108 По-видимому, в протоколе заседания допущена опечатка: на съезде от Тихоновой Калужской пустыни был представлен с правом совещательного голоса иеромонах Анастасий Список участников съезда монашествующих с совещательным голосом, п. 8, с. без номера]. 109 Архим. Аркадий родился 27 июля 1856 г. в г. Кунгур Пермской губернии. Был наместником Оранского Богородицкого монастыря с 1897 по 1913 гг. и с 1918 по 1920 гг. В 1919 г. за защиту святынь обители был арестован по обвинению в агитации против советской власти. После заочного осуждения и отбытия заключения в лагере, возвратился в 1922 г. в с. Оранки и подал прошение священноначалию об увольнении «на покой». Какие-либо сведения о дальнейшем жизненном пути и дате смерти не установлены. Более подробно о личности и трудах о. Аркадия можно узнать из архивных документов Государственного архива Нижегородской области. 111 Как справедливо заметил к.и.н. Запальский Г.М. именно ученое монашество постепенно, особенно к началу XX в., стало главным кадровым резервом для пополнения состава архиереев РПЦ 112 Архим. Киприан (Керн , †1960), доктор церковных наук, богослов и церковный историк. Выпускник 1925 г. богословского факультета Белградского университета (Республика Сербия). Монашество принял в 1927 г. С 1928 г. по 1931 г. начальник Русской духовной миссии в Иерусалиме. В 1936–1960 гг. преподавал ряд дисциплин в Свято-Сергиевском богословском институте в Париже (подробнее см. 113 Владыка Феодор с августа 1906 г. был ректором Московской Духовной семинарии, с августа 1909 г. по 1 мая 1917 г. – ректором Московской Духовной академии. Кроме того с 1914 г. – почетный член Казанской Духовной академии. Расстрелян в 1937 г. Решением Архиерейского Собора РПЦЗ в 1981 г. канонизирован в лике новосвященномученика (подробнее см. 114 Архим. Гурий был докладчиком и секретарем на Казанским и Иркутском миссионерских съездах в 1910 г. С 1911 г. – наблюдатель и с 1912 г. – преподаватель миссионерских курсов (г. Казань). С августа 1919 г. товарищ Председателя Миссионерского совета при Св Синоде. Митр. Петр (Полянский , †1937, в 1981 г. прославлен РПЦЗ в лике новосвященномученика, в 1997 г. прославлен РПЦ в лике священномученика) еще в 1926 г. указывал на использование в миссионерских целях труда о. Гурия «Об обновленчестве». В дальнейшем – архиепископ. Расстрелян в 1937 г. Канонизирован РПЦЗ в 1981 г. в лике свщенномучеников (подробнее см.

http://azbyka.ru/otechnik/missiya/missio...

А.М. Смулов Особенности и основные проблемы миссионерской деятельности РПЦ конца XIX – начала XX вв. в соборных документах и воспоминаниях Источник Введение В настоящее время возрастает роль миссионерской деятельности Русской Православной Церкви. Существенная роль в православной миссии, как и в дореволюционные (1917 г.) времена, отводится монастырям, которые должны явиться образцом такого служения для приходских общин и миссионерских органов Церкви на всех уровнях. Возрождение духовного уровня российского общества, просвещение ее народа, как и возрождение самой Русской Православной Церкви, безусловно связаны с миссионерской деятельностью. После десятилетий попыток уничтожения Православной Церкви в Российской Федерации (в СССР), уничтожения священно- и церковно- служителей, просто верующих людей – мирян, с учетом истории развития России, духовное возрождение и просвещение настоятельно требует масштабных усилий всей РПЦ, сопоставимых с христианизацией Руси и получило наименование «второй христианизации». По результатам многочисленных социальных опросов, проведенных в 1991–2022 гг., к православному вероисповеданию относит себя до 85 процентов населения страны. В тоже время людей воцерковленных, истинно верующих и знающих свою веру, участвующих в Св Таинствах Церкви, в целом ряде опросов, определено всего в 2–4 процента. Налицо наличие «веры без знаний» и, более того, «веры без веры». С 1988 г. началось постепенное возрождение миссионерской деятельности на миссионерском поле СССР. Верующий народ стал восстанавливать и открывать храмы и монастыри. После окончания советского периода, понимая сложность сложившейся в России ситуации, в 1994 г. Архиерейский Собор Русской Православной Церкви принял Определение «О православной миссии в современном мире» Вопросы миссии регулярно обсуждались на Архиерейских Соборах (1997, 2000, 2004), и в 2007 г. Св Синодом был утвержден текст «Концепции миссионерской деятельности Русской Православной Церкви» (далее – Концепция). В принятой Концепции были установлены фундаментальные основы миссионерского служения православных христиан, указаны актуальные направления миссионерского служения Православной Церкви. Концепция имела ориентиром «помочь миссионерам всех уровней в более эффективной организации их деятельности»

http://azbyka.ru/otechnik/missiya/osoben...

3. Одобрить содержание подготовленных Комиссиями документов, представленных на рассмотрение Собора. 4. По завершении работы Комиссий и двустороннего согласования подготовленных документов поручить Священному Синоду на основе суждений, имевших место на настоящем Соборе, совершить каноническое деяние, коим будет восстановлено евхаристическое общение и единство» Подробнее . В январе 2005 г. Архиерейский Синод РПЦЗ принял решение о проведении IV Всезарубежного Собора, на котором будет рассмотрен вопрос о воссоединении с Московским Патриархатом. Предположительно Собор с участием духовенства и мирян пройдет в первой половине 2006 г. в Сан-Франциско. Некоторое осложнение в продвижении к восстановлению церковного единства было вызвано различным пониманием проблемы зарубежной церковной собственности. В 1997 и 2000 гг. возникали конфликты из-за передачи по решению руководства Палестинской автономии в собственность РПЦ Троицкого монастыря в Хевроне и подворья в Иерихоне. Напряженность этого вопроса могла бы помешать продвижению в деле преодоления раскола, а потому при начале переговорного процесса начала 2000-х годов было решено «заморозить» проблему собственности и не принимать ее в рассмотрения вплоть до достижения значимых результатов. В январе 2005 г. Патриарх Алексий II на переговорах с новоизбранным Махмудом Аббасом обратился с просьбой к главе Палестинской автономии юридически закрепить за РПЦ земли в Хевроне и Иерихоне. Этот факт встретил недопонимание в среде зарубежной иерархии. «Я очень разочарован, — заявил в интервью газете «Коммерсантъ» 1 февраля 2005 г. заместитель председателя Архиерейского синода РПЦЗ архиепископ Берлинский Марк. — Ведь в начале процесса было сделано заявление о том, что мы должны воздерживаться от любых действий и высказываний, которые могут огорчить другую сторону. А это именно такое действие». Однако это недоразумение не оказало существенного влияния на процесс сближения двух юрисдикций. Уже в марте 2005-го официальная делегация во главе с архиепископом Марком присутствовала на открытии IX Всемирного Народного Русского Собора в Москве, который возглавлялся Святейшим Патриархом Алексием II.

http://patriarchia.ru/db/text/12447.html

Одной из важнейших задач служения Церкви в условиях активной прозелитической деятельности инославных миссионеров и пропаганды сектантства Патриарх назвал миссионерскую работу, отметив, «что в развитии прозелитизма есть и доля нашей вины: люди отходят от Православия в силу недостатков нашей просветительской и миссионерской работы, нежелания отдельных священнослужителей кропотливо трудиться над духовным воспитанием приходящих в Церковь людей». Во исполнение решений Архиерейского Собора 1994 г. в февр. 1995 г. была образована группа, к-рая разработала концепцию возрождения миссионерской деятельности РПЦ, утвержденную Свящ. Синодом 6 окт. 1995 г. В дек. Свящ. Синод принял решение об образовании Миссионерского отдела , председателем к-рого был назначен еп. Белгородский и Старооскольский Иоанн (Попов) . Для координации работы епархиальных миссионерских учреждений Миссионерский отдел начал издание ж. «Миссионерское обозрение», в к-ром публикуются информационно-консультативные материалы по проблемам миссионерской деятельности. В докладе Патриарха Алексия Собору отмечалось, что, несмотря на спад активности псевдохрист. и псевдорелиг. сект и гос. запрет на деятельность наиболее одиозных из них ( «Белого братства» и «Аум Синрикё» ), по-прежнему активны движения гностического типа: теософы, антропософы, рериховцы, а также оккультные группы и орг-ции разных толков - астрологи, экстрасенсы и целители, резко возросло число сатанистских сект. Секты проникают в школы и вузы, активизируют свою деятельность в медицинских учреждениях. А. С. направил письмо председателю и депутатам Гос. Думы, в к-ром предложил поставить правовой заслон бесконтрольной деятельности в России деструктивных псевдорелиг. орг-ций и зарубежных миссионеров. Отдельный раздел доклада Святейшего Патриарха был посвящен церковной благотворительности и социальному служению. Патриарх Алексий II отметил, что расширение политических и гражданских прав и свобод не должно обернуться крушением социальных прав и свертыванием социальных программ. Церковь приняла ряд мер по социальной защите своей паствы: было открыто неск. церковных больниц, организованы курсы для подготовки сестер милосердия, создан ряд школ-приютов для сирот и детей из неблагополучных семей, гуманитарная помощь была предоставлена многочисленным беженцам из «горячих точек». РПЦ, по мнению Святейшего Патриарха, должна стать полноправным субъектом такой социальной политики, к-рая смогла бы улучшить ситуацию в стране.

http://pravenc.ru/text/76520.html

Однако уже во время работы А. С. епископы Владивостокский Вениамин (Пушкарь) , Новосибирский Сергий (Соколов) , Тернопольский Сергий (Генсицкий) в своих выступлениях поставили вопрос о том, чтобы канонизацию имп. Николая II и царской семьи не откладывать до Поместного Собора, а принять решение об этом на настоящем Соборе. Митр. Ювеналий представил Собору материалы для канонизации в лике священномучеников погибших в 1937 г. архипастырей: Местоблюстителя Патриаршего Престола митр. Крутицкого Петра (Полянского) , митр. Серафима (Чичагова) , архиеп. Фаддея (Успенского) . Своим деянием А. С. причислил их к лику святых Русской Церкви. Со следующим докладом выступил председатель Богословской комиссии митр. Филарет. По вопросу об участии РПЦ во Всемирном Совете Церквей были сделаны следующие выводы: необходимо вынести на межправосл. обсуждение весь комплекс вопросов, связанных с участием представителей правосл. Церквей в контактах с инославным миром и в работе в международных христ. орг-циях, эта деятельность должна быть строго регламентирована. Давая оценку «Второго общего заявления» Смешанной комиссии по богословскому диалогу между правосл. Церквами и Древними Восточными (дохалкидонскими) Церквами, принятого в Шамбези в сент. 1990 г., митр. Филарет предложил не рассматривать это заявление как полное и исчерпывающее положение правосл. христологии и перенести изучение вопросов, связанных с диалогом, на всеправосл. уровень, имея в виду и широкое обсуждение в кругах духовенства, богословов и мирян РПЦ. В определении Собора по докладу митр. Филарета подчеркивалось, что смущение, к-рое производят в правосл. среде практика т. н. экуменических богослужений (см. Экуменическое движение ) и возникновение новых тенденций в богословии и практике зап. протестантизма, выразившихся в принятии женского священства, в употреблении «инклюзивного языка», приводящего к искажению библейского текста, в пересмотре новозаветных нравственных норм, регулирующих отношения между полами, делает необходимым межправосл.

http://pravenc.ru/text/76520.html

9. Настоящее определение Архиерейского Собора Русской Православной Церкви подлежит утверждению Поместным Собором Русской Православной Церкви с внесением соответствующих изменений в Устав об управлении Русской Православной Церкви». На следующий день после окончания работы А. С., 28 окт., Патриарх Московский Алексий II прибыл в Киев для торжественного провозглашения независимости УПЦ, даруемой ради преодоления раскола и водворения мира церковного. В день приезда Патриарх Алексий совершил Божественную литургию в Софийском соборе Киева, перед началом к-рой даровал митр. Киевскому и всея Украины Филарету грамоту о независимости Украинской Церкви. В Патриаршей грамоте объявлялось: «Украинская Православная Церковь, соединенная через нашу Русскую Православную Церковь с единой святой соборной и апостольской Церковью, без соборного решения всей Православной кафолической Полноты да не изменяет у себя ничего, что касается догматов веры и святых канонов». Фактически УПЦ получила полную внутреннюю самостоятельность, сохраняя каноническое единство с Московским Патриархатом. Патриаршее богослужение было омрачено манифестацией, к-рую устроили активисты «Руха» и др. националистических движений. Вскоре после дарования УПЦ независимости Патриарх Алексий направил в адрес укр. правительства офиц. письмо, в к-ром объявил об отказе РПЦ от прав на собственность и имущество, до сих пор принадлежавшие ей на территории Украины. Правопреемницей РПЦ на Украине объявлялась УПЦ. К сожалению, дарование УПЦ независимости и самостоятельности в управлении так и не принесло умиротворения в церковную жизнь Украины. Дарованной УПЦ самостоятельностью поспешил воспользоваться в своих личных целях, к-рые все более шли вразрез с интересами Украинского Православия, митр. Киевский и всея Украины Филарет. То, что мыслилось как средство предотвращения церковной смуты, было им использовано не во благо Церкви, а исключительно ради укрепления своего влияния. Лит.: ЖМП. 1991. 2. С. 2-11; Цыпин. История РЦ. С. 497-498; Петрушко В. И. Автокефалистские расколы на Украине в постсоветский период, 1989-1997. М., 1998. С. 59-60. Прот. Владислав Цыпин, В. И. Петрушко Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/76512.html

Успенский собор в Витебске. Гравюра. 90-е гг. XIX в. Епархия была воссоздана 10 мая 1992 г. решением Синода Белорусского Экзархата (утверждено Архиерейским Собором РПЦ 11 июня 1992, Свящ. Синодом РПЦ 17 июля 1992). Ко времени открытия епархии в ней существовали 18 приходов, 1 мон-рь, располагавшие 9 храмами, в клире епархии состояли 12 священнослужителей. В Витебске действовала единственная церковь - во имя Казанской иконы Божией Матери на территории закрытого Маркова мон-ря. С нач. 90-х гг. в В. е. идет активное возрождение церковной жизни, воссоздаются и строятся храмы, открываются приходы: в 1992 г. была завершена реставрация Покровского кафедрального собора в Витебске, в 1993 г. построен деревянный храм во имя блгв. кн. Александра Невского. В 1998 г. возрожден Благовещенский храм XII в., его освятил 26 сент. Патриарх Московский и всея Руси Алексий II . В 2000 г. началось воссоздание древнего Успенского собора, к-рый должен стать кафедральным храмом епархии; 14 окт. 2002 г., во время празднования 10-летия возрождения В. е., митр. Минский и Слуцкий Филарет (Вахромеев) освятил памятный камень у основания нижнего Преображенского храма на Успенской горе. В 1995 г. закончилась реставрация Свято-Троицкого храма в Орше, в 1996 г.- Ильинской ц. в оршанском в честь Успения Пресв. Богородицы жен. мон-ре (возобновлен в 1997). К нач. 2004 г. в В. е. строился 21 новый храм, реставрировались 24. При епархиальном управлении действуют отделы: образования и катехизации, по работе с молодежью, социального служения, миссионерский, по работе с Вооруженными Силами и правоохранительными органами, издательский, краеведения и музейной работы. В сент. 1996 г. в Витебске открылись регентские курсы, в окт. 1998 г. на их базе было создано Витебское ДУ, к-рое располагается в здании епархиального управления (бывш. корпус Витебской ДС). С 1998 г. при уч-ще действует домовая ц. во имя равноапостольных Кирилла и Мефодия, клирики к-рой читают при храме лекции по духовно-нравственному образованию. В окт. 2001 г. открыт филиал Витебского ДУ в Орше. В кон. 2003 г. при ДУ начала работу школа звонарей. В 2003 г. при витебском Покровском соборе открылась детская иконописная школа. В кон. 2003 г. в епархии насчитывалось 42 воскресные школы. Силами клириков и правосл. мирян епархии ведется духовно-просветительская деятельность в Ветеринарной академии, медучилище, техникумах, гимназиях, средних школах, доме-интернате Орши, доме для инвалидов Витебска. С 2002/03 уч. г. на историческом фак-те в Витебском гос. ун-те им. П. М. Машерова осуществляется подготовка по специальности «теология».

http://pravenc.ru/text/158850.html

Здание издательского центра Московской Патриархии. Фотография. 2009 г. Здание издательского центра Московской Патриархии. Фотография. 2009 г. В связи с изменившимися условиями существования Церкви и появлением новых возможностей для развития церковной печати Архиерейский Собор РПЦ 1994 г. определил считать И. о. исполнившим свое предназначение; вместо И. о. был создан Издательский совет Московского Патриархата (далее: И. с.) как коллегиальный орган, состоящий из представителей синодальных учреждений, духовных школ, церковных изд-в и др. учреждений РПЦ. В его задачи входили координация деятельности церковных изд-в, оценка предлагаемых к публикации рукописей. 7 окт. 1995 г. было принято Положение об И. с., которому с 6 окт. 1999 г. был придан статус синодального отдела. Издание центральных органов церковной печати и церковного календаря решением Архиерейского Собора 1994 г. было передано в ведение Московской Патриархии. 22 февр. 1995 г. Свящ. Синод учредил для издания центральных церковных печатных органов и календаря на основе незадолго до того созданного издательского дома «Хроника» Издательство Московской Патриархии (далее: ИМП). Обязанности директора ИМП исполнял Одинцовский архиеп. Иов (Тывонюк ; ныне митрополит). 17 июля 1995 г. решением Свящ. Синода председателем И. с. и главным редактором ИМП был назначен Бронницкий еп. Тихон (Емельянов ; ныне архиепископ). Главное внимание в работе уделялось организации деятельности ИМП. Были преодолены проявившиеся в 1-й пол. 90-х гг. трудности в издательской работе; издательский процесс был компьютеризован, увеличилось и обновилось полиграфическое оборудование, особое внимание было обращено на совершенствование оборудования для цветной полиграфии, а также на состыковку издательского и типографского процессов. Был возобновлен регулярный выпуск ЖМП (ранее отстававший в сроках выхода), существенно изменилось художественное оформление журнала - фотоиллюстрации стали цветными, их количество значительно увеличилось; удалось повысить периодичность издания «Московского церковного вестника». Улучшилась структура церковных календарей: появился более развернутый и удобный указатель имен святых, в календарь стали включаться сведения о епископате и др. С 1998 г. было возобновлено издание «Богослужебных указаний». Главным направлением работы ИМП оставался выпуск богослужебных книг - репринтное воспроизводство старых изданий, публикация новых изданий богослужебных текстов с использованием совр. книгоиздательских технологий. Только за 1997-1999 гг. ИМП выпустило более 170 наименований книг тиражом ок. 3 млн экз. (наибольшими тиражами выпускался Православный церковный календарь, остальные издания имели средний тираж по 5-10 тыс. экз.).

http://pravenc.ru/text/293874.html

Своим деянием Архиерейский Собор причислил их к лику святых Русской Церкви. Со следующим докладом выступил председатель Богословской комиссии митрополит Филарет. По вопросу об участии Русской Православной Церкви во Всемирном Совете Церквей были сделаны следующие выводы: необходимо вынести на межправославное обсуждение весь комплекс вопросов, связанных с участием представителей Православной Церквей в контактах с инославным миром и в работе в международных христианских организациях, эта деятельность должна быть строго регламентирована. Давая оценку «Второго общего заявления» смешанной комиссии по диалогу между Православными Церквами и Восточными Церквами, принятого в Шамбези в сентябре 1990 г., митрополит Филарет предложил не рассматривать это заявление как полное и исчерпывающее положение православной христологии и перенести изучение вопросов, связанных с диалогом, на всеправославный уровень, имея в виду и широкое обсуждение в кругах духовенства, богословов и мирян РПЦ. В определении Собора по докладу митрополита Филарета подчеркивалось, что смущение, которое производят в православной среде практика т. н. экуменических богослужений и возникновение новых тенденций в богословии и практике западного протестантизма, выразившихся в принятии женского священства, в употреблении «инклюзивного языка», приводящего к искажению библейского текста, в пересмотре новозаветных нравственных норм, регулирующих отношения между полами, делает необходимым межправославное обсуждение всего комплекса вопросов, связанных с участием представителей православных Церквей в контактах с инославным миром, в частности в двусторонних богословских диалогах, в работе ВСЦ и др. международных христианских организаций. Доклад и. о. председателя Учебного комитета и ректора Московских духовных школ епископа Евгения был посвящен проблемам богословского образования, заключающимся, в частности, в нехватке преподавательских кадров, снижении числа рукоположении среди выпускников духовных семинарий и финансовых трудностях.

http://patriarchia.ru/db/text/418760.htm...

После докладов состоялась дискуссия. Остро критический характер носило выступление Львовского епископа Августина . Рассказав о трагической ситуации в его епархии и во всей Галиции, он упрекал собратьев-архипастырей в недостаточном противостоянии униатскому прозелитизму. Епископ Августин дал жесткую характеристику проявлениям неообновленчества, назвав священников, примыкающих к этому направлению, 5-й колонной Ватикана, и упрекал ОВЦС и СПбДА в покровительстве неообновленцам. Критическое отношение к экуменизму выразили в своих выступлениях епископы Уфимский Никон и Тернопольский Сергий. Постоянные члены Священного Синода митрополиты Смоленский Кирилл и Крутицкий Ювеналий и архиепископ Солнечногорский Сергий хотя и полемизировали между собой в оценке эффективности участия представителей нашей Церкви в деятельности ВСЦ в прошлом, в основном высказались за то, чтобы РПЦ оставалась в ВСЦ. Их поддержали епископы Уральский Антоний и Зарайский Павел, управляющий приходами Московского Патриархата в США. Киевский митрополит Владимир говорил о крайне тяжелом положении УПЦ, против которой ополчились раскольники-автокефалисты, униаты, римо-католики, язычники, греческие старостильники, раскольники из т. н. «Свободной церкви», представители РПЦЗ. Предстоятель УПЦ просил Архиерейский Собор дать украинскому Синоду полномочия на диалог с братскими поместными Церквами по вопросу о положении УПЦ. Большой интерес у участников Архиерейского Собора вызвал зачитанный архиепископом Керченским Анатолием текст речи отсутствовавшего на Соборе по болезни митрополита Сурожского Антония . Митрополит Антоний поднял вопрос о духовничестве, экуменическом движении, отношениях Православной и Католической Церквей. Митрополит Антоний жестко критиковал папистскую тенденцию в политике Константинопольской Патриархии. Коснулся он и вопроса о канонизации императора Николая II и Царской Семьи, высказавшись за их прославление в лике святых и в то же время подчеркнув, что канонизация императора не будет обозначать канонизацию монархии как формы государственного правления.

http://patriarchia.ru/db/text/418760.htm...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010