Творческая активность на территории Арагона приходится на 70-90-е гг. XV в. Можно предположить, что обучение Бермехо проходил в Нидерландах, однако сведения о его жизни отсутствуют до 1468 г. Возможно, художник родился в Кастилии в Кордове (судя по подписи «Cordubensis» на картине «Оплакивание», 1492, Музей собора, Барселона). Бермехо принадлежал к мастерам, к-рые «кочевали» по разным художественным центрам, поэтому его влияние получило широкое распространение. Он владел многообразными приемами и стилями, но все его произведения демонстрируют стремление к преодолению готического наследия. В Валенсии он создал первое известное подписное произведение - «Св. Михаил» (1468, Национальная галерея, Лондон). Работа являлась центральной частью алтаря ц. Сан-Мигель в Тоусе (пров. Валенсия) и была написана по заказу городского наместника Антонио Хуана. Согласно валенсийской традиции, изображение помещено на золотом фоне с тиснением и графленым фризом. Фигура арх. Михаила по контрасту с фоном написана объемно, в нидерланд. манере, темперными и масляными красками. Приемы, использованные Бермехо, те же, что и в алтаре Ханса Мемлинга «Страшный Суд» (1466-1473, Национальный музей, Гданьск, Польша): применение желтого пигмента для передачи металлического блеска доспехов; воинский нагрудник превращен в выпуклое зеркало. Данью готической традиции можно назвать удлиненные пропорции и изящный S-oбpaзhый изгиб фигуры. В 1474 г. Бермехо переехал в городок Дарока (совр. пров. Сарагоса), где получил заказ на создание главного ретабло для ц. Санто-Доминго. Сохранилась только центральная доска «Доминик Силосский» (Прадо, Мадрид). В этом произведении мастер словно собрал наиболее специфические и уникальные черты испано-фламанд. стиля. Доминик Силосский изображен в епископских одеждах, он восседает на троне в виде пышного готического сооружения, обрамляющего фигуру и украшенного аллегорическими фигурами добродетелей. Мастер изменил свой стиль в сторону большей репрезентативности и декоративности: фон, трон и одежды написаны золотом; кроме того, одежды украшены сложным орнаментом.

http://pravenc.ru/text/2007791.html

Валенсия стала привлекательной и для вполне успешных на своей родине художников, таких как флорентиец Герардо ди Якопо Старна (прозвище Старнина). Искусство Старнины было не только востребовано в Валенсии (где он пробыл с 1395 по 1409), но и нашло последователей. Мигеля Альканьиса считают alter ego художника, до наст. времени остается нерешенной проблема разделения наследия этих художников, в т. ч. определение авторства таких известных в Валенсии памятников, как «Ретабло Бонифация Феррера» (1396-1398, Музей изобразительных искусств, Валенсия; далее - Музей Валенсии). Несмотря на то что документальные свидетельства об Альканьисе были обнаружены еще в 1-й пол. ХХ в., его личность долгое время не соотносилась с конкретными художественными произведениями. Так, Ч. Пост объединил ряд сходных произведений под именем «мастер де Хиль». И только изучение архивов Валенсии, проведенное Л. Саралеги, позволило связать эту группу памятников с именем Альканьиса. Первое упоминание о художнике в Валенсии встречается в 1408 г., ок. 1410 г. он выполнил «Ретабло св. Креста» для капеллы ц. Санто-Доминго (ныне в Музее Валенсии). В 1415 г. Альканьис находился в Барселоне, затем на Мальорке, потом с 1421 по 1432 г. в Валенсии, уже как известный и авторитетный мастер. Из Валенсии он снова отправился на Мальорку, где, вероятно, и умер после 1447 г. В наст. время большинство специалистов к работам Альканьиса причисляют «Ретабло св. Креста», «Ретабло арх. Михаила» (1421, боковые створки - в Музее изобразительных искусств, Лион, «Распятие» - в коллекции Хиггса, Нью-Йорк), части ретабло, заказанного Висенте Хилем (1426, 3 части - в Метрополитен-музее, Нью-Йорк, 3 части - в Испанском об-ве Америки, Нью-Йорк). О раннем этапе в творчестве Альканьиса позволяет судить небольшая доска со сценой «Встреча Иоакима и Анны у Золотых ворот» (до 1410, Музей собора, Сегорбе). В работах Альканьиса можно отметить близость к т. н. джоттовской группе памятников Старнины при сравнении фигур, их пропорций, лиц с характерной формой носов (удлиненных, с чуть загибающимся вверх кончиком). Но наиболее поразительным является совпадение прописей лиц и волос, сделанных тонкими мазками белой краски. Все эти сходные черты делают вероятной гипотезу об ученике Альканьисе и учителе Старнине во время их пребывания в Валенсии. Особенностью собственного живописного стиля Альканьиса является отсутствие размеренного ритмического построения композиции, жесты фигур более экспрессивны, чем в работах Старнины, пространство 1-го плана тесное, художник вводит туда условный пейзаж с горками, по к-рым наподобие декоративного узора разбросаны цветочки, травинки - элементы, чуждые лаконичному языку Старнины. Представления о манере Альканьиса дает и произведение со сценой «Распятие» (ГЭ: Каганэ. 2001. С. 3-5).

http://pravenc.ru/text/2007791.html

В рус. изобразительном искусстве особое внимание получила тема заступничества арх. Михаила, явившегося Иисусу Навину с обещанием победы в борьбе за землю обетованную. Сюжет «Явление арх. Михаила Ииусу Навину» получил распространение с домонгол. времени и представлен как отдельно (напр., икона «Явление арх. Михаила Ииусу Навину» кон. XII в. в Успенском соборе Московского Кремля, ГММК; икона кон. XVI в., ГТГ;), так и вместе с деяниями арх. Михаила на его иконах или в циклах росписей, посвященных ему (напр., икона «Арх. Михаил, с деяниями», ок. 1400, в Архангельском соборе Московского Кремля, ГММК - клеймо 8; икона «Собор арх. Михаила, с бытием», кон. XVI - нач. XVII в., из собрания И. С. Остроухова, ГТГ - клеймо 8; роспись сев. крыльца Благовещенского собора Московского Кремля, 1564?). Этот сюжет неоднократно помещали на воинских знаменах (на знамени вел. кн. Московского Василия III - не сохр.; на знамени Ермака, кон. XVI в.; на знамени Дмитрия Пожарского, нач. XVII в.- оба в Оружейной палате Московского Кремля). Иисус Навин на иконах, фресках, произведениях прикладного искусства изображается в этой сцене, как правило, в духе визант. традиции: простертым ниц, без шлема, в княжеских одеждах; на знаменах - коленопреклоненным, возможно, под влиянием зап. образцов. С сер. XVI в. образ Иисуса Навина приобретает особое значение для рус. иконографии. Он ассоциируется с образом праведного царя и часто встречается в произведениях, изначально связанных с церквами и др. сооружениями царского дворца, придворным кругом: на миниатюрах Лицевого летописного свода, в росписях Золотой палаты и Благовещенского собора в Московском Кремле. Иисус Навин изображен на иконе в праотеческом чине Благовещенского собора Московского Кремля (XVI в., врезка в доски XIX в.): полуфигура воина, в пластинчатых доспехах, без шлема, в алом плаще, с поднятым в правой руке мечом, т. е. подобно тому, как изображали арх. Михаила в сцене «Явления арх. Михаила Иисусу Навину». Сцена взятия Иерихона в виде отдельного сюжета известна по иконе кон. XVI в. из собрания А. С. Уварова (ГТГ).

http://pravenc.ru/text/293947.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГАРГАНО [итал. Gargano; лат. Garganus mons], известняковый горный массив (площадь - 2 тыс. кв. км, высота - до 1056 м), п-ов на Адриатическом побережье Апулии (Юж. Италия). Близ мест. Монте-Сант-Анджело находится бенедиктинское аббатство Гаргано, на территории к-рого расположено известное с раннего средневековья место почитания арх. Михаила - центр паломничества. Основным источником по истории возникновения пещерного храма является «Книга о явлении святого Михаила на горе Гаргано» (Liber de apparitione Sancti Michaelis in Monte Gargano), составленная в кон. VIII - нач. IX в. неизвестным автором (BHL, N 5948). «Книга» была переведена на греч. язык не позднее X в. (Leanza). Согласно тексту, однажды (время неизвестно) некий местный житель бродил по горам в поисках потерявшегося быка, к-рого он обнаружил около входа в пещеру. Рассерженный человек выстрелил в него из лука, но порыв ветра перевернул стрелу так, что она попала в стрелявшего. Свидетели этого события поняли, что видели знамение и обратились за разъяснением к епископу (не назван по имени) ближайшего г. Сипонто. После 3-дневного поста епископу явился арх. Михаил и сообщил, что он является стражем и попечителем этого места. Пещера св. Михаила. Монте-Сант-Анджело Пещера св. Михаила. Монте-Сант-Анджело Через нек-рое время на жителей городов Сипонто и Беневенто напали неаполитанцы, тогда еще бывшие язычниками. По молитвам епископа и всех христиан, призвавших на помощь арх. Михаила, на язычников обрушился с неба огненный ливень, громы и молнии; половина их была уничтожена, а остальные обратились в бегство. В пещере, покровителем к-рой был арх. Михаил, на камне обнаружился небольшой отпечаток человеческой ноги. Вскоре из каменной крыши над алтарем пещерной церкви забил целебный источник, получивший название Капля. В Житии Лаврентия, еп. Сипонто, составленном в IX-XI вв. (BHL, N 4790-4791), т. е. гораздо позже «Книги», он назван тем самым епископом, к-рому являлся архангел, а также основателем пещерного храма, возникшего, согласно житию, в 493 г., а победа над неаполитанцами отнесена к 8 мая 492 г. Там же сообщается, что в 494 г. Г. посетил папа Римский Геласий I . То, что он был современником событий, следует из Liber Pontificalis (LP. Vol. 1. P. 255). Однако Геласий I в сочинениях, рассказывая о неск. храмах во имя арх. Михаила, ни разу не упомянул святилище на горе Г. Празднование в Г. в честь арх. Михаила совершается 8 мая, в день победы над язычниками, согласно Житию Лаврентия. Этот праздник известен с XI в. ( Grégoir H. Repertorium Liturgicum Italicum//Studi Medievali. 1968. N 9. P. 480-481), однако существует и др. день памяти арх. Михаила - 29 (30) сент., какой из 2 праздников отмечался раньше в Г.- неизвестно.

http://pravenc.ru/text/161670.html

На это расслоение повлияло то обстоятельство, что интерес и нужды крупной старообрядческой буржуазии в значительной степени удовлетворены. Исключительно этими конфликтами в старообрядческой среде и следует объяснить столь нашумевший инцидент, связанный с именем бывшего архимандрита Михаила, ныне старообрядческого епископа. Рукоположение епископом Иннокентием арх. Михаила в сан епископа вызвало большое неудовольствие, можно сказать, целую бурю в буржуазных кругах старообрядческого мира. Появились протесты, формальный повод для которых обосновывается тем, что единоличное рукоположение арх. Михаила якобы противоречит церковным канонам. Такова формальная сторона дела, суть же его, несомненно, закрыта глубже. Старообрядческая буржуазия была чрезвычайно недовольна с самого начала переходом арх. Михаила из господствующего вероисповедания в старообрядчество: едва ли не главной причиной такого недовольства служили политические и общественные воззрения арх. Михаила. В то же время представителям старообрядческих съездов было сделано соответствующее внушение, и те немедленно же поспешили заявить протест против присоединения арх. Михаила. Совет съездов требовал и от приходов аналогичных протестов. Но в то же время «ошибки» исправить не удалось, так как приходы не откликнулись на призыв. Факт совершился, и с ним пришлось примириться. Он выплыл в новой стадии, когда возникло «дело» по поводу рукоположения арх. Михаила в старообрядческие епископы. Инициатива в данном случае всецело, как и прежде, принадлежала именитому купечеству в лице представителей старообрядческих съездов. Протест, однако, возбужден был не без косвенного влияния со стороны правящих сфер. Из сообщения «Нашей Газеты» видно, что москвичи предприняли поход против арх. Михаила «после поездки купца И. И. Новикова в Петербург». Последний побывал у высокопоставленных лиц, чтобы лично выразить благодарность за дарование прав старообрядцам. В Петербурге г. Новикову, по его словам, цитируемым газетой, сказали, что «старообрядцы народ хороший, строят храмы и т. д., но что нехорошо сделали, во вред православной церкви, рукоположили архимандрита-социалиста Михаила в епископы.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Melguno...

Директор: Тишков Михаил Борисович 117574, Москва, пр-д Одоевского, 13 Тел./факс: (495) 423-51-22 Результаты Олимпиады по Закону Божию " Русь святая " Филатова Надежда Кавокина Мария Православная классическая гимназия в Ховрино Кожина Вероника Юхно Мария Яковлев Андрей Воскресная школа при храме арх. Михаила в Тропарево Грицышин Дмитрий Панюнин Николай Строганова Анна Нор Ксения Ершова Мария Варфоломеева Мария Воскресная школа при храме арх. Михаила в Тропарево Поликарпова Дария Чернышов Власий Прокопчук Иван Дурнева Мария Плево Анна Православная классическая гимназия в Ховрино Стрелецкий Николай Воскресная школа при храме арх. Михаила в Тропарево Хозина Полина Воскресная школа при храме арх. Михаила в Тропарево Забалуева Наталья Борецкая Ольга Степанова Алина Воскресная школа при храме свв. апп. Петра и Павла в Ясенево Груднев Дмитрий Воскресная школа при храме арх. Михаила в Тропарево Буданов Виталий Варламов Артем Якушина Ксения Витошнов Сергей Большаков Никита Прокопчук Мария Голубков Артемий Кафискина Нина Воскресная школа при храме арх. Михаила в Тропарево II уровень Место Фамилия, имя Баллы Школа 1 Орлов Даниил Зубрий Марк Магамедова Клавдия Харитонов Иван Православная классическая гимназия в Ховрино Левинский Иван Демченко Иван ЦПШ «Косинская» Поликарпова София Зоткина Анна Дедкова Анастасия ЦПШ «Косинская» Свердликова Мария Григорашвили Дарья Православная классическая гимназия в Ховрино Чесноков Петр Захаров Иван Семенычева Ольга Сомова Анна Витвицкий Григорий Новощинский Георгий Коптева Ксения Воскресная школа при храме свв. апп. Петра и Павла в Ясенево Ячков Иван Филиппов Николай Косарева Александра Православная классическая гимназия в Ховрино Потатурина Вера Воскресная школа при храме свв. апп. Петра и Павла в Ясенево Панищева Надежда Православная классическая гимназия в Ховрино Зотова Ирина Воскресная школа при храме свв. апп. Петра и Павла в Ясенево Лохматов Алексей Будяков Максим Осипчук Анна Мишин Симеон Беца Марина Гришакина София Николаева Мария Чичикина Марина

http://old.gymnasia-radonezh.ru/about/ol...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КИЕВСКИЙ ВЫДУБИЦКИЙ ВО ИМЯ АРХАНГЕЛА МИХАИЛА МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ (в честь Чуда арх. Михаила в Хонех), находился в Киеве. История Первоначально на месте К. В. м. была пещерная обитель иноков-анахоретов. Пещеры в Выдубичах были обнаружены во 2-й пол. XIX в., исследованы в 1945 г. археологом М. К. Каргером, а в 2003 г. изучались киевским археологом Т. А. Бобровским, который датировал открытую часть ходов кон. Х - нач. XI в. На глубине 3-4,5 м выявлена келья (2,2×1,6×1,5 м) и место, где мог располагаться пещерный храм. Впосл. поселение анахоретов эволюционировало в киновию, располагающуюся на поверхности земли. Часть пещер была разрушена при строительстве монастырского собора, но некоторые пришли в запустение только после монг. нашествия. По позднейшему преданию, впервые зафиксированному в 60-70-х гг. XVII в. игуменом киевского Златоверхого во имя арх. Михаила муж. мон-ря Феодосием (Сафоновичем), храм на месте буд. мон-ря был воздвигнут считавшимся 1-м Киевским митр. Михаилом ; недалеко отсюда «выдыбал» (выплыл) на берег идол Перуна, сброшенный в Днепр по приказу св. равноап. кн. Владимира (Василия) Святославича ( Софонович. 1992. С. 68). Согласно гипотезе В. И. Ульяновского, К. В. м. был основан в период княжения св. Владимира Святославича по инициативе предположительно 1-го Киевского митр. Феофилакта (988-1018), а монастырский храм изначально был посвящен Чуду арх. Михаила в Хонех. Киевский Выдубицкий во имя арх. Михаила муж. мон-рь. Литография. 1862 г. (ГИМ) Киевский Выдубицкий во имя арх. Михаила муж. мон-рь. Литография. 1862 г. (ГИМ) Впервые К. В. м. упоминается в летописи под 1070 г.: «В се же лето заложена бысть церкы святаго Михаила в монастыре Всеволожи» (ПСРЛ. Т. 1. Стб. 174), «на Выдобычи» (Там же. Т. 2. Стб. 164). Согласно этому сообщению, ктитором обители был переяславский (впосл. Киевский) кн. Всеволод (Андрей) Ярославич (ок. 1030-1093). Освящать закладку каменного храма на Выдубичах должен был Киевский митр. Георгий (ок. 1062 - после 1073). Мон-рь располагался вблизи загородной резиденции кн. Всеволода - Красного двора (в 1096 сожжена при нападении половецкого хана Боняка на Киев - Там же. Т. 1. Стб. 233). Первый известный по имени выдубицкий игум. Софроний в 1072 г. участвовал в переносе мощей св. князей Бориса и Глеба в Вышгороде под Киевом (Там же. Стб. 181; ПВЛ. 1996. Ч. 2. С. 78).

http://pravenc.ru/text/1684561.html

21 мая 1886 г. М. был назначен епископом Оренбургским и Уральским. При М. было открыто более 200 приходов, в т. ч. оренбургский храм арх. Михаила (1886), церкви святых Веры, Надежды, Любови и матери их Софии (1889) при жен. училище и прп. Сергия Радонежского (1894) при женской гимназии. В Оренбургском у. были освящены храмы Казанской иконы Божией Матери (1887) в пос. Филипповском, арх. Михаила (1888) в с. Подстепенском, вмч. Димитрия Солунского (1890) в с. Марьевка, Казанской иконы Божией Матери (1890) в дер. Сенцовка, арх. Михаила (1891) в дер. Новобогдановка, святых Космы и Дамиана (1891) на Саратовском хуторе, вмч. Димитрия Солунского (1893) в с. Александровка, свт. Николая Чудотворца (1894) в дер. Новоникольская (Каринка), свт. Николая Чудотворца (1894) при жен. общине г. Илецкая Защита (ныне Соль-Илецк) и мн. др. При М. в Орском у. были освящены церкви Покрова Пресв. Богородицы (1889) в пос. Подгорный, арх. Михаила (1891) в пос. Жёлтый, вмч. Георгия Победоносца (1892) в дер. Бердяш, арх. Михаила в пос. Калпацкий (1894), апостолов Петра и Павла (1895) в дер. Петровка и др.; в Верхнеуральском у.- церкви Покрова Пресв. Богородицы (1890) в пос. Владимирский, прп. Сергия Радонежского (1891) в с. Инзерское, свт. Николая Чудотворца (1894) в пос. Чесменский и др.; в Троицком у.- храмы Вознесения Господня (1887) в дер. Николаевка, св. кн. Александра Невского (1890) в сельце Демарино, Трех святителей (1893) в пос. Медведский и др.; в Челябинском у.- церкви святых Космы и Дамиана (1889) в дер. Никольская (Раззориха), апостолов Петра и Павла (1890) в пос. Коркинский, Казанской иконы Божией Матери (1891) в пос. Луговой, Святой Троицы (1892) в с. М. Дерягино и др.; в Уральском у.- церкви Покрова Пресв. Богородицы (1891) в станице Трекинской, Крестовоздвиженская (1891) в пос. Шилинский и др. Устроены тюремная ц. вмч. Пантелеимона (1889) и Введенская ц. (1893) при жен. гимназии в г. Уральске. В г. Кустанае построен храм арх. Михаила (1889), освящены церкви святых Кирилла и Мефодия (1891) при министерской школе и Иверской иконы Божией Матери (1894) при жен. общине ( Чернавский Н. М. Оренбургская епархия в прошлом ее и настоящем. Оренбург, 1900. Вып. 1).

http://pravenc.ru/text/2561404.html

В 80-90 гг. XIX в. среди груз. ученых (М. И. Броссе, Д. З. Бакрадзе , М. Джанашиа и др.) возникла полемика об атрибуции О. и. Преимущество получило мнение, что это икона Божией Матери ( Бакрадзе. 1875. С. 118), несмотря на то что среди известных к тому времени Оконских икон ни одна не была Богородичной. В 1894 г. к полемике подключилась председатель Московского археологического об-ва графиня П. С. Уварова , обнаружившая в 1890 г. в новой церкви с. Окона (ныне в муниципалитете Карели, край Шида-Картли, Грузия), воздвигнутой на месте древнего храма в честь О. и., построенного Багратом IV, триптих из слоновой кости, украшенный серебряным окладом с надписью « , , » (Оконская икона, помилуй недостойного католикоса Евдемона (католикос-патриарх Абхазский (Зап. Грузии) Евдемон II (Сакварелидзе; 1666-1669).- Авт.), аминь). Она связала триптих с приданым визант. царевны. Иную т. зр. высказал Такаишвили, к-рый отождествил О. и. с Оконским Распятием ( Такаишвили. 1909. С. 124). Считая триптих образцом визант. искусства, мнение Уваровой поддерживали и в XX в. ( Мишакова. 1977. С. 4-5; Goldschmidt, Weitzmann. 1979. S. 66; Флоринский. 1991. С. 92). В последнее время более убедительной является версия, основанная на новой трактовке названия О. и. Этимологию слова «Окона» исследователи ( Гарсеванов. 1868. С. 16; Кирион III (II) (Садзаглишвили). 1890. С. 12) долгое время связывали с названием г. Икония в Юж. Анатолии (ныне Конья, Турция), откуда, согласно грузинским источникам (Ркп. GSIEM 162, 1862 г.//Ист.-этногр. музей г. Гори; Гарсеванов. 1868. С. 7; Кирион III (II) (Садзаглишвили). 1890. С. 12), визант. имп. Ираклий (610-641) перенес икону в К-поль. По мнению Т. Месхи, название иконы связано с наименованием близлежащего к Иконии поселка Хоны, где, согласно церковной традиции, арх. Михаил сотворил чудо ( Месхи. 2015. С. 26). Согласно этой т. зр., название «Окона» произошло от одного из греч. эпитетов арх. Михаила - Χωνιτης - путем слияния греч. артикля муж. рода и самого слова. Т. о., на упомянутой в исторических источниках О. и. могло быть написано «Чудо арх. Михаила в Хонех». В пользу этой версии говорит то, что арх. Михаил являлся покровителем визант. имп. дома, в свете чего дар имп. Романа III Баграту IV имел символическое значение: император желал груз. царю, своему буд. союзнику, покровительства арх. Михаила. Также сохранились сведения об особо почитаемой потомком Баграта IV, св. Давидом IV Строителем (1089-1125), иконе арх. Михаила: в хронике «Жизнь царя царей Давида» рассказывается, как во время одной битвы в царя была пущена стрела и попала «в икону архангела, которая висела у него на груди, золотую, небольшого размера, и Божье провидение спасло его» (КЦ. 1955. Т. 1. С. 361). Не исключено, что переписчик ошибся и вместо «» (Оконскую) написал «» (золотую). Также примечательно, что изображения арх. Михаила украшали шлем и престол царицы Грузии св. Тамары (1184-1207/13) ( Вахушти Багратиони. 1973. С. 188).

http://pravenc.ru/text/2578253.html

Гавриила, а по левую – Богоматери и арх. Михаила. Это образец деисусного яруса в иконостасах бедных и малых церквей. В состав деисусного яруса в главном иконостасе новгородского Софийского собора входят иконы – Спасителя, по правую (от зрителя) сторону Которого изображены – Предтеча, арх. Гавриил, ап. Павел, Златоуст, Николай Чудотворец и великомученик Георгий, а по левую – Богоматерь, арх. Михаил, ап. Петр, Василий В., Григорий Богослов и Димитрий солунский 106 . В новгородской Петропавловской церкви, приписанной к Духову монастырю, пять средних икон деисусного яруса расположены в том же порядке, как и в Софийском соборе. Затем, за ап. Петром по направлению к северу следуют иконы – Василия В., Златоуста, св. Алексия московского , Дмитрия солунского и Антония римлянина; за ап. Павлом, по линии к югу, помещены образа – Григория Богослова , Николая Чуд., св. Петра московского , Георгия Победоносца и преп. Варлаама хутынского. Это образец деисусного яруса, в котором за вселенскими святителями помещены русские, а за великомучениками – местно чтимые преподобные. В новгородском Николаевском Дворищенском соборе в состав деисусного яруса входит икона Спасителя, по правую (от зрителя) сторону Которого помещены иконы – Предтечи, арх. Гавриила, ап. Павла, евангелиста Иоанна Богослова, Николая Чуд., великомученика Георгия и Варлаама хутынского; по левую сторону – Богоматери, арх. Михаила, ап. Петра, евангелиста Матфея, Василия В., Дмитрия солунского и Антония римлянина. Здесь за первоверховными апостолами примкнули два евангелиста. По описи Кирилло-Белозерского монастыря за 1718 год, в деисусном ярусе иконостаса, что в соборном Успенском храме, был «образ Спасов на престоле... по сторону того образа образ Пресвятые Богородицы, арх. Михаила, ап. Петра, Иоанна Богослова, Василия Великого , Григория Богослова , Леонтия ростовского, мученика Дмитрия, мученика Евстратия, преподобного Симеона Столпника на столпе. По другую сторону Спасова образа: Иоанна Предтечи, арх. Гавриила, ап. Павла, ап.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/starinny...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010