в заявлении Священного Синода Русской Православной Церкви от 7 ноября 2007 года (журнал 108) в связи с учреждением в составе «Бессарабской митрополии» епархий на территории Республики Молдова и Украины с центрами в городах Бельцы, Кантемир и Дубоссары, где уже имелись законно поставленные православные епископы, а названия упомянутых городов содержатся в титулах епархиальных архиереев Православной Церкви Молдовы. В заявлении Священного Синода от 7 ноября 2007 года также подчеркивалось, что в состав Южно-Бессарабской епархии «входит " бывшая Белгород-Днестровская и Измаильская епархия " , то есть область, находящаяся в составе Украинской Православной Церкви и имеющая епископов, именующихся по названию данных городов»; на Архиерейском Соборе 2008 года, выразившем озабоченность односторонними действиями Румынского Патриархата, которые подрывают традиционные основы отношений между Православными Церквами и содержат угрозу православному единству в целом. 25 октября 2023 года Синод Православной Церкви Молдовы (журнал 11) на основании канонических постановлений (Апостольские правила 12, 15, 32, 33; IV Вселенского Собора правила 11, 13, 20, 23; Трулльского Собора правило 17; Антиохийского Собора правила 3, 6, 7, 8, 11; Лаодикийского Собора правила 41, 42; Сардикийского Собора правило 9; Карфагенского Собора правила 23, 106; I Вселенского Собора правила 15, 16) подверг лишению сана шестерых клириков, своевольно перешедших в «Бессарабскую митрополию» Румынского Патриархата, в клир которой они были приняты без отпускных грамот. Ряд священнослужителей Православной Церкви Молдовы, позднее аналогичным образом совершивших своевольный переход в «Бессарабскую митрополию», запрещены в служении впредь до их возможного раскаяния. Члены Священного Синода Русской Православной Церкви с глубоким сожалением констатировали, что упомянутые постановления Синода Румынской Православной Церкви находятся в прямом противоречии со священными канонами, в частности с 11, 12, 31 и 32 правилами Святых Апостолов, 2 правилом II Вселенского Собора, 5 и 8 правилами III Вселенского Собора, 13 правилом IV Вселенского Собора, 17 правилом Пято-Шестого (Трулльского) Собора, 13 и 22 правилами Антиохийского Собора.

http://radonezh.ru/2024/03/13/sinod-russ...

Однако это не умаляло нашего совместного молитвенного общения. Многие архиереи принимали меня горячо. И было чувство, что мы уже на пороге того единства, к которому так долго стремились. Я считаю, что большое значение для подготовки евхаристического общения представителей РПЦ и РПЦЗ имела программа по принесению мощей святых преподобномучениц великой княгини Елизаветы Федоровны и инокини Варвары из Иерусалима в Россию и страны ближнего зарубежья. Это одна из первых программ, проводимых совместно двумя частями Русской Православной Церкви. Это великое событие уже тогда воспринималось как первый шаг на пути примирения и объединения двух ветвей Русской Православной Церкви. Именно двух ветвей, а не Церквей, как иногда говорят. Русская Церковь всегда мыслила себя как одно тело. Это не организация, а организм, тело Христово. Общаясь с народом и священниками в разных уголках России, я воочию убедился в ее духовном возрождении. Я понял, что Россия духовно прозрела. Везде я видел полное единодушие нашей Русской Зарубежной Церкви и Русской Православной Церкви, а единодушие важнее единомыслия. 17 мая 2007 года мне довелось принимать участие в эпохальном событии, снявшем с церковной жизни большой груз. В тот день я и другие архиереи РПЦЗ и Московского Патриархата впервые сослужили на Божественной литургии в храме Христа Спасителя и причащали верующих. - Как миряне за рубежом отнеслись к подписанию акта? - Все с радостью приняли это, даже те миряне, которые прежде считали, что еще не готовы к этому. Не было никаких особых волнений по этому поводу. - Владыка, Вы были одним из 198 архиереев, которые 27 января 2009 года на Архиерейском соборе Русской Православной Церкви избрали 16-го Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. - Это был первый Поместный Собор, когда архиереи РПЦ и РПЦЗ вместе избирали нового Предстоятеля Русской Православной Церкви. Этот акт имеет очень большое значение для Церкви, для всего русского народа и для всего православного мира. До избрания митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла Патриархом мы встречались с ним и в Смоленске во время принесения мощей свв.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2009/0...

Заместитель управляющего делами Московской Патриархии архимандрит Савва (Тутунов) обратил внимание участников встречи на три документа, принятые Собором: новую редакцию Устава Русской Православной Церкви, Положение об избрании Патриарха Московского и всея Руси и Положение о составе Поместного Собора. " Ранее, а именно с середины XX века и до сих пор, состав Поместного Собора и процедура избрания Патриарха не были зафиксированы: каждый раз порядок этих деяний устанавливался заново. На прошлом Поместном Соборе 2009 года многие делегаты говорили о том, что правильно было бы определить некие общие правила " , – отметил отец Савва. Из Положения об избрании Патриарха Московского и всея Руси Архиерейский Собор тайным голосованием избирает кандидатов на Московский Патриарший престол (...) Избранными кандидатами считаются три архиерея, набравшие наибольшее количество голосов (...) Члены Поместного Собора могут выдвинуть дополнительного кандидата на Московский Патриарший престол заявлением не менее чем 1/4 своих членов. " Изменения в Уставе Русской Церкви также не являются новаторскими и лишь зафиксировали новые явления, возникшие за прошедшие два года " , – продолжил отец Савва. Например, это такие формы церковного управления, как митрополия и викариатство. " Митрополия – это некая форма организации епархий в составе одного субъекта федерации, которая объединяет несколько епархий и позволяет, например, осуществлять координацию со светской властью; второе – подразделение епархии, когда правящий архиерей делегирует часть своих полномочий викарному архиерею " , – пояснил священнослужитель. " Что касается довольно обсуждаемой темы уточнения полномочий Архиерейского и Поместного соборов, то и здесь нет особых новшеств, – подчеркнул отец Савва. – В целом, зафиксирована та ситуация, которая существовала со времени принятия Устава 1988 года " . " Если было некоторое расхождение между жизнью и документами, то сейчас оно сглажено " , – заключил он. Из Устава Русской Православной Церкви Из Главы II: Поместному Собору принадлежит высшая власть в Русской Православной Церкви в вопросах избрания Патриарха Московского и всея Руси и ухода его на покой, предоставления автокефалии, автономии или самоуправления частям Русской Православной Церкви Из Главы III: Архиерейскому Собору принадлежит высшая власть в Русской Православной Церкви в вероучительных, канонических, богослужебных, пастырских, административных и иных вопросах, касающихся как внутренней, так и внешней жизни Церкви; в области поддержания братских отношений с другими Православными Церквами, определения характера отношений с инославными конфессиями и нехристианскими религиозными общинами, а также с государствами и светским обществом.

http://religare.ru/2_99603_1_21.html

Заместитель управляющего делами Московской Патриархии архимандрит Савва (Тутунов) обратил внимание участников встречи на три документа, принятые Собором: новую редакцию Устава Русской Православной Церкви, Положение об избрании Патриарха Московского и всея Руси и Положение о составе Поместного Собора. " Ранее, а именно с середины XX века и до сих пор, состав Поместного Собора и процедура избрания Патриарха не были зафиксированы: каждый раз порядок этих деяний устанавливался заново. На прошлом Поместном Соборе 2009 года многие делегаты говорили о том, что правильно было бы определить некие общие правила " , – отметил отец Савва. Из Положения об избрании Патриарха Московского и всея Руси Архиерейский Собор тайным голосованием избирает кандидатов на Московский Патриарший престол (...) Избранными кандидатами считаются три архиерея, набравшие наибольшее количество голосов (...) Члены Поместного Собора могут выдвинуть дополнительного кандидата на Московский Патриарший престол заявлением не менее чем 1/4 своих членов. " Изменения в Уставе Русской Церкви также не являются новаторскими и лишь зафиксировали новые явления, возникшие за прошедшие два года " , – продолжил отец Савва. Например, это такие формы церковного управления, как митрополия и викариатство. " Митрополия – это некая форма организации епархий в составе одного субъекта федерации, которая объединяет несколько епархий и позволяет, например, осуществлять координацию со светской властью; второе – подразделение епархии, когда правящий архиерей делегирует часть своих полномочий викарному архиерею " , – пояснил священнослужитель. " Что касается довольно обсуждаемой темы уточнения полномочий Архиерейского и Поместного соборов, то и здесь нет особых новшеств, – подчеркнул отец Савва. – В целом, зафиксирована та ситуация, которая существовала со времени принятия Устава 1988 года " . " Если было некоторое расхождение между жизнью и документами, то сейчас оно сглажено " , – заключил он. Из Устава Русской Православной Церкви Из Главы II: Поместному Собору принадлежит высшая власть в Русской Православной Церкви в вопросах избрания Патриарха Московского и всея Руси и ухода его на покой, предоставления автокефалии, автономии или самоуправления частям Русской Православной Церкви Из Главы III: Архиерейскому Собору принадлежит высшая власть в Русской Православной Церкви в вероучительных, канонических, богослужебных, пастырских, административных и иных вопросах, касающихся как внутренней, так и внешней жизни Церкви; в области поддержания братских отношений с другими Православными Церквами, определения характера отношений с инославными конфессиями и нехристианскими религиозными общинами, а также с государствами и светским обществом.

http://religare.ru/2_99603.html

III.3 " Государство не должно вмешиваться в жизнь Церкви, в ее управление, вероучение, литургическую жизнь, духовническую практику и так далее... III.5...Цepkobь непогрешимо проповедует Христову Истину и преподает людям нравственные заповеди, исходящие от Самого Бога, а потому не властна изменить что-либо в своем учении. Не властна она и умолкнуть, прекратить проповедование истины, какие бы иные учения ни предписывались или ни распространялись государственными инстанциями... Церковь сохраняет лояльность государству, но выше требования лояльности стоит Божественная заповедь: совершать дело спасения людей в любых условиях и при любых обстоятельствах. Если власть принуждает православных верующих к отступлению от Христа и Его Церкви, а также к греховным, душевредным деяниям, Церковь должна отказать государству в повиновении " . Декларация митрополита Сергия была принята лишь на уровне его Синода, а упоминаемый выше документ 2000 года - на уровне Архиерейского Собора Московского Патриархата. Только после прославления Царской семьи и ряда Новомучеников в России и принятия на Соборе 2000 года Социальной концепции стало возможным приступить к совместному историческому и каноническому осмыслению пройденных двумя частями Русской Церкви путей. В 2003 году Архиерейский Собор Русской Православной Церкви заграницей, уже под председательством Высокопреосвященнейшего Митрополита Лавра, принял решение о создании Комиссии по переговорам с Церковью в России. Эта Комиссия работает уже второй год и имела пять встреч. В 2004 году состоялось историческое событие для Русской Церкви: впервые официально, по приглашению Президента Российской Федерации и Святейшего Патриарха Московского и всея Руси, Первосвятитель Русской Зарубежной Церкви, с сопровождающей его делегацией, нанес визит Церкви в России. Итак, прошло пять лет с начала усиленного процесса поисков разрешения русской трагедии - разделения в Русской Церкви - и теперь настало время подвести итоги, наметить дальнейший путь. В послании о созыве Всезарубежного Собора Архиерейский Синод указал, что в настоящее время Господь поставил перед нами новые задачи, произошли большие перемены как в России, так и во всем мире. Согласно преподобному Иоанну Лествичнику, рассуждение это " способность знать волю Божию во всякое время, во всяком месте и во всякой вещи " . Наши архипастыри проявляют рассудительность созывая Собор, ибо истинное рассуждение обязательно учитывает все перемены, происходящие в жизни человека, в жизни общества, в жизни Церкви.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2005/1...

В храме молились многочисленные священнослужители, монашествующие и миряне. Богослужебные песнопения прозвучали в исполнении сводного хора певчих Московской городской епархии под управлением заслуженного артиста России А.А. Пузакова. Сводный хор образован из лучших певчих благочиний Первопрестольного града. На телеканалах «Союз» и «Спас» шла прямая трансляция богослужения. На малом входе, в соответствии с пунктом 2.2.4 Положения о наградах Русской Православной Церкви , которое было принято на прошедшем Архиерейском Соборе, гласящим: «Право ношения второй панагии принадлежит в пределах их канонических уделов главам Японской Автономной Церкви, Самоуправляемых Православной Церкви в Молдове, Латвийской Православной Церкви, Эстонской Православной Церкви, Белорусского экзархата, Митрополичьего округа в Республике Казахстан, Среднеазиатского митрополичьего округа, а также председателю Архиерейского Синода Русской Зарубежной Церкви», права ношения второй панагии были удостоены: митрополит Токийский и всея Японии Даниил; митрополит Кишиневский и всея Молдовы Владимир; митрополит Рижский и всея Латвии Александр ; митрополит Таллинский и всея Эстонии Корнилий ; митрополит Минский и Заславский Павел, Патриарший экзарх всея Беларуси; митрополит Астанайский и Казахстанский Александр, глава Митрополичьего округа в Республике Казахстан; митрополит Ташкентский и Узбекистанский Викентий, глава Среднеазиатского митрополичьего округа. Митрополит Восточно-Американский и Нью-Йоркский Иларион , председатель Архиерейского Синода Русской Зарубежной Церкви, был удостоен Святейшим Патриархом Кириллом права ношения второй панагии в июне с.г. в дни проведения Архиерейского Собора Русской Православной Церкви Заграницей «в ознаменование 10-летия подписания Акта о каноническом общении и во внимание к ревностным трудам по упрочению обретенного духовного единства». В соответствии с новым Положением о наградах , согласно пункту 2.2.1 («Возведение в сан архиепископа и возведение в сан митрополита определяются местом служения. Митрополит — это архиепископ главного города митрополии и митрополит области. Архиепископ — епархиальный архиерей города и области, не входящих в митрополию»), Святейший Патриарх Кирилл возвел в сан архиепископа: епископа Кызыльского и Тывинского Феофана ; епископа Биробиджанского и Кульдурского Ефрема ; епископа Махачкалинского и Грозненского Варлаама ; епископа Владикавказского и Аланского Леонида ; епископа Горноалтайского и Чемальского Каллистрата ; епископа Анадырского и Чукотского Матфея .

http://sobor.patriarchia.ru/db/text/5077...

Заместитель Управляющего делами Московской Патриархии архимандрит Савва (Тутунов) сообщил, что на Соборе будут представлены все страны канонической территории Русской Православной Церкви. В нем могут принять участие 377 правящих и викарных архиереев Русской Православной Церкви, а также архиереи, находящиеся на покое. Протоиерей Николай Балашов добавил, что кроме архиереев из России на Соборе будут присутствовать архипастыри Русской Православной Церкви, проживающие в 22 странах. В частности, все архиереи Украинской Православной Церкви , за исключением одного, подтвердили свое участие. Митрополит Феодосий рассказал о значении Собора для развития церковной жизни в епархиях на примере Тамбовское епархии . Отвечая на один из вопросов журналистов, касающийся темы образования, В.Р. Легойда отметил: «Церковь, верующие люди обеспокоены вообще состоянием образования в нашем обществе, а не только преподаванием Основ религиозной культуры и светской этики. Неверно сводить церковную озабоченность в сфере образования к преподаванию " собственного " (в кавычках) предмета. Повторяю, что мы понимаем важность понимаем важность развития и образования, и научной сферы. И это то, что не нужно обосновывать: вы прекрасно знаете об инициативах Церкви, о внимании, которое Церковь и лично Святейший Патриарх уделяет этому вопросу. Вообще, образовательная тема, в частности, на заседаниях Высшего Церковного Совета, является сквозной. То есть, на каждом заседании Высшего Церковного Совета, одного из органов управления нашей Церковью, рассматриваются вопросы, связанные с образованием». Председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ обратил внимание на положительные стороны возможного расширения преподавания предметов модуля «Основы религиозной культуры и светской этики» в культурологическом и практическом аспекте. «Напомню, что это сегодня шесть предметов, из которых выбирают родители — конечно, в 4 классе не дети всё же выбирают, а их родители: это четыре традиционные религии для России, а также Основы светской этики — напомню, это было предложение Русской Православной Церкви — и Основы мировых религий. Понятно, что изучить это за один год практически невозможно. Представьте, что у нас литературу бы преподавали в школе один год из одиннадцати. Поэтому, естественно, нам бы хотелось, чтобы изучение религиозных основ культуры было представлено в образовательном процессе шире. При этом мы понимаем перегруженность процесса учебного, все это принимается во внимание в нашем диалоге с Министерством образования». Вместе с тем следует учитывать, что изучение дисциплин данного образовательного модуля позволяет усвоить важные базовые понятия, поэтому данный процесс сравним с освоением языка культуры, которое необходим для ее восприятия. Таков культурологический аспект.

http://patriarchia.ru/db/text/5067931.ht...

Русская Православная Церковь выразила свою позицию по вопросу религиозного образования в общеобразовательной школе в «Основах социальной концепции», принятых на Архиерейском Соборе 2000 г. В документе говорится: «С православной точки зрения желательно, чтобы вся система образования была построена на религиозных началах, основана на христианских ценностях. Тем не менее Церковь , следуя многовековой традиции, уважает светскую школу и готова строить свои взаимоотношения с ней исходя из признания человеческой свободы». Церковную ответственность за религиозное образование в Русской Православной Церкви несет учрежденный в 1990 г. Отдел катехизации и религиозного образования при Священном Синоде. Миссионерство. Проповедь Евангелия среди языческих народов и инославных конфессий называют миссионерством. В своей миссионерской деятельности Русская Православная Церковь руководствуется твердыми правилами: 1) недопустимо насильственное обращение в христианскую веру; 2) из миссионерских действий должно быть исключено привлечение в Церковь людей соблазном материальных благ, «подкупом душ». В России миссионерские учреждения существовали лишь в синодальную эпоху. В советское время миссионерство категорически запрещалось законодательством страны, только в 1990-е гг. стало возможным проводить миссионерскую деятельность на канонической территории Русской Православной Церкви, а также среди сектантов и атеистов. Сегодня органом, координирующим миссионерское служение в Русской Церкви, является Миссионерский отдел при Священном Синоде. Духовная цензура. Для противодействия еретическим искажениям православной веры, соборной власти епископата принадлежит право осуществлять надзор за всеми изданиями церковных книг – богослужебных, богословских, канонических, и прежде всего тех, которые носят официальный характер и издаются от имени Русской Православной Церкви. Суд Церкви о лжеучениях и надзор за изданием и распространением таких книг называется духовной цензурой. Поскольку «запрещенные» и «отреченные» книги имели хождение в народе, составлялись списки «отреченных книг». В России предварительную цензуру духовных книг ввел «Духовный Регламент».

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/kanoni...

Тексты документов были розданы участникам прошедшего Архиерейского Собора Русской Православной Церкви, и в соборных Постановлениях говорится: «Члены Архиерейского Собора свидетельствуют, что в своем нынешнем виде проекты документов Святого и Великого Собора не нарушают чистоту православной веры и не отступают от канонического предания Церкви». «Святейший Патриарх в своем докладе на Архиерейском Соборе подробно рассказал о подготовке к Всеправославному Собору, осветил вкратце содержание каждого из документов и сказал об еще одной очень важной теме, которая для нас была ключевой при подготовке этого Собора, — продолжил владыка Иларион. — К сожалению, некоторые иерархи Константинопольского Патриархата из США и Канады (там есть украинские структуры, бывшие раскольники, которые в 1990-е годы были приняты в лоно Константинопольской Церкви) постоянно приезжают на Украину, встречаются с раскольниками и говорят, что Константинопольский Патриарх обязательно предоставит им автокефалию… Святейший Патриарх Кирилл прямо поставил этот вопрос на Собрании Предстоятелей, поскольку у нас было честное и братское общение, Предстоятели видели друг друга лицом к лицу и у нас не должно было оставаться никаких сомнений в отношении позиции, которая озвучивается». Как отметил председатель Отдела внешних церковных связей, Святейший Патриарх Варфоломей заверил Святейшего Патриарха Кирилла — сначала на двусторонней встрече, а затем на общей встрече всех делегаций — что ни на Соборе, ни после Собора со стороны Константинопольского Патриархата не будут предприняты какие-либо шаги по предоставлению автокефалии украинским раскольникам или по какой-либо иной форме легитимации раскола. «Думаю, эти обещания, которые были сделаны публично, сняли напряженность, которую в наши отношения, к сожалению, внесли иерархи украинских структур Константинопольского Патриархата из США и Канады. И мы сейчас можем спокойно смотреть в наше ближайшее будущее и участвовать во Всеправославном Соборе», — констатировал митрополит Волоколамский Иларион.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/4370118...

-Еще вопрос. При выборах применялись пиаровские, мирские технологии. Ваше мнение? - Какие технологии Вы имеете в виду? - Митрополит Кирилл был известной личностью. Он возглавлял Всемирный русский собор. Вел телевизионную программу. У него было реноме. Его люди знали. И, кроме того, на соборе не было такого человека неудобного как епископ Диомид, и которого заранее убрали. Согласитесь ли вы или нет, что это не был выбор среди равных. Предложили человека, который был выпуклый, рельефный, яркий? - И что же? У нас ведь свобода печати, телевидения, радио. И каждый архиерей, священник, мирянин, который только этого пожелает, может выступать, где он хочет и может. А почему этими возможностями пользовался только владыка Кирилл, здесь, в Москве ? Почему не другие архиереи? Нужно ли упрекать его за то, что он так великолепно вел свои передачи? За то, что выступал в средствах массовой информации, причем великолепно, грамотно? Он всегда знает ответы на те вопросы, которые выдвигает перед нами секулярное общество. Великолепно умеет выразить свои мысли. Выпуклый человек, вы сказали. А что же в этом плохого? Сам Господь сказал: " нельзя возженный светильник ставить под спудом " . Пусть стоит на подсвечнике и всем светит. Если Господь дал ему такие данные, почему он должен их скрывать? Если у человека такой яркий талант миссионера, пропагандиста, проповедника - слава Богу, что он его использует! Что, Вы будете осуждать апостола Павла за то, что он ходил и проповедовал всем и вся слово Божие? Давайте и его осудим. Давайте и апостольские Послания апостола Павла тоже закроем. Он ведь тоже был очень выпуклой фигурой, согласитесь. Первого века христианства. Теперь что касается владыки Диомида. Когда разговариваешь по этому поводу с не очень информированным человеком, приходится повторять одни и те же истины, которые Вы могли бы сами узнать, если бы не были немножечко тенденциозны. Возьмите, пожалуйста, любой информационный источник Русской православной церкви, в том числе, скажем, и Патриархия. ру. Там прекрасно изложена вся история взаимоотношений Русской Православной Церкви и запрещенного ныне епископа Диомида. Он не епископ, он монах Диомид. Его, Вы сказали, его не было на Соборе. Да, не было. Его не было и на Архиерейском, предыдущем соборе, хотя его приглашали. Он отказался. Он не приехал на богословскую комиссию, хотя его приглашали трижды. У него была возможность побывать на Священном синоде. Он тоже отказался. К нему приезжала делегация и Троице-Сергиевой Лавры для того, чтобы побеседовать с ним. Он выслушал, согласился с ними.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2009/0...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010