Воскресение Христово 1992 года Святейший Патриарх назвал «первой Пасхой в свободной от тоталитарного режима России». Улицы и площади столицы и других российских городов были украшены плакатами с пасхальными поздравлениями. На Пасху в Кремле впервые после 75 лет молчания звонили в колокола Ивана Великого. Во второй день Пасхи Господней Предстоятель Русской Православной Церкви совершил Божественную литургию в Успенском соборе, вновь ставшем Патриаршим. 11 июня Архиерейский Собор под председательством Святейшего Патриарха, в тяжких церковных преступлениях, Собор постановил извергнуть из сана митрополита Киевского Филарета (Денисенко) и епископа Почаевского Иакова (Панчука) 15 ноября 1992 года состоялось подписание соглашения между Московской Патриархией и Министерством культуры Российской Федерации о совместном использовании храмов Московского Кремля и собора Василия Блаженного. Этим соглашением предусматривалось совершение богослужений в этих храмах, Крестных ходов в Кремле и на Красной площади. 600-летие со дня кончины преподобного Сергия Радонежского. Политический кризис в России. Узнав о событиях в Москве, Святейший Патриарх, находившийся тогда на праздновании 200-летия Православия в Америке, срочно прервал визит и вернулся на родину. В Даниловом монастыре при посредничестве Священноначалия Русской Православной Церкви состоялись переговоры представителей противоборствующих сторон, однако, соглашения не было достигнуто. 29 ноября –2 декабря в Свято-Даниловом монастыре прошел Архиерейский Собор. К лику святых причислены святитель Филарет Московский (Дроздов) и канонизованы священномученики протоиерей Иоанн Кочуров и протопресвитер Александр Хотовицкий. Архиерейский Собор восстановил миссионерскую структуру Церкви, принял решение о необходимости приступить к всестороннему развитию духовного просвещения народа Божия, важной частью которого является восстановление приходской жизни во всей ее полноте. Созданы Синодальный отдел по взаимодействию с Вооруженными Силами и правоохранительными учреждениями и Миссионерский отдел.

http://pravmir.ru/sluzhenie-patriarxa-al...

Доктор Хаус Данилова А. А. Доктор Хаус — тоска по правде?. Православие и мир (2 июня 2009). Проверено 1 апреля 2010. Архивировано из первоисточника 17 апреля 2012. Данилова А. А. Антихаус: реальный герой. Православие и мир (30 ноября 2009). Проверено 1 апреля 2010. Архивировано из первоисточника 17 апреля 2012. Архиерейский собор 2008 Данилова А. А. Архиерейский Собор Русской Православной Церкви в зеркале российской прессы. Православие и мир (3 июля 2008). Проверено 1 апреля 2010. Архивировано из первоисточника 17 апреля 2012. Данилова А. А. Архиерейский Собор Русской Православной Церкви глазами западных СМИ. Православие и мир (3 июля 2008). Проверено 1 апреля 2010. Архивировано из первоисточника 17 апреля 2012. Данилова А. А. Светские СМИ об Архиерейском Соборе: Соборные новости и околособорные пересуды. Православие и мир (25 июня 2008). Проверено 1 апреля 2010. Архивировано из первоисточника 17 апреля 2012. Данилова А. А. Грязное искусство лжи, или об одной медийной дезинформации. Православие и мир (27 июня 2008). Проверено 1 апреля 2010. Архивировано из первоисточника 17 апреля 2012. Научные и научно-популярные Вечно-женственное или вечно-бабье? (Н. Бердяев и В. Розанов).//Философия с женским лицом: Филологи на рандеву с философией — М.: МАКС Пресс, 2002. — с. 43-49. 0,3 п.л Интерпретация текста и языковое манипулирование в текстах современных западных средств массовой информации.//Вопросы интерпретации текста. Лингвистика и история литературы. — М.: МАКС Пресс, 2004. — с. 66-78. 0,6 п.л. Интерпретация языкового манипулирования в контексте проблем адекватного перевода//Теория и практика перевода, М.: Тезаурус, 2005. — С. 22-28. 0,5 п.л. Переопубликовано в журнале Теория и практика перевода, М., 2008. Планирование семьи из-за океана.//Знание — власть! 34 (201), М.: Фонд «Знание — народу», 2004. — с. 7. 0,1 п.л. Прагматическое использование образного языка как способ воздействия на общественное сознание в средствах массовой информации//Сборник тезисов Международной научной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов — 2004», М.: МГУ им. М. В. Ломоносова, 2004. — С. 240—241. 0,1 п.л.

http://radonezh.ru/authors/Danilova

Церковь прославила великую княгиню и инокиню Варвару в лике святых. Вспоминая подвиг бескорыстного служения преподобномученицы Елисаветы, ее верность Христу, мы обращаемся к ней в молитвах как к одной из небесных покровительниц нашего стольного града, служения милосердия и благотворительности. Сегодня мы можем совершать такое служение свободно и открыто, но многие из нас хорошо помнят те времена, когда Церковь в нашей стране была притесняема. Несмотря на препоны, угрозы наказаний со стороны властей, все же находились люди, имевшие мужество чтить память святых Царственных страстотерпцев. Я помню, как пятнадцатилетним мальчиком в те времена, когда еще было невозможно себе представить, что Царственные страстотерпцы будут всенародно почитаемы и прославляемы, я присутствовал на молебне Царской семье. Его совершал на частной квартире один из московских священников по книгам, изданным Русской Православной Церковью Заграницей. Тогда Зарубежная Церковь была далека от нас, поскольку существовало печальное разделение. Сегодня она пребывает в единстве с полнотой Русской Православной Церкви, и мы сообща почитаем святых Царственных страстотерпцев наших молитвенников и заступников у Престола Божия. Не только восстановление канонического общения между Церковью в Отечестве и Зарубежной Церковью стало знамением начала новой эпохи в нашей стране. На Юбилейном Архиерейском Соборе в 2000 году был прославлен Собор новомучеников и исповедников земли Русской. На месте дома Ипатьева в Екатеринбурге, в подвале которого была расстреляна Царская семья, возведен благолепный храм. На последнем по времени Архиерейском Соборе нашей Церкви в лике святых прославлен врач Евгений Боткин, принявший насильственную смерть от рук палачей вместе с императором Николаем Александровичем и его семьей. В честь Царственных страстотерпцев освящаются престолы новопостроенных храмов. Все это свидетельствует о восстановлении исторической памяти нашего народа, его духовном преображении. В то же время, к сожалению, в России до сих пор сохраняется память об идейных вдохновителях убийств, палачах, чьими именами названы улицы и проспекты, населенные пункты и города, и даже целые области. Немало таких названий и в Москве. Сегодня большой общественный резонанс вызывают дискуссии, связанные с именем Войкова, в честь которого назван район и станция метро. Надеюсь, что, несмотря на экономические аргументы, московские власти прислушаются к мнению верующих и уберут из московской топонимики имя одного из цареубийц.

http://pravoslavie.ru/93574.html

Митрополит Киевский и всея Украины Владимир В своих действиях, внося вышеизложенные изменения и дополнения в Устав «Об управлении Украинской Православной Церкви», Архиерейский Собор руководствовался пунктом 2 раздела XIV действовавшего ранее Устава и гласившего: «Право внесений исправлений к этому Уставу имеет Собор епископов с последующим утверждением Собором Украинской Православной Церкви». Основным деянием Харьковского Собора было выражение недоверия митрополиту Филарету, смещение его с Киевской кафедры, с поста предстоятеля Украинской Православной Церкви и зачисление его за штат в связи с неисполнением клятвенного обещания уйти с поста предстоятеля Украинской Церкви, данного на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви 31 марта – 5 апреля 1992 г . Данное деяние совершилось в отсутствие митрополита Филарета, отказавшегося прибыть на Архиерейский Собор Украинской Церкви и проигнорировавшего неоднократно посылаемые ему вызовы. За учинение раскольнических действий Собор в качестве предсудебной меры запретил митрополиту Филарету священнослужение впредь до окончательного решения по этому вопросу Архиерейского Собора кириархальной Церкви. После этого  на основании пунктов  12 и 13 раздела V Устава «Об управлении Украинской Православной Церкви» состоялось избрание нового состава  Синода: тайным голосованием не менее чем из 3 выдвинутых Архиерейским Собором Украинской Православной Церкви кандидатов». Этим обеспечивалась свобода и демократичность выбора. Каждый член Собора подавал записки с именами трех кандидатов. В первом  туре за митрополита Харьковского Никодима было подано 7 голосов, за митрополита Ростовского Владимира (Сабодана) – 13, за архиепископов Полтавского Феодосия (Дикуна), Житомирского Иова (Тывонюка), Ровенского Иринея (Середнего) – по 4 голоса, за архиепископа Черниговского Антония (Вакарика) – 3 голоса, за митрополита Винницкого Агафангела (Саввина) и архиепископа Одесского Лазаря (Швеца) – по 2 голоса. Перед вторым туром митрополит Харьковский Никодим взял самоотвод. Во втором туре митрополит Владимир получил 16 голосов и был избран митрополитом Киевским и главой Украинской Православной Церкви.

http://pravoslavie.ru/5464.html

Под всеми этими решениями Архиерейского Собора 2000 года стояли подписи всего епископата Украинской Православной Церкви. Именно в таком историческом и правовом контексте Украинская Православная Церковь подошла к вопросу принятия новой редакции Устава об управлении на Соборе епископов УПЦ 21 декабря 2007 года.   О выборах Предстоятеля Украинской Православной Церкви Сравним две версии одного пункта Устава об управлении УПЦ. Старая версия. Предстоятель Украинской Православной Церкви избирается пожизненно украинским епископатом из числа украинских архиереев и благословляется Святейшим Патриархом Московским и всея Руси.  Новая версия. Предстоятель Церкви Церкви Московським Когда в ходе Харьковского Собора епископов УПЦ 1992 года встал вопрос о необходимости выбора нового Предстоятеля Украинской Православной Церкви, было принято решение внести в Устав изменения, которые позволяли выбирать Предстоятеля не только из числа епископов Украинской Православной Церкви. Именно благодаря этому решению на Харьковском Соборе Предстоятелем УПЦ был избран митрополит Ростовский и Новочеркасский Владимир (Сабодан) — тогда архиерей Русской Православной Церкви. Между тем дословное толкование новой редакции данного пункта делает возможным избрание Предстоятелем не только епископа, но даже простого клирика или вообще мирянина. Более того, отсутствие в тексте указания на юрисдикционную принадлежность кандидата в Предстоятели формально позволяет избрать на киевскую кафедру епископа, являющегося членом юрисдикции, не состоящей в общении с Русской Православной Церковью. Естественно, такое развитие событий представляется крайне маловероятным, но формальный повод уже имеется.   Вопрос о канонических территориях В старом Уставе об управлении есть следующий пункт, касающийся «канонической территории» УПЦ: «Украинская Православная Церковь объединяет епархии с их благочиниями, приходами и монастырями, находящимися на территории Украинской ССР, и канонически составляет самостоятельную и независимую часть Московского Патриархата» (ст. 1, п. 4).

http://e-vestnik.ru/analytics/ukrainskiy...

Русская революция и обретение Эстонией государственной независимости вызвали серьезные изменения в положении Церкви (до этого времени приходы Эстонии входили в состав Рижской епархии). Приходы, находящиеся на территории Эстонии, вошли в Ревельскую епархию, а в 1920 г. определением Патриарха Тихона Эстонской Православной Церкви была дарована автономия. К сожалению, следствием сложности общения с Московской Патриархией из-за установившейся в России безбожной власти стало отпадение Эстонской Православной Церкви от Церкви-Матери. Под давлением государственных властей глава Эстонской Православной Церкви митрополит Александр, надеясь получить автокефалию, переходит в 1923 г. под омофор Вселенского Патриарха. Его чаяниям не суждено было сбыться – вместо автокефалии была всего лишь подтверждена автономия, дарованная Патриархом Тихоном, но уже в составе Константинопольского Патриархата. Несмотря на решение Константинополя, в 1935 г. был принят новый Устав Эстонской Апостольской Православной Церкви, фактически незаконно зафиксировавший ее автокефальный статус и, вопреки рекомендациям Вселенского Патриарха, разделивший ЭАПЦ по национальному признаку на две епархии – Таллиннскую (эстонскую) и Нарвскую (русскую). Ситуация выправилась в начале 1940-х гг. По решению Синода ЭАПЦ ее глава митрополит Александр принес покаяние перед Священным Синодом Русской Православной Церкви и Патриаршим местоблюстителем Блаженнейшим митрополитом Сергием (Страгородским) , и каноническая связь с Русской Православной Церковью была восстановлена. Был учрежден Прибалтийский экзархат, состоявший из четырех епархий: Виленской – (литовской), Рижской – (латвийской), Таллиннской (эстонской) и Нарвской (русской). Тем не менее в годы немецкой оккупации митрополит Александр вновь не только отступил от канонического единства с Московской Патриархией, но и с Константинопольским Патриархатом (по распоряжению немецкого командования) не имел никаких контактов. Это привело к существованию на территории Эстонии двух православных церковных структур: Нарвской епархии – во главе с епископом Павлом (Дмитриевским), сохранившим верность Матери Церкви (РПЦ), и приходов митрополита Александра, зарегистрированных оккупационными немецкими властями, которые фактически самоуправлялись, не подчиняясь ни Московскому, ни Константинопольскому Патриарху.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Вместе с тем, Архиерейский Собор выразил «убежденность в том, что необходимым условием проведения Всеправославного Собора является свободное участие в нем делегаций всех общепризнанных автокефальных Православных Церквей», отметив, что «в связи с этим особую важность приобретает разрешение до Собора проблемы, возникшей во взаимоотношениях Антиохийского и Иерусалимского Патриархатов» (Постановления, п. 6) . В надежде на достижение общеправославного согласия, без которого невозможен созыв Святого и Великого Собора, Русская Православная Церковь незамедлительно назначила своих представителей в органы по дальнейшей его подготовке и в рамках всех имевшихся возможностей посредством личных контактов и переписки принимала активное участие в предсоборном процессе. Одновременно велась работа по изучению поступавших от епископата, духовенства и мирян критических замечаний к проектам соборных документов, опубликованным после Собрания Предстоятелей в Шамбези по инициативе Русской Православной Церкви. Подобные замечания, нередко сопряженные и с критикой процесса подготовки Собора, высказывались также во многих других Поместных Православных Церквах. Отделяя конструктивные замечания от необоснованной критики предстоящего Собора и его документов, Отдел внешних церковных связей выступал с разъяснениями и комментариями, отвечая на возникающие в пастве смущения. Священный Синод Русской Православной Церкви 3 июня 2016 года внимательно рассмотрел поступившие предложения архиереев, клириков, монашествующих и мирян и утвердил поправки Русской Православной Церкви к проектам документов Всеправославного Собора «Отношения Православной Церкви с остальным христианским миром» и «Миссия Православной Церкви в современном мире». На том же заседании Священного Синода было отмечено, что существенные поправки к проектам соборных документов, во многом созвучные с предложениями Русской Православной Церкви, представлены со стороны Грузинской, Сербской, Болгарской и Элладской Православных Церквей, а также Священного Кинота Святой Горы Афон, и эти поправки требуют основательного рассмотрения с целью нахождения общеправославного консенсуса, необходимого для принятия соборных решений.

http://pravoslavie.ru/94245.html

В феврале 1945 гола митрополит Алексий (Симанский) избран Патриархом Московским и всея Руси. Скончался Святейший Патриарх Алексий I в 1970 году, в возрасте 90 лет. После его кончины Местоблюстителем патриаршего престола стал в соответствии с тогдашним «Положением об управлении Русской Православной Церковью» старший по хиротонии из постоянных членов Священного Синода митрополит Крутицкий и Коломенский Пимен (Извеков). Спустя год, 3 июня 1971 г., после голосования на Поместном Соборе, в патриаршем Богоявленском соборе Москвы состоялась интронизация нареченного Патриарха Пимена. 3 мая 1990 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Пимен скончался. В день кончины Патриарха состоялось заседание Священного Синода, на котором Местоблюстителем был избран митрополит Киевский Филарет. В том же году пятнадцатым Патриархом Русской Православной Церкви на Поместном Соборе был избран митрополит Ленинградский Алексий. Исход выборов тогдашний митрополит Киевский Филарет (Денисенко) счел своим провалом. Преследуя свои властолюбивые цели и презрев Апостольские установления, решения Соборов и собственную крестную клятву, он попытался расколоть православную Украину, став независимым первоиерархом. И, закономерно, в 1997 году: «Освященный архиерейский Собор отлучил от Церкви через анафематствование монаха Филарета (Денисенко)… лишенного сана и кощунственно называющего себя «патриархом»… После упокоения Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II был назначен митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Материалы по теме 14 декабря, 2018 12 декабря, 2018 4 ноября, 2023 12 марта, 2022 7 февраля, 2020 26 июля, 2019

http://pravmir.ru/patriarshii-mestoblyus...

— Ваше Святейшество, а что же мешало диалогу двух частей Русской Церкви на протяжении этих 80 лет жизни в разделении? — Ну, во-первых, не было правдивой информации о жизни Церкви за рубежом. Были резкие высказывания и с одной, и с другой стороны. Многие не верили в ту информацию, которая поступала о жизни Церкви, и официальных контактов не было. Отдельные личные контакты были, когда наши священнослужители приезжали в Западную Европу, то архиепископ Женевский Антоний (Борташевич) с любовью принимал их. Многие священнослужители приезжали в нашу страну, и мы с любовью встречали их, знакомили с нашими святынями, рассказывали о жизни Русской Православной Церкви. Но должно было пройти время, чтобы настало время собирать камни и преодолевать разделение. — То есть какие-то отношения все-таки удавалось поддерживать на протяжении XX века между Церковью в Отечестве и за границей? — В 1990 году, уже после падения безбожного режима, было обращение Московского Патриархата к Русской Зарубежной Церкви, и ко всем, кто живет вне пределов Отечества, но этот призыв тогда не был принят. Не был принят он и в 1993 году, когда мы стояли на грани гражданской войны, и в Москве проходил Съезд соотечественников за рубежом. Но постепенно по милости Божьей… Я думаю, главное, что послужило толчком, — это Юбилейный Архиерейский Собор 2000 года, который прославил в лике святых Царственных мучеников и целый сонм новомучеников и исповедников. Это и архипастыри, и пастыри, монашествующие и миряне, которые пострадали в тяжелые годы гонений за веру Христову. На этом Соборе также была принята социальная концепция Русской Православной Церкви , которая говорила об отношении между Церковью и государством. Я рад, что Русская Православная Церковь За рубежом в этих решениях юбилейного Архиерейского Собора увидела и услышала подлинный голос Русской Православной Церкви. — То есть, практически все препятствия, которые мешали сближению, за эти годы удалось преодолеть? — Ну, не все. Нужно было еще, я думаю, и избрание нового Первоиерарха Русской Зарубежной Церкви митрополита Лавра , нужна была встреча Президента Владимира Владимировича Путина с митрополитом Лавром и с Синодом Русской Зарубежной Церкви, когда иерархи и увидели в лице Президента человека, который уже не борется с Церковью, не гонит Церковь.

http://patriarchia.ru/db/text/239825.htm...

Собор вынес постановление «иметь суждение о даровании Украинской Православной Церкви полной канонической независимости на очередном Поместном Соборе Русской Православной Церкви», ибо большинство епископата, клира и мирян Украинской Православной Церкви выступило в преддверии Собора против немедленного предоставления автокефалий. Архиерейский Собор был согласен в том, что митрополит Филарет как Предстоятель Украинской Православной Церкви не в состоянии уврачевать существующие разделения и нестроения в Церкви. Собор принял к сведению заявление митрополита Филарета о его готовности во имя церковного мира на Украине подать прошение об освобождении от обязанностей Предстоятеля Украинской Православной Церкви. При этом он сказал: «Я даю архипастырское слово, что такой Собор (имелся в виду Собор, которому предстояло избрать Предстоятеля Украинской Церкви) будет проведен, что никакого давления не будет ни с чьей стороны. То, что его не будет с гражданской стороны, я уверен, но его не будет и с моей... Вы будьте уверены, что я не буду Предстоятелем». Свое обещание оставить Киевскую кафедру митрополит Филарет дал перед Крестом и Евангелием. Постановления Архиерейского Собора встретили одобрение большинства духовенства и мирян Украины и открыли путь к преодолению разногласий и разделений, к созиданию церковного мира. Вернувшись в Киев, митрополит Филарет 14 апреля провел пресс-конференцию в Украинформагентстве, на которой обвинил отцов Архиерейского Собора Русской Православной Церкви в оказании на него давления. Митрополит Филарет заявил, что дал отцам Собора неискреннее обещание оставить пост Предстоятеля Украинской Церкви, на деле же намеревается сохранить его за собой до конца жизни. В связи с этим 30 апреля с. г. в Житомире состоялось собрание архиереев, представителей духовенства, монашествующих, православных братств и мирян Украинской Православной Церкви, выразившее недоверие митрополиту Филарету ввиду «его преднамеренного обмана отцов Архиерейского Собора Матери-Церкви». Этот обман был квалифицирован собранием кик клятвопреступление. Собрание настаивало на безотлагательном созыве Архиерейского Собора Украинской Церкви для принятия отставки митрополита Филарета и избрания нового Предстоятеля.

http://bogoslov.ru/article/373534

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010