и погребли, и только в 43 г. при святом архиепископе Константинопольском Прокле его мощи был перенесены в столицу. В 408 г. умер император Аркадий. В правление Анфимия, быв­шего регентом при малолетнем Феодосии, репрессивные меры против иоаннитов были смягчены, их уже не ссылали и иму­щество их не подвергали конфискации, но раскол продолжал­ся. Иоаннитам, в общении с которыми был папа и весь Запад, по-прежнему не разрешалось совершать богослужения в Кон­стантинополе, и они собирались на молитву в загородных церк­вах; эти церкви были переполнены молящимися, в то время как городские храмы стояли полупустыми. Подобное положение дел беспокоило правительство, но настоящие перемены в его рели­гиозной политике наступили лишь тогда, когда в 414 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Таковы мои определения в первом их очерке! Надписи Ко храму Илии, называемому Вдовьим. Вот, странник, Сидонская Сарепта; вот башня той вдовицы, которая страннолюбиво приняла к себе пророка Божия, Илию фесвитянина, когда голод опустошал города, и у нее было немного елея в чванце, и только горсть муки скрывалась в водоносе! Но все это без бережливости отдав пришельцу, открыла она в даре своем какой–то источник, из которого напитался ее дом. Илия не только напитал ее сына, пока он был жив, но и умершего воздвиг от мрака смерти. И матерь, которая оплакивала свое бесчадие, снова стала матерью без новых болезней рождения. К церкви, которая из идольского капища обращена святым Григорием в храм Божий Древний был я город, который наполняли демоны, а теперь, восставленный руками Григория, соделался храмом Христовым. Удалитесь от меня, демоны! Надгробия Софисту Проэресию Не много величайся после этого Кекропсов город! Небольшого пламенника невозможно сравнивать с солнцем, и другому смертному нельзя спорить в красноречии с Проэресием, который некогда приводил в потрясение мир новородящимися речами. Аттика произвела вновь возгремевший гром. А весь сонм высоковещих софистов уступил Проэресию. Уступил, однако же зависть и Проэресия покорила смерти. Не славны теперь стали Афины; бегите, юноши, из Кекропсова города! Грамматику Феспесию Увы! Увы! Феспесий, и ты умер; завистливая смерть и тебя сокрыла в могилу! Но слава и умершего Феспесия не умрет; так обильно источал ты новородящиеся речи; и Аттика взывает: «Кто теперь поддержит славу моей мудрости?» Мартиниану Перед тобой горы и море, нечестивец! Пользуйся равнинами, засеянными пшеницей, и стадами четвероногих. Таланты золота и серебра, драгоценные камни и тонкие шелковые нити — все это жизнь приносит в дар живым. А умершим остается немного камней, и те им дороги. Но ты и сюда заносишь руку, несчастный, не страшась, что иной, по твоим же законам, но более правдивыми руками, может разорить и твою могилу. Когда Мартиниан вступил в общую всех матерь землю, тогда восплакали все города Авзонии, обитатели всей Сицилии и широких пределов земли остригли себе волосы, потому что удалилась от людей сама Фемида. Но мы, вместо тебя объемля твою славную могилу, всегда будем показывать ее приходящим, как нечто священное.

http://predanie.ru/book/67845-tvoreniya/

493 Лукиан, пресвитер церкви в Кафар Гамала, рядом с Иерусалимом. Откровение на него снизошло ок. 415 г. 494 Авит из Браги (ум. в V в.), священник, изгнанный варварскими нашествиями из Галлии, Испании в Иерусалим, где он защищал антиоригенистические усилия Орозия (415 г.). Мощи св. Стефана, которые Авит послал своему епископу с помощью Орозия, обрели покой на Минорке. 497 В 388 г. Феодосий I устранил узурпатора Магна Максима в Италии и передал власть над Италией Валентиниану II. После убийства последнего Арбогастом Феодосий в 394 г. предпринял второй поход в Италию и разбил войска узурпатора Евгения. Епископом Паулин стал в 409 г., так что имеются в виду оба этих похода. 498 Паулин Ноланский был двоюродным братом св. Мелании. Мелания Старшая (342–409 гг.), римлянка из патрицианского рода Антониев. После того как в 22 года овдовела, встретила Иеронима и посвятила свою жизнь аскетизму на востоке (с 372 г.). С помощью своего духовного наставника Руфина Аквилейского Мелания построила женский монастырь в Иерусалиме (ок. 387 г.). Во время посещения Запада (400–403 гг.) она встречалась со своим двоюродным братом Паулином Ноланским. Она приехала не только для этой встречи, но и прежде всего, чтобы поддержать свою внучку, Меланию Младшую, в ее желании посвятить жизнь Христу. 499 Евтропий вел, по всей видимости, аскетический образ жизни. Ему приписывают 4 сохранившихся духовных труда (395–415 гг.). 501 Вигилий написал Regula orientalis, вероятно, в Галлии в 420 г. Этот монастырский устав, который включает в себя 47 глав (в отличие от провозглашаемых Пахомием 33 глав), весьма близок к длинной версии Устава Пахомия, который переводил Иероним. 502 Аттик (ум. в 425 г.), епископ Константинопольский (406–425 гг.). Он выступил против Иоанна Хризостома на соборе «при Дубе» в 403 г. и позднее преследовал его последователей. Схизма, возникшая вследствие его политики, была прекращена, когда он восстановил имя Хризостома в диптихах в 421 г. Попытки Аттика уравнять юрисдикцию епископа Константинополя на востоке с юрисдикцией епископа Рима на западе завершилась некоторым успехом, когда Феодосий II утвердил закон, требующий согласия епископа Константинополя для посвящения в епископы на Геллеспонте, Вифинии и Малой Азии. Но император отменил закон, дающий Аттику юрисдикцию над апелляциями из Иллирика, когда папа Бонифаций I стал возражать (421 г.). Соборы в Эфесе (431 г.) и Халкидоне (451 г.) поддержали Аттика в борьбе против пелагианства и новацианства. Его сохранившиеся труды включают письма к Кириллу Александрийскому и Каллипу из Никеи, а также части трактатов против Нестория и проповеди.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Льва о Христе, выраженного в его Томосе. Св. Лев был поставлен в известность о поведении Аттика. В послании к св. Анатолию св. Лев потребовал заставить Аттика подписать исповедание веры, поскольку все участники Халкидонского собора обязаны были это сделать. 65 Но о каких-либо проявлениях личного неудовольствия св. Льва по отношению к Аттику нам неизвестно. 5. Св. Лев подчеркивал, что причиной избрания ап. Петра была крепость его веры. Поэтому первенство в auctoritas Римский епископ имел при условии, что его учение не содержит ни в малейшей степени еретических примесей. В разрешении дисциплинарных вопросов он должен руководствоваться канонами и древними обычаями Церкви, а не собственным произволом. В апелляционных делах он должен руководствоваться справедливостью – aequitas, " происходящей от Петра». В римском праве aequitas является основным принципом, который должен соблюдать судья при вынесении судебных приговоров и означает справедливость, основанную на равенстве всех людей перед законом. Судя по проповедям и посланиям, св. Лев ни в малейшей степени не был подвержен надменности, был щепетилен в отношении собственной репутации, будучи убежден, что высоте иерархического положения преемника Петра должны соответствовать личные моральные качества. 66 6. Богословский тезис о «власти ключей», которая была вручена Христом одному Петру и через него была передана другим апостолам, и, соответственно, о том, что благодать священства изливается на епископов через преемника Петра, обретает ясный смысл в сопоставлении с практическими представлениями св. Льва о обязанностях и привилегиях митрополитов и примасов. Право определения кандидатуры епископа определяется «единодушным согласием клира». Но если голоса делятся между двумя кандидатами, «суждение митрополита должно предпочесть того, кто поддерживается большинством и сторонников и заслуг» 67 . Митрополит обязан следить за тем, чтобы избранный к епископскому служению имел добрую репутацию и соответствовал каноническим критериям, определяющим возможность посвящения кандидата в священный сан.

http://azbyka.ru/otechnik/Lev_Velikij/pr...

Из Рима в Константинополь отправилась представительная делегация для ведения переговоров о созыве собора. В ее составе были и епископы, изгнанные из восточных диоцезов. По приказу Аркадия от посланников папы потребовали признания Аттика законным архиепископом Нового Рима. Они отказались это сделать, после чего западных отправили назад, а восточных арестовали и сослали в отдаленные места. Папа в ответ на учиненное насилие разорвал общение со всеми, кто признавал Аттика, и таким образом каноническое общение между Церквями Запада и Востока было прервано. Созванный папой в Риме по делу Иоанна Златоуста собор западных епископов признал осуждение Иоанна и самый собор, на котором это произошло, недействительными. В сложившейся ситуации власти в Константинополе решили ужесточить режим содержания Златоуста. В Кукуз пришел приказ перевести святителя в расположенный на дальней границе империи Питиунт (Пицунда в современной Абхазии). Святитель в это время был прикован болезнью к постели. Несмотря на это, его в сопровождении конвоя повезли по тряским горным дорогам. Везли в дождь и жару, не давая отдыха. Когда прибыли в селение Команы, святитель окончательно занемог. Его перенесли в ближайшую церковь мученика Василиска, и, причастившись в ней святых таин, угодник Божий со словами «Слава Богу за все!» отошел ко Господу. Кончина святителя Иоанна последовала 14 сентября 407 года. В Команах его и погребли, и только в 438 году при святом архиепископе Константинопольском Прокле его мощи был перенесены в столицу. В 408 году умер император Аркадий. В правление Анфимия, бывшего регентом при малолетнем Феодосии, репрессивные меры против иоаннитов были смягчены, их уже не ссылали и их имущество не конфисковывали, но раскол продолжался. Иоаннитам, в общении с которыми был папа и весь Запад, по-прежнему не разрешалось совершать богослужения в Константинополе, и они собирались на молитву в загородных церквях; эти церкви были переполнены молящимися, в то время как городские храмы стояли полупустыми. Подобное положение дел беспокоило правительство, но настоящие перемены в его религиозной политике наступили лишь тогда, когда в 414 году дела государственного правления взяла в свои руки достигшая совершеннолетия старшая сестра императора святая Пульхерия, которая стремилась к преодолению раскола и восстановлению общения с Римской Церковью.

http://pravoslavie.ru/49552.html

В плане церковь представляет собой " четырёхлистник " . Стены украшены узкими вертикальными тягами, которые придают им вид ажурных кружев, а всему строению - утончённость и изящество. Этому же способствуют и стрельчатые же окна. Всё строение как бы неудержимо стремится ввысь. Ещё для сравнения: в отличие от Чесменской, Спасо-Преображенская церковь имеет повышение основания купола, оформленное снаружи в виде аттика с вертикальными тягами и зубчатым верхом. Помимо скруглённого аттика над западным полукружием имеется такой же симметричный, он как бы оформляет алтарный выступ. Всё это придаёт церкви иные, чем у Фельтена, пропорции, поэтому она выглядит значительно монументальнее оригинала. Верх храма украшают пять одинаковых башенок - одна венчает купол (она немного больше остальных), другие завершают каждый из четырёх " лепестков " . Наличие таких башенок - одна из особенностей псевдоготического стиля. К примеру, в Никольском соборе Можайска, они выполнены в виде высоких ротонд. Декоративный элемент, очень характерный для готической архитектуры - копьевидная башенка, увенчанная фиалом. Пинакли ставились в основном на уступах контрфорсов и башен, на коньках и столпах стен. Пинакли Преображенской церкви - высокие, четырёхугольные, украшенные в верхней части краббами - небольшими декоративными выступами. Классический элемент готической архитектуры - так назваемая розетта, круглый оконный проём в верхней части здания, расположен над входом. Над главным входом (с западной стороны) находится фронтон с фигурами ангелов по бокам. У Чесменской церкви в Санкт-Петербурге фронтон украшен барельефом, который изображает Всевидящее Око Господне в обрамлении лучей и головок херувимов. Оконные и дверные проёмы имеют характерную для классической готики стрельчатость, гораздо более выраженную, чем у аналогичных проёмов Чесменской церкви, верх которых скорее округлый. По преданию, Агафоклея Полторацкая пожертвовала новой церкви два Евангелия, одно из которых было выпущено в 1800 году с обложкой, отделанной серебром, и ещё столько же литургических наборов и две ризы. Первоначально иконы, занимающие место в резном деревянном иконостасе, были написаны на холстах. Об их создании позаботилась опять же Агафоклея Александровна, а вот мастеров золочения нанимала помещица из соседнего Браткова Анна Ермолаева. Сохранились сведения, что золочёными были решётчатые царские врата, которые традиционно украшали изображение Благовещения и Евангелистов. Южные врата украшала икона Святого Симеона Богоприимца с Богомладенцем на руках, а северные - пророка Моисея со скрижалями. А над вратами имелись иконы Рождества Христова и Введения во Храм Пресвятой Богородицы. С потолка спускалось чрезвычайно ценное хрустальное паникадило. Имелась при храме библиотека со старинными книгами, среди которых - Апостол 1699 года, Минеи 1754 и 1796 годов и Требники 1698 и 1754 годов...

http://sobory.ru/article/?object=00013

Тому же Асклепиаду заметил он: «Новата я хвалю, а новациан не одобряю». Изумившись при этом замечании, Асклепиад спросил: «Как это говоришь ты, епископ?» «Новата, – отвечал Аттик, – хвалю, потому что он не хотел иметь общения с людьми, принесшими жертву, я и сам то же сделал бы. А новациан не хвалю, потому что они отлучают мирян от общения и за малые грехи». На это Асклепиад отвечал: «Кроме приношения жертв, по Писанию, есть много и других смертных грехов, за которые вы отлучаете только клириков, а мы – и мирян, предоставляя прощение их единому Богу». Аттик предвидел и свою кончину. Отправляясь из Никеи, он сказал тамошнему пресвитеру Каллиопию: «Если хочешь еще видеть меня живым, поспеши прежде поздней осени в Константинополь, если же задержишься, то не застанешь». Сказав это, он не ошибся, ибо скончался в двадцать первый год своего епископства, в десятый день месяца октября, в одиннадцатое консульство Феодосия и в первое Валентиниана 425 . Царь Феодосий, возвратившись из Фессалоник, уже не застал его погребения, ибо Аттик предан был земле за день до прибытия самодержца. Вскоре после сего, именно, в двадцать третий день того же месяца октября последовало и провозглашение Валентианина 426 . Глава 26 О Сисинии, который был константинопольским епископом после Аттика После кончины Аттика происходил великий спор касательно рукоположения епископа, потому что одни хотели того, другие другого, а именно: одни представляли пресвитера Филиппа, другие Прокла, который также был пресвитером 427 . Но весь вообще народ сильно желал видеть епископом Сисиния. Этот Сисиний хотя стоял и на степени пресвитера, но определен был не к какой-либо церкви внутри города, а получил жребий священства в предместии Константинополя, по имени Элея. Предместие Элея лежит против города, и в нем обыкновенно совершается всенародный праздник вознесения Господня. Этого мужа все миряне особенно любили, потому что он славился своею набожностью, а еще более потому, что помогал бедным больше, чем сколько дозволяли ему средства.

http://azbyka.ru/otechnik/Sokrat_Sholast...

Жизнь и церковное служение 272 Этот один из выдающихся святителей Православной Церкви почему-то не нашел своего агиографа, и свидетельства о его жизни и деятельности очень скудны, особенно относительно раннего периода земного жития Константинопольского архипастыря. Здесь точкой отсчета может служить лишь краткое сообщение его современника Сократа, который в своей «Церковной истории» (VII, 41) говорит, что «Прокл с ранних лет был чтецом, посещал школы и ревностно занимался риторикой. Достигнув же мужского возраста, большей частью находился при епископе Аттике в должности его секретаря. Так как на этом месте сделал он значительные успехи, то Аттик возвел его в сан диаконский, а потом, удостоенный и пресвитерства, он... возведен был Сисинием на епископство Кизикское» 273 . Даже приблизительная дата рождения святителя нам неизвестна: некоторые патрологи предполагают, что ее следует полагать около 390 года, а другие считают, что Прокл родился около 380 или даже 375 года – последняя точка зрения представляется более адекватной. О родителях будущего святителя также не сохранилось никаких сведений, но можно предполагать, что он происходил из достаточно обеспеченной христианской семьи. Тогдашний Константинополь, родина св. Прокла, мог предоставить молодому человеку много возможностей для получения хорошего образования: хотя знаменитый Константинопольский университет (основанный благодаря усилиям императрицы Евдокии в 425 году) еще не существовал, но в столице Византии имелись многочисленные риторские школы, некоторые из них, вероятно, и посещал Прокл. Его творения показывают неплохое знание античной классики, в том числе ряда основных моментов философии Платона и аристотелевской логики. В «Хронике» Георгия Монаха (4,17) замечается, что Прокл был одним из учеников св. Иоанна Златоуста ; вслед за этим историком IX века аналогичные сообщения содержатся и в некоторых других поздних источниках: «Хронике» Иоанна Зонары, анонимном «Житии св. Иоанна Златоуста » и «Церковной истории» Никифора Каллиста Ксанфопула (XIV век). Однако более ранние источники (Св. Палладий Еленопольский и др.) умалчивают о таком факте и можно предполагать, что подобное умолчание более соответствует истине. Тем более что уже с младых лет св. Прокл является ближайшим помощником свт. Аттика Константинопольского – одного из главных врагов Златоустого отца, сыгравшего большую роль в ссылке св. Иоанна. Став личным секретарем ( πογραφες) свт. Аттика, Прокл превратился в наиболее доверенное лицо этого Константинопольского предстоятеля, помогал писать ему проповеди и письма (являясь иногда соавтором их) и, вероятно, постоянным участником его ночных бдений, когда, по сообщению Сократа, Аттик изучал «творения древних [писателей]» 274 . Другими словами, Прокл стал «ушами и устами, сердцем и душой» этого архиерея, который, несмотря на его некрасивую роль в деле св. Иоанна Златоуста , являлся одним из лучших столичных архиереев 275 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Sidoro...

506 Encyclical of the Holy Synod of the Canonical Orthodox Church of Greece (GOC) – about the false churches today/THE HOLY SYNOD OF THE TRADITIONAL CHURCH OF GREECE [Электронный ресурс]. – 2007. – Режим доступа: http://sers.otenet.gr/ i/970906e4.htm – Дата доступа: 23.04.2007. 510 Род в 1912 г. Учился в Королевской Военно-Морской Академии в Афинах, не окончив которой ушел в «матфеевский» Спасо-Преображенский монастырь в Кувара и вскоре был пострижен в монашество. Во иеродиакона и иеромонаха рукоположен в 1938 г. В 1946–1950 гг. служил в Детройте (США). По возвращении в Грецию в 1950 г. вошел в юрисдикцию «флоринитского» Синода, причиной чему послужил его протест против неканоничного способа поставления «матфеевской» иерархии. Основал монастыри святого апостола Иоанна Богослова в Петруполе (Аттика) и Свято-Вознесенский в Капандрити (Аттика). В 1962 г. рукоположен во епископа Гардикийского. В 1963–1985 гг. в сане архиепископа возглавлял «флоринитский» Синод ЦИПХ Греции. (Αρχιεπσκοπος Γ.Ο.Χ. Αθηνν κα πσης Ελλδας Αυξντιος (Πστρας)/Εκκλησα των Γ.Ο.Χ. Ελλδος κα Εξωτερικο [Электронный ресурс]. – 2007. – Режим доступа: http://ww.omologitis.org/main_pag/hellenic.htm – Дата доступа: 24.05.2007.) 512 Более подробная информация о роли «авксентьевской» группировке в жизни Российской Катакомбной Церкви приводится в разделе «5.2.1.2. История диалога «андреевской» ветви Российской Катакомбной Церкви и «авксентьевского» Синода ЦИПХ Греции (совместно с «Бостонским Синодом»)». 513 Протоиерей Виктор Мелехов ранее являлся клириком РПЦЗ. В 1986 г. примкнул к новообразованному «Бостонскому Синоду», за что был лишен священного сана. Постоянно проживая в городе Вустер (штат Массачусетс, США) и являясь там настоятелем Свято-Воскресенского храма, с 1996 г. занимал должность Экзарха «авксентьевского» Синода ЦИПХ Греции в России. В 2001 г. вошел в юрисдикцию РПЦЗ(В). После конфликта с секретарем РПЦЗ(В) протоиереем Вениамином Жуковым весной 2003 г. перешел в Российский Экзархат «каллиникитского» Синода ЦИПХ Греции, куда увлек и свои российские приходы. В июне 2004 г. он уже значился благочинным и заместителем администратора управления приходами РПАЦ в Северной Америке. В июле 2005 г. протопресвитер Виктор вышел из состава РПАЦ.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

181 Низложение святителя было поводом несогласий Запада с Востоком. Запад принимал в изгнанном Златоусте столь живое участие что Онорий угрожал войною брату своему Аркадию, ежели он не возвратит несправедливо низложенного и удаленного святителя. А папа Иннокентий, недовольный осуждением его, писал о святости его константинопольскому клиру, народу и Феофилу александрийскому, и старался возвратить неправедно изгнанного 182 , Будучи в изгнании, св. Иоанн продолжал назидать Церковь своим христианским терпением, писаниями, беседами и благотворениями, и, таким образом, до смерти своей имел влияние на христиан и умножал свою славу. 183 Созомен повествует, что Иоанн в ссылке сделался еще знаменитее. 184 Святость Златоустого и уважение к нему всех христиан еще более открылись по смерти его. Сократ говорить, что Иоанн получил почестей более по смерти нежели при жизни. 185 Творения его в IV и в V веке приобрели славную известность во всем христианском мире; онв хранились как драгоценность в царских чертогах и писались золотыми буквами. 186 По греческому часослову всех его творений сохранилось 1447 и писем 249. В 415 году св. Александр еп. Антиохийский, будучи в Константинополе, говорил слово в день памяти св. Иоанна Златоустог о и возбудил народ просить константинопольского епископа Аттика внести имя Иоанна в диптихи для молитвенного его поминовения, но Аттик не согласился. Преемника Александрова на кафедре антиохийской Феодота – мужа кроткого и святого народ антиохийский принудил вписать имя св. Иоанна в церковные диптихи. Акакий берийский известил об этом Аттика и Кирилла иерусалимского , объявив им, что Феодот сделал это по настоянию народа, чтобы прекратить разделение между верными. 187 Пресвитер, принесший письмо Феодота в Константинополь, распространил в народе молву о причине своего прибытия и о содержании письма. Аттик, движимый желанием народа, советовал императору употребить меры успокоить народ и сохранить мир. Император отвечал, что для столь великого блага, каков мир, он не находить никакого препятствия вписать имя почившего в помянники церковные.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010