Что же с нами? Не что-либо совершенно новое и неожиданное, и однако же всего менее желанное и приятное: враги наши, столько времени угрожавшие нам своим нашествием, наконец перед нами, на водах наших!.. В таких необыкновенных обстоятельствах, кои не постигали града нашего со времени его основания, легко прийти в смущение и немалодушному... И вот, как бы прямо к ободрению и утешению нашему, мы в нынешний же вечер услышим из уст Самого Спасителя нашего следующие утешительные слова: «Да не смущается сердце ваше: веруйте в Бога и в Мя веруйте... дерзайте, (яко) Аз победих мир!» ( Ин. 14:1, 16:33 ). Возлюбленным ученикам Христовым, во время страданий Его, предстояли опасности и искушения гораздо большие, чем предстоят теперь нам; и, однако же, Божественный Наставник не позволяет им предаваться страху и унынию: «да не смущается сердце ваше»; и в то же время указует им на самое верное и действительное средство к благодушию: «веруйте в Бога, и в Мя веруйте!» То есть, как бы так говорил Господь: имейте только веру живую и упование твердое на Меня и Отца Моего – и никакое зло не прикоснется к вам, и буря пройдет мимо вас безвредно. Поскольку же сей Всемогущий Спаситель есть един «вчера и днесь Тойже, и во веки» ( Евр.13:8 ), поскольку Он всегда и везде может, как свидетельствует святой Павел, " спасти всех приходящих чрез Него к Богу, всегда жив сый, во еже ходатайствовати о них» ( Евр.7:25 ), то мы, в духе веры и упования, не усомнимся обратить ныне утешительные слова Его ко всему граду нашему и сказать: не смущайся и ты, возлюбленный град, от лица врагов твоих, кои страшны более именем своим и нашим воображением о них, нежели действительной возможностью вредить нам! Не смущайся, а веруй твердо в Бога и во Спасителя твоего, веруй и покажи верую твою от чувств и дел твоих! Тогда страх и смущение сами собою удалятся от тебя, ибо сила Всевышнего откроется в тебе, и помощь Господня узрится на тебе. Отец всемогущий не оставит и ныне возлюбленного Сына, как не оставил Его на Голгофе: а любвеобильный Сын не оставит нас, кои веруем во имя Его и готовы теперь терпеть от врагов не ради наших выгод или приобретений, а единственно во славу Животворящего Креста Его.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Her...

20 . Барсов И. А. Биография архимандрита Иннокентия. Б. м. и г. 21 . Барсов Н. А Иннокентий (Иван Алексеевич Борисов). Русский биографический словарь, т. 8. М., 1909. 22 . Веселовский С. В. Феодальное землеведение в Северо-Восточной Руси. М-Л., 1917. 23 . Епископ Иеремия. Воспоминания об архиепископе Иннокентии. – Прибавления к Херсонским епархиальным ведомостям, 1802, ч. 5. 24 . Иеромонах Иоасаф (Гапонов). Воспоминания о Преосвященном Иннокентии, архиепископе Херсонском и Таврическом. СПб., 1858. 25 . Кондаков В. А. Иннокентий Борисов , Архиепископ Херсонский и Таврический в письмах его, 1822. 26 . Левитский И. Высокопреосвященный Иннокентий, архиепископ Херсонский и Таврический. – Душеполезное чтение, 1902, 3. 27 . Описание документальных источников по истории русско-болгарских связей за 1850–1970-е годы в рукописных фондах Государственной публичной библиотеки им. М. Е. Салтыкова-Щедрина. София, 1978. 28 . Палимпсестов И. У. Мои воспоминания об Иннокентии, архиепископе Херсонском и Таврическом. СПб., 1888, с. 102. 29 . Священник Т. Буткевич. Иннокентий Борисов , бывший архиепископ Херсонский. СПб., 1887.     Перечень аннотированных документов об архиепископе Иннокентии (Борисове) , помещенных в книге «Описание документальных источников по истории русско-болгарских связей за 1850-е-1870-е годы в рукописных фондах Государственной публичной библиотеки им. М. Е. Салтыкова-Щедрина», София, 1978   1 . Палаузов Николай Христофорович. Письмо архиеп. Херсонскому и Таврическому Иннокентию. 23 ян в. 1850. Одесса, 2 лл. 2 . Войцехович Алексей Иванович. Письмо архиеп. Иннокентию. 10 июля 1850. Петербург, 2 лл. 3 . Стефан, еп. Письмо архиеп. Иннокентию. 24 авг. 1851. Константинополь, 1 л. 4 . Норов А. С. Письмо архиеп. Иннокентию. 11 сент. 1851. Петербург. Подпись-автограф, 1 л. 5 . Неустановленное лицо. Письмо архиеп. Иннокентию (1851). Без подписи, 3 лл. 6 . Палаузов Н. X. Письмо архиеп. Иннокентию. 30 марта 1853. Одесса, 1 л. 7 . Палаузов Н. X. Письма (4) архиеп. Иннокентию. 12–21 марта 1854. Браилов, 9 лл. (При переплете листы перепутаны).

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Her...

Екатеринославская Учреждена 9 сентября 1775 года Славянская и Херсонская Кафедра в Полтаве Евгений (Булгарис) архиепископ, рукоположен с 1.10.1775 по август 1779 на покое; † 27.05.1806 Никифор (Феотоки) архиепископ, рукоположен с 6.08.1779 по 28.11.1786 архиеп. Астраханский и Ставропольский Екатеринославская и Херсонская (Екатеринославская и Херсонеса Таврического) С 1786 года Амвросий (Серебренников) архиепископ, бывший еп. Олонецкий и Каргопольский с 28.11.1786 с 22.12.1789 – местоблюститель Молдо-Влахийской митрополии †13.10.1792 (убит) Гавриил (Банулеско-Бодони) митрополит, бывший митр. Молдо-Влахийский, экзарх Молдавии, Валахии и Бессарабии с 10.05.1793 по 21.12.1797 переименован митр. Новороссийский и Днепровский Новороссийская и Днепровская С 21 декабря 1797 года Кафедра в Новомиргороде Гавриил (Банулеско-Бодони) митрополит, бывший митр. Екатеринославский и Херсонеса Таврического, экзарх Молдавии, Валахии и Бессарабии с 21.12.1797 по 29.09.1799 митр. Киевский и Галицкий Афанасий (Иванов) епископ, бывший еп. Воронежский и Черкасский, с 1.10.1799 архиепископ с 15.09.1801 по 4.12.1803 переименован архиеп. Екатеринославский, Херсонский и Таврический Екатеринославская, Херсонская и Таврическая С 4 декабря 1803 года Кафедра с 1804 года в Екатеринославе Афанасий (Иванов) архиепископ, бывший архиеп. Новороссийский и Днепропетровский с 4.12.1803 по 18.08.1805 архиеп. Астраханский и Кавказский †18.08.1805 Платон (Любарский) архиепископ, бывший архиеп. Астраханский и Кавказский с 18.08.1805 †20.10.1811 Иов (Потемкин) архиепископ, бывший архиеп. Минский и Литовский с 7.02.1812 †28.03.1823 Феофил (Татарский) епископ, бывший еп. Оренбургский и Уфимский, с 19.05.1823 архиепископ с 22.08.1826 по 15.10.1827 на покое; †14.11.1830 Онисифор (Боровик) епископ, бывший еп. Вологодский и Устюжский, с 28.11.1827 архиепископ с 24.12.1827 †20.04.1828 Гавриил (Розанов) епископ, бывший еп. Орловский и Севский, с 22.05.1828 архиепископ с 31.12.1832 по 9.05.1837 архиеп. Херсонский и Таврический

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

3 Кареев Н. Указ. соч. С. 194. В Римской истории из Понтиев известны еще Понтий Аквила, участник убийства Юлия Цезаря в 44 году до Р. Хр., Понтий Телезин, самнитский вождь и др. ( Лопухин А. П. Библейская история Нового Завета. СПб.: Репринт, 1895. С. 492). 5 Лопухин. А. П. Указ. соч. С. 491–492. Иннокентий, архиепископ Херсонский и Таврический, предполагает, что Понтий назывался Pilatus, возможно, потому что он «начальствовал когда- нибудь над воинами, вооруженными pilis, которых называли пилатами, или потому, что он за какое-либо отличие награжден был таким оружием, каковая награда была в обыкновении у римлян» (Иннокентий, архиепископ Херсонский и Таврический. Иисус Христос на суде у Пилата. Сочинения. Т. 6. СПб., б. г. С. 348). А. П. Лопухин отмечает, что на чрезвычайно доходное место прокуратора Пилат попал, благодаря протекции свирепого и до ненасытности честолюбивого временщика Сеяна, влиятельнейшей фигуры при императоре Тиверии (14–37 гг). Можно думать, что такой исключительной протекции он был обязан тем своим качествам, которые делали из него в миниатюре второго Сеяна . ( Лопухин А. П. Указ. соч. С.100:492). «Обстановка, в которой жили римские принцепсы (принцепс – первый из сенаторов – титул императора Рима.– В. Б.) была поистине тяжелой и кровавой. Лучший из первых четырех приемников Августа – Тиверий, и без того озлобленный и подавленный холодно-враждебным к нему отношением Августа, после его смерти сразу очутился в необычайно сложном и трудном положении. Рядом с ним стояла властная фигура вдовы Августа Ливии, которой он был обязан властью. Масса окружавших его деятелей эпохи Августа, вся аристократия Рима были ему враждебны. Они не любили его за его гордость, сдержанность и холодность и не признавали за ним права на власть. Зная его нежелание передать власть усыновленному им против его воли Германику в ущерб правам его сына Друза, оппозиция возвеличила этого обаятельного человека и создала ему славу чуть ли не героя. Совершенно невыносимой стала жизнь при дворе, когда Германик, посланный управлять Востоком, умер. Смерть его, вероятно, была естественной, но в естественные смерти молодых людей в это время никто не верил. И жена Германика – Агриппина, и его дети, и население Рима были уверены, что Германик пал жертвой преступления, нити которого были в руках Тиверия и Ливии.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir-Bashk...

Письма Гавриила, архиепископа Тверского и Кашинского, к Иннокентию, архиепископу Херсонскому и Таврическому Источник Скачать epub pdf I Вселюбезнейший о Христе брат! Случай знакомства нашего, хотя не так приятен: знакомство это есть мое приобретение, всех драгоценнейшее. Любить вас и чтить начал я с той минуты, как узрел, и не престану, разве вы отвергнете; чего однако же не ожидаю. Да не тщетно будет мое упование, прошу вас. По отбытии вашего высокопреподобия из Севска вид семинарии стал быть лучший 2 . Во-первых, в церкви стоят тихо; вступили в поприще учения с молитвою. Отъезд мой в Орел последовал в субботу; чиновники семинарии проводили за пределы тамошних владений моих. Один о. арх. иер. не выходил, что ему весьма простительно, а мне тяжко из сожаления к нему. Только где общее страждет, там о частном болезновать не должно. Господь даст ему утешение иным образом, а с нас прискорбия его, кажется, не взыщет. Успокоимся и будем собрату помогать со всех сторон. Я просил владыку, милостью прикрыть опущения его, точию бы и аз помилован был. Не мог не коснуться и вашего высокопреподобия в письме, хваля вас, елико сердце преданное внушало. Теперь с прошением к вам. Севские жители убеждают меня, снабдить их речью, которую имел я счастье ныне произнести Государю Императору. Случай для них и всех нас важен, а отнюдь не мое возражение. Почему не можно ли, отец, рассмотрев, позволить её напечатать вместе с прежнею, говоренною в Орле, по связи их между собою. Если изволите что приправить, почту за благодеяние. Буде нужно форменное к цензуре отношение, исполню, только хочется, дабы время не терялось. Просить вас дерзаю не себе ради; к невозможному не обязываю, а на любовь вашу уповаю. Списочек посылаю вместе с другими опытами слабых трудов моих. О строящейся семинарии надлежит поговорить особо. В ней нужны многие изменения, как я заметил ныне по отделке комнат, планом утвержденных. Исходатайствуйте доверия нам. Есмь же В. В-подобия Вселюбезного о Христе брата усердный… Гавриил епископ Орловский.

http://azbyka.ru/otechnik/Gavriil-Rozano...

Духовенство отнеслось к книге сдержанно – оно традиционно не вмешивалось в дела светской литературы. Сергей Тимофеевич Аксаков в письме к сыну Ивану в январе 1847 года передал мнение святителя Филарета, митрополита Московского, который сказал, что «хотя Гоголь во многом заблуждается, но надобно радоваться его христианскому направлению». Святитель Иннокентий (Борисов), архиепископ Херсонский и Таврический Архиепископ Херсонский и Таврический Иннокентий, которому Гоголь послал книгу, свое отношение к ней высказал в письме к Погодину: «…скажите, что я благодарен за дружескую память, помню и уважаю его, а люблю по-прежнему, радуюсь перемене с ним, только прошу его не парадировать набожностию: она любит внутреннюю клеть. Впрочем, это не то чтоб он молчал. Голос его нужен, для молодежи особенно, но если он будет неумерен, то поднимут на смех, и пользы не будет» . Гоголь отвечал преосвященному Иннокентию (в июле 1847 года), что не хотел «парадировать набожностию», то есть выставлять ее напоказ: «Я хотел чистосердечно показать некоторые опыты над собой, именно те, где помогла мне религия в исследованьи души человека, но вышло все это так неловко, так странно, что я не удивляюсь этому вихрю недоразумения, какой подняла моя книга». Другой владыка, архиепископ Иркутский, Нерчинский и Якутский Ириней (Нестерович), в письме к князю Вяземскому от 13 сентября 1847 года отозвался о сочинении Гоголя в целом неблагоприятно, но добавил, что всю книгу окупает глава «О лиризме наших поэтов»: «Это статья классическая» . Преосвященный Ириней был не одинок в неприятии «светского богословия». По всей вероятности, отрицательное мнение о «Выбранных местах…» имел ржевский протоиерей Матфей Константиновский, которому Гоголь послал книгу по рекомендации графа Толстого. Отзыв его не сохранился, но мы можем судить о нем по ответу Гоголя, который писал ему 9 мая (н. ст.) 1847 года из Неаполя: «Не могу скрыть от вас, что меня очень испугали слова ваши, что книга моя должна произвести вредное действие и я дам за нее ответ Богу».

http://pravoslavie.ru/29852.html

Вашего Высокопреосвященства преданнейший слуга, Иннокентий, Архиепископ Херсонский. Апр. 8, 1856. Одесса. Письмо 58 Высокопреосвященнейший Владыко, Милостивейший Отец и Архипастырь! С приближением нового лета Благодати, повергаясь мысленно к стопам Вашим, испрашиваю смиренно и пастве своей и мне самому Вашего отеческого благословения и Святительских молитв, да возможет продолжать кийждо служение свое в дому Божием, во славу Господню. А Вам, Владыко Святый, желаем молитвенно от лица почивающего во яслех Спасителя мира в новом лете нового укрепления сил, нового утешения и радости о Дусе Святе. Вашего Высокопреосвященства преданнейший слуга, Иннокентий, Архиепископ Херсонский. Дек. 21, 1856. Письмо 59 Высокопреосвященнейший Владыко, Милостивейший Отец и Архипастырь! По безмолвию Вашему заключаю, что едва ли нет чего-либо неблагоприятного с здоровьем Вашим. Тем паче спешу приветствовать Вас с радостию о Воскресении Господнем 161 , которое заключает в себе столько духовной силы и жизни, что может укреплять и немощных, воодушевляя их упованием жизни вечной. Со мной тоже было нехорошо всю прошедшую осень и зиму, так что были недели, в которые не надеяхомся и жити 162 . Но милосердие Господа пощадило нас. Теперь, с весною, которая у нас началась еще до Марта, чувствуется немалое оживление. Благословите меня и паству Херсонскую! Вашего Высокопреосвященства по душе и сердцу слуга, «Стефан Романовский, Епископ Вологодский и Устюжский (автобиография) 164 , родился 1777 г., Июля 21 дня, Подольской Губернии в местечке Чечельнике, при Польском владении; до монашества именовался Симеоном; сын Православного Протоиерея, Луки Романовского, из Дворян. Обучался Славянскому и Гражданскому чтению и писанию и началам Латинского языка в дому своем. В 1791 году отдан в Киевскую Академию, где, по выдержании экзамена, поступил в Синтаксический класс. В 1799 году, по окончании Богословского курса, возвратясь в родительский дом, определился в Подольскую, вновь заводимую, Семинарию Учителем Грамматического класса и Немецкого языка.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Her...

Затем мы не стоим за свое мнение о принадлежности статьи Павскому, который однако, не можем не заметить еще раз, ближе всех из ученого белого духовенства стоял к Шишкову и по своей открытой принадлежности к его партии, и по своему званию члена комиссии народных училищ, от лица которой или, по крайней мере, для которой написана статья, – который, кроме того, будучи лично враждебен Филарету, имел побуждение критиковать его как автор своего учебника или, по крайней мере, программы закона Божия для светских училищ, составленной по поручению Уварова и Рунича. Что он был сам участником перевода Библии на русский язык, как и Филарет, в настоящем случае не имеет значения, так как в статье о большом катехизисе, об этом предмете нет и речи, а статья о малом катехизисе могла принадлежать другому лицу. Но, во всяком случае, мы энергически отрицаем мнение г. Корсунского о том, что автором этих статей следует признать Кочетова. Профессор академии и законоучитель лицея, И. С. Кочетов слишком мало имел времени для литературных работ, будучи до того занят уроками, что дома его видели, как нам рассказывали близкие к нему, лишь для обеда и ночного сна. К Шишкову и комиссии народных училищ он не имел никакого отношения. Для того, чтобы согласиться с мнением Филарета Черниговского относительно его сочинения: «Черты деятельного учения веры» – необходимо сличить его с «записками ректора» т. е. Филарета, если таковые имеются. Со своей стороны мы думаем об этом совершенно иначе, чем Филарет и за ним г. Корсунский. Мы скажем в непродолжительном времени свое слово, как вообще о значении Кочетова в истории церковных событий его времени, так в частности о его отношениях к Филарету, в виде предисловие к го письмам к Иннокентию, находящимся в бумагах Иннокентия. Читать далее Источник: Барсов Н.И. Мнение Иннокентия, архиепископа Херсонского и Таврического о катехизисах митрополита Филарета (Дроздова)//Христианское чтение. 1885. 5-6. С. 732-740. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Barsov...

Мнение Иннокентия, архиепископа Херсонского и Таврического о катехизисах митрополита Филарета (Дроздова) Источник (Сборник, изданный обществом любителей духовного просвещения, по случаю празднование столетнего юбилея со дня рождение Филарета, митрополита московского. Том II. Москва 1883 г.) В «Христианском Чтении» за 1881 год 11–12) мы напечатали четыре критических статьи неизвестных авторов, посвященные разбору сочинений митрополита Филарета, в том числе его двух катехизисов, малого и большого, извлеченные нами из бумаг юрьевского архимандрита Фотия. При этом мы высказали несколько предположений об авторе этих неблагоприятных великому святителю статей. В издании, заглавие которого мы выписали, есть статья г. Корсунского о катехизисах Филарета, в которой автор, делая разбор возражений на катехизисы, между прочим, не соглашается с нашими предположениями относительно их автора. Сделанные им замечание по этому предмету не выходят из области предположений, как и наше предисловие, и вопрос об авторе критических статей о катехизисах Филарета остается по прежнему открытым. Тем не менее, мы считаем полезным сделать несколько дополнительных замечаний к сказанному нами и г. Корсунским, в надежде, что эти замечания составят дальнейший шаг к разъяснению этого спорного вопроса. Позволяем себе именно остановить внимание на следующих новых данных, для решения этого вопроса, и бывших в виду ни у нас, при издании вышеупомянутых рецензий, ни у г. Корсунского при написании им статьи о катехизисах Филарета во 2-м томе юбилейного издания. 1) В числе недавно изданных нами писем Филарета к Иннокентию («Христ. Чт.», 1884 г., кн. 1-я) есть одно (3-е), в котором святитель московский выясняет недоразумения, возникшие было у него с Иннокентием. При этом он дважды упоминает о статье Иннокентия о катехизисах Филарета. «Есть ли бы о «статье» вашей о катехизисе сказал кто, что я вас пристрастно поддерживаю: последствие было бы согласно с причиною»... «Статья о катехизисе, которую вы вполне признаете своею, особенно представлялась ручательством, что уроки – ваши (речь идет о лекциях, читанных Иннокентием в с.-петербургской академии и повлекших за собою секретное дознание о его образе мыслей), представьте же себе недоумение наше (т. е. Св. Синода), когда вы говорите не то, что не давали уроков письменных, а давали словесные, которые не всегда верно могли быть записаны, но – решительно не давали!» 1 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Barsov...

Иннокентий, архиепископ Херсонский и Таврический (Борисов Иван Алексеевич) Родился 15 декабря 1800 года в городе Ельце Орловской губернии в семье священника. Первоначальное образование получил в Воронежском уездном училище, по окончании которого поступил в Орловскую духовную семинарию. Среди своих сверстников он отличался необыкновенными способностями, которыми восхищал своих воспитателей. В 1819 году он окончил семинарию и как один из лучших выпускников ее был направлен для продолжения образования в Киевскую духовную академию. Здесь с новой силой проявились его выдающиеся способности. Помимо слушания лекций он очень много занимался самообразованием и иногда излагал перед своими товарищами учение того или иного философа с такою ясностью и простотой, что превосходил лекции профессорские. Все науки ему давались легко. Он единогласно был признан первым студентом академии. В высшем отделении академии Иван Борисов много занимался составлением проповедей, и уже в это время в нем обнаружилось высокое самобытное дарование как отличного церковного проповедника, прославившее его затем по всей России и даже за ее пределами. В 1823 году Иван Алексеевич Борисов окончил академию со степенью магистра. Сразу же после окончания академии, 28 августа 1823 года, он был назначен инспектором и профессором церковной истории и греческого языка Санкт-Петербургской духовной семинарии, а через три месяца еще и ректором Санкт-Петербургского Александро-Невского училища. 10 декабря 1823 года Иван Борисов был пострижен в монашество с именем Иннокентий и в этот же день рукоположен во иеродиакона, а 29 декабря 1823 года – во иеромонаха. 10 декабря 1824 года иеромонах Иннокентий был переведен бакалавром богословия в Санкт-Петербургскую духовную академию, а 2 сентября 1825 года был назначен инспектором этой академии. За образцовое преподавание богословских наук 6 января 1826 года он был возведен в степень экстраординарного профессора богословия. Повышение его по службе шло очень быстро. 16 марта 1826 года иеромонах Иннокентий был возведен в сан архимандрита.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010