Многое есть в дом том; я знаю свои грехи; прежде, чем очищусь, отказываюсь от пришествия Твоего, как судьи. Я знаю, что Ты начальник всех иереев и архиерей Отца. «Я недостоин, чтобы Ты вошел под кров мой». Небо для Тебя престол, и земля подножие, – какой дом вместит невместимого? У меня нет небесного дома, чтобы Тебе войти в мой дом; у меня нет царского дворца, чтобы мне принять Царя небес. Как я приму под свою кровлю «устрояющего над водами горние чертоги Твои» ( »покрывающаго водами превыспренняя своя») ( Пс. 103:3 )? Как я приму в свою бедную гостиницу сожителем измерившего небо пядью? Какой дом вместит вмещающего вместе все небо и землю? «Я недостоин, чтобы Ты вошел под кров мой». Как благодетеля, я восхищаю (Твое) пришествие, но как судьи – боюсь (своего) дерзновения. Ты наблюдатель душ, исследователь внутренностей, испытатель сердца и судья грехов. «Я недостоин, чтобы Ты вошел под кров мой». Я боюсь самого себя; «но скажи слово, и выздоровеет слуга мой» ( «рцы слово, и исцелеет отрок мой») ( Лук.7:7 ). Ужели тебе не кажется, что говорящий: «скажи слово только», точно знает, что «Словом Господа сотворены небеса, и духом уст Его – все воинство их» ( «Словом Господним небеса утвердишася, и... вся сила их») ( Пс. 32:6 ), что все существующее Словом и содержится и управляется? Просветившись божественной мыслью, этот муж, когда увидел Иисуса во плоти, сразу узнает в Нем Сына Божия: «Скажи слово» только. Я знаю, что о Тебе предвозвестил мудрый Соломон: «Не трава и не пластырь врачевали» народ Твой, «но Твое, Господи, всеисцеляющее слово» ( «ниже бо зелие, ниже обязание исцели, но слово твое, Господи, изцеляющее вся») ( Прем. 16:12 ). «Скажи слово» только. Я знаю, чье Ты Слово, и каким могуществом владеешь, и что все совершил (Ты) словом. Отец не страдал при Твоем рождении; Ты не страдаешь, творя, не страдаешь, устрояя. «Скажи слово» только. Слово Твое – полезнейшее во всем; не воздух оно поражает, но обнаруживает желание Твое. «Скажи слово только. Дай знак в удостоверение слышащих».

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Мученики явились славными подражателями и участниками в страданиях и смерти Господа Иисуса Христа. Чем можем и мы выказывать свою любовь и уважение к святым мученикам? По заповеди Христа: «Всякого, кто исповедует Меня пред людьми, того исповедаю и Я пред Отцом Моим Небесным» ( Мф. 10, 32 ), все мученики и мученицы исповедывали Иисуса Христа. Иные это делали словом, другие словом и страданиями без потери жизни, а иные словом, страданиями и смертью . Поэтому и мы должны делать то же словом и частым пением тропаря и величания мученику и мученице. Тропарь мученику единому, глас 4: Мученик Твой, Господи, (имярек), во страдании своем венец прият нетленный от Тебе, Бога нашего: имеяй бо крепость Твою, мучителей низложи, сокруши и демонов немощныя дерзости. Того молитвами спаси души наша. Величание: Величаем тя, страстотерпче святый, (имярек), и чтим честная страдания твоя, яже за Христа претерпел еси. Тропарь мученице единой, глас 4: Агница Твоя, Иисусе, (имярек) зовет велиим гласом: Тебе, Женише мой, люблю, и Тебе ищущи, страдальчествую, и сраспинаюся и спогре-баюся Крещению Твоему, и стражду Тебе ради, яко да царствую в Тебе, и умираю за Тя, да и живу с Тобою; но яко жертву непорочную приими мя, с любовию пожершуюся Тебе. Тоя молитвами, яко Милостив, спаси души наша. Величание: Величаем тя, страстотерпица Христова (имярек), и чтим честное страдание твое, éже за Христа претерпела есú. Кто такие преподобные? Преподобными Церковь называет подвижников Нового Завета, которые для обуздания своих греховных наклонностей и для духовного усовершенствования в себе образа и подобия Божия добровольно посвящали себя строжайшему исполнению общей христианской заповеди: " Те, которые Христовы, распяли плоть свою со страстями и похотями» ( Гал. 5, 24 ), " да не царствует грех в смертном вашем теле, чтобы не повиноваться вам ему в похотях его; и не предавайте членов ваших греху в орудия неправды, но представьте себя Богу, как оживших из мертвых» ( Рим. 6, 12–13 ). Подвижники Нового Завета преуспевают в преподобии истины (истинной святости) и посему называются преподобными.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Nefed...

Мф.8:5-6. Вшедшу же Ему в Капернаум, приступи к Нему сотник моля Его и глаголя: Господи, отрок мой лежит в дому разслаблен, люте стражда».Когда же вошел Иисус в Капернаум, к Нему подошел сотник и просил Его: Господи! слуга мой лежит дома в расслаблении и жестоко страдает.    Лежит, т.е. брошен. Мф.8:7. И глагола ему Иисус: Аз пришед изцелю его. Иисус говорит ему: Я приду и исцелю его.    Почему Он, не будучи приглашен в дом, Сам говорит, что придет. Потому что заранее знал, что тот уже верует в Него, как Бога, и пожелал, чтобы великая его вера была открыта для последовавших. Обрати внимание на дальнейшее. Мф.8:8. И отвещав сотник, рече (Ему): Господи, несмь достоин, до под кров мой внидеши, но токмо рцы слово, и изцелеет отрок мой Сотник же, отвечая, сказал: Господи! я недостоин, чтобы Ты вошел под кров мой, но скажи только слово, и выздоровеет слуга мой;     «Несмь», говорит, «достоин», потому что Ты Бог; но, как всемогущий, скажи просто словом, что желаешь, и само слово станет делом. Видишь величие веры? Итак, Христос для того сказал: «Аз пришед исцелю его», чтобы сотник сказал: «несмь достоин» и т. д., и чтобы всем открылась великая его вера. Если бы Христос не сказал того, то и сотник не сказал бы, конечно, этого, и осталось бы совершенно скрытою от следовавших столь великая вера мужа. Обрати внимание и на следующие слова сотника, доказывающие, что Он может (исцелить) и простым словом. Мф.8:9. Ибо аз человек есмь под властию, имый под собою воины: и глаголю сему: иди, и идет: и другому: прииди, и приходит: и рабу моему: сотвори сие, и сотворит ибо я и подвластный человек, но, имея у себя в подчинении воинов говорю одному: пойди», и идет; и другому: «приди», и приходит; и слуг моему: «сделай то», и делает.    Собственным примером показывает, что и одним словом Он может (исцелить). Сказав: рцы слово, присоединил и я — человек, находящийся под властью военачальника и имеющий под собою воинов и рабов, и что я каждому скажу, делает это немедленно. Этими словами сотник показывал, что если он, будучи человеком подвластным другому вследствие ограниченности своей власти, имеет значение одним словом, то гораздо более — Христос, будучи Богом все содержащим в Своей власти и могуществе.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2849...

« Не было между ними никого нуждающегося ». Видишь, как велика сила этой добродетели (общения имений), если она была нужна и там. Действительно, она — виновница благ, и об ней–то упоминает он здесь в другой раз, внушая всем нестяжательность; говоря выше: « и никто ничего из имения своего не называл своим », здесь говорит: « не было между ними никого нуждающегося » (ст. 34). 3. А что это происходило не от знамений только, но и от их желания, показывают Сапфира и Анания. Не словом только, но и силою они засвидетельствовали о воскресении, как и Павел говорит: « и слово мое и проповедь моя не в убедительных словах человеческой мудрости, но в явлении духа и силы » (1 Кор. 2:4). И не просто: силою, но — « великою силою ». И хорошо сказал: « и великая благодать была на всех их », потому что благодать — в том, что никто не был беден, то есть, от великого усердия дающих никто не был в бедности. Не часть одну они давали, а другую оставляли у себя; и (отдавая) все, не (считали) за свое. Они изгнали из среды себя неравенство и жили в большом изобилии; притом делали это с великою честью. Так они не смели отдавать в руки (апостолов) и не с надменностью отдавали, но приносили к ногам их и предоставляли им быть распорядителями и делали их господами, так что издержки делались уже как из общего (имения), а не как из своего. Это предохраняло их и от тщеславия. Если бы так было и теперь, то мы жили бы с большею приятностью — и богатые, и бедные. Как бедным, так и богатым было бы приятно. И, если угодно, мы изобразим это, по крайней мере, словом, если не хотите (показать) делом, и от того уже получим удовольствие. Правда, это весьма ясно и из того, что было тогда, так как продающие не делались бедными, но и бедных делали богатыми. Но изобразим теперь это словом: пусть все продадут все, что имеют, и принесут на средину, — только словом говорю; никто не смущайся — ни богатый, ни бедный. Сколько, думаете, было бы собрано золота? Я полагаю, — с точностью сказать нельзя, — что если бы все мужчины и все женщины принесли сюда свои деньги, если бы отдали и поля, и имения, и жилища (не говорю о рабах — их тогда не было, быть может, отпускали их на волю), то, вероятно, собралось бы тысяча тысяч литров золота или лучше сказать даже два и три раза столько.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

Не останавливаясь ни на одном объяснении, мы со всею очевидностью должны признать, что только нечто чудесное, из ряда вон выходящие могло побудить языческую принцессу взять еврейского младенца в свою семью. Объяснение может быть и в словах: «и вот, дитя плачет» – здесь неожиданным является то, что плачущего младенца называет Писание словом «отрок» (ивр. наар). То есть что-то не по-младенчески взрослое увидела принцесса в отроке-младенце. Сказанное принцессой: «это из Еврейских детей» должно было указывать на некое заметное отличие еврейских детей от египетских, например, на обрезание. Но есть красивое ветхозаветное предание о том, что принцесса не могла найти кормилицу для младенца среди египтянок. Малютка отказывался питаться от языческих грудей, и, как следствие этого: Исх.2:7 . «И сказала сестра его (т. е. Мариам – О. С.) дочери фараоновой: не сходить ли мне и не позвать ли к тебе кормилицу из Евреянок, чтоб она вскормила тебе младенца?». Словами «не сходить ли мне и не позвать ли» сестра Моисея как бы реагирует на бесполезные действия, уже осуществленные принцессой Египта в ее попытках найти кормилицу для маленького. Исх.2:8 . «Дочь фараонова сказала ей: сходи. Девица пошла и призвала мать младенца». Слово, переведенное у нас как: «сходи», на иврите гейлихи, правильнее перевести как «отнеси», со смыслом: «возврати». Конечно, Мариам скрывала свое родство с Моисеем, но она была еврейка, младенец был еврей, и принцесса могла повелеть вернуть его на время к евреям, что бы обеспечить ему кормилицу. «Тогда подошла Мариам, не печальная и не радостная, чтобы приличной наружностью скрыть свое настоящее намерение» 20 . Здесь сестра Моисея называется словом налма, т. е. юница, или «девица». Это слово однокоренное со словом элем («юноша»). Этим самым Слово Божие показывает, с какою юношескою бодростью Мариам поспешила к матери с радостным известием. Так как все еврейские слова женского рода сопряжены со словами мужского рода и следуют за ними, неся прежде всего их смысловую нагрузку, то слово алма, связанное со словом элем, всегда означает девицу и никогда женщину, о чем следует помнить, изучая стих из пророка Исайи: «Итак Сам Господь даст вам знамение: се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил» ( Ис.7:14 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Однако если человек обратит взор свой на себя, он обнаружит, что он наг (Быт. III, 10), что он прах (Быт. III, 19) и не имеет в себе источника жизни. Несмотря на провозглашаемое им " всемогущество " над миром и историей, у него нет власти над своей собственной смертью. Самое определенное в жизни есть смерть, не определен лишь ее час, - гласит древнее изречение. Смерть - предел власти человека, и океан человеческих слов не преодолеет ее. Сказал Господь: " Доселе дойдешь и не перейдешь, и здесь предел надменным волнам твоим " (Иов. XXXVIII, 11). Но если человеку это невозможно, Богу же все возможно (Мф. XIX, 26). И Слово Божие стало плотью! Творящее Слово, в Котором была жизнь, стало словом человеческим для того, чтобы изъяснить (Здесь цитируется Евангелие от Иоанна I, 18 в нашем переводе с греческого: " Бога не видел никто никогда, Единородный Сын (в древних текстах - Бог), Сущий в лоне Отчем, Он изъяснил " .) Истину, Бога, непричастного смерти, чтобы процесс нового творения Словом Божием перенести в сердца людей, чтобы принятие Слова стало для человека причастием жизни вечной и чтобы общение со Словом преобразило человека и сделало возможным его пребывание с Богом лицом к лицу. Сама природа человека, сам способ его бытия, строй его души должны измениться по подобию жизни Иисуса Христа. " Ибо в вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе " (Флп. II, 5). На этом пути слова Господа воспринимаются не как раскрывающие новые миры, а как творящие нового человека. Слова Божии становятся орудием, преображающим человека, семенем новой жизни, пищей и питием, питающими ее. И человек, входя в таинство причастия Слова Божия, обретает власть стать (Здесь цитируется Евангелие от Иоанна I, 12 в переводе епископа Кассиана: " Всем же, кто принял Его, - дал им власть стать детьми Божиими " .) чадом Божиим. Все ключевые тексты Священного Писания (Шестоднев, Нагорная Проповедь, Пролог Евангелия от Иоанна, Беседа на Тайной Вечере) затрагивают важную и таинственную тему: действие в мире и человеке высказанного слова Божиего. Вначале словом Божиим мир пришел в бытие, затем в слове Божием был дан Закон для народа Израиля, и наконец, в словах Иисуса Христа Бог выразил Себя языком человеческим. В начале творения стихии мира, как слуги, беспрекословно послуш а лись господствующему слову Божию: " И сказал Бог: да произведет вода пресмыкающихся, душу живую; и птицы да полетят над землею, по тверди небесной… И сказал Бог: да произведет земля душу живую по роду ее, скотов, и гадов, и зверей земных по роду их. И стало так " (Быт. I, 20, 24). Но в конце времен человек призван понять Бога: " Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа " (Ин. XVII, 3). И исходя из знания Бога и любви к Нему, человек будет хранить и соблюдать Его слово: " Я уже не называю вас рабами, ибо раб не знает, что делает господин его; но Я назвал вас друзьями, потому что сказал вам все, что слышал от Отца Моего " (Ин. XV, 15).

http://pravoslavie.ru/put/apologetika/ps...

Погребальное слово, обращенное к стоящим у гроба, должно быть словом о смысле нашего земного пути. Оно призвано побуждать к размышлению над основополагающим вопросом человеческого бытия – вопросом о смысле жизни. Именно встреча со смертью часто побуждает человека к переосмыслению своего земного пути и радикальному изменению своей жизни. Проповедник, произносящий надгробную речь, вдохновляет слушателей к такой жизни во Христе, которая превозмогает смерть. Надгробная проповедь обязательно должна быть не только словом о смерти, но и словом о воскресении. Христианское погребение буквально пронизано идеей воскресения мертвых. Усопший (то есть уснувший до момента Страшного суда) восходит к Богу, для того, чтобы воскреснуть в последний день. Библейские чтения при погребении мирян ( 1Фес.4:12–17 ; Ин.5:25–30 ) говорят именно об этом – воскресении всех умерших в последний день. И изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло – в воскресение осуждения ( Ин.5:29 ), – это, пожалуй, главная весть, которую Церковь хочет сообщить тем, кто стоит у гроба. Здесь содержится прежде всего глубокая правда о том, что на самом деле смерти (как прекращения бытия человека) просто не существует. У Бога все живы. Кроме того, эти слова евангелиста Иоанна побуждают нас жить так, чтобы достичь воскресения жизни. Можно сказать, что в новозаветных чтениях во время погребения собраны воедино все главные мотивы, пронизывающие этот обряд: неизбежность смерти как разлучения души от тела; пребывание душ умерших в руках Божиих; вера в грядущее воскресение; стремление жить так, чтобы в вечности быть с Богом. В начале чтения из Послания к фессалоникийцам апостол Павел особо подчеркивает, что не хочет оставить христиан в неведении о судьбе умерших, дабы они не скорбели, как прочие, не имеющие надежды ( 1Фес.4:12 ). То есть слово апостола о загробной участи умерших – это слово надежды, в которой преодолевается скорбь. Точно так же и надгробное слово проповедника призвано быть словом христианской надежды.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/g...

Помимо перечисленных выражений и слов, заключенных в скобки;, новый перевод целый ряд чтений совсем исключает из текста, считая их; вместе с изданием Нестле позднейшими вставками. К числу таких отвергнутых чтений относятся: 8– «множество» (народ); 8– ученики Его»; 9:14 – «много»; 13– «Господи»; 14– «сильный»; 15:8 – «приближаются ко Мне» и «устами своими»; 18:26– «Государь»; 18– «к ногам его»; 19– «или детей, или земли»; 21– «который говорит»; 21– «Божий»; 21– «одного»; 22-»услышав же»; 22– «возьмите его»; 23– «соблюдать»; 23– «одежд своих»; 24:7 – «моры»; 25– «в который приидет Сын Человеческий»; 25– «Сказав сие, возгласил:: кто имеет уши слышать, да слышит»; 26– «и книжники»; 27– «если»; 27:64 – «ночью»; 28– «от двери гроба»; 28– «Господь»; 28– «когда же шли они возвестить ученикам Его». Наконец, наряду с пропусками в рассматриваемом переводе встречаются иногда вставки, а также замена одних слов и выражений другими в согласии с критическими изданиями. Так, в 6– слово «милостыня» ( ελεημοσνη) заменено словом «праведность» ( δικαιοσυνη); 6:12 – в молитве Господней в пятом прошении церковное чтение: «как и мы прощаем» ( φεμεν) заменено чтением «как и мы простили» ( φηχαμεν); 11– церковное чтение: «И оправдана премудрость чадами ее» ( πο των τκνων αυτς) заменено чтением критических изданий: «И оправданием премудрости были дела ее» ( πο των εργων αυτς); 12– церковное, чтение: «Но говорю вам, что здесь Тот, Кто больше храма» заменено чтением: «Но говорю вам: то, что здесь, больше храма»; 16– слово «запретил» ( διεςτελατο) заменено словом «повелел» ( επετμησεν); 17– церковное чтение «воскреснет» ( ναστ) заменено чтением критических изданий «восстанет» ( εγερθ); 19:4 – здесь также слово «воскреснет» заменено словом «восстанет»; 19– вместо общепринятого церковного чтения: «Что ты называешь меня благим? Никто не благ, как только один Бог . Если же хочешь войти в жизнь вечную, соблюди заповеди» в новом переводе в соответствии с критическими изданиями данное место передается так: «Что ты Меня спрашиваешь о благом? Есть один только Благой. Если хочешь войти в жизнь, соблюдай заповеди»; 24– в текст: «О дне же том и часе никто не знает, ни Ангелы небесные, а только Отец Мой один» вставлены слова «ни Сын»; 24– слово «час» заменено словом «день».

http://azbyka.ru/otechnik/Kassian_Bezobr...

«Помни день субботний (то есть праздничный), – еже святити его», – читаем мы в четвертой заповеди Закона Божия. Что это значит? А то значит, что мы должны праздничные дни освящать добрыми делами: быть в храме, провести день в молитве, в доброделании, в чтении Слова Божия или душеспасительных беседах. Как же мы, православные христиане, проводим наши церковные праздники? Что мы делаем в эти дни? Сознавая свою виновность, постараемся исправиться с этого же дня! Пятая заповедь говорит, чтобы мы чтили своих родителей. Вспомним, не допускали ли мы когда грубости и неуважения к родителям своим, и вообще к старшим. Не обманывали ли их? Не оскорбляли ли их словом своим или поступками жизни своей? Всегда ли мы молимся о здравии и спасении своих родителей, если они живы, и об упокоении их, если они умерли уже? Но и родители должны помнить о своих обязанностях в отношении детей своих. Строгое наказание Господне ожидает тех родителей, которые небрежно относились к своим родительским обязанностям – воспитанию детей. Шестая, седьмая и восьмая заповеди Закона Божия предостерегают нас от таких тяжких грехов, как убийство, прелюбодейство и воровство. «Ибо знайте, что никакой блудник, или нечистый, или любостяжатель, который есть идолослужитель, не имеет наследия в Царстве Христа и Бога», – говорит святой апостол Павел, и еще: Не обманывайтесь: ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни малакии, ни мужеложники, ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, хищники – Царства Божия не наследуют ( Еф. 5:5 ; 1Кор. 6:9–10 ). Нанести человеку оскорбление и обиду словом – все равно что убить. Ведь иной раз необдуманное или, что еще хуже, намеренно произнесенное жестокое слово может острее ножа вонзиться в сердце другого. А сколько неприятностей, огорчений и тяжелых переживаний мы причинили и себе и другим своим жестоким убийственным словом?! Сколько ненависти, вражды и злобы посеяно нами, нашим лукавым словом, нашим языком?! Заповеди Господни запрещают человеку все виды блуда и прелюбодейства и всякой нечистоты.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pol...

Посему по словам может быть познаваем человек, как дерево познается по плодам его. Благий человек, говорит Господь, от благаго сокровища износит благая: и лукавый человек от лукавого сокровища износит лукавая ( Мф.12:35 ). Если посему произносимые слова правдивы, честны, благочестивы, назидательны: они показывают хорошего человека в произносящем их, и он получит оправдание на суде. Если же слова лживы, нечестивы: они указывают на злое сердце человека, и таковой не может получить оправдания, а подвергнется осуждению. Чтобы понять, насколько мы можем погрешать в словах своих, обратите также, братие, внимание на то, что способность выражать словом свои мысли и чувства, способность говорить, есть отличительная способность человека, существа разумного, созданного по образу и по подобию Божию. Этою способностью он отличается от всех живых существ на земле, животных, птиц и др., и она, по справедливости, почитается даром Божьим. Посему каждый должен дорожить этим даром, употребляя его на благое. Словом человек должен славить Господа, подобно ангелам, которые на небеси непрестанно славословят Бога, и служить ближнему, заботясь о том, чтобы слово приносило действительную христианскую пользу. А между тем, братие, мы часто прогневляем Бога этим даром Божиим. Вместо слов благочестивых из наших уст нередко исходят слова нечестивые, или же прямо вредные для ближних наших. Словом, как говорят, можно убить человека, можно оскорбить его до глубины души, можно погубить душу его, – соблазнить ко греху. Премудрый сын Сирахов, сравнивая язык с ударом бича, говорит о нем так: «удар бича делает рубцы, а удар языка сокрушит кости. Многие пали от острия меча, но не столько, сколько падших от языка». К сим словам он присоединяет и наставление: «для слов твоих сделай весь и меру, и для уст твоих дверь и запор» ( Сир.28:20–21, 29 ). Подобно сему и св. апостол Иаков указывает на особенный вред, который может происходить от языка. «Кто не согрешает в слове», говорит он, «тот человек совершенный, могущий обуздать и все тело.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Sadkovs...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010