Сказав это, он подошёл к плащанице, сделал земной поклон, взял Евангелие, лежавшее на персях Спасителя, раскрыл его и сказал: «О, братие, Он речет на люди Своя ( Пс. 84:9 )», – и прочёл из Евангелия слова: Мир оставлю вам... и пр., после сего начал свою духовную речь. Другой пример. Одесса бомбардируется неприятелем. Ядра непрерывно летают над городом, рассекая воздух, наносят вред зданиям. Наступила Великая Суббота. Преосвященный Иннокентий в урочное время велит звонить к богослужению и совершает его с обычной торжественностью. Вдруг во время пения на литургии причастного стиха раздаётся страшный треск от взрыва порохового ящика на одной из батарей; стены храма заколебались; казалось, рушатся своды его; народ в ужасе упал на пол, один Владыка сохранил присутствие духа. Царские врата немедленно растворились; преосвященный, дав время народу прийти в себя, вышел из алтаря и начал со свойственным ему красноречием беседу такими словами: «Вы устрашились сего бранного звука, произведенного вражеской рукой, и, стоя на молитве в этом святилище, не устыдились упасть на землю по малодушию... но какой страх и ужас обымет грешную душу, когда возгремит Архангельский глас трубы, чтобы призвать вас на всеобщий суд...» и т.д. Образ преосвященного Иннокентия был бы не полон, если б мы не упомянули о его глубокой религиозности, какою он отличался от юных лет. Кроме молитвы в обычное время, он нередко посвящал ей целые часы. Во время своего путешествия по Крыму с целью восстановления монастырей, он обыкновенно оставлял своих спутников у подошвы гор, а сам поднимался на вершину их для молитвы, в которой проводил иногда у себя дома целые ночи. Высокие нравственные качества преосвященного Иннокентия, его заслуги перед Церковью и наукой были причиной того чествования памяти его, какое происходило на Руси в столетнюю годовщину со дня его рождения. Читать далее Источник: Преосвященный Иннокентий, архиепископ Херсонский и Таврический/[Ив. Лебедев]. - Чернигов : тип. Губ. правл., 1901. - 8 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Her...

Несмелов Г. О церковных наказаниях по сочинениям Филарета, митрополита Московского. – Томск. 1895. Авдашкевич М., священник. Филарет Московский и его значение на православном Востоке//Странник. СПб., 1905, ч. 2, стр. 697–730. Акинфиев Д. Мессианские пророчества книги Бытия по митрополиту Филарету и святоотеческим толкованиям. – Троице-Сергиева лавра, 1954 (курсовое сочинение). Беликов В.И. Деятельность Московского митрополита Филарета по отношению к расколу. Казань. 1896. Барсов Н.И. Взгляд и деятельность Московского митрополита Филарета//Христианское чтение. СПб., 1883, 34. Его же. Критика сочинений Филарета, митрополита Московского в 30-х годах//Христианское чтение. СПб., 1881, 1112; 1895, 1. Его же. Мнение Иннокентия, архиепископа Херсонского и Таврического о катехизисах митрополита Филарета//Христианское чтение. СПб., 1885. Май-июнь. Его же. К биографии Иннокентия, архиепископа Херсонского и Таврического. (Отношения к Иннокентию митрополита Московского Филарета)//Христианское чтение. СПб., 1884, январь-февраль. Чепин М.А. Митрополит Московский Филарет как гомилет. – Тверь, 1892. Изд. 2., испр. и доп. Пинск, 1894. Ливенский М. протоиерей. Высокопреосвященнейший Филарет, митрополит Московский. Орёл, 1907. Меньшиков А. Воззрения Московского митрополита Филарета по вопросам; о церковном законодательстве, о материальном обеспечении духовенства, о снятии священного сана и о браке. Казань. 1894. См. также//Православный собеседник. Казань. 1894, ч. 1, стр. 27–68, 129–162, 234–261; ч. 2, стр. 122–174. Беляев А. А. К тридцатилетию со дня кончины митрополита Филарета Московского //Душеполезное чтение. М. 1897, ч. 3. Беляев А. А. Архиепископ Каменец-Подольский и Брацлавский Кирилл. Переписка митрополита Филарета с архиепископом Каменец-Подольским Кириллом, М, 1888, стр. 11, 61, 63, 66, 73–108. Беляев А. А. Митрополит Филарет в письмах к родным//Православное обозрение. М. 1883, март. Его же. Вопросы и события шестидесятых годов и отношение к ним митрополита Филарета//Православное обозрение. М. 1889, сентябрь, ноябрь, декабрь.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

8 . Палаузов Н. X. Письмо архиеп. Иннокентию. 26 марта 1854. Бухарест. 9 . Озеров Александр Петрович. Письмо архиеп. Иннокентию. 26 марта 1854. Одесса, 1 л. 10 . Палаузов Н. X. Письмо архиеп. Иннокентию. 13 апр. 1854. Бухарест, 2 лл. 11 . Иннокентий, архиеп. Письмо Ивану Федоровичу Паскевичу-Эриванскому. Апр. 1854, 2 лл. 12 . Палаузов Н. X Письмо архиеп. Иннокентию. 13 июля 1854. Бухарест, 4 лл. 13 . Изворский Стефан Попниколов. Письмо архиеп. Иннокентию. 4 дек. 1854. Киев, 2 лл. 14 . Палаузов Н. X. Письмо архиеп. Иннокентию. 8 дек. 1854, 3 лл. 15 . Иннокентий, архиеп. Выписка из письма Модесту Андреевичу Корфу. (1854). Одесса, 15 лл. 16 . Палаузов Н. X. Письмо архиеп. Иннокентию. 24 апр. (1855 или 1856), 2 лл. 17 . Погодин М. П. Письмо архиеп. Иннокентию. 24 апр. (1855 или 1856), 2 лл. 18 . Стефан, еп. Письмо архиеп. Иннокентию. 15 февр. 1856. Киев, 1 л. 19 . Войцехович А. И. Письмо архиеп. Иннокентию. 24 дек. 1856. Петербург, 2 лл. 20 . Погодин М. П. Письмо архиеп. Иннокентию. 26 янв. 1857. Москва, 2 лл. 21 . Василъчиков В. И. Письмо архиеп. Иннокентию. 30 янв. 1857. Харьков, 2 лл. 22 . Филатов Константин. Письмо архиеп. Иннокентию. 7 марта 1857. Галац, 2 лл. 1 Барсов H. А. Иннокентий (Иван Алексеевич Борисов). Русский библиографический словарь. М., 1909, т. 8, с. 113. 3 Барсов И. А. Иннокентий (Иван Алексеевич Борисов). Русский библиографический словарь, т. 8, с. 113. 5 Архиепископ Иннокентий (Борисов). Несколько мыслей касательно воспитания духовного юношества (ЦГИА, ф. 1661, оп. 1, д. 701, л. 2). 6 Палимпсестов И. У. Мои воспоминания об Иннокентии, архиепископе Херсонском и Таврическом. СПб., 1888, с. 102. 11 Левитский Н. Высокопреосвященный Иннокентий, архиепископ Херсонский и Таврический. – Душеполезное чтение, 1900, 8, с. 611–612. 16 Преосвященный Иеремия. Воспоминания об архиепископе Иннокентии. – Прибавления к Херсонским епархиальным ведомостям, 1802, 4, 5, с. 13. 17 Сочинения Иннокентия, архиепископа Херсонского и Таврического. Изд. Н. Н. Сойкина. СПб., с. 5.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Her...

Сперва Архиереи оного именовались Санкт-Петербургскими и Шлиссельбургскими, потом, с 1770 года, Архиепископ титуловался Санкт-Петербургским и Ревельским по 1775 год, а в сем году начал писаться Новгородским и Санкт-Петербургским; с 1799 года преемник его Санкт-Петербургским, Эстляндским и Выборгским; с 1801 года Новгородским, Санкт-Петербургским, Эстляндским и Выборгским, а с 1803 года Новгородским, Санкт-Петербургским, Эстляндским и Финляндским. В 1745 году та же Государыня Императрица учредила Епископство Галицкое и Костромское, продолжающееся доныне под названием Костромского и Галицкого. В 1764 году, Января 13, в помощь Московскому Митрополиту учреждена Викарная СЕВСКАЯ Епархия, в которой Епископы сперва именовались Севскими и Брянскими, а потом, с 1788 года, Севскими и Орловскими; но в том же 1788 году Епархия сия сделана самоместной под именованием Орловской и Севской, а Викарию Московскому положено именоваться Дмитровским (см. ниже). В 1775 году учреждена Епархия СЛАВЕНСКАЯ. Первый и второй Архиепископ именовались Славенскими и Херсонскими, третий с 1786 года Екатеринославским и Херсониса Таврического, а с 1789 года ещё и Блюстителем Молдо-влахийской Ексархии. Четвёртый был с 1792 года Митрополит, а с 1799 года Архиепископы и именовались Новороссийскими и Днепровскими, а с 1803 года – Екатеринославскими и Херсонскими и Таврическими. В 1783 году по трактату с Грузией присоединена к России Екзархия Грузинская, и Католикос оной пожалован навсегда Членом Святейшего Синода. В 1785 году, Июля 27, учреждена Епархия НОВГОРОДОСЕВЕРСКАЯ. Епископу велено именоваться Новгород-Северским и Глуховским. Епархия сия в 1799 году по состоявшемуся штату упразднена. В том же 1785 году учреждена быть Викарной Митрополита Киевского Епархия ПЕРЕЯСЛАВСКАЯ, с наименованием Епископа оной Переяславским и Бориспольским (смотри выше и ниже). В 1787 году учреждена Епархия ФЕОДОСИЙСКАЯ, Викарная Екатеринославская, но в 1799 году упразднена. Епископы оные именовались Феодосийскими и Мариупольскими.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

Новороссийский край резко отличается от всей России своими климатическими, географическими и экономическими условиями, в силу которых и духовенство южных епархий всегда имело свой особенный бытовой уклад, дававший ему не малые преимущества в сравнении с духовенством великороссийским. Но и эти преимущества не покрывали тех недостатков, которые требовали улучшения и усовершения духовного быта и на юге. Великую услугу собственно городскому духовенству своей епархии пр. Димитрий оказал еще во время присутствовала в Синоде. В Херсонской епархии, по отделении от нее Таврической, считалось всех церквей и при них причтов около пятисот, из которых 86 было городских и монастырских 318 . К 1860-му году всех причтов, исключительно сельских, получавших жалование от казны, было 258; кроме того, на особом казенном содержании были 146 причтов при церквах «южного Херсонского поселения». Казенное жалование, какое получало сельское духовенство, правда, было не велико 319 ; но и оно было не маловажным подспорьем. Главное же обеспечение сельских причтов состояло в церковной земле, которая в Херсонской губернии везде хороша по своим качествам и отмежевана была для церквей в достаточном количестве: средним числом приходилось 120 десятин на причт 320 . Между тем городское духовенство не имело ни земли, ни жалованья. В половине 1860 года последовало Высочайшее повеление – внести в роспись государственного казначейства еще 100 т. рублей, в добавление к 3.225,000 р., на содержание причтов в разных епархиях. Когда, по выслушании доклада о новой Монаршей милости, Св. Синод приступил к распределению новых сумм, то присутствовавший в заседании Херсонский архиепископ, заявил нужды своей епархии и просил Синод «хотя в жалованье сравнять городское духовенство с сельским». Затем он представил примерный штат причтов городских церквей Херсонской епархии, который и удостоен был Высочайшего утверждения. Указом Св. Синода, от 11 апр. 1861 г., дано было знать Херсонскому епархиальному начальству о таковой Монаршей милости, с пояснением, что утвержденное жалованье назначено производить с 1 июня 1860 года 321 .

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Muret...

Анисимов 340 . В том же заседании заслушано было отношение правления одесского духовного училища с резолюцией архиепископа Иоанникия на прошении упомянутого преподавателя семинарии В. Анисимова. Дело в том, что съездом духовенства херсонской епархии, бывшим в октябре месяце 1876 г., г. Анисимов избран был на должность смотрителя одесского духовного училища, но прошением архиепископу от сей должности ходатайствовал его уволить. Владыка Иоанникий написал следующую резолюцию на прошении: «16 ноября 1876 г. По вниманию к изъясненным в прошении учителя Анисимова причинам, назначение его на должность смотрителя одесского дух. училища я отменяю и, до будущего съезда духовенства, предоставляю продолжать исправление сей должности помощнику смотрителя Лисицкому». Почему так поздно рассматривает правление семинарии резолюцию архиепископа, объясняет приложение к этой статье журнала. Правление семинарии спрашивало правление училища о полном тексте резолюции в-ного Иоанникия, каковое сведение нужно было для представления заключения по прошению учителя таврической дух. семинарии Порфирия Мочульского об определении его на должность смотрителя одесского дух. училища» 341 . Наступило время исполнения 50-летнего священно-служения архиепископа Платона. Ректор семинарии по этому поводу внес в правление следующее предложение. «8 сентября сего 1877 года истекает 50 лет служения св. церкви и отечеству нашему высокопреосвященнейшему Платону, архиепископу херсонскому и одесскому. Мне стало известным, что духовенство г. Одессы и херсонской епархии ходатайствует о разрешении отпраздновать достойным торжеством этот знаменательный день. Вполне уверенный, что семинарская корпорация не уступит духовенству в чувствах высокого почтения к архипастырю, имею честь предложить правлению на обсуждение вопрос, каким образом семинария желала бы принять участие в предположенном торжестве». При сем о. ректор объявил, что духовенство между прочим намерено поднести его высокопреосвященству св. икону, по поручению представителей его заказанную им в Москве, у Хлебникова.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Рассказы о явлении умерших Иннокентий, архиепископ Херсонский и Таврический, говорит: «Из древних сказаний видно, что вера в бессмертие души постоянно соединялась с верою в явления умерших. Сказания о сем безчисленны… Есть явления умерших или их действия, кои не подлежат сомнению, хотя они редки» («Сочинения», т. 7). Никанор, архиепископ Херсонский и Одесский, говоря в одном из своих поучений о загробной жизни, утверждает: «Таких фактов можно было бы насчитать не мало, которые имеют полное значение достоверности для лиц, совершенно достопочтенных и заслуживающих веры… факты достоверны, действительны, возможны, но нельзя сказать, что согласны с установленным волею Божиею обычным порядком вещей» («Странник», 1887). Многие из ученых и писателей, иностранных и наших отечественных, не только сами верят в явление умерших и рассказывают необыкновенные случаи из собственной жизни, но убеждают других не сомневаться в этом. Так, Августин Калмет, живший во второй половине семнадцатого столетия, известный в свое время как исторический писатель и как толкователь Священного Писания, пишет: «Отвергать возможность и действительность явлений и действий отшедших душ на том одном основании, что они необъяснимы по законам земного мира, также совершенно незаконно, как незаконно было бы отвергать возможность и действительность явлений физиологических на том основании, что они не объяснимы по одним законам чисто механических явлений» («О явлении духов», ч. 1, с. 115). «У меня был товарищ по семинарии, с которым я дружил и в продолжении богословского курса вместе квартировал, – записал в своем дневнике протоиерей Н. Соколов. – Это сын болховского священника Николай Семенович Веселое. По окончании курса семинарии он остался учителем уездного училища, а я по окончании академии поступил священником в Херсон. Но в одно время приснился он мне так, что я понял, что его нет в живых. Написал к отцу его и получил ответ, что сын его умер, как раз в тот день и час, когда я видел его во сне. Мне снилось, будто я нахожусь на херсонском кладбище подле ветхого пирамидального памятника, в котором от вывалившихся камней образовалось отверстие шириною около пяти вершков. Из любопытства я влез через отверстие внутрь памятника. Потом хотел вылезть назад, но не нашел отверстия в темноте. Я стал ломать каменья, и блеснул свет. Проломав отверстие больше, я вышел и очутился в прекрасном саду. На одной из аллей вдруг навстречу идет Веселое.

http://azbyka.ru/fiction/tajny-zagrobnog...

Но посмотрите, что взамен того дано всем! Дано все настоящее. Явно, что оно важнее и прошедшего и будущего, ибо от него зависит то и другое; и вот что есть самого важного во времени, то Господь времен предоставил каждому из нас. Действуй, как хочешь, распоряжайся, чем можешь, как угодно: исполняй закон или слушай страстей, признавай над собою Творца или отвергай Его Промысел, иди на небо или в ад – все это в твоей воле, от тебя зависит, тебе предоставлено. Тут само всемогущество Божие остается как бы без действия и нисколько не препятствует. Любовь Божия зовет постоянно к себе, действует в нашем разуме и совести, учит внешними событиями жизни, вразумляет гласом Пророков и Апостолов; но свобода наша пребывает ненарушимой – каждую минуту можем обратиться, куда хотим: к Отцу Небесному – или врагу нашего спасения. И что еще важнее, пользуясь хорошо настоящим, мы можем благотворно действовать и на будущее, ибо что сеется, то будет и пожато; даже на прошедшее воздействует, ибо если хорошо проводится настоящее, то этим изглаждается худое прошедшее. Познаем же, братие, милость Божию к нам и наше преимущество; оставим покушение прозревать в будущее и мучить себя догадками: будем пользоваться тем, что нам предоставлено, употребляя настоящее время как должно. В награду за это мы спокойно будем идти навстречу всякому будущему. Принесет ли оно нам счастье с добродетелью — мы не ослепимся блеском его. Принесет ли несчастье при добродетели и чистой совести — мы равнодушно перенесем его и обратим к вечному благу нашей души. Придет ли за нами самый ангел смерти, — и он найдет нас с горящим светильником веры и любви. Аминь. Святитель Иннокентий (Борисов), архиепископ Херсонский и Таврический Святитель Иннокентий, архиепископ Херсонский. Сочинения. Том I. Слова и проповеди. Издательство Единецко-Бричанской Епархии, 2006 г. С. 235-236. 26 декабря 2011 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Новые материалы Выбор читателей Мы в соцсетях

http://pravoslavie.ru/50625.html

Благословите на новое лето Вашего всегдашнего по духу сына, И. А. X. Дек. 27, 1847. Я осмелился писать к Вам бесформенно, именно с тем намерением, чтоб просить покорнейше и Вас о том же. До Форм ли нам и титулов? У нас и вокруг нас, слава Богу, все благополучно: только здоровье мое сильно страдает от перемены климата и образа жизни, не Физического только, но наиболее нравственного. Мы привыкли, слава Богу, к другому образу жизни, и не променяем его ни на что. Письмо 39 Высокопреосвященнейший Владыко, Милостивейший Отец и Архипастырь! Паки грядут дни, в кои небо и земля совокупляются для прославления Восставшего из гроба Жизнодавца 121 . Тем паче служителям слова и таинств Его подобает в сии дни совокупляться духом во славу пресвятого имени Его. После сего и мысль и сердце сами собою спешат к Вам, дабы из Ваших уст услышать всерадостное: Христос воскресе! и Вам же возотвечать радостным: Во истину воскресе! Взаимное сооживление верою и любовию, яже о Христе, и всегда благопотребно, тем паче в наши бурные времена, когда правда Божия видимо совершает великие и грозные суды свои над Царствами и народами, кои в премудрости Божией не восхотели уразуметь премудростию Бога, С началом будущего Мая имеем упование отправиться в новую страну свою. Дал бы Господь отправиться невозвратно: но кажется трудно достигнуть сего. Тяжело расставаться с любимым, а теперь можно сказать, любившим нас Харьковом. Но поскольку это оказалось неизбежным, то лучше нельзя было избрать места, как Одесса, с ее благорастворенным климатом 122 . Это милость Монаршая! Вместо красного яйца Пасхального благоволите принять безукрашенное слово. Ни сердце, ни рука не могли удержаться, чтобы не отозваться хотя детским лепетом на любвеобильный голос Царев. Вашего Высокопреосвященства, преданнейший слуга, Иннокентий, Арх. Херсонский. Апр. 9, 1848. Письмо 40 Высокопреосвященнейшему Владыке в новом лете новой Благодати Господней! Да будет и преизбудет она в благом и чистом сердце Вашем! А мы, при всех превратностях судьбы нашей, по милосердию Господа, доселе здравы и целы. Побывали на Юге; обозрели, сколько можно, все Поморие. Поле обширное для труда: Новая Россия! Если кому, то Владыке Херсонскому, надобно жить на своем месте – дома: ибо это аванпост духовный России пред Востоком. Нам тем паче трудно отсутствовать; ибо не знаем еще своей паствы. По сему прилежный помысл о возврате восвояси. Помолитесь за нас, чтобы Господь разрешил здешние узы наши 123 .

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Her...

И скиты наши в Крыму, слава Бегу, выходят из земли и принимают вид, подобающий Св. местам. Но это дело не годовое, а многих десятилетий. Главный недостаток в людях, способных понести тягость первоначального, не устроенного еще, бытия скитского. Если бы Ваше Преосвященство препослали нам пару подобных лиц, мы поклонились бы Вам за то до лица земли. Снова предая себя святым молитвам и отеческой любви Вашей, с неизменною душевною преданностью и уважением к Вам остается и навсегда пребудет Вашего Высокопреосвященства преданнейший слуга, Иннокентий, Арх. Херсонский. Дек. 27, 1851. Одесса. Письмо 49 Высокопреосвященнейший Владыко, Милостивейший Отец и Архипастырь! Первее всего благоволите принять искреннейшее приветствие с наступающими светлыми празднествами Господними и с новым летом Благодати Христовой. Да воссияет сугубый новый свет ее в Христолюбивом сердце Вашем и да укрепить Вас на продолжение благого дела в вертограде Христовом! А мы, со всеми немощами нашими, паки среди шума и блеска столичного 142 , который если полезен для нас, то тем особенно, что возбуждает и усиливает в нас жажду к пустынножительству Крымскому, которое, благодарение Господу, хотя медленными стопами, но идет вперед и пускает корни и ветви по всему горному хребту Таврическому. Много труда, особенно для слабых рамен наших; но Господь видимо и не видимо благословил начало, потому отрадны подвиги и на будущее. Не оставляйте нас Вашими молитвами! Здесь все идет в мире и тишине. Господь глаголет в сердце Помазанника Своего о Церкви и ее нуждах: по сему благонадежно можно уповать на всякое улучшение со временем. Что Ваше здоровье? По можете ли и Вы подвигнуться на Север? Здесь приняли бы Вас с любовию. А мы ждем и не дождемся будущей весны, чтобы возвратиться во своясн. Настоятельно требует того и состояние здоровья, сильно расстроенного, и состояние края нашего, нового и по тому не устроенного, а по тому и требующего непрестанного бдения над ним и глаза хозяйского. Как бы хотелось хоть раз еще в жизни увидеться с Вами и поклониться Вам в благодарном чувстве до лица земли! Скоро имеете получить результат проекта о сокращении делопроизводства по духовной части.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Her...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010