Архангельский во имя арх. Михаила мон-рь Архангельский во имя арх. Михаила мон-рь В 1584 г. по указу царя Иоанна Грозного в связи с угрозой нападения швед. войск в обитель прибыли воеводы П. А. Нащокин и Н. В. Залешанин с войском и в течение года построили вокруг мон-ря деревянную крепость, названную Нов. Холмогоры (с 1613 Архангельский город). Грамотой царя Феодора Иоанновича от 12 февр. 1587 г. при Нов. Холмогорах был открыт порт для иностранных судов вместо пристани, существовавшей у корельского Николаевского мон-ря; в городе началась оживленная торговая деятельность, что пагубно сказалось на жизни мон-ря, находившегося в центре крепости. Настоятели жаловались царю на грабежи, посягательства на монастырское имущество со стороны рабочих и стрельцов, сообщали о случаях, когда приказчики выгоняли монахов из келий и селились в них со своими семьями, на территории мон-ря устраивались питейные заведения. Ходатайство прп. игум. Евфимия (1585-1589) о перенесении мон-ря за городскую черту осталось без ответа. 15 июля 1636 г. постройки А. м. были уничтожены пожаром, после к-рого, как сообщал иером. Матфей в челобитной царю Михаилу Феодоровичу , 49 насельников мон-ря скитались «от хлебной скудости по миру». Грамотой от 6 февр. 1637 г. царь повелел отстроить мон-рь на новом месте, на горе Кузнечихе. Челобитной от 15 марта этого же года игумен мон-ря испросил у Новгородского свт. Аффония благословение на возведение в отведенном месте 2 храмов: Покровской ц. с трапезной и собора во имя арх. Михаила с приделом мч. Мины. Однако начатое строительство встретило сопротивление со стороны крестьян, занимавшихся на этом месте торговлей лесом, вследствие чего в 1641 г. началось возобновление мон-ря на др. месте - на окраине города, в Нячерах (совр. ул. Урицкого). К 1642 г. была сооружена Покровская ц. Благодаря грамоте царя Михаила Феодоровича, «ради монастырского строения» освобождавшей обитель от пошлины на перевозку 7 тыс. пудов соли для продажи, на полученные доходы в 1644 г. был возведен собор арх. Михаила. В 1642 г. царь также пожаловал в обитель продовольствие на 240 р. и 200 четвертей хлеба, А. м. получил в оброк сенные покосы и рыбные тони в Берёзовском устье, на Летнем и Поморском берегах. На месте сгоревшего мон-ря был построен храм в честь Происхождения Креста Господня с приделом арх. Михаила.

http://pravenc.ru/text/76444.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МИХАИЛА АРХАНГЕЛА ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ Церковь во имя арх. Михаила. 1996 г. Фотография. 2012 г. Церковь во имя арх. Михаила. 1996 г. Фотография. 2012 г. (Тульчинской и Брацлавской епархии УПЦ) находится в пос. Чечельнике Чечельницкого р-на Винницкой обл. Основан решением Синода УПЦ от 27 окт. 2015 г. при храме во имя арх. Михаила (1996). Ок. 1818 г. в Чечельнике на средства ген.-фельдмаршала И. В. Гудовича (1741-1820) вместо 2 небольших Михайловской и Покровской церквей был построен кирпичный 3-престольный храм во имя свт. Иоанна Златоуста, арх. Михаила и в честь Покрова Пресв. Богородицы. Ген.-майор гр. А. И. Гудович (1782-1867), сын фельдмаршала, заказал для церковной колокольни главный колокол. На колоколе, «отлитом усердием действительного тайного советника графа Андрея Ивановича Гудович и дочери его Анны Андреевны Трубецкой и Екатерины Николаевны Орловой в Чечельницкую церковь 1860 года июня 27 дня, весу 107 пудов 18 фунтов», была сделана соответствующая надпись. Летом 1937 г. храм был взорван, кирпич использовали при строительстве школы. В 1996 г. на фундаменте старой церкви был возведен 5-главый кирпичный храм во имя арх. Михаила с 52-метровой колокольней. В нач. XXI в. при церкви существовало сестричество, основанное настоятелем архим. Пименом (Старчаком), в 2015 г. принявшим схиму с именем Иона. Сестры активно занимались социальным служением: ухаживали за больными и бездомными, готовили пищу для нуждающихся. 20 окт. 2015 г. на приходском собрании священнослужители и прихожане приняли решение о преобразовании сестричества в мон-рь. 31 окт. 2015 г. в обители была совершена первая Божественная литургия, к-рую возглавил митр. Тульчинский и Брацлавский Ионафан (Елецких) . За богослужением митрополит возвел бывш. насельницу киевского в честь Покрова Пресвятой Богородицы женского монастыря мон. Серафиму (Смагло) в сан игумении М. м. К нач. 2017 г. в новообразованном мон-ре проживали ок. 50 сестер. В М. а. м. помимо храма имеются келейный корпус, ограда, хозяйственные службы.

http://pravenc.ru/text/2563794.html

В работах представителей этого художественного направления заметна ориентация на кипрское искусство более раннего времени. Стилистика монастырской живописи практически лишена новаций и зап. влияния, для нее характерны повышенная эмоциональная выразительность образов, изысканная графика рисунка и декора, подчеркнутая контрастность личного письма, нередко с плотным разбеленным охрением. В посл. трети XVIII в. влияние стилей барокко и рококо заметно в произведениях Михаила Фессалоникийца, или Фессалийца, и Михаила Киприота. В 1772 г. они вместе работали над иконостасом мон-ря вмч. Пантелеимона «тис Ахерас». Михаил Фессалоникиец является автором иконы «Спас Нерукотворный» (1776, Музей Киккского монастыря), подготовительного рисунка гравюры «Киккская икона Божией Матери, с 14 клеймами» (1776, гравюра - 1778), образа Иисуса Христа Великого Архиерея для архиерейского места в соборе Киккского монастыря (1799) и др. Кисти Михаила Киприота принадлежат, напр., иконы арх. Михаила и святителей Тихона, Парфения и Мелетия (1782 и 1788, Музей Киккского мон-ря). Михаила Киприота предположительно отождествляют с Михаилом Проскинитисом (Паломником, или Хаджи-Михаилом) из Маратасы ( [Παπαγεωργου] Α. Μιχαλ Προσκυνητς η Χατζημηχαλ//ΜΚΕ. 1989. Τ. 10. Σ. 90), выполнившим вместе с учениками в 1793-1797 гг. иконы для иконостаса собора прав. Лазаря в Ларнаке; однако, судя по высокому профессионализму и утонченной манере письма, не исключено, что руководителем этих работ являлся Михаил Фессалоникиец. Самая поздняя работа Михаила Проскинитиса датируется 1833 г., в подписи к ней указано, что художнику в то время исполнилось 102 года (икона Божией Матери с Младенцем в ц. вмч. Димитрия Солунского в с. Айос-Димитриос). Аллегория христианской любви. Роспись ц. арх. Михаила в мон-ре во имя арх. Михаила в Анальондасе. 1769 г. Худож. Леонтий Аллегория христианской любви. Роспись ц. арх. Михаила в мон-ре во имя арх. Михаила в Анальондасе. 1769 г. Худож. Леонтий В кон. XVIII-XIX в. значительное влияние на развитие кипрской иконописи оказало творчество критского художника Иоанниса Корнароса , к-рый работал на К.

http://pravenc.ru/text/1684690.html

(1271/72 - 22.11.1318), св. блгв. кн. Тверской, вел. кн. Владимирский (пам. 22 нояб., в воскресенье после 29 июня - в Соборе Тверских святых). Сын вел. кн. Владимирского и Тверского Ярослава Ярославича и вел. кнг. св. блгв. Ксении Юрьевны . Основными источниками сведений о жизни М. Я. являются летописи XIII-XV вв. (Рогожская, Симеоновская, Новгородская I, Ермолинская, Московский свод кон. XV в. и др.), а также Житие св. князя, написанное вскоре после его кончины. О рождении М. Я. после смерти отца, умершего по дороге из Орды, сообщается в Московском своде кон. XV в. и в Ермолинской летописи. Летописи не дают уточнений о дате рождения княжича, сообщается лишь, что Ярослав скончался «зимой». Тем не менее дату рождения - 1 нояб.- содержит позднее Похвальное слово М. Я. (2-я пол. XVII в.). Неизвестно, на какие данные опирался его составитель, но В. А. Кучкин определил, что одним из его источников был некий поздний летописный памятник, содержавший в т. ч. ошибочные даты. Имя княжичу было дано, по-видимому, в честь умершего единокровного брата. В летописях, восходящих к Новгородско-Софийскому своду XV в., известие о смерти Михаила Ярославича-старшего следует за информацией о смерти Ярослава. Т. о., как отмечают А. Ф. Литвина и Ф. Б. Успенский, имя Михаил «совмещало в себе функции родового и христианского» ( Литвина, Успенский. 2006. С. 580). Арх. Михаил как небесный покровитель постоянно присутствовал в жизни М. Я. 8 нояб. 1294 г., на Собор арх. Михаила, он венчался с кнж. Анной Дмитриевной, дочерью кн. Дмитрия Борисовича Ростовского (см. св. блгв. кнг. Анна Кашинская ). Сохранились атрибутируемые М. Я. печати с изображением арх. Михаила ( Янин В. Л. Актовые печати Древней Руси X-XV вв. М., 1970. Т. 2. С. 9, 11-12; Янин В. Л., Гайдуков П. Г. Актовые печати Древней Руси X-XV вв. М., 1998. Т. 3. С. 64, 66-67, 165-166). В княжение М. Я. в нач. XIV в. была построена ц. арх. Михаила «на брезе» (на Загородском посаде на берегу Волги). Неоднократно упоминаются арх. Михаил и его чудесная помощь в Житии М. Я., в т. ч. его автор подчеркивает, что 6 сент., на память Чуда арх. Михаила в Хонех, М. Я. прибыл в Орду, и на ту же дату пришлось погребение останков М. Я. в Спасо-Преображенском соборе Твери.

http://pravenc.ru/text/2563780.html

Изображение Г. присутствует в композиции «Собор архангелов» (на иконе XIII в. из мон-ря вмц. Екатерины на Синае; на ростовской иконе, ок. 1272 или 1276 (?), из великоустюжского Михаило-Архангельского мон-ря (ГРМ); на фресках ц. вмч. Георгия в Старо-Нагоричино (Македония), 1317-1318), а также на схожих по композиции изображениях «Собор арх. Михаила» и «Собор арх. Гавриила» (икона сер. XVI в. из придела во имя арх. Гавриила Благовещенского собора Московского Кремля). В сюжетах поклонения Кресту и Этимасии Г. держит в руках орудия Страстей, напр. на иконе 60-х гг. XII в. «Спас Нерукотворный» с композицией «Поклонение Кресту» на обороте (ГТГ) - трость. Архангелы Михаил и Г. с орудиями страстей встречаются в монументальной живописи. Так, в ряде кипрских храмов XVI в. (ц. св. Архангелов и ц. св. Созомена в Галате) на зап. стене над композициями Страстного цикла (Несение креста, Распятие, Снятие с креста) изображены полуфигуры архангелов Михаила и Г., а над ними образ Христа Еммануила. В качестве уникальных примеров изображения Г. на иконах следует отметить образ «Арх. Гавриил» из мон-ря Дечаны (1350), где он изображен в лоратном облачении, со сферой и жезлом в руках; на местной иконе из московской ц. во имя арх. Гавриила (т. н. Меншикова башня) на подворье кн. А. Д. Меншикова (XIX в.) Г.- на облаках со сферой в правой, высоко поднятой руке и цветущей ветвью в левой. К числу редких относится икона письма Рафаила Дмитриевича «Архангелы Михаил и Гавриил, с деяниями» (1723, Худож. галерея, Сараево) в среднике в рост, в воинском облачении, со свитками в руках представлены архангелы, в клеймах - деяния арх. Михаила. Архангелы Михаил и Г. на псковской иконе «Святые Параскева, Варвара и Ульяна» (XIV в., ГТГ) изображены с покровенными руками по сторонам небесного сегмента с образом Христа Еммануила. В поствизант. живописи с деяниями Г. связывались нек-рые сюжеты явлений ангелов, не имевших в Свящ. Писании имен. Так, в ряде памятников явление ангела Пахомию стали надписывать как явление Г. (напр., фреска 1630 в мон-ре св. Иоанна Предтечи в Серрах (Сере)).

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2012/0...

Иконостас в часовне арх. Михаила Иконостас в часовне арх. Михаила Еще одним этапом в истории художественного убранства главного храма К. стали замена древнего тяблового иконостаса золоченой резной конструкцией-рамой в стиле барокко и поновление росписи «небес» в 1759 г. ( Фролова. 2008. С. 139). Тогда же были написаны новые местные иконы, в т. ч. «Прп. Зосима и Савватий Соловецкие, с житием» (в 20 клеймах). Древние иконы были помещены в рамы: икона «Преображение Господне» - в раму с 16 клеймами, иллюстрирующими цикл Страстей Господних; икона Нерукотворного образа Спасителя - в обрамление с историей Эдесского Нерукотворного образа Спасителя в 16 клеймах; композиции клейм восходят к столичным образцам, к иконам круга мастеров Оружейной палаты, напр. к иконе неизвестного мастера (посл. четв. XVII в., ГИМ) или к храмовому образу ц. Покрова Пресв. Богородицы в Филях К. И. Уланова (1694, ЦМиАР). Судя по стилю и колориту икон, над их написанием трудились не менее 2 мастеров. Небеса. Иконы в часовне арх. Михаила Небеса. Иконы в часовне арх. Михаила Вклады церковной утвари в главный храм К. поступали и позднее. Так, в 1834 г. крестьянин А. Ошевнев вложил плащаницу. Даже покинув родные места, уроженцы К., преуспевшие в новых краях, не забывали соборный храм родного погоста: в Преображенский храм была прислана клиросная икона «Успение» с киотом, написанная на средства уроженцев дер. Телятниково и Сев. Конец ( Фролова. 2005. С. 6-7). Предпочитая столичные образцы, иконы и прориси, близкие к кисти мастеров Оружейной палаты, прихожане К., украшавшие деревенские часовни во 2-й пол. XVIII в., обращались к иконописцам местных художественных центров, напр. к «кондопожскому мастеру» ( Она же. 2002. С. 138). Наиболее полно сохранилось убранство в часовне арх. Михаила из дер. Леликозеро: в первозданном виде представлен 2-ярусный иконостас (посл. треть XVII в.), выносная икона и «небеса» - единственные из сохранившихся в храмах на территории К. ( Гурвич. 1980. С. 41-43; Фролова. 2006. Кат. 10-27. С. 13-17, 32-35, 52-69; Она же. 2008. Кат. 1). «Небеса» Преображенской ц. были утрачены, об их облике дают представление архивные материалы ( Фролова. 2006. С. 21-22; Она же. 2008. С. 139). Примитивные по исполнению иконы часовни в то же время демонстрируют осведомленность сев. мастеров в сложных иконографических программах (напр., «Архистратиг Михаил воевода небесных сил, с деяниями», 1671), знание древних изводов и традиций крупных художественных центров («София Премудрость Божия», 1674), умение писать многочастные иконы с клеймами, в которых сцены из жития святого предстают как часть повседневной жизни рус. крестьянина («Свт. Николай Чудотворец (Можайский), с житием», посл. треть XVII в.).

http://pravenc.ru/text/1684581.html

Архиепископ не обращал внимания на отъезд арх Михаила, а тут вдруг протест шлют. Он возмутился: «Что там владыка Иннокентий наделал? Беда грозит старообрядчеству». С этих пор и создалось такое отрицательное отношение к арх Михаилу у многих лиц. 25-го июля 1908 г. был Собор, и на этом Соборе постановили расследовать дело арх Михаила, исследовать его жизнь, так как многие просили поставить его в епископы. Но мы получили сведения, что архиепископ Иоанн заявляет, что ни за что не поставит его в епископы, каковы бы сведения ни были, так как к нему правительство относится неприязненно и многие старообрядцы. Меня это опять возмутило. Опять мы угождаем нашим противникам, которые нас 200 лет гнали, и будем делать в угоду им и вопреки нашей совести. Я и решил поставить его в епископы в виде протеста против подчинения нашей старообрядческой Церкви воле наших двухсотлетних врагов. Канада была только предлогом. Я хотел его поставить на Финляндию. Но тут явилось письмо из Канады, я привязался к этому случаю и поставил его в епископы, с его согласия, но решил держать это в секрете. Поставил я его 22-го ноября 1908 г. Средства для поездки в Канаду еп. Михаил решил добывать своим трудом. Я не буду говорить, как проектировалось, откуда он должен был их добывать, как он договорился с одним учреждением писать для заработка. Скажу только, что он поехал сначала на Ближний Восток, а потом доехал до Гавра, но дальше не поехал. Решили мы держать все это в секрете, и дер... 315 епископа Михаила. Он писал из Киева одному симбирскому священнику письмо и подписался «епископ», но потом зачеркнул и написал «архимандрит». Тот, прочитав это, решил, что тут что-то неладно, что что-то держат в секрете, и написал одному казанскому священнику А.К….. запрос, верно ли, что арх Михаил поставлен в епископы. Тот написал об этом в Москву своему другу и приятелю, владыке Александру: «Я получил сведения, что секретно поставили арх Михаила в епископы». Еп. Александр 316 обратился к владыке Иоанну. Тот говорит: «Это, наверное, Иннокентий наделал.

http://azbyka.ru/otechnik/filosofija/rel...

6-столпный (Н. И. Брунов); 5-купольный (Н. Г. Логвин); новый тип однокупольного 3-нефного храма с закомарами по всему периметру (А. И. Комеч). По предположению Комеча, строительство завершала артель, к-рая возводила Успенский собор Киево-Печерского мон-ря. Собор во имя арх. Михаила Киевского Выдубицкого мон-ря. План по М. К. Каргеру Собор во имя арх. Михаила Киевского Выдубицкого мон-ря. План по М. К. Каргеру В сев. башне собора находилась винтовая лестница на хоры. На юж. стене притвора во время реставрации 70-х гг. XX в. были открыты фрагменты фрески XI в. «Страшный Суд»: огненный ангел на вратах рая, часть изображения ап. Петра с ключами и святого, идущего за ним. Исследователи допускают, что под барочной записью XVIII в. композиция «Страшный Суд» сохранилась полностью. В простенках окон обнаружены фрески XI в. с цветочно-лиственными орнаментами. Предположение об украшении мозаикой алтаря, купола и парусов (Т. С. Килессо) не подтверждают археологи: вероятно, мозаика использовалась только для украшения пола в подкупольном пространстве храма. Строительство было завершено в 1086 г., когда та же артель начала возводить Андреевский собор в «княжьем граде», патрональный для вел. кн. Всеволода Ярославича. Внутренние работы в выдубицком соборе велись в 1086-1088 гг. В XV - нач. XVII в. вост. часть храма с алтарем упала в Днепр (по Ульяновскому - в кон. XVI в., после 1593, но до 1610). Деревянная пристройка алтарной стены, выполненная ок. 1610-1612 гг., при наместнике униат. митр. Антонии (Грековиче), сохранялась до пожара 1760 г. Собор во имя арх. Михаила Киевского Выдубицкого мон-ря. Аксонометрический разрез по М. К. Каргеру Собор во имя арх. Михаила Киевского Выдубицкого мон-ря. Аксонометрический разрез по М. К. Каргеру Внешний вид одноярусного (утверждение о разделении собора на 2 этажа и 2 храма при митр. Петре (Могиле) ошибочно) однокупольного с деревянным верхом собора и с деревянной пристройкой алтаря отчетливо виден в сюжете «Чудо арх. Михаила» на окладе Евангелия, подаренного обители Лесницким в 1660 г., а также на плане И.

http://pravenc.ru/text/1684561.html

В 1676 г. отмечено: " писать Покрова Пресв. Богородицы, да в приделе арх Михаила в селе Леонтьевском, Контеево тож " . В 1718 г. упоминается " Галицкаго уезда Корежской волости церковь арх. Михаила села Контеева " . В марте 1721 г. " села Контеева церковный староста Василий Андронов в поданном в патр. казен. приказ прошении писал: " в прошлых годех по указу в Галич. уезде Железноборовскаго монастыря в вотчине в селе Контееве построена церковь Божия во имя арх. Михаила и та церковь Божия ныне ко освящению в готовности, и прошу тое церковь освятить тогож Железноборовскаго монастыря игумену Иосафу и о том дать освященную грамоту и антиминс и указ учинить " . В январе 1735 г. " выдан указ о освящении церкви Галич. уезда Железноборовскаго монастыря игумену Феодосию по челобитью онаго монастыря вотчины села Контеева церкви арх. Михаила попа Симеона Иванова, велено оную Архангельскую церковь на новопечатном антиминсе освятить ему игумену понеже в прошлом 1734 г. октября 28 во время пожарное из той церкви с престола одежда и срачица снята " . http://www.old-churches.ru/bu_003.htm Незаурядный архитектурный комплекс, отражающий в своих постройках различные стилевые и типологические тенденции, присущие костромскому культовому зодчеству на протяжении около столетия со 2-й пол. 18 до 2-й пол. 19 в. Село известно с 1415 г., когда вместе с другими селами и деревнями Корежской волости было пожаловано великим князем Василием Темным Железноборовскому монастырю. По писцовой книге 1628 г. в селе значились «храм во имя Архангела Михаила вверх шатром, да другой храм теплый Покрова, древян клецки». Храмы, часто горевшие неоднократно возобновлялись. В 1764 г. по екатерининскому указу село в числе многочисленных монастырских вотчин было взято в казну. Комплекс расположен в центральной части села. Холодная каменная церковь Покрова с приделами Сретения и Смоленской Божьей Матери была построена в 1771 г. Первоначально отдельно стоящая колокольня была соединена с трапезной переходом, очевидно, в кон.

http://sobory.ru/article/?object=44751

Патриаршее училище в Крестном монастыре близ Иерусалима. 3-го февраля было открыто правление училищного попечительства, в котором после о. Дионисия Клеовула, ректора школы, занял почетное место и арх. Порфирий. Цель учреждения его – «дать жизнь, движение и порядок всем училищам, какие только находятся в пределах церкви палестинской» 259 . В первом же заседании вновь учрежденного училищного правления арх. Порфирий обратил внимание на то, что в приходском училище ученики успевают весьма мало, что не годен способ обучения их и что, по его мнению, целесообразнее разделить училище на четыре отдельные класса, вместо двух, и определить еще двух наставников, так, чтобы один обучал детей арабскому чтению и письму, другой усовершал их в том и другом, а третий и четвертый преподавали бы все прочие уроки. Предложение было принято и избраны два новых учителя – сын покойного учителя Фараха с жалованьем в 2.400 пиастров, брат арабского священника Михаила с жалованьем в 3.000 пиастров и возвышено жалованье двум остальным о. Варнаве до 4.200 пиастров и Ханне Нукли до 3.600 пиастров. При этом решено было дать денежное пособие жене покойного учителя Фараха, на которое патриарх согласился неохотно, обещаясь помочь вдове тайно, «дабы прочие арабские вдовицы не потребовали от него незаслуженной помощи». Арх. Порфирий передал сыну вдовы Фараха 400 пиастров из личных средств. «Я, – говорит арх. Порфирий в своем дневнике по поводу первого этого заседания в правлении, – хранил в глубокой тайне свое дипломатическое намерение просветить и возвысить православных арабов во что бы то ни стало. Мне было жаль их. Они несли двойное иго: турецкое и греческое. Надлежало освободить их. Как же? Посредством просвещения, ибо Спаситель сказал: «Истина освободит вас ( Иоан. 8:32 )» 260 . На втором заседании училищного правления постановлено было заготовить обувь и белье для 21 воспитанника патриаршей школы, составить расписание часов преподавания в приходской школе, просить патриарха подчинить ведению правления патриаршую типографию и назначить учителя в Лидду с жалованьем в 2.400 пиастров 261 . Архимандрит Порфирий сам лично ездил в Лидду, Рамлу и Яффу, чтобы вести переговоры с жителями этих местностей о скорейшем открытии разрешенных патриархом школ 262 . Ha одном из последующих заседаний было заслушано охотно предложение арх. Порфирия принять введенный в иерусалимской приходской школе способ обучения детей и во всех других арабо-приходских школах, подведомых иерусалимскому патриарху, «ради единства обучения». «Семена мои, – восклицает по этому поводу арх. Порфирий, – падают на добрую почву. Бог возрастит их» 263 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010