ПОСТАНОВИЛИ: 1. Одобрить доклад Преосвященного митрополита Ювеналия. 2. Включить в Собор новомучеников и исповедников Российских XX века имена подвижников, материалы о которых представлены: от Иркутской епархии: протоиерея Михаила (Околовича; 1888 — 26 марта 1938); от Московской епархии: архимандрита Гавриила (Яцика; 1880 — 23 сентября 1937); протоиерея Василия (Архангельского; 1864 — 13 ноября 1937); протоиерея Андрея (Ясенева; 1868 — 7 марта 1938); протоиерея Илии (Рылько; 1881 — 21 ноября 1937); протоиерея Виктора (Смирнова; 1875 — 8 декабря 1937); протоиерея Димитрия (Остроумова; 1869 — 30 августа 1937); иеромонаха Илариона (Громова; 1864 — 11 октября 1937); священника Михаила (Никологорского; 1883 — 2 марта 1938); священника Владимира (Сперанского; 1877 — 21 октября 1937); священника Иоанна (Косинского; 1887 — 26 февраля 1938); священника Василия (Крымкина; 1901 — 4 октября 1942); священника Сергия (Лебедева; 1895 — 31 января 1938); священника Василия (Крылова; 1906 — 31 мая 1942); священника Василия (Архангельского; 188920 января 1939); священника Алексия (Княжеского; 1884 — 17 февраля 1938); священника Андрея (Беднова; 1885 — 17 февраля 1938); священника Михаила (Букринского; 1869 — 14 марта 1938); священника Сергия (Лосева; 1893 — 29 сентября 1942); священника Иоанна (Калабухова; 1873 — 26 февраля 1938); диакона Петра (Троицкого; 1897 — 28 июля 1938); схимонахини Александры (Червяковой; 1873 — 13 октября 1937); схимонахини Михаилы (Ивановой; 1867 — 11 октября 1937); псаломщика Сергия (Архангельского; 1898 — 7 мая 1938); послушницы Анны (Ефремовой; 1882 — 17 февраля 1938); инокини Александры (Самойловой; 1882 — 22 марта 1938); послушницы Ирины (Хвостовой; 1882 — 26 февраля 1938); Иоанна (Малышева; 1891 — 19 января 1940); Иоанна (Летникова; 1860 — 25 октября 1930); Варвары (Лосевой; 1894 — 7 марта 1938); Матроны (Конюховой; 1848 — 15 декабря 1937); Николая (Гусева; 1919-9 октября 1937); Иоанна (Золотова; 1897 — 9 октября 1937); Апполинарии (Тупицыной; 1878 — 13 октября 1937);

http://mospat.ru/archive/86340-zhurnaly-...

ПОСТАНОВИЛИ: 1. Одобрить доклад Преосвященного митрополита Ювеналия. 2. Включить в Собор новомучеников и исповедников Российских XX века имена подвижников, материалы о которых представлены: от Иркутской епархии: протоиерея Михаила (Околовича; 1888 — 26 марта 1938); от Московской епархии: архимандрита Гавриила (Яцика; 1880 - 23 сентября 1937); протоиерея Василия (Архангельского; 1864 - 13 ноября 1937); протоиерея Андрея (Ясенева; 1868 - 7 марта 1938); протоиерея Илии (Рылько; 1881 - 21 ноября 1937); протоиерея Виктора (Смирнова; 1875 - 8 декабря 1937); протоиерея Димитрия (Остроумова; 1869 - 30 августа 1937); иеромонаха Илариона (Громова; 1864 - 11 октября 1937); священника Михаила (Никологорского; 1883 - 2 марта 1938); священника Владимира (Сперанского; 1877 - 21 октября 1937); священника Иоанна (Косинского; 1887 - 26 февраля 1938); священника Василия (Крымкина; 1901 - 4 октября 1942); священника Сергия (Лебедева; 1895 - 31 января 1938); священника Василия (Крылова; 1906 - 31 мая 1942); священника Василия (Архангельского; 1889 - 20 января 1939); священника Алексия (Княжеского; 1884 - 17 февраля 1938); священника Андрея (Беднова; 1885 - 17 февраля 1938); священника Михаила (Букринского; 1869 - 14 марта 1938); священника Сергия (Лосева; 1893 - 29 сентября 1942); священника Иоанна (Калабухова; 1873 - 26 февраля 1938); диакона Петра (Троицкого; 1897 - 28 июля 1938); схимонахини Александры (Червяковой; 1873 - 13 октября 1937); схимонахини Михаилы (Ивановой; 1867 - 11 октября 1937); псаломщика Сергия (Архангельского; 1898 - 7 мая 1938); послушницы Анны (Ефремовой; 1882 - 17 февраля 1938); инокини Александры (Самойловой; 1882 - 22 марта 1938); послушницы Ирины (Хвостовой; 1882 - 26 февраля 1938); Иоанна (Малышева; 1891 - 19 января 1940); Иоанна (Летникова; 1860 - 25 октября 1930); Варвары (Лосевой; 1894 - 7 марта 1938); Матроны (Конюховой; 1848 - 15 декабря 1937); Николая (Гусева; 1919-9 октября 1937); Иоанна (Золотова; 1897 - 9 октября 1937); Апполинарии (Тупицыной; 1878 - 13 октября 1937);

http://sedmitza.ru/lib/text/429517/

монаха Никифора (Югова; † 1918) Филиппа Марышева (1864-1918) Анатолия Барашкова (1870-1918) Михаила Трубникова (1855-1918) Николая Бурлакова (1889-1918) Нины Кузнецовой (1887-1938) от Воронежской епархии: архиепископа Воронежского Петра (Зверева; 1878-1929) архиепископа Воронежского Тихона (Никанорова; 1855-1919) архимандрита Игнатия (Бирюкова; 1865-1932) архимандрита Иннокентия (Беда; 1881-1928) архимандрита Тихона (Кречкова; 1862-1930) протоиерея Александра Архангельского (1874-1930) священника Георгия Никитина († 1930) священника Иоанна Стеблин-Каменского (1887-1930) священника Сергия Гортинского (1889-1930) священника Феодора Яковлева (1897-1930) иеромонаха Георгия (Пожарова; † 1930) иеромонаха Космы (Вязникова; † 1930) Ефима Гребенщикова († 1930) Петра Вязникова († 1930) от Вятской епархии: епископа Глазовского Виктора (Островидова; 1875-1934) от Ивановской епархии: архиепископа Калужского Августина (Беляева; 1886-1937) епископа Кинешемского Василия (Преображенского; 1876-1945) архимандрита Иоанникия (Дмитриева; 1873-1937) архимандрита Леонтия (Стасевича; 1884-1972) протоиерея Иоанна Доброхотова (1870-1938) протоиерея Иоанна Сперанского (1864-1937) протоиерея Николая Бухарина (1871-1938) протоиерея Павла Светозарова (1866-1922) протоиерея Феодора Лебедева (1875-1937) священника Григория Аверина (1889-1937) священника Евфимия Тихонравова (1881-1938) священника Иакова Зяблицкого (1878-1938) священника Иоанна Румянцева (1889-?) священника Иоанна Коржавина (1866-1938) священника Иоанна Рождественского (1872-1922) священника Иоанна Розанова (1873-1938) священника Иоанна Успенского (1870-1938) священника Константина Разумова (1869-?) священника Леонида Виноградова (1897-1941) священника Петра Зяблицкого (1873-1938) священника Стефана Преображенского (1860-1938) иеромонаха Нифонта (Выблова; 1882-1931) игумении Арсении (Добронравовой; 1879-1939) диакона Бориса Семенова (1900 -?) Елисаветы Румянцевой Максима Румянцева († 1928) Михаила Арефьева (1865-1937) Николая Малкова († 1922)

http://sedmitza.ru/lib/text/429385/

Резолюцией Преосвященнейшего Варсонофия 8 июля 1888 г. во вновь открытый приход села Никулино был перемещен священник села Игнатово, Ардатовского уезда, Сергий Клитин и псаломщик села Архангельское Григорий Ясницкий. Первым старостой прихода стал крестьянин Филипп Быков, но, будучи уже в пожилом возрасте, он прослужил только один срок – три года, а после него на эту должность был избран его сын Феодор.Приход с. Никулино был небольшим. В 1889 г. вместе с приходскими деревнями Димитриевка и Александровка в нем насчитывалось 82 двора, в которых проживало 632 человека.Для проживания причта прихожане выдели одну десятину 160 кв. сажень усадебной земли и построили два дома с надворными постройками. Кроме того, прихожане обязались разместить капитал в размере 5000 рублей, чтобы проценты шли для материального обеспечения причта. 17 сентября 1890 г. состоялось торжественное освящение главного храма. С благословения правящего архиерея освящение совершил Благочинный 3-го округа Курмышского уезда священник села Ратово Иоанн Михайловский в сослужении духовенства округа. Отец Сергий Клитин прослужил на приходе 23 года. За время его священства много было сделано для благоукрашения храма как им самим, так и церковным старостой Федором Филипповичем Быковым, который с честью служил в этой должности 18 лет. В 1897 г. в приходе открылась церковно-приходская школа, которая разместилась в собственном здании, построенном старанием о. Сергия. С этого времени он состоял в должности законоучителя и заведующего этой школой. Священник Сергий Клитин служил на приходе до сентября 1911 г. После него служили священники: Алексей Петров (1911-1917), Евгений Авров(1917-1923), Павел Муравьев (1923-1924), Сергий Сержевский (1925-?), Иоанн Шапошников (1933-1934), Феодор Щекачёв (в 1935 г. осужден и в 1937 г. расстрелян), Василий Тихов (в 1939 г.  осужден и в 1940 г. расстрелян). В 1939 г. храм был закрыт. После закрытия была попытка превратить его в зернохранилище, но никулинцам удалось отстоять храм. После войны, в связи с изменением политики государства в отношении к Церкви, появилась возможность вновь открыть храм. В феврале 1947 г. была зарегистрирована церковная община и возобновились богослужения. 

http://sobory.ru/article/?object=21661

Светлоград. Церковь Николая Чудотворца (старая). Никольская церковь в Петровском /// Объект утрачен Церковь.  Утрачена.   Престолы: Николая Чудотворца , Петра и Павла Архитектурный стиль: Русско-византийский стиль Год постройки:Между 1849 и 1851. Год утраты:приблизительно 1939 (разрушена) Адрес: Ставропольский край, Петровский район, город Светлоград Координаты: 45.339317, 42.851449 (приблизительно) Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам. Карта и ближайшие объекты Население с. Петровского исключительно русское. В селе 1170 дворов с 1186 домами и большая церковь, которая во всех отношениях хороша. В ней два престола: в честь святителя Николая Чудотворца и св. Петра и Павла. Построена церковь из штучного камня в 1849 году, а в 1851 году освящена. Стоимость ее исчисляется в 100000 рублей. При церкви есть 120 десятин земли. А. Твалчрелидзе " Ставропольская губерния " . 1897 г. О самой церкви информации немного: построена на пожертвования (на­верняка в основном купеческие) в 1849 году, стояла там, где сейчас находится ЦДК, начали рушить в 1937-м… Большой интерес к изыска­ниям «Петровских вестей» про­явил отец Сергий Капустянов. Именно он нашёл в интернете издание, датированное 1889 годом, – Справочную книжку по Ставропольской епархии П. В. Архангельского. - В книжке указано, что храм села Петровского входил в 5-й благочиннический округ Ставро­польской епархии, - рассказывает отец Сергий. - Священником был тогда Иаков Воскресенский, «душ мужеского пола» в селе насчи­тывалось 2702, и далее: «От казны 300 рублей. Священникам и псаломщикам, обществен. квартиры священнику и псалом­щикам, с завещанных 750 р. %». В пользовании причта находилось 132 десятины земли. В надежде узнать больше журналист «Петровских вестей» обратился в библиотеку Ставро­польской духовной семинарии – и встретил искреннюю поддержку в лице заведующего ею отца Виктора Налегаева. Именно благодаря предоставленной им информации мы получили возможность приоткрыть завесу истории создания старого храма села Петровского.

http://sobory.ru/article/?object=61148

Стефан (Адриашенко (Андрианенко) Степан Максимович; 1870–1941?), архиепископ. В 1924 г. хиротонисан во епископа Александровского, викария Екатеринославской епархии. Арестован в 1924 г. Выслан в Харьков без права выезда. В 1926 г. вернулся на кафедру, епископ Александровский и Павлоградский, временно управляющий Екатеринославской епархией. В 1926 г. арестован, выслан в Среднюю Азию. С 1933 г. епископ Рыльский, викарий Курской епархии. С 1934 г. архиепископ Арзамасский, викарий Горьковской епархии. Арестован в 1935 г., выслан на 5 лет в Архангельск. Освобожден в 1940 г. Арестован в 1941 г., заключен в лагерь Архангельской обл. Умер в лагере. Стефан (Гнедовский Степан; † 1931), епископ. В 1923 г хиротонисан во епископа Кирсановского, викария Тамбовской епархии. В 1925 г. в ссылке. С 1926 г. епископ Енотаевский, викарий Астраханской епархии; с 1928 г. епископ Каширский, викарий Московской епархии; с 1931 г. епископ Волоколамский, викарий Московской епархии. Стефан (Знамировский Николай Иванович ; 1879–1941), архиепископ. В 1920 г. рукоположен во священника в целибатном состоянии. Арестован в 1923 г. В 1924 г. хиротонисан во епископа Ирбитского, викария Свердловской епархии. С 1925 г. епископ Шадринский, викарий Свердловской епархии. Арестован в 1926 г., выслан в Казань. С 1929 г. епископ Вятский. Арестован в 1929 г. В 1930–1933 гг. находился в лагере. С 1933 г. епископ Ульяновский; епископ Вологодский. С 1934 г. архиепископ Вологодский. Арестован в 1935 г., сослан в Северный край, до 1936 г. находился в тюрьмах. В 1939 г. сослан в Коми АССР. Арестован в 1941 г. Расстрелян. Стефан (Проценко Степан Максимович; 1889–1960), митрополит. В 1926 г. хиротонисан во епископа Козелецкого, викария Черниговской епархии. С 1932 г. епископ Черниговский и Козелецкий. С 1942 г. архиепископ Уфимский. С 1944 г. архиепископ Полтавский и Кременчугский. С 1959 г. митрополит Харьковский и Богодуховский. Стефан (Сафонов Сергей Александрович; 1892–1937), архимандрит. С 1917 г. канонарх, ризничий Московского Данилова монастыря. В 1922 г. арестован, содержался в Бутырской тюрьме. С 1927 г. архимандрит, наместник Данилова монастыря. В 1929 г. арестован, выслан в Среднюю Азию. С 1934 г. проживал в г. Калязине. Расстрелян.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Polyanski...

Закрыть «Я как русская природа – без особых красок» К 155-летию со дня рождения и к 85-летию со дня смерти Н.К.Крупской Владимир Николаев   19:14 26.02.2024 1581 Время на чтение 7 минут Фото: В.И.Ленин и Н.К. Крупская в Горках «Дорогая Надюшка!... Крепко обнимаю, прошу больше отдыхать, меньше работать. Твой В. Ульянов» (из писем В.И. Ленина к Крупской Н.К. 1919 г.) В мировой истории не очень много исторических личностей, которые родились и умерли, через прожитую жизнь, в один день. К таковым, наверное, можно отнести и Надежду Константиновну Крупскую. 26 февраля 1939 года в санатории «Архангельское» под Москвой в тихом кругу родственников и самых близких друзей Надежда Константиновна скромно отметила свое 70-летие. А уже к вечеру этого дня она стала умирать. Агония длилась до утра 27 февраля 1939 года. После чего в этот день верный соратник, жена и вдова Ленина скончалась. Хоронили ее по самому высшему разряду. Говорят Сталин повелел – денег на похороны Крупской не жалеть! Её гроб был выставлен в Москве, в Колонном Зале Дома Союзов, на громадном постаменте, обрамленном множеством цветов и венков. После кремации тела Крупской в Первом Московском крематории, на Донском кладбище, урну с её прахом торжественно, в почетном карауле, несли по Красной Площади все высшие руководители СССР во главе со Сталиным. После торжественного траурного митинга на Мавзолее Ленина урну с прахом Крупской поместили в нишу Кремлевской Стены, прямо за Мавзолеем ее великого мужа. По этому поводу тоже ходили разговоры, что так Сталин хотел, с одной стороны «успокоить» саму Крупскую, чтобы её прах смотрел прямо на саркофаг ее мужа, а с другой стороны, Сталин хотел таким образом , еще раз, «наказать» Крупскую, которая при жизни не могла спокойно видеть гранитную темно-черную пирамиду, в которой покоилось тело ее Владимира Ильича. Похороны Крупской Н.К, март 1939 г. Вспомним, что после смерти Ленина Н.К.Крупская была, почти в единственном числе, кто бурно и публично протестовала против захоронения тела Ленина забальзамированной мумией в Мавзолее. Но к её голосу Сталин и другие соратники Ленина (исключая может Калинина) не прислушались. Перед самой своей смертью Надежда Константиновна посетила Мавзолей в сопровождении врача-бальзаматора Збарского. И стоя у тела Ленина, горько плакала, как бы прощаясь со своей единственной и главной любовью в жизни.

http://ruskline.ru/news_rl/2024/02/26/ya...

Издательство Соловецкого монастыря начинает выпуск книжной серии «Воспоминания соловецких узников 1923-1939 гг.» 17 августа 2013 г. 13:38 Издательство Соловецкого ставропигиального монастыря начинает выпуск книжной серии «Воспоминания соловецких узников 1923-1939 гг.», посвященной памяти заключенных Соловецкого лагеря особого назначения. В первый том вошли воспоминания людей, которые отбывали наказание либо непосредственно на островах архипелага, либо находились в материковых отделениях СЛОНа в период с 1923 по 1927 гг. Издание, которое предваряют обращения губернатора Архангельской области И.А. Орлова и его заместителя по развитию Соловецкого архипелага Р.В. Балашова, ориентировано на самый широкий круг читателей и специалистов, интересующихся отечественной историей. Наместник Соловецкого монастыря архимандрит Порфирий (Шутов) в своем вступительном слове отмечает: «История Соловков в минувшем веке с предельной ясностью свидетельствует о том, каких страшных масштабов может достигать зло, прорывающееся в мир через людей, сердца которых отпали от Бога. И та же история доносит до нас неопровержимый факт: зло бессильно перед твердым стоянием в правде. Мужество тех, кто перед лицом мучителей и самой смерти сумел сохранить внутреннюю свободу и человеческое достоинство, выводит исторический опыт Соловков далеко за рамки национальной истории России, вписывает драгоценную страницу в летопись человеческого духа. Наряду с добропобедными мучениками первохристианской эпохи мы почитаем новомучеников и исповедников Российских — по историческим меркам наших современников и родственников. Их подвиг дает нам силы. Он освещает евангельским светом нашу жизнь, ясно раскрывая ее подлинный смысл. Зло нередко прячется в красивые одежды, тем самым стремясь быть неузнанным. Чтобы понять его гибельную суть, его надо увидеть обнаженным и безобразным. Именно таким оно предстает в воспоминаниях людей, прошедших " красные Соловки " и другие большевистские лагеря и тюрьмы. Авторы этих воспоминаний — люди разные по возрасту, жизненному опыту, образованию, национальности, религиозности. И пишут они о своем времени по-разному. Но в их воспоминаниях открывается целостная картина добра и зла, подвига и предательства, жизни и смерти. Книга, которую читатель держит в руках, — непростое чтение. Оно требует от ума, сердца и души большого напряжения и отклика в личном покаянии, изменения убеждений, чувств, поступков. Надеемся, что погружение в историю поможет современнику лучше понять свое время и обрести в нем спасительные евангельские пути». Подробнее об издании см. на сайте Соловецкого монастыря Патриархия.ru Календарь ← 7 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/3169308.ht...

Отец Арсений родился в Москве в 1894 г. В 1911 г. окончил гимназию и поступил на историко-филологический факультет Московского Императорского Университета. В 1916г. окончил университет, болел эндокардитом более восьми месяцев. В это время он написал свои первые работы по искусству – древнему русскому зодчеству. В начале 1917 г. после периода духовных исканий он уехал в Оптину пустынь, где был послушником двух старцев – Анатолия и Нектария. Здесь совершился его монашеский постриг, затем он был рукоположен в иеромонаха. В 1919г. отец Арсений по благословению старцев вернулся в Москву и был определен третьим священником в один из Московских храмов. Для этого понадобилось специальное разрешение св. Патриарха Тихона, т.к. служение иеромонахов на приходах обычно не допускалось. В начале 1921 г. о. Арсений стал вторым священником, а в конце 1921 г., когда настоятель храма отец Павел был переведен и вскоре арестован, настоятелем стал отец Арсений. За восемь лет служения он собрал в своем храме значительную общину, для которой стал любимым пастырем и духовником. В 1927 г. в конце декабря отец Арсений был первый раз арестован и выслан в Архангельскую область на два года. После окончания срока ссылки отец Арсений служил в подмосковном храме (за пределами стокилометровой зоны). В 1931 г. – опять был арестован и сослан в Вологодскую область на пять лет. Теперь отец Арсений получил разрешение жить в Вологодской, Архангельской и Владимирской областях. Служить в храме было нельзя, служил дома. Несколько раз тайно приезжал в Москву, встречался с владыкой Афанасием (Сахаровым), просил его рукоположить нескольких своих духовных чад в священный сан, на что получил согласие владыки Афанасия. Тайно окормлял свою духовную общину. Затем – третий арест в 1939 г., новая ссылка в Сибирь, потом – на Урал. Около года отец Арсений пробыл в ссылке в с. Троицкое Архангельской обл. В мае 1940 г. – был вновь арестован и заключен в Уральский лагерь. В марте 1941 г. переведен в лагерь усиленного режима, переписка и приезды духовных чад почти прекратились, а в 1942 г. – в лагерь особого режима, где переписка и посещения окончательно были запрещены. Только весной 1958 г. отец Арсений был освобожден из лагеря особого режима и поселился в г. Ростове Великом у Надежды Петровны. Скончался отец Арсений в 1975 г. и был погребен на кладбище г. Ростова. На могиле его был положен гранитный камень с надписью:

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1956...

В 1907 г. на собранные крестьянином Петром Ворониным по просительной книге средств с добавлением церковных 500 руб. в Дмитриевской церкви был устроен новый иконостас. В 1908 г. по духовному завещанию коллежского секретаря И. Н. Министрова храм получил 14 000 руб. на содержание церквей в Горлово и в соседнем Ново-Александрове, а также призрение бедных прихожан. В 1910 г. на церковные деньги и пожертвования прихожан были оштукатурены вновь устроенные в церкви приделы и возведена вокруг нее новая кирпичная ограда. В пределах ограды также построили два каменных помещения для церковно-хозяйственных потребностей. В 1914 г. при Дмитриевской церкви села Горлова числилось земли усадебной 7 дес. 1800 саж. кв., пахотной 32 дес., сенокосной 1 дес. В церковной библиотеке насчитывалось 120 книг духовного содержания. В приходе действовало земское начальное училище, четырехклассное земское и двухклассное училища. В приход храма, помимо самого села, входили также жители деревни Даниловки. В 1905 г. скончался и был погребен возле апсиды горловского храма его второй штатный священник А. Е. Незлобин. С этого времени И. Я. Архангельскому сослужил брат покойного Алексей Ефимович Незлобин. Многолетнее пастырское служение И. Я. Архангельского завершилось его кончиной в конце 1905 г. Глубоко почитаемый горловцами сельский батюшка и подвижник народного образования был погребен на кладбище при Дмитриевской церкви. Священник А. Е. Незлобин продолжал служить в Дмитриевском храме во время гражданской войны и в первые годы советской власти, до самой своей смерти в 1926 г. Преемником И. Я. Архангельского стал в 1916 г. его племянник Валентин Михайлович Попов. В 1939-1940 гг. местными властями была предпринята попытка уничтожить здание закрытой Дмитриевской церкви. С колокольни были сняты и отправлены на переплавку колокола, один небольшой колокол остался в селе в качестве пожарного. Были сломаны венчания церковного здания и снята жесть с его крыши. Кирпич храма предполагалось использовать для возведения новых построек. Сравнительно быстро были разобраны колокольня, паперть и церковная ограда, однако с основным объемом храма возникли проблемы – кирпичная кладка начала ХХ в. оказалась практически монолитной и не давала целого кирпича. Не удалось до конца разрушить даже алтарную часть, так что от этой идеи вскоре отказались.

http://sobory.ru/article/?object=18733

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010