Скажу несколько слов о побудительных причинах этой встречи и ее основных темах. Попутно отвечу на прозвучавшую критику. 1. Главной темой встречи, как уже неоднократно заявлялось, были гонения на христиан, развернувшиеся на Ближнем Востоке и в Северной Африке. Сегодня под угрозой находится само существование христианства там, где когда-то появилась Церковь Христова, где проповедовал Сам Господь и Его святые ученики. Христиане массово истребляются, изгоняются из своих домов, разрушаются древние святыни, оскверняются храмы и монастыри. По данным международных организаций, каждые пять минут в мире убивают христианина. За сутки – около трехсот человек, более 100 тысяч в год. Сегодня на христиан обрушились такие гонения, каких не было никогда. В Ираке проживало полтора миллиона христиан – осталось 150 тысяч; в Сирии из двух миллионов христиан осталось 500 тысяч. В Ливии христиан практически не осталось. В Нигерии зверствуют радикалы-фундаменталисты, убивая христиан, вырезая целые селения. То же самое происходит в Пакистане, в Афганистане, и при этом христиане не получают никакой защиты. Столь ужасающая ситуация стала причиной того, что Архиерейский Собор Русской Православной Церкви в 2013 году особо отметил, что «одобряет усилия Святейшего Патриарха и Священного Синода, направленные на поддержку наших братьев — христиан Ближнего Востока, испытывающих сегодня притеснения по религиозному признаку в связи с дестабилизацией политической обстановки в регионе. Защита христианского присутствия в регионе, а также прав и свобод христиан остается одним из важнейших направлений внешней церковной деятельности» (п. 62). Архиерейский Собор 2016 года постановил: Необходимо сделать все возможное, чтобы геноцид, развязанный против христиан экстремистами, кощунственно прикрывающими свои злодеяния религиозными лозунгами, прекратился. Архиерейский Собор призывает, чтобы 2016 год стал годом особых усилий, предпринимаемых в данном направлении (Постановления, п. 9). Именно в свете данных соборных решений необходимо рассматривать состоявшуюся в Гаване встречу, которая стала конкретным и очень действенным шагом во исполнение указанных постановлений. Те, кто утверждает, что Святейший Патриарх якобы не имел полномочий от Архиерейского Собора на встречу с Папой Римским, не только не правы, но и прямо противопоставляют себя соборным решениям Русской Православной Церкви.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

14 августа участники Собора обсудили доклад Святейшего Патриарха. Особое внимание в ходе дискуссии было уделено вопросу о статусе Украинской Православной Церкви (УПЦ) и межконфессиональным и церковно-государственным отношениям на Украине. По этой теме выступили архиепископ Львовский Августин (Маркевич), речь которого носила остропроблемный характер, а также митрополит Одесский Агафангел, архиепископы Винницкий Макарий (Свистун), Черкасский Софроний (Дмитрук), епископы Тульчинский Ипполит (Хилько), Каменец-Подольский Феодор (Гаюн), Белоцерковский Серафим (Зализницкий) и др. архипастыри, представлявшие УПЦ. Положение Православной Церкви в Эстонии осветил в своем выступлении архиепископ Таллинский и всея Эстонии Корнилий (Якобс). В дискуссии по его докладу прозвучал призыв к признанию правительством Эстонии Эстонской Апостольской Православной Церкви Московского Патриархата правовым субъектом, не прекращавшим своего существования в 1940 г. и неизменно действо-вавшим на территории Эстонии, приспосабливая свою структуру к обстоятельствам времени. Среди других тем, поднимавшихся при обсуждении доклада Святейшего Патриарха, были пастырская и духовническая практика, богословское образование, монашеская жизнь, отношение к межхристианским связям. На вечернем заседании председатель синодальной Комиссии по канонизации святых митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий (Поярков) представил доклад о прославлении Новых Мучеников и Исповедников Российских XX в., а также подвижников веры и благочестия, подвизавшихся в разные исторические эпохи, особо в докладе говорилось о прославлении императора Николая II и других Царственных Мучеников. В состоявшейся затем дискуссии в центре внимания оказался вопрос о канонизации императора и членов его семьи. Предложение о прославлении Царственных Мучеников поддержали митрополиты Ставропольский Гедеон (Докукин), Челябинский Иов (Тывонюк), Рязанский Симон (Новиков), архиепископы Львовский Августин, Астанайский Алексий (Кутепов), Псковский Евсевий (Саввин) и др. архипастыри. Сомнение в церковной пользе такого акта выразил только архиепископ Брюссельский Симон (Ишунин), который сказал, что вопрос о прославлении императора Николая II не объединяет, но разделяет его паству. После обстоятельной дискуссии Архиерейский юбилейный Собор единогласно принял решение прославить для общецерковного почитания в лике святых Собор Новомучеников и Исповедников Российских ХХ в., поименно известных и доныне миру не явленных, но ведомых Богу. С включением в Собор новомучеников ранее канонизированных местночтимых подвижников число прославленных новомучеников и исповедников составило более 1200; в результате соборной канонизации сонм русских святых по меньшей мере троекратно превзошел число русских святых, канонизированных ранее за всю историю Русской Церкви.

http://sedmitza.ru/lib/text/429349/

4. Процедура избрания на Собор делегатов от клира, монашествующих и мирян и их квота устанавливаются Архиерейским Собором. В исключительных случаях процедура избрания на Собор делегатов от клира, монашествующих и мирян и их квота устанавливаются Священным Синодом с последующим утверждением Архиерейским Собором. 5. Поместный Собор: а) истолковывает учение Православной Церкви на основе Священного Писания и Священного Предания, сохраняя вероучительное и каноническое единство с Поместными Православными Церквами; б) решает канонические, богослужебные, пастырские вопросы, обеспечивая единство Русской Православной Церкви, сохранение чистоты православной веры, христианской нравственности и благочестия; в) утверждает, изменяет, отменяет и разъясняет свои постановления, касающиеся церковной жизни, в соответствии с п. 5 пп. " а " , " б " настоящего раздела; г) утверждает постановления Архиерейского Собора, относящиеся к вероучению и каноническому устройству; д) канонизирует святых; е) избирает Патриарха Московского и всея Руси и устанавливает процедуру такого избрания; ж) определяет и корректирует принципы отношений между Церковью и государством; з) выражает в необходимых случаях озабоченность проблемами современности. 6. Председателем Собора является Патриарх Московский и всея Руси, в отсутствие Патриарха – Местоблюститель Патриаршего Престола. 7. Кворум Собора составляет 2/3 законно избранных делегатов, включая 2/3 архиереев от общего числа иерархов – членов Собора. 8. Собор утверждает повестку дня, программу, регламент проведения заседаний и свою структуру, а также избирает простым большинством присутствующих членов Собора Президиум, Секретариат и формирует необходимые рабочие органы. 9. Президиум Собора состоит из Председателя (Патриарха Московского и всея Руси или Местоблюстителя) и двенадцати членов в архиерейском сане. Президиум руководит заседаниями Собора. 10. Секретариат Собора состоит из Секретаря в архиерейском сане и двух помощников – клирика и мирянина. Секретариат несет ответственность за обеспечение членов Собора необходимыми рабочими материалами и за ведение протоколов заседаний. Протоколы подписываются Председателем, членами Президиума и Секретарем.

http://sedmitza.ru/lib/text/429415/

(...) 24. Освященный Собор выражает удовлетворение в связи с проведением первых заседаний Общецерковного суда Русской Православной Церкви. Представляется важным дальнейшее развитие церковно-судебной системы, в том числе учреждение епархиальных судов во всех епархиях Русской Православной Церкви. До окончания 2011 года всем епархиальным архиереям надлежит сообщить Святейшему Патриарху об образовании епархиального суда во исполнение норм, предусмотренных Положением о церковном суде Русской Православной Церкви. Решения о возможных исключениях будут приниматься Предстоятелем Русской Православной Церкви на основании рапортов епархиальных Преосвященных. О духовном окормлении заключенных (принято Архиерейским Собором Русской Православной Церкви 2011 г., определение «О вопросах внутренней жизни и внешней деятельности Русской Православной Церкви», п. 42) 42. Констатируя неизменно высокий уровень внимания, уделяемого епархиальными архиереями духовному окормлению заключенных, члены Архиерейского Собора призывают светские власти тех государств, где эта деятельность не получила ясного правового оформления, предпринять шаги по исправлению ситуации. Синодальному отделу по тюремному служению и аналогичным церковным учреждениям в Самоуправляемых Церквах надлежит вступить в диалог со светскими властями с целью урегулирования ситуации. Заслуживает положительной оценки инициированный Федеральной службой исполнения наказаний России проект по включению священнослужителей в работу исправительных учреждений на штатной основе. Эта инициатива требует активного участия епархиальных архиереев, которые, в частности, призваны определить священнослужителей, способных нести столь нелегкое послушание. О взаимодействии епархий с соответствующими профильными синодальными отделами в вопросах назначения штатного военного духовенства и духовенства для служения в учреждениях Федеральной службы исполнения наказаний 9 (циркулярное письмо Управляющего делами Московской Патриархии 01/5054 от 19 октября 2012 г.)

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/sobran...

" Второй момент сугубо практический. Знание традиционных религий, хорошее знание основ традиционных религиозных культур, это, конечно, лучшая прививка от экстремизма. Потому что когда ты это знаешь хорошо, тогда тебя сложнее сбить с толку какими-то псеворелигиозными новациями " , – пояснил В.Р. Легойда. " Поэтому мы находимся в постоянном диалоге с Министерством образования и рассчитываем на продолжение и углубление этой темы, но, повторю, с пониманием всех особенностей, которые существуют в образовательном процессе, – добавил председатель Синодального отдела. – Здесь нет никакого лоббизма церковных или религиозных интересов, здесь есть понимание того, каким должен быть современный молодой человек " . Архимандрит Савва напомнил, что последний очередной Архиерейский Собор состоялся в 2013 году, а Архиерейский Собор прошлого года был посвящен прежде всего конкретной теме – Собору, который тогда готовился на Крите. " Согласно Уставу, Собор должен собираться каждые 4 года, в первую очередь, чтобы осмыслить, что происходило в течение этого периода в Церкви, в ее внутренней жизни, в церковно-государственных, в церковно-общественных вопросах, вопросах взаимоотношений с другими Церквами, инославным сообществом. Это главные задачи Собора. Поэтому грядущий Собор будет рассматривать вопросы, связанные со всей палитрой тем, которыми живет Церковь " , – отметил заместитель управляющего делами Московской Патриархии. Собор рассмотрит документы, подготовленные Межсоборным присутствием. Этот совещательный орган, содействующий высшей церковной власти Русской Православной Церкви, ведет работу по осмыслению различных тем. Многие годы Межсоборное присутствие готовило, в частности, два документа – " Положение о монастырях и монашестве " и " О канонических аспектах церковного брака " . " Положение о монастырях и монашестве " перерабатывается и публично обсуждается с 2010 года. " В него вошли и размышления о современной монашеской жизни, в частности, такой момент как интернет в монастырях. Раньше его не было, а монастыри сейчас живут совсем в иных условиях, чем столетие назад " , – сказал отец Савва.

http://religare.ru/2_114363.html

Его Святейшеству, Кириллу, Патриарху Московскому и всея Руси Сердечно поздравляем Ваше возлюбленное Святейшество с достойным избранием на достославный Престол Автокефальной Русской Православной Церкви и желаем Вам от Всесвятого Гроба Господня всякого укрепления свыше в исполнении высокой миссии служения Русской Православной Церкви и единения русского народа. + Феофил III, Патриарх Иерусалимский   Святейший и Блаженнейший Католикос-Патриарх всея Грузии Илия II направил поздравительное послание Высокопреосвященнейшему митрополиту Кириллу в связи с избранием и наречением Святейшим Патриархом Московским и всея Руси. Текст поздравления приводится ниже. Ваше Святейшество! От имени Грузинской Православной Церкви и от себя лично сердечно поздравляю Вас и всю полноту Русской Православной Церкви с избранием Вас Патриархом Московским и всея Руси. Выражаем надежду, что Ваше Первосвятительское служение еще более укрепит братские узы между Русской и Грузинской Православными Церквами и между нашими народами и государствами. Желаем Вам всесильной помощи Божией в несении этого весьма ответственного высокого служения. Возносим молитвы о Вашем здоровии и благополучии. С братской любовью обнимаю Вас + Илия II, Католикос-Патриарх всея Грузии   Священный Синод Сербской Православной Церкви направил поздравительное послание Высокопреосвященнейшему митрополиту Кириллу в связи с избранием и наречением Святейшим Патриархом Московским и всея Руси. Текст послания приводится ниже. Его Святейшеству Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу Ваше Святейшество! Мы рады, что Поместный Собор Русской Православной Церкви, воистину вдохновленный Святым Духом, избрал в Вашем лице достойного наследника блаженной памяти Патриарха Алексия II и поставил Вас на престол славного Московского Патриархата, чтобы Вы светили с него ближним и дальним. От имени Его Святейшества Патриарха Сербского Павла, нашего Священного Архиерейского Синода и всего епископата, священства, монашества и верующих Сербской Православной Церкви поздравляем Вас с избранием Патриархом Русской Православной Церкви, восклицая: Достоин!

http://patriarchia.ru/db/text/545322.htm...

1990-е – 2000-е гг. стали для Русской Церкви периодом укрепления и роста. Если в 1991 г. в Русской Церкви было 12 тыс. приходов, 117 монастырей, 2 академии, 7 семинарий, то в 2000 г. число приходов Русской Церкви составляло 19 417, монастырей – 545, а также 5 академий, 2 института, 3 университета, 27 семинарий, 27 духовных училищ, 3 женских епархиальных училища. На Архиерейском Соборе 2008 г. патриарх Алексий II озвучил следующие цифры: 156 епархий, 196 архиереев, 29 141 приход, 30 544 священнослужителя, 769 монастырей (372 мужских, 397 женских). Также в Русской Православной Церкви к тому моменту было 5 духовных академий, 2 университета, 3 богословских института, 38 семинарий, 39 духовных училищ. Знаменательным событием тех лет стало обретение мощей святителя Тихона. В 1992 г. во время ремонта в Малом соборе Донского монастыря были проведены раскопки на предполагаемом месте его захоронения. Раскопки увенчались успехом – 5 апреля мощи святителя бы ли перенесены в Большой собор Донского монастыря. В 1994 г. началось воссоздание храма Христа Спасителя. Изначально храм находился на возвышении, после сноса на его месте был выкопан котлован для Дворца Советов. Чтобы поднять здание на прежний уровень, было решено построить цокольный этаж. Здесь разместились Преображенская церковь , Зал церковных соборов, музей и технические помещения. В 1996 г. нижний храм был освящен. Первая литургия в верхнем (Рождественском) храме состоялась в день Пасхи 14 апреля 1997 г. Малое освящение верхнего храма состоялось 31 декабря 1999 г. В 2004 г. сюда были перенесены мощи святителя Филарета (Дроздова) . В храме Христа Спасителя в августе 2000 г. состоялся Юбилейный Архиерейский Собор, причисливший к лику святых сонм Новомучеников Российских и издавший ряд важных документов. Так, Юбилейный Архиерейский Собор 2000 г. одобрил «Основные принципы отношения Русской Православной Церкви к инославию», рассмотрел вопросы социального служения и благотворительности, религиозного образования и катехизации, миссионерства. Важным деянием Собора стало утверждение Устава Русской Православной Церкви. В соответствии с новым уставом периодичность Поместных Соборов уже не устанавливалась, в то время как Архиерейские Соборы полагалось созывать через четыре года.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

6-7 мая состоялось расширенное заседание Священного Синода Русской Православной Церкви. Синод, обсудив положение, сложившееся на Украине в связи с публичными заявлениями митрополита Киевского, постановил решительно осудить заявления митрополита Филарета, «не соответствующие истине и вводящие в заблуждение паству», и «квалифицировать их как хулу на соборный разум Церкви, действующий по водительству Святого Духа». Священный Синод предписал митрополиту Филарету «до 15 мая созвать Архиерейский Собор Украинской Православной Церкви, подать на нем прошение об отставке с поста Предстоятеля Украинской Православной Церкви и действительно уйти в отставку, как он о том торжественно обещал перед Крестом и Евангелием». В связи с чрезвычайным положением, сложившимся в Украинской Церкви, Синод запретил митрополиту Филарету «в период до созыва Собора Украинской Церкви действовать в качестве Предстоятеля, а именно: созывать Синод, рукополагать архиереев, издавать Указы и обращения, за исключением созыва Архиерейского Собора Украинской Православной Церкви для принятия его отставки и избрания нового Предстоятеля». Священный Синод постановил, что «все прещения и наказания, наложенные или могущие быть наложенными им на архиереев, клириков и мирян за их поддержку Определений Архиерейского Собора Русской Православной Церкви от 2 апреля 1992 года, считаются незаконными, а потому и недействительными». Одновременно митрополит Филарет предупреждался о том, что в случае неисполнения Определений Архиерейского Собора и данного Постановления Синода он будет предан суду Архиерейского Собора. Данное постановление Синода было вновь проигнорировано митрополитом Филаретом. В связи с этим Священный Синод был вынужден 21 мая собраться на очередное заседание, посвященное состоянию церковных дел на Украине и вопросу о замещении Киевской кафедры. Синод поручил старейшему по хиротонии архипастырю Украинской Церкви митрополиту Харьковскому и Богодуховскому Никодиму созвать и провести в период до празднования Святой Троицы Архиерейский Собор Украинской Церкви для избрания нового ее Предстоятеля, возложив на него временное исполнение обязанностей Предстоятеля. В ответ на это решение митрополит Филарет 25 мая заявил Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II, что он считает решения расширенного Синода «необоснованными и недееспособными».

http://bogoslov.ru/article/373534

В конце января состоится пленум, который соберет всех членов Межсоборного присутствия – около 150 человек. После этого, скорее всего, опубликованные восемь документов будут вынесены на рассмотрение Архиерейского Собора, если, конечно, у участников пленума не будет другого мнения. На сегодняшний момент можно смело сказать, что инициатива Патриарха о создании Межсоборного присутствия более чем оправдала себя. Комиссии весь год вели активную дискуссионную работу. Это еще раз подтверждает, что Церковь – живой организм. Как писал святой апостол Павел: Надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные (1 Кор 11:19). Структура органов управления Русской Православной Церкви Поместный Собор высшая власть в области вероучения и канонического устроения принадлежит Поместному Собору. Состоит из: архиереев, представителей клира, монашествующих и мирян, в количестве и порядке, определяемых Архиерейским Собором. Архиерейский Собор высший орган иерархического управления Русской Православной Церкви. Состоит из: епархиальных архиереев, а также викарных архиереев, возглавляющих Синодальные учреждения и Духовные академии или имеющих каноническую юрисдикцию над подведомственными им приходами. Иные викарные епископы могут участвовать в заседаниях Архиерейского Собора без права решающего голоса. Священный Синод Орган управления Русской Православной Церкви в период между Архиерейскими Соборами. Состоит из: Председателя – Патриарха Московского и всея Руси (Местоблюстителя), семи постоянных и пяти временных членов – епархиальных архиереев. Святейший Патриарх Московский и всея Руси имеет первенство чести среди епископата Русской Православной Церкви и подотчетен Поместному и Архиерейскому Соборам. Патриарх Московский и всея Руси вместе со Священным Синодом созывает Архиерейские Соборы, в исключительных случаях – Поместные Соборы, и председательствует на них, а также созывает заседания Священного Синода. Межсоборное присутствие Совещательный орган, содействующим высшей церковной власти Русской Православной Церкви в подготовке решений, касающихся наиболее важных вопросов внутренней жизни и внешней деятельности Русской Православной Церкви.

http://religare.ru/2_83044.html

В сонме Новомучеников и Исповедников Российских Собором были прославлены как страстотерпцы император Николай II, императрица Александра Феодоровна, царевич Алексий, великие княжны Ольга, Татиана, Мария и Анастасия, бессудно убиенные в Екатеринбурге 17 июля 1918 г. Собором были также канонизированы еще 57 святых, послуживших Богу и Церкви в разные исторические периоды, среди них — сщмч. митрополит Арсений (Мацеевич), валаамские преподобномученики, убитые шведскими протестантами, оптинские старцы, ранее местночтимые, подвижники ХХ в.: преподобные Алексий Зосимовский, Серафим Вырицкий, св. праведный Алексий Мечёв. Вслед за принятием деяния о канонизации святых Архиерейский юбилейный Собор заслушал доклад председателя синодальной Богословской комиссии Патриаршего экзарха всея Беларуси митрополита Минского и Слуцкого Филарета (Вахромеева), посвященный деятельности возглавляемой им комиссии и освещению разрабатываемых ею тем, в частности состоянию богословской мысли РПЦ и ее взаимоотношениям с инославием. После краткой дискуссии по докладу Собор одобрил предложенный проект документа «Основные принципы отношения Русской Православной Церкви к инославию», в котором, с одной стороны, Православная Церковь характеризуется как единственная из конфессий, тождественная Единой Святой Соборной и Апостольской Церкви Символа веры, а с другой— признается относительная церковность и инославных Церквей, насколько они сохранили наследие древней Церкви. На утреннем заседании 15 августа Собору был представлен доклад митрополита Смоленского Кирилла, председателя синодальной рабочей группы по выработке проекта «Основ социальной концепции Русской Православной Церкви». После долгой дискуссии по докладу, в которой участвовали митрополит Челябинский Иов (Тывонюк), архиепископы Винницкий Макарий (Свистун), Львовский Августин (Маркевич), Белгородский Иоанн (Попов), Таллинский Корнилий (Якобс), Тверской Виктор (Олейник), Аргентинский Платон (Удовенко), епископы Тираспольский Юстиниан (Овчинников), Вологодский Максимилиан (Лазаренко), отцы Собора постановили одобрить «Основы социальной концепции». Принятый документ стал уникальным явлением в истории Православной Церкви, поскольку ни одна другая Поместная Церковь не имеет подобного документа, в котором бы так полно и систематично была выражена позиция Церкви по общественным проблемам, в т. ч. таким, как собственность, светская культура и наука, мир, война, преступность, светское право, СМИ, труд, вопросы семьи и брака, биоэтики и экологии.

http://sedmitza.ru/lib/text/429349/

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010