30. Апп. Тертия, Марка, Иуста, Артема; свящ.-мч, Зиновия и Маркиана; мучиц.: Анастасии, Евтропии, Зиновии; св.: Стефана, Драгутина и Елены. 31. Апп.: Стахия, Амплия, Урвана, Наркисса, Апеллия, Аристовула; мч. Епимаха; прп.: Спиридона и Никодима; прп. Мавры. У пр. Спиридона просфорника (XII в.), три первые перста правой руки соединены вместе, а два последние – пригнуты к ладони. Ноябрь 1. Св. безсребр. Космы и Дамиана; п. Феодотии, мц. Кириены, Иулиании; м.: Ерминингельда, царевича готфского, Кесария и Дасия; свм. Иоанна и Иакова. 2. Мч.: Акиндина, Пигасия, Афеония, Елпидифора, Анемподиста и иже с ними (7000 христиан); п. Маркиана. Муч. Акиндин и его содруги († 345 г.) были крещены чудесным образом, посредством дождя. Однажды к пр. Маркиану († 388 г.), подвизавшемуся в пустыне, вползла в келью змея, он сотворил перстом крестное знамение, и она пала, опаленная огнем. Такова чудодейственная сила крестного знамения, с верой и благоговением творимого. В Прологе под этим числом рассказывается, что авва Серапион, обратив на путь истины блудницу, привел ее в монастырь и сказал игуменье: «прими сестру сию и не даждь на ню епитимию». Значит, несправедливо утверждают раскольники-безпоповцы, что епитимия составляет необходимую принадлежность таинства покаяния. 3. Обновление храма вм. Георгия в Лидде; м. Акепсимы, Иосифа, Аифала; Аттика, Ахания, Евдоксия, Катерия, Истукария, Никтополиона, Пактовия.; преп. Акепсимы и Снандулии. 4. Преп. Иоанникия вел. (846); м. Никандра, Ермея, блаж. Симона юрьевск. (1584); п. Никандра городноезерского. Пр. Иоанникий Великий был родом из Вифинии. При Льве, сыне Копронима, воинствовал в ексубиторах и воевал с Болгарами. По окончании войны, отрекся от мира и удалился на Олимп. Преставился в 846 году, имея от роду 94 года. 5.      Галактиона и мц. Епистимы, ап. Патрова, Ерма, Лина, Гаия, Филолога; свт. Григория, еп. александр., Ионы, архиеп. новгородск. (1470). Св. Патров епископствовал в Неаполе и Путеолах, Ерм ( Рим 16, 14 ) в Филипполе; Лин ( 2Тим. 4, 21 ) в Риме, Гаий ( Рим. 16, 23 ) в Ефесе по св. Тимофее, Филолог ( Рим. 16, 15 ) в Синопии.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Aivazov/d...

585 Родился в 1935 году. Монашество принял в монастыре святого Иоанна Богослова на острове Патмос. В 1961 году основал монастырь святых Киприана и Иустинии (Аттика, Греция). В 1979 году, будучи архимандритом и настоятелем названного монастыря, по причине неприятия экуменических позиций священноначалия Элладской Православной Церкви, вместе с братией заявил о присоединении к «каллиникитскому» синоду церкви ИПХ Греции, а в феврале 1979 года был рукоположен во епископа Оропосского и Филийского. 5/18 апреля 1985 года избран председателем новообразованного «Синода противостоящих» церкви ИПХ Греции. 586 Родился в 1948 году. В 1966 году окончил экономический лицей. В 1967 году поступил в монастырь святых Киприана и Иустинии (Фили, Аттика, Греция). В том же году был пострижен в великую схиму. В 1970 году был рукоположен во иеродиакона, а в 1974 году во иеромонаха. В 1982 году был возведён в сан архимандрита и назначен секретарём Оропосской и Филийской митрополии. В 1984 году получил степень лицензиата в Центре Традиционного Богословского Образования (Этна, Калифорния, США). В 1985 году был назначен секретарём «Синода противостоящих» церкви ИПХ Греции. Известен широкой публицистической деятельностью. 587 Родился в 1966 году. В 1989 году окончил богословский факультет Фессалоникийского университета, после чего поступил в монастырь святых Киприана и Иустинии (Фили, Аттика, Греция). В 1993 году был пострижен в великую схиму и рукоположен во иеромонаха. Известен как автор многочисленных статей и публикаций. 588 Родился в 1943 года в США. Окончил Калифорнийский университет по кафедре общей и византийской истории, Калифорнийский Государственный университет по кафедре психологии, получил степень лицензиата в ЦТБО. Преподавал в Калифорнийском университете, Бухарестском университете, на богословском факультете Упсальского университета (Швеция), Проводил богословские исследования в Гарвардской Богословской Школе, Оксфордском университете и Вашингтонском университете. Архиерейская хиротония состоялась в 1986 году. С 1995 года в сане архиепископа. Известен как автор многочисленных книг и статей по психологии, православному богословию и истории.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Как уже в свое время нами сказано было, св. Иоанн Златоуст по проискам Феофила, архиепископа александрийского, дяди св. Кирилла, два раза был лишен епископского сана собором „ π δpv“, состоявшим, из 45 епископов различных, соседних с Константинополем областей. Лишенный сана, он был сослан императором, в ссылку и там умер (407 г.). Но его невинность была очевидна для всех, не ослеплённых по большей части личной злобой против него; а потому, партия несогласная с постановлением собора ,, π δpv“ с течением времени, особенно после истинно христианской кончины этого невинного и безропотного страдальца, все более и более увеличивалась, тем более что римский папа не признал законности низложения Златоуста и даже прекратил общение с его врагами. Особенно сильна была эта партия сторонников Златоуста на его родине, в Антиохии, и среди его бывшей паствы – в Константинополе. Александр, епископ антиохийский, по вступлении на кафедру в 413 г., вопреки Церковным канонам, запрещавшим епископов, низложенным соборным путем, восстанавливать в прежнем сане кому бы то ни было единолично, внес имя Златоуста в диптихи для поминовения при богослужении наряду с именами других усопших епископов. 706 Кроме того, он нарочито ездил в Константинополь, чтобы поддержать и там партию сторонников Златоуста и убедить Аттика, архиепископа константинопольского, внести имя Златоуста в диптихи. Но тот не решался идти против постановлений собора „ π δpv“ законным порядком, утвержденным и не отмененным никаким другим равным ему собором. 707 Даже преемник Александра – Феодот отказался внести имя Златоуста в диптихи; но народ антиохийский против воли заставить его сделать это. Когда об этом из письма Акакия Верийского узнал Аттик, когда и в самом Константинополе все больше и больше разрастался ропот на Аттика за его отказ внести имя Златоуста в диптихи, то Аттик обратился за советом к императору; а тот потребовал, чтобы для успокоения народа и для восстановления прерванного общения между церквами имя Златоуста было внесено в диптихи. Аттик после этого уступил требованию народа и императора. 708 Но, однако, нарушая каноны Церковные , он считал долгом оправдаться в этом перед другими влиятельными епископами, от которых он мог опасаться получить укор. И вот, Аттик пишет довольно пространное послание к св. Кириллу, в котором излагает историю внесения имени Златоуста в диптихи и спрашивает его, не согласится ли и он на это? 709 Св. Кирилл не соглашается с Аттиком и пишет ему обширное послание, в котором доказывает несправедливость поступка Аттика, согласившегося под посторонним давлением внести в диптихи имя собором низложенного Златоуста. 710

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Aleksan...

V от 12 янв. 444 года). Св. Лев поступил с большим тактом. Он мог господствовать над митрополитами посредством викария, над викарием посредством митрополитов. Не смотря на увещания св. Льва, нестроение не прекращалось, что видно из дальнейшей переписки св. Льва с своим викарием и митрополитами. Многие епископы не являлись на соборы и св. Лав осуждал «надменных». Митрополит Ахаии 7 часто производил незаконные постановления, запрещенные, как постановлениями отцов, так и св. Львом. Так означенный митрополит «осмелился посвятить епископа в Фестю, не смотря на нежелание и сопротивление граждан». Многие клирики переходили на служение из одной епархии в другую, против желания своих» епископов (Ер. XIII). Но всего более доставил хлопот св. Льву сам викарий – Анастасий своим поступком с Аттиком, епископом Никопольским. Последний по болезни не явился на Фессалоникийский собор. Не смотря на болезнь Аттика и зимнее время, Анастасий, при помощи префекта и солдат, заставил его явиться в Фессалонику и подписать соборные постановления. Постановления эти Анастасий послал св. Льву. В письме, посланном вместе с ними, Анастасий говорит между прочим и о позднем прибытии Аттика на Собор, по умолчал при каких обстоятельствах произошло это прибытие. Между тем Аттик обратился к св. Льву с жалобой, в которой изложил поступок с ним Анастасия в надлежащем свете. Истинность того; что было сообщено в жалобе, подтвердил между прочим диакон, с которым Анастасий послал соборные акты. Св. Лев был поставлен этим поступком Анастасия в довольно затруднительное положение. С одной стороны, ему не хотелось опечалить Анастасия своим выговором из боязни, что тот перейдет на сторону константинопольского епископа; с другой стороны, он не мог оставить это дело без внимания: это оттолкнуло бы от него митрополитов, и без того сильно тяготевших к Константинополю. Поэтому письмо св. Льва к Анастасию, по делу Аттика, отличается очень большой сдержанностью (Ер. XIV). Св. Лев начинает несколько издалека. Он говорит о цели назначения Анастасия викарием, которая состоит в том, чтобы он помогал св.

http://azbyka.ru/otechnik/Lev_Velikij/sv...

1668 Классическое выражение антиохийской христологии, где не различаются, по крайней мере в определенных контекстах, понятия «природа» и «ипостась». 1670 См.: Constans N. Proclus of Constantinople and the Cult of the Virgin in Late Antiquity. Brill. Leiden, Boston 2003. О том, что значение св. Прокла было велико для самих византийцев, свидетельствует, например, то, что его имя перечисляется прп. Анастасием Синаитом (VII в.) среди имен тех святых отцов, верность учению которых является признаком православия (см.: Преподобный Анастасии Синаит . Избранные творения. М., 2003. С. 272). 1671 Помимо прочих аргументов против того, что Прокл был учеником Златоуста, можно привести следующий. Точно известно, что Прокл был секретарем и учеником Аттика, Аттик же был, по крайней мере до определенного времени, противником Златоуста, обвинителем его на т. н. Соборе под дубом, так что предположить, что Прокл был сначала учеником Златоуста, а потом сотрудником Аттика – значит бросить на него подозрение в беспринципности. 1674 Аттик избегал говорить о «смешении» или «растворении» человечества в Божестве (см.: ConstansN. Proclus of Constantinople… P. 32). 1677 Как пишет Сократ Схоластик : «После кончнны Аттика происходил великий спор касательно рукоположения епископа, потому что одни хотели того, другие другого, а нменно, одни представляли пресвитера Филиппа, другие Прокла, который также был пресвитером. Но весь вообще народ сильно желал видеть епископом Сиснния. Этот Сисиний, хотя стоял и на степени пресвитера, но определен был не к какой-либо церкви внутри города, а получил жребий священства в предместий Константинополя по имени «Элея». Предместие Элея лежит против города, и в нем обыкновенно совершается всенародный праздник Вознесения Господня. Этого мужа все миряне особенно любили, потому что он славился своею набожностью, а еще более потому, что помогал бедным больше, чем сколько дозволяв ему средства» (Церковная история 7.26, цит. по изд.: Сократ Схоластик . Церковная история. М., 1996. С. 292).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/ant...

Таким образом положено было прочное основание утверждению церковной власти Константинопольского патриарха. После восстановления памяти Иоанна не было поводов для раздора с римским папой. Но около 420 года несогласия и раздоры, возникшие между епископами церквей Иллирика, дали повод патриарху Аттику вмешаться в церковные дела этой диоцезы. Иллирик как префектура принадлежал сначала к Западной империи и потому отошел под духовную власть папы. Епископ города Фессалоники, как митрополит области, пользовался от папы титулом викария апостольского престола (vicarius sedis apostolicae). Двор поддержал Аттика, и в 421 году был издан указ, по которому епископам Иллирика, принадлежавшего теперь в большей своей части Восточной империи, повелевалось на будущее время в случаях каких-либо спорных вопросов обращаться к суду константинопольского престола. 811 Папа восстал против этого посягательства, и Иллирик остался под его духовной властью. При четвертом преемнике Аттика, Прокле, спор об Иллирике возобновился (434 г.), но папа Лев отстоял и на этот раз свои права. Интересно отметить, что в переписке по этому поводу папа признавал наряду с собой только два престола: Александрию и Антиохию. 812 По смерти Аттика в 425 году патриарший престол занял глубокий старец Сисинний, привлекавший сердца всех своей благотворительностью и кротостью. 813 В конце 427 года он умер, и по инициативе двора, в обход соперничавших между собою кандидатов, был призван на константинопольский престол антиохийский пресвитер Несторий. Сириец по происхождению, родом из Германикеи, Несторий получил богословское образование в Антиохии, был зачислен в клир и жил в монастыре св. Евпрепия у стен города. Слава красноречивого проповедника обратила на него внимание двора, но он сам некоторое время колебался принять высокую честь. Посвящение Нестория произошло 10 апреля 428 года, и в первой своей речи после вступления на кафедру он обратился к императору с такими словами: «Царь, дай мне землю, очищенную от ересей, и я за то дам тебе небо; помоги мне истребить еретиков, и я помогу тебе истребить персов».

http://azbyka.ru/otechnik/Yulian_Kulakov...

1332 О событиях, рассказанных в этой и в двух последующих главах, не упоминает ни один из ранних источников. Историческим ядром этого повествования можно считать историю обращения св. Иоанна Златоуста к папе Иннокентию с просьбой о помощи, когда папа, признав правоту Златоуста, сделал все от него зависящее для восстановления справедливости. Вероятно, версия «Жития», представляющая папу как верховного судью и карателя врагов св. Иоанна Златоуста , и появилась вследствие того, что папа сделал попытку спасти св. Иоанна. Однако в действительности он не был столь всесилен. 1333 Эти слова схожи со словами «Диалога». Палладий рассказывает, как епископы приходят к императору и говорят: «На нашей голове низложение Иоанна. Не щади одного человека, не пощадив всех нас». (См.: Палладий Еленопольский . Диалог.../Наст. изд. С. 99.) 1334 Имеется в виду Прокл, нареченный епископ Кизический, будущий архиепископ Константинопольский. То, что рассказано о Прокле в этой главе, носит легендарный характер. Сократ сообщает, что при жизни епископа Аттика Прокл был сначала диаконом, а затем константинопольским пресвитером. Во епископа Кизического Прокл был рукоположен преемником Аттика на константинопольской кафедре епископом Сисинием уже после смерти Аттика. (См.: Сократ. Указ. соч. С. 304.) Чисто хронологически Прокл никак не мог в качестве епископа причастить императора с императрицей. Возможно, в данном случае рассказ о Прокле – отголосок того, что он в качестве нареченного епископа Кизического проповедовал в Константинополе. (См.: Сократ. Указ. соч. С. 293. ) 1339 Имя св. Иоанна Златоуста было восстановлено в диптихах Константинопольской Церкви под давлением народа в 417 г. епископом Аттиком. (См.: Болотов Β. В. Указ. соч. Т. 4. С. 174.) О том, что Аттик внес в церковные диптихи имя св. Иоанна Златоуста , сообщает и Сократ. «Зная о разделении Церкви, – пишет он, – поскольку иоанниты собирались вне ее, он приказал поминать в молитвах Иоанна, подобно тому как делается поминовение и о других усопших епископах, в той надежде, что через это многие возвратятся в Церковь ». (См.: Сократ. Указ. соч. С. 290.)

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Sidoro...

Аттик в своем письме ничего не говорит против законности собора „ π δpv“, и правильности его постановления, не говорит даже о невинности Златоуста; он только излагает историю внесения его имени в диптихи Антиохии и Константинополя. Но эта история не могла убедить Кирилла согласиться с совершившимся фактом. Ведь антиохийские епископы внесли имя Златоуста в диптихи незаконным путем, личной властью, тогда как его низложение решено собором и утверждено императором. Сверх того, сам же Феодот сознавал незаконность поведения своего предшественника в этом деле и только под давлением народа согласился на внесение имени Златоуста в диптихи. Еще менее мог убедить Кирилла пример Аттика. Он отказался внести имя Златоуста в диптихи, не смотря на нарочитое путешествие ради этого в Константинополь Александра Антиохийского. Он много лет считал Златоуста виновным, но вот теперь внес его в число православных епископов. Почему? Убедился ли он в его невинности? Собор оправдал ли его? Нет, боясь народных волнений, боясь гнева императора, он против своего убеждения согласился на это. Но могло ли это убедить мужественного, всегда готового пострадать за правду (хотя бы и мнимую) Кирилла в необходимости последовать примеру Аттика? Нет, как строгий ревнитель Церковных канонов, Кирилл считал верность этим канонам выше всяких частных влияний и утилитарных расчетов, а потому в поступке Аттика он увидел только доказательство его слабости в деле уважения к Церковным канонам, слабости, особенно непростительной для епископа. В таком тоне св. Кирилл и отвечает Аттику. 715 Он почти не касается виновности Златоуста, а всецело стоит на почве Церковной дисциплины. Он говорит, что внесение Златоуста в Церковные диптихи, в списки усопших в единении с Церковью епископов – акт противоканонический; епископы же должны в особенности стоять на страже Церковных канонов. Но Кирилл – не фанатик Церковной дисциплины, он допускает, что возможно и нарушение канонических постановлений, но лишь тогда, когда от этого ожидается какая-нибудь чрезвычайная польза.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Aleksan...

В русле этих тенденций около 600 г. Леандром, епископом Севильским, была написана книга «Об образе жизни дев и презрении к миру», адресованная сестре епископа Флорентине; особый интерес представляет вторая книга, содержащая конкретные нормы монашеской жизни. Началом VII b. датируется монашеский устав Исидора Севильского , представляющий собой скорее синтез уставов свт.  Василия Великого , преп.  Бенедикта Нурсийского , св.  Иоанна Кассиана Римлянина , ставший важным этапом осмысления и утверждения монашеских норм на испанской почве. Гораздо более оригинальным по содержанию является «Монашеский устав» Фруктуоза Браккарского (615 – ок.665), основателя ряда монастырей, первым из которых стала обитель Комплудум. Монастыри Фруктуоза составили своеобразную монашескую конгрегацию и располагались от Галисии до Андалусии. Его монашеский устав, написанный между 635 и 640 гг., предназначался, вероятно, для монахов монастыря в Бьерсо. Фруктуоз около 654 г. стал аббатом-епископом Думио, а в 656 г., по решению X Толедского собора, возглавил метрополию Браги. На основе его устава в начале VIII b. сложился т. н. «Общий устав» (Regula monastica communis), наиболее распространенный в северных и центральных районах полуострова до конца XI b. Именно с «Общим уставом» связана и традиция раннесредневекового кастильского «пактового монашества», когда отношения между настоятелем и братией оформлялись в виде особых соглашений («пактов»), по которым аббат получал весьма значительную пастырскую и административную власть, вплоть до права отлучения от причастия и изгнания из монастыря без возвращения вклада. В качестве отдельного направления церковной и государственной политики Толедского королевства следует выделить меры, направленные на насильственную христианизацию иудеев. Средствами проведения этой политики являлись как соборное и королевское законодательство, 92 так и репрессии со стороны властей, получившие распространение начиная с правления короля Сисебута (612–620). Устами Исидора Севильского Церковь выразила недовольство планами насильственного крещения, епископ Севильи исходил из устоявшегося представления о том, что крещение иудеев должно быть сугубо добровольным, а его завершение станет одним из знаков приближения Страшного суда.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

поиск:   разделы   рассылка Александр Верховский " Свобода совести для избранных " Деятели Церкви обиделись на правозащитников Источник:  НГ-Религии Проблемы религиозного возрождения, терроризма, прав человека в нашей стране обсуждаются давно, а особенно активно начиная с круглого стола, проведенного ровно год назад обществом " Радонеж " при участии Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата (ОВЦС МП). С тех пор официальные представители Церкви, а именно митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл (Гундяев) и его заместитель протоиерей Всеволод Чаплин, не раз выступали на эту тему. Было даже принято решение разработать специальный документ. Документа пока нет, так что о подходе руководства Церкви к правам человека приходится судить по разрозненным выступлениям. Например, по выступлению 5 июля на круглом столе " Религиозное возрождение в России, терроризм и права человека " протоиерея Всеволода Чаплина. Смысл словосочетания " права человека " не столь очевиден и вряд ли понятен большинству наших сограждан во всем объеме, поскольку на эту тему написаны уже тысячи книг и докладов, приняты сотни законов и десятки международных соглашений. Но какие-то основы все-таки известны всем, кто хоть раз заинтересовался понятием прав человека. Эти основы изложены в принятой ООН еще в 1948 году Всеобщей декларации и развиты в системе международных пактов и конвенций, подписанных Россией (или до нее СССР), и в самой российской Конституции. Именно эти основы и намерено подвергнуть ревизии церковное руководство. Основных направлений ревизии три. Во-первых, индивидуальным правам противопоставляются коллективные права нечетко очерченных общностей, объединенных по этническому или религиозному признаку. Например, говорится о " праве русского народа на защиту своих традиционных ценностей " . Понятно, что такое " право " затруднительно интерпретировать юридически как совокупность прав отдельных граждан, поэтому сторонники классического понимания прав человека обычно лишь пренебрежительно отмахиваются, заслышав о коллективных правах.

http://religare.ru/2_19604.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010