Положительные изменения в церковной жизни нашей Родины побудили Архиерейский Собор, собравшийся в октябре 2000 г., образовать комиссию по вопросам единства Русской Церкви и благословить устройство научных церковно-исторических конференций по новейшей истории Русской Церкви с участием членов нашей Церкви и представителей Церкви в России. Эти конференции были проведены в 2001 и 2002 годах. Затем, в декабре 2003 г. была образована Комиссия по переговорам с Московским Патриархатом. Вместе с тем, Священный Синод Московского Патриархата принял решение о создании подобной комиссии по диалогу с нашей Церковью. Все это свидетельствовало о старательном и добросовестном стремлении обеих частей Русской Православной Церкви к тому, чтобы разобраться в трагедии нашей общей истории, чтобы «мирно исследовать все подлежащее вопрошению, и отделяющее вас от нашего общения» , как читаем в правиле 92 (103) Карфагенского Собора, призвавшего паству к доверию своему Священноначалию, ищущему уврачевания разделения между православными и донатистами. «Положение о Русской Зарубежной Церкви», устав, по которому наша Церковь живет, требует от нас урегулирования положения в Поместной Русской Церкви. Следует отметить, что комиссия по работе над «Положением о Русской Зарубежной Церкви» была образована до 2000 г. Это указывает на то, что уже тогда было видно, что наше «Положение» нуждается в исправлении. С 2000 годом открылись новые возможности в этом отношении. И теперь, в связи с принятием «Акта о каноническом общении», наш устав может быть пересмотрен, учитывая новые возможности. Однако, здесь необходимо подчеркнуть, что речь не идет о «самоупразднении» Русской Зарубежной Церкви. Наша Церковь будет существовать как и прежде, о чем свидетельствует первый параграф «Акта о каноническом общении»: «Русская Православная Церковь Заграницей, совершая свое спасительное служение в исторически сложившейся совокупности ее епархий, приходов, монастырей, братств и других церковных учреждений, пребывает неотъемлемой самоуправляемой частью Поместной Русской Православной Церкви». Эти слова в «Акте» свидетельствуют о признании со стороны Московского Патриархата нашего исторического пути и той живой связи между всей Поместной Русской Православной Церковью и заграничной ее частью, которая всегда существовала и от которой мы никогда не отказывались. Этот исторический документ воссоздаст единство Русской Православной Церкви, узаконив таким взаимным актом факт существования в рассеянии Русской Зарубежной Церкви, а в России – Московского Патриархата. Каждая, сохраняя свое лицо как Церковь, продолжает существовать в полной своей легитимности и самостоятельности, но уже признав другую часть и провозгласив единство Русской Церкви. Поэтому, речь идет о примирении и взаимном признании друг друга при сохранении нашей административной самостоятельности, ибо мы понимаем нужды нашего духовенства и паствы лучше, чем их понимают в Москве.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Пр. 5. Управление Русской Православной Церкви заграницей осуществляется Собором Епископов через Первоиерарха с Архиерейским Синодом и Епархиальных Архиереев. Пр. 6. Все церковные органы Управления, начиная от Первоиерарха и Архиерейского Синода и далее в нисходящем порядке подлежат в своей деятельности наблюдению и контролю в установленном порядке вышестоящих органов. 2. СОБОР ЕПИСКОПОВ Пр. 7. Собор Епископов, созываемый по возможности ежегодно, согласно церковным канонам, является высшим органом церковного законодательства, управления, суда и контроля для Русской Православной Церкви заграницей. Пр. 8. Председателем Собора Епископов и Архиерейского Синода состоит Первоиерарх Русской Православной Церкви заграницей в сане Митрополита, Собором же пожизненно избранный. Членами Собора являются все архиереи, входящие в состав Русской Православной Церкви заграницей. Пр. 9. Преосвященные члены Собора, не могущие по особо уважительным причинам прибыть на Собор, должны представить по отдельным вопросам повестки Собора свои отзывы, или поручить свое представительство другим архиереям. Отсутствующие преосвященные имеют право по делам своей епархии или викариатства присылать на Собор для доклада последнему своих уполномоченных из лиц в пресвитерском сане. Пр. 10. Дела в Соборе Епископов решаются общим согласием всех участвующих в заседании членов или мнением множайших; при равенстве голосов голос Председателя Собора дает перевес. Пр.11. В круг ведения Собора Епископов входят: а) Избрание Первоиерарха Русской Православной Церкви заграницей пожизненно с возведением его в сан Митрополита, б) Избрание двух Заместителей Первоиерарха, являющихся вице-председателями Синода, двух членов Архиерейского Синода и двух заместителей членов Синода, в) Вопросы общецерковного характера, касающиеся вероучения, нравоучения, богослужения, церковного управления, церковной дисциплины, общей религиозно-просветительной и миссионерской работы, а также церковного суда в последней инстанции, г) Дела принципиального свойства касающиеся, современных расколов и лжеучений, а также защиты прав Русской Православной Церкви заграницей пред правительствами и различными учреждениями,

http://patriarchia.ru/db/text/28517.html

Делегат Поместного Собора Русского Православной Церкви 2009 года, наместник Свято-Троицкой Александро-Невской Лавры архимандрит Назарий (Лавриненко) отметил в интервью РЛ , что речь на заседании Поместного Собора шла " не о создании церковной общественной палаты, а, скорее, о создании органа, аналогичного Предсоборному присутствию, которое проходило в 1905-1906 годах перед Поместным Собором 1917-1918 годов " . " На сегодняшний день Архиерейский Собор является основным органом управления Церкви. Мне кажется, что будет неплохо, если будут работать такие совместные комиссии, в которые будут входить миряне, священники и епископы. Такие предсоборные совещания будут более тщательно готовить вопросы на Архиерейский Собор, и тогда Собор будет учитывать не только мнение епископата, но и мнения и пожелания всех членов Церкви. И тогда епископы, приезжая на Архиерейский Собор, смогут донести до Собора каждый из своей епархии пожелания, чаяния, новации, исходящие, в том числе, и от мирян. Эти предсоборные совещания могли бы носить совещательный характер, но они давали бы новые импульсы, взгляды, невидимые сверху начала каких-то движений. Они давали бы хорошую пищу для того, чтобы Архиерейский Собор мог работать более плодотворно и мог бы учитывать более широкое мнение. Поэтому в этом отношении создание такого органа было бы полезно " , - считает архимандрит Назарий (Лавриненко). В свою очередь, настоятель храма свт. Николая Чудотворца в Пыжах протоиерей Александр Шаргунов заявил " Русской линии " , что " самый главный вопрос, который надо сразу обозначить и поставить в центр всего - это каким образом должно происходить на заседаниях палаты обсуждение проблем церковной жизни " . " Надо предостеречь от крайностей, от модернизма, который, увы, реально существует, от тех опасностей, которые могут угрожать Церкви. Надо опираться на завет Святейшего Патриарха Алексия II, помнить его слова, сказанные им на последнем епархиальном собрании: " Пока я жив, никаких реформ богослужения не будет " . Мы должны серьезно воспринять его завет, это должно быть ориентиром всех обсуждений. Тем более, что вновь избранный Святейший Патриарх Кирилл торжественно засвидетельствовал на Поместном Соборе о своей верности всем церковным традициям " , - отметил отец Александр.

http://ruskline.ru/news_rl/2009/03/31/ot...

Указанные документы были также одобрены постановлениями Архиерейского Собора и Архиерейского Синода Русской Зарубежной Церкви. Архиерейский Собор Русской Православной Церкви 6 октября 2004 г. постановил: «По завершении работы Комиссий и двустороннего согласования подготовленных документов поручить Священному Синоду на основе суждений, имевших место на настоящем Соборе, совершить каноническое деяние, коим будет восстановлено евхаристическое общение и единство». ПОСТАНОВИЛИ: 1. Утвердить Акт о каноническом общении, которым восстанавливается единство внутри Поместной Русской Православной Церкви. 2. Определить, что Акт о каноническом общении вступает в силу после торжественного подписания Патриархом Московским и всея Руси Алексием и Председателем Архиерейского Синода Русской Зарубежной Церкви митрополитом Лавром в храме Христа Спасителя в Москве, в праздник Вознесения Господня 17 мая 2007 года. Журнал ИМЕЛИ СУЖДЕНИЕ: Об исполнении решений, изложенных в Приложении к Акту о каноническом общении. Справка: На заседании Священного Синода Русской Православной Церкви 26 декабря 2006 г. (Журнал было вынесено решение признать Преосвященного Евтихия (Курочкина) в сане епископа, а по вопросу о его дальнейшем служении «иметь суждение после вступления в силу Акта о каноническом общении, которым будет восстановлено каноническое единство Московского Патриархата и Русской Зарубежной Церкви». В Приложении к Акту о каноническом общении, подписанному Святейшим Патриархом 17 мая 2007 года, указано: «Действуя в духе церковной икономии, Священный Синод Русской Православной Церкви и Архиерейский Синод Русской Зарубежной Церкви предусматривают пятилетний переходный период для полного урегулирования положения бывших приходов Русской Зарубежной Церкви на канонической территории Московского Патриархата посредством их вхождения в юрисдикцию местных правящих архиереев. До завершения этого срока таким приходам, не находящимся на территории Самоуправляемых Церквей, предоставляется возможность находиться под окормлением викария Патриарха Московского и всея Руси, которому, с благословения Патриарха, предоставляется также возможность принимать участие в работе Архиерейского Собора и Архиерейского Синода Русской Зарубежной Церкви по приглашению ее Первоиерарха».

http://mospat.ru/archive/86317-zhurnaly-...

Однако в целом Собор был переломным этапом в новейшей истории Русской Православной Церкви. Были приняты решения об активизации работы в сфере духовного образования, издательской деятельности Церкви. Важным событием явилось прославление на Поместном Соборе 1988 года целой группы новых святых, впервые за весь советский период. В лике святых были прославлены благоверный князь Димитрий Донской (1350–1380), преподобный Андрей Рублев (1360 – I-я половина XV века), преподобный Максим Грек (1470–1556), святитель Макарий Московский (1482–1563), преподобный Паисий Величковский (1722–1794), блаженная Ксения Петербургская (1732 – нач. XIX в.), святитель Игнатий Брянчанинов (1807–1967), преподобный Амвросий Оптинский (1812 – 1891), святитель Феофан Затворник (1815–1894). До этого на Поместном Соборе 1917–1918 гг. были причислены к лику святых святители Софроний Иркутский и Иосиф Астраханский. За все же остальное время советского периода Русской Православной Церковью были прославлены только двое святых – святитель Иннокентий (Вениаминов) и Николай, архиепископ Японский. Причем важно отметить, что в обоих случаях инициатива канонизации исходила не непосредственно от Русской Православной Церкви, но шла из зарубежья. В первом случае инициатором канонизации выступил Священный Синод Православной Церкви в Америке, во втором – Собор Православной миссии в Японии. Поэтому прославление на Поместном Соборе 1988 года целой группы святых стало большим событием для Русской Православной Церкви . На Поместном Соборе 1988 года, пусть и не совсем прямо, в выступлении митрополита Сурожского Антония прозвучали и слова о необходимости прославления новомучеников и исповедников ХХ века. Он сказал тогда: «Единственные люди, которые молчат о том, что только героическая верность и стойкость тысяч неизвестных людей спасла  Церковь от совершенного разрушения – это мы. И мы могли бы хоть какой-нибудь фразой в нашем Послании, не говоря о новомучениках, не употребляя таких слов, которые, может быть, оскорбят чей-то слух, указать на то, что мы благодарим Бога, что за все ХХ столетие в Русской Православной Церкви оказались свидетели веры, которые до крови, до плахи, до жизни, до муки сумели остаться верными Христу, Который искупил их и спас, и этим они прибавили к сиянию и святости в Русской Церкви» . По тем временам это были смелые слова, проблему гонений на Церковь со стороны безбожной власти было принято обходить. И это был уже шаг на пути к Архиерейскому Собору 2000 года, официально прославившему новомучеников и исповедников Российских.

http://bogoslov.ru/article/3960431

12. Утверждение Постановлений Архиерейского Собора. 13. Утверждение Послания Архиерейского Собора. 14. Торжественное заседание Архиерейского Собора, посвященное столетию восстановления Патриаршества в Русской Православной Церкви, при участии глав и делегаций Поместных Православных Церквей. Регламент Освященного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви (29 ноября - 2 декабря 2017 года). Источник: http://www.patriarchia.ru/db/text/5072619.html 1. В соответствии со статьей 2 главы III Устава Русской Православной Церкви все епархиальные и викарные архиереи составляют Архиерейский Собор Русской Православной Церкви. На заседания Архиерейского Собора могут приглашаться без права решающего голоса богословы, специалисты, наблюдатели и гости. Степень их участия в работе Собора определяется в каждом отдельным случае президиумом Архиерейского Собора. 2. Руководство Архиерейским Собором осуществляет его председатель и президиум Собора. 3. Председателем Архиерейского Собора является Святейший Патриарх Московский и всея Руси. Председатель Архиерейского Собора: 4. Президиум Архиерейского Собора состоит из членов Священного Синода. По предложению Священного Синода в состав президиума могут включаться другие члены Архиерейского Собора. Президиум Архиерейского Собора: 5. Архиерейский Собор осуществляет свою работу на пленарных заседаниях и, при необходимости, в рабочих группах, состав которых утверждается Архиерейским Собором по представлению президиума. В составе Архиерейского Собора действуют мандатная, редакционная и, при необходимости, счетная комиссии, избираемые из числа членов Архиерейского Собора. Архиерейским Собором избирается его секретарь, который возглавляет аппарат Архиерейского Собора. 6. Пленарные заседания Архиерейского Собора возглавляет председатель или, по его предложению, один из членов Президиума. На пленарных заседаниях: 7. Отдельные разделы доклада Патриарха и других представляемых на Архиерейский Собор докладов могут обсуждаться в рабочих группах. 8. Секретарь Архиерейского Собора избирается из членов президиума.

http://mitropolia.spb.ru/news/monitoring...

В связи с этим докладом Святейший Владыка внес на рассмотрение Освященного Архиерейского Собора предложение о внесении изменения в статью 1 главы III Устава Русской Православной Церкви, дабы все викарные архиереи являлись членами Архиерейского Собора с решающим правом голоса. Архиерейский Собор единогласно поддержал эту поправку. Святейший Патриарх Кирилл напомнил, что согласно статье 15 главы III Устава Русской Православной Церкви «постановления Архиерейского Собора входят в силу сразу после их принятия». Далее Его Святейшество продолжил чтение доклада, а по его окончании митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир обратился к Предстоятелю Русской Православной Церкви: «Благодарим Вас, Ваше Святейшество, за многочисленные труды, понесенные Вами по управлению Русской Православной Церковью. Мы свидетели того, как церковная жизнь преображается, как в связи с открытием новых епархий и многими другими Вашими начинаниями проповедь Евангелия Христова усиливается и достигает самых далеких сел и весей». «С Вашего позволения я предлагаю членам Освященного Собора в своих постановлениях выразить Вам слова благодарности за Ваши труды», — сказал владыка Владимир. Члены Архиерейского Собора единогласно поддержали предложения митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл поздравил с десятилетием архиерейской хиротонии митрополита Нижегородского и Арзамасского Георгия и с днем рождения епископа Сыктывкарского и Воркутинского Питирима. Для представления членам Собора доклада Блаженнейшего митрополита Киевского и всея Украины Владимира о жизни Украинской Православной Церкви со времени Собора 2011 года был приглашен управляющий делами Украинской Православной Церкви митрополит Бориспольский Антоний. В завершение третьего заседания Предстоятель Русской Церкви рассказал собратьям о распорядке работы на следующий день. Информационная служба Архиерейского Собора Календарь ← 19 апреля 2024 г. (6 апреля ст.ст.) пятница 17 апреля 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/2770906.ht...

(принято Архиерейским Собором Русской Православной Церкви 21 февраля 1997 г., определение «Об отдельных вопросах внутренней жизни и внешней деятельности Церкви», п. 32) 32. Одобрить решение Священного Синода о восстановлении попечения Матери-Церкви над Автономной Православной Церковью в Китае. I.3.2. Японская Автономная Православная Церковь О даровании автономии Японской Православной Церкви (принято Священным Синодом Русской Православной Церкви 10 апреля 1970 г., журнал 17) После опроса правящих и викарных Преосвященных архиереев Московского Патриархата, давших свои письменные положительные суждения в расширенном заседании Священного Синода от 10 апреля 1970 г. под председательством Патриарха, Постановили: (...) 2. Руководствуясь стремлением иметь благословенный мир, богозаветную Христову любовь и братское сотрудничество в общем делании на ниве Божией со всей Полнотой Японской Православной Церкви и, принимая во внимание ходатайство Поместного Чрезвычайного Собора Японской Православной Церкви от 19 декабря 1970 г., в Японии благословляется и утверждается Святая Автономная Православная Церковь , возглавляемая Высокопреосвященным Архиепископом Токийским, Митрополитом всея Японии, со священной Архиепископией в Токио и священными епископиями в Киото и Сендай. 3. Святая Православная Автономная Японская Церковь в своей жизни и деятельности должна свято хранить Божественные догматы и руководствоваться священными канонами и унаследованными от отцов обычаями и нормами Единой Святой Кафолической Православной Церкви, а также следующими основными положениями во взаимоотношениях между Православной Автономной Японской Церковью и ее Матерью – Русской Православной Церковью – Московским Патриархатом: 1) Предстоятель Святой Православной Автономной Японской Церкви Высокопреосвященный Архиепископ Токийский, Митрополит всея Японии избирается Поместным Собором Святой Православной Автономной Японской Церкви, состоящим из всех епископов, представителей клира и мирян, избранных на этот Собор в соответствии с нормами, существующими по Уставу Святой Православной Автономной Японской Церкви (Устав изменяется или дополняется на Поместном Соборе Святой Православной Автономной Японской Церкви), и утверждается Святейшим Патриархом Московским и всея Руси, Предстоятелем Автокефальной Церкви-Матери – Московского Патриархата, в пределах которого существует Святая Православная Автономная Японская Церковь .

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/sobran...

«1. Подтвердить статус независимости и самостоятельности Украинской Православной Церкви, получившей права широкой автономии по Определению Архиерейского Собора Русской Православной Церкви в 1990 году. 2. Выразить надежду на скорейшее уврачевание расколов и объединение всех православных Украины в лоне единой Церкви. 3. Считать необходимым через братское взаимодействие и консультации с другими Поместными Церквами содействовать достижению общеправославного согласия по вопросу провозглашения и признания автономии Украинской Православной Церкви, каковое должно иметь место в связи с реальными достижениями в деле преодоления раскола. 4. Считать пункты 4, 8 и 9 главы VIII Устава Русской Православной Церкви, принятого на настоящем Соборе, не относящимися к Украинской Православной Церкви. В вопросах, предусмотренных данными пунктами, руководствоваться нормами Патриаршего Томоса 1990 года. 5. Свидетельствовать, что Украинская Православная Церковь достойно совершает свое служение, восстанавливая храмы и монастыри, возрождая церковную жизнь в ее многообразных формах. Считать важным всецелое сохранение за Украинской Православной Церковью ее имущества и финансовой самостоятельности, служащих материальной основой ее благоуспешных трудов». В новом Уставе Русской Православной Церкви, принятом на том же Соборе, появился особый раздел «Самоуправляемые Церкви», где подробно излагались законодательные основы существования Автономных Церквей в структуре Русской Православной Церкви. Юбилейный Архиерейский Собор 2000 года принял также особое определение по Уставу Русской Православной Церкви, в котором говорилось, что необходимо «привести в соответствие с данным Уставом гражданский Устав Русской Православной Церкви и все гражданские и внутренние уставы ее канонических подразделений». Таким образом, все Самоуправляемые Церкви, входящие в состав Московского Патриархата, и являющиеся согласно § 2 нового Устава Русской Православной Церкви каноническими подразделениями Московского Патриархата, должны были привести свои уставы в соответствие с новым Уставом РПЦ.

http://e-vestnik.ru/analytics/ukrainskiy...

3. Совместное осуществление права на свободу вероисповедания и распространения православной христианской веры, а также попечение о религиозно-нравственном просвещении общества включает в себя: а) совершение обрядов, шествий и церемоний; б) распространение своих убеждений в обществе непосредственно или через средства массовой информации (газеты, журналы, религиозная литература, теле- и радиопрограммы и иные формы публичного распространения массовой информации, в том числе и собственные); в) миссионерскую деятельность; г) дела милосердия и благотворительности; д) религиозное обучение и воспитание; е) подвижническую деятельность (монастыри, скиты и прочее); ж) паломничество; з) иную деятельность, соответствующую правилам и традициям Русской Православной Церкви. II. Структура и управление Русской Православной Церкви 4. Русская Православная Церковь есть единое централизованное религиозное объединение, включающее в себя иерархически подчиненные структурные подразделения, в том числе Московскую Патриархию, синодальные учреждения, экзархаты, епархии, благочиния, приходы, монастыри, Духовные учебные заведения, братства, миссии, представительства и подвория, находящиеся на территории СССР и за границей. 5. Высшими органами управления Русской Православной Церкви являются Поместный Собор, Архиерейский Собор, Священный Синод во главе с Патриархом. 6. Поместный Собор, состоящий из архиереев, представителей священства, монашества и мирян, созывается Патриархом, Священным Синодом или Архиерейским Собором по мере необходимости, но не реже 1 раза в 5 лет. Нормы представительства и порядок избрания делегатов на Собор устанавливаются Священным Синодом. 7. Поместный Собор: а) принимает канонический Устав, а также вносимые в него изменения и дополнения; б) утверждает гражданский Устав Русской Православной Церкви и возможные последующие его изменения и дополнения; в) решает важнейшие дела, относящиеся к внутренней и внешней деятельности Церкви, и обеспечивает ее единство; г) избирает Главу Русской Православной Церкви Патриарха;

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1338...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010