Тема номера: Архиерейский Собор: (на заставке – Президиум Архиерейского Собора 2008 года. Фото ИТАР-ТАСС) Разложить по полочкам . Вступление от Редакции //Фома. - – август 2008. – С.19. – (рубрика « Тема номера: Архиерейский Собор »). Что обсуждалось на Соборе? Информация. Фото Владимира Ходакова//Фома. - – август 2008. – С.20-21. - (рубрика « Тема номера: Архиерейский Собор »). В кратких справках представлены следующие темы обсуждения: Интернет-дискуссии . – С.20; Новые канонизации . – С.20; Церковь на Украине . – С.20; Церковный суд. – С.21; Права человека . – С.21; Послания епископа Диомида . – С.21. Собор также обсудил проблемы … - С.20-21.   Главное о главном . Решения Собора крупным планом . Автор - Алексей Соколов . Фото Владимира Ештокина, Владимира Ходакова//Фома. - – август 2008. – С.22-23,24-25,26-27,28.   Врезки к теме: Соборы в истории Церкви. Информационная справка//Фома. - – август 2008. – С.22-23. – (рубрика « Тема номера: Архиерейский Собор »). Митрополит Киевский и всея Украины Владимир . Против политики. Фото Владимира Ходакова//Фома. - – август 2008. – С.24. – (рубрика « Тема номера: Архиерейский Собор »). Митрополит Калужский и Боровский Климент , управляющий делами Московской Патриархии. Церковный арбитраж . Фото Владимира Ештокина//Фома. - – август 2008. – С.25. - (рубрика « Тема номера: Архиерейский Собор »). Митрополит Минский и Слуцкий Филарет , Патриарший экзарх всея Беларуси, Председатель Синодальной Богословской комиссии Русской Православной Церкви. Единство Церкви . Фото Владимира Ештокина//Фома. - – август 2008. – С.26. - (рубрика « Тема номера: Архиерейский Собор »). Митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл , председатель Отдела внешних церковных связей Русской православной Церкви. Достоинство и свобода . Фото Владимира Ештокина//Фома. - – август 2008. – С.27. - (рубрика « Тема номера: Архиерейский Собор »). Какой вопрос, по Вашему мнению, должен был в первую очередь обсуждать недавно прошедший Архиерейский Собор Русской Православной Церкви? Результаты опроса, проведенного Исследовательским центром портала SuperJob.ru 1-5 июля 2008 года//Фома. - – август 2008. – С.29. – (рубрика « Тема номера: Архиерейский Собор »).

http://foma.ru/bibliografiya-foma-8-64-a...

Во всех поместных Православных Церквах Архиерейский Собор выступает   органом высшей власти и управления. В разных Церквах он имеет различные официальные названия: в Болгарской – Святейший Синод в полном составе, в Сербской  – Святой Архиерейский Собор, в Элладской – Святейший Архиерейский Синод, в Румынской  – Священный Синод. В Русской Православной Церкви исторически высшее управление осуществлялось неодинаково. В досинодальный период высшая власть принадлежала митрополиту (впоследствии Патриарху) с Собором епископов. В синодальный период (1721–1917) – Святейшему Правительствующему Синоду. Он получил общецерковное признание в статусе постоянного Собора, имеющего равную власть с восточными Патриархами, и поэтому именовался «Святейшим». Русский Синод, в отличие от Синодов, которые были при восточных Патриархах, не восполнял, а заменял власть Патриарха, в качестве высшего органа церковной власти. Поместный Собор 1917 года вынес постановление, согласно которому, «в Православной Российской Церкви высшая власть — законодательная, административная, судебная и контролирующая — принадлежит Поместному Собору, периодически, в определенные сроки созываемому в составе епископов, клириков и мирян». Также было восстановлено Патриаршество, и Патриарх был признан первым между равными ему епископами. Поместный Собор 1945 года принял «Положение об управлении Русской Православной Церкви», где указывается, что «Патриарх для решения назревших важных церковных вопросов созывает с разрешения Правительства Собор преосвященных архиереев и председательствует на Соборе», а про Собор, в котором принимают участие клирики и миряне, сказано, что он собирается лишь тогда, «когда требуется выслушать голос клира и мирян и имеется внешняя возможность к созыву Поместного Собора» (I,7). Таким образом, в данном документе впервые законодательно различается две инстанции высшей церковной власти: Поместный и Архиерейский Собор, хотя периодичность в их созыве не предусматривается. Поместным Собором 1988 года был принят «Устав об управлении Русской Православной Церкви». В Уставе высшими органами церковной власти и управления называются Поместный и Архиерейский собор, а также Священный Синод, который возглавляется Святейшим Патриархом. Здесь Архиерейский Собор ставится в подчинение Поместному, последний созывается Патриархом (или Местоблюстителем) и Священным Синодом, когда необходимо, но не менее чем раз в 5 лет. Его составляют епископы, клирики , монашествующие и миряне (II,2). Архиерейский Собор имеет полноту высшей церковной власти в период между Поместными Соборами (III,2).

http://azbyka.ru/arxierejskij-sobor

Статья Глава, статья НЫНЕШНЯЯ РЕДАКЦИЯ ПРЕДЛАГАЕТСЯ Глава II, статья 1 В Русской Православной Церкви высшая власть в области вероучения и канонического устроения принадлежит Поместному Собору. Поместный Собор осуществляет высшую власть в Русской Православной Церкви в вопросах избрания Патриарха и ухода его на покой, предоставления автокефалии, автономии или самоуправления частям Русской Православной Церкви, а также в рассмотрении тем, перечень которых определяется настоящим Уставом. Глава II, статья 2 Сроки созыва Поместного Собора определяются Архиерейским Собором. В исключительных случаях Поместный Собор может быть созван Патриархом Московским и всея Руси (Местоблюстителем) и Священным Синодом. Сроки созыва Поместного Собора определяются Архиерейским Собором. Поместный Собор созывается по мере необходимости Архиерейским Собором. В исключительных случаях Поместный Собор может быть созван Патриархом Московским и всея Руси (Местоблюстителем) и Священным Синодом. Поместный Собор состоит из архиереев, представителей клира, монашествующих и мирян, в количестве и порядке, определяемых Архиерейским Собором. Поместный Собор состоит из архиереев, представителей клира, монашествующих и мирян, включаемых в состав Поместного Собора по должности или избираемых в соответствии с «Положением о составе Поместного Собора Русской Православной Церкви» (проект Положения смотреть ниже). Глава II, статья 5 Поместный Собор: дополнительный пункт: имеет попечение о хранении единства Русской Православной Церкви; дополнительный пункт: принимает решения, относящиеся к предоставлению автокефалии, автономии или самоуправления частям Русской Православной Церкви; дополнительный пункт: по предложению Архиерейского Собора вырабатывает позицию церковной Полноты по важнейшим вопросам, касающимся внутренней церковной жизни, взаимоотношений с другими Поместными Церквами, с инославными церквами и другими религиозными общинами, взаимоотношений между Церковью и государствами, а также Церковью и обществом на канонической территории Русской Православной Церкви;

http://bogoslov.ru/article/2603328

4. В год столетия открытия Священного Собора 1917-1918 годов, восстановившего Патриаршество, вся полнота Русской Православной Церкви с благодарностью вспоминает его труды и возносит особые молитвы к возглавлявшему его святителю Тихону, который, будучи по Промыслу Божию избранным на патриарший престол, делал все возможное для сохранения единства Русской Церкви в первые годы гонений. Архиерейский Собор приветствует работу по полному изданию материалов Поместного Собора 1917-1918 гг., требующих всестороннего и вдумчивого исследования. Общие вопросы церковного управления 5. Освященный Архиерейский Собор одобряет деятельность Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и Священного Синода и утверждает решения, принятые Священным Синодом в межсоборный период. Также одобряется деятельность в этот период Высшего Церковного Совета, синодальных учреждений и комиссий. 6. Архиерейский Собор утверждает решения Священного Синода об образовании Калининградской, Костромской и Марийской митрополий, а также об учреждении следующих епархий: Бирской, Ванинской, Волжской, Воркутинской, Галичской, Златоустовской, Плесецкой, Рославльской, Сызранской, Черняховской. 7. Собор внес изменения в Устав Русской Православной Церкви, подчеркнув особый статус Украинской Православной Церкви, руководящий центр которой находится в Киеве. 8. Собор утверждает следующие документы: а) Положение о монастырях и монашествующих Русской Православной Церкви , разрабатывавшееся на протяжении нескольких лет Межсоборным Присутствием. Епархиальным архиереям надлежит обеспечить ознакомление с этим документом монашествующих вверенных им епархий и, во взаимодействии с Синодальным отделом по монастырям и монашеству, озаботиться выполнением содержащихся в нем указаний. б) документ «О канонических аспектах церковного брака» , также разработанный Межсоборным Присутствием. Епархиальным архиереям поручается издать необходимые указы для обеспечения выполнения норм этого документа во вверенных им епархиях. в) новую редакцию Положения о наградах Русской Православной Церкви .

http://sobor.patriarchia.ru/db/text/5076...

Важность нового Закона состоит также, в том, что Русская Православная Церковь получила должную правовую основу своей деятельности и приобрела правоспособность юридического лица. От имени Полноты Русской Православной Церкви Архиерейский Собор выражает глубокую благодарность Верховному Совету СССР за труды по разработке Закона СССР «О свободе совести и религиозных организациях» и за его принятие. Архиерейский Собор с благодарностью свидетельствует об активном участии архиереев, клириков, монашествующих и мирян Русской Православной Церкви в различных формах обсуждения проекта Закона и о ценных предложениях по его содержанию, какие направлялись ими в Верховный Совет СССР. Архиерейский Собор особо отмечает большой вклад Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, принимавшего самое непосредственное участие в разработке законопроекта и в его принятии Верховным Советом СССР. В процессе обсуждения законопроекта Поместный Собор, Архиерейский Собор, Священный Синод Русской Православной Церкви, епархиальные съезды принимали обращения и заявления в адрес государственных властей, высказывая свои замечания и предложения по поводу готовящегося Закона. Эти предложения внимательно рассматривались государственными инстанциями и, как правило, получали положительное решение. Высоко оценивая в целом содержание Закона СССР «О свободе совести и религиозных организациях», Архиерейский Собор вместе с тем отмечает несколько принципиальных, имеющих для жизни Русской Православной Церкви (и, полагаем, для других Церквей и религиозных объединений) весьма важное значение положений, к сожалению не получивших отражения в принятом Верховным Советом СССР тексте Закона, о насущной необходимости которых церковная сторона неоднократно заявляла в процессе обсуждения законопроекта: 1.       В главе II «Религиозные организации в СССР» отсутствует четкое определение и перечисление религиозных организаций по категориям, определяющимся их структурными и функциональными особенностями. Было бы естественно и закономерно прежде всего провозглашение юридического лица за Церковью в целом (или Духовным Управлением, или иной целостной религиозной организацией, состоящей из общин и других религиозных учреждений), а затем, по принципу канонической принадлежности к ней, за ее общинами, монастырями, духовно-учебными заведениями, за находящимися в ее ограде религиозными братствами, миссионерскими обществами и др. Из этого следует необходимость отражения в главе II Закона также и того обстоятельства, что выход из состава Церкви автоматически влечет за собой для данной составной части религиозного организма утрату юридического лица. В этом случае недвижимое и иное имущество общины или другого религиозного учреждения остается во владении или ведении Церкви независимо от ее (общины) дальнейшей судьбы. Последнее относится уже к главе III Закона «Имущественное положение религиозных организаций».

http://bogoslov.ru/article/373504

Молитвами святителя Тихона да вразумит, укрепит и оградит от всякого зла Господь Вседержитель епископат Церкви нашей, собравшийся на Архиерейском Соборе в преддверии столетия восстановления Патриаршества Русской Православной Церкви. Аминь». Вчера на заседании Священного Синода Русской Православной Церкви было принято постановление предложить на утверждение Архиерейского Собора проекты повестки дня Собора, проекты регламента и программы Собора, состав мандатной, редакционной и счетной комиссий, кандидатуру секретаря Собора (журнал 102, 103, 105). Участники заседания также рассмотрели вопрос о составе президиума предстоящего Архиерейского Собора (журнал 104). Согласно пункту 7 главы III Устава Русской Православной Церкви «президиумом Архиерейского Собора является Священный Синод». Принимая во внимание важность участия в руководстве работой Архиерейского Собора предстоятелей автономных и самоуправляемых частей Московского Патриархата, принято решение включить в состав Священного Синода на время работы Собора митрополита Токийского и всея Японии Даниила, митрополита Восточно-Американского и Нью-Йоркского Илариона, митрополита Рижского и всея Латвии Александра, митрополита Таллинского и всея Эстонии Корнилия. Президент Российской Федерации Владимир Путин направил приветствие участникам Архиерейского Собора Русской Православной Церкви: «Ваше Святейшество! Уважаемые архипастыри! Сердечно приветствую вас по случаю открытия Архиерейского Собора Русской Православной Церкви, приуроченного к 100-летию восстановления в нашей стране Патриаршества. Решение о возрождении Патриаршего служения, принятое Поместным Собором 1917-1918 годов, стало большим, поистине историческим событием в жизни Русской Православной Церкви, во многом определило ее высокую подвижническую миссию. Несмотря на тяжелые испытания, Церковь всегда была со своим народом, делила с ним беды и радости, искренне радела за сохранение в обществе нравственных, патриотических ценностей, идеалов мира, добра и справедливости. В годы Великой Отечественной войны — поддерживала и вдохновляла людей, помогала им находить духовную опору.

http://ruskline.ru/news_rl/2017/11/29/vl...

12. В Украинской Православной Церкви действует собственная высшая церковно-судебная инстанция. При этом суд Архиерейского Собора является церковном судом высшей инстанции для Украинской Православной Церкви. В пределах Украинской Православной Церкви такие канонические прещения, как пожизненное запрещение в священнослужении, извержение из сана, отлучение от Церкви, налагаются епархиальным архиереем с последующим утверждением митрополитом Киевским и всея Украины и Синодом Украинской Православной Церкви. 13. Украинская Православная Церковь получает святое миро от Патриарха Московского и всея Руси». 2. Исключить из главы XI Устава статью 18. 3. Изложить пункт д) статьи 5 главы III («Архиерейский Собор») Устава в следующей редакции: «д) канонизация святых и общецерковное прославление местночтимых святых»; 4. Внести в статью 25 главы V Устава («Священный Синод») пункт следующего содержания: «ф) канонизация местночтимых святых и вынесение вопроса об их общецерковном прославлении на рассмотрение Архиерейского Собора»; 5. Изложить пункт в) статьи 15 главы IV Устава в следующей редакции: «в) Местоблюститель исполняет обязанности Патриарха Московского и всея Руси так, как они изложены в статье 7 главы IV настоящего Устава, кроме пунктов ц, ч и э». 6. Дополнить статью 4 главы IX («Церковный суд»), изложив ее в следующей редакции: «Суд в Русской Православной Церкви осуществляется церковными судами следующих инстанций: а) епархиальными судами, имеющими юрисдикцию в пределах своих епархий; б) высшими церковно-судебными инстанциями Украинской Православной Церкви, Автономных и Самоуправляемых Церквей, Русской Православной Церкви Заграницей, Экзархатов и Митрополичьих округов (при наличии в указанных частях Русской Православной Церкви высших церковно-судебных инстанций) — с юрисдикцией в пределах соответствующих частей Русской Православной Церкви; в) высшим общецерковным судом, с юрисдикцией в пределах Русской Православной Церкви за исключением Украинской Православной Церкви; г) судом Архиерейского Собора, с юрисдикцией в пределах всей Русской Православной Церкви».

http://sobor.patriarchia.ru/db/text/5074...

Согласно разработанному проекту, Русская Зарубежная Церковь самостоятельна в делах пастырских, просветительных, административных, хозяйственных, имущественных и гражданских. Высшую власть в пределах Русской Зарубежной Церкви осуществляет ее Архиерейский Собор, созываемый ее Предстоятелем (Первоиерархом) на основании Положения о Русской Зарубежной Церкви. Согласно каноническому порядку Православной Церкви, решения, выходящие за пределы компетенции Архиерейского Собора Русской Зарубежной Церкви, принимаются по согласованию с Патриархом Московским и всея Руси и Священным Синодом Русской Православной Церкви. Вышестоящей инстанцией церковной власти являются Поместный и Архиерейский Собор Русской Православной Церкви, решения которых, как и решения Священного Синода Русской Православной Церкви, действуют в Русской Зарубежной Церкви с учетом особенностей, определяемых Актом о каноническом общении, Положением о Русской Зарубежной Церкви и законодательством государств, в которых она осуществляет свое служение. Архиереи Русской Зарубежной Церкви являются членами Поместного и Архиерейского Соборов Русской Православной Церкви и участвуют в установленном порядке в заседаниях Священного Синода. Русская Зарубежная Церковь получает святое миро от Патриарха Московского и всея Руси. В соответствии с Актом о каноническом общении, отдельные дополнения и изменения должны быть внесены в главу VIII Устава Русской Православной Церкви ( " Самоуправляемые Церкви " ), а также в Положение о Русской Зарубежной Церкви. Комиссиями Русской Православной Церкви и Русской Зарубежной Церкви рассмотрен также вопрос об отношении к многочисленным официальным заявлениям, постановлениям, посланиям и прочим документам, изданным Предстоятелями Московского Патриархата или Русской Зарубежной Церкви, а также органами церковной власти в Отечестве и за рубежом в течение тех десятилетий, когда каноническое общение между Московским Патриархатом и Русской Зарубежной Церковью отсутствовало. Некоторые из этих документов включают канонические прещения или иные выражения канонического непризнания иерархии и благодатной действительности церковной жизни, находящейся по ту сторону разделения. В связи с этим предлагается при вступлении в действие упомянутого Акта объявить утратившими силу все ранее изданные акты, препятствовавшие полноте канонического общения.

http://sedmitza.ru/lib/text/429877/

5. Положительной оценки заслуживают труды Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви, благодаря работе которого актуальные вопросы внутренней жизни и внешней деятельности Московского Патриархата всесторонне обсуждаются прежде представления их на каноническое решение Священноначалия. Важно, чтобы в обсуждении тем, выносимых на общецерковную и общественную дискуссию, принимали активное участие епархии Русской Православной Церкви. 6. Освященный Собор, поддерживая намерение Святейшего Патриарха Кирилла проводить регулярные совещания глав Синодальных учреждений, определяет придать этим совещаниям формальный статус с именованием их Высшим Церковным Советом, по аналогии с органом, учрежденным Всероссийским Церковным Собором в 1917 году и прекратившим работу в годы гонений. Священному Синоду поручается принять решение об образовании Высшего Церковного Совета после того, как будут разработаны соответствующие нормативные документы. Решение Священного Синода и необходимые поправки к Уставу Русской Православной Церкви следует представить на утверждение очередного Архиерейского Собора. 7. С сожалением отметив, что отдельные определения Архиерейских Соборов, Архиерейских Совещаний и Священного Синода не получают должного исполнения, Освященный Собор полагает особо важным, чтобы управляющие епархиями, а также председатели Синодальных отделов, комитетов и комиссий озаботились тщательным ознакомлением епархиальных клириков и сотрудников Синодальных и епархиальных учреждений с решениями Священноначалия. Каждому правящему архиерею и руководителю Синодального учреждения надлежит разработать порядок исполнения подлежащих его ведению решений органов управления Русской Православной Церкви с тем, чтобы к 1 декабря каждого года Предстоятелю Русской Православной Церкви направлялись окончательные или промежуточные отчеты о реализации данных постановлений. 8. Собор благодарит Блаженнейшего митрополита Киевского и всея Украины Владимира и архипастырей Украинской Православной Церкви за усилия, направленные на укрепление церковного единства и уврачевание пагубных расколов, и выражает надежду на окончательное их преодоление посредством возвращения отделившихся братьев и сестер в спасительное лоно Церкви. Члены Освященного Собора поддерживают Обращение Священного Синода Русской Православной Церкви к православным христианам Украины, пребывающим вне единства со Святой Церковью, принятое на заседании 26 июля 2010 года в Успенской Киево-Печерской Лавре, и выражают удовлетворение в связи с состоявшимися посещениями Украины Предстоятелем Московского Патриархата, чем особо подчеркивается непреходящее значение древнейшей Киевской кафедры в жизни всей Русской Православной Церкви. Собор положительно оценивает новый этап развития церковно-государственных отношений в Украине и выражает уверенность, что их гармонизация будет способствовать благу народа и укреплению духовных начал в жизни общества.

http://patriarchia.ru/db/text/1402551.ht...

Затем председатель комиссии Межсоборного присутствия по вопросам организации социальной деятельности и благотворительности митрополит Калужский и Боровский Климент представил проект «О принципах организации социальной работы в Русской Православной Церкви». Глава Синодального информационного отдела В.Р. Легойда ознакомил присутствующих с проектом документа «Отношение Русской Православной Церкви к намеренному публичному богохульству и клевете в адрес Церкви». Проект Положения о богослужебно-иерархических наградах Русской Православной Церкви был представлен митрополитом Саранским и Мордовским Варсонофием. После широкого и детального обсуждения Архиерейский Собор принял предложенные документы. В завершение Архиерейского собора к его участникам обратился Святейший Патриарх Кирилл. Предстоятель поблагодарил членов Собора за труды и обратил внимание на то, что в отличие от предыдущих соборных заседаний подготовка документов Архиерейского Собора 2011 года проходила при широком участии епископата, духовенства и мирян. Святейший Патриарх подчеркнул, что сегодня Церковь переживает непростое время, когда соборность становится особенно востребованной. «Соборность предполагает участие широкого круга людей, но одновременно неколебимое хранение иерархической вертикали власти в Церкви. Сочетание этих двух составляющих и образует ту силу, которая помогает Церкви, преодолевая все невзгоды и исторические перипетии, существовать на протяжении двух тысячелетий», — отметил Предстоятель Русской Православной Церкви.   Документы Архиерейского собора По итогам обсуждений Архиерейский Собор Русской Православной Церкви принял следующие заявление, определения и документы: Заявление «О жизни и проблемах коренных малочисленных народов». Определения «О принятии соборных документов»; «О вопросах внутренней жизни и внешней деятельности Русской Православной Церкви»; «О внесении изменений и дополнений в Устав Русской Православной Церкви»; «О наградах Русской Православной Церкви». Документы «Практика заявлений и действий иерархов, духовенства, монашествующих и мирян во время предвыборных кампаний. Проблема выдвижения духовенством своих кандидатур на выборах»;

http://e-vestnik.ru/church/sostoyalsya_a...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010