Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Иоанн (Крестьянкин), архим. Фотография. Нач. XXI в. (Крестьянкин Иван Михайлович; 29.03.1910, Орёл - 5.02.2006, Псково-Печерский в честь Успения Пресв. Богородицы муж. мон-рь), архим., прав. старец. Из семьи мещан. Рано лишился отца, воспитывался матерью. С детства прислуживал в Ильинском (Николо-Песоцком) храме Орла. В 10 лет совершил паломничество в с. Спас-Чекряк к прав. старцу прот. священноисп. Георгию Коссову . Был иподиаконом Орловского архиеп. сщмч. Серафима (Остроумова) . В 1925 г. поступил сразу в 7-й класс средней школы. По окончании школы с 1929 г. учился на бухгалтерских курсах. Работал в Орле по специальности, но был уволен за отказ выходить на службу в церковные праздники. В 1932 г. переехал в Москву, стал бухгалтером на небольшом предприятии. Активно участвовал вместе с двоюродными братьями Александром (впосл. архим. Афанасий) и Василием (впосл. иером. Владимир) в церковной жизни Москвы, во встречах и в беседах правосл. молодежи. Был духовным сыном последнего оптинского старца игум. Иоанна (Соколова). 20 июля 1944 г. назначен псаломщиком в храм в честь Рождества Христова в Измайлове. 14 янв. 1945 г. рукоположен целибатом во диакона Крутицким митр. Николаем (Ярушевичем) в храме Воскресения Христова на Ваганьковском кладбище. 7 окт. того же года сдал экстерном экзамены за курс ДС. 25 окт. 1945 г. рукоположен Патриархом Алексием I в Христорождественской ц. в Измайлове во иерея к этому храму. В 1946 г. определен ризничим возвращенной Церкви Троице-Сергиевой лавры, но вскоре был отозван на прежнее место служения. С 1947 г. заочно обучался в МДА, подготовил дипломную работу на тему «Преподобный Серафим Саровский чудотворец и его значение для русской религиозно-нравственной жизни того времени». Много проповедовал; несмотря на относительную молодость, пользовался большим уважением прихожан, что не осталось без внимания со стороны представителей власти. В ночь на 30 апр. 1950 г. арестован. Был помещен в Лубянскую тюрьму, в июле переведен в Лефортовскую, в авг.- в Бутырскую. На допросах не признал себя виновным, не стал давать показания против др. лиц. 6 сент. того же года особым совещанием при МГБ СССР приговорен за «антисоветскую агитацию» к 7 годам ИТЛ строгого режима. 8 окт. отправлен по этапу в Каргопольлаг на территории Архангельской обл., работал на лесоповале. В окт. 1953 г. по состоянию здоровья переведен в лагерь для инвалидов близ г. Куйбышева (ныне Самара), работал там бухгалтером. 12 февр. 1955 г. было принято решение о его условно-досрочном освобождении.

http://pravenc.ru/text/Иоанна ...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Иоанн (Соколов), митр. Киевский и Га-лицкий. Фотография. Сер. ХХ в. (Соколов Иван Александрович; 1.01.1877, г. Дмитров Московской губ.- 29.03.1968, Киев), митр. Киевский и Галицкий, Патриарший экзарх всея Украины, постоянный член Свящ. Синода Московского Патриархата. Из семьи диакона; отец умер за 4 месяца до его рождения. В 10 лет лишился матери. Окончил Перервинское ДУ, в 1897 г.- Московскую ДС. Назначен старшим учителем духовной школы при Угрешском во имя святителя Николая Чудотворца мужском монастыре . В 1901 г. вступил в брак, был рукоположен во иерея. Преподавал Закон Божий в московских гимназиях. В 1908-1912 гг. окончил Московский археологический ин-т, защитил дис. «Об особенностях богослужебных чинов Русской Церкви до XVII в. по крюковым и нотным книгам», за к-рую был удостоен золотой медали. В 1915 г. овдовел. В 1918 г. назначен служить в бывш. Георгиевский мон-рь на Б. Дмитровке в Москве. В 1919 г. настоятель одного из московских храмов и благочинный 2-го отд-ния Никитского сорока (округа) Москвы, в это время был возведен в сан протоиерея. В 1919-1922 гг. археолог в Гос. комиссии по охране памятников старины, одновременно работал на пищевой фабрике 10. С 1923 г. в гос. учреждениях не работал. 29 сент. 1928 г. по принятии монашества хиротонисан во епископа Орехово-Зуевского. Назначен викарием Московской епархии. С 25 сент. 1929 г. епископ Кимрский, викарий Тверской епархии. 17 марта 1931 г. вновь назначен епископом Орехово-Зуевским. С 14 мая 1934 г. епископ Подольский, викарий Московской епархии; 4 сент. того же года переведен на Егорьевскую викарную кафедру. С янв. 1936 г. епископ Волоколамский, викарий Московской епархии. С 30 июля по окт. 1936 г. временно управлял Брянской, а с окт. 1936 по 23 мая 1937 г.- Вологодской епархией. 23 мая 1937 г. назначен епископом Архангельским. 21 янв. 1938 г. возведен в сан архиепископа. В том же году арестован, освобожден при общем пересмотре следственных дел после отстранения от руководства НКВД Н. И. Ежова . Поселился как частное лицо у родственников на даче в Московской обл. В нояб. 1941 г. И. сопровождал Патриаршего Местоблюстителя митр. Сергия (Страгородского ; впосл. Патриарх Московский и всея Руси) во время эвакуации в Ульяновск, был назначен архиепископом Ульяновским, награжден правом ношения креста на клобуке. 28 марта 1942 г. И. был среди подписавших судебное определение по делу главы неканонической Украинской автокефальной Православной Церкви еп. бывш. Владимир-Волынского Поликарпа (Сикорского) . 1 авг. 1942 г. назначен архиепископом Ярославским и Ростовским, временно управляющим Ивановской епархией. Был членом Архиерейского Собора РПЦ 8 сент. 1943 г. , избран постоянным членом Свящ. Синода. Впосл. И. был членом мн. церковных и гос. комиссий.

http://pravenc.ru/text/469550.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КИРИЛЛОВ Иван Акимович (19.09 (или 14.10). 1891, Москва - 1.01.1974, там же), старообрядческий писатель, экономист. Род. в потомственной старообрядческой семье. Отец - А. Т. Кириллов (1866-1941) в 1907 г. стал одним из учредителей остоженской общины храма Покрова Пресв. Богородицы (Москва), являлся последним председателем общины до ее закрытия в 1932 г. В авг. 1937 г. он был арестован по обвинению в контрреволюционной агитации, виновным себя не признал, приговорен к 10 годам заключения, умер в Онеглаге (Архангельская обл.). К. в 1909 г. окончил Московский коммерческий ин-т (ранее окончил Московское коммерческое уч-ще). Активно печатался в старообрядческой периодике, в московских газетах, до 1917 г. работал в Московской городской управе, в 1919 г. начал преподавать в Московском ин-те народного хозяйства им. К. Маркса (ранее Московский коммерческий ин-т, с 1924 Московский ин-т народного хозяйства им. Г. В. Плеханова, ныне Российский экономический ун-т). Впосл. работал в Московском инженерно-экономическом ин-те им. Серго Орджоникидзе (ныне Гос. академия управления), был заведующим кафедрой финансирования. В 1953 г. награжден орденом Ленина. В 1955 г. защитил диссертацию на соискание ученой степени доктора экономических наук по теме «Основные и оборотные средства социалистической промышленности (источники образования)». В 1911-1912 гг. К. принял активное участие в издании старообрядческого ж. «Старая Русь» (Рига), являлся секретарем редакции и представителем журнала в Москве. Особенностью «Старой Руси» было стремление объединить на своих страницах старообрядцев всех согласий. К. и редакция провозглашали нравственной обязанностью каждого старообрядца «воспрепятствование разрастанию пропасти между отцами и сыновьями». Деятельность старообрядчества, по мнению К., может развиваться прогрессивно лишь путем единения всех согласий на почве общих интересов. От имени редакции «Старой Руси» К. совместно с Е. Т. Поспеловым подготовил доклад для XII Всероссийского съезда старообрядцев (30-31 янв. 1912, Москва), впосл. опубликованный в «Старой Руси» (1912. 4. С. 74-76; 5. С. 86-87; 6. С. 103-106). На страницах журнала увидели свет др. статьи К., в частности рецензия «По поводу второго тома исследований Н. Ф. Каптерева «Патриарх Никон и царь Алексей Михайлович»» (1912. 8. С. 132-135; под псевд. Веди).

http://pravenc.ru/text/1840457.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КИРИЛЛОВ ЧЕЛМОГОРСКИЙ В ЧЕСТЬ БОГОЯВЛЕНИЯ И УСПЕНИЯ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ предыдущая статья КИРИЛЛОВ ЧЕЛМОГОРСКИЙ В ЧЕСТЬ БОГОЯВЛЕНИЯ И УСПЕНИЯ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ (Челменский, Чермозерский), находился на горе Челма между Лёкшмозером и Челмозером (в 60 км к северо-западу от Каргополя (ныне Архангельской обл.)). К. Ч. м. был основан на месте подвигов прп. Кирилла Челмогорского. Время основания монастыря неизвестно, предположительно между рубежом XIV и XV вв. и нач. XVI в. Основными источниками сведений об обители служат Житие прп. Кирилла, сохранившееся в списках XVIII-XIX вв. (ГИМ. Муз. 1510. Л. 131-156; ГИМ. Барс. 794. Л. 1-60 об.; БАН. 33.6.7. Л. 61 об.- 124 об. и др.), а также составленное свящ. Ф. И. Гурьевым в 40-х гг. XIX в. «Историческое описание Челмогорской пустыни, состоящей в Каргопольском уезде» (ГИМ. Барс. 795. Л. 68-84 об.; ОПИ ГИМ. Ф. 450. 702. Л. 1-14 об.). Прп. Кирилл, постриженик Антония Римлянина в честь Рождества Пресв. Богородицы мон-ря , пришел на гору Челма, поселился в пещере, построил «келийцу малу», часовню и ц. в честь Богоявления. Согласно Житию, пребывание Кирилла на Челме осложнялось конфликтами с местными язычниками («чудью белоглазой») с р. Онеги. Незадолго до кончины прп. Кирилла его посетил настоятель каргопольского в честь Преображения Господня монастыря (Вассиановой Строкиной пуст.) игум. Иосиф, который исповедал и причастил преподобного. Во время этой встречи прп. Кирилл предсказал строительство на горе Челма муж. обители и обещал и после своей кончины покровительствовать этому месту. Через неск. лет на Челму, где был погребен прп. Кирилл, пришел из Новгорода мон. Серапион и стал жить в его пещере, соорудив гробницу над захоронением Кирилла. Спустя 3 года мон. Серапион оставил это место. Затем пришел инок Арсений, при нем собралась братия в количестве 24 чел. Вместо сгоревшей Богоявленской ц. над мощами прп. Кирилла монахи построили и 9 мая 1419 г. освятили одноименный храм с приделом во имя вмц. Екатерины. Впосл. храм неск. раз горел и его возводили заново. При Арсении был построен также храм в честь Успения Пресв. Богородицы; пустынь стала именоваться Успенской, насельники начали осваивать земельные угодья. Достоверность содержащихся в Житии дат и изложение событий вызывают обоснованные сомнения, поскольку текст был создан лишь на рубеже XVII и XVIII вв. на основе Жития прп. Нила Столобенского.

http://pravenc.ru/text/1840463.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МАКАРИЙ (Мирон; † 28.06.1636, Красногорский мон-рь), прп. (пам. в Неделю 2-ю по Пятидесятнице - в Соборе всех святых, в земле Российской просиявших), Красногорский основатель и игумен Красногорского (Черногорского, на Чёрной горе) в честь Грузинской иконы Божией Матери мон-ря (ныне пос. Красная Горка Пинежского р-на Архангельской обл.). Основными источниками сведений о М. являются «Повесть о Черногорском (Красногорском) монастыре» (научное название цикла из 2 сказаний - о Владимирской и о Грузинской иконах Божией Матери, находившихся в Черногорском мон-ре), а также актовые материалы. Как установила Н. В. Савельева, «Повесть...» была написана не позднее 1645 г. купцом московской гостиной сотни И. Б. Щепоткиным, уроженцем Пинеги (содержала 15 чудес, последнее из которых относится к 1643 г., а 1645 г. датируется запись о написании «Повести...» в ркп. ГИМ. Увар. 544 (410); списки указаны в кн.: Савельева. 2010. С. 33. Примеч. 3). «Повесть...» основана на сведениях «Сказания о пришествии чюдотворныя и многоцелебныя иконы Пресвятыя Владычица нашея Богородица и Приснодевы Мария херувимскаго Царя Матере честнаго и славнаго ея Одигирия из Кизылбашъ в Рускую землю», составленного до 28 июня 1636 г., поскольку его автор беседовал с М. в Черногорском мон-ре: «Тако ми поведа Высокохолмский Черные Горы игумен Макарий и с ним ту пребывающии иноцы» (Там же. С. 79). Не ранее 1655 г. (этим годом датировано 28-е чудо) к первоначальной редакции «Повести...» было добавлено еще 15 чудес, так появилась редакция с 30 (31) чудесами. В печатном Прологе (М., 1660) читается краткое «Сказание об иконе Грузинской Божией Матери». Его возможным составителем и инициатором помещения в Пролог был также Щепоткин, служивший в последние годы жизни дьяком приказа Печатного дела ( Савельева. 2010. С. 55-56). Существует Московская редакция «Повести...», составленная в кон. XVII или в нач. XVIII в. на приходе московской Троицкой ц. в Никитниках (опубл.: Там же. С. 128-148).

http://pravenc.ru/text/2561300.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Молебен на могиле прп. Димитрия Цилибинского. Фотография. 2006 г. (XIV-XV вв.?), прп. (пам. 24 янв., 26 окт., в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых), Цилибинский, Вологодский. Точное время жизни святого неизвестно. Сведения о нем, отразившиеся в изданных в XIX - нач. XX в. справочных трудах по агиографии, рус. мон-рям и церковной иерархии, имели источником устные предания, зафиксированные в XIX в., и запись в несохранившемся синодике 7173 (1664/65) г., свидетельствовавшую о том, что к 1664/65 г. над местом погребения святого стояла часовня с гробницей, и о существовании местного почитания Д. в сер. XVII в. Согласно преданию, в 28 верстах к юго-западу от г. Яренска (ныне село), на левом берегу р. Вычегды, Д. основал Цилибинскую Михаило-Архангельскую пуст. (К нач. XIX в. на месте пустыни находилось с. Цилибское (Цилиб, Цилибинское), к сер. XX в.- дер. Цилиба (ныне нежилая, в Ленском р-не Архангельской обл.).) Д. построил там храм, «выкопав под храмом пещеру... подвизался в ней в посте и молитве и выходил из нее для совершения богослужения и для проповеди слова Божия в окрестных селениях» ( Верюжский. С. 348). По сообщению еп. Амвросия (Орнатского) , Д. был иеромонахом. Д. почитается как ученик Пермского еп. св. Стефана, проповедовавшего христианство язычникам Вычегодской Перми. По мнению прот. И. Верюжского, Д. был из тех зырян, обращенных в христианство свт. Стефаном и принявших священство, о которых говорит Житие первого Пермского епископа. В обоснование этого предположения агиограф указывал на освящение храма во имя арх. Михаила в основанной Д. пустыни (такое же посвящение имел кафедральный храм в Усть-Выми, возведенный по инициативе свт. Стефана). Кроме того, места близ дер. Цилибы предание связывало с именем свт. Стефана - здесь его особенно чтили. В Свято-Троицкой ц. в расположенном на др. берегу Вычегды, напротив Цилибы, с. Вожем (храм построен в 1772, закрыт в 1931) хранилась икона Св. Троицы, по преданию оставленная в этих местах свт. Стефаном. Икону трижды уносили на противоположный берег Вычегды в свою приходскую ц. в честь Рождества Христова в с. Цилибском представители купеческого рода Осколковых (род известен в Цилибском с 1608), но икона опять являлась в Вожеме. В 1802 г. еп. Арсений (Тодорский) перенес икону в вологодский кафедральный собор (ныне она хранится в ВГИАХМЗ).

http://pravenc.ru/text/178019.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Никита (Прибытков), еп. Белёвский. Фотография. 30-е гг. XX в. (Прибытков Николай Григорьевич; 6.12.1859 (по др. данным, 1857), с. Елбанское Бийского окр. Томской губ. (ныне Елбанка Усть-Пристанского р-на Алтайского края) - 3.01.1938, Тесницкий лес, Тульская обл.), сщмч. (пам. 21 дек., в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской, в Соборе Алтайских святых, в Соборе Тульских святых)), еп. Белёвский. Из семьи пономаря, впосл. священника. Окончил Барнаульское ДУ. С апр. 1880 г. служил псаломщиком в Казанской ц. в с. Валериановка Мариинского окр. Томской губ. В мае 1884 г. был рукоположен во диакона. В 1886 г. служил в Михаило-Архангельском храме с. Мартыновского Кузнецкого окр. Томской губ. В марте 1887 г. переведен диаконом к Одигитриевской ц. в Кузнецк, позднее служил псаломщиком в городском Преображенском соборе. 18 июля 1888 г. рукоположен во иерея и назначен священником к Христорождественской ц. с. Подгородного Кузнецкого окр. 1 сент. 1889 г. перемещен на священническую должность в Троицкую ц. с. Берёзовского того же окр. В 1893 г. назначен священником в с. Мартыновское, где ранее служил диаконом. 12 марта 1896 г. назначен настоятелем Никольской ц. в с. Жуланском Барнаульского окр. Томской губ. С 1896 г. состоял сотрудником попечительства о бедных духовного звания, был действительным членом Алтайского православного миссионерского об-ва (с 1899). Не ранее 1903 г. переведен в Кузнецк. В 1910 г. был назначен священником в бийский Тихвинский женский мон-рь. В 1912 г. овдовел. Был награжден набедренником (1898), скуфьей, камилавкой (1908), наперсным крестом (1913). В 1914 г. (по др. данным, в 1918) принял монашеский постриг с именем Никита. Продолжал служить священником в Тихвинском мон-ре. Не позднее 1920 г. был возведен в сан игумена, в 1921 г. Бийским и Алтайским архиеп. Иннокентием (Соколовым) - в сан архимандрита. Был одним из активных сподвижников архиеп. Иннокентия в борьбе с обновленчеством на Алтае. После ареста и высылки в 1923 г. Бийского архиерея возник вопрос о руководстве правосл. епархией на Алтае. Видимо, кандидатура Н. для избрания к архиерейскому служению получила одобрение архиеп. Иннокентия и представителей алтайских приходов. Н. прибыл в Москву, где 23 янв. 1924 г. патриарх Московский и всея России свт. Тихон возглавил его хиротонию во епископа Кузнецкого. В конце того же года Н. был назначен епископом Рубцовским, управляющим Бийской и Алтайской епархией. В 1927 г. Н. удалось добиться от местных властей регистрации епархиального управления. С этого времени он стал именоваться епископом Бийским и Алтайским.

http://pravenc.ru/text/2565372.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла НИКОЛАЙ Константинович Кулаков (19.04.1876, г. Вельск Вологодской губ.- 1.06.1938, г. Благовещенск Амурской обл.), сщмч. (пам. 19 мая, в Соборе святых Архангельской митрополии, в Соборе святых С.-Петербургской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской), свящ. Из крестьянской семьи. Учился в Вельском городском 2-классном уч-ще, не окончил полного курса. Служил помощником бухгалтера в вологодском губ. земстве, затем волостным писарем. Тяготясь чиновнической жизнью, Н. сблизился с еп. Вологодским и Тотемским Никоном (Рождественским ; впосл. архиепископ), к-рый стал его духовным отцом. 12 авг. 1911 г. еп. Никон назначил Н. исполняющим должность псаломщика в Спасо-Всеградский собор в Вологде, 15 янв. 1912 г. определил священником к Афанасиевской ц. в том же городе. 22 янв. 1912 г. еп. Вельский, викарий Вологодской епархии сщмч. Антоний (Быстров) рукоположил Н. во диакона и 29 янв.- во иерея. 10 окт. того же года Н. был назначен членом ревизионной комиссии по проверке приходо-расходных книг епархии. В мае 1912 г. еп. Никон по своему прошению был освобожден от управления Вологодской епархией и как член Государственного совета и Синода переехал в С.-Петербург. Последовавший за ним Н. в 1913 г. был назначен священником в храм Митрофаниевского подворья в С.-Петербурге, одновременно исполнял обязанности секретаря архиеп. Никона. За время работы секретарем Н. разобрал и перевез из Петрограда в Троице-Сергиеву лавру, куда переехал в 1916 г. архиеп. Никон, его ценнейший архив (ныне хранится в РГБ НИОР). Летом 1918 г., за несколько месяцев до своей кончины, архиеп. Никон рекомендовал Н. как «старательного и способного иерея» митр. Петроградскому сщмч. Вениамину (Казанскому) и прот. сщмч. Философу Орнатскому . В церкви Митрофаниевского подворья Н. служил до ее закрытия 25 янв. 1927 г., после чего был принят сверхштатным священником в соответствии с выбором общины в ц. Владимирской иконы Божией Матери в Ленинграде. С 4 сент. 1930 по 20 янв. 1931 г. находился под арестом по обвинению в хранении серебряных монет на сумму 32 р.

http://pravenc.ru/text/2565746.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла НОЛИНСКОЕ ВИКАРИАТСТВО Вятской и Слободской епархии , названо по г. Нолинску Вятской губ. (ныне Кировской области ), существовало в 1928-1937 гг. После издания «Декларации» 1927 г. заместителя Патриаршего Местоблюстителя Нижегородского митр. Сергия (Страгородского; впосл. патриарх Московский и всея Руси) в Вятской епархии произошло разделение последователей подписавшего «Декларацию» Вятского архиеп. Павла (Борисовского; впосл. митрополит) и подвергнувшего ее резкой критике управлявшего Вятской епархией во время ссылки архиеп. Павла Ижевского и Вотского еп. сщмч. Виктора (Островидова). После упразднения Вотской (Воткинской) епархии в окт. 1927 г. и назначения епископом Шадринским еп. Виктор не подчинился указу митр. Сергия, в дек. того же года прекратил его поминовение и, находясь в Глазове, управлял приходами Вятской епархии, которые отделились от митр. Сергия и не подчинились вступившему в управление епархией архиеп. Павлу. Для стабилизации дел в Вятской епархии по представлению архиеп. Павла Временный Священный Синод указом от 22 авг. 1928 г. учредил в ней Н. в. Нолинским епископом был назначен священник с. Емецк Холмогорского у. Архангельской губ. Алексей Попов, который отказался от назначения. 19 сент. того же года Временный Священный Синод освободил свящ. Алексея Попова от должности и назначил Нолинским епископом викария Ульяновской епархии Сызранского еп. Авраамия (Чурилина), который также отказался от должности и 20 окт. был перемещен на Скопинское викариатство Рязанской епархии. На 1 окт. 1928 г. в Нолинском у. действовали находившиеся в общении с митр. Сергием приход Никольского собора г. Нолинска и 58 приходов в Нолинском у., а также 14 викторианских и 7 обновленческих приходов (ГА Кировской обл. Ф. 237. Оп. 77. Д. 76). В нояб. того же года епископом Нолинским был избран иером. Александр (Малинин). 24 нояб. состоялось его наречение и 25 нояб.- хиротония во епископа Нолинского. Участник хиротонии Виленский и Литовский архиеп. Елевферий (Богоявленский; впосл. митрополит) ошибочно называл его Иоанном ( Елевферий (Богоявленский), митр. 1995. С. 192-198). На эту ошибку митр. Елевферию позже указал в переписке митр. Сергий (Архив ОВЦС. Д. «Митрополит Сергий. Переписка. Западная Европа». Папка «1934 г.». Л. 224 об.). В ночь на 11 дек. 1928 г., накануне отъезда в епархию, еп. Александр был арестован по обвинению в том, что он использовал наречение во епископа для произнесения «антисоветской речи на тему о гонениях на Церковь и веру в СССР». 11 янв. 1929 г. еп. Александр был приговорен к 3 годам ИТЛ и в том же году скончался в заключении.

http://pravenc.ru/text/2577921.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Православный Церковный календарь 2016 г. ВАСИЛИЙ Холмогоров (25 янв. 1875 г., с. Андреевское Коломенского у. Московской губ. -16 янв. 1938 г., Новосибирская обл., Сиблаг), протоиерей, священномученик (пам. 3 янв. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) ВАСИЛИЙ Арсеньевич Сунгуров (1876-1937), сщмч. (пам. 7 сент., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших), свящ. ВАСИЛИЙ Даниилович Залесский (1887 – 1938), сщмч. (пам. 3 февр. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских), прот. ВАСИЛИЙ (Мазуренко; 1882-1938), иером., прмч. (пам. 26 дек., в Соборе Винницких святых и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ВАСИЛИЙ Викторович Гурьев (1869-1937), сщмч. (пам. 30 сент., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших), свящ. ВАСИЛИЙ еп. Рязанский († 1294 или между 1356 и 1360), свт. (пам. 12 апр., 3 июля, 10 июня - отдельная и в Соборе Рязанских святых, 21 мая - совместно с Муромскими чудотворцами блгв. кн. Константином и чадами его Михаилом и Феодором, 23 июня - в Соборе Владимирских святых) ВАСИЛИЙ (Преображенский Вениамин Сергеевич; 1876-1945), еп. Кинешемский, вик. Костромской епархии, свт., исп. (пам. 31 июля, 5 окт., в Соборе Ивановских святых, в Соборе Костромских святых, в Соборе новомучеников и исповедников Российских, в Соборе Ростово-Ярославских святых) ВАСИЛИЙ (2-я пол. XV в.), инок, прп. (пам. 9 авг.- в Соборе Соловецких святых и в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых) ВАСИЛИЙ Владимирович Агафоников (1885-1937), прот., сщмч. (пам. 26 нояб., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших) ВАСИЛИЙ Алексеевич Аменицкий (1872-1938), прот., сщмч. (пам. 7 авг., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Ростово-Ярославских святых) ВАСИЛИЙ Александрович Архангельский (1889-1939), свящ., сщмч. (пам. 7 янв. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских)

http://pravenc.ru/rubrics/122346_13.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010