12) Сектант: Св. Писание достаточно для спасения всякого человека: «Я не стыжусь благовествования Христова, потому что оно есть сила Божия ко спасению всякому верующему, во-первых Иудею, потом и Еллину ( Рим. 1: 16 ). Объяснения православного: И эти слова ап. Павла не оправдывают, а обличают сектантов, ибо Сам Христос и Его св. Апостолы под словом «благовествование“ разумели прежде всего и главным образом устную проповедь , т. е. св. Предание, а не св. Писание: «Дух Господен на Мне, ибо Он помазал Меня благовествовать нищим... “ ( Лук. 4: 18 ). «И другим городам благовествовать Я должен Царствие Божие, ибо на то Я послан. И проповедовал в синагогах Галилейских“ (ст. 43–44. 9: 6 и др.). Никакого Писания ни нищим, ни городам Христос не писал. Ясно, что под словом «благовестие“ Христос разумел устную проповедь, а не писанное слово Божие. «Апостолы, читаем в Деяниях, всякий день в храме и по домам не переставали учить и благовествовать об Иисусе Христе“ (5: 42). «И вот благовестие, которое мы слышали (а не читали) от Него“ ( 1Иоан. 1: 5 ). «Были же некоторые из них Кипряне и Киринейцы, которые, пришедши в Антиохию, говорили Еллинам, благовествуя Господа Иисуса“ ( Деян. 11; 20 ). «Нищие, говорит Господь, благовествуют“ ( Мф. 11; 5 . Лук. 8: 1. 9: 6 и др.). И из этих мест Писания видно, что Христос и Апостолы под словом «благовестие“ разумеют прежде всего устную проповедь , т. е. св. Предание, а не св. Писание, ибо никакого писания ни от нищих, ни от Киринейцев или Кипрян Христова Церковь не знала и не знает. 13) Сектант: Для веры во Христа и спасения достаточно одного св. Писания: «Сие же написано, дабы вы уверовали, что Иисус есть Христос, Сын Божий, и, веруя, имели жизнь во имя Его“ ( Иоан. 20: 31 ). Объяснения православного: Как видно из предыдущего стиха: «Много сотворил Иисус пред учениками Своими и других чудес, о которых не написано в книге сей“ – здесь речь идет о чудесах Христовых, которые записаны евангелистом Иоанном и которых достаточно для того, чтобы уверовать во Христа, что Он – Сын Божий. Но для спасения не достаточно только веры в чудеса Христа, а нужны еще добрые дела, и спасительная благодать Божия, подающаяся в святых таинствах Церкви, т. е. нужно все то, что предложено нам и в письменном и в устном учении св. Апостолов.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

27 ст. чтобы представить ее Себе славной Церковью , не имеющей пятна, или порока, или чего-либо подобного, но дабы она была свята и непорочна. Христос так возлюбил Церковь , что предал Себя за нее на страдания, умер позорной смертью на кресте. Это для того, чтобы освятить ее своими крестными страданиями, сделать верующих святыми, угодниками Богу, очистив баней водной, посредством слова, т. е. очистив каждого верующего, а отсюда и всех верующих, всю Церковь , баней водной, т. е. чрез таинство крещения, при троекратном погружении тела в воду, в глаголе, т. е. с призыванием Бога Отца, и Сына, и Святого Духа. В русском переводе посредством слова можно понимать словом Божием, Евангельским учением. Тогда смысл этого стиха, сообразно русскому переводу, будет несколько иной, шире: да освятит ее, очистивши чрез крещение, словом Божиим. Освятить верующих словом Божиим, это значить просветить ум их светом разумения Святого Евангелия, души их исполнить любовью креста Господня, сердце наполнить чистотой божественного учения и очистить от всякой скверны, переродить их духовное существо и привить чрез таинство Церкви к доброй маслине Христовой. И все это сделал Господь, чтобы представить себе Церковь, т. е. верующих, дабы они явились пред ним славными, т. е. достойными всякой похвалы, награды, великой чести за свою нравственную чистоту, явились пред Господом не имеющими какого либо пятна или порока, или чего либо подобного, напротив были бы святы и непорочны. Если так поступил Христос по отношению к Церкви, то так же должны поступать и мужья по отношению к своим женам, т. е. всемерно заботиться о их нравственной чистоте и целомудрии, и оберегать их от всего, что может повредить им в этом смысле, накинуть на них какое-либо пятно. 28 ст. Так должны мужья любить своих жен, как свои тела: любящий свою жену любит самого себя. Наконец, говорит апостол, мужья должны любить своих жен как свои тела, ибо сочетавшиеся брачным союзом становятся два в плоть едину, и любя свою жену муж собственно любит в ней самого себя, ибо чрез брак муж и жена становятся едиными и по духу; у них одни мысли, одни чувства, одни желания.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/obshhed...

2Пет.3:5 .  Думающие так не знают, что вначале словом Божиим небеса и земля составлены из воды и водою: 2Пет.3:6 .  потому тогдашний мир погиб, быв потоплен водою. 2Пет.3:7 .  А нынешние небеса и земля, содержимые тем же Словом, сберегаются огню на день суда и погибели нечестивых человеков. Опровергая лжеучение лиц, отрицавших возможность для Творца по свободной воле изменить лицо земли и весь мир, Апостол доказывает, что для творческой воли Божией это вполне возможно. Издавна существовали небо и земля – «из воды» ( ξ δατος) «и водою» ( δ δατος): «из воды, как причины вещественной, и водою, как причиною совершительной; ибо вода содержит землю, связуя пыль оной и доставляя ей твердость, а если бы этого не было, то земля необходимо превратилась бы в пыль и воздух» (блаж. Феофил.). При этом творческою силою было всемогущее слово Божие (ст. 5, см. Быт.1:2 и сл.). И хотя ничто, по-видимому, не предвещало погибели мира, однако по велению того же слова Божия, мир был погублен водою потока (ст. 6, см. Быт 7:17 ) – «погиб принимай не о всем мире, но об одних только животных, которые представляют собою как бы весь мир, ибо созданный без них мир не был бы миром» (блаж. Феофил.). И как в мировой катастрофе потопа над миром был совершен суд воздействующим словом Божиим, так и в будущем имеет наступить мировая катастрофа – уничтожение мира огнем – по велению и действию того же слова Божия, ст. 7. «Таким образом, как во время потопа последовало разрушение через воду, так и теперь предлежит разрушиться всему через огонь. Две главные стихии вселенной, вода и огонь, от которых получают бытие еще две стихии, воздух от испаряющихся вод и земля от вод сгущающихся, испарение же ею и сгущение производится огнем… Итак, если две только стихии и первое истребление нечестивых было через воду, то совершенно необходимо, говорит, чтобы второе погубление нечестивых совершилось чрез огонь» (блаж. Феофил.). Учение об уничтожении мира огнем, ст. 7, ниже, ст. 10, подробнее раскрываемое, не встречаемое в других новозаветных писаниях, является оригинальным учением Ап.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

356. Ответ на 353., Ник Ликашин: грех настолько вошел в мир, что мир погиб. Нет-нет, Игорь, здесь Вы ошиблись в Гегеле: Извините, у него по поводу Евенгелия так: сейчас не дословно, - грех, который вошел в мир, это не есть Мир Да, Гегель говорит о хитрости. Но, как на Канта есть Гегель, то на Гегеля есть анти-Гегель. Иначе Гегеля не понять. Гегель понимается анти-Гегелем. А вот анти-Гегель корректируется Священным текстом и научными данными (идеалом и опытом). Говоря о грехе погубившем мир, я говорю о Потопе, в котором погиб первый мир. О чем говорит и Апостол Петр: " Прежде всего знайте, что в последние дни явятся наглые ругатели, поступающие по собственным своим похотям и говорящие: где обетование пришествия Его?Ибо с тех пор, как стали умирать отцы, от начала творения, все остается так же. Думающие так не знают, что вначале словом Божиим небеса и земля составлены из воды и водою: потому тогдашний мир погиб, быв потоплен водою. А нынешние небеса и земля, содержимые тем же Словом... " Поэтому и мы не должны говорить как те: " от начала творения все остается так же. " Это ложное утверждение. Потому, что творение и ныне не есть " так же " , хотя и содержится тем же Словом. То есть первый мир погиб в Потопе. Но Наука пока по этому вопросу - молчок. Пока. Есть куда развиваться Науке : целый мир оказывается упущен из внимания.... 355. Ответ на 352., Сергей Абачиев: Впрочем, что Вам это, если для Вас текст первых трех глав Библии всего лишь сказка для древних пастухов. Мой Вам совет: бросьте свои самодеятельные философствования месячишка на три и ПРОШТУДИРУЙТЕ классическую " Диалектику мифа " А. Ф. Лосева. Тогда более или менее будете понимать существенную разницу между сказкой и мифом. Между сказкой и мифом? А о единстве времени Вы так и будете ждать когда опытно откроют эту тайну? Да никогда опытно эту тайну не откроют: опыта не хватит. Эта тайна открывается посредством вложения опыта в умозрительную идею. Нет другого способа. А у эволюционистов идея такова, что является извращением истинной идеи, посредством опыта. Вы, эволюционисты, подчиняете идеальную, умозрительную идею опыту, а потом этой подчиненной идеей подчиняете чистую умозрительную идею,идеал - своей эволюционной идее. Вы, эволюционисты, губите истину ложной истиной. Настало время торжества истинной истины. И Наука идет по этому пути.

http://ruskline.ru/analitika/2018/09/201...

3) «и Он [Отец] все покорил под ноги Его [Сына], и поставил Его выше всего, главою Церкви, которая есть Тело Его, полнота Наполняющего все во всем» ( Еф. 1:22–23 ). В ранние времена не было того фундаментального разделения между Библией и Церковью, какое мы столь часто наблюдаем сегодня. Тело не может изъяснить Себя без Слова, но и Слова без Тела не имеет основания. Как пишет Павел, Тело есть «Церковь Бога живаго, столп и утверждение истины» ( 1 Тим. 3:15 ). Церковь Тело Живое воплощенного Господа. Апостол не говорит, что Новый Завет столп и утверждение истины. Церковь столп и основание истины, поскольку Новый Завет был создан ее жизнью в Боге. Кратко говоря, она его написала! Она неотъемлемая часть евангельской вести, и именно в церковной ограде Новый Завет был написан и сохранен. Слово Божие в устной традиции Апостол Павел призывает нас «Итак, братия, стойте и держите предания, которым вы научены или словом или посланием нашим» ( 2 Фес. 2:15 ). Этот стих я не выделял маркером, так как в нем употреблены два выражения, которые мне не нравились: «держите предания» и «[устным] словом». Такие фразы противоречили моему пониманию авторитета Библии. Но затем я стал соображать: Тот же Бог, обратившийся к нам со Своим письменным Словом, говорил также и через апостолов Христовых, когда они лично учили и проповедовали. Само Писание учит в этом стихе (и в других), что нам надлежит хранить эту устную традицию! Письменная и устная традиции не враждуют друг с другом, но суть части одного целого. Это объясняет нам, почему отцы учат о том, что тот, кто не знает Церковь как мать, не имеет Бога как Отца. Осознав это, я сделал вывод, что слишком перестарался в отрицании устного Священного Предания. В своем недружелюбии к иудейской устной традиции, отвергающей Христа, я отринул христианское устное Священное Предание, которое отображает жизнь Святого Духа в Церкви. И я отказывался от идеи о том, что это Предание позволяет нам полным и должным образом понимать Библию. В качестве иллюстрации к этому моменту позволю себе привести недавний свой опыт. Я решил соорудить сарай за своим домом. Для подготовки я изучил книгу о плотницком деле, в которой было «все» о нем. Множество рисунков и диаграмм, достаточных, чтобы «ее инструкции мог следовать и ребенок». Меня уверяли, что она все сама объяснит.

http://azbyka.ru/way/dzhejms-bernstajn-i...

3) Тот есть пастырь добрый, который учит, и чему учит, то делом на себе показывает. Поэтому пастырям не только должно учить, но и образ добрых дел на себе показывать. Им Пастыреначальник Христос говорит: «Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» ( Мф.5:16 ). И апостол святой: «Будь образцом для верных в слове, в житии, в любви, в духе, в вере, в чистоте» ( 1Тим. 4:12 ). И в другом месте: «Во всем показывай в себе образец добрых дел» ( Тит.2:7 ). Пастырю нужно иметь перед Богом чистую и незазрительную совесть и перед людьми добрых дел пример, дабы совесть его самого в том не обличала, что в людях обличает, и в том его оправдала, чему других научает. Тогда пастырь свободно будет учить, когда учению его совесть его согласует. Следовательно, пастыри учащие, но не творящие, мало что успеют, поскольку, чему учат словом, то житием своим разоряют, истину, которую словом проповедуют, примером своим в сомнение и подозрение приводят. Таковые пастыри услышат слово: «Врач! исцели Самого Себя» ( Лк.4:23 ). «Как же ты, уча другого, не учишь себя самого? Проповедуя не красть, крадешь? говоря: «не прелюбодействуй», прелюбодействуешь? гнушаясь идолов, святотатствуешь? Хвалишься законом, а преступлением закона бесчестишь Бога?» ( Рим.2:21–23 ) К таким пастырям говорит Бог: «Зачем ты проповедуешь уставы Мои и держишь завет Мой во устах своих? Ведь ты возненавидел наставление и поверг слова Мои назад. Если ты видел вора, то спешил вместе с ним, и с прелюбодеем имел участие. Уста твои умножали злословие, и язык твой сплетал коварства. Сидя (в собрании) на брата твоего ты клеветал, и для сына матери твоей полагал соблазн» ( Пс.49:16–20 ). Прилично таковые пастыри уподобляются столпам, на дороге поставленным, которые путь указывают во град, но сами с места не двигаются, уподобляются колоколам, которые людей в церковь созывают, но сами не входят. Напротив того, пастырь добрый подобен вождю, который и путь указывает людям, и сам впереди идет, как о Начальнике пастырей, Спасителе нашем, написал святой Лука: «Иисус делал и учил от начала» ( Деян.1:1 ). Двояко учит тот, кто учит и живет благочестиво: словом и житием своим учит, ибо учение свое подтверждает делом и житием своим.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Zadonski...

3Езд.9:20 И рассмотрел Я век, и вот, оказалась опасность от замыслов, которые появились в нем. 20 . Быm VI:12 . 3Езд.9:21 Я увидел и пощадил его, и сохранил для Себя одну ягоду из виноградной кисти и одно насаждение из множества. 21 . В восточных переводах идет речь об избрании Богом одного насаждения из большого леса. Латинский переводчик смешал слово " λη (лес) со словом φυλ (колено), видя здесь намек на бесконечное множество пород растений, из которых Богом избрана всего одна. 3Езд.9:22 Пусть погибнет множество, которое напрасно родилось, и сохранится ягода Моя и насаждение Мое, которое Я вырастил с большим трудом. 3Езд.9:23 А ты, когда по прошествии семи дней иных, не постясь однако в них, 3Езд.9:24 выйдешь на цветущее поле, где нет построенного дома, и станешь питаться только от полевых цветов и не вкушать мяса, ни пить вина, а только цветы, 3Езд.9:25 молись ко Всевышнему непрестанно, и Я приду и буду говорить с тобою. 23–25. Ввиду того, что дальнейшие видения носят светлый характер, изображая исключительно блага будущего века, автор по повелению Ангела прекращает пост. Он питается теперь овощами, растущими в поле, где он получает четвертое откровение, воздерживается от мяса и от вина. Употребление в пищу цветов в качестве религиозного института имело место как в языческом мире, в школах Пифагора и Платона, так и в иудейских сектах, у ессеев, терапевтов и эвионитов, словом, в тех системах, где утверждалась метафизическая противоположность между темною землею и светлым небом. По их убеждению цветы менее других произведений природы причастны к материи и ближе всего подходят к небесной субстанции. Вкушая их, человек приготовляет свое тело к общению с неземным миром. В четвертом видении, действительно, Ездра созерцает небесный Иерусалим. 3Езд.9:26 И пошел я, как Он сказал мне, на поле, которое называется Ардаф, и сел там в цветах и вкушал от полевых трав, и была мне пища от них в насыщение. 26 . Четвертое видение происходит в поле Ардаф (Ardat). Лике (174) на основании эфиопского текста, где употреблено название Арфад, сближает его с еврейским словом arabah (степь пустыня). Под пустыней, куда удаляется пророк, разумеется по мнению Лике пустыня Иудина, направо от которой он и видит Иерусалим. Отсюда ему открывается вид на Средиземное море, над которым парит орел в пятом видении. Но в тексте книги ясно сказано, что пророк молится не среди безжизненной пустыни, а в поле, усеянном цветами и заросшем травой.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

(444) Так же он сделал и в странноприимнице женщин, которой [прежде] вовсе не было, но по его повелению она вскоре устроилась из камней четыех капищ, которые властно были разрушены в городе по его слову. Так он поставил над ней ... диакониссу с женщинами, сестрами завета, чтобы они целомудренно и усердно исполняли служение их [странниц] успокоения. Опять же, по любви Божией, которою он милостиво в отношении к своим соплеменникам горел и пламенел, он особенно великую заботливость показал о бедных, искушенных (бедствиями), которые жили вне города отдельно как ненавистные и презренные. Ибо он назначал для них истинных служителей, которые, живя в их стороне с терпеливыми братьями, были поставлены для прислуживания им. Все же необходимое для потребности их исходило от церкви постоянно, тогда как и сам он опять всегда успокаивал их души делом и словом: делом – ибо его дарование врачевало страдание от их болезней; и словом Божиим он укреплял их помысел, чтобы он не был угнетен болезнью. И сколько раз как бы для ободрения их он приветствовал святым лобзанием в гнойные уста тех людей, которых тела загнивали, и, чтобы они не отчаялись в учении Божием, (обращенном) к ним, он ободрял их, и, чтобы за самые скорби (445) свои они более благодарили Господа, он увещевал их, говоря: «Помните, братья, что написано: Лазарь за то, что терпел злое (бедствия), сподобился лежать на лоне Авраама в стране Царствия». Когда же во всем этом и во многом, о чем мы предварительно сказали, и прочем, о чем мы не в состоянии повторить, прославлялось истинное священство этого славного своим именем (мужа), когда злые и дерзкие трепетали пред его праведностью и слабые и немощные от дара его получали уход, когда он ухо свое благостно приклонял к угнетенным и в ревности своей был допросчиком обиженных, когда он усердно содействовал словом и делом угодным ему, когда он во всякое время давал руку смиренным для возвышения их, когда он в своем лице воплотил дела закона и надел на себя заповедь Господа своего, как одежду, когда на нем видны были виды милостей его Бога и он щедро проливал их в пределы своей области, когда все поколения Ургэя хвалились и гордились им, и он хвалился и утверждался в Господе своем, когда он ясно видел заповеди Бога и на собственную праведность совсем не надеялся, – после всего этого случилось, [что] по обычаю своему, заболел он телом своим в новолуние месяца таммуз (июль), по исполнении трех месяцев сверх двадцати четырех лет его жизни в епископстве.

http://azbyka.ru/otechnik/Pimen_Beloliko...

(444) Так же он сделал и в странноприимнице женщин, которой (прежде) вовсе не было, но по его повелению она вскоре устроилась из камней четырех капищ, которые властно были разрушены в городе по его слову. Так он поставил над ней… диакониссу с женщинами, сестрами завета, чтобы они целомудренно и усердно исполняло служение их [странниц] успокоения. Опять же, по любви Божией, которою он милостиво в отношении к своим соплеменникам горел и пламенел, он особенно великую заботливость показал о бедных, искушенных (бедствиями), которые жили вне города отдельно как ненавистные и презренные. Ибо он назначал для них истинных служителей, которые, живя в их стороне с терпеливыми братьями, были поставлены для прислуживания им. Все же необходимое для потребности их исходило от церкви постоянно, тогда как и сам он опять всегда успокаивал их души делом и словом: делом – ибо его дарование врачевало страдание от их болезней; и словом Божиим он укреплял их помысел, чтобы он не был угнетен болезнью. И сколько раз как бы для ободрения их он приветствовал святым лобзанием в гнойные уста тех людей, которых тела загнивали, и, чтобы они не отчаялись в учении Божием, (обращенном) к ним, он ободрял их, и, чтобы за самые скорби (445) свои они более благодарили Господа, он увещевал их, говоря: «Помните, братья, что написано: Лазарь за то, что терпел злое (бедствия), сподобился лежать на лоне Авраама в стране Царствия». Когда же во всем этом и во многом, о чем мы предварительно сказали, и прочем, о чем мы не в состоянии повторить, прославлялось истинное священство этого, славного своим именем (мужа), когда злые и дерзкие трепетали пред его праведностью и слабые и немощные от дара его получали уход, когда он ухо свое благостно приклонял к угнетенным и в ревности своей был допросчиком обиженных, когда он усердно содействовал словом и делом угодным ему, когда он во всякое время давал руку смиренным для возвышения их, когда он в своем лице воплотил дело закона и надел на себя заповедь Господа своего, как одежду, когда на нем видны были виды милостей его Бога и он щедро проливал их в пределы своей области, когда все поколения Ургэя хвалились и гордились им и он хвалился и утверждался в Господе своем, когда он ясно видел заповеди Бога и на собственную праведность совсем не надеялся, – после всего этого случилось, [что,] по обычаю своему, заболел он телом своим в новолуние месяца таммуз (июль), по исполнении трех месяцев сверх двадцати четырех лет его жизни в епископстве.

http://azbyka.ru/otechnik/Pimen_Beloliko...

49. Ин. 4:49 . Царедворец говорит Ему: Господи! приди, пока не умер сын мой. 50. Ин. 4:50 . Иисус говорит ему: пойди, сын твой здоров. Он поверил слову, которое сказал ему Иисус, и пошёл. Господи, приди и пр.: царедворец на сей упрёк, имеющий целью и возбуждение веры, отвечает настойчивостью просьбы, показывающей усиление его веры. Эта настойчивость показывает также глубокую и нежную любовь отца к сыну (что выражает и словом παιδον μυ – дитятко моё); он так беспокоится о болезни сына, что просит Христа не терять ни минуты, чтобы не потерять сына. Такое усиление веры царедворца награждается словом Господа: иди, сын твой здоров, причём вместе со словом последовало и дело чудотворное, ибо в то же время горячка оставила сына царедворца и он выздоровел совершенно (52–53). Он поверил слову: испытание веры царедворца Господом (ст. 48) ещё более укрепило её, так что он теперь поверил слову Господа и с этой верой пошёл, чтобы возвратиться домой. 51. Ин. 4:51 . На дороге встретили его слуги его и сказали: сын твой здоров. 52. Ин. 4:52 . Он спросил у них: в котором часу стало ему легче? Ему сказали: вчера в седьмом часу горячка оставила его. 53. Ин. 4:53 . Из этого отец узнал, что это был тот час, в который Иисус сказал ему: сын твой здоров, и уверовал сам и весь дом его. Деян. 16:15, 31 . На дороге встретили Его и пр.: внезапное и полное исцеление молодого господина так поразило слуг его, что они почли за нужное немедленно обрадовать своего старого господина и отправились к нему в Кану с приятной вестью, не дожидаясь его возвращения. Они не знали, от чего произошло выздоровление, но верующий отец знал и потому спросил о времени, когда стало сыну легче. – Вчера в седьмом часу: по нашему счёту – в первом часу пополудни. Вероятно, встреча эта последовала рано утром, может быть, не очень далеко уже от Капернаума, так что слуги могли сказать – вчера; может быть, они отправились из дому не тотчас по выздоровлении молодого господина, а спустя несколько часов, уверившись в продолжение их, что он совсем выздоровел. – Уверовал сам: вполне уже уверовал в Иисуса как Мессию. – И весь дом его: в числе жён, следовавших за Господом в Галилее, была Иоанна – жена домоправителя Иродова Хузы ( Лк. 8:3 ); не этот ли Хуза и есть упоминаемый здесь царедворец, и не в благодарность ли Господу за исцеление любимого сына жена его сделалась постоянною спутницею Господа, служа Ему чем могла?

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010