. Имеется в виду Бог. Ср. З Цар 22:19; Ис 6:1; Иез 1:26-27. В кумранских текстах говорится: «Бог велик, и Его многие дни [мы не зна] ем; число Его лет бесконечно» (11 QtgJob 28:3-4). В Книге Еноха к Богу применяется эпитет: «Глава дней» (1Ен 47:3; 60:2; 71:9). . Белые льняные одежды издавна считались атрибутом святых. Ср. Мф 28:3; Мк 9:3; Отк 3:5. . Видение огненных колес (арам. TllW? J) восходит к Книге Иезекииля, описавшего фантастические колеса божественной колесницы, причём в одном случае они называются " 2В1КЛ (офаним) (1:15сл.), в другом (галгал – «вихрь») (10:13). . Впоследствии на этом месте была основана евангельская сентенция: «в пакибытии, когда сядет Сын Человеческий на престоле славы Своей, сядете и вы (=апостолы) на двенадцати престолах судить двенадцать колен Израилевых» (Мф 19:28). Ср. Откр 4:2-4; 20:4. . Книги дел человеческих. ещё в Пятикнижии упоминается некая «книга Господа», куда вписаны Моисей и другие праведники (Исх 32:32-33), но тогда, по-видимому, это была всего лишь метафора (ср. «узел жизни» в 1 Цар 25:29; «книга живых» в Пс 68/69:29). В пророчествах Исайи также в переносном смысле говорится о «книге для житья в Иерусалиме», куда будут вписаны «оставшиеся на Сионе» (4:3). Постепенно У евреев сложилось представление о существовании некоей особой небесной книги или книг, куда записываются праведники: «Но боящиеся Бога говорят друг другу: внимает Господь и слышит это, и пред лицем Его пишется памятная книга о боящихся Господа и чтущих имя Его» (Мал 3:16). См. также Пс 55/56:9; 138/139:16; Ис 65:6; Дан 12:1; 1Ен 47:3; 90:20; 103:2-3. . Этот стих заставляет думать, что четыре «зверя» – царства сосуществуют во времени, а не следуют один за другим. Некоторые комментаторы, впрочем, говорят в этом случае об остатках прежних «зверей» – царств (Атропатене Мидии, Харакене и т. п.), продолжавших существовать наряду с «царством Еллинским». См.: Collins, 1984. Р. 304. . Развитие этого образа в З Езд 13:3; Мф 26:64; Мк 14:62; Откр 1:7. Облака сопровождают Мессию и в представлении раввинов (Толедот Танхума, 20; Таргум 1 Хроники 3:24).

http://predanie.ru/book/216774-kniga-ob-...

82 Видение «престолов» (7:9–10) написано по мотивам видения Исайи (гл. 6). Аналогичный пассаж мы встречаем также в Книге Еноха: «И я взглянул и увидел возвышенный престол; его поверхность [была] подобна льду, и от него исходило сияние как от солнца, и [раздавались] голоса херувимов. И из-под высокого престола текли реки пылающего огня, так что было невозможно смотреть на него. И Он, Который велик и славен, восседал на нем, и одежда Его была ярче солнца и белее чистого снега» (1Ен 14:18–20). Упоминание об «огненной реке» созвучно некоторым древнеперсидским мифам. 85 Видение огненных колес (арам. TllW? J) восходит к Книге Иезекииля, описавшего фантастические колеса божественной колесницы, причём в одном случае они называются " 2В1КЛ (офаним) (1:15сл.), в другом (галгал – «вихрь») (10:13). 88 Этот стих заставляет думать, что четыре «зверя» – царства сосуществуют во времени, а не следуют один за другим. Некоторые комментаторы, впрочем, говорят в этом случае об остатках прежних «зверей» – царств (Атропатене Мидии, Харакене и т. п.), продолжавших существовать наряду с «царством Еллинским». См.: Collins, 1984. Р. 304. 90 Термин «сын человеческий», «сын человека» (01Н]2 или ЕИЗХ «2) в Ветхом Завете обычно сопутствует слову «человек» и является его синонимом ( Чис. 23:19 ; Ис. 51:12; 56:2 ; Иер. 49:18,33; 50:40 ; Пс. 8:5; 79 /80:18; 143/144:3 и др.). Характерную сентенцию мы встречаем в Книге Иова: «человек (U? UN) есть червь, и сын человеческий (D1N]2) есть моль» (25:6). Так же употребляет термин СПЯ]2 и сам автор Книги Даниила в 8:17. В арамейских текстах, в том числе в кумранских документах, термины t7Mt  2, VI  2 («сын человека») обозначают неопределенное лицо: «некто, некий». См.: Collins, 1984. Р. 305. Однако, в этом стихе автор Книги Даниила использовал арамейский эквивалент этого термина, придав ему совершенно новое, особое значение, что породило впоследствии множество самых разных догадок и предположений. В Книге Еноха, зависимой в данном случае от Книги Даниила, Сын человеческий предстает уже как отдельная личность, особо приближенная к Богу; он называется также Избранником (в отличие от «избранных»), «Сыном жены» и «Сыном мужа» (1Ен 62:5; 69:29). Совершенно также восприняло этот термин христианство, связав его с Иисусом Христом. Согласно Евангелиям, сам Иисус называл себя Сыном человеческим, очевидно, основываясь именно на этом месте Книги Даниила. Среди современных исследователей единого мнения нет. На звание «Сына человеческого» выдвинуты вождь восставших иудеев Иуда Маккавей (X. Шмидт), предстоящий перед Богом архангел Михаил (И. Коппенс), другой архангел Гавриил (Ц. Цеви, П. Веймар), наконец, просто один из ангелов (X. Гарагунис). Все эти кандидатуры недостаточно обоснованы. Вероятнее всего, что «Сын человеческий» в данном случае то же, что и «народ святых Всевышнего» в аналогичных пассажах 7:18, 27, т. е. образное обозначение еврейского народа.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/kni...

Ислам С 80-х гг. XX в. в стране происходит исламское возрождение: открываются новые исламские учебные заведения, строятся мечети, создаются благоприятные условия для паломничества верующих в Мекку и Медину, увеличивается культурный обмен с мусульм. миром. Возросло значение общественных исламских ин-тов; власти оказывают содействие работе Управления мусульман Кавказа. В то же время гос-во не поддерживает агрессивных форм ислама, выступает против политизации религии. История и распространение христианства Древнейшее население совр. территории А.- кавк. племена албанов, утиев, каспиев и др., к-рые уже во II тыс. до Р. Х. находились в сфере влияния древней иран. цивилизации. В VII-VI вв. до Р. Х. они входили в состав Мидийского царства, затем в державу Ахеменидов . После разгрома державы Ахеменидов войсками Александра Македонского в посл. трети IV в. до Р. Х. на юге территории А. образовалось гос-во Атропатена. Иранизация Атропатены привела к тому, что ее языком постепенно стал азери - язык иран. семьи, близкий совр. талышскому. Атропатена просуществовала как самостоятельное гос-во до сер. II в. до Р. Х. В это время на территории А. сложилось единое Албанское царство (см. Албания Кавказская ). В позднеантичную эпоху Албания играла роль «буферного» гос-ва, разделявшего владения Римской империи и Ирана, соперничавших между собой за влияние на Кавказе. В IV в. албан. царями было принято христианство, однако оно долгое время не могло утвердиться из-за политической нестабильности и противодействия распространенного там зороастризма . В сер. VII в. Албания была завоевана арабами и включена в состав Арабского халифата . С этого времени господствующей религией на территории А. становится ислам . До XIX в. христианство сохраняется здесь в основном в среде арм. и груз. населения. После распада халифата территория А. находилась под властью сменявших друг друга династий Саларидов, Музаффаридов, Шеддадидов и др. В XI в. на территорию А. вторглись кочевые племена тюрк. происхождения, с севера - печенеги, огузы, кыпчаки, с юга - сельджуки. Продвижение кочевников из евразийских степей через Центр. Азию на запад привело к ослаблению власти мусульм. правителей на территории А. На нек-рое время А. попал в сферу влияния усилившегося в XII в. Грузинского царства. Постоянное давление на страну со стороны кочевников, продолжившееся в XIII в. в ходе монг. завоеваний, привело к постепенной смене на территории А. языка азери тюрк. разговорным языком огузской группы (лит. оставались араб. и персид.). С XIII в. происходит процесс консолидации азерб. народности. До нач. XIX в. А. находился в сфере влияния Ирана, здесь существовало неск. ханств, зависимых от Ирана. С 1514 по 1639 г. Османская империя вела военные действия на территории А., однако удержать эту страну не смогла.

http://pravenc.ru/text/63688.html

214 Роулинсону принадлежит честь открытия грандиозных развалин в месте, которое носит имя Tacht-i-Suleiman, т. е. трон Сулеймана, со следами огромного храма. По его определению, здесь был город Экбатана Атропатенская, в отличие от древней Экбатаны, столицы Мидии (Hamadan). Этот город носил позднее у туземцев имя Шиз, а византийцы называли его το Γαζακν, τ Γαζακ (у Феофана), Κανζκα – в письме Ираклия ( Chr. Pasch. 730, 12). Reclus. Nouvelle Geographie universelle, t. IX (1884), дает на стр. 254 план этих развалин. Географическое положение этого места: 46°9» долготы и 37°22» – широты (от Гринвича). Форма имени «Ганзака» засвидетельствована очень недавно одним вновь открытым эпиграфическим памятником, а именно: греческая надпись с датой 225 года Селевка, т. е. 88 до Р.Х., найденная в Авромане, где, между прочим, читается следующее: ...της ουσης εν κ[ωμ]η Κωπανει την επαναζομενην Γανζακην. Об этой находке кембриджский ученый Миннс делал доклад в одном английском научном обществе и был так любезен сообщить мне дешифрованный им текст и факсимиле надписи. 215 Изложение Феофана – 307, 31–308, 10 – искажено непоправимым образом. Храм огня, разрушенный Ираклием, он помещает в город Θηβαρμας и ведет в него Ираклия в походе, имевшем целью преследование Хосрова. Феофан отделяет Ганзак от святилища огня, как далеко отстоящие местности, и помещает последний в область Θηβαρμς, куда он ведет Ираклия по следам Хосрова. По его сообщению, Ираклий преследовал Хосрова и во время этого преследования разрушил много городов. Hoffmann. Auszüge aus syr. Acten pers. Martyrer (Leipzig. 1880), стр. 252, указал на путаницу в тексте Феофана , как он сохранился. Θηβαρμαζ он поправляет на Βηϑαρμαζ, Beith-Armaje, т. е. провинция к западу от Загроша; но Ираклий в этот свой поход туда не ходил. 217 Моисей Каганкатваци.Ист. Агван, гл. 10, стр. 102. – «Иракл направил свои набеги по стране атропаканской до места, называемого Гайшаван, в местах укрепленных, тепличных, где персидские государи проводили лето для здоровья, на границах Мидии».

http://azbyka.ru/otechnik/Yulian_Kulakov...

«История Армении», написанная с клерикальных позиций, – по существу, первая попытка освещения истории Армении на основе комплексного изучения и использования армянских и зарубежных источников по данному вопросу 358 , что является несомненной заслугой автора, стремившегося не только дать общую картину истории Армении, но и соотнести ее с историей других народов. В этом отношении труд о. Чамчяна по методологии вполне современен, его подход к использованию источников для изучения древних эпох также можно соотнести с современным. Географ, историк и поэт Гукáс (Лука) Инчичян (Инджиджян, Инджиджиан; Микаелян) (1758–1833), член конгрегации мхитаристов с 1779 г., особенно много сделал для изучения исторической географии Армении. Наиболее значительные его труды – «Описание Древней Армении на основании данных, встречающихся у армянских писателей» («Сторагрутюн хин Айастанеац») и «Древности Армении» – были напечатаны в Венеции на армянском языке (соответственно в 1822 и 1835 гг.). Крупные фрагменты из сочинений Г. Инчичяна 359 были переведены на французский язык академиком Броссе 360 . Инчичян был соавтором С.Г. Агонца при создании многотомного труда «География четырех сторон света», где в разделе «Азия» написал целый том «Новая Армения» (1806), изложив собранные им географические сведения о Малой Армении, Месопотамии, Киликии, Атропатене и Кавказской Албании и др. В 1822 г. в свет вышло второе издание капитального исследования о. Инчичяна «География Древней Армении», в котором на основе доступных ему источников, преимущественно греко-римских и ближневосточных, он изложил свою историко-географическую концепцию прошлого Великой Армении (Мец Айк). В труде содержатся ценные географические, топографические, топонимические, этнографические сведения. Трехтомник «Древности Армении» (Венеция, 1835), не имевший на тот момент аналогов, был замечателен тем, что автор собрал воедино все доступные ему данные об армянских древностях. Первый том «Древностей» содержит историко-географическое описание Древней Армении, второй и третий – сведения об управлении, войске, обычаях, языке и литературе, искусстве и религии. Отдельный труд о. Инчичяна посвящен проливам Босфор и Дарданеллы (1794) – не только их обстоятельному географическому описанию, но также подробной характеристике природы берегов, особенностей течения и истории региона.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Вскоре Йонтон сообщил Нимроду, что тот станет царем (в М. П. О. Нимрод именуется 1-м царем над всей землей). В 2799 г. от сотворения мира Нимрод отправил мудрецов и ремесленников из числа потомков Иафета к Йонтону для того, чтобы они построили для последнего прекрасный город, названный в его честь. Вскоре Йонтон предсказал войну между царством потомков Хама и Нимродом, а также победу последнего, что и произошло в 3039 г. от сотворения мира. Затем следует подробное изложение войн, к-рые вело Вавилонское царство. 3. От военных кампаний царя Востока Шамшаснахара (  ) из рода Йонтона, к-рые он вел на землях между р. Евфрат и Адорбайганом (Атропатеной, совр. Иранский Азербайджан), а также на территории Эфиопии и на землях потомков Измаила , до конца эсхатологического VI тыс. Указывается, что в результате походов Шамшаснахара измаилиты были вынуждены бежать в пустыню близ Ясриба (Медины) и приступить к завоеванию уже новых земель, которое описано весьма подробно. По прошествии 60 лет измаилиты, отождествляемые с мадианитянами , были разбиты евреями, незадолго до этого совершившими исход из Египта. После заключения мира с евреями 7 племен измаильтян вернулись в пустыню. Здесь историческое повествование прерывается пророчеством, согласно которому измаилиты «выйдут [из пустыни], опустошат землю и начнут править ею, захватив места, входы и пути к возделанным землям» от Египта до Куша , от р. Евфрат до Индии, от р. Тигр до царства Йонтона и от севера до «великого Рима», Иллирика и Чёрного м. Затем говорится, что по прошествии 70 лет («десяти седмин») с момента завоеваний измаильтяне будут покорены Римской империей. Последующую историю царств автор М. П. О. делит на неск. этапов: 1) период, когда дом «сынов Нимродовых» владел Вавилонском царством; 2) от Гораздека (  ), «царя исполинов» из числа потомков Нимрода, до Сасана Старшего из Адорбайгана, когда «правили персы»; 3) время правления царей из Селевкии и Ктесифона (от Сасана до Пероза); 4) от Пероза до царя Ассирии Синаххериба.

http://pravenc.ru/text/2563136.html

Затем тюркюты и ромеи с двух сторон – одни с востока, а другие с запада, из Лазики, – подошли к Тбилиси. Рассказывая о встрече союзников, Феофан Исповедник писал, что ябгу-каган, увидев Ираклия, «подъехал к нему, целовал его в плечи и поклонился ему в виду персов, смотревших из города Тифлиса» . Началась затянувшаяся осада города, который защищали грузины под предводительством своего царя Стефана, признавшего себя данником шаха, и отряд персов из 1000 отборных воинов. Глумясь над наружностью ябгу-кагана, защитники города, по рассказу Моисея Каланкатуйского, выставили на стене напоказ его карикатурное изображение в виде тыквы размером «аршин в ширину и аршин в длину, вместо ресниц – несколько отрезанных ветвей, место бороды оставили безобразно голым, на месте носа – ноздри шириной в локоть, редкие волосы на усах… Они… кричали: вот царь, государь ваш… поклонитесь ему, это джебукаган. И взяв в руки копья, кололи и пронзали тыкву» . Взять Тбилиси не удалось, и ябгу-каган, предоставив в распоряжение Ираклия 40 тысяч воинов, увел остальную орду на север, в степные кочевья. Вскоре после этого император, оставив для продолжения осады часть стратиотов, повел основные силы вместе с союзниками тюркютами на юг. Утомленные тяготами похода, тюркюты вскоре ушли в свои степи. В начале декабря 627 года ромеи осадили Ниневию. Персидские войска шли следом за ними и настигли противника у стен этого древнего города. 12 декабря дано было генеральное сражение, победу в котором одержал Ираклий, – в битве пали командующий персидской армией Рахзад, а войско было перебито и рассеяно. Одержав блистательную победу, Ираклий повел свою армию на столицу персов Ктесифон, по пути разрушив резиденцию Хосрова в Дастагерде, вблизи современного Багдада, спешно покинутую шахом. Но под Ктесифоном императора ожидали свежие силы противника. Ираклий не решился атаковать их и повернул в сторону Атропатены. Во время отступления до него дошла весть о государственном перевороте в персидской столице: шах Хосров Парвиз был свергнут и убит, на престол взошел его сын Кавад Широе, который незамедлительно направил послов в ставку Ираклия.

http://pravoslavie.ru/97351.html

Одновременно из Персии стали раздаваться настойчивые призывы отречься от христианства. Назревала религиозная война (Егише называет ее Армянской войной). Армяне, воодушевляемые католикосом Овсепом (Иосифом), учеником Саака Партева и Месропа Маштоца, отказываются перейти в зороастризм. В то же время армянские нахарары, призванные в Персию, вынуждены были сделать вид, что отреклись от христианства, и вернулись в Армению в сопровождении многочисленных магов. Начались народные волнения, стало собираться ополчение. Нахарары разбили свое войско на три отряда: первый отряд отправили в Атрпатакан (Атропатену), второй, под командованием спарапета Вардана Мамиконяна, – в Агванк (Кавказскую Албанию), а третий передали марзпану Васаку, который впоследствии изменил отечеству. Вардан Мамиконян вынужден был вернуться; он изгнал Васака в Сюник и, сплотив вокруг себя верных князей, весной 451 г. выступил против персов на Авараирском поле. В жестоком бою пали сам Вардан, ряд нахараров и множество воинов. Потери персов были еще более значительными. Егише утверждает: «Не было стороны, которая победила, и не было стороны, которая потерпела поражение: храбрецы выступили против храбрецов, и обе стороны потерпели поражение». Однако на следующий день армяне не смогли продолжить битву, «ибо пал в бою великий спарапет Армении и не было среди оставшихся вождя, опираясь на которого могли бы собраться оставшиеся отряды». Сопротивление армян приняло затяжной характер, а персы не были в состоянии подавить восстание. Егише считал, что в конце концов победителями вышли армяне, поскольку Иездигерт вынужден был изменить политику в Восточной Армении: армянам было дано право свободно исповедовать христианство, были отменены введенные ранее подати, уменьшен набор в царскую конницу и т.д. При этом обе стороны (и персы, и армяне) обвиняли изменника Васака, требуя его покарать (Адонц Н. Марзбан Васак перед судом историков. СПб., 1904). 213 Наибольший накал христологических дискуссий наблюдался в Восточной Армении, где основной вопрос состоял не столько в устранении разногласий между христианами, сколько в борьбе против попыток персов внедрить здесь зороастризм. Однако и западные армяне («половина армянского народа», проживавшая в западной части Великой и в Малой Армении), которым не приходилось заботиться о сохранении христианской идентичности, так же, как и другие народы Империи, принимали активнейшее участие в догматических спорах.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Период мирных отношений с Византией (591-604) Хосров II Парвиз использовал, чтобы, истребив большинство родственников, подавить мятежи недовольных в Хорасане, Горгане и Табаристане. В 598-599 гг. был превращен в сатрапию Йемен, в 602 г. лишена самоуправления Хира. Религиозная политика шаханшаха отличалась большой веротерпимостью. Должность главного сборщика налогов впервые занял купец и ростовщик несторианин Йазден. Шаханшах особо благоволил к монофизитам; важную роль в этом сыграли его жена Зейрем и придворный врач Гавриил Кашкарский. Тем не менее до 604 г. при дворе благодаря стараниям католикоса Савришо преобладало влияние несториан, но после смерти католикоса шаханшах оказался под влиянием Гавриила. В это время началась персидско-визант. война (602-628): заняв Месопотамию, одна часть войск Хосрова II двинулась через М. Азию к К-полю, другая захватила Сирию с Финикией, взяла Иерусалим (614), в Африке продвинулась до В. Египта. После 622 г. инициативу в военных действиях перехватили византийцы. Имп. Ираклий пересек Каппадокию и Армению и в 623 г. вступил в Атропатену, где в отмщение за разрушение Иерусалима сжег знаменитый храм огня в Гандзаке (Газаке). В 626 г. иранцы, согласуя свои действия со славянами и с аварами, осадили К-поль. Ираклий побудил хазар к вторжению в Закавказье, а сам двинулся на Ктесифон и в 628 г. разграбил неск. загородных резиденций шаха в окрестностях Ктесифона. Хосров II бежал, но заключать перемирие отказался, и в 628 г. против него составился заговор знати, в котором приняли участие купцы-несториане, недовольные сближением шаханшаха с монофизитскими кругами. Они возвели на престол его сына - Кавада-Широе, к-рый дал разрешение на убийство отца и запросил Византию о «вечном мире», обязавшись очистить все занятые территории. Перелом в войне не в пользу И. привел к отягчению налогового бремени. Многочисленный чиновничий аппарат с разветвленными контрольными функциями, сложившийся после реформ Хосрова I и еще более увеличившийся при Хосрове II, огромные траты на поддержку престижа власти опустошали казну. Сев.-вост. окраины разоряли тюрки, отбившие у иранцев Балх. Наводнения разрушили оросительную систему на Тигре и Евфрате и уничтожили посевы в житнице державы - Юж. Двуречье. В ряде областей царевичи и вельможи создали самостоятельные царства. В общей сложности за 628-632 гг. на престоле сменилось более 10 отпрысков шахского рода - ставленников враждующих клик. В 632 г. военачальник Рустам посадил на трон в Истахре Йездигерда III - внука Хосрова Парвиза - и вновь объединил гос-во.

http://pravenc.ru/text/673877.html

Наконец, 5 апреля 622 г. Ираклий взошел на корабль и с войсками, в значительной части состоявшими из греков и армян (а не варваров-федератов), покинул столицу, оставив при малолетнем Константине III регентский совет. Полгода в. Пилах, близ никомидийского залива Астакос, василевс тренировал свою армию. Воины обучались владеть оружием, действовать поодиночке и соединениями, в сомкнутом и рассыпном строю, проводили учебные сражения, разделясь на «своих» и «персов». Особое внимание Ираклий уделил отрядам конных лучников. По сути дела армия Ираклия стала армией нового типа, отличавшейся не только умением, но еще и высоким духом, твердой дисциплиной и, так как состояла почти вся из коренного населения Византии, патриотизмом. Зимой 623 г. Ираклий отправил войско в Армению, а сам вернулся в Константинополь. Весной он присоединился к армии, и в начале апреля 623 г. стодвадцатитысячное ромейское войско перешло границы империи. Так начался великий поход Ираклия в Персию. Византийцы вторглись в иранскую провинцию Атропатену и принялись опустошать ее. Хосров стянул свои войска в Месопотамию, а с запада, от Халкидона, на Ираклия двинулась армия Шахина. На зиму император решил отступить к берегам Каспия, в кавказскую Албанию. Переход предстоял очень тяжелый, и василевс распорядился дать свободу пятидесяти тысячам пленных, отягощавших обоз. К весне следующего года против Ираклия, перебазировавшегося в Армению, действовали три армии шаха. Император решил справиться с ними поодиночке. Отобрав лучших воинов, наиболее храбрых и выносливых, он совершил стремительный бросок и разбил наседавшего на него Шахина при Тигранокерте, а Шахрвараза – у берегов озера Ван. Последний едва избежал гибели и спасся «на плохом коне», оставив победителю свой шатер и добро,. Не дожидаясь взятия Тифлиса, Ираклий получил от хазар несколько десятков тысяч воинов и осенью 627 г. вторгся в Месопотамию. Началась завершающая фаза похода. В октябре император добрался уже до развалин древней Ниневии. По следам греков, двигаясь по опустошенной ими территории и «питаясь крохами [со стола] их» с.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

  001     002    003    004    005    006