В 30-х гг. III в. до Р. Х. Тиридат овладел Гирканией и Комисеной и, приняв царский титул и тронное имя Аршак, начал чеканку собственной монеты. Господствующее меньшинство парнов постепенно ассимилировалось с оседлыми парфянами. В кон. III - нач. II в. до Р. Х. Аршакидское царство со столицей в Гекатомпиле отстояло свою независимость от Селевкидов. Превращение Парфии в мировую державу произошло при Митридате I (171-138 гг. до Р. Х.), к-рый покорил Гедросию, Дрангиану, Арахосию, Арейю и, возможно, Маргиану (по др. данным, она подчинилась парфянам при Митридате II). Широкой экспансии парфян благоприятствовали обострение внутренней борьбы в Греко-Бактрии и обособление на Иранском нагорье, в Атропатене, Персиде и Элимаиде, после смерти Антиоха III (187 г. до Р. Х.) региональных династий. В 161-140 гг. до Р. Х. Митридат I включил в состав своей державы весь Зап. Иран и Двуречье; летней резиденцией парфянских властителей стала Экбатана, а зимней - Вавилон. Продвигаясь на запад, парфяне должны были взаимодействовать с эллинизированным населением. В 140-139 гг. до Р. Х. полисы Мидии организованно выступили против Парфии в союзе с персами, элимеями и жителями Греко-Бактрии. Сын Митридата, Фраат II (138-128/7 гг. до Р. Х.), отразил последнее масштабное наступление Селевкидов на восток, но пал в сражении с саками и тохарами, продвигавшимися из Ср. Азии. Лишь Митридат II (ок. 123-88 гг. до Р. Х.), поставив под свой контроль Мерв, остановил натиск кочевников, к-рые осели в бассейне Хамуна, где зона их расселения получила название Сакастан. На зап. рубежах под парфянским влиянием оказались Армения и Осроена. В 96 г. до Р. Х. Луций Корнелий Сулла заключил с послом Митридата II соглашение, согласно которому сферы влияния Рима и Парфии разделились по Евфрату. Междуцарствием, последовавшим за смертью Митридата, воспользовались на западе арм. Арташесиды, а на востоке - Кушаны. Слабые Аршакиды в 70-60-х гг. до Р. Х. придерживались выжидательной тактики, предоставив римлянам свободу действий в отношении Понта.

http://pravenc.ru/text/673877.html

Несмотря на соглашение о нейтралитете, заключенное с Гнеем Помпеем в 66 г. до Р. Х., уже в 65-63 гг. до Р. Х. между ними назрел конфликт из-за арм. земель. Внутри аршакидских владений противоборствовали, выдвигая своих претендентов, эллинизированная элита городов Двуречья и знать собственно иранских областей, тесно связанная с кочевниками периферии. В 55 г. до Р. Х. во главе Аршакидов встал Ород II. В 53 г. до Р. Х. под Каррами в Сев. Месопотамии парфяне под началом полководца Сурена разгромили легионы Марка Лициния Красса и вернули Кордуену и Нисибин. Ород перенес столицу в Ктесифон и продолжил войну в рим. пределах, где конница его наследника Пакора (Бакура) в 52-51 гг. до Р. Х. опустошила Киликию и Каппадокию. В 40-х гг. до Р. Х. Парфия оказалась вовлечена в гражданские распри Рима: в 45 г. до Р. Х. помпеянцы призвали на помощь Пакора, а после гибели Гая Юлия Цезаря за поддержкой к Ороду обратились республиканцы. В 40-39 гг. до Р. Х. парфянские войска, опираясь на бывш. легионеров Брута и Кассия, нанесли поражение легату Марка Антония и даже временно взяли под контроль Сирию с Антиохией и финикийским побережьем. Ответная экспедиция Антония в Атропатену не привела к перелому ситуации в пользу римлян (36 г. до Р. Х.). Тем не менее в 20 г. до Р. Х. Август Октавиан заставил сына Орода, Фраата IV (37-36 гг. до Р. Х.), вернуть Риму пленных, возвратить значки легионов Красса и позднее - отправить в Вечный город почетными заложниками своих сыновей. Проримская политика одного из них, Вонона I (8-12 гг. по Р. Х.), воцарившегося в 6 г. до Р. Х., вызвала консолидацию парфянской верхушки вокруг царя Атропатены Артабана (из боковой ветви династии Аршакидов). Утвердив за собой царский престол (12-38), он стремился проводить политику централизации: его сыновья становились правителями зависимых царств (Элимаида, Гиркания, Персида). Эту тактику продолжили и его потомки, в частности Вологез I (51-78), при котором, как можно предположить, зороастризм получил статус офиц. религии: на монетном чекане появилось изображение жертвенника огня; тогда же, согласно пехлевийскому преданию, была проведена 1-я кодификация Авесты .

http://pravenc.ru/text/673877.html

В ту пору, когда верховная власть перешла к Юстиниану, внешние отношения империи слагались для нее весьма благоприятно. Халиф Абд-аль-Малик, принявший в тот самый год наследие своего отца, оказался в чрезвычайно трудном положении, так как в разных местах поднялись против него видные претенденты, находившие поддержку в среде соплеменников. Наставшим в халифате смутным временем воспользовались также и мардаиты для своих разбойничьих подвигов. Занятый планами борьбы со своими соперниками, Абд-аль-Малик старался обеспечить себя со стороны империи заключением мира. Византийский двор отозвался на это предложение, и в Дамаск прибыл уполномоченный для выработки мирного договора магистриан Павел. Переговоры касались двух спорных территорий, острова Кипра и Армении. Сирийские и византийские известия единогласны в том, что остров Кипр был признан состоящим в двойном владении, и в договор было занесено положение о дележе доходов с населения пополам между двумя державами. 702 Что касается Армении, то, по свидетельству сирийских летописцев, халиф отказался в пользу империи не только от Армении, но и соседних земель: «Гурзана, Арзона и северной части Мидии, т. е. Атропатены», 703 а по записи Феофана – Армения и Иверия были поставлены в такие же условия, как и остров Кипр, т. е. доходы с этих стран подлежали дележу пополам. Мир был заключен на десять лет. Выкуп мира арабами, установленный в договоре 677 года с Муавией, был сохранен и на будущее время, но в повышенном размере: Абд-аль-Малик обязался платить 1000 золотых монет, одного коня и одного раба за каждый день мира. 704 Со своей стороны император принял на себя обязательство, касавшееся мардаитов, которые умели отстаивать свою независимость и создавали большие затруднения для арабов своими набегами на соседние области. Мардаиты в своей внутренней организации представляли войско. Феофан определяет их, как военную часть – τγμα του Λιβνου, а Никифор видит в них воинов (πλται), которые «с давнего времени были расквартированы в горах Ливана». 705 Так как военное звание было наследственным еще при Константине Великом , и горы Ливана составляли особое военное управление, то весьма вероятно, что главное ядро мардаитов составляли потомки тех воинов, которые числились некогда в старых имперских полках, расквартированных в горах Ливана и имевших там свою оседлость.

http://azbyka.ru/otechnik/Yulian_Kulakov...

Некий Каштарит с толпами киммериян, маннеев и мидян, и со скифами под водительством Спаки угрожал центру области Парсуа, крепости Кишашу. С ним в союзе были: Дусанна, вождь скифского племени Сапарда (Сефарод у пр. Авдия, 20), и Мумитарши, князь мидян. Асархаддон одно время был не прочь даже вступить в мирные переговоры и отправлял к нему посольство. Вероятно Каштарит был слишком уверен в себе и отклонил переговоры, но время еще не пришло, и в 672 г. он был разбит. Союз распался, так как Асархаддону удалось разъединить врагов, привлекши на свою сторону скифов, образовавших государство в Атропатене. Он согласился выдать за скифского вождя Бартатую (Прототий у Геродота) свою дочь. Поступив так подобно византийским императорам, он сделал из скифов оплот Ниневии и с их помощью отразил киммериян, которые, потерпев несколько поражений, должны были уйти в Малую Азию. Таким образом, в первой половине VII в. в северовосточной части культурного мира обозначились государственные образования арийского племени: скифское и индийское, первоначально действовавшие солидарно, но разъединенные ловкой политикой ассирийского царя, который таким образом отсрочил на некоторое время гибель своей державы. Из всех государств Древнего мира, игравших в истории более или менее крупную роль, Мидия представляет для исследователей наибольшие затруднения. До сих пор приходится довольствоваться данными из Геродота, писавшего на основании преданий малоазиатских гарпагидов, и даже черпать из недоброкачественных писаний Ктесия, приводить их в согласие со скудными и случайными упоминаниями в военной литературе ассириян и в Бехистунской надписи Дария. Эту неблагодарную задачу исполняли Оппер, Винклер и Прашек. Последний с большим трудолюбием, остроумием и настойчивостью пытается привести к единству эти разнородные сведения и реконструировать историю мидян от первого их появления до катастрофы при Кире. В этом направлении он сделал все возможное при современном состоянии науки, но стремление его создать цельную картину не могло не увлечь его иногда на путь рискованных сближений.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Turaev/i...

Наконец, причина четвертая: сейсмоопасность. Имеются исследования компетентных в данном вопросе японцев, согласно которым расположенность Тегерана на территории многочисленных сейсмических разломов чревата риском землетрясения силой до восьми баллов. Их иранские коллеги, в свою очередь, констатируют учащение подземных толчков в окрестностях столицы. Очевидно, что сильное землетрясение в таком мегаполисе, как Тегеран, приведет не только к значительным разрушениям, но и к многомиллионным жертвам. Желание обезопасить политическое руководство страны и разгрузить город само по себе исчерпывающее, однако имеется основание предположить и наличие пятого фактора, о котором в Иране по понятным причинам не говорят вслух. Это причина политическая. Учитывая перенаселенность города, оппозиционные выступления и народные волнения, которые Тегеран пережил, в том числе совсем недавно, она также является весомым доводом в пользу переноса столицы в более спокойный и компактный город. Но тут многое зависит от того, в какой именно город переедет руководство исламской республики. Вариантов несколько, благо многие города Ирана в разное время уже успели побывать столицами. Если новым «главным городом» станет Исфахан (столица при сельджукском государстве и династии Сефевидов), прекрасный и наполненный памятниками Шираз (многократная столица Персии при многих династиях) или священный для шиитов Мешхед - это один разговор, и можно ограничиться написанным выше. Однако, судя по иранской прессе, наилучшие шансы сейчас у Тебриза - четвертого по численности населения города страны и административного центра провинции Восточный Азербайджан. А это уже совсем другая история, возможно, проливающая свет на истинный замысел верховного руководства исламской республики. Тебризу также приходилось быть столицей, причем неоднократно - начиная от древнего государства Атропатена (кстати, из этого названия и возникло современное «Азербайджан»), заканчивая уже упомянутой выше династией Сефевидов (всю первую половину XVI века, то есть с момента своего воцарения, эта шахская династия проживала именно в Тебризе). Для иранцев это очень важный город, он исторически «свой», персидский, хотя в свое время персы и оказались частично оттеснены на юг тюркоязычными народами. С тех пор Тебриз и поминают как центр азербайджанского сепаратизма.

http://ruskline.ru/opp/2013/13/26/iran_p...

Леманн). Время жизни Заратустры может быть только предметом самых беспочвенных догадок; насколько разнообразны суждения по этому вопросу, можно видеть из того, что одни относят его жизнь к 9-му тысячелетию (Э. Бунзен), а другие к 6-му столетию до Р. Х.; последние основывают свою хронологическую дату на том соображении, что царь Вистаспа, который, по словам Авесты, был современником Заратустры, есть вероятно не кто иной, как Гистасп, отец Дария, живший в 6-м веке. В настоящее время наиболее общепринятым является то мнение, что он жил около 1400–1000 гг. до Р. Х. Родился Заратустра, вероятно, в мидийской северо-западной области около Атропатены (между Каспийском морем и озером Ван); но проповедническую его деятельность многие приурочивают к Бактрии, считая его покровителя Вистаспу бактрийским царем. Однако эта догадка возбуждает большие сомнения; Эдв. Леманн утверждает, что «самые достоверные греческие известия доказывают, что Вистаспа царствовал именно в западном Иране, в Индии; таким образом чудесное путешествие Заратустры в Бактрию является совершенно излишним; он действовал там, где он родился, как это в древности было самым естественным». Это подтверждается и тем обстоятельством, что Заратустра называется в Авесте атраваном, т. е. жрецом огня, а между тем культ огня был особенно распространен в северной части МидииАтропатене), где часто встречаются естественные земные огни. Если эти догадки справедливы, то персидская религия по своему происхождению является в существе дела мидийской. Число последователей Заратустры при его жизни было довольно долгое время очень незначительным, но после того, как учение маздеизма было принято царем Вистаспой и знатнейшими лицами в княжестве, успех его был вполне обеспечен; маздеизм стал распространяться не только в пределах мидо-персидской монархии, но был перенесен и в Индию, где, впрочем, встретил противодействие со стороны браминов. В эпоху туземных персидских царей Ахеменидов для развития маздеизма существовали вполне благоприятные условия; но после завоевания Персии Александром Великим в 327 г., маздеизм потерял мощных покровителей в лице персидских царей и стал клониться к упадку, тем более, что иноземное влияние повлекло за собою образование разных сект, в значительной мере уклонявшихся от правоверного маздеизма.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Smir...

Затем тюркюты и ромеи с двух сторон – одни с востока, а другие с запада, из Лазики, – подошли к Тбилиси. Рассказывая о встрече союзников, Феофан Исповедник писал, что ябгу-каган, увидев Ираклия, «подъехал к нему, целовал его в плечи и поклонился ему в виду персов, смотревших из города Тифлиса» . Началась затянувшаяся осада города, который защищали грузины под предводительством своего царя Стефана, признавшего себя данником шаха, и отряд персов из 1000 отборных воинов. Глумясь над наружностью ябгу-кагана, защитники города, по рассказу Моисея Каланкатуйского, выставили на стене напоказ его карикатурное изображение в виде тыквы размером «аршин в ширину и аршин в длину, вместо ресниц – несколько отрезанных ветвей, место бороды оставили безобразно голым, на месте носа – ноздри шириной в локоть, редкие волосы на усах… Они… кричали: вот царь, государь ваш… поклонитесь ему, это джебукаган. И взяв в руки копья, кололи и пронзали тыкву» . Взять Тбилиси не удалось, и ябгу-каган, предоставив в распоряжение Ираклия 40 тысяч воинов, увел остальную орду на север, в степные кочевья. Вскоре после этого император, оставив для продолжения осады часть стратиотов, повел основные силы вместе с союзниками тюркютами на юг. Утомленные тяготами похода, тюркюты вскоре ушли в свои степи. В начале декабря 627 года ромеи осадили Ниневию. Персидские войска шли следом за ними и настигли противника у стен этого древнего города. 12 декабря дано было генеральное сражение, победу в котором одержал Ираклий, – в битве пали командующий персидской армией Рахзад, а войско было перебито и рассеяно. Одержав блистательную победу, Ираклий повел свою армию на столицу персов Ктесифон, по пути разрушив резиденцию Хосрова в Дастагерде, вблизи современного Багдада, спешно покинутую шахом. Но под Ктесифоном императора ожидали свежие силы противника. Ираклий не решился атаковать их и повернул в сторону Атропатены. Во время отступления до него дошла весть о государственном перевороте в персидской столице: шах Хосров Парвиз был свергнут и убит, на престол взошел его сын Кавад Широе, который незамедлительно направил послов в ставку Ираклия.

http://pravoslavie.ru/97351.html

Однако в 217 г., собрав значительные силы, Артабан одержал победу в решающем сражении при Нисибине. По мирному договору 218 г. римляне уплатили громадную контрибуцию. Осада Селевкии римлянами. Рельеф арки Септимия Севера в Риме. 205 г. Осада Селевкии римлянами. Рельеф арки Септимия Севера в Риме. 205 г. Несмотря на то что в 20-х гг. III в. парфяне вернули под свой контроль основные части Месопотамии, внутри их державы значительно увеличилось число полунезависимых владений (шахров). На этом фоне в Парсе возвысился Ардашир Папакан, к-рый, овладев Керманом и Спаханом (Исфаханом), в 223-224 гг. захватил Селевкию и при поддержке ряда месопотамских и иран. князей расправился с последними Аршакидами (битва при Хормиздагане). В 227 г. он стал шаханшахом И. и приступил к последовательному покорению Мидии (Мах), Парфии (Хорасан) и Атропатены (Адурбадаган). В новую державу было включено также Н. и Ср. Двуречье, где постоянным союзником Ардашира I Папакана стали арабы Хиры. Значительная часть владетелей (шахрдаров) поддержала Ардашира I. Смены доминирующего этноса не произошло: персы лишь оттеснили парфян на 2-е по значению место. Представители местных династий были частично заменены сасанидскими царевичами и наместниками. Заявивший о себе как о поборнике зороастризма Папакан, сохранив за Селевкией-Ктесифоном столичный статус, религиозным центром страны сделал Стахр. Власть шаханшаха как носителя священной благодати (фарр) считалась неограниченной. Пышный и тщательно разработанный ирано-сасанидский придворный этикет и местническую иерархию частично заимствовала поздняя Римская и Византийская империя. В царствование Ардашира иранцы делились на 3 сословно-кастовые группы, соответствовавшие авестийским представлениям о структуре общества: жрецов (асраванов), благородных воинов (артештаранов) и зависимых земледельцев (вастриошанов); внутри каждой существовала сложная иерархия. Старшины сословий выполняли при шаханшахе совещательные функции. К IV в. появилась категория писцов (дабиранов); тогда же сформировался единый адм.

http://pravenc.ru/text/673877.html

Весной 623 г. И. на краткое время вернулся в К-поль из-за нового обострения отношений с аварами. Вскоре он вновь отправился к армии, расквартированной в то время в М. Армении. В кон. весны 623 г. И. вторгся в пределы персид. Армении и овладел Двином и Нахчаваном (ныне Нахчыван (Нахичевань), Азербайджан). Удар был неожиданным для персов (византийцы впервые вступили на их территорию за 20 лет войны); остановить войска И. им не удалось. Продвигаясь на юго-восток, в персид. область Атропатена, летом византийцы взяли штурмом г. Гандзак и разрушили в нем один из древнейших маздеистских храмов - Вшасп и царский дворец ( Себеос. История. 1862. Гл. 26. С. 102; Theoph. Chron. P. 307-308; Мовсес Каланкатуаци. История. II 10. 1984). Осенью И. с неск. тысячами пленных отступил на север в область Кавказской Албании и разбил лагерь близ ее столицы Партава (ныне Барда, Азербайджан). Оставив войско, И. вновь перезимовал в К-поле и 15 апр. вместе с августой Мартиной отправился из Никомидии на Кавказ (Chron. Pasch. P. 714). Военные действия летом и осенью 624 г. велись с переменным успехом. И. заключил союз с неск. кавказскими народами (лазами, абасгами, иверами), но персы во главе с полководцами Шахраплаканом, Шахином и Шахрбаразом сдерживали его гораздо эффективнее, чем годом раньше ( Себеос. История. 1862. Гл. 26. С. 103-104; Theoph. Chron. P. 308-311). По сообщениям прп. Феофана, И. одержал 2 победы в области Гиркания (Сев.-Зап. Иран); в сражениях был убит Шахраплакан. Персам удалось объединить свои основные силы; против И. выступила большая часть местного населения, к-рое начало партизанскую войну. Перевес оказался на стороне противников И., и он вынужден был увести свое войско из Албании на юго-запад, в персид. Армению, хотя после этого значительные силы лазов и абасгов ушли от И. Смелыми маневрами И. удалось ввести в заблуждение персид. полководцев, и в кон. 624 г. он захватил с отрядом персов г. Арджеш (ныне Эрджиш, Юго-Вост. Турция); находившийся в городе Шахрбараз бежал. Тем не менее этот частный успех И. не привел к перелому в ходе войны. Убедившись в прочности персид. позиций в Албании и Армении, И. решил перенести активные действия на запад, в Сев. Месопотамию и Сирию, и весной 625 г. организовал рейд в эти регионы ( Theoph. Chron. P. 312-314). В марте его войска вступили в Месопотамию, захватили Амиду и Мартирополь на Тигре; продвигаясь на запад, прорвались через персид. заслоны на Евфрате и перешли на север через хребет Тавр. По сообщению хрониста, во время боя за мост на р. Сар И. лично вступил в бой и поразил мужеством как своих воинов, так и врагов. Персы не успели собрать силы и помешать движению византийцев, которые уничтожили неск. крепостей, переправ и коммуникаций. Повернув на восток, севернее Тавра, И. вскоре вернул войско в районы его основных баз в М. Армении, в Севастии (ныне Сивас, Вост. Турция).

http://pravenc.ru/text/673855.html

Таким образом Мидия была завоёвана персами и включена в качестве сатрапии в Ахеменидскую державу. Новое образование стали называть Мидо-Персидским царством ( Есф.1:3,14,18–19;10:2 . Дан.6:8 ,). Самостоятельное мидийское государство было восстановлено лишь в последней четверти IV века до Р.Х., но занимало только часть территории прежней Мидии – в южном Азербайджане, который позже назывался Мидией (или Малой Мидией, Мидийской Атропатеной). Часть мидян, смешавшись с племенами Атропатены, сыграла значительную роль в этногенезе азербайджанцев. На территории Мидии широкое распространение получил зороастризм. Приложение 4. Персия Вторым по значению народом в Мидии были персы. Царём мог стать только кто-нибудь из мидийской знати. Персы не протестовали против такого положения. Они пасли в степях табуны лошадей, не вмешивались в государственные дела и во всём подчинялись мидийцам. Живя в гористой стране с суровым климатом, этот народ сохранил свою первобытную силу, в противоположность изнеженным мидянам. Голые скалы, отвесными обрывами спускавшиеся на бесплодные равнины Парфии и Мидии и отделявшие персидские земли на севере, крутые, почти неприступные горы на западе и жаркое песчаное прибрежье юга, предопределили характер жившего среди них народа. Персы вели образ жизни кочевников-скотоводов и оседлых земледельцев. Большинство населения осталось кочевым и образовало низший слой, над которым поднялось оседлое меньшинство. Из представителей этой группы впоследствии выделилась персидская знать. Персидский народ делился на три племени, наиболее знатным между этими племенами считался род Пасаргадов, а знатнейшей семьёй в этом знатном роде была семья Ахеменидов, которой мидийские цари поручили управление страной. И персы и мидийцы происходили из одного племени, хотя мидийский язык имел некоторые особенности и отличался от персидского (Д.Ап.2:9). Древние историки называли это племя арийцами. Арийцы первыми из древних приучили лошадей и поэтому были непобедимы. Объединяла мидийцев и персов и общая религия. Они поклонялись единому богу Ахурамазде, который сотворил весь мир своей волей и словом. Он разделил свет и тьму, и поэтому в мире борются две силы – свет и тьма, добро и зло. Борьба идёт за души людей: те, кто делает добро, попадают на небо – в рай, к Ахурамазде, а кто совершает зло, – под Землю, в ад, к тёмным силам. Законы этой веры принёс людям посланник верховного бога, пророк и основатель иранской религии – Заратуштра. Религию, которую проповедовал Заратуштра, назвали по его имени зороастризмом. Его последователи уже не приносили богам жертвы, а только читали молитвы у горящего огня. Последователям Ахурамазды пророк обещал посмертное блаженство, пособникам зла угрожал осуждением на Страшном суде, который будет вершить Ахурамазда в конце мира. «Авеста» – священное откровение Ахурамазды, которое Заратуштра передал своим ученикам.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/po-s...

   001    002   003     004