1 июня 2016 года Болгарская Православная Церковь призвала отложить проведение Собора и заявила о своем неучастии в нем в случае его проведения в объявленные сроки. Через несколько дней с подобными заявлениями выступили Антиохийская и Грузинская Церкви, а также Сербская Православная Церковь, позднее изменившая свое решение и участвовавшая в Соборе. Причинами, побудившими эти Церкви к такому решению, было возникновение в ряде Поместных Церквей критических замечаний к проектам соборных документов, которые были опубликованы по завершении работы Собрания Предстоятелей Православных Церквей в Шамбези в январе 2016 года, а также продолжающееся отсутствие общения между Антиохийским и Иерусалимским Патриархатами, которое не удалось преодолеть в предсоборный период; не удается и доныне. При этом Антиохийская Церковь с самого начала заявляла, что сможет участвовать во Всеправославном Соборе лишь в том случае, если будет своевременно разрешен ее конфликт с Иерусалимской Церковью, вызванный спором вокруг церковной юрисдикции над Катаром. В этих непростых условиях дважды проводились внеочередные заседания Священного Синода Русской Православной Церкви. На заседании 3 июня было принято решение направить Святейшему Патриарху Константинопольскому Варфоломею и Предстоятелям всех Поместных Церквей предложение провести в ближайшее время экстренное Всеправославное предсоборное совещание, на котором можно было бы постараться прийти к согласию по принципиальным вопросам. На том же заседании Синод отметил, что неучастие в Соборе хотя бы одной из общепризнанных автокефальных Православных Церквей «составляет непреодолимое препятствие для проведения Святого и Великого Собора». Синодом также были утверждены поправки Русской Церкви к вызвавшим более всего критических замечаний двум проектам соборных документов, «сформулированные на основе высказанных суждений архиереев, клириков, монашествующих и мирян». Однако предложение Русской Церкви о созыве экстренного Всеправославного совещания не было принято.

http://sobor.patriarchia.ru/db/text/5073...

Имеются неурегулированные проблемы в Эстонии, где в 1996 году Константинопольский Патриархат создал параллельную юрисдикцию. Грузинская Церковь указала на целый ряд проблем, в том числе на проблему диптихов. Эта проблема связана с тем, что Грузинская Церковь, по нашему мнению и по мнению Грузинской Церкви, должна занимать шестое место в порядке следования Поместных Православных Церквей. В Константинополе эту Церковь ставят на девятое место. Есть также проблема отсутствия на Всеправославном Соборе Православной Церкви в Америке, поскольку ее автокефалия не является общепризнанной. Мы готовы были ради общецерковного мира и единства закрыть глаза на некоторые из этих существующих проблем, и мы до последнего момента готовились к участию во Всеправославном Соборе. Мы на Архиерейском Соборе приняли решение о том, что будем участвовать, мы сформировали состав делегации, и только после того, как стали поступать новости из Поместных Православных Церквей о том, что они не будут участвовать в Соборе – сначала из Болгарской, потом из Антиохийской, потом из Грузинской, и также из Сербской Церкви предложение о переносе — только после этого мы поняли, что мы должны сам вопрос о нашем участии в Соборе поставить и решить на Синоде. Сегодня этот вопрос был решен. Заявление Священного Синода Русской Православной Церкви о ситуации, возникшей в связи с отказом ряда Поместных Православных Церквей от участия в Святом и Великом Соборе Православной Церкви. Всеправославный Соборсобор предстоятелей и представителей Поместных Православных Церквей мира, пройдет с 18 по 26 июня на греческом острове Крит. Собор откроется в день Святой Троицы торжественным богослужением, которое совершат Предстоятели Поместных Церквей в главном храме Ираклиона. Рабочие заседания пройдут в православной академии Крита (единственное высшее образовательное заведение Критской Православной Церкви). Расположена в населенном пункте Колымвари. Идея проведения Всеправославного Собора возникла в 1960-е годы. В общей сложности подготовка к нему велась на протяжении 55 лет.

http://pravmir.ru/russkaya-pravoslavnaya...

«Таким образом, у нас уже есть два защитных механизма. Первый — это консенсус. Второй — то, что на Собор не будут выноситься какие-то несогласованные вопросы, — подчеркнул митрополит Волоколамский Иларион. — Есть еще и третий: никакие поправки в документы не могут быть приняты, если они не принимаются единогласно. При такой системе защитных механизмов можно ли еще говорить о каких-либо рисках для нашей Церкви, касающихся участия во Всеправославном Соборе? Как кажется, мы постарались все возможные подводные камни предвидеть и принять такие решения, которые позволят нам с чистой совестью и со спокойной душой ехать на Всеправославный Собор». Председатель ОВЦС также напомнил, что по настоянию Русской Православной Церкви все документы готовящегося Соборабыли опубликованы. Все желающие могут ознакомиться с этими текстами. Они размещены, в частности, на Официальном сайте Русской Православной Церкви, на сайте Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата. Причем на сайте ОВЦС документы представлены на трех официальных языках Собора: русском, французском и греческом. А Регламент Собора представлен также и на английском языке. Тексты документов были розданы участникам прошедшего Архиерейского Собора Русской Православной Церкви, и в соборных Постановлениях говорится: «Члены Архиерейского Собора свидетельствуют, что в своем нынешнем виде проекты документов Святого и Великого Собора не нарушают чистоту православной веры и не отступают от канонического предания Церкви». «Святейший Патриарх в своем докладе на Архиерейском Соборе подробно рассказал о подготовке к Всеправославному Собору, осветил вкратце содержание каждого из документов и сказал об еще одной очень важной теме, которая для нас была ключевой при подготовке этого Собора, — продолжил владыка Иларион. — К сожалению, некоторые иерархиКонстантинопольского Патриархата из США и Канады (там есть украинские структуры, бывшие раскольники, которые в 1990-е годы были приняты в лоно Константинопольской Церкви) постоянно приезжают на Украину, встречаются с раскольниками и говорят, что Константинопольский Патриарх обязательно предоставит им автокефалию… Святейший Патриарх Кирилл прямо поставил этот вопрос на Собрании Предстоятелей, поскольку у нас было честное и братское общение, Предстоятели видели друг друга лицом к лицу и у нас не должно было оставаться никаких сомнений в отношении позиции, которая озвучивается».

http://pravoslavie.ru/90366.html

В храме молились многочисленные священнослужители, монашествующие и миряне. Богослужебные песнопения прозвучали в исполнении сводного хора певчих Московской городской епархии под управлением заслуженного артиста России А.А. Пузакова. Сводный хор образован из лучших певчих благочиний Москвы. На телеканалах «Союз» и «Спас» шла прямая трансляция богослужения. На малом входе, в соответствии с пунктом 2.2.4 Положения о наградах Русской Православной Церкви, которое было принято на прошедшем Архиерейском Соборе, гласящим: «Право ношения второй панагии принадлежит в пределах их канонических уделов главам Японской Автономной Церкви, Самоуправляемых Православной Церкви в Молдове, Латвийской Православной Церкви, Эстонской Православной Церкви, Белорусского экзархата, Митрополичьего округа в Республике Казахстан, Среднеазиатского митрополичьего округа, а также председателю Архиерейского Синода Русской Зарубежной Церкви», права ношения второй панагии были удостоены: митрополит Токийский и всея Японии Даниил; митрополит Кишиневский и всея Молдовы Владимир; митрополит Рижский и всея Латвии Александр; митрополит Таллинский и всея Эстонии Корнилий; митрополит Минский и Заславский Павел, Патриарший экзарх всея Беларуси; митрополит Астанайский и Казахстанский Александр, глава Митрополичьего округа в Республике Казахстан; митрополит Ташкентский и Узбекистанский Викентий, глава Среднеазиатского митрополичьего округа. Митрополит Восточно-Американский и Нью-Йоркский Иларион, председатель Архиерейского Синода Русской Зарубежной Церкви, был удостоен Святейшим Патриархом Кириллом права ношения второй панагии в июне с.г. в дни проведения Архиерейского Собора Русской Православной Церкви Заграницей «в ознаменование 10-летия подписания Акта о каноническом общении и во внимание к ревностным трудам по упрочению обретенного духовного единства». В соответствии с новым Положением о наградах, согласно пункту 2.2.1 («Возведение в сан архиепископа и возведение в сан митрополита определяются местом служения. Митрополит — это архиепископ главного города митрополии и митрополит области. Архиепископ — епархиальный архиерей города и области, не входящих в митрополию»), Патриарх Кирилл возвел в сан архиепископа: епископа Благовещенского и Тындинского Лукиана; епископа Кызыльского и Тывинского Феофана; епископа Биробиджанского и Кульдурского Ефрема; епископа Махачкалинского и Грозненского Варлаама; епископа Владикавказского и Аланского Леонида; епископа Горноалтайского и Чемальского Каллистрата; епископа Анадырского и Чукотского Матфея.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

И как важно понять это нам, русским людям, прошедшим через катастрофу революции, гражданской войны, многих лет безбожия! Как важно понять всему нашему многонациональному народу эту великую истину: если будем жить по слову Божьему, ожидая Его пришествия, то мир станет другим. Господь найдет здесь Своих учеников и каждого, кто потрудился на сей спасительной ниве, сопричтет к Своему Небесному Царству. Всех вас, мои дорогие владыки, отцы, братия и сестры, поздравляю с этим замечательным праздником. Желаю вам помощи Божией в вашей жизни, в укреплении веры православной, в проповеди о своей вере и словом, и делом, в утверждении вечных и неизменных христианских ценностей в жизни нашего народа. Я хотел бы сердечно поблагодарить Вас, Ваше Высокопреосвященство, за Ваши добрые слова; всех дорогих владык — за возможность вместе с Вами совершить Божественную литургию в Троицком соборе Александро-Невской лавры. Вчера было совершено освящение храма в здании Святейшего Правительствующего Синода, в котором также, по указанию Президента и по желанию Премьер-министра нашей страны, Русской Православной Церкви выделены исторические помещения для проведения заседаний Священного Синода. Вчера состоялось первое такое заседание, и на нем два клирика Русской Церкви были избраны во епископов. Одного из них мы сегодня рукоположили здесь, восстановив тем самым дореволюционный обычай, когда наречение избранного Синодом в архипастыри совершалось в храме Святейшего Правительствующего Синода, как то вчера и произошло, и когда рукоположение нареченного совершалось в Троицком соборе Александро-Невской лавры, который на протяжении почти двухсот лет был купелью для духовного крещения, получения архиерейской благодати почти всех архиереев Русской Православной Церкви. В течение последних двух с лишним десятилетий архиерейские хиротонии здесь не совершались, однако те, кто сегодня возлагал руки на рукополагаемого епископа, включая и Патриарха, получили хиротонию именно в этом святом храме. И для многих из нас это событие было очень трогательным: оно воскресило в памяти наши собственные архиерейские хиротонии, согрело сердце священными воспоминаниями.

http://patriarchia.ru/db/text/659322.htm...

После подписания Акта Святейший Патриарх, митрополит Лавр и Президент России обратились к присутствующим в храме, среди которых находились многочисленные клирики и миряне Русской Зарубежной Церкви из Австралии, Германии, Канады, Новой Зеландии, США, Франции, Швейцарии и других стран. За последовавшей затем Божественной литургией Святейшему Патриарху сослужили   члены Священного Синода Русской Православной Церкви; архиереи Русской  Зарубежной Церкви, архиереи — члены Комиссии Московского Патриархата по диалогу с Русской Зарубежной Церковью. После Божественной литургии в Храме Христа Спасителя Святейший Патриарх открыл выставку «Русская Православная Церковь в XX-XXI веках» , приуроченную к подписанию Акта о каноническом общении. Торжества завершились Патриаршим приемом в трапезных палатах Храма Христа Спасителя. 19 мая 2007 года Святейший Патриарх совершил освящение храма в честь Воскресения Христова и Новомучеников и Исповедников Российских на Бутовском полигоне и Божественную литургию в сослужении собора иерархов, в том числе архиереев Русской Зарубежной Церкви, а также представителей Поместных Православных Церквей. В тот же день по приглашению Президента В.В. Путина в Грановитой Палате Московского Кремля по случаю подписания Акта о каноническом общении состоялся торжественный прием, в котором приняли участие Святейший Патриарх Алексий и члены Священного Синода, Преосвященный митрополит Лавр и члены Архиерейского Синода Русской Зарубежной Церкви, а также иерархи, клирики и миряне Русской Православной Церкви, представители государственной власти. 20 мая 2007 года иерархи и клирики Русской Зарубежной Церкви сослужили Святейшему Патриарху в Успенском соборе Московского Кремля. 21 мая 2007 года Преосвященный митрополит Лавр отбыл из Москвы с паломнической поездкой по городам России и Украины. В частности, 23-25 мая председатель Архиерейского  Синода Русской Зарубежной Церкви посетил Курск и Киев. 24 мая в день памяти святых равноапостольных Кирилла и Мефодия Блаженнейший митрополит Киевский и всея Украины Владимир и Преосвященный митрополит Лавр совершили Божественную литургию в Успенском соборе Киево-Печерской Лавры. Затем Преосвященный митрополит Лавр посетил Почаевскую Успенскую Лавру.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1205505...

Статья 2. Предназначение церковных судов Церковные суды предназначены для восстановления нарушенного порядка и строя церковной жизни и призваны способствовать соблюдению священных канонов и иных установлений Православной Церкви. Статья 3. Делегированный характер церковного судопроизводства 1.Полнота судебной власти в Русской Православной Церкви принадлежит Архиерейскому Собору Русской Православной Церкви, именуемому в дальнейшем тексте настоящего Положения «Архиерейский Собор». Судебная власть в Русской Православной Церкви осуществляется также Священным Синодом Русской Православной Церкви, именуемым в дальнейшем тексте настоящего Положения «Священный Синод», и Патриархом Московским и всея Руси. Осуществляемая Высшим общецерковным судом судебная власть проистекает из канонической власти Священного Синода и Патриарха Московского и всея Руси, которая делегируется Высшему общецерковному суду. 2.Полнота судебной власти в епархиях принадлежит епархиальным архиереям. Епархиальные архиереи самостоятельно принимают решения по делам о совершении церковных правонарушений в случае, если данные дела не требуют исследования. Если дело требует исследования, епархиальный архиерей передает его в епархиальный суд. Осуществляемая в данном случае епархиальным судом судебная власть проистекает из канонической власти епархиального архиерея, которую епархиальный архиерей делегирует епархиальному суду. Статья 4. Единство судебной системы Русской Православной Церкви Единство судебной системы Русской Православной Церкви обеспечивается: Статья 5. Язык церковного судопроизводства. Закрытый характер рассмотрения дел в церковном суде 1.Церковное судопроизводство на Архиерейском Соборе и в Высшем общецерковном суде ведется на русском языке. 2.Рассмотрение дел в церковном суде является закрытым. Статья 6. Правила наложения канонического прещения (наказания). Примирительная процедура урегулирования разногласий 1.Каноническое прещение (наказание) должно побуждать члена Русской Православной Церкви, совершившего церковное правонарушение, к покаянию и исправлению.

http://mospat.ru/ru/documents/87588-obsh...

17 мая 2007 года в праздник Вознесения Господня в Москве, в Храме Христа Спасителя, состоялось подписание Святейшим Патриархом Алексием и Преосвященным митрополитом Лавром Акта о каноническом общении, которым было восстановлено единство в Поместной Русской Православной Церкви. При этом торжественном событии присутствовали Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин, государственные и общественные деятели. После подписания Акта Святейший Патриарх, митрополит Лавр и Президент России обратились к присутствующим в храме, среди которых находились многочисленные клирики и миряне Русской Зарубежной Церкви из Австралии, Германии, Канады, Новой Зеландии, США, Франции, Швейцарии и других стран. За последовавшей затем Божественной литургией Святейшему Патриарху сослужили члены Священного Синода Русской Православной Церкви; архиереи Русской Зарубежной Церкви, архиереи — члены Комиссии Московского Патриархата по диалогу с Русской Зарубежной Церковью. После Божественной литургии в Храме Христа Спасителя Святейший Патриарх открыл выставку «Русская Православная Церковь в XX-XXI веках», приуроченную к подписанию Акта о каноническом общении. Торжества завершились Патриаршим приемом в трапезных палатах Храма Христа Спасителя. 19 мая 2007 года Святейший Патриарх совершил освящение храма в честь Воскресения Христова и Новомучеников и Исповедников Российских на Бутовском полигоне и Божественную литургию в сослужении собора иерархов, в том числе архиереев Русской Зарубежной Церкви, а также представителей Поместных Православных Церквей. В тот же день по приглашению Президента В.В. Путина в Грановитой Палате Московского Кремля по случаю подписания Акта о каноническом общении состоялся торжественный прием, в котором приняли участие Святейший Патриарх Алексий и члены Священного Синода, Преосвященный митрополит Лавр и члены Архиерейского Синода Русской Зарубежной Церкви, а также иерархи, клирики и миряне Русской Православной Церкви, представители государственной власти. 20 мая 2007 года иерархи и клирики Русской Зарубежной Церкви сослужили Святейшему Патриарху в Успенском соборе Московского Кремля.

http://sedmitza.ru/lib/text/429919/

Он создал предпосылки для перемен в государственном законодательстве в отношении религии, которые и произошли в 1990 году, с принятием новых российского и союзного законов о свободе вероисповеданий. Проводимый в год тысячелетия крещения Руси Поместный Собор привлек к Русской Православной Церкви самое широкое внимание общественности не только Советского Союза, но и мировой. Одним из главнейших деяний Собора явилось обсуждение и принятие нового устава Русской Православной Церкви, взамен устаревшего «Положения об управлении Русской Православной Церковью», принятого на Поместном Соборе 1945 года с изменениями, внесенными Архиерейским Собором 1961 года. Важнейшие изменения претерпело управление приходами. Проведенная в 1961 году реформа приходского управления полностью отстранила духовенство от участия в хозяйственных делах приходов, создала ненормальное положение, когда вопросы материального состояния Церкви зачастую решали люди неверующие. На Поместном Соборе 1988 года последствия этой реформы были признаны отрицательными. Архиепископ Смоленский и Вяземский Кирилл отметил, что «поправки к «Положению», сделанные в 1961 году, были продиктованы не внутренними потребностями Церкви, а той сложной внешней ситуацией, в которой оказалась наша Церковь в конце 50-х – начале 60-х годов. «Реформа 1961 года» по существу оказалась несостоятельной и обратилась внутренними нестроениями в Церкви» . В 1988 году духовенству была вновь возвращена возможность активного участия в финансово-хозяйственной стороне жизни приходов, что нашло отражение и в принятом на Соборе новом Уставе. Необходимо отметить, что наряду со многими положительными изменениями в Уставе 1988 года были сохранены некоторые пункты реликтового характера, играющие, однако, весьма важную роль в жизни Церкви. Так, например, в числе требований к кандидату в Патриархи в качестве обязательного называлось, чтобы он был гражданином СССР . В связи с этим в 1990 году, во время выборов нового Патриарха, не была принята к голосованию кандидатура митрополита Сурожского Антония, пользовавшегося большим авторитетом у части епископата. Причиной было именно то, что глава приходов Русской Православной Церкви в Великобритании не был гражданином СССР.

http://bogoslov.ru/article/3960431

12 июня 2008 г. на официальном портале Украинской Православной Церкви прошла веб-конференция архимандрита Кирилла (Говоруна). На ней прозвучал вполне резонный в нынешней украинской ситуации вопрос: «Отец Кирилл, вы можете перечислить перечень вопросов, которые Украинская Православная Церковь никак не может решить без согласования с Русской Православной Церковью даже на своей территории?» На что архимандрит Кирилл, ответил: «Мне не приходит на ум ни одного вопроса, который бы относился к жизни Украинской Православной Церкви, и который она не могла бы решить самостоятельно». И действительно, будто в подтверждение этих слов, на сайте Украинской Православной Церкви появилось сообщение , что новая версия Статута после утверждения Предстоятелем Украинской Православной Церкви зарегистрирована в государственных органах. Оказалось, что на самом деле Собор епископов Украинской Православной Церкви принял не «проект в целом», а полноценный действующий Статут. Более того, ни в одном информационном сообщении, посвященном утверждению Статута Митрополитом Киевским и всея Украины Владимиром, не было сказано, что Статут одобрен Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием. Искренне хочется надеяться, что подобный казус в деле внесения изменений в основной документ об управлении Украинской Православной Церкви стал лишь следствием невнимательности исполнителей, но никак не свидетельством того, что Украинская Православная Церковь готова рассматривать свое существование вне правового контекста Матери-Церкви. Как верно заметил преосвященный епископ Переяслав-Хмельницкий Александр, в своей работе «Православие в посттоталитарной Украине (вехи истории)» , одним из негативных последствий стремления к автономизации Киевской митрополии в начале 90-х годов прошлого столетия стала потеря «подотчетности в своих действиях Святейшему Патриарху и Синоду Русской Церкви» тогдашним митрополитом Киевским Филаретом и абсолютизация им своей власти. Не последняя роль в том процессе была отведена Уставу об управлении Украинской Православной Церкви, принятому на первом Соборе Украинской Православной Церкви 22-23 октября 1990 года. Дальнейшая судьба митрополита Филарета известна всем. Но многие спорные положения того Устава остались и в новой редакции Статута. Будем надеяться, что все они будут исправлены и приведены в соответствие с Уставом Русской Православной Церкви и определениями Архиерейских Соборов Русской Православной Церкви, под которыми стоят подписи, в том числе, всех украинских епископов.

http://bogoslov.ru/article/304770

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010