LXX, по-видимому, вместо kapthor читали kapporeth и потому перевели словом λαστριον, очистилище (слав. «порази очистилище»). Слово sap (в рус. т. косяк) употребляется в других местах Библии в значении порог ( Суд. 19.27 ; 4Цар 12.9 ), и чаша ( 3Цар 7.50 ). LXX перевели его – πρπυλον, преддверие (слав. «и поколеблются преддверия»). Новейшие комментаторы (Новак, Гоонакер) принимают hasippim обыкновенно в значении пороги; все выражение – «ударь в капитель колонны (в притолоку над воротам), чтобы потряслись пороги» – будет равносильно такому: ударь так, чтобы потряслось все здание от верху до основания. Возражением против перевода hasippim словом пороги может служить следующее за рассматриваемым предложением «обрушь их (bezaam) на головы», так как нельзя обрушить пороги на головы. Это же предложение показывает и неудовлетворительность принятого в нашем тексте перевода hasippim словом косяки, потому что и косяки нельзя обрушить на голову всех. Трудность выражения, может быть, следует объяснять тем, что архитектурные библейские термины нам недостаточно точно известны. Заслуживает внимания также предложение Гоонакера вместо hasippim читать hasippun, потолок ( 3Цар 6.15 ), изменив при этом и Vejreaschu («и потрясутся») в ед. ч. veiraasch. «Остальных же из них», т. е. уцелевших при разрушении храма или же – всех до единого. Часть ст. 1-го со слов остальных же считают не продолжением описания видения, а уже началом речи по поводу видения и в разъяснение его (Новак). Ам.9:2 .  Хотя бы они зарылись в пре­исподнюю, и оттуда рука Моя возьмет их; хотя бы взошли на небо, и оттуда свергну их. Пророк употребляет гиперболическов выражение, выражающее мысль о том, что нигде нельзя будет спастись от карающей десницы Божией. Ам.9:3 .  И хотя бы они скрылись на вершине Кармила, и там отыщу и возьму их; хотя бы сокрылись от очей Мо­их на дне моря, и там по­велю морскому змею уязвить их. И хотя бы они скрылись на вершине Кармила. Ср. Ам 1.2 . Пророк называет Кармил, как предполагаемое место убежища для беглецов, может быть, ввиду обилия в горе Кармила пещер, а также и потому, что вершина горы была покрыта густою растительностью, удобной для укрывания.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

    Послужите, говорит Он, Мне словом, и вы увидите зрелые плоды, собираемые в царские житницы. Поэтому и после, посылая их, говорил: «и се, Я с вами во все дни до скончания века»  (Мф. 28:20). Сказав, «молите Господина жатвы», Сам без их просьбы и без моления немедленно рукополагает, поставляет их в это звание и приводит им на память то, что говорил Иоанн о гумне, о плевелах и о пшенице. «Словом «молите», — говорит один толковник, — Господь учит молиться Богу за заблуждающихся».  Избрание двенадцати апостолов... (Мф. 10:1-4 )...     Святой Лука, повествуя об избрании апостолов, говорит, что Спаситель накануне всю ночь провел в молитве к Богу Отцу Своему, ибо в избрании апостолов Он полагал первый камень в основание Святой Церкви. Он желал и апостолов Своих научить, чтобы, избирая кого-либо на служение Церкви, они приступали к этому делу с молитвой, просили Бога показать им достойного. Так они и поступали впоследствии. И, когда настал день, ПРИЗВАВ ДВЕНАДЦАТЬ УЧЕНИКОВ СВОИХ, по числу двенадцати колен Израилевых, чтобы и новозаветный избранный народ имел двенадцать духовных родоначальников, назвал их апостолами, т.е. посланниками для проповеди Его учения. Все они были Израильтяне, а не язычники, не еллины-пришельцы, так как именно через потомков Авраамовых должно было распространиться благословение на весь род человеческий. ОН ДАЛ ИМ ВЛАСТЬ НАД НЕЧИСТЫМИ ДУХАМИ, ЧТОБЫ ИЗГОНЯТЬ ИХ И ВРАЧЕВАТЬ ВСЯКУЮ БОЛЕЗНЬ И ВСЯКУЮ НЕМОЩЬ. Он дал им силу чудотворений, чтобы они, удивляя чудесами, привлекали к своему учению внимательных слушателей. «Как же они изгоняли духов? — вопрошает святитель Златоуст и отвечает: — Его повелением и властью. Смотри же, как благовременно посылает их. Ибо не с самого начала послал их, но когда они уже достаточное время были Его последователями и видели, как Он воскресил мертвого, запретил морю, изгнал бесов, исцелил расслабленного, отпускал грехи, очистил прокаженного. Когда они и делом, и словом полностью удостоверились в Его могуществе, только тогда Он их посылает, но посылает не на опасные подвиги, потому что еще не было никакой опасности в Палестине, а надлежало только подвергаться злословиям. Впрочем, напоминает им и об опасностях, чтобы заранее приготовить их и частым напоминанием приучить к ним».

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

   «Слова: «Боже Мой! Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?» (Мф.27:46) — Спаситель произнес, будучи Тем, Кто усвоил наше лицо. Ибо Отец не мог бы быть назван Его Богом, если бы Христос не поставил Себя в один ряд с нами; и никогда Христос не был оставлен Своим Божеством, но оставлены и презренны были мы. Поэтому Он и молился как Усвоивший наше лицо». 6. Обожение человеческого естества Господа Иисуса Христа... 6. Обожение человеческого естества Господа Иисуса Христа    Естественным следствием ипостасного соединения двух естеств в Господе Иисусе Христе является обожение ( ϑωσις) Его человеческого естества. Ипостасно соединенное с Богом Словом человеческое естество в Господе Иисусе Христе всецело возвысилось, совершенно преуспело и обожилось до конечных пределов, но при этом оно не утратило своего характера, своей ограниченности, своей человечности. Оно обожилось всецело: и плоть, и душа, и ум, и воля, — но при этом не перестало быть человеческим и осталось в своих границах. Излагая этот Божественный догмат, Святые Отцы Шестого Вселенского Собора возвещают: «Как пресвятое и непорочное Христово тело не истребилось в обожении, но пребыло в своих собственных границах и с тем, что» есть оно само по себе, так при обожении не уничтожилась и Его человеческая воля, но осталась совершенной».    Богоданное учение Священного Предания гласит: плоть обожилась в Господе Иисусе Христе, потому что стала плотью Бога Слова. «Господь наш, — говорит святой Афанасий Великий, — соделавшись ради нас человеком и взяв на Себя тело, нисколько не менее пребыл Богом, так как облечением Себя в тело, Он не умалил Себя, а напротив, обожил тело и соделал его бессмертным». «Когда Апостол говорит о Господе Иисусе Христе: «Посему и Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени» (Флп.2:9) — он говорит это о Его теле. Ведь Высочайший не может возвыситься, но возвышается плоть Высочайшего... Не сказано: «Слово стало Богом», но: «Слово было Бог» (Ин.1:1), то есть Слово всегда было Богом; и сей Самый Бог соделался плотью, чтобы плоть Его соделалась Богом Словом, как и Фома, осязав Его плоть, воскликнул: «Господь Мой и Бог Мой» (Ин.20:28), называя и то, и другое Богом». «Священное Писание говорит, что Отец воскресил Сына Своего из мертвых (Гал.1:1), и [утверждает] это справедливо, потому что Словом Своим и Сыном воскресил Он плоть Сына Своего. И мы говорим не то, что тело есть Сын Божий по естеству, а то, что оно есть тело Сына Божия. Посему когда воскрешено тело, считается воскрешенным из мертвых Сын».

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

    Учение Слова Божия о себе самом    Апостол Павел, сказав, что «все Писание богодухновенно», прибавляет: «и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности, — да будет совершен Божий человек, ко всякому доброму делу приготовлен». Как осуществляется это? Это совершается тем же Словом Божиим, «живым и действенным» (Евр. 4:12), когда человек верою принимает его в сердце свое.    В Св. Писании называется Слово Божие мечом, молотом, огнем, светильником, семенем, словом жизни.    Слово Божие есть «меч духовный»: оно «проникает до разделения души и духа и судит чувствования и помышления сердечные» (Еф. 6:17; Евр. 4:12).    Слово Божие есть «молот», разбивающий наши каменные сердца (Иерем. 23:29).    Слово Божие есть «огонь», пожигающий в нас нечистоту греховную и согревающий наши сердца, по природе холодные к «тайнам Царствия Божия» (Мф. 13:11—15). Слово Божие, верою принятое в сердце, очищает, освящает его (Ин. 15, 3 и 17, 7).    Слово Божие есть «светильник, сияющий в темном месте» (2 Петр. 1:19) и светом своим рассеивающий тьму неведения, страстей и заблуждений наших.    Слово Божие есть «семя» (Лк. 8:11—15). Как в распаханную землю бросается семя и приносит плоды, так и в сердце человеческое, сокрушенное, смягченное Словом Божиим, подает то же семя Слова Божия и «приносит плод в тридцать, шестьдесят или во сто крат» (Мк. 4:20).    Слово Божие есть, наконец, «слово жизни» (Флп. 11:16), слово, дающее жизнь — жизнь вечную.     Св. Иустин Философ († 166 г.):    «Приидите и соделайтесь причастниками ни с чем не сравненной премудрости: поучитесь из Слова Божия и познайте Царя вечного! Слово Божие проницает души наши силою своей. О, какой это вестник мира для тебя, воинствующая душа! Какое средство к укрощению жесточайших порывов страстей! Какой наставник для погашения пламенеющего во внутренности огня! Не соделывает из нас сила сия ни стихотворцев, ни философов, ни знаменитых витий; но она руководит к высшим понятиям, она нас, смертных, соделывает бессмертными и сопровождает нас из сего мира в другой».

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

   О небе, в собственном смысле, дальше ничего не говорится, т. к. оно было закончено благоустроением. Это был, как выше изложено, мир духовный, ангельский. Дальше в Библии будет говориться о тверди небесной, названной Богом «небом», как напоминание о высшем духовном небе.    «Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою» (Быт.1:2).    Под «землею» здесь разумеется первоначальное еще неустроенное вещество, из которого Господь Бог в шесть «дней» устроил или образовал потом видимый мир — вселенную. Это неустроенное вещество или хаос называется бездною, как необозримое и ничем не ограниченное пространство, и водою, как водообразное или парообразное вещество.    Тьма была над бездною, т. е. вся хаотическая масса была погружена во мрак, за совершенным отсутствием света.    И Дух Божий носился над водою: — здесь начало уже образовательного творчества Божия. По значению самого выражения: носился (еврейское слово, употребленное здесь, имеет такой смысл: обнимал собою все вещество, как птица распростертыми крыльями обнимает и согревает птенцов своих), действие Духа Божия на первозданное вещество надобно понимать как сообщение ему жизненной силы, необходимой для его образования и развития.    В творении мира равно участвовали все три Лица Пресвятой Троицы: Отец, Сын и Святый Дух, как Триединый Бог, Единосущный и Нераздельный. Слово «Бог» в этом месте поставлено во множественном числе — «Эло-гим», т. е. Боги (ед. число Элоах или Эл — Бог), а слово «сотворил» — «бара» поставлено в единственном числе. Таким образом подлинный еврейский текст Библии, с первых же своих строк, указывает на единосущие Лиц Св. Троицы, говоря как бы так: «в начале сотворил Боги (Три Лица Св. Троицы) небо и землю».    Об этом так же ясно сказано в псалмах: «Словом Господа сотворены небеса, и духом усть Его — все воинство их» (Пс.32:6). Здесь под «Словом» разумеется Бог Сын, под «Господа» — Бог Отец и под «Духом усть Его» — Бог Дух Святый.    Сын Божий, Иисус Христос, в Евангелии прямо именуется «Словом»: «В начале было Слово... и Слово было Бог... Все через Него начало быть, и без Него ни что не начало быть, что начало быть» (Ин.1:1-3).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3880...

   Один святой подвижник хорошо объяснил это следующим опытом: три ученые друга решились поступить в монашество. Один из них избрал себе дело — умиротворять спорящихся, по Писанию: блажены миротворцы (Мф. 5:9); другой — посещать больных; а третий пошел в пустыню на безмолвие. Первый, сколько ни трудился, не мог прекратить раздоров между людьми и всех успокоить. Побежденный скукою, пошел к тому, который услуживал больным, и нашел, что и он изнемогает от малодушия и не в силах более исполнять заповеди. Тогда оба пошли посетить того, который живет в пустыне, рассказали ему свои дела, просили и его сказать им, какую он получил пользу в уединении. Тот, немного помолчав, вливает воду в сосуд и говорит им: «Посмотрите в воду». Вода была мутна. Через несколько времени опять говорит им: «Посмотрите же, как светла сделалась вода». Те посмотрели и как в зеркале увидели свои лица. Тогда сказал им: «Точно то же бывает и с нами, когда кто находится среди людей, — от людского шума и суетливости он не видит свои грехи, а сподобившийся увидеть себя, свои грехи, по словам святого Исаака Сириянина, блаженнее сподобившегося увидеть Ангела, конечно, потому, что, видя свои грехи, можно очищать их, и по чистоте сделать душу ангелоподобною» (Древний Патерик).     Протоиерей Григорий Дьяченко Пятница третьей седмицы Великого поста...    Грех есть преступление Закона Божия, неисполнение святых повелений Божиих. «Всякий, делающий грех, делает и беззаконие; и грех есть беззаконие» (1 Ин. 3:4).    Человек может согрешать различным образом: делом, словом, помышлением, ведением, неведением, волею и неволею.    Мы грешим «делом», когда это дело противно заповеди Божией. Если человек предается объядению, пьянству, лакомствам, то грешит против заповеди Божией: «не сотвори себе кумира и всякого подобия». Воровство, грабежи, убийства и другие подобные поступки — грехи делом.    Грех «словом», когда слово это противно воле Божией. Например, праздные разговоры, слова, песни — грехи словом. Господь Иисус Христос воспрещает эти грехи, говоря: «за всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда» (Мф.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

   Ответ, данный Иисусом Христом, таков, что каждый вправе, равно как и Он, сделать его: не хлебом одним будет жив человек, но всяким словом, исходя­щим из уст Божиих. Защитник всей Своей Церкви, Он покрывает Своим щитом не одного Себя, но всех тех, кого Он назвал Своими братьями и с которыми Он в Своем воплощении соединил Свою участь и судьбу; и гово­ря будет жив человек, заявляет, что Он не желает отделять Себя от рода человеческого. Эти слова взяты, равно как и другие два места, Им приво­димые, не только из Ветхого Завета, но прямо из повествования о сорока­летнем искушении Израиля в пустыне, как о нем рассказано в книге Вто­розакония. И сделано это, конечно, не просто, не без основания, но изъяс­няется тем, что Израиль прообразовал Сына Человеческого, что он был раб Божий, долженствовавший исполнить праведность, но не исполнив­ший ее; в этом факте мы и должны искать объяснения того, что святой Матфей говорит словами пророка Осии: из Египта воззвал Я Сына Моего (Мф.2:15; ср.Ос.11:1). Христос, на что уже и прежде приходилось указы­вать, не только есть второй Адам, но и истинный Израиль, раб Божий (Ис.42:1), который, как таковой, засвидетельствует своим послушанием, что человек истинно живет лишь вечным Словом, что в нем его жизнь.    Первоначально эти слова были сказаны Моисеем о манне: Он питал тебя манною, которой не знал ты, и не знали отцы твои, дабы показать тебе, что не одним хлебом живет человек, но всяким (словом) исходящим из уст Господа, живет человек (Втор.8:3). Но сказанные тогда эти слова особенно приличествовали такой минуте, как была настоящая, и вот почему: в ниспослании манны и в питании ею людей заключалось знаменательное доказательство того, что для всемогущества Божия не одни обычные средства могут быть пределом действия и что как тогда Он создал «новую вещь» для подкрепления Своего народа, так Он и теперь мог напитать совершенно без всяких каких-либо наружных средств и помощи того, который возлагал свою надежду на Него. Бог Сам Питатель, а не хлеб или что иное.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

   Поэтому, когда Господь дунул, говоря: «Примите Духа Святого» (Иоан. XX:22), этим действием Он, конечно, дал понять, что Дух Святой есть Дух не только Отца, но и Сына. Ибо тот же Дух, Который от Отца и от Сына, вместе с Ними есть Святая Троица. Не телесное дуновение, которое исходит из телесных же уст, было субстанцией и природой Духа Святого; дуновение это было знаком, по которому мы, как я сказал, должны понять, что Дух Святой равно присущ Отцу и Сыну, ибо не у каждого из Них особый Дух, но один на обоих. Дух этот в Св. писаниях называется по-гречески πνεμα, как и в этом месте назвал Его Господь, обозначая Его дуновением уст Своих и давая Его ученикам. Ни в каких местах Писаний я не встречал, чтобы Он назывался иначе. Здесь же, где читаем: «И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание (spiritum) жизни, и стал человек душею живою» (Быт. II:7), в греческом (переводе) не говорится πνεμα, как обычно говорится о Духе Святом, но πνο, — название, прилагаемое к твари, а не Творцу. Поэтому некоторые и по-латыни предпочли перевести это слово не как «дух» (spiritus), а как «дыхание» (flatus). Слово это встречается в греческом тексте и в том месте Исайи, где Бог говорит: «Всякое дыхание, Мною сотворенное» (Ис. 57:16), обозначая этим, несомненно, всякую душу.    Итак то, что по-гречески читается πνο, наши иногда переводили словом «дыхание», иногда — словом «дух», а иногда и «вдохновение» или «дуновение» (inspiratio vel aspiratio). Πνεμα же всегда переводили словом «дух», — шла ли речь о духе человека, о котором говорит апостол: «Кто из человеков знает, что в человеке, кроме духа человеческого, живущего в нем?» (1Кор. II:11); или о духе скота, как написано в книге Соломона: «Кто знает: дух сынов человеческих восходит ли вверх, и дух животных сходит ли вниз, в землю?» (Еккл. III:21); или о том телесном духе, который называется ветром, ибо это название прилагается и к нему, когда говорится в псалме: «Огнь, град, снег, голоть, дух бурен» (Пс. 148:8); или даже о Духе-Творце, о Котором говорит Господь: «Примите Духа Святого» (Иоан. XX:22), обозначая Его дуновением Своих уст. Равно и в том месте, где Он говорит: «Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа» (Мф. XXVIII:19), яснейшим образом свидетельствуя о Троице. Так же и там, где сказано: «Бог есть дух» (Иоан. IV:24), и в других весьма многих местах Писаний. Во всех них мы находим у греков πνεμα, а не πνο, а у латинян spiritus (дух), а не flatus (дыхание). Поэтому, если бы в словах Писания: «Вдунул в лице его дыхание жизни», греческий текст имел бы не πνον, а πνεμα, то и в этом случае отнюдь не следовало бы, что мы должны были бы непременно понимать здесь Дух Творца.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

   Так как слова Богочеловека содержат всю Божию истину и всю Божию премудрость, то отношение к ним человека показывает, каков человек: мудр или безрассуден. И причем мудр ли или безрассуден в глазах Самого Господа Иисуса. Ведь Он Божественно безгрешно и премудро подразделил всех людей на две группы: на группу мудрых и на группу безрассудных. Мудрые — те, которые слушают Его слова и исполняют их, а безрассудные суть слушающие Его слова, но не исполняющие (см. Мф.7:24-27).    В каждом слове Спасителя имеется чудодейственная сила и могущество. Человек почувствует это, как только отверзет свою душу Господу Иисусу Христу. Его слово исцеляет как от телесных, так и от духовных недугов. «Скажи только слово, и выздоровеет слуга мой», — умоляет капернаумский сотник. Спаситель сказал — «и выздоровел слуга его в тот час» (Мф.8:8, 13). Как некогда, так и ныне Господь непрестанно произносит Свои чудотворящие слова, и они чудодействуют в человеческих душах, исцеляя их от душевных и телесных немощей. Ведь в чудоносном и чудотворном Евангелии отмечено и сие: «К Нему привели многих бесноватых, и Он изгнал духов словом и исцелил всех больных» (Мф.8:16). Словом Он и поныне, как и когда-то древле, творит чудеса, ибо «Иисус Христос вчера и сегодня и во веки Тот же» (Евр.13:8).    Так как в каждом евангельском слове изобильно присутствует Бог (букв. «есть много Бога». — «Примеч. пер.»), то Страшным Судом будет судить Он тех, которые не слушают слово Божие, так что тягостнее будет им в день Суда, чем Содому и Гоморре (см. Мф.10:14-15). От каждого в день Страшного Суда взыщет Он отчет в том, как поступил тот с Божиими словами: слушал ли их и исполнял или же отвергал их и им противился, радовался ли им или же их стыдился. Если же стыдился он их в роде сем прелюбодейном и грешном, то и Господь постыдится его, когда придет во славе Отца Своего со Своими Ангелами (см. Мк.8:38).    В притче о сеятеле и семени Сам Спаситель изъясняет характер и способ произрастания Божиих слов в человеческой душе. Под семенем Господь подразумевает слово Божие (см. Лк.8:11). Каждое Божие слово — это семя, имеющее в себе жизненные силы прорастать, всходить, колоситься и созревать. Только обходиться с ним надо как с семенем естественным, в котором присутствует сверхъестественная жизненная сила и истина. Спаситель отразил в притче и то, что, со своей стороны, должен сделать человек, дабы Божественное семя принесло плод. Показал Он, как надлежит поступить человеку с нивой своей души, чтобы на ней произросло семя Божией истины и Божией жизни. Надо убрать с нее терния и камни, то есть заботы мира сего и похоти сей жизни (см. Мф.13:22; Лк.8:14), очистить ее от всякой нечистоты, сделать душевный климат пригодным для произрастания Божия семени, одним словом — быть мудрым и искусным экономом собственной души. Говоря вкратце, в притче о сеятеле и семени Господь раскрыл всецелое отношение Божиих слов к человеку и дал понять, почему в одних людях это семя произрастает, а в других нет.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

   Трехдневное пребывание пророка Ионы во чреве кита и чудесное спасение его было прообразом трехдневной смерти и воскресения Христа Спасителя.    ПРИМЕЧАНИЕ: См. Библию, «Книга пророка Ионы» (Ион.1-4). Беседа о пребывании пророка Ионы во чреве китовом...    «Поверхностные и неверующие критики, — говорит ученый Артур Гук, — находят, будто существует много препятствий, чтобы допустить, что Иону, на самом деле, проглотил кит, и что пророк находился во чреве его три дня и три ночи, а потом был извержен на сушу.    Во-первых, ни один человек, верующий во Христа, не может сомневаться, насчет происшедшего с пророком Ионой, ибо Сам Христос положил печать на этот оспариваемый предмет, когда Он сказал: «ибо как Иона был во чреве кита три дня и три ночи, так и Сын Человеческий будет в сердце земли три дня и три ночи» (Мф.12:40). Здесь Христос ликвидирует — по крайней мере, поскольку это касалось Его учеников — идею, что книга пророка Ионы является аллегорией (иносказанием), как это нравится предполагать критикам. Ибо ведь если сказано только в аллегорическом смысле, что Иона находился во чреве кита, тогда следует заключение, что и пребывание Христа в сердце земли, в течение трех дней и трех ночей, тоже имеет значение только аллегории. Тут мы имеем снова пример того, как отрицание Ветхого Завета прокладывает путь к отрицанию Самого Христа и Его слов».    Отрицать историю с пророком Ионою равносильно отрицанию всего священного Писания, а это значит, — отказаться от веры. Неужели для человека все еще недостаточно тех многочисленных поражений, так называемых «научных возражений» против св. Библии? Сколько раз опровержения и насмешки «мудрецов века сего» над св. Библией обращались против них самих. Ведь простое ознакомление с текстом подлинника и некоторое научное знание уже дает нам во многом ответ.    Всем известно, что подлинник св. Библии написан на еврейском языке. Но на еврейском языке кит называется словом «таннин». В Библии же морское живое существо, поглотившее Иону, названо не словом «таннин», а словом «даг», а слово «даг» означает «большую рыбу» или «чудовище глубин».

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3880...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010