Церкви Христовой дана власть вязать и решить. Если за какой-либо смертный грех, в случае покаяния, положена епитимия, то, в случае отсутствия такого покаяния, священноначалие имеет всю необходимую власть отлучить от Церкви нераскаянного грешника. Так, хотя канонами за кровосмешение предусматривается епитимия на срок от двадцати лет (67 пр. свт. Василия Великого) до всего лишь двух лет (25 правило св. Иоанна Постника), сам святой апостол Павел показал пример того, как можно (и нужно) предать анафеме нераскаянного кровосмесника («предать сатане во измождение плоти») (1 Кор. 5, 1-5). Священномученик Владимир, митрополит Киевский объясняет, что здесь речь идет именно об анафеме: «Если выражение (изъять из среды) и однозначащее с ним (предать сатане) могут быть понимаемы не иначе как в смысле отлучения церковного, и если апостол говорит выше, что он определяет это наказание во имя и силою Иисуса Христа, то это, несомненно, указывает на его убеждение в том, что право отлучения от Церкви имеет свое основание в Божественном учреждении и даровано Христом Его апостолам». Не предусмотрено анафематствование и за убийство (только епитимия), однако Священный Синод РПЦ 1. 10. 1993 г. сделал Заявление, в котором прямо угрожал предать анафеме тех «кто поднимет руку на беззащитного и прольет невинную кровь». Эту анафему диакон А. Глущенко тоже объявит неправомочной? В акте об отлучении от Церкви монаха Филарета (Денисенко) Архиерейским Собором РПЦ 1997 г. расколоучитель предается анафеме «на основании 28 Апостольского правила, а также правил Сардикийского Собора 14-го, Антиохийского Собора 4-го, святого Василия Великого 88-го». Некоторые из приведенных правил, действительно, подвергают за соответствующие преступления отлучению от Церкви. Но 14 пр. Сардикийского собора не говорит ни об отлучении от Церкви, ни даже о епитимии, а 4 пр. Антиохийского собора отлучает от Церкви только сообщающихся с церковным преступником, но не его самого. Означает ли это, что Архиерейский Собор РПЦ также ошибся, предав Филарета анафеме, в том числе, на основании 14 пр. Сардикийского и 4 пр. Антиохийского соборов?

http://pravoslavie.ru/37458.html

26 Конклав – от латинского «conclave» – запертая комната. Этот обычай введен в средние века, чтобы заставить кардиналов поскорей избрать папу. 27 Один орден иезуитов имеет только в США 28 университетов и колледжей, 43 средние школы, 13 юридических и 5 медицинских институтов, 10 школ медицинских сестер. 30 Архиерейский Собор РПЦ. Материалы. – М., 1994. С. 54–56. Архиерейский Собор РПЦ. Материалы. – М., 1997. С. 76–77. 31 Индульгенция – от латинского indulgentia – снисходительность, милость – папская грамота об «отпущении грехов». По учению римских богословов, Христос Своими добровольными страданиями и святые, своими заслугами дали людям возможность спастись, несмотря на совершаемые ими грехи. В силу этих заслуг составилось великое сокровище, достаточное для того, чтобы удовлетворить правде Божией и выкупить грешников от мук чистилища, распорядительницей этого сокровища является Римская Церковь . В средние века индульгенция приобреталась разными способами: молитвами, паломничеством, участием в крестовых походах и пожертвованиями в пользу Церкви. Папа Лев Х официально узаконил учение об индульгенциях буллой от 9 ноября 1518 года. 33 Некоторые из пресвитеров получают более широкое административное право по надзору над протестантскими общинами и называются суперинтендентами. По своим административным полномочиям они напоминают епископов и даже называются таким именем, но по своему священному значению не имеют ничего общего с ними. 35 Мариавитское общество основала в 1883 году Мария Козловская – «Терциарка» ордена Франциска Ассизского, получившая «откровение» от Господа создать общество священников под названием «Мариавиты», которые будут состоять под покровительством «Божией Матери Девы Марии – Непрестанной помощи», в борьбе с противниками Бога и Церкви». Читать далее Источник: Протоиерей Серафим Соколов. История восточного и западного христианства (IV–XX века). Учебное пособие. – М.: Издательство Московского института духовной культуры, 2007. – с. 257 Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

13.   Петров В.В., Максим Исповедник: онтология и метод в Византийской философии VII века, М., 2007. – 204с. 14.  Стяжкин Н. И. Давид непобедимый: «формула» троякого существования универсалий и диалектическая логика//Философия Давида Непобедимого. [Сб. ст.]. М.: Наука, 1984.– С. 179–186. 15.  Юбилейный Архиерейский Собор Русской Православной Церкви. Храм Христа Спасителя, 13-16 августа 2000 года. Материалы. М.: Издательский совет Московского Патриархата, 2001. – 480с. 16.   Benakis L . The problem of general Concepts in Neoplatonism and Byzantine Thought//Neoplatonism and Christian Thought/Ed D. J. O’Meara. Norfolk, 1982. Pp. 75–86. 17.   , . . : . ,1995. – 104.= Петросян Езник,  протоархимандрит. Христология Армянской Церкви. На арм. яз. Св. Эчмиадзин. 1995. – 104с. Опубликовано в журнале " Церковь и время " , (63). – М.: ОВЦС МП, 2013. – С. 29–62. Имеются в виду армяне, населявшие территорию восточной части Армении, подчинённой Персии. Церкви, отделившиеся от Православной по причине отвержения Халкидонского собора, именуются Нехалкидонскими, Дохалкидонскими или Древними Восточными. Кроме того, на волне энтузиазма по поводу их возможного воссоединения с Православной Церковью, их одно время называли Восточными Православными Церквями. Определение Архиерейского Собора 1997 г. по докладу Синодальной Богословской комиссии. Пункт 4// Архиерейский Собор Русской Православной Церкви. Сборник документов. М., 1997. – С.148-149. ИБ ОВЦС. 2001. 3. С. 43–45./ Цит. по: Армянская апостольская Церковь.//Православная Энциклопедия. Т. III. М., 2001.– С. 347. Напомним, что пункт 4.7 Основных принципов отношения РПЦ к инославию, утверждённых на Юбилейном Архиерейском Соборе 2000 г., гласит: «Диалог с инославием вновь возродил понимание того, что единая кафолическая истина и норма в различных культурно-языковых контекстах могут быть выражены и воплощены в различных формах. В ходе диалога необходимо уметь отличать своеобразие контекста от действительного отклонения от кафолической полноты. Должна быть исследована тема пределов многообразия в едином кафолическом предании» (Юбилейный Архиерейский Собор Русской Православной Церкви. Материалы. С. 312).

http://bogoslov.ru/article/4657128

Секретарь Архиерейского Собора архиепископ Солнечногорский Сергий ознакомил соборян с содержанием многочисленных писем, присланных на Собор. В этих обращениях были выражены критическое отношение к неообновленчеству, сомнения в целесообразности участия Русской Православной Церкви в ВСЦ и поддержка идеи канонизации императора Николая II и Царской Семьи. В ходе Архиерейского Собора Харьковский митрополит Никодим , Львовский епископ Августин, Одесский митрополит Агафангел подняли вопрос об отлучении от Церкви лишенного сана и кощунственно называющего себя «патриархом» монаха Филарета (Денисенко). Собор отлучил от Церкви через анафематствование монаха Филарета и предупредил об отлучении в случае нераскаяния монахов Иакова (Панчука) и Андрея (Горака), ранее изверженных из епископского сана. В особом акте Собор отлучил от Церкви также Г.П. Якунина, который «не внял обращенному к нему призыву к покаянию и прекращению бесчинств, продолжал кощунственно носить священнические одежды, вступил в общение с раскольническим образованием лишенного всех степеней священства монаха Филарета (Денисенко), ныне отлученного от Церкви; продолжает возводить хулы на епископат, духовенство и верных чад матери Церкви, тем нанося ей ущерб». Собор принял определение о лишении сана запрещенных ранее в священнослужении архимандритов Валентина (Русанцова), Адриана (Старины), игумена Иоасафа (Шибаева) и, призвав их к покаянию, предупредил, что в случае нераскаяния и они будут отлучены от Церкви. Архиерейский Собор явился свидетельством единения епископов Русской Православной Церкви, совершающих свое служение в разных государствах и регионах, вокруг Первосвятителя, за единением архипастырей стояло единство церковного народа в обществе, раздираемом противоречиями и враждой. 20 февраля участники Собора совершили паломничество к святыням Москвы, посетили кремлевские соборы. В Успенском соборе Кремля совершилось знаменательное событие — Предстоятель РПЦ впервые после Патриарха Адриана взошел на Патриаршее место, которое без малого 300 лет оставалось пусто. 23 февраля за Божественной литургией в храме Преображения Господня — крипте восстанавливаемого храма Христа Спасителя, которую совершил Патриарх Алексий в сослужении 126 архипастырей — участников Архиерейского Собора, совершено было прославление священномучеников митрополита Петра, митрополита Серафима и архиепископа Фаддея.

http://patriarchia.ru/db/text/418760.htm...

Владимир (Сабодан), митр. Киевский и всея Украины. Фотография. 2002 г. Владимир (Сабодан), митр. Киевский и всея Украины. Фотография. 2002 г. 27 мая 1992 г. Собор архиереев УПЦ, к-рый из-за невозможности проведения его в Киеве состоялся в Харькове (см. Харьковский Архиерейский Собор УПЦ ), сместил митр. Филарета с должности Предстоятеля УПЦ и почислил за штат с запрещением в священнослужении в связи с разоблачением в грехах, несовместимых со служением в качестве Предстоятеля УПЦ, и раскольнической деятельностью. Собор большинством голосов (16 из 18) избрал Предстоятелем УПЦ, митрополитом Киевским и всея Украины В., в то время находившегося на богословской конференции в Финляндии. 27 мая на конференцию прибыл президент Финляндии, чтобы приветствовать новоизбранного Предстоятеля УПЦ. 28 мая 1992 г. Патриарх Алексий II благословил В. на служение в качестве Предстоятеля Украинской Церкви. В пределах Украины В. был усвоен титул «Блаженнейший» и предоставлено право ношения 2 панагий и предношения креста за богослужением (на Архиерейском Соборе РПЦ 18-23 февраля 1997 г. титул «Блаженнейший» был закреплен за Предстоятелем УПЦ на всей канонической территории Русской Церкви). Решения Харьковского Собора были утверждены 11 июня 1992 г. Архиерейским Собором РПЦ и 26 июня 1992 г. Собором УПЦ в Киеве. Поздравления новоизбранному Предстоятелю УПЦ прислали Главы Поместных Православных Церквей. 20 июня 1992 г. В. прибыл в Киев. Его встречали десятки тысяч правосл. клириков и мирян. Свою 1-ю проповедь архиерей начал словами: «Я прибыл не в командировку и не из-за границы, я прибыл на родную землю служить людям и независимой Украине. Я не раскольник, мой путь прям». Доступ к кафедральному Владимира равноапостольного собору и митрополичьей резиденции был перекрыт боевиками из орг-ции «Украинская национальная ассамблея - Украинская национальная самооборона» (УНА-УНСО). Призвав паству не применять насилия, напомнив, что «Бог не в силе, а в правде», В. направился в Киево-Печерскую лавру, к-рая отныне, как и в дореволюционное время, стала резиденцией Киевского митрополита.

http://pravenc.ru/text/159072.html

Сети богословия Мнение Богословие и личное благочестие никогда не должны разлучаться Дорогие читатели портала! Годичный богослужебный круг почти завершил свой оборот, и мы вновь вошли в период Великого поста, который служит преддверием Пасхи, воскресения Христова. Читать дальше Кирилл (Зинковский) епископ Сергиево-Посадский и Дмитровский, ректор Московской духовной академии Тема недели: Монастыри и монашество на Руси. Монашеская и аскетическая письменность Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Новые материалы 1 января Основные вопросы полемики с представителями Армянской Апостольской Церкви на современном этапе Армянская Апостольская Церковь наиболее близко стоит к Русской Православной Церкви из всех Древних Восточных Церквей в территориальном, историческом и культурном отношениях. Однако мирная дискуссия по наиболее острым вопросам догматического характера при диалоге представителей РПЦ и ААЦ на неофициальном уровне подчас переходит в эмоциональную полемику. Данная статья иерея Сергия Лысого, студента IV курса МДА СЗО, посвящена исследованию противоречий между вероучительными позициями двух Церквей для нахождения путей к преодолению разногласий и обретению взаимопонимания. Статья Введение Вторая половина XX века ознаменовалась активацией диалога между представителями Православной Церкви и Древних Восточных Церквей. Архиерейский собор РПЦ 1997 года отметил, что «Русская Православная Церковь имеет особенные исторические и церковные причины и основания содействовать успеху диалога с Восточными Православными Церквами (дохалкидонскими)». Учитывая всю сложность и актуальность проблем, вызванных к жизни развитием богословского диалога, Собор счел необходимым «поручить Священному Синоду и под его руководством Отделу внешних церковных сношений, Учебному комитету, Отделу религиозного образования и катехизации, Миссионерскому отделу, Издательскому совету разработать план научных конференций и симпозиумов, публикаций богословско-исторического и массово-информационного характера, которые могли бы содействовать ознакомлению духовенства и верующих нашей Церкви с проблематикой и развитием богословского диалога с Восточными Православными Церквами (дохалкидонскими)» .

http://bogoslov.ru/article/4493923

11 июня 1992 г. в Даниловом мон-ре состоялся Архиерейский Собор под председательством Святейшего Патриарха, специально созванный для рассмотрения дела по обвинению бывш. митр. Филарета в антицерковной деятельности. Рассмотрев все обстоятельства дела по обвинению бывш. митр. Киевского и еп. Почаевского Иакова (Панчука) в тяжких церковных преступлениях, Собор постановил извергнуть из сана митр. Филарета и еп. Иакова. 29 нояб. 1994 г. в Даниловом мон-ре открылся очередной Архиерейский Собор, деяния к-рого продолжались до 2 дек. В первый день соборных заседаний Святейшим Патриархом был зачитан отчетный доклад, в к-ром нашли отражение важнейшие события церковной жизни за 2,5 года, прошедших после предыдущего Архиерейского Собора: возобновление регулярных богослужений в кремлевских храмах и соборе Василия Блаженного, освящение восстановленного Казанского собора на Красной площади, начало восстановления храма Христа Спасителя, всенародное празднование 600-летия со дня кончины прп. Сергия Радонежского. Патриарх отметил в своем докладе повсеместное возрождение монашеской жизни. 18 февр. 1997 г. кратким выступлением Святейшего Патриарха открылся очередной Архиерейский Собор. Первый день соборных заседаний был посвящен докладу Первосвятителя, А. сообщил о трудах Предстоятеля Русской Церкви и Свящ. Синода, о положении епархий, мон-рей и приходов. Касаясь миссионерского служения Церкви, докладчик особо отметил работу по организации миссии среди молодежи. В разделе доклада, посвященном церковной благотворительности, были приведены офиц. статистические данные, свидетельствующие, что в России от 1/4 до 1/3 населения живет за чертой бедности. В связи с этим Первосвятитель сказал, что РПЦ должна стать полноправным субъектом социальной политики, к-рая смогла бы изменить эту драматическую ситуацию. В части доклада, посвященной межправосл. связям, Святейший Патриарх особо остановился на характеристике сложных взаимоотношений с К-польским Патриархатом, явившихся следствием вмешательства К-поля в церковную жизнь Эстонии - захвата неск. эст. приходов и распространения своей юрисдикции на Эстонию. Говоря о положении на Украине, Святейший Патриарх отметил, что, несмотря на все усилия раскольников, поддержанных в нек-рых местах властью и прессой, укр. паства отвергла новый соблазн раскола, не получившего заметного распространения.

http://sedmitza.ru/text/1944272.html

В 1962 г. Нью-Йоркский еп. Досифей (Иванченко) принял в РПЦ старокатолич. бенедиктинскую общину Маунт-Ройал, разрешив ее членам совершать богослужения по рим. обряду в часовне Свято-Николаевского кафедрального собора в Нью-Йорке. Сменивший еп. Досифея Алеутский и Североамериканский архиеп. Иоанн (Вендланд) благословил настоятеля общины иером. Августина (Витфилда) продолжать служение зап. обряда. В сер. 60-х гг. община переселилась в г. Вудсток (шт. Нью-Йорк), где в 1973 г., после раскола братии, она прекратила деятельность в юрисдикции РПЦ. В Русскую Православную Церковь за границей (РПЦЗ) в 1959 г. были приняты западноправосл. приходы прот. Е. Ковалевского, общее руководство к-рыми Архиерейский Синод РПЦЗ поручил правящему архиерею Западноевропейской епархии архиеп. св. Иоанну (Максимовичу) , в 1960 г. усвоившему для них наименование Французская Православная Кафолическая Церковь (ФПКЦ). В 1966 г. ФПКЦ покинула РПЦЗ, в 1972 г. ее общины вошли в состав Румынской Православной Церкви, где они продолжали оставаться до 1993 г. В наст. время ФПКЦ пребывает вне общения с Поместными Православными Церквами (подробнее см. в ст. Галликанский обряд в православной Церкви ). В 1975 г. Вашингтонский и Флоридский архиеп. Никон (Рклицкий) принял в свою юрисдикцию часть бенедиктинской общины Маунт-Ройал, основавшей небольшой мон-рь Пресв. Богородицы в Джэксонвилле (шт. Флорида). Несмотря на то что 18 сент. 1978 г. Архиерейский Собор РПЦЗ вынес решение о невозможности практики зап. обряда в правосл. Церкви, мон-рь продолжил деятельность. В 1993 г. Манхаттанский еп. Иларион (Капрал ; с 18 мая 2008 митрополит Восточноамериканский и Нью-Йоркский, Первоиерарх РПЦЗ) благословил часть братии мон-ря Маунт-Ройал на основание отдельного бенедиктинского мон-ря Кристминстер в г. Потакет, затем в г. Провиденс (шт. Род-Айленд). В 1996 г., после назначения архиеп. Илариона на Австралийскую и Новозеландскую кафедру, мон-рь был сохранен в его юрисдикции. В авг. 2007 г. мон-рь Кристминстер переехал в г. Гамильтон (пров. Онтарио, Канада). В кон. 90-х гг. архиеп. Иларион присоединил к Православию неск. англикан. и старокатолич. групп, в 1997 г. им был принят англикан. мон-рь св. Петрока в Хобарте (шт. Тасмания, Австралия), в к-ром используется правосл. редакция сарумского обряда (по англикан. «Книге общих молитв» 1549 г.). С 2006 г. по благословению Кливлендского еп. Петра (Лукьянова) в приходе св. Венедикта в Оклахома-Сити регулярно совершаются богослужения по правосл. редакции рим. обряда. В сент. 2008 г. митр. Иларион присоединил к РПЦЗ приход зап. обряда в Остине (шт. Техас) и скит Св. Креста в Джэксонвилле (шт. Флорида), где богослужения совершаются по православной редакции сарумского обряда. В Антиохийской Православной Церкви

http://pravenc.ru/text/182587.html

Архиерейский Собор издал также обращение, в котором изложил позицию РПЦ по вопросам, волновавшим общество в период радикальных перемен в стране. Собор, в частности, выразил озабоченность тем, что становление национальной государственности осложняется внутриполитическими и межнациональными конфликтами, приводящими даже к пролитию крови. Обращаясь к «власть предержащим», Собор призвал их заботиться о людях, которые с тревогой думают сегодня о хлебе насущном, о сиротах и инвалидах, о пожилых людях и многодетных семьях, о безработных и беженцах. Архиерейский Собор поддержал в своем обращении право каждой личности на религиозное самоопределение, высказался за равенство всех религий перед законом, но одновременно выразил озабоченность тем, что духовный вакуум, образовавшийся вследствие многолетнего господства атеизма, привел к бездумному увлечению оккультизмом. В соборном обращении осуждается стремление нек-рых политиков превратить Церковь в орудие для достижения политических планов и идей. «Церковь,— говорится в этой связи в соборном документе,— не связывает себя ни с каким общественным или государственным строем, ни с какой политической силой». В обращении Архиерейского Собора содержится также адресованный общественным деятелям, работникам прессы, радио и телевидения, людям культуры и искусства, педагогам призыв заботиться о нравственном облике народа. Собор осудил попрание обществом норм морали почти во всех сферах человеческой деятельности, пропаганду эротики и порнографии, разрушающих личность, семью и общество. Литература: ЖМП. 1992. 6. С. I–XVI; 8. С. I–XVI; Цыпин. История РЦ. Кн. 9. С. 509–515; Петрушко В. И. Автокефалистские расколы на Украине в постсоветский период. 1989–1997. М., 1998. С. 97–113. Протоиерей Владислав Цыпин, В. И. Петрушко Последние публикации раздела Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла © Православная Энциклопедия, 2001–2024. Все права защищены © Сделано в Stack Group , 2008–2024

http://sedmitza.ru/lib/text/429442/

Июль . Константинопольский Патриарх Варфоломей в ходе визита в Русскую Православную Церковь официально заявляет, что признаёт только одного канонического митрополита Киевского — Владимира (Сабодана). 1997 год 18-23 февраля Архиерейский Собор Русской Православной Церкви принимает акт об отлучении монаха Филарета (Денисенко) от Церкви за упорную раскольническую деятельность. Патриарх Варфоломей в письме Патриарху Алексию II от 7 апреля 1997 года сообщает о признании этой анафемы: «Получив уведомление об упомянутом решении, мы сообщили о нем иерархии нашего Вселенского Престола и просили ее впредь никакого церковного общения с упомянутыми лицами не иметь». 2010 год 31 мая Патриарх Варфоломей подчеркивает , что Украинская Православная Церковь Московского Патриархата — единственная каноническая Церковь в стране, и призывает раскольников вернуться в нее. 2015 год 15 сентября предпринимается попытка объединения УПЦ КП и УАПЦ, которая срывается из-за неспособности сторон уладить вопросы власти и принятия решений в предполагаемой новой структуре. 2016 год 22 января в Швейцарии в городе Шамбези на Собрании Предстоятелей Поместных Православных Церквей Патриарх Варфоломей приветствует присутствие на Собрании Блаженнейшего Митрополита Киевского и всея Украины Онуфрия, которого, по словам Патриарха Варфоломея, все Православные Церкви признают единственным каноническим первоиерархом Украинской Православной Церкви. Митрополит Онуфрий и Патриарх Кирилл на Собрании Предстоятелей Поместных Православных Церквей в Шамбези 9 июня опубликовано обращение народных депутатов Украины к Предстоятелю Константинопольской Церкви с просьбой об автокефалии. 2017 год 30 ноября Архиерейский Собор Русской Православной Церкви отдельно прописывает в уставе РПЦ, что центр управления Украинской Православной Церкви Московского Патриархата находится в Киеве. 2018 год 19 апреля Верховная рада поддерживает обращение президента к Вселенскому Патриарху с просьбой о предоставлении автокефалии. 28 июля. Выступая на торжествах по поводу 1030-летия Крещения Руси, президент Украины Петр Порошенко, говоря об УПЦ, заявляет , что «необходимо обрубить все щупальца, которыми внутри нашего государственного организма орудует страна-агрессор».

http://pravmir.ru/kak-shli-k-obediniteln...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010