В 1921 году резолюции, которые были приняты в Сремских Карловцах иерархами Русской и Зарубежной Церкви, не были одобрены Святейшим Патриархом Тихоном, потому что он считал, что Церковь должна быть вне политики. Можно по-разному оценивать роль митрополита Сергия, впоследствии Святейшего Патриарха Сергия. Но я убежден, что он делал попытку спасти церковь и показать безбожной власти, что Церковь   не контрреволюционная организация, что Церковь всегда в своей истории всегда была со своим народом и со своей родиной. Но позиция митрополита Сергия не была принята за рубежом, и все это создало предпосылки к тому разделению, которое царило и продолжалось 80 лет. — Ваше Святейшество, а что же мешало диалогу двух частей Русской Церкви на протяжении этих 80 лет жизни в разделении? — Ну, во-первых, не было правдивой информации о жизни Церкви за рубежом. Были резкие высказывания и с одной, и с другой стороны. Многие не верили в ту информацию, которая поступала о жизни Церкви, и официальных контактов не было. Отдельные личные контакты были, когда наши священнослужители приезжали в Западную Европу, то архиепископ Женевский Антоний Борташевич с любовью принимал их. Многие священнослужители приезжали в нашу страну, и мы с любовью встречали их, знакомили с нашими святынями, рассказывали о жизни Русской Православной Церкви. Но должно было пройти время, чтобы настало время, когда собирать камни и преодолевать разделение. — То есть, какие-то отношения все-таки удавалось поддерживать на протяжении XX века между Церковью отечественной и за границей? — Вот в 1990 году, уже после падения безбожного режима, было обращение Московского Патриархата к Русской Зарубежной Церкви и ко всем, кто живет вне пределов отечества, но он тогда не был принят. Не был принят и в 1993 году, когда мы стояли на грани гражданской войны, и в Москве проходил Съезд соотечественников за рубежом. Но — постепенно, по милости Божией… Я думаю, главное, что послужило толчком,  — это Архиерейский Собор, юбилейный Архиерейский Собор 2000 года, который прославил лику святых царственных мучеников, целый сонм новомучеников и исповедников. Это и архипастыри, и пастыри, монашествующие и миряне, которые пострадали в тяжелые годы гонений за веру Христову. На этом Соборе была принята концепция, социальная концепция Русской Православной Церкви, которая говорила об отношении между Церковью и государством. Я рад, что Русская Православная Церковь за рубежом в этих решениях юбилейного Архиерейского Собора увидела и услышала голос подлинно Русской Православной Церкви.

http://pravmir.ru/svyatejshij-patriarx-a...

1990-е – 2000-е гг. стали для Русской Церкви периодом укрепления и роста. Если в 1991 г. в Русской Церкви было 12 тыс. приходов, 117 монастырей, 2 академии, 7 семинарий, то в 2000 г. число приходов Русской Церкви составляло 19 417, монастырей – 545, а также 5 академий, 2 института, 3 университета, 27 семинарий, 27 духовных училищ, 3 женских епархиальных училища. На Архиерейском Соборе 2008 г. патриарх Алексий II озвучил следующие цифры: 156 епархий, 196 архиереев, 29 141 приход, 30 544 священнослужителя, 769 монастырей (372 мужских, 397 женских). Также в Русской Православной Церкви к тому моменту было 5 духовных академий, 2 университета, 3 богословских института, 38 семинарий, 39 духовных училищ. Знаменательным событием тех лет стало обретение мощей святителя Тихона. В 1992 г. во время ремонта в Малом соборе Донского монастыря были проведены раскопки на предполагаемом месте его захоронения. Раскопки увенчались успехом – 5 апреля мощи святителя бы ли перенесены в Большой собор Донского монастыря. В 1994 г. началось воссоздание храма Христа Спасителя. Изначально храм находился на возвышении, после сноса на его месте был выкопан котлован для Дворца Советов. Чтобы поднять здание на прежний уровень, было решено построить цокольный этаж. Здесь разместились Преображенская церковь , Зал церковных соборов, музей и технические помещения. В 1996 г. нижний храм был освящен. Первая литургия в верхнем (Рождественском) храме состоялась в день Пасхи 14 апреля 1997 г. Малое освящение верхнего храма состоялось 31 декабря 1999 г. В 2004 г. сюда были перенесены мощи святителя Филарета (Дроздова) . В храме Христа Спасителя в августе 2000 г. состоялся Юбилейный Архиерейский Собор, причисливший к лику святых сонм Новомучеников Российских и издавший ряд важных документов. Так, Юбилейный Архиерейский Собор 2000 г. одобрил «Основные принципы отношения Русской Православной Церкви к инославию», рассмотрел вопросы социального служения и благотворительности, религиозного образования и катехизации, миссионерства. Важным деянием Собора стало утверждение Устава Русской Православной Церкви. В соответствии с новым уставом периодичность Поместных Соборов уже не устанавливалась, в то время как Архиерейские Соборы полагалось созывать через четыре года.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Исследуя приходское законодательство Русской Православной Церкви 1945 и 1988 гг. и различные базовые смыслы, заложенные в нем, отметим существенный акцент в их различии и обосновании. Положение об административном устройстве прихода 1945 года было разработано митрополитом Ленинградским Григорием (Чуковым) в духе постановления о приходах, выработано на Поместном соборе 1918 г., где было определено, что хозяйственно-финансовой деятельностью прихода должен заниматься церковный совет во главе с настоятелем, а приход, как православная община, мыслился как структура Церкви, в жизни которой миряне участвуют в управлении, но – sic! – руководство всей жизнью прихода, духовной и хозяйственной, остается за настоятелем . Такой взгляд на приход как каноническую структуру епархии вполне отвечал ее древнему устройству и смыслу: приход есть общество, состоящее из клира и мирян. Общество, возглавляемое пастырями-клириками. Какой же смысл несли поправки в законодательство о приходах 1961 года? В 1961 г. Архиерейский Собор Русской Православной Церкви, под давлением идеологического отдела ЦК КПСС и Совета по делам Русской Православной Церкви, встраиваясь в систему светского законодательства о религии 1929 года, вынужден был внести изменения в приходский устав, изменив смысловое понимание прихода как основной единицы Церкви, и поставил священников в полную административную зависимость от приходских «двадцаток», отнеся пастырское служение священника к области «духовных», в основном богослужебных обязанностей. Сама по себе мысль была здравая и не новая: хозяйственной жизнью прихода на протяжении истории заведовали миряне. Достаточно взглянуть на документы Поместного собора 1917–1918 гг. в отделе «Об организации православного прихода» п. 4, п.7 , где говорится об управлении и распоряжении приходским имуществом, которое возложено на приходское собрание. Подвох изменений Положения о приходах, принятых в 1961 году на Архиерейском соборе, крылся в деталях и смещенных акцентах. Церковная реформа, проводимая атеистической властью под лозунгом «восстановления советского законодательства о культах», «возвращения к ленинским нормам», к Положению о религиозных объединениях 1929 года, признающему только местные культовые общины, объединенные вокруг храма и не предусматривающие административной власти клира, противоречила административному устройству Русской Православной Церкви, принятому на Соборе 1917–1918 гг., по смыслу и в области канонического устройства.

http://bogoslov.ru/article/5023654

Ксения Собчак: Это не мнение РПЦ? Это просто мнение патриарха Кирилла? Владимир Легойда: Нет, это не мнение Русской Православной Церкви, это не позиция патриарха Кирилла, это заявление, сделанное Всемирным русским народным собором, причем заявление с разными акцентами, оттенками и т.д. Официальная позиция Церкви выражается по ограниченному кругу вопросов, совершенно определенным образом и не оставляет никаких двусмысленностей. Если Патриарху нужно что-то сказать, он говорит это прямо и не использует такие косвенные формы. Ксения Собчак: Но уже после этого отец Всеволод Чаплин тоже выступил по этому поводу, это уже произошло на Архиерейском соборе, и его принято считать представителем Русской Православной Церкви, и это его тоже личное мнение, потому что он выразил поддержку этому решению. Владимир Легойда: Простите за буквоедство. Отец Всеволод не мог выступать на Архиерейском соборе, поскольку он не является епископом, и никто не позволил бы там выступать ни мне, ни ему, ни кому-нибудь еще, не являющемуся архиереем. Это было на итоговой пресс-конференции по окончании архиерейского собора, которую мы давали вчера. Точнее, даже после пресс-конференции ему был задан вопрос, и он рассказал о мотивах озвучивания этого заявления, поскольку он работает во Всемирном русском народном соборе и имеет к нему отношение. Ксения Собчак: Понятно. Владимир Романович, тогда выскажите официальную позицию Русской Православной Церкви. Владимир Легойда: Вот это очень хорошо, что вы спросили, потому что, как я уже сказал, есть вполне определенные поводы, когда позиция Русской Православной Церкви выражается, и по этому вопросу Русская Православная Церковь не выражала официальной позиции и я лично не вижу необходимости ее выражать. Я считаю, что пастырская позиция вообще (позиция Церкви всегда пастырская) избегает обострения ситуации, которая уже разделяет людей, и в случае, когда Церковь занимает какую-то одну позицию, она может способствовать еще большему разделению. Ксения Собчак: Подождите, Владимир Романович, а что может быть двойственного в этом вопросе? Русская Православная Церковь много раз занимала абсолютно однозначную позицию по отношению к Сталину, называя его преступником и убийцей. Почему здесь вдруг нельзя однозначно высказаться? Поменялась конъюнктура, или что-то мешает этому высказыванию? Почему она не может сделать достаточно однозначное заявление?

http://pravmir.ru/vladimir-legojda-v-pro...

Особое внимание, по убеждению Святейшего, Церковь должна уделять молодежи. Он не раз и не два возвращался в своем докладе к этой теме, говоря порой нелицеприятные вещи. В частности, констатировал, что на сегодняшний день не существует какой-либо программной работы с детьми подросткового возраста, сетовал, что православная гимназия иногда " становится средством отвращения ребенка от Церкви " и рискует превратиться в " маргинальную часть российского образования " . Вместе с тем, по словам предстоятеля, Церковью до сих пор не освоен и не задействован в должной мере такой арсенал, как спортивные соревнования, музыкальные конкурсы, вечера встреч. Епархии вполне могли бы выступать инициаторами подобных мероприятий на базе приходов, собирать трудных подростков вместе, занимать их каким-то увлекательным делом и тем самым в определенной степени ограждать их от дурного влияния улицы. О воспитании молодежи, духовном и физическом здоровье подрастающего поколения с обеспокоенностью говорил на Соборе и председатель Отдела по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными органами протоиерей Дмитрий Смирнов. Учитывая, что 320 тысяч военнослужащих позиционируют себя как православные, отец Дмитрий предложил, следуя зарубежному опыту, за счет избыточного числа военных психологов ввести до 400 штатных должностей для православного военного духовенства. Следует отметить, что большинство выступлений на Соборе носило конструктивный характер и содержало немало конкретных предложений. Как всегда, глубоким и содержательным был доклад митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла. Миллионы людей знают этого архиерея как блестящего проповедника: уже много лет подряд по выходным дням на первом канале телевидения выходит передача " Слово Пастыря " , в которой владыко в доходчивой форме рассказывает зрителям об истории Русской Православной Церкви, объясняет им, что такое религия и вера, отвечает на самые разнообразные вопросы. Но не всем, должно быть, известно, что митрополит Кирилл, являясь постоянным членом Священного Синода, занимает в Московской патриархии очень ответственный пост - председателя Отдела внешних церковных связей. Этот отдел отвечает за связи с епархиями, приходами и учреждениями Русской Православной Церкви, действующими в ближнем и дальнем зарубежье, осуществляет взаимодействие с поместными православными церквами, инославными конфессиями, различными международными христианскими организациями. Иными словами, является своего рода министерством иностранных дел Русской Православной Церкви. Помимо этого, ОВЦС поддерживает необходимые контакты с государственными, общественными, научными и культурными учреждениями страны. Именно в этом отделе под непосредственным руководством митрополита Кирилла была разработана Социальная концепция Русской Православной Церкви. Этот важный документ, принятый в августе 2000 года на предыдущем Архиерейском Соборе, и стал тем фундаментом, на котором выстраиваются ныне взаимоотношения между церковью и государством.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2004/1...

— Мы чтим всех, кто послужил Богу. Разве мы не почитаем новомучеников и исповедников Российских, которые в годы гонений твердо, даже до смерти, стояли за веру Христову? На юбилейном Архиерейском Соборе 2000 года более тысячи новомучеников и исповедников Российских были причислены к лику святых Русской Православной Церкви, с тех пор канонизированы еще несколько сотен человек. Каждая эпоха в истории Русской Церкви имеет своих подвижников, но они, к сожалению, уходят от нас в мир иной, и мы с уважением вспоминаем их труды. Хранить память об усопших — наш долг. Нельзя быть «Иванами, не помнящими своего родства». Мы разделяем скорбь Русской Православной Церкви Заграницей в связи с кончиной ее Первоиерарха Митрополита Лавра. Мы повсюду молились о упокоении души Владыки. Делегация Русской Православной Церкви во главе с постоянным членом Священного Синода митрополитом Крутицким и Коломенским Ювеналием возглавляла чин отпевания и похороны Митрополита Лавра. Каждого, кто внес свой вклад в укрепление Церкви и Веры Христовой в трудные годы репрессий и в послевоенное время, когда нелегко было совершать свое служение, мы помним и чтим. Мы скорбим, когда уходят те, кто много сделал для Церкви, но их дело никогда не будет забыто, ведь на смену уходящему поколению священнослужителей приходит новое поколение. — Ваше Святейшество, Вы упомянули владыку Лавра. Завтра — 40 дней с момента его преставления о Господе. Не могли бы Вы сказать несколько слов о том, какой вклад он внес в дело восстановления единства Русской Православной Церкви. Поделитесь своими воспоминаниями о встречах с митрополитом Лавром? — Владыка Митрополит Лавр был большим молитвенником. Главным делом его жизни стало подписание Акта о каноническом общении Русской Зарубежной Церкви с Московским Патриархатом. Когда вопрос о подписании этого документа обсуждался на Зарубежном Всецерковном Соборе, владыке пришлось выслушивать разные мнения, в том числе и резкие, но он в это время, по свидетельству очевидцев, был глубоко погружен в сердечную молитву. В результате 95 % участников Собора проголосовало за подписание Акта о каноническом общении.

http://patriarchia.ru/db/text/396079.htm...

Именно такое понимание наличия церкви вне Церкви допустимо в православной экклезиологии. При необходимости его можно подтвердить множеством поучений святых отцов, начиная со времен св. Игнатия Богоносца и завершая словами св. Иустина Челийского; но это уже будет иная статья. В восемнадцатом пункте проекта документа мы читаем: «единство, к которому стремится ВСЦ, не может быть плодом лишь богословских соглашений, но должно быть плодом и единства веры, тáинственно сохраняемого и живущего в Православной Церкви». ВСЦ стремится к единству Церкви, т.к. считает, что этого единства нет. Для нас же единство Церкви – это не то будущее, к которому мы стремимся, а то настоящее, что мы сегодня и во все времена имеем. Единство Православной Церкви тождественно единству Церкви ввиду того, что Церковь тождественна Православной Церкви. Мы можем лишь говорить о стремлении того, чтобы люди, находящиеся вне Церкви, приходили в Её лоно, но не о стремлении найти единство Церкви. Данный же проект документа даёт возможность двоякого толкования выраженного в нём стремления к единству: 1.  О том, что православные Церкви стремятся к единству с иными церквями с целью обретения полного единства Церкви, которого сегодня нет в раздробленном христианском мире. 2.  О том, что мы ищем единства отпавших от Церкви с Православной Церковью, которая и является единственной Церковью. Толкование в первом варианте не соответствует православной экклезиологии и может многих ввести в соблазн. Считаю, что при составлении документов, которые предполагается принимать на столь крупном и значимом Соборе, должно избегать всякой двузначности. В пунктах 4, 6, 7 и 16 упоминается слово «экуменизм». Нужно отдавать отчёт в том, что уже само по себе это слово, употреблённое в положительном ключе, является красной тряпкой в глазах рядовых верующих, которые часто понимают за этим термином некоторое стремление к евхаристическому единству путём догматических компромиссов. В документе «Основные принципы отношения Русской Православной Церкви к инославию», принятом на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви, чётко говорится: « Экуменизм понятие многогранное.

http://bogoslov.ru/article/4844316

25 декабря 1965 года в Иоанно-Богословском храме Ленинградской Духовной Академии состоялось наречение, а 26 декабря в Троицком соборе Александро-Невской Лавры – архиерейская хиротония, которую возглавил митрополит Ленинградский и Ладожский Никодим, Председатель Отдела внешних церковных сношений. В 1967–1970 гг. – поручается окормление приходов Японского благочиния. В сентябре-октябре 1967 года совершил поездку в Японию для детального ознакомления с жизнью благочиния. 7 октября 1967 года по докладу епископа Ювеналия о поездке в Японию принято решение Священного Синода об упразднении благочиния и восстановления деятельности Православной Духовной Миссии в Японии. С 28 октября по 28 ноября 1968 года совершена вторая поездка в Японию. Во время пребывания в Японии состоялся первый собор клира и мирян Духовной Миссии в Японии, на котором было принято воззвание к клиру и мирянам Японской Православной Церкви, находившимся в расколе с Русской Православной Церковью. Устроение церковной жизни в Японии завершилось дарованием Русской Православной Церковью в 1970 году автономии Японской Православной Церкви и созданием Патриаршего подворья в Токио. С 1968 года – принимал участие во всех Всеправославных совещаниях в составе делегации Русской Православной Церкви. С 13 по 28 марта 1969 года посетил Грецию и Святую Гору Афон, где вел переговоры о пополнении монахами Русского Пантелеимонова монастыря. 20 марта 1969 года назначен епископом Тульским и Белевским с оставлением в должности заместителя Председателя Отдела внешних церковных сношений. 10 апреля 1970 г. Священный Синод поручил епископу Ювеналию временное управление Патриаршими приходами в США и Канаде. В связи с провозглашением автокефалии Православной Церкви в Америке и упразднением Экзархата Московского Патриархата епископ Ювеналий в мае-июне находился в США и занимался устроением церковной жизни в приходах Русской Православной Церкви в США, оставшихся в юрисдикции Московского Патриархата. 18 июня 1971 года за усердные труды по проведению Поместного Собора Русской Православной Церкви 30 мая – 2 июня 1971 года Святейшим Патриархом Пименом удостоен сана архиепископа.

http://bogoslov.ru/person/254779

Делегат Поместного Собора Русского Православной Церкви 2009 года, наместник Свято-Троицкой Александро-Невской Лавры архимандрит Назарий (Лавриненко) отметил в интервью РЛ , что речь на заседании Поместного Собора шла " не о создании церковной общественной палаты, а, скорее, о создании органа, аналогичного Предсоборному присутствию, которое проходило в 1905-1906 годах перед Поместным Собором 1917-1918 годов " . " На сегодняшний день Архиерейский Собор является основным органом управления Церкви. Мне кажется, что будет неплохо, если будут работать такие совместные комиссии, в которые будут входить миряне, священники и епископы. Такие предсоборные совещания будут более тщательно готовить вопросы на Архиерейский Собор, и тогда Собор будет учитывать не только мнение епископата, но и мнения и пожелания всех членов Церкви. И тогда епископы, приезжая на Архиерейский Собор, смогут донести до Собора каждый из своей епархии пожелания, чаяния, новации, исходящие, в том числе, и от мирян. Эти предсоборные совещания могли бы носить совещательный характер, но они давали бы новые импульсы, взгляды, невидимые сверху начала каких-то движений. Они давали бы хорошую пищу для того, чтобы Архиерейский Собор мог работать более плодотворно и мог бы учитывать более широкое мнение. Поэтому в этом отношении создание такого органа было бы полезно " , - считает архимандрит Назарий (Лавриненко). В свою очередь, настоятель храма свт. Николая Чудотворца в Пыжах протоиерей Александр Шаргунов заявил " Русской линии " , что " самый главный вопрос, который надо сразу обозначить и поставить в центр всего - это каким образом должно происходить на заседаниях палаты обсуждение проблем церковной жизни " . " Надо предостеречь от крайностей, от модернизма, который, увы, реально существует, от тех опасностей, которые могут угрожать Церкви. Надо опираться на завет Святейшего Патриарха Алексия II, помнить его слова, сказанные им на последнем епархиальном собрании: " Пока я жив, никаких реформ богослужения не будет " . Мы должны серьезно воспринять его завет, это должно быть ориентиром всех обсуждений. Тем более, что вновь избранный Святейший Патриарх Кирилл торжественно засвидетельствовал на Поместном Соборе о своей верности всем церковным традициям " , - отметил отец Александр.

http://ruskline.ru/news_rl/2009/03/31/ot...

Церковные вопросы обычно решаются в Священном Синоде во главе с нашим Патриархом Московским и всея Руси. Это, что касается глобальных вопросов всей нашей Русской церкви. Что же касается жизни в каждой Епархии в отдельности, то вопросы местного характера решаются на Епархиальных собраниях и Епархиальных Советах, которые периодически проходят в каждой епархии. Все вопросы церковной жизни подчинены правящему архиерею, и он отвечает перед Богом и перед Патриархом за положение дел в своей Епархии. Есть у нас церковный - гражданский устав, есть, Правила Апостольские, правила Святых Отец Семи Вселенских Соборов и Святых Отец, на этом, собственно, основывается жизнь православной церкви, которая, состоит прежде всего из служения истинному нашему Богу Творцу и Вседержителю. Под Архиерейским же управлением находятся все монастыри и духовная школа. Архирей регулирует жизнь всех приходов своей епархии. Он заботится как о духовном, так и о материальном положении всего духовенства области. Ну а если говорить в чем заключается управление, то можно выразить следующими словами - " в сораспятии Христу " , в несении Его спасительного Креста, на котором можно поместить слова " Жертвенная любовь ради Бога, ради Святой Церкви, ради спасения людей " . Какие органы РПЦ определяют движение РПЦ, ее задачи и деятельность? Вы были на Архиерейском соборе. Ваши впечатления? Московский Патриархат во главе со Святейшим Патриархом Алексием и Священным Синодом осуществляет всю деятельность Русской Православной Церкви. Существуют отделы при Патриархии, которые занимаются изучением многих вопросов как у нас в России, так и за ее пределами. Эти вопросы представляют Патриарху и соответственно принимаются решения. Таких отделов на сегодня образовано более десяти. Событие Архиерейского Собора, проходившего в Москве с 4-го по 8-е октября, имеет огромное значение в жизни нашей Церкви. В своем докладе Святейший Патриарх Алексий охарактеризовал все стороны жизнедеятельности Русской Православной Церкви. Особое место было уделено отношению Русской Православной Церкви к нашим соотечественникам так называемой " Русской Православной Церкви за границей " , а также к нашим соотечественникам - Старообрядцам. Для участников Собора было важным моментом встреча с Президентом РФ В.В. Путины м.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2004/1...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010