Прославление святителя Луки 24–25 мая 1996 года в Симферопольской и Крымской епархии произошло поистине историческое событие: состоялось торжество прославления святителя Крымского Луки (Войно-Ясенецкого). 24 мая Высокопреосвященнейший Лазарь, архиепископ Симферопольский и Крымский, Высокопреосвященнейший Василий, архиепископ Кировоградский и Александрийский, Высокопреосвященнейший Илларион, архиепископ Херсонский и Таврический, Преосвященнейший Николай, епископ Ивано-Франковский и Коломыйский, и Преосвященнейший Антоний, епископ Хмельницкий и Шепетовский, встретили Блаженнейшего Владимира, митрополита Киевского и всея Украины. Встретить дорогого гостя прибыли также председатель Верховного Совета Автономной Республики Крым Е.В. Супрунюк, председатель Симферопольского городского Совета В.Ф. Ермак, духовенство и миряне. Торжественная встреча Первосвятителя, Блаженнейшего Владимира, митрополита Киевского и всея Украины состоялась в 17 часов в кафедральном Свято-Троицком соборе. Началось всенощное бдение. Храм был полон молящихся, на торжества прибыли священнослужители и из других епархий Украины. Всенощное бдение возглавил Блаженнейший Владимир. В субботу в 9.30 состоялась встреча Первосвятителя и облачение. Божественную Литургию служили: Блаженнейший Владимир, митрополит Киевский и всея Украины, Высокопреосвященнейший Никодим, митрополит Харьковский и Богодуховский, Высокопреосвященнейший Лазарь, архиепископ Симферопольский и Крымский, Высокопреосвященнейший Василий, архиепископ Кировоградский и Александрийский, Высокопреосвященнейший Илларион, архиепископ Херсонский и Таврический, Преосвященнейший Николай, епископ Ивано-Франковский и Коломыйский, Преосвященнейший Антоний, епископ Хмельницкий и Шепетовский, Преосвященнейший Питирим, епископ Николаевский и Вознесенский. Возглас: «Благословенно Царство...» произнес архимандрит Павел, наместник Киево-Печерской лавры. Посреди храма покоились мощи святителя Луки, украшенные живыми цветами. Кафедральный собор не мог вместить молящихся, и многие стояли в ограде церковной. Для них шла трансляция богослужения из собора через репродукторы, расположенные вне храма.

http://azbyka.ru/otechnik/Luka_Vojno-Jas...

П.В. Безобразов Архиепископу херсонскому и таврическому Иннокентию от 2 марта 1848 г. Не знаю, как просить у вас прощения в том, что я до сей поры не писал к вам. Но вы лучше умеете прощать, нежели я просить, и это уменье ваше успокаивает меня и вместе побуждает к исправлению. Исправлюсь, благословите же меня во имя Триединого Бога и удостойте вашим вниманием. Я спешу поведать вам частью продолжение моих наблюдений в Сирии и Палестине, частью некие новости. Без сомнения, вы уже знаете о моем прибытии на Ливан и на святой Сион. Начинаю с первой горы. Ливан все тот же, в снегу и зелени, в морщинах и язвах. Тамошние православные жены ворчат на своих архиереев за то, что они запрещают им носить известный рог на головах. В некоторых деревнях они уже переменили этот головной убор на фески, а в иных еще колеблются или упорствуют в старой привычке. Все ливаногорцы обезоружены турецким правительством. Племя ансариев не ладит с православными жителями гор Аккарских. Марониты и друзы, словно гром и молния, соседятся в одном облаке. Православное племя на Ливане получило небольшой вес политический, которого давно домогалось, ибо оно имеет теперь своих представителей или советников у эмиров маронитского и друзского, между которыми разделена власть управления под бунчуком бейрутского паши. В совете маронитского эмира Хайдара заседают православные Сулейман Шуэри и Шдит Энеи, а в совете друзского эмира Эммина – Ханна Хури и Дагер Бунибген. Я видел их в Бейруте и припоминал слова псалмопевца царя: «воздвигаяй нища от земли». В бытность мою в сем городе почти каждый день собирались эмиры и их советники в доме паши и рассуждали об уравнении поземельных повинностей и сборов на Ливане. Но совет их походил на расстроенные гусли. В Сидоне я застал на одре болезненном тиро-сидонского митрополита Исаию и подал ему святую милостыню. Кажется, он безнадежен и приложится к недавно усопшим собратиям своим, архиепископу эмесскому (в Хомсе) и селевкийскому (в Сайданае). О, Господи Иисусе, Пастыреначальниче! Призри на сиротствующую церковь сирийскую и воздвигни ей, хотя от камений, пастырей добрых.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

Виноградов И. Преосвященнейший Иеремия, епископ Нижегородский, и воспоминания его о преосвященнейшем Иннокентии, архиепископе Херсонском и Таврическом Источник Преосвященнейший Иеремия, бывший Епископ Нижегородский. Его биография, кончина, погребение и посмертное завещание 1888 года, декабря месяца, 6-го числа, в 11½ часов дня, в Нижегородском Благовещенском монастыре скончался Преосвященнейший Иеремия, бывший Епископ Нижегородский (1851–1857), с 1857 года пребывавший на покое – сперва в Нижегородском Печерском монастыре, потом – в Городецком Феодоровском – Балахинского уезда – и, наконец, в Нижегородском Благовещенском монастыре. В Бозе почивший Святитель, благословенный от Господа долготою дней, редкою в наше время, 85½ лет – было жития Его земного, от лета детства и до самой блаженной кончины своей, отличался своею подвижническою жизнью, не знавшею отдыха в бдении, посте и молитве, своею ревностью о славе Божией, о благе церкви и отечества, своею нестяжательностию и самоотверженною любовию к ближним, готовую прийти на помощь и к беспомощной старости, и к бесприютному сиротству детей, и к безысходному горю несчастных, и ко всякой нужде церковной, общественной и частной, особенно там, где потребность на покрытие той или другой нужды вызывалась необходимостью поддержания и устроения Храмов Божиих, иноческих обителей, учебных заведений, духовных и гражданских для воспитания в них учащихся в духе православия и патриотизма, как будущих делателей на поприще непостыдного пастырства и доблестного гражданства. Это был предъизбранный и с ранней юности Богом уготованный, живой сосуд в честь исполненный благодатного света и елея, упоминаемых во святом Евангелии. Это был светильник горящий, светящий и ближних, и дальних теплотою Евангельского света и любви, яже по Бозе, всех согревающий. Преосвященный Иеремия родился в 1799 году, 10 апреля, Орловской губернии, Ливенского уезда, в селе Георгиевском, что на реке Сосне, в Дон впадающей, от причетника Иоанна Яковлевича и жены его Марии Феоктистовны и назван Иродионом. Первоначальное учение преподано было ему в доме родителей. «Родители мои, – пишет сам Преосвященный в своих воспоминаниях, – содержали и блюли меня с каким-то особенным вниманием. Для меня установлена была общая, семейная молитва . Поставив меня на прилавок у святых икон, заставляли читать почасту акафист Сладчайшему Иисусу и Святителю Николаю. У матери моей не было иного наставления, иной материнской слезной мольбы к дитяти, нежно любимому, как сие: «Молись, молись, всегда молись, молись втайне, молись ночью, молись пред всяким уроком своим и всяким делом».

http://azbyka.ru/otechnik/Ieremiya_Solov...

ПОСТАНОВИЛИ: 1. Одобрить работу Комиссии по делам монастырей при Священном Синоде Украинской Православной Церкви в 2014 году. 2. Поблагодарить председателя Комиссии по делам монастырей при Священном Синоде УПЦ Преосвященного митрополита Вышгородского и Чернобыльского Павла за понесенные труды. ЖУРНАЛ 62 СЛУШАЛИ: Отчет председателя Церковного Суда Украинской Православной Церкви Преосвященного митрополита Каменец-Подольского и Городокского Феодора о деятельности Церковного Суда в 2014 году. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Одобрить работу Церковного Суда Украинской Православной Церкви в 2014 году. 2. Поблагодарить председателя Церковного Суда УПЦ Преосвященного митрополита Каменец-Подольского и Городоцского Феодора за понесенные труды. ЖУРНАЛ 63 СЛУШАЛИ: Отчет председателя Комиссии по канонизации святых при Священном Синоде Украинской Православной Церкви Преосвященного архиепископа Херсонского и Таврического Иоанна о деятельности возглавляемой им Комиссии в 2014 году. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Одобрить работу Комиссии по канонизации святых при Священном Синоде Украинской Православной Церкви в 2014 году. 2. Поблагодарить председателя Комиссии по канонизации святых при Священном Синоде УПЦ Преосвященного архиепископа Херсонского и Таврического Иоанна за понесенные труды. ЖУРНАЛ 64 СЛУШАЛИ: Отчет председателя Синодального отдела Украинской Православной Церкви по взаимодействию с Вооруженными Силами и другими военными формированиями Украины Преосвященного митрополита Белоцерковского и Богуславского Августина о деятельности возглавляемого им Отдела в 2014 году. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Одобрить работу Синодального отдела Украинской Православной Церкви по взаимодействию с Вооруженными Силами и другими военными формированиями Украины в 2014 году. 2. Поблагодарить председателя Синодального отдела УПЦ по взаимодействию с Вооруженными Силами и другими военными формированиями Украины Преосвященного митрополита Белоцерковского и Богуславского Августина за понесенные труды. ЖУРНАЛ 65 СЛУШАЛИ: Отчет председателя Синодального отдела религиозного образования, катехизации и миссионерства Украинской Православной Церкви Преосвященного митрополита Полтавского и Миргородского Филиппа о деятельности возглавляемого им Отдела 2014 году.

http://patriarchia.ru/db/text/3890173.ht...

Разделы портала «Азбука веры» Покаянный Великий канон святого Андрея Критского Преосвященного Ионафана, архиепископа Херсонского и Таврического, четыре опыта переложения на русский язык для духовно-назидательного чтения Светлой памяти митрополита Никодима (Ротова) О ПОКАЯННОМ КАНОНЕ СВЯТОГО АНДРЕЯ КРИТСКОГО Покаянный великий канон — сочинение святителя Андрея Критского , жившего в конце седьмого века от Р.Х. По своему содержанию канон — сокровенная беседа с собственной душой. По форме — античная ритмическая проза. Он изобилует примерами из Ветхого и Нового Заветов, имеющими целью показать не только губительные последствия греховного состояния, но и бесконечное милосердие Божие, хотя и к падшему, но Его любимому творению. Чтение Покаянного Великого Канона — это, своего рода, словесное паломничество в духовный мир святого Андрея Критского , в мир восточной монашеской мистики и православной византийской антропологии. Покаянный Великий Канон знакомит читателя и слушателя с духовным измерением бытия: жизнь как стояние перед вечным Богом в сердечном молчании и творческой созидающей деятельности, как умственное богосозерцание, как восхождение к вершинам святости через отсечение слабой греховной воли и утверждение последней в добре через исполнение двуединой заповеди о любви к Богу и человеку. Кратко эту парадигму человеческого бытия выразил еще блаженный Августин в своей «Исповеди»: «До тех пор пребудет в смятении сердце мое, пока не успокоится в Тебе, Боже». Настоящий труд Преосвященного Ионафана (Елецких), архиепископа Херсонского и Таврического, представляет читателям четыре опыта переложения на русский язык Покаянного Великого канона св. Андрея Критского по дням первой седмицы Великого Поста и полный текст канона в четверг пятой седмицы Великого поста, т.н. Мариино стояние (славянизированная, прозаическая, ритмическая и стихотворная версии. Последняя — избранные тропари 1 и 2 песни канона). Ирмосы канона оставлены в церковнославянской версии Постной Триоди. Пояснительные слова выделены курсивом. Пунктуация славянизированной версии следует, как правило, знакам препинания в Постной славянской Триоди.

http://azbyka.ru/molitvoslov/pokayannyj-...

Статистика Иннокентий Херсонский (Борисов), свт. Иннокентий (Борисов) (1800-1857), архиепископ Херсонский и Таврический, знаменитый русский богослов и церковный оратор, прозванный в свое время «Русским Златоустом», святитель Память 25 мая (Одесс.) В миру Борисов Иоанн Алексеевич, родился 15 декабря 1800 года в городе Ельце, Орловской губернии в семье священника Успенской церкви Алексия Борисова. Родители преосвященного Иннокентия были люди простые, доброй жизни. Отец Алексей Борисов получил домашнее образование. Из низших степеней клира он дослужился до священника и старался в частых проповедях донести до прихожан слова отцев и учителей Церкви. Мать преосвященного Иннокентия Акилина была женщина неграмотная, но умная и набожная. Крест и молитва были главным основанием всей её жизни, всех её мыслей, действий и поступков. У неё была своя домашняя аптека, состоявшая из разных трав и цветов, росного ладана, благословенных хлебов, елеев от чудотворных икон, Богородичных просфор и подобных сим священных предметов. Ими она врачевала себя и своих детей. В родительском доме Иван изучил славянскую азбуку, Часослов и Псалтирь и научился письму. Первоначальное образование получил в Воронежском уездном училище, по окончании которого поступил в Орловскую духовную семинарию. Среди своих сверстников он отличался необыкновенными способностями, которыми восхищал своих воспитателей. В 1819 году он окончил семинарию и, как один из лучших ее выпускников, был направлен для продолжения образования в Киевскую духовную академию. Здесь с новой силой проявились его выдающиеся способности. Помимо слушания лекций он очень много занимался самообразованием и иногда излагал перед своими товарищами учение того или иного философа с такою ясностью и простотой, что превосходил лекции профессорские. Все науки ему давались легко. Он единогласно был признан первым студентом академии. В высшем отделении академии Иоанн Борисов много занимался составлением проповедей, и уже в это время в нем обнаружилось высокое самобытное дарование, как отличного церковного проповедника, прославившее его затем по всей России и даже за ее пределами.

http://lib.cerkov.ru/authors/335

ред. Н.Ф. Дубровин Часть первая. Главное управление Православной церкви Отделение I. Святейший синод и состав его в царствование Императора Николая I-ro Общее обозрение – Члены синода: 1) Серафим, митрополит новгородский и с.-петербургский – 2) Евгений, митрополит киевский и галицкий – 3) Филарет, митрополит московский и коломенский – 4) Иона, архиепископ казанский и симбирский – 5) Авраам, архиепископ ярославский и ростовский – 6) Филарет, митрополит киевский и галицкий – 7) Павел Криницкий, бывший духовник Александра I и Императрицы Марии Феодоровны – 8) Иван Державин, обер-священник армий и флота – 9) Николай Музовский, обер-священник Главного Штаба и Гвардейского и Гренадерского корпусов – 10) Павел Моджугинский, обер-священник армий и флота – 11) Григорий, архиепископ казанский и свияжский – 12) Владимир, архиепископ казанский и свияжский – 13) Никодим, архиепископ орловский и севский – 14) Иона, митрополит, бывший экзарх Грузии – 15) Василий Кутневич, обер-священник армий и флота – 16) Нафанаил, архиепископ псковской – 17) Кирилл, архиепископ каменец-подольский – 18) Гавриил, архиепископ рязанский – 19) Венедикт, архиепископ олонецкий и петрозаводский – 20) Антоний, митрополит новгородский и с.-петербургский – 21) Илиодор, архиепископ курский и белоградский – 22) Гедеон, архиепископ полтавский и переяславский – 23) Иннокентий, архиепископ херсонский и таврический – 24) Никанор, митрополит новгородский и с.-петербургский – 25) Василий Бажанов , духовник Их Величеств, обер-священник Главного Штаба и Гвардейского и Гренадерского корпусов – 26) Игнатий, архиепископ воронежский и задонский – 27) Иаков, архиепископ нижегородский и арзамасский – 28) Николай, епископ тамбовский – 29) Евгений, архиепископ астраханский и енотаевский – 30) Иоанн, архиепископ донской и новочеркасский – 31) Смарагд, архиепископ орловский и севский – 32) Аркадий, архиепископ олонецкий и петрозаводский – 33) Феодотий, архиепископ симбирский и сызранский – Обер-прокуроры синода: 1) Князь Петр Сергеевич Мещерский – 2) Степан Дмитриевич Нечаев – 3) Граф Николай Александрович Протасов

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Скачать epub pdf Хиротонисан: 18.09.1821, еп. Орловский и Севский; с 22.05.1828 еп. Екатеринославский, Херсонский и Таврический; с 31.12.1832 архиепископ; с 9.05.1837 архиеп. Херсонской и Таврический; с 1.03.1848 архиеп. Тверской и Кашинский; с 15.02.1857 на покое; умер: 8.09.1858. Гавриил (в миру Василий Феодорович Розанов) – архиепископ, бывший Тверской; сын сельского священника Костромской епархии, родился 26 января 1781 г. После обучения сначала в Костромской, а потом в Троице-Лаврской семинариях Розанов был назначен учителем пиитики в Костромскую семинарию, где скоро занял место префекта. В 1811 г. Розанов приехал в Петербург, где ректором Академии был товарищ его по семинарии архимандрит Филарет Дроздов , и представился митрополиту Амвросию «с поднесением слабых своих опытов труда на поприще наук». Митрополит предложил Розанову постричься и предназначал его в бакалавры по кафедре философии в Академии, но оставил это намерение вследствие противодействия своего постоянного антагониста, архиепископа Феофилакта Русанова . Постриженный 15 октября 1811 г. в монашество с именем Гавриила, Розанов был назначен префектом Вологодской семинарии и архимандритом Спасо-Каменного монастыря. Назначенный в 1814 г. ректором семинарии и настоятелем Спасо-Прилуцкого монастыря, Гавриил в 1819 г. был вызван «на чреду» в Петербург и определен законоучителем 1-го Кадетского Корпуса. Получив в 1820 г. настоятельство в первоклассном Ярославском Толгском монастыре, с исправлением должности ректора семинарии, Гавриил 18 сентября 1821 г. в Москве был посвящен во епископа Орловского. 22 мая 1828 г. был переведен в Екатеринославскую епархию, обнимавшую в то время, кроме Екатеринославской губернии, губернию Таврическую и восточную часть Херсонской. В 1829 г. он получил орден Анны 1-й степени, а 31 декабря 1832 г. был возведен в сан архиепископа. В 1837 г. Екатеринославская епархия была разделена на Екатеринославскую и Херсонскую, и Гавриил, «как пастырь опытный», был 9 мая 1837 г. назначен архиепископом Херсонским и Таврическим, причем к его епархии были присоединены и уезды Одесский, Ананьевский и Тираспольский, принадлежавшие к Кишиневской епархии.

http://azbyka.ru/otechnik/Gavriil-Rozano...

Гавриил, архиепископ Тверской и Кашинский (Розанов Василий Федорович) Родился 26 января 1781 года в семье священника Костромской губернии. Образование получил в Костромской, а затем в Троицкой лаврской духовных семинариях и по окончании назначен учителем пиитики в Костромской духовной семинарии. 15 октября 1811 года пострижен в монашество и назначен префектом Вологодской духовной семинарии, а 24 октября возведен в сан архимандрита Спасо-Каменного монастыря, С 11 сентября 1814 года – ректор Вологодской духовной семинарии и настоятель Спасо-Прилуцкого монастыря. В 1819 году вызван на чреду священнослужения в Санкт-Петербург и определен законоучителем 1-го кадетского корпуса. С 1820 года – настоятель Ярославского Толгского монастыря и ректор духовной семинарии. 18 сентября 1821 года хиротонисан во епископа Орловского. 22 мая 1828 года переведен в Екате- ринославскую епархию. 31 декабря 1832 года возведен в сан архиепископа. 9 мая 1837 года назначен архиепископом Херсонским и Таврическим. 1 марта 1848 года переведен в Тверь. 15 февраля 1857 года уволен на покой с правом управления Калягиным монастырем. 18 марта 1858 года переведен в Тверской Желтиков монастырь. Скончался 8 сентября 1858 года. Погребен в соборной церкви Желтикова монастыря. О преосвященном Гаврииле высказывались различные мнения. Он активно занимался епархиальными делами. Будучи Херсонским архипастырем, преосвященный Гавриил построил в Одессе архиерейский дом с церковью и несколько новых церквей в городе, открыл семинарию, основал женский Михайловский монастырь с епархиальным женским училищем, успешно вел борьбу с расколом. Он всегда был добрым отцом пасомых, и особенно в годы тяжких испытаний. Во время чумы 1837 года преосвященный принял все меры предосторожности, чтобы избежать распространения заразы. Он призвал народ к покаянию. Сам неоднократно посещал карантины. В ответ на эту деятельность преосвященного Гавриила о нем написано немало теплых строк, из которых делаем выдержку: «Одесский Архангело-Михайловский училищный монастырь – это учреждение есть незабвенный памятник пастырской заботливости о сиротах духовного звания, обыкновенно погрязающих в невежестве и грубости.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Берёзовка. Церковь Иосифа Обручника. Карта и ближайшие объекты Первая деревянная церковь в Берёзовке была сооружена на средства одного из первых землевладельцев сего села Иосифа Бржеского в 1792-1794 г. г. во имя его небесного покровителя Иосифа Обручника. В «Хронологико-историческом описании церквей епархии Херсонской и Таврической» архиепископ Гавриил Розанов указывает год основания церкви: «1792 г. села Берёзовки, Иосифовская, деревянная, Александрийского уезда». В своей работе «Описание прихода, принадлежащего соборной Успенской церкви уездного города Александрии Херсонской губернии» Василий Николаевич Никифоров сообщает об одном из священников Берёзовской церкви: «Феодор Андреев Малявинский, сын диакона, обучался в Елисаветградском духовном училище; по увольнении из него был дьячком в Боковом, Новой Праге, а потом в Александрии, где ознаменовал свое пребывание введением придворнаго напева при Богослужениях; 1845 года рукоположен во диаконы, а в 1857 г. во священника к Иосифовской церкви местечка Берёзовки». В «Херсонских Епархиальных Ведомостях» 1865г. 17 от 1 сентября сообщается, что священник Иосифовской церкви с. Берёзовки, Александрийского уезда Платон Погорелов переведён на вакансию второго священника Елисаветградского уезда в селение Берёзовку к Михайловской церкви. Также в «Херсонских Епархиальных Ведомостях» имеется следующее сообщение: «Безместный священник Григорий Лебедев определен на праздное священническое место, Александрийского уезда в селение Берёзовку к Иосифовской цекви». Справочник 1902 года «Памятная книжка для духовенства Херсонской епархии» о церкви в Березовке сообщает нам следующие данные: «с. Берёзовка Косовской волости, 2 части г. Александрии; поч. тел. ст. Александрия – 8 верст, ж. д. ст. Користовка – 2 версты, церковь Св. Иосифа Обручника, основана 1794 года, перестроена в 1901 г.; прихожан м. п. 462 д., ж. п. 443д. сект нет ; земли церковной удобной 30 дес., неудобн. 5 дес. – 3 в.; причта по штату – 1 священник и 1 псаломщик ; жалованья священнику 294 руб. псаломщику 98 руб.; помещение священнику церковное, псаломщику – нет; школа грамоты. Приселок Полтавка – 2 вер. Священник Василий Слотвинский, Псаломщик Димитрий Скрупский».

http://sobory.ru/article/?object=49473

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010