7. Архиерейский Собор выражает поддержку епископату, клиру, монашествующим и верным чадам Украинской Православной Церкви в их мирном подвиге, направленном на утверждение единства и братолюбия, преодоление разрушительной розни. Собором приветствуются усилия различных государств по мирному урегулированию вооруженного конфликта на Юго-Востоке Украины. Члены Собора призывают политических деятелей безотлагательно предпринять все возможное для установления прочного и справедливого мира на украинской земле. Собор обращается ко всей Полноте церковной с призывом не ослабевать в молитве о народе Украины и особенно об укреплении тех православных людей, которые подвергаются гонениям и оскорблениям за свою верность канонической Православной Церкви. 8. Собор выражает благодарность всем тем, кто помогал беженцам или оказывал материальную помощь пострадавшим от братоубийственного противостояния на Юго-Востоке Украины, являя христианскую любовь к страждущим братьям и сестрам. 9. Сегодня, когда перед всем человечеством стоит угроза террора, когда все чаще слышно «о войнах и о военных слухах» (Мф. 24, 6), когда христиан на Ближнем Востоке, в некоторых странах Африки и в ряде других регионов мира предают на мучения, изгоняют с мест их традиционного проживания, когда разрушаются храмы и монастыри, подвергаются поруганию святыни, Собор молится о том, чтобы Господь укрепил всех гонимых за имя Христа и умудрил правителей, от которых зависит установление мира. Русская Православная Церковь на протяжении уже нескольких лет привлекает внимание мировой общественности к бедственному положению гонимых христиан. Необходимо сделать все возможное, чтобы геноцид, развязанный против христиан экстремистами, кощунственно прикрывающими свои злодеяния религиозными лозунгами, прекратился. Архиерейский Собор призывает, чтобы 2016 год стал годом особых усилий, предпринимаемых в данном направлении. 10. Члены Собора ознакомились с работой действующей по благословению Патриарха Кирилла церковной комиссии по исследованию «екатеринбургских останков». Собор выражает удовлетворение в связи с тем, что в ответ на обращение Патриарха Московского и всея Руси Кирилла государственными властями было принято решение о проведении комплексной исторической, антропологической, генетической и криминалистической экспертизы этих останков и всестороннего исследования обстоятельств убиения Царской семьи. Решение о признании или непризнании «екатеринбургских останков» святыми мощами Царственных страстотерпцев может быть принято Архиерейским Собором по представлению Священного Синода, исходя из оценок итоговых материалов комплексной экспертизы, которые должны быть предварительно опубликованы для общественной дискуссии. Сроки завершения экспертизы не должны зависеть от каких-либо внешних обстоятельств, но определяться временем, требуемым для научных исследований.

http://pravoslavie.ru/90333.html

Статья Соборная деятельность Русской Православной Церкви в СССР представляет собой чрезвычайно важную и малоизученную проблему. Известно, что со времен Поместного Собора 1917–1918 гг. Русская Церковь, оказавшись в условиях несвободы и почти не прекращающихся гонений со стороны советской безбожной власти, практически была лишена возможности свободно реализовывать свое соборное начало и открыто выражать суждение по всем волнующим ее членов вопросам государственной, общественной и церковной жизни. Однако соборная жизнь Русской Православной Церкви в советском государстве не прекратилась. Она была возобновлена в годы Великой Отечественной войны и ознаменовала собой возрождение русского православия в рамках, дозволенных правительством СССР и лично главой советского государства И. В. Сталиным. Известно, что все Поместные и Архиерейские Соборы советской эпохи, проходившие в период с 1943 по 1988 гг., вели свою работу под строгим контролем государственного органа — Совета по делам Русской православной церкви (с 1965 г. Совета по делам религий) при СМ СССР и, в сущности, не предусматривали свободного выражения мнений и волеизъявления их участников. Все решения этих Соборов были заранее проработаны и согласованы с гражданской властью. Однако среди всех соборных деяний советской эпохи были и такие, которые едва ли вписываются не только в канонические рамки, но и в рамки приличия, свойственного дипломатическому взаимодействию между Церковью и государством. Одним из таких событий в жизни Русской Православной Церкви стал Архиерейский Собор 1961 г., состоявшийся 18 июля в Троице-Сергиевой лавре. Формально Собор был приурочен к дню памяти прп. Сергия Радонежского. Причиной его созыва стала необходимость церковной легитимизации приходской реформы, проводимой руководством Московской Патриархии под давлением гражданской власти. 18 апреля 1961 г. Священный Синод принял журнальное постановление «О мерах по улучшению существующего строя приходской жизни». Оно требовало от священников, занимавших должности настоятелей, передать административные полномочия исполнительным органам приходов, состоящим из мирян. В результате священнослужители оказались полностью отстранены от финансово-хозяйственной деятельности религиозных объединений. Однако данное требование соответствовало только действующему государственному законодательству — постановлению ВЦИК и СНК СССР «О религиозных объединениях» 1929 г. С церковно-канонической точки зрения оно выглядело совершенно незаконным, так как главенствующее положение священника в приходе было прописано в paздeлe IV «O приходах» важнейшего документа — «Положения об управлении Русской Православной Церкви», принятого в 1945 г. на Поместном Соборе Русской Православной Церкви. Таким образом, задачей Собора 1961 г. стало устранение этого формального противоречия путем внесения поправок в «Положение об управлении».

http://bogoslov.ru/article/6176448

В апреле 1945 года малый Архиерейский Собор Североамериканской митрополии во главе с митрополитом Феофилом (Пашковским) отклонил условия Патриарха Алексия (Симанского) по воссоединению с Московской Патриархией и назначил комитет для Созыва Всеамериканского Собора . Патриарх Алексий 22 апреля получил телеграмму от митрополита Вениамина с сообщением о результатах переговоров. Одним из условий объединения, которое выдвинул митрополит Феофил, было назначение американским экзархом вместо митрополита Вениамина архиепископа Алексия (Сергеева). Владыка Вениамин докладывал: «Епископ Алексий [Пантелеев] сообщает, что Собор епископов состоится 25 мая. Всеамериканский Собор отложен до осени. Благоприятно для меня. В приезде архиепископа Алексия сейчас нет необходимости. Надежды на мир возрастают. Благословите нас. Сердечно. Митрополит Вениамин». В ответной телеграмме, от 24 апреля, глава Русской Православной Церкви настаивал на необходимости посылки в Америку архиепископа Алексия [Сергеева] .В очередной телеграмме, поздравляя Патриарха с Пасхой и Победой, митрополит Вениамин сообщал: «Три епископа Сан-Франциско публично отклонили условия патриарха. Леонтий [Туркевич] открыто требует разделения. Собор всех епископов состоится в Чикаго 24-26 мая. Архиепископ Алексий [Сергеев] должен быть к этому времени. Сердечно любя Вениамин Федченков» . 25 мая 1945 года Архиерейский Собор в Чикаго подтвердил апрельское решение малого архиерейского собора и окончательно отклонил условия Москвы. Всеамериканский Собор был отложен до осени. Митрополит Вениамин телеграфирует 4 июня: «Мы будем бороться за воссоединение отдельных приходов. Когда приедет архиепископ Алексий [Сергеев], мы должны созвать наш Всеамериканский собор» . В следующей телеграмме он сообщал: «Мы решили провести многочисленные собрания в течение этого лета по праздничным дням, испрашивая Вашего Указа на состав всего собора из семи-восьми [архиереев] вместе с архиепископом Алексием [Сергеевым]». И в конце добавил: «Я нуждаюсь в отдыхе по будням на все лето» . Видимо, события последних месяцев и постоянные разъезды по стране подорвали силы 65-летнего экзарха. К тому же в трудные периоды своей жизни митрополит Вениамин всегда прибегал к особому молитвенному подвигу, следуя словам апостола: «Если же у кого из вас недостает мудрости, да просит у Бога, дающего всем просто и без упреков, ­– и дастся ему» (Иакова 1:5).

http://bogoslov.ru/article/2645390

Статья 2. Предназначение церковных судов Церковные суды предназначены для восстановления нарушенного порядка и строя церковной жизни и призваны способствовать соблюдению священных канонов и иных установлений Православной Церкви. Статья 3. Делегированный характер церковного судопроизводства 1.Полнота судебной власти в Русской Православной Церкви принадлежит Архиерейскому Собору Русской Православной Церкви, именуемому в дальнейшем тексте настоящего Положения «Архиерейский Собор». Судебная власть в Русской Православной Церкви осуществляется также Священным Синодом Русской Православной Церкви, именуемым в дальнейшем тексте настоящего Положения «Священный Синод», и Патриархом Московским и всея Руси. Осуществляемая Высшим общецерковным судом судебная власть проистекает из канонической власти Священного Синода и Патриарха Московского и всея Руси, которая делегируется Высшему общецерковному суду. 2.Полнота судебной власти в епархиях принадлежит епархиальным архиереям. Епархиальные архиереи самостоятельно принимают решения по делам о совершении церковных правонарушений в случае, если данные дела не требуют исследования. Если дело требует исследования, епархиальный архиерей передает его в епархиальный суд. Осуществляемая в данном случае епархиальным судом судебная власть проистекает из канонической власти епархиального архиерея, которую епархиальный архиерей делегирует епархиальному суду. Статья 4. Единство судебной системы Русской Православной Церкви Единство судебной системы Русской Православной Церкви обеспечивается: Статья 5. Язык церковного судопроизводства. Закрытый характер рассмотрения дел в церковном суде 1.Церковное судопроизводство на Архиерейском Соборе и в Высшем общецерковном суде ведется на русском языке. 2.Рассмотрение дел в церковном суде является закрытым. Статья 6. Правила наложения канонического прещения (наказания). Примирительная процедура урегулирования разногласий 1.Каноническое прещение (наказание) должно побуждать члена Русской Православной Церкви, совершившего церковное правонарушение, к покаянию и исправлению.

http://mospat.ru/ru/documents/87588-obsh...

С. 50). Собор также образовал Высшее церковное управление за границей (ВЦУЗ), к-рое должно было состоять из Наместника Всероссийского Патриарха, Синода епископов и Совета. 5 мая 1922 г. свт. Тихон , Патриарх Московский и всея России, своим указом упразднил ВЦУЗ. Архиерейский Собор в Сремски-Карловци, в к-ром участвовал А., подчинился этому указу и 13 сент. 1922 г. распустил ВЦУЗ, но образовал вместо него временный Архиерейский Синод и Собор Русской Православной Церкви за границей (РПЦЗ), к-рым были переданы все полномочия ВЦУЗ. С 1922 г. до конца своей жизни А. состоял в юрисдикции этого Синода. В 1923 г. А. выступил с протестом против «реформаторства» на проходившем в К-поле Совещании правосл. Церквей, к-рое оказалось под влиянием обновленчества . В 1924 г. К-польская Патриархия организовала особую следственную комиссию по делу рус. архиереев, к-рые, по ее мнению, незаконно вторглись в ее компетенцию по окормлению рус. паствы. Результатом стало запрещение в служении неск. русских архиереев, в т. ч. А., к-рый был вынужден покинуть К-поль. В 1924-1935 гг. А. наблюдал за деятельностью Русской духовной миссии в Палестине. В отличие от позднейшей офиц. позиции Синода РПЦЗ, считавшего «Завещание» Патриарха Тихона 1925 г. подложным, А. в те годы признавал подлинность этого документа, в чем, считал он, убеждает «внутренняя его логика... отвечающая направлению мысли и действий Патриарха в последние годы: никаких уступок в области веры и канонов, но подчинение не за страх, а за совесть советской власти, как попущенной волей Божией... Отсюда начинается для нас новая духовная трагедия... Патриарх ушел от нас, осудив наши взгляды и нашу церковную работу» (Письмо кн. Г. Н. Трубецкому. С. 229). О Патриаршем Местоблюстителе сщмч. митр. Петре (Полянском) А. писал 24 мая 1925 г., что он «не имеет и малой доли того авторитета, каким обладал почивший Святейший... Он слишком спешит протянуть руку общения и дружбы советской власти» (Там же). 10 сент. 1934 г. Архиерейский Собор в Сремски-Карловци особым постановлением отверг указ митр.

http://pravenc.ru/text/114840.html

дополнительный пункт: инициирует рассмотрение значимых вопросов в рамках Межсоборного присутствия; а) истолковывает учение Православной Церкви на основе Священного Писания и Священного Предания, сохраняя вероучительное и каноническое единство с Поместными Православными Церквами; исключить (полномочия Архиерейского Собора) б) решает канонические, богослужебные, пастырские вопросы, обеспечивая единство Русской Православной Церкви, сохранение чистоты православной веры, христианской нравственности и благочестия; исключить (полномочия Архиерейского Собора) в) утверждает, изменяет, отменяет и разъясняет свои постановления, касающиеся церковной жизни, в соответствии с п. 5 пп. «а», «б» настоящего раздела; утверждает, изменяет, отменяет и разъясняет свои постановления. , касающиеся церковной жизни, в соответствии с п. 5 пп. «а», «б» настоящего раздела; г) утверждает постановления Архиерейского Собора, относящиеся к вероучению и каноническому устройству; исключить д) канонизирует святых; исключить (полномочия Архиерейского Собора) е) избирает Патриарха Московского и всея Руси и устанавливает процедуру такого избрания; избирает Патриарха Московского и всея Руси и устанавливает процедуру такого избрания; (прим.: процедура избрания — отдельный документ, разработанный Межсоборным присутствием) ж) определяет и корректирует принципы отношений между Церковью и государством; исключить (включено в новый пункт выше) з) выражает в необходимых случаях озабоченность проблемами современности. исключить (включено в новый пункт выше) Глава III, статья 1 Архиерейский Собор является высшим органом иерархического управления Русской Православной Церкви… Архиерейский Собор осуществляет высшую власть в Русской Православной Церкви в вероучительных, канонических, богослужебных, пастырских и административных вопросах, касающихся как внутренней, так и внешней жизни Церкви; в вопросах поддержания отношений с другими Православными Церквами, определения характера отношений с инославными церквами и нехристианскими религиозными общинами, а также государственными властями и светским обществом.

http://bogoslov.ru/article/2603328

Архиерейский Синод, собравшись ныне в расширенном составе, после всестороннего обсуждения, 25 ноября/8 декабря 2006 г. единогласно принял Резолюцию, гласящую: «Одобрить предложения Комисий по поводу времени, места, и чинопоследования торжественнаго подписания «Акта о каноническом общении», и поручил определенным лицам «выработать подробный план визита в Россию делегации Русской Зарубежной Церкви во главе с Высокопреосвященейшим Митрополитом Лавром для торжественнаго подписания «Акта». Конечно, на данном этапе не удалось полностью разрешить все вопросы, как это и было отмечено в Послании Архиерейскаго Собора 2006 г.: «Мы не намерены идеализировать ситуацию; несомненно у обеих частей Русской Церкви есть еще проблемы, требующие исправления». На это указывают члены IV Всезарубежного Собора, предложившие в своей Резолюции передать эти вопросы на рассмотрение будущего Поместного Собора: «Мы уповаем, что грядущий Поместный Собор Единой Русской Церкви урегулирует и остающиеся неразрешенными церковные вопросы». Одним из таких вопросов является продолжающееся участие представителей Московского Патриархата во Всемирном Совете Церквей. Всезарубежный Собор обратил на это внимание в своей Резолюции: «Из обсуждений на Соборе видно, что участие Русской Православной Церкви Московскаго Патриархата во Всемирном совете церквей вызывает смущение в среде нашего клира и паствы. Мы с сердечной болью просим священноначалие Русской Православной Церкви Московского Патриархата внять мольбе нашей паствы о скорейшем устранении этого соблазна». Поэтому, Архиерейский Синод положительно оценил резолюцию Средне-Американской епархии Православной Церкви в Америке, в которой Епархиальное Собрание ходатайствовало о немедленном выходе Православной Церкви в Америке из Национального и Всемирного Советов Церквей. Из этого ясно, что желание устранить этот соблазн имеется и у чад других Поместных Православных Церквей. С болью сознаем, что не везде обсуждения о процессе примирения двух частей Русской Православной Церкви проходят в духе мира и взаимного уважения. Особенно резкие высказывания появляются на интернет-форумах, в которых некоторые анонимно распространяют совершенно ложную информацию о переговорном процессе, а также и клевету на Первоиерарха, архиереев и священнослужителей нашей Церкви.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Архиерейский Собор 2001 года направил в Москву «Ответ на Братское послание патриарха Алексия». Этот сдержанный по интонации документ сочетал традиционную нелицеприятную аттестацию «сергианства» и «экуменизма» с выражением признательности Патриарху за «архипастырский отклик на чаяние большинства Вашей российской паствы в прославлении святых». Подробнее При поддержке священноначалия РПЦ и таких зарубежных иерархов-«москвофилов», как митрополит Лавр и архиепископ Берлинско-Германский и Великобританский Марк, в начале 2000-х годов был проведен ряд мероприятий, направленных на освоение обеими русскими церковными юрисдикциями искусства взаимного диалога. Так, в ноябре 2001 г., в Сентендре (Венгрия) состоялась первая конференция на тему «История Русской Православной Церкви в XX веке», в которой на равных приняли участие представители РПЦ и РПЦЗ. Вторая конференция проводилась в ноябре 2002 г. в Синодальной библиотеке в Москве. На заседании Архиерейского синода РПЦЗ в мае 2003 г., отвечая на письмо Патриарха к представителям русской церковной диаспоры в Западной Европе с предложением создать «митрополичий круг», зарубежное священноначалие впервые в своей истории по сути признало благодатность таинств РПЦ: «Единство разных частей Русской Церкви уже существует среди русских православных людей на родине и в рассеянии. Благодать таинств в церквях России не ставится под сомнение Русской Церковью за границей, так же как и Московский патриархат принимает таинства, совершаемые духовенством РПЦЗ». Подробнее Однако принципиально новый этап в сближении двух Церквей начался в сентябре 2003 г., когда во время официального визита в США президент Российской Федерации В. Путин, проявив лично заинтересованность в искоренении раскола, встретился с митрополитом Лавром и передал ему приглашение от имени главы государства и предстоятеля Русской Православной Церкви посетить Россию. В октябре 2003 г. архиепископ Марк сделал «Заявление к заседанию Архиерейского синода», в котором, в частности, отметил: «В нашем понимании никогда не было сомнений, что мы часть единой Русской Православной Церкви. Мы также всегда признавали Московскую Патриархию как иную часть той же Русской Церкви. Признавая себя лишь частью Русской Православной Церкви, нам следует на основании канонических правил самой Русской Церкви (Постановление 362 и др.) признать Московскую Патриархию одной из самоуправляющихся частей той же Русской Церкви, предоставляя будущему Всероссийскому Собору высказаться о возможном наличии еще и других частей нашего единого церковного Тела».

http://patriarchia.ru/db/text/12447.html

«Наверное, имеет смысл в какой-то день особенно подумать и помолиться о книгоиздателях, о книгоиздании. Не может быть успеха в Церкви, если мы не сопровождаем своего делания сугубой молитвой». Это слова Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла на заседании Издательского Совета 18 ноября 2009 г., легшие в основу будущего общецерковного празднования Дня православной книги. 25 декабря 2009 г. Священный Синод Русской Православной Церкви учредил общецерковное празднование Дня православной книги, а Архиерейский Собор 2011 г. утвердил данное решение. В настоящий момент День православной книги является общецерковным праздником Русской Православной Церкви, тематически приуроченным ко дню выпуска первой на Руси точно датированной печатной книги «Апостол» диакона Ивана Фёдорова. О чём речь Удивительным и естественным образом этот праздник вошел в церковно-общественную жизнь. Имея опыт организации Дня православной книги на приходском и епархиальном уровне, а также в Издательском Совете, могу сказать твёрдо: людям, чья жизнь напрямую или косвенно соприкасается с литературным творчеством и книгой, этот праздник дарит подлинную радость и ту молитвенную поддержку, о которой говорил Святейший Патриарх Кирилл. Ведь что такое церковный праздник, если не молитва и радость? Однако в преддверии подготовки к празднованию Дня православной книги сталкиваешься в том числе и с вопросом о том, что такое православная книга и что, соответственно, празднуем. И вот здесь я заметил очень показательную вещь. Для сознания простого верующего народа, а также находящейся в теме интеллигенции и активной общественности, данный вопрос дискуссионным не является. Говоря о том, что такое православная литература, что мы празднуем в День православной книги, большинство людей, с кем я сталкивался, а среди них были как известные писатели и учёные, так и простые верующие люди, сходятся в общем понимании того, что православная литература – это литература, созданная в процессе некоего диалога между писателем и Богом. Это литература соответствия духу евангельского духовно-созидательного посыла, который она несёт в мир. Поэтому, когда мы говорим о Дне православной книги как о празднике православной литературы, мы вкладываем смысл, выходящий за пределы формальных жанровых границ, и русская классическая литература, от корней православная и включающая в себя все жанры, является тому ярчайшим примером. В этом смысле мы счастливые люди, потому что можем смело сказать: День русской литературы – это День православной книги.

http://pravmir.ru/den-pravoslavnoj-knigi...

Препятствия социального характера Испытания кандидатов Права и обязанности клириков Права и привилегии клириков Обязанности клириков Монашество. Монастыри Происхождение и сущность монашества Пострижение Монастыри Монастыри и монашество в России Часть III.Oprahы церковного управления Высшая власть в Церкви Кафоличность Церкви Высшая власть в Церкви Вселенские Соборы Критика католического учения о главенстве в Церкви Цезарепапизм и его критика Церковь и территория. Церковная диаспора. Автокефальные и автономные церкви. Территориальный принцип церковной юрисдикции Диаспора Автономные Церкви Поместные церкви и высшее управление в них Образование поместных Церквей Экзархаты. Становление Патриархатов Новые автокефальные Церкви. Диптихи Устройство высшего управления поместных Церквей Высшее управление в Патриархатах. Равенство поместных Церквей Высшее управление русской церкви до конца XVII века Русская Церковь как часть Константинопольского Патриархата Русская Церковь от начала автокефалии до учреждения Патриаршества Русская Церковь в эпоху Патриаршества Высшее управление Русской Церкви в синодальную эпоху Учреждение Святейшего Синода. Изменения в составе Синода Обер-прокуроры Святейшего Синода Синодальные учреждения Проекты преобразования высшего управления Русской Православной Церкви Высшее управление Русской Православной Церкви в период 1917-1988 гг. Поместный Собор 1917-1918 гг. Учреждение Патриаршества Определения Поместного Собора 1917-1918 гг. об органах высшего церковного управления Высшее церковное управление в период с 1918 по 1945 год Поместный Собор 1945 г. и Положение об управлении Русской Церкви Высшее управление Русской Православной Церкви по ныне действующему уставу от 9 июня 1988 г. Поместный Собор 1988 г. и принятый им Устав об управлении Русской Православной Церкви Поместный и Архиерейский Соборы Патриарх Священный Синод и синодальные учреждения Устройство высшего управления православных поместных церквей Сербская Православная Церковь Румынская Православная Церковь

http://sedmitza.ru/lib/text/432337/

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010