Священный Синод принял обращение к православным христианам Украины, пребывающим вне единства со Святой Церковью. Священный Синод постановил митрополичий округ в составе епархий Русской Православной Церкви, находящихся на территории Республики Казахстан, именовать «Митрополичий округ Русской Православной Церкви в Республике Казахстан». Главе Митрополичьего округа Русской Православной Церкви в Республике Казахстан именоваться Преосвященным Астанайским и Казахстанским. Священный Синод одобрил Устав Республиканского религиозного объединения «Митрополичий округ Русской Православной Церкви в Республике Казахстан», а также Внутреннее положение о Митрополичьем округе Русской Православной Церкви в Республике Казахстан, с последующим утверждением этих документов на Архиерейском Соборе. Соответствующие поправки к Уставу Русской Православной Церкви будут представлены на рассмотрение очередного Архиерейского Собора . Священный Синод заслушал доклад председателя Отдела внешних церковных связей митрополита Волоколамского Илариона о его участии в паломнической поездке к святыням Каппадокии. Заслушав доклад митрополита Волоколамского Илариона о назначении представителей Русской Православной Церкви на XII пленарное заседание Смешанной международной комиссии по богословскому диалогу между Православными Церквами и Римско-Католической Церковью, которое состоится в Вене 20–27 сентября 2010 года, Священный Синод утвердил следующий состав делегации Русской Православной Церкви: митрополит Волоколамский Иларион, председатель Отдела внешних церковных связей — глава делегации; протоиерей Валентин Асмус, профессор Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета; архимандрит Кирилл (Говорун), первый заместитель председателя Учебного комитета — консультант. Заслушав доклад председателя Отдела внешних церковных связей об участии представителей Русской Православной Церкви в V Всемирном саммите религиозных лидеров, приуроченном к встрече «Группы восьми» и «Группы двадцати», Священный Синод выразил удовлетворение результатами саммита, состоявшегося 21–23 июня 2010 года в Виннипеге (Канада), и счел полезным продолжение участия Русской Православной Церкви в межрелигиозных форумах, проводимых в преддверии саммитов «Группы восьми» и «Группы двадцати».

http://e-vestnik.ru/docs/sostoyalos_zase...

Однако в целом Собор был переломным этапом в новейшей истории Русской Православной Церкви. Были приняты решения об активизации работы в сфере духовного образования, издательской деятельности Церкви. Важным событием явилось прославление на Поместном Соборе 1988 года целой группы новых святых, впервые за весь советский период. В лике святых были прославлены благоверный князь Димитрий Донской (1350–1380), преподобный Андрей Рублев (1360 – I-я половина XV века), преподобный Максим Грек (1470–1556), святитель Макарий Московский (1482–1563), преподобный Паисий Величковский (1722–1794), блаженная Ксения Петербургская (1732 – нач. XIX в.), святитель Игнатий Брянчанинов (1807–1967), преподобный Амвросий Оптинский (1812 – 1891), святитель Феофан Затворник (1815–1894). До этого на Поместном Соборе 1917–1918 гг. были причислены к лику святых святители Софроний Иркутский и Иосиф Астраханский. За все же остальное время советского периода Русской Православной Церковью были прославлены только двое святых – святитель Иннокентий (Вениаминов) и Николай, архиепископ Японский. Причем важно отметить, что в обоих случаях инициатива канонизации исходила не непосредственно от Русской Православной Церкви, но шла из зарубежья. В первом случае инициатором канонизации выступил Священный Синод Православной Церкви в Америке, во втором – Собор Православной миссии в Японии. Поэтому прославление на Поместном Соборе 1988 года целой группы святых стало большим событием для Русской Православной Церкви . На Поместном Соборе 1988 года, пусть и не совсем прямо, в выступлении митрополита Сурожского Антония прозвучали и слова о необходимости прославления новомучеников и исповедников ХХ века. Он сказал тогда: «Единственные люди, которые молчат о том, что только героическая верность и стойкость тысяч неизвестных людей спасла  Церковь от совершенного разрушения – это мы. И мы могли бы хоть какой-нибудь фразой в нашем Послании, не говоря о новомучениках, не употребляя таких слов, которые, может быть, оскорбят чей-то слух, указать на то, что мы благодарим Бога, что за все ХХ столетие в Русской Православной Церкви оказались свидетели веры, которые до крови, до плахи, до жизни, до муки сумели остаться верными Христу, Который искупил их и спас, и этим они прибавили к сиянию и святости в Русской Церкви» . По тем временам это были смелые слова, проблему гонений на Церковь со стороны безбожной власти было принято обходить. И это был уже шаг на пути к Архиерейскому Собору 2000 года, официально прославившему новомучеников и исповедников Российских.

http://bogoslov.ru/article/3960431

Параллельно с выработкой общесоюзного закона аналогичный закон разрабатывался государственными органами РСФСР. Российский закон «О свободе вероисповеданий» был принят 25 октября 1990 г. на заседании Верховного Совета РСФСР во главе с Б.Н. Ельциным. Российский закон упразднил Совет по делам религий, сделал возможным преподавание религиозных дисциплин в государственных учебных заведениях. Однако вопреки позиции Поместного Собора ни общесоюзный, ни республиканский законы не предоставили Русской Церкви как единой организации статус юридического лица, о чем с сожалением свидетельствовал Архиерейский Собор Русской Православной Церкви 25-27 октября 1990 г. (разрешить эту проблему удалось только при принятии нового Закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» в 1997 г.). В связи с изменениями в государственном законодательстве необходимо было срочно внести изменения в Устав Русской Православной Церкви и разработать уставы ее структурных подразделений. На октябрьском 1990 г. заседании Священного Синода митрополиту Кириллу поручили возглавить синодальную комиссию по изменению Устава Русской Православной Церкви, а вместе с ним и уставов Патриархии, типовых уставов епархиальных управлений, ставропигиальных и епархиальных монастырей, духовных школ и общецерковных производственных предприятий (опыт работы над базовыми каноническими документами у митрополита Кирилла уже был: в 1988 г. он представил на Юбилейном Соборе проект подготовленного им Устава Русской Православной Церкви, который был принят, в октябре 1989 г. Священный Синод поручил митрополиту Кириллу разработать раздел Устава об управлении Русской Православной Церкви, касающийся статуса и деятельности Экзархатов; раздел был одобрен на Поместном Соборе Русской Православной Церкви 1990 г.). В январе 1991 г. митрополит Кирилл представил Священному Синоду проект Гражданского устава Русской Православной Церкви в связи с новым законодательством СССР. Синод постановил проект одобрить и предпринять шаги для регистрации Устава (30 мая 1991 г. Патриарху Алексию II вручили свидетельство о регистрации Гражданского устава Русской Православной Церкви). В марте и июне того же года митрополит Кирилл представил Синоду поправки к гражданским уставам епархий, монастырей и приходов Русской Православной Церкви, поправки были одобрены.

http://patriarch.patriarchia.ru/zakonotv...

На том же Собрании большинством Предстоятелей Поместных Православных Церквей было одобрено решение созвать Святой и Великий Собор Православной Церкви 18-27 июня 2016 года на Крите. Однако данное решение, как и Регламент Собора, а также проект соборного документа «Таинство Брака и препятствия к нему», не было подписано делегацией Антиохийской Православной Церкви. Последний документ не был подписан также делегацией Грузинской Православной Церкви. Обе упомянутые Церкви указали на наличие серьезных оснований для своего решения. Тем не менее, Русская Православная Церковь ради успешного продвижения к созыву Собора сочла возможным подписать вышеупомянутые документы, выразив при этом как на самом Собрании, так и в последующей переписке со Святейшим Патриархом Константинопольским Варфоломеем уверенность в необходимости предпринять в оставшееся до Собора время энергичные усилия (в том числе в рамках деятельности учрежденного Собранием Всеправославного секретариата) по поиску общеправославного согласия в отношении документов, не подписанных одной или двумя Поместными Церквами, что позволило бы осуществить созыв Собора. По не зависящим от Русской Православной Церкви причинам дальнейшего общеправославного обсуждения сложившейся ситуации предпринято не было. Архиерейский Собор Русской Православной Церкви, состоявшийся 2-3 февраля 2016 года, одобрил позицию делегации Русской Православной Церкви на Собрании Предстоятелей Поместных Православных Церквей в Шамбези и в других предсоборных органах, выразил удовлетворение внесением необходимых изменений и дополнений в проекты документов Святого и Великого Собора и, в целом предварительно одобрив их, поручил Священному Синоду сформировать делегацию Русской Православной Церкви для участия во Всеправославном Соборе, что было исполнено Священным Синодом в апреле 2016 года. Архиерейский Собор призвал полноту Русской Православной Церкви «к сугубой молитве, дабы Господь явил Свою волю членам предстоящего Святого и Великого Собора Православной Церкви и чтобы его проведение укрепило единство Православия, послужило ко благу Церкви Христовой, к славе Божией, к сохранению неповрежденной православной веры».

http://pravoslavie.ru/94245.html

7. Мученики и исповедники, отдававшие свою жизнь за Христа и Его Церковь, в изобилии были как среди принявших " Декларацию " , так и среди отвергавших ее. Из тех и других многие ныне причислены к лику святых. Действия митрополита Сергия, которые вызывали и вызывают так много споров, были, несомненно, продиктованы поиском путей сохранения церковной жизни в наступившей переломной эпохе, в небывало тяжелых условиях. " Трагедия митрополита Сергия заключается в том, что он пытался " под честное слово " договориться с преступниками, дорвавшимися до власти " 8. Как в зарубежной части Русской Церкви, так - что особенно важно - и внутри России " Декларация " расценивалась церковным народом как болезненный, трагический компромисс, но не как свободный голос Христовой Церкви. 9. В полном согласии с церковным, святоотеческим учением об отношении Церкви и мирской власти сформулированы соответствующие главы документа, принятого на Архиерейском соборе Русской Православной Церкви Московского Патриархата (август 2000 года) и вскоре получившего положительную оценку на Архиерейском Соборе Русской Зарубежной Церкви (октябрь 2000 года). Основы социальной концепции Русской Православной Церкви в ряде положений ясно указывают принципы церковного подхода к взаимоотношениям Церкви и государства. В частности, здесь говорится о том, что Церковь при определенных обстоятельствах должна призвать к гражданскому неповиновению. " Основы " содержат мысли, принципиально отличающиеся от тех, что выражены в " Декларации " . Сопоставляя " Декларацию " с Основами социальной концепции, митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл на Архиерейском Соборе в октябре 2004 года отметил: " Свободный голос Церкви, с особенной отчетливостью прозвучавший в этом соборном документе ( " Основах " ), даёт возможность взглянуть по-новому на " Декларацию " . При всем понимании того, что курс отношения к государству, который был избран в 1927 году, обосновывался побуждениями сохранить возможность легального существования Церкви, - этот курс Собором Русской Православной Церкви авторитетно был признан не соответствующим подлинной норме церковно-государственных отношений. Эпохе церковной несвободы пришел конец " .

http://sedmitza.ru/lib/text/429886/

На состоявшемся 9 июля 1990 года в Киеве совещании епископата Украинской Православной Церкви было принято Обращение к Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II и Священному Синоду Русской Православной Церкви, где со ссылкой на § 21 решений Поместного Собора 1990 года испрашивалась расширенная автономия для Украинской Православной Церкви. 10 июля 1990 года Священный Синод Украинской Православной Церкви одобрил это Обращение и оно было рассмотрено на заседании Священного Синода Русской Православной Церкви 20 июля того же года, который передал его на рассмотрение внеочередного Архиерейского Собора. 25-27 октября 1990 года Архиерейский Собор Русской Православной Церкви принял следующее решение относительно статуса Украинской Православной Церкви: 1. Украинской Православной Церкви предоставляется независимость и самостоятельность в ее управлении. 2. В связи с этим наименование «Украинский экзархат» упраздняется. 3. Предстоятель Украинской Православной Церкви избирается украинским епископатом и благословляется Святейшим Патриархом Московским и всея Руси. 4. Предстоятель Украинской Православной Церкви носит титул «Митрополит Киевский и всея Украины». 5. Митрополиту Киевскому и всея Украины в пределах Украинской Православной Церкви усвояется титул «Блаженнейший». 6. Митрополит Киевский и всея Украины имеет право ношения двух панагий и предношения креста во время богослужения. 7. Синод Украинской Православной Церкви избирает и поставляет правящих и викарных архиереев, учреждает и упраздняет кафедры в пределах Украины. 8. Митрополит Киевский и всея Украины, как Предстоятель Украинской Православной Церкви, является постоянным членом Священного Синода Русской Православной Церкви. (Определение Архиерейского Собора Русской Православной Церкви 25-27 октября 1990 г. Об Украинской Православной Церкви) . 28 октября 1990 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси в киевском соборе Святой Софии провозгласил независимость и самостоятельность в управлении Украинской Православной Церкви.

http://bogoslov.ru/article/269165

«1. Подтвердить статус независимости и самостоятельности Украинской Православной Церкви, получившей права широкой автономии по Определению Архиерейского Собора Русской Православной Церкви в 1990 году. 2. Выразить надежду на скорейшее уврачевание расколов и объединение всех православных Украины в лоне единой Церкви. 3. Считать необходимым через братское взаимодействие и консультации с другими Поместными Церквами содействовать достижению общеправославного согласия по вопросу провозглашения и признания автономии Украинской Православной Церкви, каковое должно иметь место в связи с реальными достижениями в деле преодоления раскола. 4. Считать пункты 4, 8 и 9 главы VIII Устава Русской Православной Церкви, принятого на настоящем Соборе, не относящимися к Украинской Православной Церкви. В вопросах, предусмотренных данными пунктами, руководствоваться нормами Патриаршего Томоса 1990 года. 5. Свидетельствовать, что Украинская Православная Церковь достойно совершает свое служение, восстанавливая храмы и монастыри, возрождая церковную жизнь в ее многообразных формах. Считать важным всецелое сохранение за Украинской Православной Церковью ее имущества и финансовой самостоятельности, служащих материальной основой ее благоуспешных трудов». В новом Уставе Русской Православной Церкви, принятом на том же Соборе, появился особый раздел «Самоуправляемые Церкви», где подробно излагались законодательные основы существования Автономных Церквей в структуре Русской Православной Церкви. Юбилейный Архиерейский Собор 2000 года принял также особое определение по Уставу Русской Православной Церкви, в котором говорилось, что необходимо «привести в соответствие с данным Уставом гражданский Устав Русской Православной Церкви и все гражданские и внутренние уставы ее канонических подразделений». Таким образом, все Самоуправляемые Церкви, входящие в состав Московского Патриархата, и являющиеся согласно § 2 нового Устава Русской Православной Церкви каноническими подразделениями Московского Патриархата, должны были привести свои уставы в соответствие с новым Уставом РПЦ.

http://e-vestnik.ru/analytics/ukrainskiy...

25-27 октября года в московском Свято-Даниловом монастыре собрался Архиерейский собор Русской Православной Церкви. В числе вопросов, предложенных на рассмотрение иерархов, главным в повестке дня значился вопрос о предоставлении Украинской Православной Церкви независимости и самостоятельности в управлении. В итоге обсуждения проблемы нового статуса УПЦ Собором было определено следующее: «1. Украинской Православной Церкви предоставляется независимость и самостоятельность в ее управлении. 2. В связи с этим наименование «Украинский Экзархат» упраздняется. 3. Предстоятель Украинской Православной Церкви избирается украинским епископатом и благословляется Святейшим Патриархом Московским и всея Руси. 4. Предстоятель Украинской Православной Церкви носит титул «Митрополит Киевский и всея Украины». 5. Митрополиту Киевскому и всея Украины в пределах Украинской Православной Церкви усвояется титул «Блаженнейший». 6. Митрополит Киевский и всея Украины имеет право ношения двух панагий и предношения креста во время богослужения. 7. Синод Украинской Православной Церкви избирает и поставляет правящих и викарных архиереев, учреждает и упраздняет кафедры в пределах Украины. 8. Митрополит Киевский и всея Украины, как Предстоятель Украинской Православной Церкви, является постоянным членом Священного Синода Русской Православной Церкви. 9. Настоящее Определение Архиерейского Собора Русской Православной Церкви подлежит утверждению Поместным Собором Русской Православной Церкви с внесением соответствующих изменений в Устав об управлении Русской Православной Церкви» Следует отметить, что Поместный Собор Русской Церкви, который должен окончательно утвердить решение епископата о независимости УПЦ пока еще не собирался. Уже 28 октября 1990 года, на следующий день после состоявшегося Собора Патриарх Московский и всея Руси Алексий II прибыл в Киев для того, чтобы торжественно объявить о независимости Украинской Церкви, даруемой ради преодоления раскола и водворения мира церковного. В день приезда Патриарх Алексий совершил Божественную литургию в Софийском соборе Киева Древнейшая кафедра Предстоятелей Русской Церкви Софийский собор в годы советской власти была обращена в музей-заповедник. Ранее власти уже предоставляли храм в распоряжение раскольников, совершивших в нем свое «богослужение» после лже-собора УАПЦ в июне 1990 года. Понимая, что передача собора в руки какой-либо одной конфесии чревата новыми конфликтами на религиозной почве, правительство Украины распорядилось сохранить за Софийским храмом музейный статус. Решено было предоставлять его лишь на время для праздничных богослужений как канонической Украинской Православной Церкви, так и раскольникам. Последнее обстоятельство не могло не опечалить православных. Тем не менее, для Патриаршей службы Свято-Софийский храм был 28 октября открыт. Перед началом литургии Первосвятитель даровал митрополиту Филарету грамоту о независимости Украинской Церкви.

http://sedmitza.ru/lib/text/440067/

ФЕВРАЛЬ 1. Годовщина интронизации Святейшего Патриарха Кирилла. Литургия в Храме Христа Спасителя. Возведение епископа Липецкого и Елецкого Никона в сан архиепископа. 2. Открытие Архиерейского Собора Русской Православной Церкви в Храме Христа Спасителя. 3. Второй день работы Архиерейского Собора. 4. Третий день работы Освященного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви. Завершение Собора . 12. Предстоятелю Русской Православной Церкви присуждена премия «Фемида» . 15. Сретение. Литургия в Храме Христа Спасителя. 16. Встреча с губернатором Иркутской области Д.Ф. Мезенцевым в Чистом переулке. 17. Совещание руководителей Синодальных учреждений Русской Православной Церкви в Красном зале палат Храма Христа Спасителя. 18. Встреча с Чрезвычайным и Полномочным Послом Республики Филиппины в Российской Федерации Виктором Гарсиа III в резиденции в Чистом переулке. 20. Неделя о блудном сыне. Хиротония архимандрита Севастиана (Осокина) во епископа Карагандинского и Шахтинского в Храме Христа Спасителя. 21. Соболезнование Президенту Эстонии Т.Х. Ильвесу в связи с гибелью воспитанников детского дома. 22. Подписание Соглашения о сотрудничестве между Федеральной службой исполнения наказаний и Русской Православной Церковью, состоявшееся в рабочей Патриаршей резиденции в Чистом переулке. 25. Праздник Иверской иконы Божией Матери и день памяти святителя Московского Алексия. Литургия в Богоявленском кафедральном соборе г. Москвы. 27. Неделя мясопустная, о Страшном Суде, и день памяти св. равноап. Кирилла, учителя Словенского. Великое освящение храма в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали» в Марьине и Литургия в новоосвященном храме. МАРТ 1. Второе заседание Координационного комитета по поощрению социальных, образовательных, информационных, культурных и иных инициатив под эгидой Русской Православной Церкви в Красном зале Храма Христа Спасителя. 2. Встреча с Чрезвычайным и Полномочным Послом Государства Израиля в Российской Федерации госпожой Дорит Голендер в Чистом переулке.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1394801...

ФЕВРАЛЬ 1. Годовщина интронизации Святейшего Патриарха Кирилла. Литургия в Храме Христа Спасителя. Возведение епископа Липецкого и Елецкого Никона в сан архиепископа. 2. Открытие Архиерейского Собора Русской Православной Церкви в Храме Христа Спасителя. 3. Второй день работы Архиерейского Собора. 4. Третий день работы Освященного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви. Завершение Собора . 12. Предстоятелю Русской Православной Церкви  присуждена премия «Фемида» . 15. Сретение. Литургия в Храме Христа Спасителя. 16. Встреча с губернатором Иркутской области Д.Ф. Мезенцевым в Чистом переулке. 17. Совещание  руководителей Синодальных учреждений Русской Православной Церкви в Красном зале палат Храма Христа Спасителя. 18. Встреча  с Чрезвычайным и Полномочным Послом Республики Филиппины в Российской Федерации Виктором Гарсиа III b резиденции в Чистом переулке. 20. Неделя о блудном сыне. Литургия в Храме Христа Спасителя. Хиротония архимандрита Севастиана (Осокина) во епископа Карагандинского и Шахтинского 21. Соболезнование  Президенту Эстонии Т.Х. Ильвесу в связи с гибелью воспитанников детского дома. 22. Подписание Соглашения о сотрудничестве между Федеральной службой исполнения наказаний и Русской Православной Церковью, состоявшееся в рабочей Патриаршей резиденции в Чистом переулке. 25.  Праздник Иверской иконы Божией Матери и день памяти святителя Московского Алексия. Литургия в Богоявленском кафедральном соборе г. Москвы. 27. Неделя мясопустная, о Страшном Суде, и день памяти св. равноап. Кирилла, учителя Словенского. Великое освящение храма в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали» в Марьине и Литургия в новоосвященном храме. МАРТ 1. Второе заседание Координационного комитета по поощрению социальных, образовательных, информационных, культурных и иных инициатив под эгидой Русской Православной Церкви в Красном зале Храма Христа Спасителя. 2. Встреча с Чрезвычайным и Полномочным Послом Государства Израиль в Российской Федерации госпожой Дорит Голендер в Чистом переулке.

http://patriarchia.ru/db/text/1394799.ht...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010