82 Видение «престолов» (7:9–10) написано по мотивам видения Исайи (гл. 6). Аналогичный пассаж мы встречаем также в Книге Еноха: «И я взглянул и увидел возвышенный престол; его поверхность [была] подобна льду, и от него исходило сияние как от солнца, и [раздавались] голоса херувимов. И из-под высокого престола текли реки пылающего огня, так что было невозможно смотреть на него. И Он, Который велик и славен, восседал на нем, и одежда Его была ярче солнца и белее чистого снега» (1Ен 14:18–20). Упоминание об «огненной реке» созвучно некоторым древнеперсидским мифам. 85 Видение огненных колес (арам. TllW? J) восходит к Книге Иезекииля, описавшего фантастические колеса божественной колесницы, причём в одном случае они называются " 2В1КЛ (офаним) (1:15сл.), в другом (галгал – «вихрь») (10:13). 88 Этот стих заставляет думать, что четыре «зверя» – царства сосуществуют во времени, а не следуют один за другим. Некоторые комментаторы, впрочем, говорят в этом случае об остатках прежних «зверей» – царств (Атропатене Мидии, Харакене и т. п.), продолжавших существовать наряду с «царством Еллинским». См.: Collins, 1984. Р. 304. 90 Термин «сын человеческий», «сын человека» (01Н]2 или ЕИЗХ «2) в Ветхом Завете обычно сопутствует слову «человек» и является его синонимом ( Чис. 23:19 ; Ис. 51:12; 56:2 ; Иер. 49:18,33; 50:40 ; Пс. 8:5; 79 /80:18; 143/144:3 и др.). Характерную сентенцию мы встречаем в Книге Иова: «человек (U? UN) есть червь, и сын человеческий (D1N]2) есть моль» (25:6). Так же употребляет термин СПЯ]2 и сам автор Книги Даниила в 8:17. В арамейских текстах, в том числе в кумранских документах, термины t7Mt  2, VI  2 («сын человека») обозначают неопределенное лицо: «некто, некий». См.: Collins, 1984. Р. 305. Однако, в этом стихе автор Книги Даниила использовал арамейский эквивалент этого термина, придав ему совершенно новое, особое значение, что породило впоследствии множество самых разных догадок и предположений. В Книге Еноха, зависимой в данном случае от Книги Даниила, Сын человеческий предстает уже как отдельная личность, особо приближенная к Богу; он называется также Избранником (в отличие от «избранных»), «Сыном жены» и «Сыном мужа» (1Ен 62:5; 69:29). Совершенно также восприняло этот термин христианство, связав его с Иисусом Христом. Согласно Евангелиям, сам Иисус называл себя Сыном человеческим, очевидно, основываясь именно на этом месте Книги Даниила. Среди современных исследователей единого мнения нет. На звание «Сына человеческого» выдвинуты вождь восставших иудеев Иуда Маккавей (X. Шмидт), предстоящий перед Богом архангел Михаил (И. Коппенс), другой архангел Гавриил (Ц. Цеви, П. Веймар), наконец, просто один из ангелов (X. Гарагунис). Все эти кандидатуры недостаточно обоснованы. Вероятнее всего, что «Сын человеческий» в данном случае то же, что и «народ святых Всевышнего» в аналогичных пассажах 7:18, 27, т. е. образное обозначение еврейского народа.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/kni...

С 80-х гг. XX в. в стране происходит исламское возрождение: открываются новые исламские учебные заведения, строятся мечети, создаются благоприятные условия для паломничества верующих в Мекку и Медину, увеличивается культурный обмен с мусульм. миром. Возросло значение общественных исламских ин-тов; власти оказывают содействие работе Управления мусульман Кавказа. В то же время гос-во не поддерживает агрессивных форм ислама, выступает против политизации религии. История и распространение христианства Древнейшее население совр. территории А.- кавк. племена албанов, утиев, каспиев и др., к-рые уже во II тыс. до Р. Х. находились в сфере влияния древней иран. цивилизации. В VII-VI вв. до Р. Х. они входили в состав Мидийского царства, затем в державу Ахеменидов . После разгрома державы Ахеменидов войсками Александра Македонского в посл. трети IV в. до Р. Х. на юге территории А. образовалось гос-во Атропатена. Иранизация Атропатены привела к тому, что ее языком постепенно стал азери - язык иран. семьи, близкий совр. талышскому. Атропатена просуществовала как самостоятельное гос-во до сер. II в. до Р. Х. В это время на территории А. сложилось единое Албанское царство (см. Албания Кавказская ). В позднеантичную эпоху Албания играла роль «буферного» гос-ва, разделявшего владения Римской империи и Ирана, соперничавших между собой за влияние на Кавказе. В IV в. албан. царями было принято христианство, однако оно долгое время не могло утвердиться из-за политической нестабильности и противодействия распространенного там зороастризма . В сер. VII в. Албания была завоевана арабами и включена в состав Арабского халифата . С этого времени господствующей религией на территории А. становится ислам . До XIX в. христианство сохраняется здесь в основном в среде арм. и груз. населения. После распада халифата территория А. находилась под властью сменявших друг друга династий Саларидов, Музаффаридов, Шеддадидов и др. В XI в. на территорию А. вторглись кочевые племена тюрк. происхождения, с севера - печенеги, огузы, кыпчаки, с юга - сельджуки. Продвижение кочевников из евразийских степей через Центр. Азию на запад привело к ослаблению власти мусульм. правителей на территории А. На нек-рое время А. попал в сферу влияния усилившегося в XII в. Грузинского царства. Постоянное давление на страну со стороны кочевников, продолжившееся в XIII в. в ходе монг. завоеваний, привело к постепенной смене на территории А. языка азери тюрк. разговорным языком огузской группы (лит. оставались араб. и персид.). С XIII в. происходит процесс консолидации азерб. народности. До нач. XIX в. А. находился в сфере влияния Ирана, здесь существовало неск. ханств, зависимых от Ирана. С 1514 по 1639 г. Османская империя вела военные действия на территории А., однако удержать эту страну не смогла.

http://pravenc.ru/text/63688.html

Вдохновлённый успехом, в 36 г. до Р. Х. Антоний собрал до 100 тысяч! Такой огромной силы римляне ещё никогда не выставляли и снова имели численный перевес. Театром военных действий были Мидия и Атропатена, парфяне опять использовали “скифскую тактику” и снова победили. Антоний потерял треть войска и отступил, не добившись практически ничего. Столкнувшись с невозможностью победить противника силой, римляне перешли к другой стратегии — использовать его внутренние противоречия. Первый раз они поддержали претендента на престол Парфии Тиридата II. В 26–25 гг. до Р. Х. тот укрепился в Вавилонии и печатал монеты с надписью Philo-romaeus (“друг Рима”). Однако вскоре его изгнал царь Фраат, который заключил мир с Августом, победителем Антония. Вслед за этим римляне осуществили против Парфии стратегическую провокацию. Тацит сообщает об этом скупо, но зато подробно рассказывает Иосиф Флавий. В 3 г. по Р. Х. старый Фраат “пал от руки сына своего Фраатака. Поводом к этому послужило следующее: хотя у Фраата были законные дети, однако он взял себе в наложницы италийскую рабыню Формусу, которую прислал ему в числе прочих даров Юлий Цезарь. Сперва он находился с нею в незаконном сожительстве, но с течением времени, увлечённый её красотою, женился на ней и сделал её своею законною супругою. После того как она успела родить ему сына Фраатака, она вскоре достигла огромного влияния на царя и задумала приложить все старания, чтобы укрепить за своим сыном престол парфянский. Впрочем, она вскоре увидела, что достигнет этого не иначе как если коварным образом избавится от законных детей Фраата. Тогда она стала уговаривать последнего отправить законных детей в Рим в качестве заложников. Так оно и было сделано (Фраат не был в состоянии отказать Формусе в чём бы то ни было), и Фраатак, оставшись один, получал теперь подготовку к будущему правлению. Но вместе с этим юноше показалось слишком долгим ждать смерти отца для получения престола, и потому он задумал умертвить отца при содействии своей матери, с которою, как гласила молва, он даже находился в преступной связи. Всё это, то есть отцеубийство, равно как кровосмешение с матерью, возбудило в одинаковой мере ненависть к нему его подданных, и поэтому он, не успев достигнуть совершеннолетия, потерял власть во время мятежа и был убит”.

http://pravmir.ru/skazhite-etoy-lisitse/

Таковы были Ваган Хорхоруни и Вараз-Тироц. Воспитывавшийся при дворе Хосрова и взысканный его милостями в юные годы, Вараз-Тироц был сын заслуженного полководца Сумбата Багратуни, оказавшего большие услуги персидскому царству в войнах на севере. 482 Широе назначил его правителем персидской Армении. Гордый и властолюбивый, он не признавал над собою власти правителя Атропатены Гормизды и вступил с ним во вражду. Мжеж-Гнуни (Мезезий у Феофана), назначенный правителем римской Армении, также оказался во вражде с ним и доносил на него Гормизду. Враги покушались схватить его. Предупрежденный об опасности, он бежал к Ираклию, когда тот находился в Месопотамии. Ираклий отнесся к нему весьма любезно и обещал помочь ему вернуться на родину. Ему был предоставлен дворец в Константинополе, в котором он и проживал в роскоши, соответственно своему положению. Хотя он и примкнул к заговору, но, как выяснилось на следствии, соглашался лишь на низложение Ираклия и был против убийства «наместника Божия» и его детей. Участником заговора в самой Армении оказался Давид Сааруни, которого Мжеж-Гнуни арестовал и отослал в столицу. Причастность к делу армян позволяет предположить, что этот заговор имел отношение к тому, что произошло в Палестине во время военных действий на Ярмуке. Когда заговор был раскрыт и вина его участников была выяснена, Ираклий приказал отрезать носы и правые руки виновным и отправил их в ссылку на острова. Для Вараз-Тироца кара ограничилась ссылкой ввиду его протеста против убийства императора. Давид Сааруни избежал ответственности за соучастие. Он убил своих провожатых, вернулся в Армению, начал войну с Мжежем-Гнуни и убил его. Завоеванное им положение и популярность в среде туземной знати имели своим последствием то, что Ираклий признал его правителем римской Армении и дал ему высокое придворное звание куропалата. 483 Желание Ираклия обеспечить участие в верховной власти Мартины и детей от нее создало необходимость переезда в столицу. Но страх моря был непреодолим, и переезд был обставлен очень сложно.

http://azbyka.ru/otechnik/Yulian_Kulakov...

918 Рёт видит даже в учении Зороастровой религии о творении мира, через слово творца, идею творения из ничего, в первый раз высказанную иранским пророком, объясняя при этом, что она – человекообразное представление действий божества. Röth. Die Zoroastrische Speculation. S. 447. 920 С филологической точки зрения, находят невозможным такое отожествление, потому что не объяснимо из Ариана ни придыхание, ни вставочное r в слове Харран. См. M. Müller. Essays. Genesis und Zend-avesta. S. 135. 922 Так обыкновенно и отвечает большей частью богословие на вопрос о видимом сходстве в воззрениях Зороастровой религии с библейским учением, т. е. указанием на то, что от самых ранних времен и до позднейших персидские арийцы или иранцы, вследствие соседства их с ассириянами и другими семитами, стояли в религии под некоторым влиянием семитических народов, и что они издавна восприняли от евреев некоторые религиозные верования, а в эпоху плена еще более ознакомились с ними См. Die Religton und die Religionen. v. Seydel. 1872. S. 86–87. 923 При этом предположении получает значение и то обстоятельство, что, по преданию персов, Зороастр выселился на восток в Бактрию с запада (из атропатены – адербиджан). 925 См. Theologische Briefe v. Aim. 1863. В. I. S. 83. 89. Die Religionen und Culte d. Heidenthums, von Werner. 1871. S. 415. Взгляд этот, впрочем, очень распространен, и проводится во множестве протестантских экзегетических сочинений на Библию . 926 Кстати заметить, что тип библейского сатаны в философии и литературных произведениях новейшего времени, как и в древних сектантских учениях, создавался более по типу дуалистического, чем библейского взгляда. В нем видели именно воплощение отрицательного начала жизни. Шеллинг в своей сатанологии, руководясь своим общим пантеистическим взглядом и сходясь на этот раз с Богомилами, которые называли сатану братом Христа, признает этого носителя духа отрицания старшим братом Христа, потому что отрицание существует прежде положения, и это последнее развивается из первого. Сатана и демоны, по Шеллингу, это «небожественный элемент в божестве, негатив (negativ) сына, – alterum Dei Filii». Гёте, в своем Фаусте, видел в сатане психическую сторону самого человека в её отрицательном стремлении, или то, что называется обыкновенно разрушающей рефлексией. Мистик Сведенборг, как и прежде его Яков Бэм, находил в сатане олицетворение начал человеческой жизни, в её дурном, противунравственном направлении. Все это – большее или меньшее обезличение того, что в Библии имеет живой, личный характер.

http://azbyka.ru/otechnik/Hrisanf_Retivc...

Всё настроение этой новеллы говорит за то, что она принадлежит странам, омываемым Тигром и Евфратом. Собственные имена, это имена говорящих по-Сирийски христиан, и их вряд ли могли изобрести Греки. За истолкованием их мы должны обратиться к Iranisches Namenbuch Justi, а не к Griechische Eigennamen, Pase. Mazdai, Wizan Managnar – древне-персидские имена. Мигдония называется по реке Низибии, точно так же, как едессит Бар-Дайсан назывался по реке Эдессы. Конечно, имеет значение то, что в единственном древне-Римском деле о продаже раба из Месопотамии, нашедшем путь в современную библиотеку, раб называется Хаббан, т.е. так же, как и купец, который купил Иуду Фому у Иисуса Христа. Кроме Ксантиппа – дьякона и Терции – царицы, нет ни одного европейского имени среди всех действующих лиц новеллы. Деяния ап.Фомы повествуют, что, после обращения Мигдонии, апостол был схвачен в дом Сифура и брошен в темницу, по приказанию царя Маздая. Там он поёт «Гимн души» –произведение, по общему признанию исследователей, совершенно независимое от «Деяний Фомы» и только позднее включённое в его состав. Это не столько гимн, сколько краткая эпическая поэма, рассказывающая нам сказку о царевиче, который отправился в Египет, чтобы принести оттуда жемчужину. Путешествуя с героем, мы попадаем в непривычные области. Дом царевича – старая Парфянская монархия. Царь, отец его, живет или в Гиркании, или около южных берегов Каспийского моря. Богатства Империи хранятся в горных святилищах Атропатены (Atropateni – современный Азербайджан). С тактом поэта автор не упоминает современных ему городов Ктезифана и Селевкии. Для царевича вся долина Евфрата – земля Вавилонская, чужая враждебная область, населённая демонами. Египет также совершенно не похож на страну, называемую житницей Римской Империи. В нашем гимне это нечистая земля, страна магии и волшебства, таинственно расположенная по другую сторону моря. Но между Вавилоном и морем, где проходит наш герой, лежит область Майшан или Месена, дружественная страна, подчинённая в некоторой степени его отцу.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Sagard...

Отношение лично Хосроя II к христианству довольно чётко характеризует Нина Викторовна Пигулевская, утверждая: «Следует различать официальную правовую сторону, которая признавала лишь status quo и сурово наказывала переход в христианство... и личное случайное благоволение шаханшаха к отдельным лицам христианского вероисповедания. С момента, когда Хосрой нарушил мир с Византией, меняется его религиозная политика. Христианство исповедовали во всех областях Византии, завоёванных Хосроем, но, например, в Эдессе было предложено придерживаться или монофизитства, или несторианства, но только не халкидонского вероисповедания, которое было верой „кесаря Ираклия“» 556 . В 611 году персы захватили Антиохию, в следующем – Кесарию Каппадокийскую, а некоторые отряды появляются уже у Халкидона. Другая же армия направляется на юг и берет в 614 году Иерусалим. Все эти завоевания сопровождаются значительными опустошениями, грабежами и убийствами, в том числе и мирного населения. Большая часть завоёванных была переселена на восток, туда же направились и обозы с захваченными ценностями. Посольству же с просьбами о мире Хосрой отказал, гордо потребовав обращения всей державы ромеев в зороастризм 557 . Известны также его насмешливые слова: «Если Христос не смог спасти Себя от евреев, убивших Его на кресте, то как Он поможет вам?» 558 . Однако взятие Анкиры и Родоса стало последними успехами Сасанидов в этой войне. В Светлый понедельник (т. е. на следующий день после Пасхи) 5 апреля 622 года Ираклий с армией выступил в поход на персов. Потратив полгода на дальнейшую подготовку и тренировку солдат, уделяя при этом особое внимание отрядам конных лучников, император высадился в Армении и в начале следующего года внезапно для персов обрушился на Атропатену и опустошил её. Посланные против него войска были разбиты во время многочисленных стычек в горной местности и, наконец, в крупных битвах у Тигранокерта и озера Ван. В 625 году ромеи ворвались в Месопотамию и в нескольких сражениях нанесли поражение персидской армии. Затем последовали два года манёвренной войны, в ходе которой Ираклий заручился поддержкой хазар. 12 декабря 627 года состоялось решающее сражение в районе древней Ниневии (Мосул). Император сам повёл в бой войска и смог победить нескольких знатных персов в единоборстве, получил несколько ран, но сумел привести ромеев к победе.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АЛБАНИЯ КАВКАЗСКАЯ [греч. Αλβανα; арм. , Алуанк; груз. , Рани; парф. Arda  n; сир.  , Аран; арабо-персид.  , Ар-Ран, Арран], древняя страна в Вост. Закавказье на территории, примерно совпадающей с границами совр. Азербайджана . Античные авторы говорят об А. К. как о стране, лежащей между Курой и Каспием (напр., Страбон . Геогр. XI). У ранних арм. историков Алуанк (А. К.) III - нач. V в. предстает примерно в тех же границах. С V в. возникает представление о «стране Алуанк» как о территории Албанского марзпанства (наместничества) державы Сасанидов, включившего кроме территории Албанского царства также бывш. провинции Великой Армении на правом берегу Куры; наконец, в ряде арм. текстов так называют только эти правобережные области. В «Истории страны Алуанк» Мовсеса Каланкатуаци (Дасхуранци) , написанной в Х в. на арм. языке, под А. К. подразумевается территория от Аракса до Дербента, находившаяся в церковной юрисдикции Албанского католикоса. Географические границы термина А. К. (Арана) изменялись и в араб. эпоху. В большинстве работ совр. исследователей развивается т. зр., согласно к-рой с V в. А. К. называют церковно-политическое образование, населенное как собственно албанами (албанцами), так и др. народами (армянами Правобережья Куры, грузинами сев.-зап. областей). Поскольку однозначно определить границы А. К. для разных эпох не представляется возможным, далее речь пойдет об области, совпадающей с территорией Албанского марзпанства (V в.). Политическая история. Древнейшей областью А. К. была сев. часть долины р. Куры к югу от впадения в нее р. Албан (арм. Алуан, груз. Алазани). В I тыс. до Р. Х. здесь начинают формироваться ранние городские общины, в т. ч. древняя столица А. К.- Капалак. Население страны было полиэтническим, его основу, видимо, составляли народности, говорившие на нахско-дагестан. языках (эры-раны, суджи, гелы, отены-уты и др.). Впервые албаны упоминаются среди участников битвы Александра Македонского с персами при Гавгамелах (331 до Р. Х.) в составе войска сатрапа Мидии. После разгрома державы Ахеменидов А. К. как часть сатрапии Атропатена входила в Селевкидское и Парфянское царства. Ко II в. до Р. Х. на основе объединения 26 племен (Страбон. Геогр. XI 4. 7) сложилось единое Албанское царство. В 65 г. до Р. Х. рим. полководец Помпей нанес поражение войску албан. царя Ороза, вынудив его заключить договор о мире и союзе. Позднее албаны восстали против Рима, но в 36 г. до Р. Х. рим. протекторат над А. К. был восстановлен. Албан. цари выступали союзниками Рима в войнах с Парфией , что, впрочем, не мешало развитию отношений с этой страной: находки серебряных парфянских монет свидетельствуют о широких торговых связях А. К. с Парфией на рубеже христ. эры. В I в. до Р. Х. сев.-зап. часть А. К. (Эрети в груз. источниках) попадает в сферу влияния Картлийского царства (Иверии).

http://pravenc.ru/text/64030.html

Зиму войска Ираклия провели в Каппадокии и Понте, в то время как сам император находился в столице, принимая меры к укреплению ее гарнизона на случай вероломного нападения со стороны аваров. Перед возобновлением военных действий Ираклий направил шаху Хосрову послание, в котором предлагал заключить мир, но на свое предложение он получил сохранившийся в «Истории» армянского писателя Себеоса высокомерный и оскорбительный ответ, исполненный разнузданного кощунства: «Любимый богами господин и царь всей земли, рождение великого Ормузда, Хосров – Ираклу, несмышленому и негодному рабу нашему. Не желая отправлять мне рабскую службу, ты называешь себя господином и царем… Собрав разбойничьи войска, ты не даешь мне покоя. Разве я не истребил греков? Ты говоришь, что уповаешь на своего Бога. Почему Он не спас Кесарии, Иерусалима и великой Александрии из рук моих? Неужели ты и теперь не знаешь, что я подчинил себе море и сушу? Разве я теперь не могу подкопать Константинополь? Но я отпускаю тебе все твои преступления. Возьми жену свою и детей и приди сюда. Я дам тебе поля, сад и оливковые деревья… Да не обманет вас тщетная надежда ваша – Христос, Который не мог спасти Себя от иудеев, и они убили Его, распяв на кресте. Как же Он избавит тебя от рук моих? Если ты сойдешь в бездны моря, я протяну руку и схвачу тебя, и тогда ты увидишь меня таким, каким бы не желал видеть» . Весной 623 года Ираклий вернулся к войскам и повел их в Армению. Под ударами ромеев один за другим пали занятые персами Двин и Нахичеван. Затем император двинул армию в Атропатену, расположенную на севере древней Мидии, штурмом взял столицу этой сатрапии Ганзаку, разрушив в отмщение за Иерусалим и похищенный персами Крест находившийся в этом городе грандиозный зороастрийский храм, почитавшийся персами за великую святыню. Чтобы переломить ход войны, Хосров приказал армиям Шахина и Шахрбараза соединиться и действовать совместно против ромеев. Ввиду явного превосходства в силах противника Ираклий уклонился от генерального сражения и увел войска на север, в принадлежавшую Персии кавказскую Албанию, захватил ее столицу Партав и перезимовал там.

http://pravoslavie.ru/97351.html

Дело облегчалось тем, что род Ираклия был армянского происхождения. Но наше скудное предание не дает никакого материала для выяснения подготовки к войне в этом отношении. Несомненно лишь то, что Ираклий не встретил никакого сопротивления в Великой Армении. Очевидно, туземное население встретило его, как законного повелителя, восстановлявшего старые отношения, насильственно прерванные персидским завоеванием. Некоторые свидетельства, относящиеся к последующему времени, позволяют утверждать, что Ираклий имел остановку в Феодосиополе, причем в кругозор его политики вошли тогда же церковные вопросы. Так как Хосров не допускал, по-видимому, возможности, что Ираклий посмеет осуществить свою угрозу начать с ним войну, то никаких приготовлений в предупреждение вторжения сделано не было, и Ираклий не встречал противодействия в своем стремительном движении на юг. 212 Персидские цари по старому придворному этикету проводили весну в Мидии, и это, очевидно, было известно Ираклию. Здесь была первая резиденция основателя династии Сасанидов, Ардашира, и в ней – главное святилище огня, сооруженное, по преданию, основателем религии персов Зороастром. Византийские хронисты называют этот город Ганзаком, Георгий Писида дает ему имя Δαρστασις. 213 Город лежал на пограничье между областями Атропатеной и Мидией. 214 Туда и направил свой поход Ираклий. Передовые отряды его войска, состоявшие из арабов, разбили отряд персидских войск, стоявший на охране города, и весть об этом заставила Хосрова бежать от грозного врага. Любимой его резиденцией был сооруженный им в начале царствования дворец Дастагерд в Ассирии, к северу от Ктесифона. Спешно собравшись в путь, Хосров покинул Ганзак на произвол судьбы и уехал в Дастагерд, для чего он должен был совершить переход через горную цепь, отделяющую Атропатену от Ассирии (Загрош). Старая резиденция Ардашира со святилищем огня досталась после штурма в руки победителя. Ираклий подверг город разгрому, разрушил святилище и потушил священный огонь. То была месть за разрушение Иерусалима.

http://azbyka.ru/otechnik/Yulian_Kulakov...

  001     002    003    004