митрополит Саранский и Мордовский Варсонофий Митрополит Саранский и Мордовский Варсонофий (в миру Анатолий Владимирович Судаков) родился 3 июня 1955 г. в с. Малиновка Аркадакского р-на Саратовской обл. Происходит из многодетной крестьянской семьи. Начальное религиозное образование получил от своей матери Антонины Леонтьевны Судаковой-Позоровой. В 1972 г. окончил Малиновскую среднюю школу и в течение года работал в родном селе почтальоном и на кирпичном заводе. Осенью 1973 г. был призван в армию и направлен в состав группы советских войск в Германии, где служил механиком-водителем средних танков в воинских подразделениях Бранденбурга и Потсдама. В ноябре 1975 г., после демобилизации из армии, будущий владыка устроился алтарником в Михаило-Архангельский собор г. Сердобска Пензенской области, где настоятелем был один из самых заметных клириков Пензенской и Саранской епархии архимандрит Модест (Кожевников, в схиме Михаил). Отец Модест своим жизненным примером, своей судьбой и своим наставническим словом определил дальнейший выбор владыки в церковном служении — монашеский. Благодаря наставнику владыка поставил перед собой цель получить духовное образование; в 1976 г. он подал прошение в Московскую духовную семинарию, и успешно закончил ее за три года (вместо четырех) в 1979 году. Уже в семинарии владыка окончательно решил связать свою судьбу с иночеством: в октябре 1977 г. он был принят послушником в братство Троице-Сергиевой лавры. 30 марта 1978 г. наместником лавры архимандритом Иеронимом (Зиновьевым) пострижен в монашество с наречением имени Варсонофий в честь святителя Варсонофия, епископа Тверского. 27 апреля того же года архиепископом Дмитровским Владимиром (Сабоданом), ныне Блаженнейшим митрополитом Киевским и всея Украины, рукоположен в сан иеродиакона, 26 ноября 1978 г. им же — в сан иеромонаха, а в 1982 г. возведен в сан игумена. Находясь на послушании в Троице-Сергиевой лавре, игумен Варсонофий имел тесную дружбу с духовниками обители архимандритами Кириллом и Наумом. Его непосредственными духовными начальниками были ризничий архимандрит Аристарх (ныне архиепископ Гомельский); благочинный, а затем наместник архимандрит Евсевий, ныне митрополит Псковский; благочинный архимандрит Марк, ныне архиепископ Хустский и Виноградовский. Они в значительной степени определяли и влияли на жизненный путь молодого монаха и студента академии отца Варсонофия. В лавре владыка нес послушание с 1978 по 1982 гг. в должности помощника ризничего, а с 1982 по 1986 гг. — в должности помощника благочинного.

http://e-vestnik.ru/persons/mitropolit_s...

Михайловский Погост. Церковь Михаила Архангела. Церковь. Действует.   Престолы: Михаила Архангела Год постройки:приблизительно не позже 1764. Адрес: Псковская обл., Островский р-н, Михайловский Погост (устье Кухвы) Координаты: 57.373733, 28.1639 Проезд:От Острова на запад по северному берегу Великой, после Рубилово по указателю на Тишино, через мост, после деревни и леса - направо по грунтовке (церковь будет видна) Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Михайловское подворье (Михайловский погост) В 12 верстах от г.Острова находится храм Михаила Архангела с Кужвы. В Кужве как и при других погостах, проживали бобыли. В писцовых книгах говорится: детина, старинный Архангельский бобыль с Кужвы, порядился в ту же вотчину к Михаилу Архангелу на Кужву в бобыли на погост с тем, что будет жить на отца своего месте, с Михайловских огородов и с дворового места в Михайловскую церковную казну оброк платить, чем обложат церковные старосты или прихожане (83 кн. 1625 Погост Кужва находится на левом берегу реки Великой, при впадении в нее реки Кухвы, и известен в уезде под названием Михайловского. Такое общее название происходит от церкви во имя Архистратига Михаила и прочих сил. Когда построен каменный храм со стенами, в 4 аршина толщиною - неизвестно, но судя по архитектуре, постройку его должно отнести к 15 веку. В 1790 году, как видно из клировой ведомости сей церкви за 1803 год, помещиком Алексеем Алексеевым Поздьевым пристроен на его средства, с правой стороны придел во имя Одигитрии Божией Матери. С разрешения Епархиального Начальства, в 1908-1909 гг. придельный храм весь перестроен, расширен, удлинен, возвышен, а из главного вынута часть южной стены и устроена, вместо нее, кирпичная арка. В конце 1909 г. все строительные работы были покончены и поставлен новый иконостас на средства, собранные с прихожан в количестве 3050 руб. 1910 года февраля храм был освящен. В притворе главного храма, не левой стороне, под образом на стене, имеется надпись: " на сем месте погребено тело коллежской ассесорши Авдотьи Ивановой Яхонтовой, представившейся в 1783 году декабря 24 числа " .

http://sobory.ru/article/?object=09630

Наглимозеро, озеро. Наглимозерская (Аглимозерская) Артова мужская пустынь. Агимозерская пустынь /// Объект утрачен Деревянный монастырь.  Утрачен. ( вся деревянная архитектура в каталоге → ) ( все монастыри в каталоге → ) Год основания:приблизительно 1650. Год утраты:приблизительно 1930 (разрушен) Адрес: Архангельская обл., Каргопольский р-н, оз. Наглимозеро Координаты: 61.774733, 37.948029 Проезд:Тропа от северной оконечности Морщихинской (Лёкшмозеро) отмечена указателями " Тропа Предков " , через 4 км выводит к мостику на остров на Наглимозере. Далее по острову по заросшей тропе 2 км, крест и келейный домик находятся на берегу небольшой лахты в юго-западной части острова. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Бывшая Наглимозерская Артова мужская пустынь основана иноком Тимофеем в середине XVII в. В 1765 г. преобразована в приписную церковь. В начале XIX в. построена Тихвинская каменная церковь с Неопалимовским и Никольским приделами, разрушена в 1930-х гг. На месте церкви на высоком лесистом холме на рубеже XX-XXI вв. поставлен мемориальный крест. Внизу на берегу Наглимозера частично сохранилась историческая деревянная постройка, на вид не моложе первой половины XIX века. Постройка была двухчастной, сохранилась западная часть. Работники Каргопольского сектора Кенозерского Парка используют ее для размещения туристов, и называют " келья последнего монаха Аглимозерской пустыни " . Наглимозерская (Аглимозерская) Артова пустынь была основана в 1-й половине XVII в. в Каргопольском уезде, в 60–65 верстах к северо-западу от Каргополя, на острове небольшого озера Наглимозеро (в юго-западной части современного Кенозерского национального парка). В 1702 г. она была приписана к каргопольскому Спасо-Преображенскому монастырю (Строкиной пустыни). Монашеская жизнь прекратилась здесь еще до секуляризационной реформы 1764 г., а с 60-х гг. XVIII в. пустынь была превращена в приходскую церковь. Монастырские здания были уничтожены в 1930–1931 гг. Историческое сведение об Аглимозерской пустыни Карг[опольского] уезда.

http://sobory.ru/article/?object=32902

Ольшаны. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы. Покровская церковь /// Объект утрачен Церковь.  Утрачена.   Престолы: Покрова Пресвятой Богородицы Год постройки:Между 1764 и 1767. Год утраты:1942 (разобрана немцами для мощения дороги) Адрес: Украина, Харьковская обл., Дергачёвский район, пгт. Ольшаны, ул. Центральная, д. 2А. На церковном месте ресторан «Тандем». На месте церковной часовни - автозаправка «Brent Oil» (на северо-запад от храма, через дорогу). Координаты: 50.053573, 35.882091 Проезд:до остановки «Центр», далее до ресторана «Тандем» (храмовое место). Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Ольшаны - бывшее сотенное местечко Харьковского казачьего - полка лежат примерно в 29 км к северо-западу от г. Харькова. Как писал Филарет Гумилевский, «население Ольшаной началось не позже 1650 г. и в начале XVIII ст. было так велико, что в 1724 г. существовало в Ольшаной 6 храмов: Рождества Богородицы, Покрова Богородицы, Воскресенский, Архангельский, Трехсвятительский и Николаевский. Главным храмом был храм Рождества Пресвятой Богородицы, называвшийся соборным. Каменный Рождественский храм встал на месте более раннего деревянного, 1736 г. постройки, в 1764-1767 гг. В настоящее время в Ольшанах сохранилась только деревянная Николаевская церковь 1753 г. постройки – одна из четырех древних деревянных храмов, чудом уцелевших в Харьковской области из более чем 200 памятников монументальной деревянной архитектуры, существовавших в начале XX ст. В 1913 г. к ней с юга, севера и запада пристроили три массивных кирпичных притвора и приземистую колокольню. Сохранился и снимок храма до перестройки, опубликованный С.А. Таранушенко, вместе с обмерами. Несохранившийся Рождественский храм в 1792 г. был переосвящен в Покровский, когда располагавшаяся по соседству церковь XVII ст. обветшала. Ктитором тогда был Иван Яковлевич Ковалевский. По объемно-пространственной композиции он принадлежал к редкому типу построек – одноглавому трехчастному храму, состоящему в плане из 3-х восьмигранников. Из сохранившихся памятников Левобережья только колокольня Воскресенской церкви в Чернигове с теплым храмом, ранее располагавшимся в первом ярусе, близка ему как по типу, так и по дате постройки.

http://sobory.ru/article/?object=56833

Придворные Места (Пермогорье). Храмовый комплекс. Церкви Георгия Победоносца и Воскресения Христова. Храмовый комплекс. Не действует.   Год постройки:Дата постройки неизвестна. Адрес: Архангельская обл., Красноборский р-н, д. Придворные Места (Пермогорье) Координаты: 61.64294, 45.629871 Проезд:По трассе Котлас - Архангельск Изменить описание объекта Храмы комплекса: Карта и ближайшие объекты Пермогорская двухклирная Воскресенская церковь. Лежит на левом берегу реки Двины. Зданием 1) Главная каменная двухэтажная - теплая и холодная. Теплая освящена 1762 года, во имя Рождества Христова; холодная 1775, во имя Воскресения Христова. Достопримечательного в сих церквах нет. 2) Деревянная с двумя приделами во имя великомученика Георгия и Флора и Лавра. Существуют с 1663-го года. 3) Деревянная же Знаменская что на Волчьем ручью, находится в 10 верстах от местных церквей, освящена в 1751-м году. Эта церковь принадлежала первоначально к Знамено-Филипповской пустыни, что близ города Устюга, как доказывают надписи: а) на колоколе сей церкви означено: «Монастыря Филиппа Митрополита 7122 года старца Логгина», б) на книге шестодневнике: «Сия книга волчия ручья Филипповы Пустыни Знаменова Монастыря» - печатана 7162 года. Предание говорит, что при сей церкви проживал монах или священник для отправления богослужения; заведовал людьми, принадлежащими монастырю и собирал хлеб, что подтверждает надпись по листам на требнике: «Сия книга требник Филиппа Монастыря казенная, подписал Филипповский поп Игнатий Иванов 1677 года от Рождества Христова». А по сему нет сомнения, что эта церковь принадлежала монастырю. В ней находится икона Знамение Божией Матери, особенно уважаемая всеми жителями окрестных мест, вследствие чего священно и церковнослужители Пермогорской церкви имеют обычай торжественно отправлять Божественную литургию 30-го июня, 8-го июля и 1-го октября, при многочисленном стечении народа, прибывшего по обету с прикладами. Но, к сожалению, церковь сия не поддерживается никакими поправками. В сем приходе из числа трех деревянных часовен, прилично украшенных иконставами, замечательна одна - которая находясь при деревне Великом Селе, в 2-х верстах от церкви, имеет икону, называемую Великосельской Матери Божией. Признавая сию икону явленной, празднуют ей 8-го сентября - в день Рождества Богородицы. С ней бывает крестное хождение по озимовым полям. Хлеб, потоптанный тысячей поклонников, не только не получает вреда, но напротив улучшается, как свидетельствуют жители того места.

http://sobory.ru/article/?object=06452

Прп. Евфимий, праведные Антоний и Феликс Корельские. Икона. 1999 г. Иконописец С. Кудрявцев (собор во имя свт. Николая Чудотворца, Северодвинск) († после 1492? или ок. 1527?), прп. (пам. 18 апр.- вместе с праведными Антонием и Феликсом Корельскими, 21 мая - в Соборе Карельских святых, 15 дек.- в Соборе Кольских святых), Корельский, почитается как основатель (возобновитель?) Корельского во имя свт. Николая Чудотворца мон-ря , возможно одно лицо с прп. Евфимием Архангелогородским. Сведения о Е. скудны, наиболее раннее упоминание содержится в «Описании о российских святых» (известно в списках XVIII-XIX вв.; С. 158-159). Есть основания предполагать, что святой некоторое время жил на Кольском п-ове: в рукописных синодиках храмов в селах Варзуга и Поной (Кольский п-ов) первыми упоминаются «схимонах Евфимий» и убиенные монахи, вероятно принявшие мученическую кончину в 1419/20 г., когда Корельский Никольский мон-рь наряду с двинскими погостами был разорен норвежцами («мурманами») (при этом «черноризиць посекле»; см.: НПЛ. С. 411-412). Впосл. Е., как можно думать, перебрался с Кольского п-ова, также страдавшего от частых набегов норвежцев и финнов, на юж., Летний берег Белого м., именовавшийся в то время Корельским, и поселился в Николо-Корельском монастыре (основан в нач. XV в., закрыт в 1920, постройки в г. Северодвинске Архангельской обл.). Известно, что в более позднее время монахи Николо-Корельского монастыря были тесно связаны с Кольским п-овом (см.: Митрофан (Баданин), игум. Предание о Тихвинской церкви, что в с. Кашкаранцы на Терском берегу Белого м. Мурманск, 2007. С. 5-11). Агиографическая традиция XVIII-XIX вв. приписывала Е. основание Никольского мон-ря «в Корельском» (в «Описании о российских святых» сообщается: «Преподобный Евфимий, началник монастыря Корельскаго, иже бысть на Двине реце» - С. 158). Однако можно полагать, что преподобный был не создателем, но возобновителем этой обители, неоднократно уничтожавшейся в результате набегов и пожаров. В позднейшей агиографической традиции Е. считался просветителем коренных народов Крайнего Севера: «Он просвещал словом и примером жизни своей блуждающих во тьме язычества народов финского племени, или, как называли их тогда новгородцы, корельских детей: курольцов, ровкульцов, вымольцев, тиврульцев и валдолейцев» ( Макарий (Миролюбов). 1878. С. 52; источники этой информации неизвестны).

http://pravenc.ru/text/187659.html

Разделы портала «Азбука веры» ( 10  голосов:  4.2 из  5) Спасо-Преображенский Соловецкий ставропигиальный мужской монастырь Россия, Архангельская обл., пос. Соловецкий. В 1429 году иноки Савватий и Герман после трехдневного морского путешествия на лодке достигли Большого Соловецкого острова. Недалеко от берега Сосновой губы, в удобном для жительства месте у озера, они воздвигли крест и построили келью. Так было положено начало иноческой жизни на Соловках, где преподобный Савватий и Герман прожили шесть лет. Однажды преподобный Герман отправился за припасами на материк к реке Онеге. Некоторое время преподобный Савватий находился на острове один. Предчувствуя свою кончину и желая причаститься Святых Христовых Тайн, он преодолел дальний путь через море и прибыл в селение Сорока на реке Выг. Преподобный Савватий причастился у встреченного им игумена Нафанаила и 27 сентября 1435 года отошел ко Господу. Устроителем Соловецкой обители стал преподобный Зосима. В Поморье он встретил преподобного Германа, от которого узнал о начале монашеской жизни на Соловках. В 1436 году иноки прибыли на Большой Соловецкий остров и поселились вблизи моря. Преподобному Зосиме явилась прекрасная церковь в небесном сиянии на востоке. На месте дивного видения был сооружен деревянный храм в честь Преображения Господня с приделом во имя святителя Николая и трапезой. Построена также церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы. Так был основан монастырь. Преосвященным Ионой, архиепископом Новгородским, и правителями Новгородской республики дана обители грамота на вечное владение Соловецкими островами. Впоследствии права монастыря неоднократно подтверждались московскими государями. Зосима стал игуменом обители после того, как три игумена, поставленные Новгородским архиепископом, не понесли тягот жизни на пустынном острове. В 1465 году братия направились к месту погребения преподобного Савватия на реку Выг в селение Сорока и перенесли его святые мощи в Соловецкий монастырь, где они были положены за алтарем церкви Успения Пресвятой Богородицы в особо устроенной часовне. Преподобный Зосима преставился 17 апреля 1478 года и был погребен за алтарем Спасо-Преображенского храма.

http://azbyka.ru/fiction/velikie-monasty...

Рикасово (Заостровье). Храмовый комплекс. Церкви Сретения Господня и Покрова Пресвятой Богородицы. Храмовый комплекс. Действует.   Год постройки:Дата постройки неизвестна. Адрес: Архангельская обл., Приморский р-н, муниципальное образование Заостровское, д.Рикасово Координаты: 64.476021, 40.50656 Проезд:С а/д Архангельск - Северодвинск повернуть на Заостровское, церкви хорошо видны издалека. Через 2,5 км на Т-образном перекрестке налево, затем дорога повернет к храмам. Из Архангельска ходит рейсовый автобус. Изменить описание объекта Храмы комплекса: Карта и ближайшие объекты Заостровский приход. Деревянная Сретенская церковь была построена в 1688 г., причем в ней был антиминс, освященный в 1600 г. Храмозданные грамоты свидетельствовали о том, что уже в XVI в. существовала Заостровская волость с церковью. Самой древней из грамот являлась грамота митрополита Новгородского и Великолуцкого Макария от 23 марта 1626 г. " на Холмогоры Троицкому попу Михаилу Степанову Рогуеву " , в которой говорилось, что в Заостровской волости 26 апреля 1621 г. сгорел от грома и молнии храм во имя Николая Чудотворца. Поэтому церковный староста Харлушка Мосеев вместе со всеми крестьянами просил благословения на устройство нового храма. По благословляющей грамоте Питирима, митрополита Сарского и Подонского, от 20 мая 1663 г., при этой церкви с северной стороны был устроен придел во имя мучч. Флора и Лавра. Этот храм сгорел 20 сентября 1673 г. Новый Никольский храм был построен по грамоте уже патриарха Питирима от 16 декабря 1673 г. на имя церковного приказчика Селиверста Сергеева с товарищами, причем патриарх писал: " а верх на этой церкви был-бы не шатровый и алтарь сделан круглый тройной " (Цит. по: Краткое…, с. 139). Эта церковь была перенесена в 1-ю Соломбальскую деревню при образовании Первосоломбальского прихода. Вместо придела мучч. Флора и Лавра была построена отдельная церковь, которая вскоре сгорела. Архиепископ Афанасий 11 декабря 1664 г. дал грамоту на имя Заостровской волости Николаевской церкви священника Дионисия и церковного прикащика Кононка Еремеева для постройки новой холодной церкви в честь тех же мучеников. Церковь была освящена протопопом Архангельского Спасского собора Каллиником по благословению архиепископа Афанасия от 25 сентября 1700 г. В приходе также была церковь во имя апостолов Петра и Павла, которая к концу XVII в. так обветшала, что совершать богослужения в ней стало опасно. Поэтому церковный прикащик Афонка Яковлев и все крестьяне Заостровской волости обратились к архиепископу Афанасию с просьбой разрешить строительство нового храма.

http://sobory.ru/article/?object=16127

Симонова пустынь (Белопашино). Церковь Спаса Преображения быв. Сойгинского монастыря. Сойгинский-Преображенский погост Церковь. Не действует.   Престолы: Спаса Преображения Архитектурный стиль: Барокко Год постройки:1740. Адрес: Архангельская обл., Ленский р-н, с.Белопашино Координаты: 61.643281, 48.111838 Проезд:от Котласа ходит " Заря " до пристани Сойга (рейсы нерегулярные). 1 км от а/д Яренск - Котлас (строящаяся), на правом берегу Вычегды Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Другие названия: Соежская пустынь, Сойгинский-Преображенский погост. Ныне - с.Белопашино Сойгинской с/а. Симонова пустынь была основана на глухом вычегодском берегу в 1537 г. иноком Корнилиева-Комельского монастыря преподобным Симоном Сойгинским, уроженцем Усолья (ныне Сольвычегодск). По дороге из грязовецких лесов и болот Симон вместе с товарищем - преподобным Лонгином (Логгином) Коряжемским, иноком соседнего Павло-Обнорского монастыря - ненадолго заглянули в Усолье, после чего удалились на левобережье Вычегды, где основали процветающую и поныне Коряжемскую обитель. Здесь пустынники бросили жребий - Лонгин остался опекать монастырь, а Симон отправился дальше вверх по Вычегде и поставил скит на правом берегу в устье речки Сойки (Сойгинки). Спасо-Преображенский Сойгинский монастырь просуществовал более 250 лет и был упразднен в 1791 (по другим данным - в 1792) году. Монастырские церкви были преобразованы в приходские. А было их: 1. Каменная, соборная Преображенская, холодная. Датируется 1540 г. 2. Каменная Рождества Богородицы, теплая. 3. Каменная колокольня. 4. Небольшая каменная (по другим данным - деревянная) во имя великомученицы Екатерины, в которой находились под спудом мощи преп. Симона. Ныне сохранилась лишь одна - Преображенская, перестроенная, вероятно, в 18 веке. Некоторый архаизм в облике, возможно, призван был сохранить память об исторической постройке 16 века. Не так давно сельчане попытались восстановить церковь, но безуспешно - пока одни на скромные сбережения и вспомоществование от Коряжемского монастыря закупали доски и рамы, выгребали многолетний хлам - их соседи выковыривали плиты из пола, а потом и рамы растащили себе в хозяйство. Чудом уцелел иконостас, но и за его судьбу неспокойно...

http://sobory.ru/article/?object=10622

Соловецкий. Церковь Онуфрия Великого. Онуфриевская церковь /// Объект утрачен Церковь.  Утрачена.   Престолы: Онуфрия Великого Год постройки:1822. Год утраты:1940 (снесена) Адрес: Архангельская обл., Соловецкий р-н, пос. Соловецкий Координаты: 65.021852, 35.71118 Проезд:к югу от кремля Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Соловецкий летописец сообщает, что на братском кладбище за кремлем для совершения отпеваний умерших монахов и соловецких трудников была поставлена деревянная церковь во имя Онуфрия Великого (1666 г.). Это была «деревянная шатровая, крытая в два теса, с главкой, покрытой лемехом, и крестом деревянным с цепями» церковь. Храм был освящен в первое воскресенье после празднования памяти преподобного Онуфрия (16.06.1667 г.) всего за год до начала «соловецкого сидения». Через сто лет храм обветшал, и соловецкие монахи обратились в Священный синод за разрешением на постройку каменного храма. Разрешение было получено (1785 г.) и храм был возведен (1822 г.). За год до окончания строительства старая деревянная церковь была разобрана (1821 г.), причем строительные элементы были бережно складированы. После возведения каменной дамбы между островами Большая и Малая Муксалма, на Большой Муксалме была поставлена часовня с использованием бревен старого Онуфриевского храма (1829 г.). Новую " старую " часовню освятили в память святого мученика Власия - покровителя домашнего скота, но приблизительно через двадцать лет переименовали в честь Рождества Христова. Когда на острове Большая Муксалма появилась новая каменная церковь во имя преподобного Сергия Радонежского (1876 г.), деревянная часовня была перенесена на остров Малая Муксалма. Это деревянное сооружение находится там и сейчас. Часовня, сейчас скорее похожая на избу, служит для хозяйственных целей - является жильем для промысловиков в сезон добычи водорослей и для приюта странников. Судьба каменного храма преподобного Онуфрия Великого на кладбище трагична - во времена Соловецкого лагеря особого назначения (1923-1931 гг.) лишь в нем одном совершалось редкие богослужение. Храм был закрыт, когда всех остававшихся еще в живых соловецких монахов вывезли с островов (1931 г.). Через десять лет, после ликвидации островного отделения СЛОНа, храм разрушили советские военные - моряки Соловецкого учебного отряда Северного флота (1940 г.). Говорят, что кирпич и камень храмовых стен позднее были использовали для госпиталя и школы. Не погнушались взять и надгробные плиты с братского соловецкого кладбища.

http://sobory.ru/article/?object=18993

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010