Если бы вы приказали, оно бы этого не сделало». И одному из членов депутации сказал: «В вашем доме было и присоединение». Тут они возмутились, шлют мне телеграмму: «Верно ли, что арх Михаил присоединился к старообрядчеству?» Я отвечаю, что верно. Тогда меня телеграммой вызывают в Петроград, я отправился. Депутация всероссийского съезда напустилась на меня, зачем я присоединил. Я отвечаю, что это моя прямая обязанность: раз человек желает присоединиться, то я должен его присоединить. Мне говорят: «От нас адресов не принимают!» Я говорю: «Так поднесите его мне и арх Михаилу. Мы примем». Так все дело обратилось в шутку и тем дело и кончилось. Но с тех пор у меня со съездом дело разошлось, так я был страшно возмущен этим, что мы обязаны светскую власть спрашивать и кого она прикажет, того и присоединять, а кого прикажет не присоединять, того не присоединять. Тогда для чего же мы старообрядцы? Меня страшно возмущало такое вмешательство светской гражданской власти в духовные дела. Если господствующая Церковь их слушается, то за это она пользуется особыми правами и привилегиями, а мы страдали 200 лет, и теперь будем слушать гражданскую власть ни за что ни про что. Я с тех пор с советом съездов разошелся. Дорогой я простудился, заболел, даже операцию мне делали, может быть, из-за этой поездки в Петроград. Но этим представители съездов не ограничились. Они, чтобы задобриться перед Арбузовым и высшей администрацией, разослали по главным старообрядческим приходам и общинам протест против присоединения арх Михаила. Протест был таков: «Не веря в искренность архимандрита Михаила, мы протестуем против присоединения его к старообрядчеству». На этот вызов откликнулось две общины, одна прислала свой ответ в Петроград, а другая даже не по адресу. Кроме того, представители всероссийских съездов написали протест в «Новом времени» и других газетах. И старообрядцы получают предписания против присоединения арх Михаила от совета съездов. Многие подумали, что тут угрожает какая-то опасность старообрядчеству, многие возмутились против арх Михаила и прислали архиепископу Иоанну телеграмму такого содержания: «Зачем присоединили социалиста, безбожника и революционера архимандрита Михаила? Мы все отделимся, если будете таких принимать».

http://azbyka.ru/otechnik/filosofija/rel...

XIX в. (с частицей св. мощей),- седобородый Е. держит игуменский жезл, вид Борисоглебского собора точно воспроизводит здание 1785-1796 гг., икона в серебряном окладе посл. трети XIX в. (обе из ц. во имя арх. Михаила в Торжке) - Е. поднял к груди руку с четками, образ ок. 1883 г. (ЦМиАР). Иногда вверху помещался образ Божией Матери (икона-пядница 1-й пол. XIX в. из иконостаса ц. во имя арх. Михаила в Торжке). К небольшим паломническим реликвиям относятся иконы Е. и прп. Аркадия с условным видом монастырского собора и образом Спаса Нерукотворного вверху, писавшиеся нередко на золотом или серебряном фоне, иногда Е. указывает на церковь, держит в руке развернутый свиток (кон. XIX - нач. XX в., ЦМиАР, ТКГ, ц. во имя арх. Михаила, частные собрания). На обороте одной из икон (ок. 1890, собор Св. Троицы («Белая Троица») в Твери) имеется надпись - благословение архим. Макария М. И. Масленникову «за живое участие при издании книжки о Новоторжском Борисоглебском монастыре» 28 дек. 1890 г. В соборе Св. Троицы («Белая Троица») в Твери в юж. приделе во имя Е. и прп. Аркадия находится храмовый образ, прописанный в кон. 60-х - нач. 70-х гг. XX в. Изображения преподобных включены в роспись главного алтаря (40-е гг. XX в., поновление в кон. XX в.), в стенопись свода летней части церкви (сер. XIX в., поновление в кон. XX в.), юж. придела над ракой прп. Макария Калязинского (50-60-е гг. XX в., поновление в 2007), написаны в древнерус. стилистике на внешней стене собора со стороны апсиды придела. Иконы Е. и прп. Аркадия имеются в ц. прор. Илии в Старице, в кладбищенском храме Спаса Нерукотворного в Бежецке (с частицей мощей) и др. Существует акварельный рисунок 1865 г. П. Вавулина (ТКГ) с видом Новоторжской обители и образами 2 ее св. покровителей. Преподобные Ефрем и Аркадий Новоторжские. Икона. 2-я пол. XIX в. (ц. арх. Михаила в Торжке) Преподобные Ефрем и Аркадий Новоторжские. Икона. 2-я пол. XIX в. (ц. арх. Михаила в Торжке) Кроме того, был разработан извод с изображением 4 местных Новоторжских святых: Е., прп.

http://pravenc.ru/text/182089.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АРКАЖ В ЧЕСТЬ УСПЕНИЯ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ Сводный план раскопок мон-ря Аркаж: а) ц. в честь Чуда архистратига Михаила в Хонех, 1407 г.; б) ц. в честь Собора арх. Михаила, 1395 г.; в) ц. Успения Богородицы, 1188–1189 гг. Сводный план раскопок мон-ря Аркаж: а) ц. в честь Чуда архистратига Михаила в Хонех, 1407 г.; б) ц. в честь Собора арх. Михаила, 1395 г.; в) ц. Успения Богородицы, 1188–1189 гг. [Аркадиевский], находился к югу от Новгорода, недалеко от Благовещенского мон-ря на Мячине (в наст. время территория аэропорта). Назван по имени игум. Аркадия (впосл. свт., еп. Новгородский), в 1153 г. построившего деревянный храм в честь Успения Пресв. Богородицы и основавшего при нем мон-рь. В 1188 г. новгородец «Семьюн Дыбачевиць» заложил в А. м. каменный храм в честь Успения, освященный свт. Гавриилом , архиеп. Новгородским, в 1189 г. В XIII-XV вв. с А. м. была тесно связана боярская семья Михалковичей - представителей Прусской ул. Людина конца Новгорода. 18 мая 1206 г. в мон-ре принял постриг с именем Митрофан и был похоронен посадник Михалко Степанович - основатель рода. Вскоре его сын посадник Твердислав Михалкович после конфликта с новгородским кн. Всеволодом Святославичем, желая избежать междоусобицы, отказался от посадничества и принял постриг в А. м., где выстроил надвратный каменный храм во имя прп. Симеона Столпника. Потомки Михалка Степановича посадник Юрий Дмитриевич с братом Яковом в 1407 г. возвели в обители каменный храм в честь Чуда архистратига Михаила в Хонех. Еще один каменный храм в честь Собора арх. Михаила был построен в А. м. в 1395 г. по заказу новгородца Исака Онцифоровича. Как показали проведенные в 1963 г. на месте А. м. археологические исследования (археолог С. Н. Орлов и архит. НСНРПМ Л. Е. Красноречьев), Успенская ц. была трехапсидной, четырехстолпной, поновлялась в XVII в., храмы в честь Чуда архистратига Михаила в Хонех и в честь арх. Михаила представляли собой кубические четырехстолпные одноапсидные постройки с зап. притворами. В результате раскопок в зап. притворе Успенской ц. и вокруг нее были вскрыты десятки погребений, в т. ч. из цельнотесаных и сборных плит известняка.

http://pravenc.ru/text/76070.html

Граффити в пещерной церкви во имя арх. Михаила Граффити в пещерной церкви во имя арх. Михаила В нояб. 1913 г. митр. Флавиан (Городецкий) получил от киевского генерал-губернатора письмо с просьбой об освящении церкви на Зверинце. Под церковью подразумевался деревянный дом, построенный на склоне над пещерами. В резолюции на это письмо митрополит поручал преосвященному Никодиму «22 ноября 1913 года... осуществить освящение храма, с зачислением его и пещер к Киево-Печерской лавре, которые ей должны быть переданы (формальным порядком), хотя бы временно и на арендных правах, чтобы лавра была там полноправным и единственным хозяином» (Там же. Л. 69). 1 дек. 1913 г. еп. Чигиринский Никодим (Кротков) освятил ц. в честь Рождества Пресв. Богородицы (Там же. Л. 71). В марте 1914 г. был освящен придел во имя свт. Иоасафа Белгородского. Пещерная церковь во имя арх. Михаила. Фотография. 2013 г. Пещерная церковь во имя арх. Михаила. Фотография. 2013 г. В февр. 1914 г. в письме киевскому генерал-губернатору имп. Николай II Александрович выразил благодарность всем работникам «Зверинецкого дела», наградив их иконой Спаса Вседержителя и напрестольным крестом. Царские дары были размещены в Успенском соборе Киево-Печерской лавры, а 23 апр. 1914 г. перенесены в ц. в честь Рождества Пресв. Богородицы. Весной 1915 г. кн. Жевахов обратился в Киевскую духовную консисторию с просьбой разрешить именовать образ Богородицы, обнаруженный в пещере, Зверинецкой иконой Божией Матери . В июне был получен ответ: «Духовная Консистория сообщает, что указом Синода от 24 апреля за 5333 вследствие прошения позволяет именовать изображение Божией Матери Зверинецкою иконою Божьей Матери». После полученного разрешения икону на металлической пластине украсили дорогим обрамлением и укрепили над царскими вратами иконостаса ц. Рождества Пресв. Богородицы. От иконы были зафиксированы чудеса (Там же. Д. 312. Л. 191). В 1934 г., после разорения скита и уничтожения храма, икона исчезла. Неопознанные мощи в Зверинецком мон-ре (т. н. Алтарная улица)

http://pravenc.ru/text/1684563.html

Собор во имя арх. Михаила. 1743–1749 гг. Фото: azbyka.ru Сложился в сер. XVIII в. Собор во имя архангела Михаила, заложенный в камне 1 апр. 1743 г. по инициативе еп. Переяславского и Бориспольского Арсения (Берло) , стал его доминантой ( Житель города Переяслава. 1868. С. 512). В 1749 г. строительство собора было завершено, а в 1750 г. он был освящен еп. Никодимом (Сребницким) ( Юрченко. 2006. С. 133). Храм - прямоугольный в плане, с гранеными выступами на торцах - с вост. 3-гранной алтарной апсидой и зап. 5-гранным притвором. Достоверно неизвестно, каким было первоначальное завершение храма. К нач. XIX в. он имел деревянный купол, который в 1823 г. был заменен новым ( Стороженко. 1900. С. 59). В 1815 г. храм был расписан (Там же). Колокольня с келейным корпусом были возведены северо-восточнее собора в 1745-1747 гг. Комплекс представляет собой одноэтажный каменный корпус, вытянутый с севера на юг. В центре его сев. части находится сквозная проездная арка, над к-рой разместился 4-гранный квадратный в плане каменный ярус звона, завершавшийся 8-гранным деревянным шатровым куполом с маковкой. В корпусе находилась церковь во имя преподобномученика Макария Овручского (упразднена в 1786). Деревянные кельи Деревянные кельи и трапезная (Там же. С. 54-55) были построены благодаря усилиям игум. Германа (Прохоровича-Кукутовича) в 1734-1737 гг. В трапезной размещалась церковь в честь Благовещения Пресвятой Богородицы (упразднена в 1786 - Житель города Переяслава. 1868. С. 521). По всей видимости, эти здания были разобраны до кон. XVIII в. ( Юрченко. 2006. С. 135). 1786-2011 гг После закрытия монастыря собор во имя арх. Михаила был обращен в городской, в 1864 г. утратил статус собора, затем действовал как приходская церковь ( Стороженко. 1900. С. 59; Юрченко. 2006. С. 135). Колокольня с келейным корпусом первоначально отошли в ведение казны и использовалась под различные учреждения, некоторое время там размещалось переяславское уездное казначейство. В 1790 г. колокольня, а позднее и келейный корпус были возвращены Русской Церкви ( Житель города Переяслава. 1868. С. 535). В 1795 г. храму во имя арх. Михаила было выделено 4 участка в окрестностях Переяслава общей площадью ок. 43 дес. (ок. 47 га) (Там же. С. 537). К 1845 г. была заложена проездная арка колокольни. В 1850 г. обновлен храм во имя арх. Михаила (в т. ч. вновь заменен купол), одновременно перестроено деревянное завершение колокольни (Там же. С. 515). В 1934 г. храм был закрыт, купол сломан, в здании размещены склады. В 50-х гг. XX в. в бывшем храме открыта этнографическая экспозиция (позднее - Музей народной одежды Ср. Поднепровья). При реставрации колокольни в 1951-1953 гг. были восстановлены 8-гранный шатровый купол с маковкой и проездная арка. В 1979 г. над сев. фундаментом домонг. собора был сооружен подземный павильон (в 1982 в нем открыт Музей архитектуры древнего Переяслава), юж. и вост. фундаменты были обозначены на поверхности бутом.

http://pravenc.ru/text/2580020.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МИХАИЛА АРХАНГЕЛА МОНАСТЫРЬ Вход в одну из пещер комплекса скальных мон-рей арх. Михаила Вход в одну из пещер комплекса скальных мон-рей арх. Михаила Расположен в горных пещерах в долине р. Русенски-Лом в 3 км от с. Иванова, в 18 км южнее г. Русе (Болгария). Письменные сведения о мон-ре скудны. В Житии болгарского патриарха свт. Иоакима I (1235-1246) упоминается, что, покинув мон-рь на Св. Горе, он пришел на Дунай и поселился в келье, устроенной в горе в местечке «над Красном» (совр. с. Красен). Вместе с 3 учениками он высек в толще горы ц. в честь Преображения Господня; впосл. Иоаким стал известен своей отшельнической жизнью, его посетил болг. царь Иоанн Асень II и подарил золото. На эти деньги Иоаким выстроил мон-рь во имя арх. Михаила. Время основания мон-ря можно восстановить из Жития св. Иоакима: это произошло в начале царствования Иоанна Асеня (взошел на болг. трон в 1218), до того как Иоаким был избран патриархом (1235) в Тырнове, т. о., мон-рь возник в 20-х или 30-х гг. XIII в. Эти сведения являются единственной достоверной информацией о мон-ре. Упомянутое в Житии с. Красен до сих пор находится в долине р. Русенски-Лом в 16 км южнее г. Русе. Опираясь на сведения из Жития св. Иоакима, М. а. м. можно было соотнести с одним из пещерных мон-рей, расположенных вблизи совр. с. Иванова (др. письменные и археологические сведения, к-рые могли бы указать на точное расположение мон-ря, отсутствуют). В известняковых скалах по берегам р. Русенски-Лом сохранилось неск. церквей с росписями XIII-XV вв. и множество помещений, высеченных в склонах гор. Устройство и украшение церквей росписями на протяжении более века свидетельствует об интенсивной монашеской жизни в этом районе в средние века. С 1978 г. комплекс пещерных храмов является археологическим заповедником «Ивановские скальные церкви». Удавление Иуды Искариота. Роспись пещерной церкви комплекса скальных мон-рей арх. Михаила. XIV в.

http://pravenc.ru/text/2563798.html

Арх. Михаил. Икона. 1652 г. Худож. свящ. Павел Иерограф (Музей Киккского мон-ря) Арх. Михаил. Икона. 1652 г. Худож. свящ. Павел Иерограф (Музей Киккского мон-ря) Очевидно, к иером. Леонтию, работавшему в 1659-1691 гг., относится сообщение мон. Акакия (Сб. служб Карпасийским святым из ц. Св. Троицы в Ризокарпасо, 1732/33) о некоем Леонтии Лефкосийце, к-рый 10 лет обучался иконописи в Московии. Хотя творческое наследие мастера вполне укладывается в общее направление развития кипрской иконописи этого периода (ориентация на древние традиции при большей декоративной разработанности форм и активном использовании орнаментики), нек-рые присущие этому мастеру особенности личного письма (форма описи глаз и наличие слезника, «подрумянка» верхнего века), последовательное использование цветных лессировок по золоту выдают знакомство мастера с образцами живописи царских изографов московской Оружейной палаты. Кисти иером. Леонтия принадлежат: образ ап. Иоанна Богослова (1679) в мон-ре Пресв. Богородицы «тис Амирус» близ Апсью; икона св. Иоанна Предтечи из музея в ц. арх. Михаила в Киринии (1680); иконы прп. Онуфрия Великого (1683), св. Иоанна Предтечи (1685) и ап. Варнавы (1691) в Византийском музее им. архиеп. Макария III в Никосии; образ свт. Феофана Нового (1689, резиденция митр. Морфского в Эвриху) и др. У иером. Леонтия учился Иоанникий Зограф (впосл. Иоанникий I , митр. Китийский), произведения к-рого датируются между 1667 и 1684 гг. и близки по манере исполнения к иконам свящ. Павла Иерографа (иконы из ц. вмч. Евстафия Плакиды в Колоси). Племянник митр. Иоанникия, Иоанникий Иерограф, в изящной декоративной трактовке форм ориентировался на творчество иером. Леонтия. Св. Иоанн Предтеча. Икона. 1680 г. Худож. иером. Леонтий (Музей ц. арх. Михаила в Киринии) Св. Иоанн Предтеча. Икона. 1680 г. Худож. иером. Леонтий (Музей ц. арх. Михаила в Киринии) Программным живописным памятником XVIII в. является полностью сохранившийся ансамбль росписей кафедрального собора ап. Иоанна Богослова в Никосии (датируется в пределах 1731-1756), на стенах и сводах к-рого расположены циклы сюжетов, иллюстрирующих Акафист Пресв. Богородице, Откровение ап. Иоанна Богослова, чудеса, Страсти и явления Спасителя, псалом 148 и др. Наиболее интересен ряд сюжетов из кипрской истории: явление архиеп. Анфемию ап. Варнавы и обретение его мощей и собственноручно написанного им Евангелия, вручение этого Евангелия архиеп. Анфемием имп. Зинону и дарование Кипрской Православной Церкви привилегий. В нек-рых сценах Страстного цикла заметно использование зап. образцов, но в целом росписи исполнены в традициях греч. искусства этого времени.

http://pravenc.ru/text/1684690.html

На юж. побережье в античных городах Сия (близ совр. Суйи) и Лисс археологи нашли неск. раннехрист. базилик. А. Орландос обнаружил в Сии под храмом вмч. Пантелеимона 3-нефную базилику с нартексом, одно из помещений с северо-запада, видимо, служило баптистерием. В алтаре сохранились основа св. престола и базы колонн кивория, в центральном нефе и в нартексе - мозаичные полы (VI в., выполнены мастерами из Аргоса) с преобладающими растительными и геометрическими орнаментами, а также с изображениями павлинов и оленя. В вост. части археологического комплекса расположены еще 3 базилики. В Лиссе находятся развалины двух 3-нефных базилик с незначительно выступающими поперечными нефами и с нартексами. Над алтарной частью прибрежной базилики в XIV в. была возведена однонефная с полуциркульным сводом ц. Пресв. Богородицы. На месте вимы др. базилики, расположенной рядом с храмом Асклепия, была построена однонефная сводчатая ц. мучеников Кирика и Иулитты. Напольные мозаики уцелели в юж. нефе базилики. Арх. Михаил. Фрагмент росписи ц. арх. Михаила в с. Эпископи, Крит. Кон. XII в. Арх. Михаил. Фрагмент росписи ц. арх. Михаила в с. Эпископи, Крит. Кон. XII в. В отличие от раннехрист. памятников постройки средневизант. периода сохранились в сев. части К. и С. м. Уникальным сооружением является т. н. Ротонда, или ц. арх. Михаила в Эпископи, к-рая служила кафедральным собором. Этот храм возведен на месте постройки VI в. (возможно, баптистерия). Купольная ротонда VII-VIII вв. послужила центральным пространством для прямоугольного наоса 2-й пол. Х в. Ширина стен ротонды более 1 м, она имеет 6 арок (арка, ведущая в алтарную часть, выше и шире остальных). Кладка купола выполнена в виде 5 сокращающихся ступеней. Мнения исследователей расходятся относительно времени сооружения апсиды - одновременно с ротондой или немного позднее. К полукруглой апсиде пристроены 2 пастофория. В юж. пастофории сохранились мозаичный пол и купель. Другая, большего размера мраморная купель находится в нартексе (первоначально она была расположена в подкупольном пространстве наоса). Мозаичный пол наоса археологи датируют 2-й пол. VI в. Помимо нартекса Х в. с запада и севера к храму пристроены прямоугольные помещения, в т. ч. в османский период на месте атриума была возведена епископская резиденция. Сохранилось 5 слоев росписей: VII в., иконоборческой эпохи, позднекомниновского стиля кон. XII в., кон. XIII в. и сер. XIV в. (худож. Михаил Венерис).

http://pravenc.ru/text/1841123.html

262-270; Самойлова Т. Е. Ведущие аспекты программы росписи Архангельского собора//ГММК: Мат-лы и исслед. М., 1999. Вып. 12: Искусство средневек. Руси. С. 150-180; Peers G. Subtle Bodies: Representing Angels in Byzantium. Berkley etc., 2001; Малэк Э. Образы ангелов в древнерусской письменности: (ангелы грозные, тихие и милостивые)//ТОДРЛ. 2003. Т. 54. С. 201-210; Яковлева А. И. Арх. Михаил с деяниями ангелов: К вопросу об истоках иконографии храмового образа Архангельского собора//ГММК: Мат-лы и исслед. М., 2003. Вып. 16: Худож. памятники Моск. Кремля. С. 41-47; Walter Ch. The Warrior Saints in Byzantine Art and Tradition. Aldershot etc., 2003; Меняйло В. А. Храмовый образ собора во имя Чуда арх. Михаила в Хонех в Моск. Кремле//Филимоновские чт. М., 2004. Вып. 1. С. 116-137; Бенчев И. Иконы ангелов: Образы небесных посланников. М., 2005; Преображенский А. С. Урок язычникам: Икона «Чудо в Хонех» из с. Комарицы и христианизация зырян//Иконы Рус. Севера: Двинская земля, Онега, Каргополье, Поморье/Ред.-сост.: Э. С. Смирнова. М., 2005. С. 93-121; Б., М. Манастир Дечани. Београд, 2005; Spatharakis I. The Pictorial Cycles of the Akathistos Hymn for the Virgin. Leiden, 2005; Быкова В. М. Сказания о чудесах арх. Михаила в древнерус. книжности: Дис. Петрозаводск, 2006; Остапенко С. С. Иконография св. арх. Михаила в урало-сибирской иконописи//Правосл. традиции в народной культуре вост. славян Сибири и массовые формы религ. сознания XIX-XX вв./Ред.: Е. Ф. Фурсова. Новосиб., 2006. С. 155-171; Конотоп А. Б. Композиция «Шествие к небесному Иерусалиму» на иконе «Страшный суд» из Нац. музея Швеции: Источниковед. проблемы: АКД. М., 2007; Афиногенова О. Н. Культ арх. Михаила в Визант. империи: АКД. М., 2008; Гладышева Е. В. К вопросу о новых иконогр. изводах в рус. искусстве позднего средневековья: Иконография святых - покровителей стад в новгородском искусстве 2-й пол. XV-XVI в. и ее лит. источники//ДРИ. 2009. [Вып.:] Идея и образ: Опыты изучения визант. и древнерус. искусства. С. 383-414; Петров А.

http://pravenc.ru/text/2563460.html

Соответствующее постановление было издано 7 марта 1939 г., но не воплощено в жизнь. Во время оккупации города 1941-1943 гг. Киевская городская управа издала постановление о возрождении мон-ря или приходского храма в ведении УАПЦ. Однако неизвестно, было ли оно исполнено. В нач. мая 1943 г. отмечено наличие в обители «архимандрита монастыря, ведающего всеми церквями». При этом Георгиевский собор был завален сеном и древесиной, к-рую здесь же рубили на дрова. Отмечалось сохранение росписей и пригодность собора к богослужениям (Там же). После освобождения Киева советскими войсками спецорганы засвидетельствовали проживание в обители в 1944 г. монахини и 3 монахов «патриаршей ориентации», в т. ч. настоятеля архим. Варлаама (Цывенко). Они были выселены, и мон-рь вновь официально закрыли. Однако, вероятно, архим. Варлаам проживал в колокольне по крайней мере до 1955 г. Постановлением СНК УССР от 30 мая 1944 г. К. В. м. был присоединен к заповеднику «Киево-Печерская лавра», но 21 нояб. 1944 г. передан на баланс Ботанического сада АН УССР, администрация которого сдала в аренду все строения монастыря Киевпромторгу, изд-ву АН УССР, Центральной научной б-ке АН УССР. В 1967-1982 гг. в монастырском комплексе были проведены масштабные реставрационные работы под рук. Р. П. Быковой. В 1975-1997 гг. на территории и в зданиях мон-ря размещался Ин-т археологии. В 1992 г. К. В. м. был частично (до окончательного выселения Ин-та археологии в 1997) передан УПЦ. В 2013 г. постройки занимает мужская община раскольнического «Киевского Патриархата УПЦ». Храмы и другие строения Собор во имя арх. Михаила Церковь во имя арх. Михаила. Юж. фасад. Фотография. 2008 г. Церковь во имя арх. Михаила. Юж. фасад. Фотография. 2008 г. (по Ульяновскому - в честь Чуда арх. Михаила) был заложен в 1070 г. переяславским кн. Всеволодом (Андреем) Ярославичем и освящен в 1088 г., когда ктитор был уже вел. Киевским князем. Реконструкция первоначального облика собора осложняется из-за падения алтарной стены, что вызвало многовариантность гипотез о планировке храма: 3-нефный крестово-купольный с дополнительной парой столбов (8-столпный), удлиненный по оси «восток-запад» (Каргер); традиц.

http://pravenc.ru/text/1684561.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010