Награжден медалью прп. Сергия Радонежского 2-й степени, орденами св. Владимира 3-й степени, прп. Сергия Радонежского 2-й степени, св. Даниила Московского 2-й степени, свт. Иннокентия Московского 2-й степени (2017), свт. Алексия Московского 3-й степени (2019), орденом свт. Саввы Сербского 3-й степени (СПЦ), орденом Дружбы, медалью «В память 850-летия Москвы». Соч.: Доклад исполняющего обязанности Председателя Учебного комитета при Свящ. Синоде еп. Евгения Верейского//Архиерейский Собор РПЦ, 29 нояб.- 2 дек. 1994 г.: Доклады. Док-ты. М., 1995. С. 101-115; Доклад//Архиерейский Собор РПЦ, 18-23 февр. 1997: Сб. док-тов. М., 1997. С. 131-138; Доклад//ЖМП. 1997. 6. С. 28-32; Доклад//Юбилейный Архиерейский Собор РПЦ, 13-16 авг. 2000: Мат-лы. М., 2001. С. 176-188, 234-246; Академическая реформа//БВ. 2004. 4. С. 344-353; Образовательная деятельность Церкви не может быть чуждой обществу: [Интервью]//Встреча. 2003. 1(16). С. 4-7; Проблемы высшего богословского образования в России: Интервью к швейцарскому журналу//БВ. 2003. 3. С. 224-236; Академическая реформа: [Выступл. на заседании Совета МДА 29 авг. 2003 г.]//БВ. 2004. 4. С. 343-353; Академия у Троицы: [Интервью]//Встреча. 2004. 2(18). С. 4-6; Место религиозного образования в общенациональной образовательной системе России//Там же. 1(17). С. 36-39; Венец единый: Единство идеала служения Св. Церкви в мученическом подвиге профессоров МДА сщмч. Илариона (Троицкого), мч. Иоанна Попова и свящ. Павла Флоренского//Там же. 2005. 1(19). С. 25-30; Доклад//Освященный Архиерейский Собор РПЦ, 3-8 окт. 2004: Мат-лы. М., 2005. Лит.: [Возведение в сан архиеп.]//ЖМП. 2000. 4. С. 33; Киреев А., протодиак. Епархии и архиереи РПЦ в 1943-2005 гг. М., 2005. С. 290. Рубрики: Ключевые слова: ЕРМОГЕН (Кожин Василий Иванович; 1880 - 1954), митр. Алеутский и Североамериканский, Патриарший экзарх в Америке АГАФАНГЕЛ (Преображенский Александр Лаврентьевич; 1854-1928), митр. Ярославский и Ростовский, исп. (пам. 3 окт., 30 окт., в Соборе Липецких святых, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской, в Соборе Новомучеников и исповедников Радонежских, в Соборе Отцов Поместного Собора Церкви Русской 1917-1918 гг., в Соборе Ростово-Ярославских святых и в Соборе святых Эстонской земли)

http://pravenc.ru/text/186987.html

4 апр. 1901 г. гр. Толстой выступил с ответом на Определение Святейшего Синода, в к-ром заявил: «Я действительно отрекся от Церкви, перестал исполнять ее обряды и написал в завещании своим близким, чтобы они, когда я буду умирать, не допускали ко мне церковных служителей... То, что я отвергаю непонятную Троицу и басню о падении первого человека, историю о Боге, родившемся от Девы, искупающем род человеческий, то это совершенно справедливо» (Цит. по: Духовная трагедия Льва Толстого. М., 1995. С. 88). В февр. 2001 г. правнук писателя В. Толстой обратился к Святейшему Патриарху Алексию II с письмом, в к-ром просил снять отлучение с гр. Толстого. В ответе корреспондентам по этому вопросу Святейший Патриарх сказал: гр. Толстой отказался быть правосл. христианином, отказался быть членом Церкви, мы не отрицаем, что это гений лит-ры, но у него есть явно антихрист. произведения; вправе ли мы через 100 лет навязывать человеку то, от чего он отказался? Архиерейский Собор РПЦ 1994 г . в Определении «О псевдохристианских сектах, неоязычестве и оккультизме», следуя апостольской традиции, произнес слова отлучения (А.) тем, кто разделяет учения сект, «новых религиозных движений», язычества, астрологических, теософских, спиритических об-в и т. п., объявляющих войну Церкви Христовой. Архиерейский Собор РПЦ 1997 г . отлучил от Церкви мон. Филарета (Денисенко) . Лишенный всех степеней священства на Архиерейском Соборе 1992 г ., предупрежденный Архиерейским Собором 1994 г. о том, что в случае продолжения раскольнической деятельности он будет анафематствован, он продолжал совершать «богослужения», лжехиротонии; «не имея священного сана, монах Филарет, к соблазну многих, дерзнул наименовать себя «патриархом Киевским и всея Руси-Украины»», своими преступными деяниями он продолжал наносить урон Православию. Собор, основываясь на Ап. 28, Сардик. 14, Антиох. 4, Васил. 88, определил: «Отлучить монаха Филарета (Михаила Антоновича Денисенко) от Церкви Христовой. Да будет он анафема пред всем народом». Собор предупредил участвующих в преступной деятельности бывш. мон. Филарета, призвал их к покаянию - в противном случае они будут отлучены от церковного общения через анафематствование. Собор известил Предстоятелей Поместных правосл. Церквей об анафематствовании бывш. мон. Филарета (Денисенко) (ЖМП. 1997. 4. С. 19-20). Архиерейский Собор РПЦ 1997 г. осудил антицерковную деятельность Глеба Павловича Якунина , лишенного священного сана Определением Свящ. Синода от 8 окт. 1993 г. и предупрежденного Архиерейским Собором 1994 г.: «В случае продолжения бесчинного ношения иерейского креста и священнических одежд... будет поднят вопрос об отлучении его от Церкви». Г. П. Якунин не внял обращенному к нему призыву о покаянии и прекращении бесчинств. Собор на основании Ап. 28, Карф. 10, Сардик. 14, Антиох. 4, Двукр. 13, Васил. 88 определил: «Отлучить Глеба Павловича Якунина от Церкви Христовой. Да будет он анафема пред всем народом» (Там же. С. 20).

http://pravenc.ru/text/115026.html

24 июня 2008 г. в Храме Христа Спасителя в Москве торжественно открылся очередной Архиерейский Собор Русской Православной Церкви. Для участия в Соборе прибыли 183 архиерея РПЦ.Знаменательно, что впервые в работе Собора принял участие епископат РПЦЗ. Среди членов президиума был первоиерарх Русской Зарубежной Церкви митр. Восточно-Американский и Нью-Йоркский Илларион (Капрал), а Мандатную комиссию возглавлял архиеп. Берлинско-Германский и Великобританский Марк (Арднт) Собор почтили своими присутствиями президент РФ Д.А. Медведев и президент Республики Беларусь А.Г. Лукашенко. Святейший Патриарх, по традиции, выступил с докладом в первый день работы Архиерейского Собора. В докладе А. дал оценку различным аспектам церковной жизни, тем изменениям, которые произошли со времени Архиерейского Собора 1988 г. А. подчеркнул, что это время стало периодом обретения свободы, сопряженной с огромной ответственностью за просвещение миллионов людей. Святейший патриарх начал свой доклад утверждением необходимости развития соборности в управлении церковной жизни, о том, что тема соборности и единства Церкви становится в настоящее время особенно важной. Завершая доклад, А. определил основной целью и задачей РПЦ необходимость упрочения единства Церкви. Документы, принятые Собором: «Определение... о вопросах внутренней жизни и внешней деятельности РПЦ», « Определение... о единстве Церкви», «Определение... о деятельности преосвящ. Диомида, еп. Анадырского и Чукотского», «Основы учения РПЦ о достоинстве, свободе и правах человека». Для сохранения единства Церкви воссоздан церковный суд. Доклад Святейшего Патриарха и соборные решения, принятые под его руководством можно с уверенностью считать духовным завещанием Первосвятителя. Ближайшими соработниками Патриарха в осуществлении высшего церковного управления являются постоянные члены Свящ. Синода. С марта 1997 по авг. 2000 г. состоялось 23 заседания Свящ. Синода, в к-рых кроме постоянных членов приняли участие 42 епархиальных архиерея. Расширение сферы деятельности РПЦ потребовало создания новых синодальных отделов и учреждений: в 1991 г. были учреждены отделы по религиозному образованию и катехизации и по церковной благотворительности и социальному служению, в 1995 г.- отдел по взаимодействию с Вооруженными Силами и правоохранительными учреждениями и Миссионерский отдел, в 1996 г.- Церковно-научный центр РПЦ «Православная Энциклопедия», в авг. 2000 г. - отдел по работе с молодежью. Были образованы новые комиссии: Библейская (1990), Богословская (1993), по делам мон-рей (1995), по экономическим и гуманитарным вопросам (1997), Историко-правовая (2000). В 1990 г. было создано Всецерковное православное молодежное движение. В последующие годы (авг. 2000-дек. 2008) Свящ. Синод собирался на свои заседания 52 раза.

http://sedmitza.ru/text/1944272.html

РПЦ как одна из основных инициаторов перемен во ВСЦ провела силами Синодальной Богословской комиссии изучение ситуации в экуменическом движении. Результаты исследования были представлены в докладе Архиерейскому Собору 1994 г. Собор принял определение «Об отношении Русской Православной Церкви к межхристианскому сотрудничеству в поисках единства», в к-ром отмечалось, что участие Русской Церкви в деятельности ВСЦ на протяжении 35 лет прежде всего являлось «свидетельством о Православии перед лицом инославного мира». Была поставлена задача проанализировать экуменический опыт и только тогда уже сделать окончательные выводы о смысле участия РПЦ в экуменическом движении, в т. ч. и во ВСЦ. В кон. 90-х гг. XX в. разногласия между правосл. Церквами и ВСЦ становились все более острыми. В 1997 г. ВСЦ покинули Грузинская и Болгарская Православные Церкви, готовилась к выходу из ВСЦ и Сербская Церковь, но окончательное решение так и не было принято. В 1997 г. Архиерейский Собор РПЦ снова рассматривал вопрос об экуменизме и о том, может ли РПЦ оставаться членом ВСЦ. Было решено обсудить проблему совр. экуменического движения на всеправосл. уровне, а «в настоящее же время продолжить участие представителей РПЦ в работе международных христианских организаций, отмечая особую важность в переживаемый момент православного свидетельства в разделенном грехами христианском мире» (Там же. С. 485). Всеправославное совещание было созвано весной 1998 г. в Фессалонике (Греция) по инициативе Русской и Сербской Православных Церквей. Участники совещания засвидетельствовали, что за все годы существования ВСЦ вероучительный и нравственный разрыв между православными и инославными не только не уменьшился, но даже увеличился. Было заявлено, что нынешняя структура ВСЦ, механизм принятия решений, организация совместных молитв являются неприемлемыми для правосл. Церквей. Представители правосл. Церквей заявили, что или они уйдут из ВСЦ, или ВСЦ должен быть радикально реформирован. Со стороны РПЦ была предложена новая модель межхрист.

http://pravenc.ru/text/155520.html

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Православная Энциклопедия, т. 3: " АРХИЕРЕЙСКИЙ СОБОР РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ 1997 г. " АРХИЕРЕЙСКИЙ СОБОР РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ, заседал 18–23 ФЕВРАЛЯ 1997 г. в гостинице Свято-Данилова московского монастыря, в деяниях Собора участвовали 133 архипастыря; вопрос о созыве Архиерейского Собора был рассмотрен на заседании Священного Синода 17 февраля 1997 г. В соборных докладах и дискуссиях получили развитие темы, обсуждавшиеся на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви (РПЦ) 1994 г., который наметил наиболее важные задачи и тенденции в церковной жизни. В докладе, прочитанном Святейшим Патриархом Алексием II в 1-й день соборных заседаний, нашли отражение важнейшие события церковной жизни за время, прошедшее после Архиерейского Собора 1994 г.,— были восстановлены или образованы епархии: Абаканская, Белгородская, Томская, Элистинская, Сыктывкарская, Мурманская, по решению Священного Синода Украинской Православной Церкви были образованы 2 епархии на Украине — Владимиро-Волынская и Криворожская. Святейший Патриарх привел данные о действующих монастырях Русской Православной Церкви: 185 мужских и 205 женских, из них 242 в России, 89 на Украине, 57 в др. странах СНГ, Балтии и дальнего зарубежья, а также 47 монастырских подворий. Патриарх Алексий напомнил о знаменательных событиях церковной жизни, происшедших в период между Соборами: празднование 600-летия московского Сретенского монастыря (7 сент. 1995), торжественная встреча верующими во главе с Патриархом нового списка с Иверской иконы Божией Матери, привезенного с Афона (24 окт. 1995), освящение Иверской иконы Божией Матери часовни и Воскресенских ворот на Красной пл. (25 окт. 1995). Одной из важнейших задач служения Церкви в условиях активной прозелитической деятельности инославных миссионеров и пропаганды сектантства Патриарх назвал миссионерскую работу, отметив, «что в развитии прозелитизма есть и доля нашей вины: люди отходят от Православия в силу недостатков нашей просветительской и миссионерской работы, нежелания отдельных священнослужителей кропотливо трудиться над духовным воспитанием приходящих в Церковь людей». Во исполнение решений Архиерейского Собора 1994 г. в феврале 1995 г. была образована группа, которая разработала концепцию возрождения миссионерской деятельности РПЦ, утвержденную Священным Синодом 6 октября этого года. В декабря Священный Синод принял решение об образовании Миссионерского отдела, председателем которого был назначен епископ Белгородский и Старооскольский Иоанн (Попов). Для координации работы епархиальных миссионерских учреждений Миссионерский отдел начал издание журнала «Миссионерское обозрение», в котором публикуются информационно-консультативные материалы по проблемам миссионерской деятельности.

http://sedmitza.ru/lib/text/429310/

Секретарь Архиерейского Собора архиепископ Солнечногорский Сергий ознакомил соборян с содержанием многочисленных писем, присланных на Собор. В этих обращениях были выражены критическое отношение к неообновленчеству, сомнения в целесообразности участия РПЦ в ВСЦ и поддержка идеи канонизации императора Николая II и Царской Семьи. В ходе Архиерейского Собора Харьковский митрополит Никодим (Руснак), Львовский епископ Августин, Одесский митрополит Агафангел (Саввин) подняли вопрос об отлучении от Церкви лишенного сана и кощунственно называющего себя «патриархом» монаха Филарета (Денисенко). Собор отлучил от Церкви через анафематствование монаха Филарета и предупредил об отлучении в случае нераскаяния монахов Иакова (Панчука) и Андрея (Горака), ранее изверженных из епископского сана. В особом акте Собор отлучил от Церкви также Г. П. Якунина, который «не внял обращенному к нему призыву к покаянию и прекращению бесчинств, продолжал кощунственно носить священнические одежды, вступил в общение с раскольническим образованием лишенного всех степеней священства монаха Филарета (Денисенко), ныне отлученного от Церкви; продолжает возводить хулы на епископат, духовенство и верных чад матери Церкви, тем нанося ей ущерб». Собор принял определение о лишении сана запрещенных ранее в священнослужении архимандритов Валентина (Русанцова), Адриана (Старины), игумена Иоасафа (Шибаева) и, призвав их к покаянию, предупредил, что в случае нераскаяния и они будут отлучены от Церкви. Архиерейский Собор явился свидетельством единения епископов РПЦ, совершающих свое служение в разных государствах и регионах, вокруг Первосвятителя, за единением архипастырей стояло единство церковного народа в обществе, раздираемом противоречиями и враждой. 20 февраля участники Собора совершили паломничество к святыням Москвы, посетили кремлевские соборы. В Успенском соборе Кремля совершилось знаменательное событие — Предстоятель РПЦ впервые после Патриарха Адриана взошел на Патриаршее место, которое без малого 300 лет оставалось пусто. 23 февраля за Божественной литургией в храме Преображения Господня — крипте восстанавливаемого храма Христа Спасителя, которую совершил Патриарх Алексий в сослужении 126 архипастырей — участников Архиерейского Собора, совершено было прославление священномучеников митрополита Петра, митрополита Серафима и архиепископа Фаддея. Источники: Архиерейский Собор Русской Православной Церкви. 18 – 23 февраля 1997 года, Свято-Данилов монастырь. Сборник документов. М., 1997. Протоиерей Владислав Цыпин, С. Л. Кравец Последние публикации раздела Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла © Православная Энциклопедия, 2001–2024. Все права защищены © Сделано в Stack Group , 2008–2024

http://sedmitza.ru/lib/text/429310/

Определения Священного Синода от 8 мая 1990 года: О созыве Поместного Собора РПЦ для избрания на вдовствующий Московский Патриарший престол Предстоятеля Церкви. – 1990, 7, 9. 1. Послание Поместного Собора. – 1990, 9, 2. 2. Акт Заседания Поместного Собора РПЦ. – 1990, 9, 5. 3. Грамота Поместного Собора РПЦ Высокопреосвященнейшему Алексию, Митрополиту Ленинградскому и Новгородскому. – 1990, 9, 5. 4. Деяние Освященного Поместного Собора. – 1990, 9, 6. 5. Определения Поместного Собора РПЦ. – 1990, 9, 6. 6. Заявление Поместного Собора РПЦ в связи с публикацией проекта Закона СССР “О свободе совести и религиозных организациях”. – 1990, 9, 9. 7. Слово Патриаршего Местоблюстителя Филарета, Митрополита Киевского и Галицкого, Экзарха всея Украины, перед молебном на открытии Поместного Собора. – 1990, 9, 12. 8. Приветствие председателя Совета по делам религий при Совете Министров СССР Ю. Н. Христораднова. – 1990, 9, 12. 9. Ответное слово Патриаршего Местоблюстителя Митрополита Киевского и Галицкого Филарета. – 1990, 9, 14. 10.Доклад Патриаршего Местоблюстителя Филарета, Митрополита Киевского и Галицкого, Экзарха всея Украины. – 1990, 9, 15. 11. Слово на закрытии Поместного Собора Митрополита Ленинградского и Новгородского Алексия, новоизбранного Патриарха Московского и всея Руси 8 июня 1990 года. – 1990, 9, 19. 12. Лоргус А., диак., Булеков А., Комаров Е., Чаплин В. Говорят участники Поместного Собора. – 1990, 10, 15. 23.412 Архиерейские Соборы (1989, 1990, 1992, 1994, 1997 и 2000гг.) Архиерейский Собор 1989 года] 1. Определения Священного Синода от 29 сентября 1989 года: О подготовке и проведении Архиерейского Собора 9–11 октября 1989 года. – 1990, 1, 32. 2. Слово Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Пимена на открытии Архиерейского Собора в Даниловом монастыре 9 октября 1989 года. – 1990, 1, 5. 3. Обращение Архиерейского Собора РПЦ к Председателю Верховного Совета СССР М.С. Горбачеву. – 1990, 1, 7. 4. Послание Архиерейского Собора боголюбивым пастырям, честному иночеству и всем верным чадам РПЦ. – 1990, 1, 8.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

1990), в котором декларировалось отсутствие догматических расхождений в области христологии. Однако Архиерейский Собор РПЦ 1997 г. по результатам обстоятельного изучения этого документа в Синодальной Богословской комиссии (1994–1997), приветствовав «дух братства, взаимопонимания и общего стремления быть верными апостольскому и святоотеческому Преданию, который выражен Смешанной богословской комиссией», постановил, что «Заявление» «не должно рассматриваться как окончательный документ, достаточный для восстановления полного общения между Православной Церковью и Восточными Православными Церквами, так как содержит неясности в отдельных христологических формулировках» . Выразив надежду на то, что эти формулировки будут и далее уточняться в ходе изучения вопросов, относящихся к восстановлению церковного общения между двумя семьями Церквей, Собор поручил синодальным структурам разработать план научных мероприятий, а также публикаций богословско-исторического и массово-информационного характера, «которые могли бы содействовать ознакомлению духовенства и верующих нашей Церкви с проблематикой и развитием богословского диалога с Древними Восточными Православными Церквами (дохалкидонскими)» . Во исполнение постановления Собора Свящ. Синод РПЦ 30 марта 1999 г. принял решение о начале прямого двустороннего диалога РПЦ с Древними Восточными Церквами. Данное решение в 2000 г. было одобрено Юбилейным Архиерейским Собором РПЦ. В 2001 г. в Москве состоялось 1-е заседание координационного комитета с участием представителей РПЦ и Коптской, Сирийской и Армянской Апостольской (Киликийский Католикосат) Церквей. На встрече с участниками Патриарх Московский и всея Руси Алексий II особо отметил, что начало двусторонних переговоров не означает, что РПЦ ставит под сомнение значение общеправославного богословского диалога, но необходимо придать новый импульс дальнейшему изучению разных богословских традиций, прежде всего в области христологической терминологии. При этом важно приложить максимум усилий не для защиты документов или формул согласия, а для обретения самого этого согласия в вопросах веры .

http://bogoslov.ru/article/4657128

В докладе Первосвятителя нашла выражение реакция духовенства и церковного народа на клеветнические публикации ряда газет, посвященные церковной жизни: «Спорить с ними просто бесполезно... Мы не забываем о призыве апостола Павла, обращенном к каждому христианину: От глупых и невежественных состязаний уклоняйся, зная, что они рождают ссоры; рабу же Господа не должно ссориться, но быть приветливым ко всем, учительным, незлобивым, с кротостью наставлять противников (2 Тим. 2. 23-25)» (ЖМП. 1997. 3. С. 77). Архиерейский Собор 1997 г. явился свидетельством единения епископов РПЦ, совершающих свое служение в разных гос-вах и регионах, вокруг Первосвятителя; за единением архипастырей стоит единство церковного народа в об-ве, раздираемом противоречиями и враждой. 20 февр. участники Архиерейского Собора совершили паломничество к святыням Москвы, посетили кремлевские соборы. В Успенском соборе Кремля совершилось знаменательное событие - Предстоятель РПЦ впервые после Патриарха Адриана взошел на Патриаршее место. Юбилейный Архиерейский Собор, проходивший в год празднования 2000-летия Рождества Христова, открылся в зале Церковных Соборов храма Христа Спасителя 13 авг. В первый день Собора А. выступил с развернутым докладом, в к-ром глубоко и реалистично проанализировал все стороны современной жизни и деятельности РПЦ. Состояние епархиальной и приходской жизни в Русской Церкви А. охарактеризовал в целом как удовлетворительное. Главным итогом Собора, в деяниях к-рого принимали участие 144 архиерея, стали решения о канонизации 1154 св. угодников, в т. ч. 867 новомучеников и исповедников Российских, среди к-рых св. страстотерпцы - последний российский имп. Николай II и его семья. Собор установил общецерковное почитание 230 ранее прославленным к местному почитанию страдальцам за веру, канонизировал 57 подвижников благочестия XVI-XX вв. Была одобрена новая редакция Устава РПЦ, к-рая, по словам А., «должна явиться основой и программой дальнейшего совершенствования» церковной жизни. «Очень важно,- отметил Патриарх,- чтобы нормы Устава были не только соборно одобрены, но и реально осуществлены в жизни нашей Церкви. Особенно важным представляется упрочение связи каждого прихода со своим епархиальным управлением, а епархий - с центром и между собой».

http://sedmitza.ru/text/1944272.html

1993. 5). Архиерейский Собор РПЦ 1994 г. в Определении «О псевдохристианских сектах, неоязычестве и оккультизме», следуя апостольской традиции, произнес слова отлучения (А.) тем, кто разделяет учения сект, «новых религиозных движений», язычества, астрологических, теософских, спиритических об-в и т. п., объявляющих войну Церкви Христовой. Архиерейский Собор РПЦ 1997 г. отлучил от Церкви мон. Филарета (Денисенко). Лишенный всех степеней священства на Архиерейском Соборе 1992 г., предупрежденный Архиерейским Собором 1994 г. о том, что в случае продолжения раскольнической деятельности он будет анафематствован, он продолжал совершать «богослужения», лжехиротонии; «не имея священного сана, монах Филарет, к соблазну многих, дерзнул наименовать себя «патриархом Киевским и всея Руси-Украины»», своими преступными деяниями он продолжал наносить урон Православию. Собор, основываясь на Ап. 28, Сардик. 14, Антиох. 4, Васил. 88, определил: «Отлучить монаха Филарета (Михаила Антоновича Денисенко) от Церкви Христовой. Да будет он анафема пред всем народом». Собор предупредил участвующих в преступной деятельности бывш. мон. Филарета, призвал их к покаянию — в противном случае они будут отлучены от церковного общения через анафематствование. Собор известил Предстоятелей Поместных правосл. Церквей об анафематствовании бывш. мон. Филарета (Денисенко) (ЖМП. 1997. 4. С. 19-20). Архиерейский Собор РПЦ 1997 г. осудил антицерковную деятельность Глеба Павловича Якунина, лишенного священного сана Определением Свящ. Синода от 8 окт. 1993 г. и предупрежденного Архиерейским Собором 1994 г.: «В случае продолжения бесчинного ношения иерейского креста и священнических одежд… будет поднят вопрос об отлучении его от Церкви». Г. П. Якунин не внял обращенному к нему призыву о покаянии и прекращении бесчинств. Собор на основании Ап. 28, Карф. 10, Сардик. 14, Антиох. 4, Двукр. 13, Васил. 88 определил: «Отлучить Глеба Павловича Якунина от Церкви Христовой. Да будет он анафема пред всем народом» (Там же. С. 20).

http://pravmir.ru/anafema-istoriya-i-smy...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010