С другой стороны, сами ромеи также осмысляли войну с персами как своеобразный крестовый поход. Вот с какой речью обращается к своим воинам император Ираклий: «Обратившись к своим войскам с ободряющими словами, он воздвигнул их, говоря: “Мужи, братья мои, да воспримем в разум страх Божий (του Θεου φβον) и да будем подвизаться, чтобы отмстить за оскорбление Бога (του Θεου βριν κδικησαι). Станем мужественно против врагов, сотворивших много зла христианам”» . На конкретные события персидской войны могут указывать следующие стихи Акафиста: «Радуйся, обмана печь угасившая,/Радуйся Троицы таинников сохранившая» – «Χαιρε, της απτης τν κμινον πασασα,/χαιρε, της τριαδος τος μστας φυλττουσα». На первый взгляд, здесь все просто: речь идет о трех отроках – Анании, Азарии и Мисаиле (см.: Дан. 3), которые отказались поклониться золотому кумиру и по приказу вавилонского царя Навуходоносора были брошены в огненную пещь, где их сохранил ангел Господень, осенивший их росоносным духом . Однако здесь возникает некое недоумение: почему Богородица угашает «печь обмана»? Ведь если мы рассмотрим историю трех отроков, то с обманом, скорее, можно связать золотой кумир; печь же, напротив, является, скорее, моментом истины, поприщем мученичества, тем более что в нее вошел ангел Господень. К тому же, когда совершались ветхозаветные события, Пресвятая Богородица еще не родилась. Следовательно, можно подозревать наличие некоего вторичного смысла, помимо ветхозаветной реминисценции, и связи с другими событиями, помимо библейских. Какими же? Ответ нам может дать эпизод, упомянутый у Феофана Исповедника и находящийся в непосредственной связи со стихом «Радуйся, огню поклонение угасившая» – «Χαιρε, πυρς προσκνησιν σβσασα»: во время кампании 623 года император Ираклий вторгся в персидскую провинцию Атропатена и сжег зороастрийское святилище огня в Ганзаке. Вот как об этом пишет Феофан Исповедник: «Император же, удалившись от Ганзака, берет штурмом Тебармаиду. И войдя в нее, он сжег храм огня (πυρ νλωσε τν του προς ναν) и весь город предал огню и опустошил страны мидийцев» .

http://pravoslavie.ru/35738.html

Мир был заключен, и послы вернулись в столицу. 176 Это было делом необходимости ввиду решения Ираклия начать войну с Персией. Первая кампания Ираклия против персов Приготовление Ираклия к походу. Переезд в Пилы. Подготовка армии. Встреча с персами. Отъезд в столицу. Возвращение к армии. Вторжение в Атропатену. Отступление в Албанию. характер войны в течение 624 года. Вытеснение Ираклия в малую азию Для организации войны нужны были прежде всего деньги. 177 Утрата богатых культурных областей и расстройство торговых сношений с востоком легли тяжким бременем на государственный бюджет, и уже в 615 году вес серебряной монеты был понижен наполовину и соответственно этому уменьшены все оклады служащих. Потеря житницы Константинополя вызвала страшный кризис и полное оскудение казны. Денег не было и негде было их добыть. Патриотизм патриарха Сергия открыл новый источник: то были церковные драгоценности, сосуды, предметы культа из драгоценных металлов, щедрые дары и пожертвования императоров и частных лиц, оставшиеся от старых добрых времен. Все драгоценности из церквей столицы, а вероятно также и других городов, переплавлялись на металл, из которого чеканили деньги. 178 Жертва, принесенная церковью, имела характер займа, так как император обещал возместить церкви взятые у нее драгоценности, и счастливая судьба позволила ему исполнить это обязательство. В связи с необходимостью водворить экономию в расходах на содержание клира столичных церквей и патриархии были изданы около этого времени два указа, дошедшие до нас. Первый, от 619 года, является по существу повторением указа, изданного в 612 году, в котором точно определено число клира со штатным содержанием в храме св. Софии и Влахернском храме Богородицы. Второй, относящийся, вероятно, к 620 году, заключает в себе подробно мотивированный запрет членам провинциальных клиров являться в столицу с целью пристроиться здесь и обеспечить себе средства существования. 179 Когда деньги нашлись, явилась возможность заняться организацией военных сил государства.

http://azbyka.ru/otechnik/Yulian_Kulakov...

Том I Том II Содержание Предисловие Источники и научная литература Фока Начало правления. Дела на Востоке. Заговоры в столице. Успехи Хосрова и их последствия. Отношения Фоки к Италии Бунт ираклия и низвержение Фоки Ираклий Первое десятилетие правления Ираклия. Избрание на царство. Династический принцип верховной власти. Общее состояние государства и правительства Успехи персов в войне с империей. Завоевание Сирии и Палестины. Судьба Иерусалима. Посольство к Хосрову от сената. Деятельность Никиты в Египте. Завоевание Египта персами Дела в Испании и Италии Водворение славян на балканском полуострове. Авары. Эпизод 617 года. Мир с аварским ханом Первая кампания Ираклия против персов Приготовление Ираклия к походу. Переезд в Пилы. Подготовка армии. Встреча с персами. Отъезд в столицу. Возвращение к армии. Вторжение в Атропатену. Отступление в Албанию. характер войны в течение 624 года. Вытеснение Ираклия в малую азию Осада Константинополя аварами. Поражение Шахина. Ослабление аварской державы Вторая экспедиция Ираклия против персов Хазары. Вторжение Ираклия в Ассирию. Битва при Ниневии и дальнейшие успехи Ираклия. Заговор против Хосрова и его низвержение. Широе и его сношения с Ираклием. Шахрбараз и его измена Хосрову. Свидание в Арависсе и его последствия. Возвращение ираклия в Константинополь Возвращение Креста Господня в Иерусалим. Дела в Персии Церковные дела Усиление монофизитской церкви на Востоке под владычеством персов. Начало монофелитства. Политические и церковные отношения в Армении. Попытка унии, осуществленная Ираклием в Сирии. ДЕла в Персии и посольство Ишояба. Собор в Феодосиополе. Уния в Египте. Софроний. Издание Эктесиса. Дела в Риме. Протест папы Иоанна против Эктесиса Арабы и их завоевания Арабы до Мухаммада. Ислам. Вторжение арабов в Сирию. Ираклий в Эдессе. Указ о крещении иудеев. битвы при Габифе и на Ярмуке. Дальнейшие успехи арабов. Завоевание Персии. Вторжение арабов в египет и его покорение Последние годы жизни Ираклия и его кончина Константин, Мартина и Ираклий младший События в столице и дела в Египте Констант (Константин) События в Риме.

http://azbyka.ru/otechnik/Yulian_Kulakov...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Изменить ТИРАН АРМЯНСКИЙ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Тиран (также Тиран II , Тигран VII или Диран ) (+ после 350 ), царь Великой Армении Принадлежал к династии Аршакуни . Сын царя Хосрова III Котака . Взошел на царский престол в 339 году . По свидетельству армянского историка Фавста Византийца , царь Тиран и его приближённые феодалы-нахарары совершали множество беззаконий: " В особенности же царь и князья без всякого удержу совершали убийства, понапрасну проливали невинную кровь и совершали много других грехов " . Отличался крайней неразборчивостью в выборе своих советников. В его правление возвысился жестокий евнух Айр Мардапет, который выступил инициатором истребления многих знатных родов, при этом не щадили ни женщин, ни детей. Так были истреблены влиятельные нахарарские роды Рштуни и Арцруни. Крайне нетерпимо относился к влиянию Церкви . Так-как католикос Исихий , резко порицая нечестивую жизнь царя и нахараров, запрещал им посещать церковь и приступать к церковным таинствам, царь велел воинам забить католикоса насмерть палками в 347 году. Также по приказу царя Тирана был задушен хорепископ Даниил , обличавшего царя и народ за убийство Исихия и предрекавшего им божественные кары за отступничество от заповедей Христа. Под конец его правления между Тираном и персидским наместником в Атропатене (Атрпатакане) , Вараз Шапухом, произошла распря. Царь не имел сил сопротивляться персам, ибо большинство военачальником покинуло его из-за творимых им зверств. В 350 году персы обманом захватили Тирана в плен и ослепили . В том же году персидский шах Шапур II Великий назначил новым царём Армении второго сына Тирана, Аршака II и отпустил ослепленного Тирана вместе с сыном на родину. О пребывании Тирана на покое Моисей Хоренский сообщает, что тот оплакивал смерть своего третьего сына, Трдата, и благоволил своему внуку - сыну Трдата, Гнелу. Из-за этого, когда Гнел подвергся притеснениям царя Аршака:

http://drevo-info.ru/articles/21424.html

В написанном в начале VII века 562 кондаке Воздвижения Креста оттеняется мысль о том, что благочестивые воины, возглавляемые императорами, имеют в союзе Крест как «оружие мира – непобедимое победное знамение» (πλον ερνης ττητον τρπαιον). Кроме того, что здесь в очередной раз поднимается тема, что война ромеев есть защита мирной жизни, примечательно и то, что для описания «оружия мира» используется термин «πλον», помимо общего обозначения военного снаряжения имеющий изначальный узкий смысл «щит», то есть оружие принципиально защитного характера. Ещё одним гимнографическим памятником этой войны стал знаменитый Акафист Богородице, отредактированный в прямой связи с событиями кампании Ираклия в Персии. Отец Владимир Василик указывает, что помимо известных событий осады Константинополя 626 года в тексте десятой строфы упоминаются конкретные события завершающего этапа войны: «Стих „Радуйся, обмана печь угасившая,/Радуйся Троицы таинников сохранившая“ ... и находящийся в непосредственной связи со стихом „Радуйся, огню поклонение угасившая“ – во время кампании 623 года император Ираклий вторгся в персидскую провинцию Атропатена и сжёг зороастрийское святилище огня в Ганзаке. Следующий стих – „Радуйся, Троицы таинников сохраняющая“, – как кажется, также может иметь историческое объяснение. Феофан Исповедник пишет: „Царь же, взяв войско, немедленно удалился во внутреннюю часть Персии, попаляя огнём города и селения. И происходит там чудо страшное. В жаркую летнюю пору воздух становится росоносным (ρ γγονε δροσδης), в прохладе ведя ромейское войско, так что воины восприняли благие надежды“. Стих „Χαιρε, Περσων δηγ σωφροσνης 563 – „Радуйся, персов Наставнице в целомудрии“ – если мы примем для σωφροσνης значение „умеренность“, „благоразумие“. Вероятно, этот стих относится к заключению мирного договора между Ираклием и наследником Хосрова Кавадом Шируйа. Таким образом, Ираклий продемонстрировал σωφροσνης, то есть умеренность и благоразумие“» 564 . История греко-персидских взаимоотношений знает не только войны, но и довольно сильный интерес обеих культур друг к другу. Если опустить возможное влияние на творчество древних философов (например, учение Гераклита о космическом огне), то первый случай массового заимствования греками элементов персидской культуры выпадает на IV век до Р.Х. Фактически сама эпоха эллинизма, вызванная к жизни походами Александра Македонского, представляла собой активное их смешение. Носители греческого языка и культуры, с одной стороны, проникали всё дальше на восток, вплоть до Бактрии и Индии. С другой стороны, правители эллинистических держав всё больше включали принятые на подчинённых землях обычаи в свой придворный церемониал и частную жизнь.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ОВАННЕС V ДРАСХАНАКЕРТЦИ [арм. (?)(?) ] (между 845 и 850, Драсханакерт, обл. Айрарат, Армения - ок. 928, обл. Васпуракан, ныне Юго-Вост. Турция), католикос Армянской Апостольской Церкви (ААЦ; с 898), историк. Учился в мон-ре Артаваздик и в Севанском мон-ре (Севанаванке) у буд. католикоса Маштоца I Егивардеци , к-рый был его близким родственником (предположительно дядей). Кроме Свящ. Писания и церковной лит-ры изучал грамматику и риторику. При католикосе Геворге II Гарнеци (877-897) был «епископом двора», т. е. обладал властью 2-го лица после католикоса в ведении церковных дел, выполнял дипломатические поручения. После того как в 894 г. Геворг II был заточен в тюрьму правителем обл. Атропатена (совр. Иран) Мухаммадом ибн Аби-с-Саджем (из династии Саджидов), О. Д. лично занимался его освобождением. Вслед за Геворгом II на престол католикоса был избран Маштоц I Егивардеци, но спустя всего 7 месяцев он скончался и его преемником стал О. Д. И до и после восшествия на престол О. Д. часто был посредником-миротворцем в междоусобных конфликтах арм. ишханов (князей). Желая утвердить в регионе прочный мир, он, несмотря на опасность, отправился к правителю Юсуфу ибн Аби-с-Саджу в Атропатену. Юсуф заключил О. Д. в тюрьму и подверг пыткам. Католикосу удалось бежать в Агванк, затем в Грузинское царство, где он был принят царем Атрнерсехом и получил утешительное письмо от К-польского патриарха Николая I Мистика . О. Д. придавал большое значение военно-политическому союзу Армении с Византией. По возвращении из Грузии он обратился с пространным посланием к визант. имп. Константину VII Багрянородному , прося у него военной помощи в борьбе с арабами. При этом О. Д. отклонил приглашение имп. Константина посетить Византию, остерегаясь беспочвенных обвинений со стороны народа в приверженности халкидонскому вероучению (см. Вселенский IV Собор ). Прожив нек-рое время в обл. Тарон, О. Д. отправился в обл. Дерджан, затем в пещеру Мане (Манеайарк), связанные с отшельнической жизнью и со смертью св. Григория Просветителя . После 9 месяцев, проведенных с отшельниками горы Сепух, О. Д. был вынужден прервать уединение и вернуться в Айрарат, где развернулась борьба за арм. престол между сыном царя Смбата I Ашотом II Еркатом (Железным) и его двоюродным братом Ашотом Шапухяном. Католикос вновь взял на себя роль посредника в утверждении мира между князьями.

http://pravenc.ru/text/2578127.html

Последним местом путешествия М. А. стал г. Гундишапур (Бет-Лапат, близ совр. Дизфуля, Иран). Здесь он провел Собор, на к-ром были приняты каноны, запрещавшие христианам Церкви Востока вступать в кровосмесительные браки, принятые у зороастрийцев (повествование о поездке и ходе Собора: Chabot. Synod. orient. P. 69-95). М. А. также составил компендиум брачного права (Syrische Rechtsbücher. 1914. Bd. 3. S. 255-285) и адресовал епископам Церкви Востока послание, значительная часть к-рого посвящена вопросу допустимых степеней родства при заключении брака (Histoire de Mar-Jabalaha. 1895. P. 274-287; подробнее о законодательной деятельности М. А. см.: Payne. 2015. P. 100-126). После завершения Собора М. А. вернулся в Селевкию-Ктесифон, где был принят Хосровом I и основал богословскую школу (541). Однако в столице католикос столкнулся с группой влиятельных противников, среди к-рых были как представители христ. знати, критически относившиеся к попыткам М. А. реформировать Церковь Востока, так и зороастрийские жрецы во главе с мобедан-мобедом (верховным жрецом) Дадхормиздом, недовольные ростом влияния М. А. при дворе. М. А. был обвинен в измене Персидскому гос-ву (католикос якобы не почитал шаха и был «другом кесаря», т. е. визант. императора) и в том, что он нанес вред зороастрийской религии, обратив некоторых ее приверженцев, включая ряд жрецов, в христианство. Хотя данные обвинения, по всей видимости, были выдвинуты вскоре после войны с Византией (540), Хосров I отверг их (Histoire de Mar-Jabalaha. 1895. P. 226-227). Позднее, воспользовавшись отсутствием шаха, к-рый вел борьбу с кочевым племенем кангаров в сев. областях Персии, жрецы вызвали М. А. и вновь предъявили ему ряд обвинений. Основное из них по-прежнему касалось успешной миссионерской деятельности католикоса. Кроме того, были упомянуты его собственный переход в христианство и изъятие им судебных дел христиан из юрисдикции зороастрийских жрецов. Хотя жрецы сочли католикоса достойным смерти, они заявили о готовности отпустить его, если он даст обещание больше не обращать никого в христианство. После отказа М. А. был взят под стражу, однако вскоре освобожден благодаря поддержке влиятельных придворных-христиан и отправлен в ссылку под надзор Дадина, судьи пров. Адорбайган (Атропатена, совр. Иранский Азербайджан), к-рый, несмотря на свою суровость, обеспечил М. А. хорошие условия содержания. В результате интриг жрецов условия были изменены на более строгие, новым местом ссылки М. А. стало сел. Перахравар, являвшееся, согласно Житию, центром зороастрийского культа (Ibid. P. 238-240). Перахравар был расположен в окрестностях главного святилища зороастрийцев Адур-Гушнасп, размещавшегося тогда в Тахти-Сулайман (Шиз, близ совр. г. Текаб), куда было перенесено из г. Ганзак (близ совр. г. Лейлан) в нач. V в. ( Boyce. 2000). Во время ссылки М. А. вел споры со жрецами и отклонил их предложение вернуться в зороастризм.

http://pravenc.ru/text/2561936.html

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 АТРОПАТЕНА Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Атропатена на карте Редакция текста от: 06.01.2012 11:47:21 Дорогой читатель, если ты видишь, что эта статья недостаточна или плохо написана, значит ты знаешь хоть немного больше, - помоги нам, поделись своим знанием. Или же, если ты не удовлетворишься представленной здесь информацией и пойдешь искать дальше, пожалуйста, вернись потом сюда и поделись найденным, и пришедшие после тебя будут тебе благодарны.

http://drevo-info.ru/articles/19396.html

   001    002    003   004