1997 г. В нем за религ. орг-циями закреплялось право «осуществлять благотворительную деятельность как непосредственно, так и путем учреждения благотворительных организаций». При этом гос-во готово «оказывать содействие и поддержку благотворительной деятельности религиозных организаций, а также реализации ими общественно значимых культурно-просветительских программ и мероприятий». В п. 3 ст. 16 «Религиозные обряды и церемонии» было записано, что «религиозные организации вправе проводить религиозные обряды в лечебно-профилактических и больничных учреждениях, детских домах, домах-интернатах для престарелых и инвалидов, в учреждениях, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, по просьбам находящихся в них граждан в помещениях, специально выделяемых администрацией для этих целей». Т. о., Церковь получила законодательную основу для своей благотворительной деятельности. В 2000 г. на юбилейном Архиерейском Соборе РПЦ были приняты «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви» . Сформулированные в документе положения отражают позицию Московского Патриархата в сфере социальных отношений и взаимодействия с государством. 4 февр. 2011 г. Архиерейский Собор РПЦ утвердил документ «О принципах организации социальной работы в Русской Православной Церкви», предварительное обсуждение к-рого велось не только на общецерковном уровне, но и на епархиальном, в т. ч. и в М. е. 2000-2017 гг. Координацией социальной работы Московской городской епархии занимается комиссия по церковной социальной деятельности, созданная в 2000 г. при Епархиальном совете Москвы. В окт. 2006 г. было подписано соглашение о сотрудничестве М. е. и Департамента здравоохранения Москвы. По данным комиссии, на 2010 г. в М. е. насчитывалось 63 группы милосердия, 53 пункта приема и распределения пожертвований, действовали 25 групп помощи заключенным, при 22 храмах имелись благотворительные столовые, помощь страдающим от алкогольной и наркотической зависимости оказывали 20 московских приходов и мон-рей, располагавших 2 амбулаторными центрами, были созданы 3 трезвеннические общины и 20 групп самопомощи, окормляемых священниками, 12 храмов Москвы имели собственные патронажные службы, службы помощи семье существовали при 11 храмах, медицинские службы имели 8 храмов.

http://pravenc.ru/text/2564192.html

Участь лжецов в озере, горящем огнем и серою ( Откр. 21,8 ), и в Горний Иерусалим не войдет никто преданный лжи ( Откр. 21, 27 ) 24 . «Доморощенное» богословие – это та же ложь, но ложь в превосходной степени, потому что она касается вещей священных. Кто сегодня у нас не пророчит! Что ни кур, то готовый пророк. Вон уже и кувшин мироточит, Ну и что, лобызать ему бок? Прозорливцев у нас – каждый третий, Каждый пятый горазд заклинать. Не мешало б и этим, и этим Поначалу гордыню изгнать. Малый хочет великим казаться, Чад набрали, чего ж не чадить? Хоть на кляче галопом промчаться, Лишь бы только с собою не быть. Не смиримся – раздавят химеры, Побеждённым-какие венцы? Вместо чуда достаточно веры, Так учили святые отцы 25 . Вопросы к указанной теме: 1. Каковые причины возникновения (по словам еп. Игнатия Брянчанинова) «лицедейного» духовенства? 2. Что о случаях самочинного наложения неоправданных крещений говорил Патриарх и Архиерейский Собор 2000г.? 3. Что такое подлинное старчество? 4. Каких два характерных соблазна подстерегают священника, вступающего на путь пастырского окормления? 5. В чем у младостарца проявляется двоемыслие? 6. Что вы можете сказать о «пророческих» предсказаниях младостарцев? 7. Разъясните, что такое прелесть в языке христианского мироощущения? Литература: Определения Священного Синода РПЦ от 28 декабря 1998 г., М., РПЦ., 1999. Осипов А.И. Ищущему спасения. – Свято-Успенская Почаевская Лавра. Житомир. 1997. Соколов Владимир, свящ. Младостарчество и православная традиция. – М.: «Паломник», 2005. Концевич И.М. Оптина пустынь и ее время. Репринт. – Троице-Сергиева Лавра, 1995. Хорунжий С.С. Феномен русского старчества// Церковь и время. 2002. 4 (21). Духовничество и послушание. Наставления святителя Игнатия Брянчанинова , избранные из его творений. – СПб., 2002. Брянчанинов Игнатий, свят. Собрание писем. – М., 1995. «Отчего нас хотят спасти?». – М., 2001. Лосский В.Н. Очерк мистического богословия Восточной Церкви. – М., 1991. Маргарит, или Избранные душеспасительные изречения, руководящие к вечному блаженству. – Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1993.

http://azbyka.ru/otechnik/missiya/missio...

III. Еще одна угроза единству Церкви, потребовавшая от К. и ОВЦС напряженных трудов, возникла в Молдавии, когда в дек. 1992 г. Румынский Патриархат создал на канонической территории Молдавской Православной Церкви Московского Патриархата т. н. Бессарабскую митрополию во главе с покинувшим юрисдикцию Московского Патриархата и запрещенным в служении еп. Петром (Пэдурару). В состав митрополии вошла территория, принадлежавшая Румынии в период между двумя мировыми войнами, включая Молдавию и нек-рые приграничные районы Украины. Одновременно в Сербию был направлен «румынский епископ над валахами». Эти события вызвали серьезный кризис во взаимоотношениях между Патриархатами, с одной стороны, Румынским, с другой - Московским и Сербским. В окт. 1994 г. К. совершил поездку в Молдавию, где встретился и обсудил сложившуюся ситуацию с Кишинёвским митр. Владимиром (Кантаряном) , Президентом Молдавии М. И. Снегуром и др. К. удалось консолидировать позиции законной церковной и светской властей. Архиерейский Собор 1994 г. даровал Православной Церкви в Молдавии самостоятельность во внутренних делах. Было утверждено и решение Свящ. Синода о запрещении в священнослужении Петра (Пэдурару) за создание незаконных церковных структур на территории Московского Патриархата. В февр. 1997 г. в Женеве прошла рабочая встреча делегаций РПЦ и Румынской Православной Церкви по вопросу о ситуации, сложившейся в Молдавии, встречи были продолжены в июне и сент. в Граце и Женеве. 15 янв. 1999 г. завершающие переговоры по проблемам, связанным с присутствием юрисдикции Румынского Патриархата на территории Молдавии, прошли в Кишинёве. К., возглавлявший делегацию РПЦ, отмечал, что удалось достичь понимания, что необходим поиск решений, позволяющих перейти от конфронтации и вражды к примирению и сотрудничеству, к поиску взаимоприемлемого решения канонических вопросов. В связи с решением вопроса о ситуации в Молдавии в целом Свящ. Синод по представлению К. заявил о готовности снять прещение с еп. Петра (Пэдурару).

http://pravenc.ru/text/Патриархом ...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание Белорусского Экзархата РПЦ. Образована постановлением Синода РПЦ от 23 окт. 2014 г. по представлению Синода Белорусского Экзархата (от 22 сент. того же года). Территория М. м. включает Минск и Минскую обл. (Белоруссия). В митрополию входят Минская епархия и 3 новых кафедры, образованные тем же решением Синода в результате разделения Минской и Слуцкой епархии: Борисовская и Марьиногорская, Слуцкая и Солигорская , Молодечненская и Столбцовская . Глава М. м.- митр. Минский и Заславский Павел (Пономарёв) , Патриарший экзарх всея Беларуси. Кафедральный город - Минск, кафедральный собор - во имя Св. Духа. Указом митр. Павла от 3 марта 2015 г. в качестве 2-го кафедрального города М. м. был утвержден Заславль, 2-м кафедральным собором стал Преображенский храм в Заславле. Задачей митрополии является координация богослужебной, пастырской, образовательной, социальной и иной деятельности входящих в ее состав епархий. Глава митрополии является координатором церковной жизни на территории М. м., представляет интересы епархий перед гос. властью. М. м. не является особой самоуправляемой единицей и не обладает правом юридического лица. В качестве совещательного органа действует Архиерейский совет митрополии, состоящий из правящих епархиальных архиереев. Первое заседание Архиерейского совета состоялось 10 марта 2015 г. На время образования М. м. на территории Минска и Минской обл. насчитывалось 408 приходов, 366 храмов, 5 мон-рей, 421 священник и 55 диаконов. Действовали 167 воскресных школ. Ежеквартально выходят «Ведомости Минской митрополии» (до 2015 «Минские Епархиальные ведомости»). Монастыри Действующие (в Минске и Минской обл.) Ляданский в честь Благовещения Пресвятой Богородицы , ставропигиальный (мужской, в дер. М. Ляды Смолевичского р-на, основан в XVII в., закрыт в 1922, восстановлен в 1994), Иоанна Богослова апостола (женский, в дер. Домашаны Смолевичского р-на, основан в 1997), минский во имя мученицы великой княгини Елисаветы (женский, в Минске, основан в 1999), Ксении Петербургской блаженной (женский, в дер. Барань Борисовского р-на, основан в 2002), слуцкий во имя Софии, Премудрости Божией (женский, в Слуцке, основан в 2013). Упраздненные монастыри (в современных границах М. м.):

http://pravenc.ru/text/2563284.html

10 сент. 1928 г. стал настоятелем собора во имя свт. Иоанна Златоуста. В это время усилились притеснения верующих со стороны властей. Община храма была обложена повышенными налогами, подвергалась унизительным проверкам и штрафам. Проповеди Д. сплачивали и поддерживали прихожан, к-рые в свою очередь всеми силами помогали сохранять храм. Так, добровольные пожертвования дали возможность оплатить непомерно тяжелые денежные взыскания со стороны властей. Д. постоянно подвергался преследованиям, его неоднократно приговаривали к принудительным работам и штрафам. 9 марта 1932 г. он был арестован по обвинению в «антисоветской агитации» среди прихожан, а также в проведении незаконных денежных сборов. Предъявленные обвинения Д. категорически отверг. В подготовленных следствием обвинительных материалах особо подчеркивалось, что настоятель Иоанно-Златоустовской ц. является «ярым противником обновленчества в церкви» и придерживается «старо-православной патриаршей ориентации», «борется за линию митрополита Сергия». 4 июня Д. был приговорен к ссылке в Казахстан на 3 года. Отбыв срок ссылки, Д. возвратился в Ялту, где стал настоятелем Александро-Невского собора. Им был организован фонд материальной помощи арестованным церковнослужителям, членам общины и их родственникам. 20 окт. 1937 г. Д. был арестован как связанный с «контрреволюционной группировкой духовенства», якобы возглавляемой осужденным ранее Симферопольским еп. сщмч. Порфирием (Гулевичем) . В предъявленных обвинениях Д. виновным себя не признал. 1 дек. 1937 г. Особой тройкой НКВД Крымской АССР приговорен к расстрелу. Прославлен к местному почитанию решением Синода УПЦ от 11 июня 1997 г. Архиерейский юбилейный Собор РПЦ 2000 г. внес имя Д. в Собор новомучеников и исповедников Российских для общецерковного почитания. Арх.: Архив ГУ СБУ в Крыму. Д. 010202, 014823. Лит.: За Христа пострадавшие. Кн. 1. С. 567; Доненко Н. , прот. Претерпевшие до конца. Симферополь, 1997. С. 36-40. Прот. Николай Доненко Рубрики: Ключевые слова: АВЕРКИЙ (Северовостоков Аверкий Яковлевич; † 1918), свящ., сщмч. (пам. 17 июня, в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Уфимских святых)

http://pravenc.ru/text/178041.html

Как прореагировал на это сообщение Константинополь? 26 августа 1992 года патриарх Константинопольский Варфоломей в ответе на письмо Патриарха Алексия II по поводу низложения Филарета писал: «Наша Святая Великая Христова Церковь, признавая полноту исключительной по этому вопросу компетенции Вашей Святейшей Русской Церкви, принимает синодально решенное о вышесказанном». То есть принято было не единолично, а Синодом. И никаких возражений не было! Всё догматично. Таким образом, до объявления анафемы - с 11 июня 1992 года, когда Архиерейский собор РПЦ постановил «извергнуть митрополита Филарета (Денисенко) из сущего сана, лишив его всех степеней священства и всех прав, связанных с пребыванием в клире», и до Собора 1997 года он был лишь монахом. Но с момента объявления ему анафемы он стал уже «бывшим монахом», то есть - по канонам Церкиви - лицом светским, М. Денисенко. Но он всё самочинно нарушил, успешно пользуясь политической ситуацией на Украине. Несложно заметить, заглянув в документы Соборов РПЦ, связанные с извержением его из сана и анафемой, что в них имеется перечень обоснований таких решений - ссылки на тексты Нового Завета, на постановления Вселенских Соборов, на Правила святых апостолов. Например, за «жестокое и высокомерное отношение к подведомственному духовенству, диктат и шантаж (Тит. 1, 7-8; святых апостолов правило 27-е), внесение своим поведением и личной жизнью соблазна в среду верующих (Мф. 18, 7; Первого Вселенского Собора правило 3-е, Пято-Шестого Вселенского Собора правило 5-е), клятвопреступление (святых апостолов правило 25-е), публичную клевету и хулу на Архиерейский Собор (Второго Вселенского Собора правило 6-е), совершение священнодействий, включая рукоположения в состоянии запрещения (святых апостолов правило 28-е), учинение раскола в Церкви (Двукратного Собора правило 15-е)». Всё догматически обосновано. И это сразу разоблачает лукавство Константинопольского патриархата, объявившего 11 октября, что Денисенко «в схизме не из догматических причин». Заявлено голословно, без ссылки на догматы. Всё в секрете. Это и понятно. Деятели Константинопольского Синода решили быть в тренде - следовать примеру лидеров Запада.

http://ruskline.ru/opp/2018/oktyabr/24/v...

В композиции «Собор Оптинских старцев» И. изображен, как правило, в левой части, позади преподобных Моисея и Амвросия Оптинских. Первый образ был создан иконописцами РПЦЗ в кон. 80-х - нач. 90-х гг. XX в. и подарен Оптиной пуст. (Введенский собор Оптиной пуст.). К прославлению Оптинских старцев иконография разработана Т. А. Мушкетовой (Смирновой) в 1996 г. (Владимирская ц. мон-ря) и позднее (ц. св. Иоанна Предтечи в скиту пустыни), в 1997 г. игум. Ипатием (Хвостенко) вместе с Димитрием Ермолаевым для Казанской ц. Неск. подобных образов исполнено в мастерских Оптиной пуст. И. В. Кобрановой, Н. В. Радаевой и др. (напр., икона в Преображенской ц. мон-ря, 2006). Иконы Собора Оптинских преподобных писались также в иконописной школе МДА (2006, Н. В. Масюкова, частное собрание, см.: Традициям верны: Работы учащихся, выпускников и преподавателей Иконописной школы при МДА/Авт.-сост.: архим. Лука (Головков). Серг. П., 2010. С. 65). Изображение И. (голова не покрыта, десница на груди) без индивидуальной разработки образа имеется на иконе «Собор святых, прославленных в 2000 лето» (2000, Масюкова) в храме Христа Спасителя, к-рая была создана к общецерковной канонизации Оптинских старцев на Архиерейском юбилейном Соборе РПЦ. Лит.: Оптина Пустынь: [Буклет]/Оптина пуст. [Козельск], 1997. С. 21; Летопись скита во имя св. Иоанна Предтечи и Крестителя Господня, находящегося при Козельской Введенской Оптиной пуст./Сост.: мон. Марк (Хомич). М., 2008. Т. 2. С. 197, 202, 204, 216, 240, 276. Э. П. И. Рубрики: Ключевые слова: ИЛАРИОН (Пономарёв Иродион (Родион) Никитич; 1805 - 1873), иеросхим., прп. (пам. 18 сент.; 11 окт.- в Соборе Оптинских старцев) ЛЕВ (Наголкин Лев Данилович; 1768 - 1841), иеросхим., прп. (пам. 27 июня, 11 окт. - в Соборе преподобных Оптинских старцев и в Соборе Брянских святых) АМВРОСИЙ (Гренков Александр Михайлович; 1812-1891), иером., прп. Оптинский (пам. 27 июня, 10 окт., 11 окт.- в Соборе Оптинских старцев, в Соборе Липетских святых и в Соборе Тамбовских святых) АНТОНИЙ (Путилов; 1795-1865), прп. Оптинский (пам. 7 авг., в Соборе преподобных Оптинских старцев и в Соборе Ростово-Ярославских святых)

http://pravenc.ru/text/578408.html

Сети богословия Мнение Богословие и личное благочестие никогда не должны разлучаться Дорогие читатели портала! Годичный богослужебный круг почти завершил свой оборот, и мы вновь вошли в период Великого поста, который служит преддверием Пасхи, воскресения Христова. Читать дальше Кирилл (Зинковский) епископ Сергиево-Посадский и Дмитровский, ректор Московской духовной академии Тема недели: Монастыри и монашество на Руси. Монашеская и аскетическая письменность Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Новые материалы 1 января К вопросу о диалоге между Православной Церковью и Древними Восточными Церквями Предлагаем вниманию читателей статью иерея Тигрия Хачатряна, которая посвящена диалогу между Русской Православной и Армянской Апостольской Церквями, а также авторский перевод заключительной части монографии вардапета Езника Петросяна «Христология Армянской Церкви», где позиция Армянской Апостольской Церкви в вопросах христологии выражена с предельной чёткостью. Иерей Тигрий Хачатрян – преподаватель Курской духовной семинарии, главный редактор нового богословского журнала « Микрокосмос », с текстами которого читатели портала уже имели возможность познакомиться. Статья В данной работе читателю предлагается перевод на русский язык заключительной части богословской монографии вардапета Езника Петросяна «Христология Армянской Церкви». Как известно, новый этап диалога по вопросу церковного единства начался после Второй мировой войны. На Всеправославном совещании на острове Родос в 1961 году было принято решение начать обсуждение основных вопросов христианской жизни и вероучения Православных и Дохалкидонских Церквей. Затем последовали официальные и неофициальные консультации между представителями Православных и Древних Восточных Церквей, результатом которых стало «Второе общее заявление и предложения Церквам» Смешанной комиссии по богословскому диалогу между Православной и Восточными Православными Церквями в Шамбези (Швейцария) 23-28 сентября 1990 года. Несмотря на то, что этот важный документ, появившийся в результате трех десятилетий переговоров, констатировал отсутствие догматических расхождений в области христологии, Архиерейский Собор РПЦ 1997 года после обстоятельного изучения этого документа в Синодальной Богословской комиссии (1994 - 1997 гг.), приветствуя «дух братства, взаимопонимания и общего стремления быть верными апостольскому и святоотеческому Преданию, который выражен Смешанной богословской комиссией», решил, что «Заявление» «не должно рассматриваться как окончательный документ, достаточный для восстановления полного общения между Православной Церковью и Восточными Православными Церквями, так как содержит неясности в отдельных христологических формулировках».

http://bogoslov.ru/article/510783

Прославлен к местному почитанию 6 апр. 1997 г., общецерковно - Архиерейским юбилейным Собором РПЦ 2000 г. Имя Варлаама (Похилюка) включено в Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской решением Синода Русской Православной Церкви от 11 марта 2020 года. Арх.: Архив КГБ РТ. Д. 2-18144. Лит.: Новые преподобномученики Раифские. М., 1997. А. В. Журавский Рубрики: Ключевые слова: АНАТОЛИЙ (Ботвинников Анатолий Иванович; 1881-1937), иером., прмч. (пам. 31 окт. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ГЕРАСИМ (Мочалов Григорий Игнатьевич; 1870-1937), иером., прмч. (пам. 22 нояб., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших) ГЕРАСИМ (Сухов Герасим Федотович; 1866-1937), иером., прмч. (пам. 19 нояб. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ИГНАТИЙ (Даланов Иван Михайлович; 1885-1942), прмч., иером. (пам. 21 авг. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ИОАНН (Заболотный Иван Васильевич; 1899-1937), иером., прмч. (пам. 20 нояб., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших) ИОАНН (Лаба (Лоба) Иоанн Иванович; 1863 (1859)-1937), иером., прмч. (пам. 22 авг. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ИОАНН (Новосёлов Яков Адрианович; 1879-1918), иером., прмч. (пам. 12 авг., в Соборе Пермских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) АВГУСТИН (Беляев Александр Александрович; 1886-1937), архиеп. Калужский и Боровский, сщмч. (пам. 10 нояб., в Соборе святых Ивановской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе Самарских святых) АВЕРКИЙ (Северовостоков Аверкий Яковлевич; † 1918), свящ., сщмч. (пам. 17 июня, в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Уфимских святых) АГАПИТ (Таубе Михаил Михайлович; 1894-1936), мон., исп. (пам. 5 июля и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) АГАФАНГЕЛ (Преображенский Александр Лаврентьевич; 1854-1928), митр. Ярославский и Ростовский, исп. (пам. 3 окт., 30 окт., в Соборе Липецких святых, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской, в Соборе Новомучеников и исповедников Радонежских, в Соборе Отцов Поместного Собора Церкви Русской 1917-1918 гг., в Соборе Ростово-Ярославских святых и в Соборе святых Эстонской земли)

http://pravenc.ru/text/154153.html

Активно работает епархиальная комиссия по канонизации святых и реабилитации репрессированных в XX в. В 1993 г. в Алматинской епархии состоялось прославление в лике местночтимых святых преподобномучеников Анатолия, Серафима и Феогноста , иером. Пахомия (Русина) , прп. схим. Ираклия (Митяха) , мч. Виктора Матвеева , прмц. мон. Евдокии . В 1997 г. был прославлен сщмч. еп. Пимен (Белоликов) , прп. схиархим. Севастиан (Фомин) . Комиссия подготовила материалы к Архиерейскому Собору РПЦ 2000 г. , на к-ром были канонизированы в Соборе новомучеников и исповедников Российских по списку от А. и А. е. митрополиты Николай (Могилевский), Евгений (Зёрнов) , архиепископы Захария (Лобов) , Александр (Щукин) , епископы Уар (Шмарин) , Мефодий (Краснопёров) , Дамаскин (Цедрик) , а также еще 186 мучеников - священнослужителей, монашествующих и мирян. Продолжается сбор материалов для создания жизнеописаний митр. Иосифа (Чернова), архиеп. Тихона (Шарапова), епископов Германа (Вейнберга) и Льва (Черепанова) и иже с ними пострадавших. В 1998 г. впервые в послереволюционное время были проведены церковно-археологические раскопки - в Алма-Ате на месте разрушенного казачьего Софийского собора были обретены останки первого Туркестанского еп. Софонии (Сокольского) , к-рым определено покоиться в соборе после его восстановления (начато в 1998). В 2000 г. в Алма-Ате обретены мощи митр. исп. Николая (Могилевского). Ежегодно 11 авг., в день памяти преподобномучеников Серафима и Феогноста, тысячи казахстанских паломников поднимаются в Аксайское ущелье, чтобы помолиться у могил мучеников. Др. центром паломничества с 1997 г. является Введенский собор Караганды, где покоятся мощи прп. Севастиана (Фомина). Местом молитвы для православных Алма-Аты стала ныне расположенная в границах города роща Баума, в к-рой в 1918 г. был расстрелян сщмч. еп. Пимен (Белоликов); в 1998 г., в 80-ю годовщину мученической кончины епископа, по инициативе мирян в роще Баума поставлен памятный обелиск. По благословению архиеп. Алексия в епархии возрожден крестный ход к св.

http://pravenc.ru/text/76700.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010