Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИСААКИЙ (Борискович; † 30.12. 1643, Межигорский Преображенский мон-рь (находился близ совр. с. Нов. Петровцы Киевской обл., Украина)), еп. Луцкий и Острожский Западнорусской митрополии (1621-1633). О ранних этапах биографии И. сохранилось его свидетельство в письме патриарху Московскому и всея Руси Филарету от 22 авг. 1622 г. И. писал, что в течение 7 лет он был учеником Александрийского патриарха Мелетия I Пигаса (занимал кафедру в 1590-1601, в 1597-1598 также являлся местоблюстителем К-польского престола) и был рукоположен последним во диакона. В 1600 г. из Александрии И. совершил путешествия в Иерусалим, где встречался с патриархом Софронием V , и в Антиохию, где был принят патриархом Иоакимом VI , присутствовал при кончине патриарха Мелетия в сент. 1601 г. И. был рукоположен во иерея ближайшим учеником и преемником Мелетия на Александрийской кафедре Кириллом I Лукарисом . И. также писал патриарху Филарету о том, что провел 15 лет на Афоне . Исследователи отождествляют И. с Исаакием, степанским архимандритом, принявшим участие в Брестском правосл. Соборе 1596 г. (см. Брестская уния ). Такое отождествление представляется обоснованным, поскольку известно о более поздних тесных связях И. со Степанским Михаило-Архангельским мон-рем (существовал в окрестностях пос. Степань Ровненской обл., Украина). Возможно, И. вернулся в Речь Посполиту в 1594 г., когда Мелетий Пигас отправил туда со своим посланием Кирилла Лукариса. Степанский мон-рь принадлежал к числу обителей, находившихся под патронатом кн. Константина Константиновича Острожского и предназначенных для проживания в них правосл. вост. иерархов, приезжавших по приглашению князя из Османской империи и др. стран. Настоятелем Степанского мон-ря И. являлся до 1599 г., т. к. 30 сент. 1599 г. по распоряжению князя Острожского обитель была передана прибывшему в его владения в 1596 г. и оставшемуся на Волыни Белградскому митр. Луке Сербину.

http://pravenc.ru/text/674778.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла НИКОЛАЙ Константинович Виноградов (24.03.1871, с. Архангельское Звенигородского у. Московской губ.- 27.06.1938, полигон Бутово Московской обл.), сщмч. (пам. 14 июня, в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших, и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской), прот. Из семьи диакона. Обучался в уч-ще при Московском Синодальном хоре. В 1888 г. поступил в МДС, но через месяц перевелся в Вифанскую ДС, которую окончил в 1894 г. 1 нояб. того же года рукоположен Дмитровским еп. Нестором (Метаниевым) во иерея к храму арх. Михаила в родном с. Архангельском. Одновременно с дек. 1894 г. являлся законоучителем 4-летней земской школы в Архангельском. Во время настоятельства Н. в храме арх. Михаила было сделано паровое отопление, а также перестроено здание для земской школы. В 1911 г. Н. овдовел, один воспитывал пятерых детей. С 1910 г. был членом благочиннического совета, с 1915 г.- помощником благочинного. В 1916 г. избирался депутатом съезда духовенства Московской епархии. 18 мая 1921 г. возведен в сан протоиерея Верейским еп. сщмч. Иларионом (Троицким) . В кон. 1929 г. арестован по обвинению в сокрытии церковных ценностей (не сданных властям серебряных креста, чаши и оклада иконы). 9 марта 1930 г. Воскресенский районный суд приговорил Н. к полутора годам лишения свободы с последующим запрещением проживания в Московской обл. на 5 лет и конфискацией имущества. Находился в заключении в тюрьме на ул. Матросская Тишина в Москве. Подал кассационную жалобу, показав, что сокрытые ценности были его личным имуществом. 21 марта 1930 г. решением Кассационной коллегии Московского окружного суда приговор был пересмотрен и отменен. Н. отпущен на свободу с прекращением дела. После освобождения продолжил служить в с. Архангельском. Был награжден медалью, набедренником (1902), скуфьей (1906), камилавкой (1913), наперсным крестом (1916), крестом с украшениями (1927), палицей (1929) и митрой (1933).

http://pravenc.ru/text/2565682.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Священноисп. Николай Порецкий, прот. Фотография. 1916 г. Андреевич Порецкий (8.03.1865, с. Поречье Калязинского у. Тверской губ. (ныне Калязинский р-н Тверской обл.) - 27.07.1933, г. Шенкурск Северного края (ныне Архангельская обл.)), священноисп. (пам. 14 июля, в Соборе Московских святых, в Соборе святых Архангельской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской), прот. Из семьи псаломщика. В 1879 г. окончил Кашинское ДУ, в 1885 г.- Вифанскую ДС. 6 февр. 1886 г. назначен псаломщиком в ц. во имя св. вмц. Параскевы Пятницы в Охотном ряду в Москве. 24 июня 1888 г. рукоположен во иерея к ц. Влахернской иконы Божией Матери в с. Кузьминки Московского у. (ныне в черте Москвы). С 1894 по 1896 г. был наблюдателем церковноприходских школ и школ грамоты Московского у. В 1897 г. избран постоянным членом Московского уездного отделения Совета Кирилло-Мефодиевского братства, с 1902 по 1909 г. был заведующим Николо-Перервинской школой, с 1903 по 1915 г.- вновь наблюдателем церковноприходских школ и школ грамоты. В 1906 г. избран товарищем председателя Московского уездного отд-ния Совета Кирилло-Мефодиевского братства, в 1908 г. на епархиальном съезде благочинных - членом правления Перервинского ДУ, в 1913 г.- членом Московского училищного совета и депутатом в Московское уездное земское собрание. В том же году он прослушал миссионерские курсы в Москве, организованные прот. сщмч. Иоанном Восторговым . С 1914 г. состоял членом Московской уездной комиссии Комитета вел. кнг. Елисаветы Феодоровны по оказанию помощи семьям лиц, призванных на службу во время войны. В 1915-1916 гг. проводил религ. беседы и исполнял требы для одного из запасных полков в Москве. В 1913 г. Н. выпустил кн. «Село Влахернское, имение князя С. М. Голицына». Книга была написана на основе архивных разысканий и снабжена множеством фотографий, позволивших впосл., несмотря на то что храм был разрушен почти до основания, восстановить его в 90-х гг. XX в. в прежнем виде. В 1916 г. возведен в сан протоиерея.

http://pravenc.ru/text/2565928.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Сщмч. Никандр Гривский. Икона. 10-е гг. XXI в. Семенович Гривский (26.06.1880, с. Болчино Порховского у. Псковской губ. (ныне деревня Дедовичского р-на Псковской обл.) - 2.10.1940, Обозерский лагерный пункт, Архангельская обл.), сщмч. (пам. 24 сент., в Соборе святых Архангельской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской), свящ. Из семьи свящ. Симеона Афанасьевича Гривского. Родной брат сщмч. Александра Семеновича Гривского . В 1897 г. Н. поступил в Псковскую ДС, был уволен из 3-го класса семинарии «по малоуспешности» и 5 дек. 1901 г. еп. Псковским и Порховским Антонином (Державиным) назначен псаломщиком Успенской ц. г. Торопца с поручением устроить церковный хор. В 1905 г. женился на Ольге Сергеевне Беляниновой, впосл. у них родилось 5 детей. 17 мая того же года Н. был определен Псковским и Порховским еп. Арсением (Стадницким ; впосл. митрополит) на место диакона к Успенской ц. с. Илемно Порховского у. и 29 июня 1905 г. в Никандровой пуст. рукоположен им во диакона. 6 июля 1907 г. переведен в Покрово-Николаевскую ц. г. Торопца. 6 февр. 1912 г. Псковским и Порховским еп. Алексием (Молчановым ; впосл. архиепископ) Н. был определен на место священника ц. Рождества Христова на погосте Почеп Торопецкого у. 26 февр. 1912 г. в Троицком кафедральном соборе Пскова рукоположен во иерея. Н. стал для своих прихожан истинным пастырем, он поддерживал их не только словом, но и помогал беднейшим из них материально. В 1916 г. Н. постигло несчастье: от дизентерии скончались его жена, сын и дочь и он остался с 2 сыновьями и 3-летней дочерью. 29 сент. 1929 г. сын Н. Петр, будучи в нетрезвом состоянии, похитил индукторную машинку, с помощью к-рой производились взрывные работы у Подъездной горы по Холмскому тракту неподалеку от дер. Савино Торопецкого р-на. Было заведено уголовное дело; в ходе расследования ОГПУ заинтересовалось и Н. Выяснив, что он в селе пользуется большим уважением, сотрудники ОГПУ 13 янв. 1930 г. арестовали его. Во время обыска у Н. было обнаружено заявление, подписанное неск. десятками крестьян, к-рые просили представителей власти уменьшить собираемый с него сельскохозяйственными продуктами налог, т. к. продукты крестьяне ему не давали, а за совершаемые требы расплачивались деньгами. Власти подобное заявление расценили «как характеристику объединения вокруг себя населения и использования его в борьбе против хлебозаготовок».

http://pravenc.ru/text/2565256.html

Протоиерей Михаил Иванович Херасков Скачать epub pdf Михаил Иванович Херасков родился 1 октября 1836 г. в селе Кучках, Юрьевского уезда, Владимирской губернии, где отец его был священником. Никанор – был священником церкви села Менчакова. В 1810 году у него родился сын Иван, который в 8 лет был отдан в Суздальское духовное училище. В то время фамилий у большей части духовенства не было, и Иван Никаноров сын, получил фамилию от смотрителя училища протоиерея Смирнова, который собственноручно написал: «Принят, и прозван Херасков» в честь поэта М. М. Хераскова за успехи в литературе. В 1832 году Иоанн Никанорович Херасков окончил семинарию по первому разряду, со званием студента (немногим более десятка лучших учеников получали это звание). В 1833 году он был рукоположен к Троицкой церкви погоста Николы-Гор, в то время находившейся в Юрьевском уезде, позднее – в Суздальском (ныне в Ильинском районе Ивановской обл.). В 1834 году он был переведён к Архангельской церкви с. Кучки (ныне Юрьев-Польский район Владимирской обл.), на родину своей жены Евдокии Борисовны. Старший брат Александр окончил курс в Московской Академии и умер смотрителем училища в г. Ананьеве, а брат Иван окончил курс С.-Петербургской Академии и умер преподавателем Донской семинарии. Раннее детство Михаила Ивановича прошло в семье родной его бабушки Анны Васильевны в с. Никульском, Владимирского уезда. Здесь он научился читать и писать и познакомился с Священной историей. Когда бабушка привезла семилетнего внука к отцу, то мальчик весьма толково рассказал историю о судии Сампсоне, а в церкви прекрасно прочитал шестопсалмие. Несколько более привольная жизнь в качестве «любимчика», может быть – иногда излишнее баловство со стороны бабушки, невольное снисхождение к естественным детским шалостям, – все это однако не наложило особой печати на развитие Миши среди других его братьев, воспитывавшихся дома: он, как и братья, оказался, при природной даровитости, весьма скромным, прилежным мальчиком, и при том очень способным.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

Прп. Леонид Устьнедумский. Икона. 70-е гг. ХХ в. Иконописец Н. Г. Емельянова (1551 (?), Пошехонский у.- 17.07.1654, Усть-Недумская пуст. Устюжского у. (ныне дер. Озерская (Усть-Недума) Лузского р-на Кировской обл.), прп. (пам. 17 июля, в Соборе Архангельских святых, в Соборе Вятских святых, Соборе Вологодских святых и в Соборе Новгородских святых), основатель Леонидовой Усть-Недумской в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы мужской пустыни . Основным источником сведений о жизни Л. является «Сказание о явлении Пресвятыя преблагословенныя Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии старцу Леониду, и о пошествии его с образом ея в Устюжския пределы в Усольской уезд, и како прииде со образом на Лузу реку, на Турину гору, и о преславных ея чюдесехъ списано вкратце». До недавнего времени оно было известно только в пересказе И. Верюжского по рукописи из усть-недумской церкви ( Верюжский. Вологодские святые. С. 668-679). В наст. время выявлено 3 списка: РНБ. Q.I. 836. Л. 1-34 об., 1699 г. (самый ранний, написан в Лальском погосте (ныне пос. Лальск Лузского р-на Кировской обл.)); БАН. Арх. ком. 228. Л. 1-38, 1-я четв. XVIII в. (принадлежал лальским крестьянам); Великоустюжский фил. ГАВО. Науч. б-ка. Инв. 3644. Л. 1-17, XVIII в. (опубл.: Зенкова. 2000. С. 206-228; Власов. 2011. С. 372-395). В 1798 г. по указу Вологодской духовной консистории канцеляристом Устюжского духовного правления А. Поповым была сделана копия с устюжской рукописи для еп. Вологодского и Белозерского Арсения (Тодорского), названная «летописец» ( Власов. 2011. С. 758); местонахождение списка неизвестно. Время создания «Сказания...» относят к 50-м гг. XVII в., поскольку его основная часть завершается сообщением о кончине основателя пустыни 17 июля 1654 г. ( Власов. 1995. С. 56; Он же. 2011. С. 368; Буланин, Романова. С. 528). Автором «Сказания...» был местный книжник, на что указывают сохранившиеся в тексте следы севернорус. говоров («цоканье» - «Цорная речка») ( Буланин, Романова. С. 528) и осведомленность в местных реалиях и преданиях.

http://pravenc.ru/text/2463399.html

(Архангельской и Холмогорской епархии), близ с. Веркола Пинежского р-на Архангельской обл., на левом берегу р. Пинеги. О начальной истории мон-ря рассказывает 75-е чудо «Жития святаго праведнаго богомудрого отрока новоявленнаго Артемиа, Верколскаго чюдотворца» (неизд.) - «О явлении святого». Мон-рь был основан в 1645 г. по обету мезенским и кеврольским воеводой А. Ф. Пашковым после чудесного исцеления его сына Иеремии по молитвам родителей перед мощами св. прав. Артемия Веркольского . На месте обретения нетленных мощей св. Артемия Пашков выстроил на свои средства ц. во имя вмч. Артемия Антиохийского (соименного прав. отроку) с приделом во имя прав. Артемия Веркольского, освященную по благословению Патриарха Московского и всея Руси Иосифа и свт. Аффония , митр. Новгородского, а также устроил ограду и кельи для братии. В 1648 г. настоятелем обители был поставлен иером. Рафаил. В том же году вышел указ царя Алексея Михайловича о строительстве мон-ря, и «инии людие начаша приходити и тружатися, и вклады чюдотворцу в казну дающе, и единожители учинишася. И с того времени монастырь святаго праведнаго Артемия, Веркольского чюдотворца, именовася и молитвами его распространяшася» ( Савельева. С. 373-374). После пожара, уничтожившего Артемиевскую ц., был построен новый деревянный храм, в к-рый 17 нояб. 1648 г. по указу царя перенесли мощи прав. Артемия из приходской Никольской ц. с. Веркола. В 1650 г. Алексей Михайлович пожертвовал в мон-рь колокола, богослужебные книги, облачения, утварь; мон-рю оказывал покровительство также Патриарх Никон . 21 апр. 1695 г. обитель вновь пострадала от пожара, сгорела ц. во имя вмч. Артемия Антиохийского, мощи св. Артемия по благословению архиеп. Холмогорского Афанасия (Любимова) были обретены под завалами сгоревшего храма. В 1700 г. на месте сгоревшей была построена холодная ц. во имя вмч. Артемия (вскоре также сгоревшая), куда 4 июля 1701 г. перенесли мощи святого. В XVIII в. обитель и храмы неск. раз горели, но мощи св. Артемия не пострадали.

http://pravenc.ru/text/76368.html

Веркола (Новый Путь). Артемиев Веркольский монастырь. Веркольский монастырь Монастырь. Действует.  ( все монастыри в каталоге → ) Год основания:1648. Ссылки:   Адрес: Архангельская обл., Пинежский р-н, д. Веркола Координаты: 63.796686, 45.160428 Проезд: 1. поездом " Архангельск - Карпогоры " , далее автобусом, следующим через Карпогоры в направлении Верколы или на такси (ехать 50 км), также можно добраться и на транспорте монастыря по предварительной договоренности; 2. от Архангельска личным автомобилем до села Карпогоры, затем до Верколы (около 10-1 ... нажмите чтобы увидеть полное описание проезда 1. поездом " Архангельск - Карпогоры " , далее автобусом, следующим через Карпогоры в направлении Верколы или на такси (ехать 50 км), также можно добраться и на транспорте монастыря по предварительной договоренности; 2. от Архангельска личным автомобилем до села Карпогоры, затем до Верколы (около 10-12 часов, т.е. около 320 км по бездорожью), по пути пересечь 2 парома. Дорога ужасная, грунтовка вперемешку с плитами, асфальтом и песчанкой (обе местами), постоянно работает грейдер; на дороге много крупных камней, а также есть возможность заблудиться, а указатели и люди встречаются очень редко; летом машину придется оставить на берегу Пинеги напротив монастыря или в селе Веркола. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты В. Веркольский Артемиев монастырь, 1 класс, общежительный, Пинежского уезда, в 180 верстах от города Пинеги, на реке того же имени. Основан в 1645 г. на месте обретения мощей святого Артемия (23 июня). В 1897 г. освящен ново-устроенный величественный собор во имя Успения Божией Матери. В церкви святого Артемия почивают мощи его в серебряной раке. Ежегодно 23 июня совершается крестный ход с обнесением святых мощей вокруг монастыря. При монастыре школа для мальчиков и девочек. К нему приписан Святоозерский Николаевский скит, в 60 верстах от Белого моря, на берегу «Святого» озера, устроенный в 1885 году; здесь находится явленная икона святого Николая Чудотворца.

http://sobory.ru/article/?object=10746

Волость (Меландово). Церковь Владимирской иконы Божией Матери. Карта и ближайшие объекты Деревянная церковь, построена в 1755-1759 гг., по грамоте архиепископа Варсонофия от 16 сентября 1755 г. Освящена местным священником Василием Таратиным во имя Живоначальной Троицы в 1759 г. Когда была построена 2-этажная Троицкая церковь, то за неимением средств к устройству в ней нового иконостаса в 1828 г. иконостас деревянной Троицкой церкви был перенесён на верхний этаж каменного храма, престол которого был освящён во имя Святой Троицы. Старая деревянная Троицкая церковь была закрыта. Так продолжалось до 1848 г., когда местный крестьянин Егор Маккиавеев за свой счёт отремонтировал эту церковь, устроил в ней приличный иконостас и снабдил её всей необходимой утварью. После этого церковь была освящена 29 января 1849 г. епископом Варлаамом во имя Владимирской иконы Божией Матери. Владимирская церковь в Меландово, последняя шатровая церковь на реке Емце - значительном притоке Северной Двины. Ансамбль Савинского погоста 17-18 вв. сгорел в 1970-е годы, Воскресенская церковь 1673 года в Сельце - в те же годы. Время образования Меландовского прихода неизвестно. На начало XX века в Меландовском приходе находились два храма: Каменный двухэтажный храм с колокольней, во имя Живоначальной Троицы, построенный в 1819-1826 годах. На первом этаже размещается зимний храм во имя великомученика Георгия Победоносца, а на втором – летний храм во имя Святой Троицы; Деревянный летний храм во имя Владимирской иконы Божией Матери, построенный в 1755-1759 годах. Приход закрыт в конце 1930-х годов. Каменный Троицкий храм восстанавливается силами местных жителей. Богослужения совершаются в нижнем Георгиевском храме раз в год, в Троицкую родительскую субботу. Владимирская церковь заброшена и находится в аварийном состоянии. В 2012-2014 годах инициативной группой (г. Москва) проводились работы по уборке мусора и консервации храма. Меландовский приход. Современное местоположение: Холмогорский р-н, Архангельская обл. Историческое местоположение: Холмогорский уезд, Архангельская губерния.

http://sobory.ru/article/?object=11604

Ижма. Церковь Спаса Преображения. Преображенская церковь; Спасо-Преображенская церковь; Спасопреображенская церковь Деревянная церковь. Не действует. ( вся деревянная архитектура в каталоге → )  Престолы: Спаса Преображения Год постройки:1679. перестроен в 1717, перенесён на др. место с полной переборкой в 1911. Адрес: Архангельская обл., Приморский р-н, с. Ижма Координаты: 64.7216, 40.7862 Проезд:от Архангельска автобусом 124 (на Часовенскую) до Ижмы Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Храм Спаса Преображения в селе Ижма Деревянный храм во имя Спаса Преображения первоначально относился к Ижемскому приходу Архангельской губернии. Приход, в который входили село Ижма и деревня Ижмозерская, находился к северо-востоку от Архангельска и располагался на берегу реки Ижмы. Первые упоминания о нем относятся примерно к середине XV столетия. Затем он отмечен в Писцовой книге Мирона Вельяминова (1622-1624 годы), где указано, что уже в 1619-1620 годы здесь существовала деревянная церковь, но никаких иных достоверных сведений о ней найти пока не удалось. Существующая сейчас холодная церковь Преображения Господня некогда имела два придела: южный – преподобных Зосимы и Савватия Соловецких и северный – преподобного Антония Сийского. Из надписи на иконостасе следует, что главный престол освятили 6 июня 1679 года: «Освятися храм сей во имя Преображения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа лета 7187 июня 6 числа» В 1681 году был достроен северный придел, а еще через несколько лет – южный Наиболее древние антиминсы приделов датировались 1763 и 1772 годами В конце XVII века на самом берегу Ижмы поставили вторую церковь Ижемского прихода – теплую. В XVIII-XIX веках она меняла свое местоположение и не раз горела. Сейчас летний храм освящен во имя Воскресения Христова и относится к 1887 году. Между двумя храмами некогда существовала колокольня с небольшим подбором. Преображенская церковь имеет не совсем обычный для своей местности скромный облик: рубленая клеть, перекрытая на четыре ската и увенчанная пятью главами на высоких барабанах, как бы " врезанных " в грани кровли. Традиционно считается, что пятиглавие на деревянных храмах является следствием распоряжения патриарха Никона ставить деревянные церкви строго по канонам церковного зодчества. Подобное завершение обычно называли «верх на каменное дело». Некоторые исследователи даже называли этот внешний вид «убогим» и считали, что он «является вынужденной уступкой известному направлению» Такой отзыв представляется не совсем справедливым. Все же, столь лаконичное решение зодчих имело определенную прелесть и напоминало древнюю архитектуру дозорных башен. Однако, в данном случае, изначально храм имел совсем иной (и более живописный) облик: все три объема-четверика венчали высокие шатры (предположительно –четырехгранные) К большому сожалению, в 1717 году, по благословению архиепископа Варнавы, церковь «поправили» - разобрали шатры, сделали сохранившееся до наших дней перекрытие и пять главок

http://sobory.ru/article/?object=13845

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010